Мимика лица что означает: о чем говорят глаза, взгляд и выражения лица

Содержание

Мимика, как средство общения

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему- или кому-либо. Для понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. Последние контролируются правым полушарием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица. Правда, положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Особенно экспрессивны губы и глаза человека. Последние, например, могут характеризоваться широкой раскрытостью или суженностью, блеском или тусклостью (что зависит от количества слезной жидкости, кровенаполнения сосудов слизистой оболочки), величиной зрачка. «Брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи, а Л. Н. Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Улыбка может выражать радость и доброжелательное отношение к человеку, поэтому писатель В.

Солоухин справедливо отметил ее важную роль для взаимоотношений людей и их самочувствия: «Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет». Однако улыбки бывают разные. Если человек допустил ошибку, он может виновато улыбаться, как бы прося извинения. Улыбка старшего может являться знаком одобрения поступка или действия ребенка. Улыбка может выражать дружелюбие, стремление войти в контакт. Но она может отражать и сарказм, иронию, и лицемерное дружелюбие, и превосходство человека (снисходительная улыбка). Улыбка может быть «дежурной», по сути обозначая безразличное отношение к человеку. При заискивании у человека может проявляться чрезмерная улыбчи-вость. Улыбка, сопровождаемая поднятием бровей, обозначает, как правило, готовность подчиниться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство и стремление осуществлять социальный контроль (И. Атватер, 1983).

Неоднозначность толкования мимики относится и к другим выражениям лица: разлету бровей, движениям глазных яблок, прищуру век и т. п. Мимика может иметь универсальный характер (например, опущенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоциях, переживаемых человеком: гневе, презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страдании). С другой стороны, одно и то же состояние может выражаться разными неспецифическими мимическими средствами. Так, гнев и радость могут выражаться как суженными, так и широко раскрытыми глазами. В этом случае для правильного распознавания эмоции требуются дополнительные признаки. Простые мимические признаки входят в состав мимических симптомокомплексов, отражающих различные сочетания положения глаз, губ, век, бровей (рис. 2.2), подвижность лица и его частей. Опознание эмоций зависит от участия в их отражении многих лицевых мышц.


По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если человек в процессе общения занимает агрессивно-жесткую позицию, то он обычно смотрит собеседнику прямо в глаза, широко открыв свои, губы у него твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигая губами. Если человек расположен к контактам, взаимодействию, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие морщин на лбу, взгляд из-под прикрытых век. Один из американских психологов говорит, что продавец может угадать то, что у покупателя на уме. Если глаза покупателя опущены к земле, а лицо отворачивается в сторону, сделка не состоится. Напротив, если рот расслаблен, без вынужденной улыбки, подбородок выставлен вперед, то много шансов на то, что покупатель обдумывает сделанное ему предложение. Если его взгляд на несколько секунд встречается с взглядом продавца и при этом он улыбается легкой боковой улыбкой, то это означает, что он склоняется на сторону продавца. Наконец, если покупатель опускает голову, склоняясь к продавцу, улыбается расслабленно с энтузиазмом — покупка действительно будет сделана.

Дж. Фаст (J. Fast, 1978) отмечает, что из всех частей тела, которые используются для передачи информации, глаза являются самой важной и наиболее приспособленной для передачи наиболее тонких нюансов. Хотя глазное яблоко само по себе ничего не показывает, глаза оказывают эмоциональное воздействие благодаря тому, что они используются во взаимодействии с лицом. Они создали обманчивое представление о своих возможностях из-за того, что с помощью изменений в продолжительности взгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации. Самым главным в управлении глазами является взгляд, который может быть мимолетным и упорным, настойчивым, скользящим по поверхности и острым, цепляющимся за каждый предмет, проникающим в душу, прямым и косым, взглядом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим и спрятанным за прикрытыми ресницами.

Быстрый взгляд и опущенный взор говорят «Я тебе доверяю. Я тебя не боюсь» или что мы уважаем уединение человека и не думаем «глазеть» на него. С другой стороны, длительный, дольше времени, допустимого по нормам вежливости, взгляд используется, когда хотят «поставить человека на место». Длительный взгляд может означать осуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.).

Б. Аргайл (Argyle, 1983) рассматривает значение длительности контакта глаз общающихся друг с другом людей. Он в какой-то мере опровергает бытующее мнение, что люди, которые не смотрят нам в глаза, что-то скрывают. Он подсчитал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60% всего времени общения.

Он также заметил, что если два человека во время разговора смотрят друг на друга больше 60% времени, то они, вероятно, более заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что они обсуждают (например, влюбленные или люди, готовые к драке). Б. Аргайл полагает также, что абстрактные мыслители стремятся к активному контакту глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными образами, потому что у первых больше способности к интегрированию поступающей информации и их труднее отвлечь.

Датский ученый Г. Нильсен выявил, снимая интервью на пленку, что человек, который чаще других глядел на своего интервьюера, отворачивался в сторону 27% всего времени, занятого беседой.

Человек, который реже смотрел на интервьюера, бросал взгляды в сторону 92% времени. Половина людей смотрела в сторону 50% того времени, которое ушло на интервью. Он обнаружил также, что люди больше склонны к контакту глаз, когда они слушают, чем когда говорят. Они отводят глаза также тогда, когда задаются вопросом, от которого чувствуют себя неудобно, ощущают вину. Многие люди начинают говорить, глядя в сторону от своих собеседников. Г. Нильсен полагает, что таким образом люди стараются создать себе условия, чтобы их ничего не отвлекало от их речи.

Экслайн и Винтерс (Exline, Winters, 1965) показали, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше (Waid, Orne, 1981). Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность.

Слушающий же больше глядит в сторону говорящего, «посылая» ему сигналы обратной связи (Argyle, 1983). Как показал Меграбян (Mehrabian, 1972), обмениваться взглядами очень важно для процесса общения и установления положительных отношений. В его эксперименте интервьюер брал интервью одновременно у двух человек, но смотрел преимущественно на одного. В результате тот, на которого смотрели больше, оценивал интервьюера более положительно, а тот, на кого смотрели мало, — более негативно, считая при этом, что то, что он говорил, было ему не интересно.

По данным Р. Экслайна, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины. Когда людей расспрашивали об их личных проблемах, они смотрели на интервьюера не столь часто, как в тех случаях, когда их расспрашивали об отдыхе, интересе к литературе и спорту. Когда кто-то смотрел в сторону, это означало, что он еще не закончил свое объяснение и не хочет, чтобы его прерывали. Если его глаза скрещивались с глазами партнера по общению, то таким образом он подавал сигнал: «Вот что я хочу сказать.

А что по этому поводу думаете вы?» Если слушающий собеседника человек глядит мимо него, то он подает сигнал: «Я не совсем удовлетворен тем, что вы сказали. У меня другое мнение». Возможна и другая интерпретация: «Я не хочу, чтобы вы знали, что я думаю по этому поводу».

Бердвистл перечислил 23 различных положения века, которые легко могли идентифицировать пять женщин. Однако все они пришли к выводу, что лишь четыре положения века (глаза открытые, приспущенные веки, косящий взгляд и плотно закрытые глаза) имеют какой-то смысл и несут определенную информацию. Сами же женщины смогли воспроизвести только пять положений век. Мужчины же смогли воспроизвести десять таких положений, а некоторые — и пятнадцать.

Некоторые специалисты утверждают, что в отношении бровей существует 40 позиций, но лишь меньшая их часть имеет смысловое значение. Соединение же движений век, бровей и лба создает бесчисленное количество различных комбинаций.

Экспрессия лица наиболее информативна при передаче правдивой информации и наименее информативна при передаче лживой информации (Mehrabian, 1972). Следовательно, когда человек хочет скрыть свои переживания или намерения, лицо становится малоинформативным, так как мимика довольно хорошо контролируется человеком, а главным источником информации для партнера является тело.

Как прочесть движения души, или Антропология Нового времени

В карете дорогою. Уже я наслаждаюсь Швейцарией, милые друзья мои! Всякое дуновение ветерка проницает, кажется, в сердце моё и развивает в нём чувство радости. Какие места! Какие места!..

…Мы приехали в Цирих (Цюрих – прим. составителей) в десять часов утра… После обеда пойду – нужно ли сказывать, к кому?

В 9 часов вечера. Вошедши в сени, я позвонил в колокольчик, и через минуту показался сухой, высокий, бледный человек, в котором мне не трудно было узнать – Лафатера. Он ввёл меня в свой кабинет. Услышав, что я тот москвитянин, который выманил у него несколько писем, Лафатер поцеловался со мною – поздравил меня с приездом в Цирих, – сделал мне два или три вопроса о моём путешествии и сказал: «Приходите ко мне в шесть часов; теперь я ещё не кончил своего дела. Или останьтесь в моём кабинете, где можете читать и рассматривать, что вам угодно. Будьте здесь как дома». – Тут он показал мне в своём шкапе несколько фолиантов с надписью: «Физиогномический кабинет» и ушёл. Я постоял, подумал, сел и начал разбирать физиогномические рисунки. Между тем признаюсь вам, друзья мои, что сделанный мне приём оставил во мне не совсем приятные впечатления…

Лафатер раза три приходил опять в кабинет, запрещал мне вставать со стула, брал книгу или бумагу и опять уходил назад. Наконец вошёл он с весёлым видом, взял меня за руку и повёл – в собрание цирихских учёных… Небольшой человек с проницательным взором, – у которого Лафатер пожал руку сильнее, нежели у других, – обратил на себя моё внимание. При первом взгляде показалось мне, что он очень похож на С.И.И.Г. и хотя, рассматривая лицо его по частям, увидел я, что глаза у него другие, лоб другой и всё, всё другое, однако ж первое впечатление осталось, и мне никак не можно было разуверить себя в сём сходстве. Наконец я положил, что хотя и нет между ними сходства в наружней форме частей лица, однако ж оно должно быть во внутренней структуре мускулов! Вы знаете, друзья мои, что я ещё и в Москве любил заниматься рассматриванием лиц человеческих, искать сходства там, где другие его не находили, и проч. и проч., а теперь, будучи обвеян воздухом того города, который можно назвать колыбелью новой физиогномики, метоскопии, хиромантии, подоскопии, – теперь и вы бойтесь мне на глаза показаться!..

…Вы, конечно, не потребуете от меня, чтобы я в самый первый день личного моего знакомства с Лафатером описал вам душу и сердце его. На сей раз могу сказать единственно то, что он имеет весьма почтенную наружность: прямой и стройный стан, гордую осанку, продолговатое и бледное лицо, острые глаза и важную мину. Все его движения живы и скоры; всякое слово говорит он с жаром. В тоне его есть нечто учительское и повелительное, происшедшее, конечно, от навыка говорить проповеди, но смягчаемое видом непритворной искренности и чистосердечия. Я не мог свободно говорить с ним, первое, потому, что он, казалось, взором своим заставлял меня говорить как можно скорее, а второе, – потому, что я беспрестанно боялся не понять его, не привыкнув к цирихскому выговору.

11 августа. В 10 часов вечера. Пришедши в одиннадцать часов к Лафатеру, нашёл я у него в кабинете жену владетельного графа Штолберга, которая читала про себя какой-то манускрипт, между тем как хозяин (NB: в пёстром своём шлафроке) писал письма. Через полчаса комната его наполнилась гостями. Всякий чужестранец, приезжающий в Цирих, считает за должность быть у Лафатера. Сии посещения могли бы иному наскучить, но Лафатер сказал мне, что он любит видеть новых людей и что от всякого приезжего можно чему-нибудь научиться. Он повёл нас к своей жене, где пробыли мы с час, – поговорили о французской революции и разошлись. После обеда я опять пришёл к нему и нашёл его опять занятого делом. К тому же всякую четверть часа кто-нибудь входил к нему в кабинет или требовать совета, или просить милостыни. Всякому отвечал он без сердца и давал,
что мог…

выражение лица | Encyclopedia.com

выражение лица Можем ли мы доверять нашей интерпретации выражения лица иностранца; нам нужен переводчик выражений? Являются ли выражения, такие как жесты и слова, социально усвоенными и, следовательно, культурно специфичными по своему значению? Или наши выражения являются продуктом нашей эволюции и, следовательно, универсальны? Почему брови при удивлении поднимаются вверх, а не опускаются? Есть ли выражения лица у других животных, и если да, то имеют ли они такое же значение, как у людей? Можем ли мы использовать наши выражения, чтобы лгать о том, что мы чувствуем, или они более надежны, чем слова?

Великий теоретик эволюции Чарльз Дарвин написал книгу о выражении лица. «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он рассматривал эти вопросы (кроме вопроса о лжи). Примечательно, что многие из его наблюдений, впервые опубликованных в 1872 году, недавно оказались в значительной степени правильными. Как предположил Дарвин, выражения лица ряда эмоций универсальны, а не культурно-специфичны. Мышцы, которые сокращаются, чтобы вызвать выражение гнева, страха, печали, отвращения и удовольствия, одинаковы во всем мире, независимо от пола или культуры. Это было установлено тремя видами исследований. Когда людей из разных культур просили определить эмоции, представленные на фотографиях с разным выражением лица, они в целом давали одинаковые ответы. В одном наборе исследований изучались люди из изолированной культуры каменного века в Новой Гвинее, которые в то время не могли научиться делать или интерпретировать выражения от посторонних или средств массовой информации. Во втором типе исследований людей просили использовать свои лица, чтобы имитировать разные эмоции, и выяснилось, что представители разных культур демонстрируют одинаковые выражения. На рисунке показаны люди из изолированной культуры Новой Гвинеи, демонстрирующие три эмоции. В последнем типе исследований измерялись спонтанные выражения, когда люди из разных культур находились в одинаковых эмоциональных условиях, и было обнаружено, что одни и те же выражения проявлялись при одинаковых обстоятельствах.

Также могут быть универсальные выражения для удивления, презрения и смущения, а также для гнева, страха, печали, отвращения и удовольствия, но доказательства не столь полны. Любовь и ненависть — которые, вероятно, не имеют уникального выражения лица — связаны с сильными чувствами, но эти чувства длятся гораздо дольше, чем эмоции, которые могут длиться всего несколько секунд или максимум минут. Любовь и ненависть лучше рассматривать как аффективные установки, а не как сиюминутные эмоции. Могут быть выражения лица для других эмоций, таких как стыд или благоговение, но их еще предстоит идентифицировать.

Не все выражения эмоций на лице универсальны. Все люди в процессе взросления учатся управлять своей мимикой. Вежливое и правильное поведение требует, чтобы мы использовали то, что было названо правилами демонстрации , которые определяют, кто может показывать, какие эмоции кому и когда. Например, во многих обществах люди, проигравшие в публичном состязании, пытаются скрыть любые признаки своего разочарования. Хотя мы знаем, что должны делать, это не всегда означает, что правило отображения действительно соблюдается. Существуют культурные различия в правилах отображения. Например, в одном эксперименте, когда присутствовал представитель власти, японцы маскировали вежливой улыбкой признаки любых негативных эмоций больше, чем американцы. Когда никого не было, американские и японские испытуемые демонстрировали одинаковое эмоциональное выражение при просмотре разных эмоциональных сцен. Непонимание в межкультурном общении происходит, когда люди не осознают, что различие в правилах отображения приводит к различному выражению, а не лежащим в основе эмоциям.

Дарвин также пытался объяснить, почему мы делаем определенные выражения, которые мы делаем для определенных эмоций. Почему брови при удивлении поднимаются, а не опускаются? Основываясь на идеях Дарвина, современные теоретики считают, что эти выражения произошли от движений, которые имели функциональную ценность — поднятие бровей может пропускать больше света, поднятие верхней губы обнажает зубы и так далее. В ходе нашей эволюционной истории эти движения были ритуализированы, чтобы сообщать намерения другим. Самое сложное для объяснения выражение лица — это улыбка.

Дарвин утверждал, что эмоции и их выражение присущи не только людям, но и другим животным. Почти все наши лицевые мышцы можно найти у других приматов. Шимпанзе, например, демонстрируют некоторые выражения, которые имеют сходство с человеческими выражениями. Но действительно ли они испытывают одни и те же эмоции? Без способности к словам они, вероятно, не могут думать или планировать свои эмоции так же легко, как это делаем мы. Но они демонстрируют сходное с нашим выражение лица, когда играют, когда им угрожает опасность, когда они собираются напасть или когда их молодое потомство забирают. Когда мы смотрим на животных с менее развитым мозгом, мы обнаруживаем, что вокализация играет более важную роль, чем выражение лица. У людей и лицо, и голос сигнализируют об эмоциях.

Выражения эмоций на лице непроизвольны и возникают почти сразу же при возникновении эмоции. Тем не менее, мы можем в значительной степени прервать или подавить выражения, если сосредоточимся на этом. Мы также можем намеренно выражать определенные эмоции, когда мы их не чувствуем. Это трудно сделать из-за страха и печали, потому что у большинства людей нет произвольного контроля над определенными лицевыми мышцами, задействованными в этих выражениях. Ложное выражение удовольствия, гнева, отвращения и удивления легко вызвать, хотя тщательное измерение скорости, симметрии и специфической мышечной активности предполагает, что можно отличить спонтанное выражение от ложного даже этих эмоций.

Различные области мозга участвуют в распознавании эмоций (что чувствует этот человек?) и распознавании личности (кто этот человек?). Пациенты с повреждением (в результате инсульта или несчастного случая) одной области мозга могут не знать, кто такие другие люди, но они знают, что они чувствуют, в то время как пациенты с повреждением другой области мозга знают, кто такие люди, но не знают, что они чувствуют. Недавние исследования показали, что восприятие различных выражений эмоций на лице активирует разные области мозга, предполагая, что мы не только очень чувствительны к выражению лица, но и развились очень специализированные механизмы для обработки этой информации.

Пол Экман

См. также эмоции; лицо.

Анализ выражения лица: полное карманное руководство

Эмоции — это сущность того, что делает нас людьми. Они влияют на нашу повседневную жизнь, социальные взаимодействия, наше внимание, восприятие и память.

Наше лицо — один из сильнейших индикаторов эмоций. Когда мы смеемся или плачем, мы демонстрируем свои эмоции, позволяя другим заглянуть в наши мысли, когда они «читают» наше лицо на основе изменений в ключевых чертах лица, таких как глаза, брови, веки, ноздри и губы.

Компьютерное распознавание выражения лица довольно впечатляюще имитирует наши человеческие навыки кодирования, поскольку оно фиксирует необработанные, нефильтрованные эмоциональные реакции на любой тип эмоционально увлекательного контента. Но как именно это работает?

У нас есть ответы. Это исчерпывающее руководство по анализу выражений лица — это все, что вам нужно, чтобы научиться распознавать эмоции и исследовать качество эмоционального поведения. Сейчас самое подходящее время, чтобы начать.

NB . этот пост является выдержкой из нашего карманного руководства по анализу выражения лица. Вы можете скачать бесплатную копию ниже и получить еще больше информации о мире анализа выражений лица.

Бесплатно Руководство по анализу выражения лица на 42 страницах

Для начинающих и продолжающих

  • Получите полное представление обо всех аспектах
  • Ценные идеи анализа выражения лица
  • Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень

Содержание

Что такое выражение лица?

Наше лицо — сложная, высокодифференцированная часть нашего тела. Фактически, это одна из самых сложных сигнальных систем, доступных нам. Он включает более 40 структурно и функционально автономных мышц, каждая из которых может активироваться независимо друг от друга.

Мышечная система лица — это единственное место в нашем теле, где мышцы либо прикреплены к костям и лицевым тканям (другие мышцы в человеческом теле соединяются с двумя костями), либо только к лицевым тканям, таким как мышцы, окружающие глаза или губы.

Очевидно, что активность мышц лица в высокой степени специализирована для выражения — она позволяет нам делиться социальной информацией с другими и общаться как вербально, так и невербально.

Знаете ли вы?

Почти все лицевые мышцы активируются одним единственным нервом — лицевым нервом . Однако есть одно исключение: верхнее веко иннервируется глазодвигательным нервом , который отвечает за большую часть движений глаз, сокращение зрачка и поднятие века.

Лицевой нерв контролирует большинство лицевых мышц

Все мышцы нашего тела иннервируются нервами, которые идут в спинной и головной мозг. Нервное соединение является двунаправленным, что означает, что нерв вызывает мышечные сокращения на основе сигналов мозга (мозг-мышца), и в то же время передает информацию о текущем состоянии мышц обратно в мозг (мышца-мозг). ).

Что такое выражение лица?

Мимика — это движения многочисленных мышц, иннервируемых лицевым нервом, которые прикрепляются к коже лица и двигают ее.

Почти все мышцы лица иннервируются одним нервом, поэтому их просто называют лицевым нервом.

В несколько более медицинских терминах лицевой нерв также известен как «VII. черепно-мозговой нерв».

Лицевой нерв выходит из глубины ствола мозга, выходит из черепа чуть ниже уха и разветвляется на все мышцы, как дерево. Интересно, что лицевой нерв также связан с гораздо более молодыми моторными областями в нашей новой коре (нео, поскольку эти области присутствуют только в мозге млекопитающих), которые в первую очередь отвечают за движения лицевых мышц, необходимые для разговора.

Знаете ли вы?

Как следует из названия, ствол мозга является эволюционно очень древней областью мозга, которую люди разделяют почти со всеми живыми животными.

Выражение лица и эмоции

Гипотеза лицевой обратной связи: как изобретательно обнаружили Фриц Штрак и его коллеги в 1988 году , выражение лица и эмоции тесно переплетены. В их исследовании респондентов просили держать ручку во рту, оценивая мультфильмы по содержанию юмора. В то время как одна группа держала ручку между зубами с открытыми губами (имитируя улыбку), другая группа держала ручку только губами (мешая правильной улыбке).

Вот что выяснил Фриц Штрак: Первая группа оценила мультфильм как более юмористический. Страк и его команда восприняли это как доказательство гипотезы лицевой обратной связи , постулирующей, что избирательная активация или торможение лицевых мышц оказывает сильное влияние на эмоциональную реакцию на раздражители.

Эмоции, чувства, настроения

Что такое эмоции?

В повседневном языке эмоции — это любые относительно кратковременные сознательные переживания , характеризующиеся интенсивной умственной деятельностью и высокой степенью удовольствия или неудовольствия. В научных исследованиях непротиворечивое определение еще не найдено. Безусловно, между психологическими и нейронаучными основами эмоций, настроений и чувств существуют концептуальные совпадения.

Эмоции тесно связаны с физиологическим и психологическим возбуждением с различными уровнями возбуждения, связанными с определенными эмоциями. В терминах нейробиологии эмоции можно определить как сложных программы действий, запускаемых при наличии определенных внешних или внутренних раздражителей.

Эти программы действий содержат следующие элементы:

  1. Физические симптомы , такие как учащение пульса или проводимости кожи. В основном эти симптомы бессознательны и непроизвольны.
  2. Тенденции действий , например, действия «сражайся или беги», направленные либо на немедленное уклонение от опасной ситуации, либо на подготовку физической атаки противника.
  3. Выражения лица , например, оскалив зубы и нахмурившись.
  4. Когнитивные оценки событий, стимулов или объектов.

Эмоции, чувства и настроения

Чувства — это субъективные восприятия программ эмоциональных действий. Чувства управляются сознательными мыслями и размышлениями — у нас наверняка может быть эмоции без чувств, однако мы просто не можем иметь чувства без эмоций.

Настроения — это диффузные внутренние субъективные состояния, обычно менее интенсивные, чем эмоции, и длящиеся значительно дольше. На настроение сильно влияют личностные черты и характеристики. Произвольное выражение лица (например, улыбка) может вызывать телесные эффекты, подобные тем, которые вызываются реальными эмоциями (например, счастьем).

Аффект описывает вместе эмоции, чувства и настроения.

Можете ли вы классифицировать эмоции?

Выражение лица — это лишь один из многих коррелятов эмоций, но они могут быть наиболее очевидными. Очевидно, что люди способны воспроизводить тысячи слегка различающихся наборов выражений лица, однако существует лишь небольшой набор отличительных конфигураций лица, которые почти у каждого ассоциируются с определенными эмоциями, независимо от пола, возраста, культурного происхождения и истории социализации.

Эти категориальные эмоции:

Открытие того, что почти каждый человек может воспроизвести и распознать соответствующие выражения лица этих эмоций, привело некоторых исследователей к (обсуждаемому!) предположению, что они универсальны.

Посетите наш веб-семинар: Что такое эмоции и как мы их измеряем

Методы анализа выражения лица

Выражения лица можно собирать и анализировать тремя различными способами:

  1. Путем отслеживания электромиографической активности лица (фЭМГ) )
  2. Путем живого наблюдения и ручного кодирования мимики
  3. Путем автоматического анализа выражения лица с использованием алгоритмов компьютерного зрения

Давайте объясним их подробнее.

Электромиография лица (фЭМГ)
С помощью ЭМГ лица можно отслеживать активность лицевых мышц с помощью электродов, прикрепленных к поверхности кожи. фЭМГ обнаруживает и усиливает крошечные электрические импульсы, генерируемые соответствующими мышечными волокнами во время сокращения. Наиболее распространенные участки фЭМГ находятся вблизи следующих двух основных групп мышц:

1. Правая/левая мышца, сморщивающая бровь («морщина бровей»):

Это маленькая, узкая, пирамидальная мышца возле брови, обычно связанная с нахмуриванием бровей. Корругатор тянет бровь вниз и к центру лица, создавая вертикальные морщины на лбу. Эта группа мышц активна для предотвращения сильного солнечного света или при выражении негативных эмоций, таких как страдание.

2. Правая/левая скуловая мышца (большая):

Эта мышца тянется от каждой скулы к углам рта и тянет угол рта вверх и наружу, что обычно связано с улыбкой.

Система кодирования лицевых движений (FACS)

Система кодирования лицевых движений (FACS) представляет собой полностью стандартизированную систему классификации выражений лица для опытных кодировщиков на основе анатомических особенностей. Эксперты внимательно изучают видео с лицами и описывают любое выражение лица как комбинацию элементарных компонентов, называемых единицами действия (ЕД).

Распространенное заблуждение состоит в том, что FACS связан с чтением эмоций. По сути, FACS — это просто система измерения, которая не интерпретирует значение выражений. Это все равно, что сказать, что цель езды на велосипеде — ехать на работу. Конечно, вы можете ездить на велосипеде на работу, но вы можете использовать его и для многих других целей (для отдыха, спортивных тренировок и т. д.). Вы поняли идею.

Однако на этапе анализа система FACS допускает модульное построение эмоций на основе комбинации ЕД.

С кодированием единиц выражения лица вы можете получить все знания, чтобы отделить следующие три категории выражений лица:

  1. Макровыражения обычно длятся от 0,5 до 4 секунд, происходят в повседневных взаимодействиях и, как правило, очевидны невооруженным глазом.
  2. Микровыражения длятся менее полсекунды, возникают при попытке сознательно или бессознательно скрыть или подавить текущее эмоциональное состояние.
  3. Тонкие выражения связаны с интенсивностью и глубиной лежащих в их основе эмоций. Мы не постоянно улыбаемся и не поднимаем брови — интенсивность этих движений лица постоянно меняется. Тонкие выражения обозначают любое выражение лица, когда интенсивность связанной эмоции все еще считается низкой.

Из-за этих ограничений появилось новое поколение технологий выражения лица, полностью автоматизированных и основанных на компьютерах.

Технология анализа выражения лица

Основанные на новаторских исследованиях ключевых академических институтов США и Европы, процедуры автоматического распознавания выражения лица были разработаны и доступны для широкой публики, мгновенно обнаруживая лица, кодируя выражение лица и распознавая эмоции. состояния.

Этот прорыв в основном стал возможен благодаря внедрению самых современных алгоритмов компьютерного зрения и машинного обучения, а также сбору высококачественных баз данных выражений лица по всему миру.

Знаете ли вы?

Автоматизированное кодирование лиц произвело революцию в области аффективной неврологии и инженерии биосенсоров, сделав аналитику эмоций и идеи коммерчески доступными для научного сообщества, коммерческих приложений и общественного достояния.

В этих технологиях используются камеры, встроенные в ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны, или автономные веб-камеры, установленные на экранах компьютеров, для записи видео респондентов, когда они сталкиваются с контентом различных категорий.
Использование недорогих веб-камер устраняет потребность в специализированных высококлассных устройствах, что делает автоматическое кодирование выражения лица идеально подходящим для записи видео лиц в самых разных естественных условиях окружающей среды, таких как дома респондентов, рабочее место, автомобиль, общественный транспорт и многое другое. .

Посетите наш веб-семинар на тему «Удаленное исследование с помощью iMotions: анализ выражения лица и кодирование поведения, не вставая с дивана»

Какие именно научные и технологические процедуры скрываются за этим волшебным черным ящиком?

Технология автоматического кодирования лиц

Более или менее все механизмы распознавания эмоций состоят из одних и тех же шагов. Например, Emotient FACET применяет следующее:

Распознавание лиц
Положение лица определяется в видеокадре или изображении, что может быть достигнуто, например, путем применения алгоритма каскадного классификатора Виолы Джонса. Это может показаться изощренным, но на самом деле вы можете найти эту технологию и в камере вашего iPhone или Android-смартфона. В результате получается рамка для лица, обрамляющая обнаруженное лицо.

Обнаружение признаков
На обнаруженном лице обнаруживаются ориентиры лица, такие как глаза и уголки глаз, брови, углы рта, кончик носа и т. д. После этого внутренняя модель лица корректируется по положению, размеру и масштабу, чтобы соответствовать реальному лицу респондента. Вы можете представить это как невидимую виртуальную сетку, которую накладывают на лицо респондента: всякий раз, когда лицо респондента движется или меняет выражение, модель лица мгновенно адаптируется и следует за ней. Как следует из названия, модель лица представляет собой упрощенную версию настоящего лица респондента. В нем гораздо меньше деталей (так называемых функций) по сравнению с реальным лицом, однако оно содержит именно те черты лица, которые необходимы для выполнения работы. Примерными признаками являются отдельные точки-ориентиры (углы бровей, уголки рта, кончик носа), а также группы признаков (весь рот, вся дуга бровей и т. д.), отражающие весь «гештальт» эмоционально показательной области лица.

Классификация признаков
Когда доступна упрощенная модель лица, информация о положении и ориентации всех ключевых признаков поступает в качестве входных данных в алгоритмы классификации, которые переводят признаки в коды Единиц действия, эмоциональные состояния и другие аффективные показатели.

Affectiva AFFDEX

  • Ориентация головы (рыскание, тангаж, крен)
  • Межглазное расстояние и 33 ориентира лица
  • 7 базовых эмоций; валентность, вовлеченность, внимание
  • 20 показателей выражения лица

Вот небольшая теория (и анализ).

Преобразование черт лица в метрики выполняется статистически путем сравнения фактического вида лица и конфигурации характеристик в числовом виде с нормативными базами данных, предоставляемыми механизмами выражения лица.

Что это значит? Текущее выражение лица респондента не сопоставляется по одному со всеми сотнями тысяч изображений в базе данных — это было бы довольно утомительно и длиться вечность. Вместо этого базы данных содержат статистику и нормативные распределения всех характеристик признаков среди респондентов из разных географических регионов и демографических профилей, а также категории стимулов и условия регистрации. Каждая система анализа выражений лица использует разные базы данных. Это одна из причин, по которой вы можете получить немного отличающиеся результаты при загрузке одного и того же исходного материала в разные движки.

Классификация проводится на чисто статистическом уровне. Вот пример: если уголки рта респондента подтянуты вверх, человек-кодер закодирует это как активность AU12 («вытягивание уголков губ»), заявив, что респондент улыбается. Вместо этого механизм выражения лица должен вычислять разницу по вертикали между углами рта и центром рта, возвращая значение 10 мм. Это значение сравнивается со всеми возможными значениями в базе данных (например, значениями от 0 до 20 мм).

В нашем примере выражение лица респондента, по-видимому, находится прямо в середине распределения «улыбка» (0 < 10 < 20 мм). Для движка определенно можно с уверенностью сказать, что текущее выражение сильнее легкой улыбки, но не так сильно, как широкая улыбка.

В идеальном мире классификатор возвращает либо «Да», либо «Нет» для каждой эмоции, ЕЕ или показателя. К сожалению, это не так просто. Взгляните еще раз на классификатор «улыбки»:

Закрашенные точки (скорее слева) — это все конфигурации рта в базе данных, которые не классифицируются как улыбки, а белые точки (скорее справа) представляют конфигурации рта, которые считаются улыбками.

Оранжевая линия обозначает критерий классификации.

Все, что находится слева от строки, классифицируется как «не улыбка», тогда как все, что находится справа, классифицируется как «улыбка».

Очевидно, существует размытая переходная зона между отсутствием улыбки и улыбкой, где некоторые конфигурации рта неправильно классифицируются — это могут быть тонкие улыбки, которые остаются незамеченными, или другие конфигурации открывания рта, которые могут быть скорее зевотой, чем улыбкой. Как следствие, классификатор может возвращать только вероятностный результат, отражающий вероятность или шанс того, что выражение является подлинной «улыбкой».

В нашем примере улыбка респондента довольно заметна и заканчивается справа от «пространства признаков». Здесь классификатор очень уверен в результате улыбки и возвращает твердые 90%. В других случаях классификатор может быть менее уверен в своей производительности.

Классификация признаков выполняется для каждой эмоции, Единицы действия и ключевого признака независимо — классификатор улыбок ничего не знает о классификаторе хмурых взглядов, они просто кодируются независимо друг от друга. В этом хорошо то, что автоматическое кодирование выполняется гораздо более объективно, чем ручное кодирование, когда люди — особенно начинающие программисты — склонны интерпретировать активацию Единицы Действия совместно с другими Единицами Действия, что значительно изменяет результаты.

Прежде чем мы углубимся в визуализацию и анализ результатов классификации лиц, мы рассмотрим некоторые рекомендации и рекомендации о том, как собирать лучшие в своем классе данные.

Оборудование

Давайте перейдем к делу.

Что следует учитывать при получении качественных данных, каковы оптимальные стимулы, что следует учитывать при наборе и инструктировании респондентов? Мы здесь, чтобы помочь.

  • Для начала можно реализовать автоматическое распознавание выражения лица онлайн , то есть пока респонденты подвергаются воздействию эмоциональных стимулов, а выражение их лица отслеживается (и/или записывается).
  • Помимо онлайн-сбора данных, определение выражения лица может применяться в автономном режиме , например, для обработки изображений лица, которые были записаны ранее. Вы даже можете записать большую аудиторию и с минимальным редактированием проанализировать выражение лица каждого респондента.

Для автоматического онлайн-кодирования лица с помощью веб-камер учитывайте следующие характеристики камеры:

  1. Объектив: Используйте стандартный объектив; избегайте широкоугольных объективов или объективов типа «рыбий глаз», так как они могут искажать изображение и вызывать ошибки при обработке.
  2. Разрешение: Минимальное разрешение зависит от модуля анализа выражения лица. Вам, конечно, не нужны разрешения камеры HD или 4K — автоматический анализ выражения лица уже работает для низких разрешений, если лицо респондента хорошо видно.
  3. Автофокус: Вы, безусловно, хотите использовать камеру, способную отслеживать лица респондентов на определенном расстоянии. Некоторые модели камер предлагают дополнительные программные процедуры отслеживания, чтобы ваши респонденты не теряли фокус.
  4. Диафрагма, яркость и баланс белого: Как правило, большинство камер способны автоматически подстраиваться под условия освещения. Однако в случае контрового света регулировка усиления во многих камерах снижает контрастность изображения на переднем плане, что может ухудшить производительность.

Знаете ли вы?

Некоторые камеры могут динамически регулировать количество кадров в зависимости от условий освещения (например, они уменьшают частоту кадров для компенсации плохого освещения), оставляя вам видеофайл с переменной частотой кадров. Это, конечно, не идеально, так как вы получите разные кадры в секунду, что усложнит сравнение и агрегирование результатов по респондентам.

Несколько слов о веб-камерах: Мы предлагаем использовать любую HD веб-камеру. Конечно, вы можете выполнять автоматический анализ выражения лица с помощью любой другой камеры, включая камеры смартфонов, IP-камеры или внутренние веб-камеры ноутбука (в зависимости от вашего приложения). Однако имейте в виду, что эти камеры обычно имеют ограниченные возможности автофокуса, яркости и компенсации баланса белого.

Выписка: Как можно дистанционно проводить анализ выражения лица

Анализ выражения лица (FEA): Области применения

С помощью распознавания выражения лица вы можете проверить влияние любого контента, продукта или услуги, которые должны вызывать эмоциональное возбуждение и реакцию лица, — физические объекты, такие как пищевые зонды или упаковки, видео и изображения, звуки, запахи, тактильные стимулы и т. д. , Особенно непроизвольные выражения, а также тонкое расширение век представляют ключевой интерес, поскольку считается, что они отражают изменения в эмоциональном состоянии, вызванные реальными внешними раздражителями или мысленными образами.

В каких областях коммерческих и академических исследований в последнее время применяются методы распознавания эмоций? Вот краткий обзор наиболее известных областей исследований:

1. Потребительская неврология и нейромаркетинг

В этом нет никаких сомнений: оценка потребительских предпочтений и убедительная коммуникация являются важнейшими элементами маркетинга. Хотя самоотчеты и анкеты могут быть идеальными инструментами для получения информации об отношении и осведомленности респондентов, они могут быть ограничены в фиксации эмоциональных реакций, не зависящих от самосознания и социальной желательности. Вот где проявляется ценность аналитики эмоций: отслеживание выражений лица может быть использовано для существенного обогащения самоотчетов количественными показателями более бессознательных эмоциональных реакций на продукт или услугу. На основе анализа выражения лица можно оптимизировать продукты, оценить сегменты рынка, а также определить целевую аудиторию и персоны. Анализ выражения лица может многое сделать для улучшения вашей маркетинговой стратегии — просто подумайте об этом!

2. Медиа-тестирование и реклама

В исследованиях СМИ отдельные респонденты или фокус-группы могут подвергаться воздействию телевизионной рекламы, трейлеров и полнометражных пилотных фильмов, отслеживая выражение их лиц. Выявление сцен, в которых эмоциональные реакции (особенно улыбки) ожидались, но зрители просто не «поняли» их, так же важно, как и поиск ключевых кадров, которые приводят к самым экстремальным выражениям лица.

В этом контексте вы можете захотеть изолировать и улучшить сцены, которые вызывают нежелательные отрицательные выражения, указывающие на повышенный уровень отвращения, разочарования или замешательства (такие эмоции точно не помогут комедийному шоу стать хитом, не так ли? ) или используйте реакцию вашей аудитории на просмотр, чтобы повысить общий уровень положительных эмоций в финальном выпуске.

3. Психологические исследования

Психологи анализируют выражение лица, чтобы определить, как люди эмоционально реагируют на внешние и внутренние раздражители. В систематических исследованиях исследователи могут специально варьировать свойства стимула (цвет, форму, продолжительность предъявления) и социальные ожидания, чтобы оценить, как характеристики личности и индивидуальная история обучения влияют на выражение лица.

4. Клиническая психология и психотерапевт выражения. Наблюдение за выражением лица, когда пациенты подвергаются воздействию эмоционально возбуждающих стимулов или социальных сигналов (например, лиц других людей), может значительно повысить успех лежащей в основе когнитивно-поведенческой терапии как на этапе диагностики, так и на этапе вмешательства.

Отличным примером является «Лабиринт улыбки», разработанный Центром временной динамики обучения (TDLC) Калифорнийского университета в Сан-Диего. Здесь аутичные дети тренируют выражение лица, играя в игру, похожую на Pacman , где улыбка управляет игровым персонажем.

5. Медицинские применения и пластическая хирургия

Последствия паралича лицевого нерва могут быть разрушительными. Причины включают паралич Белла, опухоли, травмы, заболевания и инфекции. Пациенты обычно борются со значительными изменениями своего внешнего вида, способности общаться и выражать эмоции. Анализ выражения лица можно использовать для количественной оценки ухудшения и оценки успеха хирургических вмешательств, трудовой и физиотерапии , направленных на реактивацию парализованных групп мышц.

6. Пользовательский интерфейс программного обеспечения и дизайн веб-сайта

В идеале работа с программным обеспечением и навигация по веб-сайтам должны доставлять удовольствие — уровень разочарования и путаницы, безусловно, должен быть как можно ниже. Наблюдение за выражением лица, когда тестировщики просматривают веб-сайты или диалоги программного обеспечения , может дать представление об эмоциональном удовлетворении желаемой целевой группы. Всякий раз, когда пользователи сталкиваются с дорожными препятствиями или теряются в сложных подменю, вы, безусловно, можете заметить усиление «негативных» выражений лица, таких как нахмуривание бровей или хмурый взгляд.

7. Разработка искусственных социальных агентов (аватаров)

До недавнего времени роботы и аватары программировались так, чтобы они реагировали на команды пользователя на основе ввода с клавиатуры и мыши. Последние достижения в аппаратных технологиях, компьютерном зрении и машинном обучении заложили основу для создания искусственных социальных агентов, способных надежно определять и гибко реагировать на эмоциональные состояния собеседника-человека. Siri от Apple может быть первым поколением эмоционально интеллектуальных машин, однако компьютерные ученые, врачи и нейробиологи во всем мире усердно работают над еще более умными датчиками и алгоритмами, чтобы понимать текущее эмоциональное состояние пользователя и реагировать соответствующим образом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *