Мимика лица психология в картинках: Фото и Мимика лица в картинках с описанием

от нейросетевой классификации эмоций к моделированию восприятия эксперта / Хабр

WISARD (1984): первая система, различающая улыбку и нейтральное выражение лица

В последние два десятилетия появляются коммерческие варианты компьютерных систем для автоматизированного анализа выражения эмоций, такие как FaceReader (Noldus Information Technology, Нидерланды, см. рис. 1), EmoDetect (Нейроботикс, Россия), аналогичные разработки компаний Affectiva, Microsoft, Amazon. Подобные системы востребованы для оценки персонала, контроля бдительности, нейромаркетинга, судебно-психологической экспертизы, проведения научных исследований в области affective science. Раньше такие задачи решались высоко квалифицированными экспертами в области анализа поведения. Такая работа крайне сложна и трудоемка. С лавинообразным ростом видеоконтента и явным недостатком экспертов использование компьютерных систем, способных надежно оценивать лицевые экспрессии по видеозаписи, стало весьма актуальным.

Рис.1. Фрагмент интерфейса программы FaceReader (Noldus Information Technology, Нидерланды)

В настоящее время de facto доминирующим является нейросетевой подход. Идея его применения основана на: 1) концепции базовых эмоций (см. рис. 2, 3) и 2) предположении о том, что по соответствующей выборке фотографий (пока еще редко видеозаписей), аннотированной экспертами, в ряде случаев, использованием методов краудсорсинга (как это делала компания Neurodata Lab), можно научить нейросеть распознавать эмоции (см. рис. 4).

Рис. 2. Базовые эмоции (радость, удивление, гнев, страх, печаль, отвращение, презрение).Рис. 2. Анкета о выражениях эмоций как сочетаниях отдельных мимических движений. Результаты анкетирования были использованы Ч. Дарвином при подготовке книги «О выражении эмоций у человека и животных», которая легла в основу дискретной теории эмоции (базовых эмоций) П. Экмана.Рис. 4. Пример отображения эмоций в программе FaceReader.

На наш взгляд, практическая реализация нейросетевого подхода имеет ряд принципиальных ограничений.

Во-первых, целый ряд ведущих психологов выражают сомнение в том, что концепция базовых эмоций (Ч. Дарвин, П. Экман, К. Изард и др.) является всеобъемлющей для описания всего спектра эмоциональных состояний человека, отражающихся на его лице.

Во-вторых, обучающая выборка, сформированная на основе фотографий, не может являться репрезентативной, поскольку выражения эмоций не являются статичными и могут описываться только в динамике как комбинация отдельных движений лица. К сожалению, обучающих выборок на основе видеоматериала хорошего качества до сих пор не создано, и, на наш взгляд, сделать это чрезвычайно сложно. Например, только для того, чтобы создать такую выборку лишь для обнаружения эмоции страха по верхней части лица на основании выделения экспертами пяти двигательных единиц FACS (Facial Action Coding System, см. ниже) с учетом их асимметрии, нам потребуется не менее 100 вариантов выражений лица одного человека, не учитывая пол, возраст, расовую, этническую принадлежность респондента и объем обучающей выборки.  Даже при грубом расчете ее минимально необходимого объема он может достигать от 500 тысяч до одного миллиона и более фрагментов видеозаписей соответствующих движений. Мы полагаем, что сделать это практически невозможно. Попытки использования баз данных с синтезированными лицами или «все взять из интернета», оказались несостоятельными. Наш опыт анализа содержания общедоступных аннотированных экспертами баз данных фото- и видеоматериалов (например: Affectiva, Cohn-Kanade, SAMM (Yap et al., 2020) или CASME II (Yan et al., 2014)) показал, что они не могут служить источником надежных данных для обучения нейросети.

В-третьих, нельзя адекватно категоризовать выражения эмоций на лице на основании фотографии как его статического изображения, так как выражение эмоции есть процесс изменения мимики во времени. Ведущие специалисты в области оценки выражений лица, П. Экман и Э. Розенберг (Rosenberg, Ekman, 2020), считают, что  анализ эмоционального выражения лица по фотографии возможен только в контексте обучения эксперта, а реальное аннотирования лицевых экспрессий должно осуществляться по видеозаписи, то есть в динамике. Это связано с тем, что эксперт должен увидеть начало и окончание каждого движения лица и на основании сочетаний отдельных двигательных единиц FACS сделать вывод о наличии той или иной эмоции. Иначе мы можем принять особенности анатомии лица или характерные для данного человека выражения лица (например, поднятые углы бровей или копирование мимической «маски» любимого киногероя) за выражение эмоции.

Цель нашей публикации состоит в том, чтобы поделиться с IT-специалистами и специалистами в области анализа поведения человека нашими соображениями и достижениями в области разработки методологии и технологии автоматического оценивания лицевых экспрессий с помощью созданного нами ПО с акцентом на его использование при решении практических задач, а также в научных исследованиях.

Как нужно и можно анализировать лицо

Разработанная нами методология и технология оценки мимической активности (МА) основана на известной системе FACS (см. рис. 5, 6), разработанной П. Экманом и его коллегами (Ekman, Friesen, Hager, 2002) и получившей  широкое распространение как способ универсального описания движений, наблюдаемых экспертом на поверхности лица.

Рис. 5. Основные AUs (action units, двигательные единицы) системы FACS (Facial Action Coding System).

Основой анализа в системе FACS является двигательная единица – AU (Action Unit), как характерное изменение поверхности лица в форме отдельного движения (например, губ, бровей, век, носогубных складок). Согласно руководству по FACS в ходе визуального анализа лица человека выделяют ограниченный набор AUs. Особо подчеркнем, что система FACS не задает теоретико-методологические рамки для оценки мимических выражений эмоций, и, тем более, выделения определенного набора базовых эмоций.

Рис. 6. AUs (action units, двигательные единицы) системы FACS (Facial Action Coding System).

В современной литературе есть известная дискуссия о том, какие эмоции отражаются в МА, какие из них базовые и сколько их (см., например: Rosenberg, Ekman, 2020, Davidson, Scherer, Goldsmith, 2003, Davis, Panksepp, 2018, Лиза Фельдман Барретт, 2018). Поэтому мы акцентируем внимание читателей на том, что FACS – это система инвариантного описания МА, инструмент, который можно использовать для выделения на лице выражения эмоций и других сложных паттернов МА вне зависимости от того, как разные авторы понимают задачу обнаружения эмоций на лице человека. Система FACS не связана с какими-либо теоретическими предположениями о природе выражения лица, она основана на очевидной и эмпирически подтвержденной связи активности отдельных лицевых мышц и мышечных с групп с соответствующими изменениями поверхности лица. Это важно, поскольку даже профессиональные психологи нередко смешивают эти две проблемы – описание МА и ее категоризацию в виде отдельных эмоциональных экспрессий. FACS – это не более чем инструмент, способ систематической фиксации в поле восприятия определенных движений поверхности лица. Например, AU2 – это поднятие внешней части брови, AU41 – опускание надпереносья, а AU20 – растяжение губ (см. номера отдельных AUs на рис. 1). Совсем другое дело – это выделять из сочетаний AUs базовые эмоции, например, как это делают П. Экман и его соавторы, например радость определяется как сочетание AUs 6+12; 2) грусть – как сочетание AUs 1+4+15 или 1+4+15 (см. рис. 7).

Рис. 7. Сочетания двигательных единиц FACS, соответствующие выражениям базовых эмоций (Ekman, Friesen, Hager, 2002).

Два подхода к автоматическому анализу лицевых экспрессий

Компьютерная система должна с приемлемой точностью и надежностью обнаруживать разные проявления МА, например, отдельные AUs,  базовые эмоции и другие паттерны МА. Выделим два основных подхода к решению этой задачи.

Так называемый селективный подход (selective approach) основан на поиске соответствия определенных выражений лица образцам в ограниченном наборе базовых эмоций или AUs. Его характерные особенности и проблемы состоят в следующем:

  1. Используются нейросети, обученные на ограниченной и, как правило, маловариативной выборке фотографий лиц людей с выражением шести-семи базовых эмоций и отдельных AUs. Как было отмечено выше,  проблема состоит в том, для обучения нейросети нужны обучающие выборки изображений лицевых экспрессий, аннотированные опытными экспертами, а получить их крайне сложно. Тем более, создать такие выборки, где были в большом количестве представлены разные AUs, микровыражения лица (быстрые выражения лица, длительностью менее 500 миллисекунд), не говоря уже о том, что эти данные нужно собрать на разных людях. Серьезным недостатком этого подхода является то, что эксперты, аннотирующие фотографии, составляющие обучающую выборку, оценивают каждое фото на предмет выраженности в нем эмоции или какой-либо AU статически, по впечатлению, а не анализируют видеозапись, оценивая мимические проявления в динамике. На наш взгляд, это серьезная ошибка, поскольку AUs – это двигательные феномены. Нам пока не известны разработки, в которых нейросети обучались бы непосредственно на видеозаписях. По крайней мере, широко распространенные варианты программного обеспечения Face Reader или Affectiva разрабатывались с использованием большой базы аннотированных фотографий и видеофреймов с ограниченным набором интенсивно выраженных AUs.

  2. В силу особенностей используемых компьютерных алгоритмов и ограниченности обучающих выборок быстрые движения (микро выражения) лица не определяются или определяются очень плохо.

  3. В рамках данного подхода у 7-10 % популяции людей в силу их индивидуальных особенностей и/или неврологических проблем невозможно оценить эмоции по выражению лица, а также адекватно оценить AUs. Данное обстоятельство является критичным при использовании селективных систем при полностью автоматическом анализе мимики человека, например при анализе дистанционного интервью. Необходима предварительная экспертная оценка  МА человека на предмет возможности применения подобной систем. В частности, если в нейромаркетинге возможно исключить ряд респондентов с нетипичной мимикой, то в случае дистанционного автоматизированного интервью это невозможно.

  4. Необходим учет расовой и этнической принадлежности лица анализируемого человека, что требует использования для обучения нейросети соответствующих выборок. В настоящее время обучающие выборки созданы для очень ограниченного числа рас (см., например, возможности ПО Noldus Face Reader, где предлагается выбор двух рас – кавказской и Юго-Восточная Азия).

  5. При использовании системы необходима ее предварительная ручная калибровка для исключения влияния анатомической «похожести» лица на определенные эмоции.

  6. В связи с тем,  что наличие эмоций и их сочетаний на лице в связи с особенностями этого подхода представляет собой вероятностную величину, приходится использовать разные настройки чувствительности компьютерной системы. Например, компания Affectiva при настройке своего ПО предлагает пользователям в зависимости от решаемой задачи выбор из трех уровней срабатывания алгоритма обнаружения эмоций.

  7. Проблематичность описания и категоризации мимической активности детей до 5-7 лет в дискурсе выражений эмоций. В современной психологии детская мимика описывается только при помощи FACS и BabyFACS (Oster, 2004).

Комплексный подходе (comprehensive approach) к анализу мимической активности, в рамках которого мы работаем,  базируется на выделении и анализе сочетаний AUs во времени. Его особенности и преимущества следующие:

  1. Непосредственное выделение AUs как основных единиц анализа  мимической активности позволяет описывать все возможные выражения лица.

  2. Возможность оценивать быстрые движения лица (микровыражения), асимметричные выражения.

  3. Возможность оценки индивидуальных экспрессивных особенностей МА, например, обнаружение мимических гиперкинезов, индивидуальных мимических привычек (мимических маньеризмов), сложных паттернов мимики. Еще раз подчеркнем, что эти мимические феномены оцениваются как появление соответствующих движений на поверхности лица, т.е. как отдельные AUs или их комбинация, а не как итоговое «впечатление» нейросетевого классификатора.

  4. Независимость от расовой принадлежности человека, поскольку данный подход не ограничен особенностями обучающей выборки фото/видео изображений лиц.

  5. Не требуется индивидуальная настройка компьютерной системы в соответствии с особенностями анализируемой выборки и решаемой задачи, поскольку в ходе анализа конкретной видеозаписи оценивается текущие изменения МА конкретного человека.

  6. Нет возрастных ограничений по оценки базовых проявлений МА, поскольку описываются появление AUs, а не эмоции.

Особенности разработанной технологии оценки МА

При создании конкретных алгоритмов автоматизированного анализа МА мы использовали два важных методических принципа:

  1. Прямая оценка перемещений поверхности лица для обнаружения AUs и принципиальный отказ от использования нейросетей для классификации МА как метода их косвенного оценивания.

  2. Моделирование восприятия экспертом особенностей перемещений поверхности лица при обнаружении отдельных AUs с учетом топографии движений лицевой поверхности, характерной для реального движения, асимметрии, распределения пространственного внимания в ходе визуального наблюдения за движениями лица другого человека, характера процесса принятия решения о наличии/отсутствия AUs в соответствии с рекомендациями FACS (см. рис. 8).

Рис. 8. Базовые сегменты анализа поверхности лица, используемые ПО ЭмоРадар WR 5.0.

При создании  были разработаны авторские процедуры компьютерного зрения (CV), специфически ориентированных на анализ движений поверхности лица в отдельных его частях и характерные особенности проявления разных AUs. Необходимость создания новых процедур CV была вызвана тем, что стандартные процедуры OpenCV представляют собой универсальные способы преобразования изменений светового потока в паттерны движения и не ориентированы на анализ характерных сдвигов поверхности лица. Мы исходили из того, каким образом изменения света, попадающие в зрительную систему наблюдателя преобразуются в двигательные перцептивные инварианты (Гибсон, 1988). Фактически разработанные нами процедуры CV представляют собой инструменты поиска максимального соответствия механизмов зрительного восприятия современным способам анализа изменений светового потока, зарегистрированного видео камерой.

Эти новые процедуры по-разному оценивают изменения света в разных частях лица, разделенного нами на 14 симметричных зон (сегментов) анализа (рис. 2), а также в отдельных мини-сегментах с учетом вероятности появления AUs на местах перекрытия этих зон. Фактически были созданы компьютерные процедуры, позволяющие анализировать сокращение и растяжение поверхности лица в тех направлениях, которые соответствуют каждой из AUs. Например, очевидно, что метрика для обнаружения движений внутренних частей бровей вверх и друг к другу (AUs 1+4) – это совсем другая метрика по сравнению с горизонтальным сжатием нижних век (AU 7).

Описывая в целом алгоритм анализа МА, укажем, что фактически при выделении отдельных AUs нами был реализован принцип многослойного анализа МА:

  • разделение видеозаписи на отдельные кадры, выделение артефактов, оценка качества видеозаписи, построение сегментной карты лица по автоматически выделенным 68 реперным точкам, соответствующим анатомии лица;

  • анализ изменений распределения света от кадра кадру в разных сегментах лица, выделение значимых изменений, интерпретация этих изменений на поверхности лица в виде сдвигов кожи, складок, выпуклостей и вогнутостей; этот нижний уровень представляет собой сложный трехэтапный анализ изменений поверхности лица, результатом которого является первичное выделение значимых мимических событий на фоне общего «шума»;

  • сопоставление выделенных изменений друг с другом в соответствии с анатомическим строением лица и схемой FACS;

  • выделение начала и окончания отдельных AUs;

  • выделение эмоций и других сложных мимических паттернов;

  • расчет интегральных показателей МА, например: частота AUs в единицу времени,  асимметрия, сочетание AUs и речи;

  • визуализация результатов анализа на временной оси и построение таблицы результатов анализа МА;

  • сложная категоризация паттернов МА как характерных проявлений мимического поведения: истинные эмоции, эмблемы эмоций, придание эмоциональной модальности речевому высказыванию, индивидуальные мимические привычки, выделение значимых фрагментов речи и др.

В ходе нашей работы была создана система правил, на основании которых «сырые» данные об изменении света преобразуются в движение поверхностей, а они, в свою очередь, – в AUs. Фактически эти правила и их соотношения могут быть прообразом нового компьютерного языка для анализа МА.

Апробация разработанной технологии анализа МА

В настоящее время в рамках Лаборатории исследования поведения компании «Лицом к лицу» нами разработано ПО ЭмоРадар WR 5.0 для проведения полностью автоматизированного анализа МА по видеозаписям с разрешением не хуже HD, на которых лицо человека записано анфас (с поворотами головы влево-вправо, вверх-вниз не более, чем на 20 градусов) и занимающее по высоте не менее 500 px.

Всего с высокой точностью обнаруживаются 23 основных двигательных единиц: AU 1, 2, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 20, 24, 28, 41, 44, 43, 45, 70, 71, 72, 73, 74 а также семь базовых эмоций: радость, удивление, презрение, печаль, отвращение, страх, гнев.

ПО ЭмоРадар  работает под Windows и Ubuntu Linux.

ПО ЭмоРадар позволяет обрабатывать видеозаписи и просматривать на временной оси изменения МА, отображая на экране монитора разные эмоции и AUs.

Для эмпирической верификации точности и надежности работы созданного ПО мы использовали две базы данных микро- и макро выражений лица – CASME II (Yan et al., 2014) и SAMM (Yap et al., 2020).

ПО ЭмоРадар WR 5.0 используется для анализа видеозаписей в ходе судебно-психологической экспертизы в рамках сотрудничества с юристами и экспертами. Это ПО также использовалось для создания методики автоматизированного анализа кадровых интервью совместно с HR-службой одной из крупных промышленных компаний РФ на выборке более 17.000 видео интервью. ПО прошло апробацию в ходе экспериментального исследования магистрантами факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова поведения человека в особых условиях профессиональной деятельности в рамках проекта «Иммерсия» Института Медико-биологических проблем РАН.

Список литературы

  1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с. [Gibson J. Ecological approach to visual perception, Moscow, Progress, 1988 (In Russ)].

  2. Лиза Фельдман Баррет. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями / Пер. с англ. Е. Поникарова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 472 с.

  3. Davidson, R. J., Scherer, K. R., & Goldsmith, H. H. (eds). Handbook of Affective Sciences. Oxford Univ. Press, 200

  4. Ekman P., Friesen W.V., Hager J.C. (2002). Facial Action Coding System (FACS): the Manual & the Investigator’s Guide. A Human Face, Salt Lake City U.

  5. Davis, Kenneth L., and Jaak Panksepp. The Emotional Foundations of Personality: A Neurobiological and Evolutionary Approach. W.W Norton & Company, 2018.

  6. Oster, Harriet, ‘The repertoire of infant facial expressions: an ontogenetic perspective’, in Jacqueline Nadel, and Darwin Muir (eds), Emotional Development: Recent Research Advances (Oxford, 2004; online edn, Oxford Academic, 22 Mar. 2012), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198528845.003.0010

  7. Rosenberg, E. L., Ekman, P. (2020). What the face reveals basic and applied studies of spontaneous expression using the facial action coding system (FACS). New York: Oxford University Press.

  8. Yan, W., Li, X., Wang, S., Zhao, G., Liu, Y., Chen, Y., Fu, X. (2014). CASME II: An IMPROVED Spontaneous Micro-Expression database and the baseline evaluation. PLoS ONE, 9(1). doi:10.1371/journal.pone.0086041

  9. Yap, C.H., Kendrick, C., & Yap, M.H. (2020). SAMM long Videos: A spontaneous Facial micro- and Macro-Expressions Dataset. 2020 15th IEEE International Conference on Automatic Face and Gesture Recognition (FG 2020). doi:10.1109/fg47880.2020.00029

Авторы: М.С. Баев (ООО «Лицом к лицу»), А.Н. Гусев (Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова), А.Е. Кремлев (Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова).

Портретная съемка – язык тела

by Dean Bradshaw

Фотография не может передавать голоса других людей, поэтому фотограф не в состоянии изобразить то, что люди говорят о себе. Однако слова, которые произносятся людьми, не всегда точно отражают те мысли и ощущения, которые люди переживают. Очень часто человеком включается некий фильтр, демонстрируется определенный стиль поведения, при помощи которых ему кажется, что он выражает то, что происходит внутри, а на самом деле поведение или демонстрация  чувств не имеет ничего общего с тем, что переживается реально.

Психологи считают, что невербальный язык общения может показать гораздо больше, чем произнесенное вслух слово. Внешность людей: как они одеваются, двигаются и позиционируют себя, говорит о многом. Значительная часть из того, что демонстрируется языком тела, происходит фактически без осознания. Люди, конечно, контролируют себя в определенной степени, но часто их физические движения передают чувства гораздо красноречивее, чем человек мог бы или хотел озвучить вслух, потому что эти чувства являются бессознательными. Например, исследования показывают, что люди, даже не осознавая этого, немного наклоняются вперед, думая о будущем, и слегка откидываются назад, когда думают о прошлом. Человеческое тело не умеет лгать!

Как же научиться понимать язык тела?

Фотографы, кто любит портретную съемку, могут получить реальную пользу для своей практики, если ознакомятся с основными моментами языка тела модели, которые отвечают, в частности, за изображение эмоций или психического состояния. Группа физических сигналов составляет закономерность, более достоверно отражающую  психическое состояние человека, чем какой-то один аспект позы тела.

Фотографы могут использовать это знание, чтобы поймать нужный момент для портретной съемки, или напрямую указать модели, что ей необходимо делать и как себя вести. Если вам приходится часто позировать или есть желание улучшить свои модельные навыки, тоже следует ознакомиться со смесью сигналов и мимических выражений лица, чтобы иметь возможность «дать настоящие эмоции» по первому требованию фотографа.

Давайте рассмотрим те нюансы языка тела, которые можно захватить камерой. «Прочувствуем» объяснение психологической составляющий даже кажущихся изначально противоречивых друг другу (сжатый кулак вместе с улыбкой на лице) проявлений человеческой личности.

Агрессия

Хмурый взгляд, оскаленные зубы, покрасневшее лицо с напряженным телом, стиснутые кулаки, резкие угрожающие или оскорбительные жесты.

Похоже, что кто-то вторгся на чужую территорию и можете с лихвой отхватить ненужные или враждебные последствия от тесного телесного контакта.

Концентрация и внимание

Очень спокойный, с пристальным взглядом, нахмуренным лбом или со сведенными бровями, открытое лицо, тело или голова наклоненные в сторону персоны или объекта, на котором сконцентрировано внимание.

Похоже, что человек не подозревает об отвлекающих факторах.

Скука

Зевота с усталым видом, отсутствующее выражением лица, сутулая спина или общая расслабленность тела, взгляд на часы, барабан пальцами.

Кажется, человеку нет дела до того, на кого или на что должно быть сконцентрировано его внимание.

Закрытость

by Frida Freak

Скрещенные руки, лодыжки или ноги, взгляд вниз или в сторону. Может быть, человек даже полностью обхватит себя руками.

Наверняка предпринята попытка что-то скрыть, «держать себя в руках». Естественное желание «свернуться калачиком», словно в позе, напоминающей положении плода.

Оборона и защита

Скорее всего человек обхватит руками уязвимые части тела, опустит подбородок, скрестит руки, закроется таким образом, а затем скрестит ноги. Будет избегать прямого взгляда.

Руки используются в качестве защитного барьера, чтобы отражать от себя, кажущиеся угрожающими, вещи.

Обман

by Dmitry Elizarov

Тело напряженное. Вынужденная улыбка, руки спрятаны в карманах. Внешний вид говорит о том, что человек отвлекается, может даже потеть и будет заметно, что покусывает щеку изнутри. Взгляд в сторону.

Господство и власть

Прямая спина. Весь корпус вытянут и рост кажется выше, чем есть. Ноги широко расставлены, руки уперты в бока. Лицо неодобрительное, хмурое или насмешливое. Взгляд прямо в глаза.

Вы вторгаетесь на личную территорию человека, нарушаете правила приватности, заставляете человека обороняться. Давите на собеседника «энергетикой».

Созерцание

Руки (кисти) сложены шатром, губы поджимаются, взгляд достаточно напряженный, но тело расслаблено. Руки могут касаться губ, подбородка и спинок носа.

Весь вид свидетельствует о том, что человек задумался.

Открытость

Конечности развернуты в сторону собеседника. Тело и глаза расслаблены. Верхняя одежда перекинута через руку, тугой воротничок может быть расстегнут.

Готовность (на пороге некоторых действий)

Все тело и глаза устремлены в определенном направлении. Тело еще вдобавок слегка напряжено, как будто готовится произвести движение, и руки вот-вот помогут сделать это.

Релаксация

Спокойный взгляд, нежные жесты, кажущиеся со стороны беспечными и счастливыми. Плечи и конечности расслаблены. Все тело выглядит без напряжения, уравновешенным, даже слегка размякшее.

Романтичность и сексуальность

by Syrian Gropius

Расширенные зрачки и неподвижный взгляд. Копирование мимики лица другого человека, поигрывание кончиками пальцев в волосах, прикосновение к своему телу, трогательные прикосновения, облизывание губ.

Перебираясь на личное пространство другого человека прежде всего слегка касайтесь кисти рук, затем уже можно предпринимать более активные действия.

Покорность

Покорность демонстрируется  статикой. Весь образ высветленный, подбородок опущен вниз. Улыбка губами, но не глазами. Прикосновения к себе или открытые позы рук  (ладонями наружу) противопоставляются разворотом тела в обратную сторону.

Стремление как можно меньше занять собой внешнего пространства.

Лицо и руки – ваши главные инструменты

Очевидно, что лицо и руки играют важнейшую роль в выражении эмоций. Руки вообще богаты нервными окончаниями, и непропорционально большие участки мозга посвящены обработке информации, которая поступает от ощущений, передающихся через них. Даже если вдруг вы сомневаетесь в важности рук при выражении мыслей или эмоций, учитывайте тот факт, что весь язык жестов вращается как раз вокруг живописных хитросплетений рук и пальцев. Существует множество общепонятных для всех людей жестов, которые «считываются» без лишних слов: поднятый большой палец вверх, рукопожатие, взмах ладони в приветствии, сжатый кулак при раздражении, угроза непоседам указательным пальцем и т.д.

Многие хорошие фотографии демонстрируют зрителю как люди используют жесты рук при разговоре, даже не подозревая сколько информации вкладывается при этом, не осознавая, что делают. Многие психологические исследования показывают, что подобные жесты помогают людям в понимании языка и тренировке памяти. Необходимо запомнить и тренироваться обращать внимание на жесты и движение рук при съемке людей.

by Anton Martynov

Естественно, что важным моментом является и внимание к лицам. Сложности и нюансы мимики отражают разнообразие и тонкость человеческих эмоций. Люди носят свои личности на лицах. Это и является той причиной, почему мы очарованы портретной фотографией. Известный американский психолог Пол Экман в одном из своих исследований обнародовал тот факт, что человек способен передать семь основных выражений лица, которые будут понятны и правильно истолкованы во всем мире.

Грусть

Веки приопущены, брови приподняты и могут быть чуть сведены к переносице, уголки губ тянутся вниз, нижняя губа может быть оттопырена и выглядеть больше верхней.

by Zuzer Cofie

Удивление

Верхние веки и брови подняты высоко, челюсть расслаблена и немного приоткрыт рот. В зависимости от положительности эмоций уголки губ приподняты или опущены.

Гнев

Глаза сощуренные, брови опущены и подвижны. Интенсивный гнев поднимает верхние веки. Челюсть подается вперед вместе со сжатыми губами. Нижняя губа активная и может даже поджимать верхнюю.

by Ovidiu Oltean

Презрение

Отражается с помощью одной стороны лица. В презрении верхняя губа растягивается и подтягивается вверх за счет носогубной складки. Иногда о презрении свидетельствует задранный кверху один из кончиков губ.

Отвращение

Нос сморщен, верхняя губа приподнимается за счет носогубной складки. Нижняя губа зачастую выступает вперед.

Страх

Глаза расширяются, верхние веки приподняты как при удивлении, но брови при этом сводятся вместе. Губы растянуты по горизонтали.

Счастье

Улыбка, скрытая в уголках рта. Вверх вытягиваются веки, скулы, шея, при этом внешние уголки бровей опускаются книзу.

by Brains

Лица людей, конечно же, могут выразить больше, чем эти семь эмоций, которые будут понятны окружающим, поэтому вопрос для психологов остается открытым. Ну, а нам, как фотографам, остается «мотать на ус», потому как трудно игнорировать многие нюансы мимики. Комбинации из приведенных выше семи основных выражений чувств помогут разнообразить портреты, точно пойманные тонкие аспекты выражения лица, выбор фотографировать портрет крупным планом или в анфас – это и значит быть готовым к портретным съемкам во всеоружии.

Природа и контекст языка тела

Язык тела в фотографии, естественно, не находится в вакууме. Другие элементы изображения влияют на то, как мы интерпретируем внешность и даже осанку модели, поэтому стоит рассмотреть роль языка тела в общей композиции кадра.

Углы и линии

Как сделать, чтобы линии, образованные лицом, руками, ногами, головой взаимодействовали не только друг с другом, но и с остальными линиями в пространстве кадра? Необходимо, чтобы они усиливали друг друга как в вертикальном, так и горизонтальном пространстве. Мощные вертикали, энергичные диагонали или же ломанные линии, которые конкурируют друг с другом интересными способами, – все является важным в портретной съемке.

Известно давно, что наиболее привлекательными являются кадры, когда плечи и головы портретируемых располагаются под углом друг к другу, вместо того, чтобы быть выстроенными в ряд. Если, конечно, фотограф не ставит задачу сделать кадр в воздухе которого витает агрессивность, твердость и прямолинейность. Существует даже такой термин “анфас угрозы”, когда вы сталкиваетесь с кем-то лоб в лоб.

Формы

Если внимательно рассмотреть психологические смыслы, связанные с техническими формами, можно заметить, что, например, кольцевые структуры имеют устойчивость только внутри кольца. Отсюда и защита в виде «кольцевого обхвата руками», руки, сплетенные на груди.

Треугольники говорят о фундаментальности и надежном положении – широко расставленные ноги подтверждают устойчивую опору.

Диагональ, направленная на предмет, выглядит угрожающей. Вообще в в кадре является «указующим» элементом, чем часто и пользуются фотографы. Может быть образована из того же треугольника.

Символические элементы окружающей среды. Именно от них зависит окончательная интерпретация языка тела. Расслабленно лежащий мужчина с повисшей рукой вызовет разные чувства, если будет размещаться дома у себя на диване или в вагоне переполненного метро.

Постобработка помогает расставлять акценты. Мягкий фокус всегда способствует внесению момента нежности. Высокий контраст усилит агрессивность тела. Таким образом появляется возможность управлять общим настроением снимка.

Язык тела для двоих

Какой бы интересной не была психология фотографии одного человека, великая интрига скрывается в снимках, когда мы видим взаимодействие двух или более людей. Особенно интересны фотосъемки группы людей, когда можно прочесть межличностную динамику и даже зачастую неосознанное взаимодействие между людьми, если немного быть знакомым с языком тела. Читая такие фотографии, обращайте внимание на детали.

Личное пространство

Все люди имеют невидимую для глаз зону комфорта вокруг своего тела, которая считается собственным личным пространством. Только люди, с которыми наблюдаются близкие отношения, а также домашние животные – могут находиться в этой зоне. Когда кто-либо входит в зону личного пространства, человек чувствует угрозу, дискомфорт и автоматически пытается  отдалиться или закрыться. Достаточно посмотреть даже на обнявшихся друзей, чтобы понять насколько искренняя царит между ними дружба или открытость. А двое влюбленных могут не касаться друг друга, но всей направленностью тел демонстрировать единое целое, общность  и разделенность чувств.

Расстояние и близость

Перекликается с идеей личного пространства. Мы можем полагаться на физическое расстояние между людьми в группе, как на возможную степень эмоциональной близости между ними.

Ориентированность и трогательность

Прикосновение, взгляды, наклоны, приближение также могут указывать на близость, или желание к ней. Направление – это язык тела, всегда видно направлен он в одну сторону или взаимен.

Как позировать — Выражение лица часть 1 — Михал Бжеговы

Это первая часть руководства, где я расскажу вам секреты позирования. Вначале мы сосредоточимся только на выражении лица. В следующей части я расскажу вам о целом теле. Этот пост адресован как фотографам-портретистам, так и людям, которые не знают, что делать с лицом во время позирования 🙂 Итак, как позировать, чтобы лицо на фото было более худым, чем в реальности? Мы придем к этому. Прежде чем мы начнем говорить обо всех этих хитростях и знаниях, я хочу, чтобы вы знали, что лучше всего вы будете выглядеть на фотографиях, когда не будете так сильно сосредотачиваться на позировании. Я сделал свои лучшие портреты (на мой взгляд), когда мои модели не знали, что я снимаю. Но… немного знаний никому не повредит, верно? 🙂

Итак, мы сосредоточимся на следующих темах, связанных с выражением лица:

  • эмоции,
  • разные позы головы,
  • как настроить камеру и как это влияет на привлекательность лица (для фотографов),
  • как выглядеть естественно на фотографиях,
  • ваш лучший и худший профиль,
  • должен ли я смотреть прямо в камеру,
  • должен ли я использовать руки,
  • сумасшествие с волосами,
  • мой язык тела имеет значение, если мы снимаем только портреты ,
  • должен ли я быть серьезным,
  • могу ли я импровизировать,
  • упражнения.

 

В первой части мы поговорим на мою любимую тему.

 

Если ты показываешь мне эмоции, то можешь забыть обо всех остальных намеках. Неважно, проявляете ли вы гнев, печаль, радость, волнение, спокойствие, ностальгию или страх. Важно, чтобы вы проявляли эмоции, которые заставляют кого-то смотреть на вас и чувствовать то же самое. Зритель будет заинтригован.

Прямо сейчас мы сделаем небольшой повтор моих занятий по психологии, и я приведу вам свои фото примеры, чтобы вы лучше представляли, что я имею в виду 🙂

 

Счастье

Нам не нужно объяснять, что такое счастье. Быть счастливой и ЧЕСТНОЙ улыбкой на лице. В чем разница между искренней и фальшивой улыбкой? Глаза.

 

Когда мы искренне улыбаемся, наши глаза улыбаются вместе с нами. Проведите быстрый эксперимент. Скройте лицо одной из девушек выше, чтобы видеть только ее глаза. Она все еще улыбается?

А теперь посмотрите на девушку внизу и сделайте то же самое.

Она все еще улыбается? Да, она есть, но она притворяется. Она улыбается только ртом.

Хорошо, а как улыбаться глазами «когда захочу», если фотограф не такой уж веселый человек и если рядом нет алкоголя. Это не так просто, поэтому я не предпочитаю принуждать и притворяться, что что-то чувствую. Но я дам вам два упражнения, которые могут оказаться полезными.

Упражнение № 1. Вспомните счастливое воспоминание:

Закройте глаза и сделайте 10 глубоких вдохов, сосредоточившись только на дыхании. Отбросьте все мысли, приходящие вам в голову. Затем вспомните счастливое воспоминание с закрытыми глазами. Пусть это будет что-то действительно позитивное. Вспомните множество деталей о месте, людях, цветах, именах, запахах, звуках, темах для разговоров. Чем больше деталей, тем лучше. Напомните себе, что вы чувствовали в тот момент. Открой глаза и улыбнись 🙂

Упражнение № 2 — Фальшивая улыбка:

Сделай самую фальшивую и нелепую улыбку, какую только сможешь. Сделайте огромный банан на лице. Банан такой большой, что не может быть больше. А теперь посмотри на себя в зеркало, какой ты глупый. Скажи привет себе.

Вуаля! 🙂

 

Печаль

Была радость, теперь пришло время грусти. Печаль и тоска являются негативными и депрессивными эмоциями. Но эти эмоции также вызывают сильные чувства у зрителя. Не путайте грусть со скукой и бездействием.

Трудно сказать, как упражнять грусть. Если это эмоция, которую вы хотите изобразить на картинке, используйте свое воображение так же, как в первом упражнении. Вспомнить грустную память и много подробностей.

 

Спокойствие и облегчение

Спокойствие и облегчение – это состояние, когда вам действительно хорошо. Вы чувствуете себя комфортно, и вы забываете обо всем мире. Закройте глаза, укройтесь одеялом и подумайте о чем-нибудь приятном.

 

Уверенность в себе

Вам нужно только ваше воображение, чтобы отрабатывать каждую эмоцию. Уверенность в себе — это черта характера, но она также вызывает у зрителя сильные эмоции. Вот почему мы также обсудим это прямо сейчас. В таком случае напомните себе в ситуации, что вы с кем-то были не согласны и право было на вашей стороне. Напомните себе ощущение после момента, когда вы чувствовали себя очень уверенно. Может быть, кто-то оценил вас, и вы почувствовали гордость? Если вы не знаете, как вести себя как уверенный в себе человек, широко встаньте обеими ногами. Положите руки на бедра. Поднимитесь прямо и внимательно посмотрите через объектив фотографа. Поднимите голову или немного опустите ее.

 

страх

Сядьте на землю. Свернуться. Представьте, что вы одиноки. Вы не знаете, где вы находитесь. Фотограф кажется не тем человеком, за которого вы его приняли. Выхода нет. Хорошо. Вы понимаете, о чем я 🙂 -> Воображение.

 

Злость

Сверхурочные, неубранная квартира, друзья, у которых нет на тебя времени, отсутствие денег, сосед, который снова делает ремонт. Позвольте себе получить действительно PISS!

 

Соблазнение

Вы на свидании с парнем, который вам действительно симпатичен. Вы начинаете нервничать и учащенно дышите. Ты начинаешь улыбаться без причины, даже если он не говорит ничего смешного. Ты начинаешь играть со своими волосами и ботинком. Вы скрещиваете ноги, показывая бедро. Ты кусаешь губы, когда он заставляет тебя стыдиться своим взглядом. Твой взгляд в сторону. Вы чаще прикасаетесь к себе, показывая ему подсознательно, как вам нравится прикасаться. Нет, это не прелюдия к «50 оттенкам серого». Это инструкция как можно соблазнить КАМЕРУ (не фотографа). Давайте сделаем это 🙂

 

Невинность

Когда я думаю о невиновности, это приходит мне на ум, дети. Им не нужно притворяться. Они всегда невинны. Хрупкость, смущение, беспомощность — еще одни синонимы, которые могут помочь представить этот тип эмоций.

 

Отвращение

Может, это и не самое приятное чувство на свете, но все же это эмоция. Если вы хотите показать отвращение на фото, вспомните сильное воспоминание, которое вызывает у вас отвращение.

 

Веселье и глупость

Веселье и глупость сами по себе являются действиями, а не эмоциями, но, несомненно, они вызывают много положительных эмоций, таких как радость или эйфория. Мы все знаем глупые выражения лица, которые мы можем сделать на фотографии. Будьте глупы. Делайте самые глупые взгляды, что приходит вам на ум. Сделать прищур. Сделайте усы из волос. Сделайте китайские глаза. Сделайте очки своими руками. Представь, что ты модель и ты чертовски сексуальна. Развлекайтесь и не будьте серьезными. Вы не модель из Vogue (если да, то извините :)), так что не надо делать суперсерьезную мимику для модных журналов. Я заметил, что мода медленно движется в эмоциональном направлении. Они начинают показывать эмоции на лицах моделей, потому что эмоции продают товары. Люди покупают, руководствуясь своими эмоциями, а не из-за того, что на обложке журнала изображена супер отфотошопленная дама. Вы больше отождествляете себя с идеальной моделью, отшлифованной в фотошопе, чтобы быть идеальной со всех сторон, с серьезным выражением лица, представляющим новую коллекцию одежды, или с еще симпатичной, но уже не той идеальной девушкой, которая проявляет эмоции в новом каталоге и вызывает положительные, приятные эмоции? а честные чувства у зрителя?

 

 

Это лишь часть эмоций человека, которую мы можем изобразить на картинке. Их намного, намного больше. Мы можем чувствовать, например. беспокойство, увлечение, боль, зависть, экстаз, чувство вины или нервозность. Только от вас и вашего воображения зависит, какие эмоции вы хотите показать.

В следующей части мы сосредоточимся на более технических темах. Как вы умеете позировать и многое другое.

ФотографамMichal Brzegowy Свадебный фотограф назначения — Michal BrzegowyComment

0 лайков

Фотографии выражения лица: точность, время отклика и оценка интенсивности

Фотографии выражения лица: точность, время отклика и оценка интенсивности

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Ромина Палермо 1 и
  • Макс Колтхарт 1  

Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры

том 36 , страницы 634–638 (2004 г.)Процитировать эту статью

Abstract

Равное количество участников мужского и женского пола оценивали, какое из семи выражений лица (гнев, отвращение, страх, счастье, нейтральность, печаль и удивление) отображалось на наборе из 336 лиц, и мы измеряли как точность, так и время отклика. . Кроме того, участники оценивали, насколько хорошо отображалось выражение лица (т. е. интенсивность выражения). Эти три меры сообщаются для каждой грани. Пол оценщика не взаимодействовал ни с одним из трех показателей. Однако анализы показали, что некоторые выражения лица распознавались точнее на женских лицах, чем на мужских. Полный набор этих норм можно скачать с

www.psychonomic.org/archive/.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Адольф Р. (2002). Распознавание эмоций по выражению лица: психологические и неврологические механизмы. Обзоры поведенческих и когнитивных нейронаук , 1 , 21–62 .

    Артикул Google Scholar

  • Бейтс, Т.С., и Д’Оливейро, Л. (2003). PsyScript: приложение Macintosh для экспериментов со сценариями. Методы исследования поведения, инструменты и компьютеры , 35 , 565–576.

    Артикул Google Scholar

  • Броди, Л. Р., и Холл, Дж. А. (1993). Пол и эмоции. В М. Льюис и Дж. М. Хэвиленд (ред.),

    Справочник эмоций (стр. 447–460). Нью-Йорк: Гилфорд.

    Google Scholar

  • Экман П. и Фризен В. В. (1976). Изображения аффекта лица . Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

    Google Scholar

  • Feyereisen, P., Malet, C., &Martin, Y. (1986). Является ли ускоренная обработка выражений счастья специфичной модальностью? В HD Ellis, MA Jeeves, F. Newcombe, & A. Young (Eds.), Аспекты обработки лица (стр. 349–355). Бостон: Ниджхофф.

    Google Scholar

  • Гур, Р. К., Сара, Р., Хагендорн, М., Маром, О., Хьюетт, П., Мэйси, Л., Тернер, Т., Байчи, Р., Познер, А., и Гур, Р. Э. (2002). Метод получения трехмерных выражений лица и его стандартизация для использования в нейрокогнитивных исследованиях.

    Журнал нейробиологических методов , 115 , 137–143 .

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Холл, Дж. А. (1978). Гендерные эффекты в расшифровке невербальных сигналов. Психологический бюллетень , 85 , 845–857 .

    Артикул Google Scholar

  • Холл, Дж. А. (1984). Невербальные половые различия: точность общения и выразительный стиль . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.

    Google Scholar

  • Гесс, У., Блери, С., и Клек, Р. Э. (1997). Интенсивность эмоциональной мимики и точность декодирования. Журнал невербального поведения , 21 , 241–257 .

    Артикул Google Scholar

  • Мазурски, Э. Дж., и Бонд, Н. В. (1993). Новая серия слайдов, изображающих мимику аффекта: сравнение с изображениями мимики аффекта. Австралийский журнал психологии , 45 , 41–47 .

    Артикул Google Scholar (2000). Дефицит распознавания страха после очагового повреждения головного мозга: предостережение. Неврология , 54 , 575–581 .

    ПабМед Google Scholar

  • Rolls, ET (2000). Кратко о мозге и эмоциях. Науки о поведении и мозге , 23 , 177–234.

    Артикул Google Scholar

  • Рассел, Дж. А. (1994). Существует ли универсальное распознавание эмоций по выражению лица? Обзор кросс-культурных исследований.

    Психологический бюллетень , 115 , 102–141.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Тоттенхэм, Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *