Мини тренинг – Мини-тренинг «Жизнь прекрасна!» тренинг для педагогов Доу

Мини-тренинг «Жизнь прекрасна!» тренинг для педагогов Доу

Мини-тренинг

«Жизнь прекрасна»

Актуальность: Жизнь личности под информационным давлением и в постоянном эмоциональном напряжении становится нормой. Люди настолько привыкли к постоянным стрессам и эмоциональным нагрузкам, таким проблемам, как внутреннее беспокойство, тревога, дискомфорт, часто не предоставляется должное внимание, а они могут привести к кризисам, психическим расстройствам, даже суициду.

Цель:

— формирование у педагогов и родителей жизнеутверждающей позиции;

— позитивного отношения к себе и окружающим, своей жизни;

— развитие навыков определения и проектирование жизненных перспектив.

Задачи:

  • Повышать коммуникативные навыки педагогов;

  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

  • Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;

  • Повышать самооценку педагогов;

  • Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Участники: педагоги, сотрудники ДОУ, родители.

Оборудование и материалы: шкатулка с зеркалом, свеча, цветная бумага, белая бумага, ручки, карандаши, маркеры, проектор, ноутбук, видео-притчи от Пауло Коэльо.

Ход мини-тренинга

Вступительное слово

У меня в руках волшебная шкатулка, в ней — самое ценное сокровище планеты Земля. Давайте познакомимся с этим сокровищем. (Все по очереди смотрят в шкатулку, не рассказывая кого там увидели)

— Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Так, каждый увидел в волшебной шкатулке себя.

Самый главный человек в мире — это каждый из вас, потому что мир неповторимый и разнообразный благодаря людям. Поэтому тема сегодняшней нашей встречи «Жизнь прекрасна».

Но для того, чтобы общение было эффективным, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение встречи.

Правила работы группы:

1. Принцип «здесь и сейчас» (главное в групповом общении не то, что происходило «там и тогда», а то, что вы чувствуете «здесь и сейчас»).

2. Добровольное общения и искренность (принцип эмоциональной открытости помогает выполнять правило «здесь и сейчас» и создает атмосферу искренности и доверия).

3. Правило Я-высказывания (всегда говорить от своего имени, примерно в такой форме «Я чувствую, мне кажется, я думаю …» вместо «Все так считают», «Мы думаем», «Каждому здесь известно» и т.п. ).

4. Право на поддержку.

5. Активность.

6. Принцип безопасности обратной связи, запрет ярлыков и диагнозов.

Знакомство «Визитка настроения»

Цель: изучить настроение  участников мини-тренинга

Ход упражнения: участники выбирают цвет своего настроения и пишут свое имя (создают визитку). По очереди называют свое имя, свое положительное качество и объясняют, почему выбрал этот цвет для визитки (ассоциация).

Красный  Человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости. Вы заряжаете энергией окружающих и готовы после рабочего дня выполнить еще массу дел. Кроме этого красный может говорить об агрессии и раздражительности. Состояние в данный момент может быть также охарактеризовано как напряженное, возбудимое и беспокойное.

ЖелтыйЭто цвет счастья и интеллекта. Поэтому, если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи. Кроме этого желтый цвет говорит о положительном настрое и спокойствии.

Зеленый Это цвет гармонии и естественности. Однако зеленое настроение может быть двояким: внешне вы можете выглядеть спокойным, а внутри могут кипеть эмоции (скорее положительные). Зеленый цвет также говорит о склонности к анализу: в этот момент вы можете быть озадачены каким-либо решением, воспоминаниями из прошлого или планами на будущее.

Синий Говорит об абсолютной гармонии: то, что происходит внутри, отражается и вовне. Этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то. Однако в таком состоянии трудно мобилизовать свои силы для решения задач.

Черный — беспокойство и отстраненность. Это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой — о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса. В этот момент можно чувствовать себя несчастным или неудачливым, и хочется побыть в одиночестве.

Упражнение «Жизнь — это»

Под спокойную музыку участники передают по кругу зажженную свечу — символ жизни.

Представьте, что зажженная свеча — ваша жизнь. Когда свеча находится в ваших руках, только вы можете решить — будет гореть она или погаснет. То же самое и с жизнью — лишь вы решаете, какой она будет. Продолжите фразу: «Жизнь — это …».

Древняя притча

«Сам слепи свое счастье» (видео запись от Пауло Коэльо)

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

— Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно —
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ —
В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье — чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!

Вопросы:

— Как вы думаете: «Счастье — чьих рук творение?»

Вывод:

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: «Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!»

Игра «Полотно счастья»

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: «Что такое счастье?» и передать этот моток другому человеку по вашему выбору. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

— В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра «Имена» (плетем полотно)

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Вопросы для обсуждения:

— Понравился ли вам комплимент?

— Приятно ли было вам получать комплимент?

— Что приятнее получать или говорить комплимент?

Игра «Оберег Счастья»

— Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках — чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы:

— Что вы чувствуете, держа его в руках?

— Что оно вам напоминает?

— Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)

А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: «Желаю вам:». (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья). Сохраните этот оберег счастья.

Просмотр видео – «Все мы ищем счастье» от Пауло Коэльо)

— У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.

Упражнение «Посещение зоопарка»

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют, по кругу делают массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

  5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо 

    (двумя руками мять шею и лопатки).

  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

  10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

  11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

  12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

Вопросы:

— Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?

— Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?

— Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?

Упражнение «Сосуд жизни».

Человеческая жизнь … Неповторимая, радостная и печальная, полная глубоких переживаний, сладкая, как мед, и горькая, как полынь.

  Жизнь дается нам удивительным цветком, который утром умывается росой, встречая новый день, нежно протягивает руки-лепестки к солнцу, чтобы защитило его от всего злого и недоброго, а вечером тихо и спокойно опускает свою головку к земле, надеясь на следующий день увидеть мир лучше.

Нарисуйте на чистом листе бумаге сосуд. Это ваша жизнь. А теперь наполните сосуд этими предметами пожеланию (вывешивается картинка: сосуд,

большие камни; мелкие камни; песок.

Обсуждение

Просмотр видео – притчу о смысле жизни

Рефлексия

Конечно, никому не дано с точностью определить свое будущее. И все же каждому под силу наметить собственный путь само созидание, каждому следует знать, что он способен усилить в себе, а отбросить или хотя бы смягчить.

Жизнь — это высшая ценность. Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

Анкета «Обратная связь»

  1. Ваша степень включенности на мини-тренинге с психологом (обведите): 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Что мешало вам быть включенным на мини-тренинге? _____________________________________________________________

  2. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________________________________________________________________________________

  3. Что вам не понравилось? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Ваши мысли после мини-тренинга __________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме проведения и т.п.) ___________________________________________________________

Список использованных источников

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 143с.

2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 123с.

infourok.ru

Тренинг «Методология ведения мини- тренингов»

1.      Вступительное слово. Цели и задачи занятия, задание – по итогам сказать какова логика сегодняшнего занятия, какие техники тренинга я использовала в своей работе и для чего?

2.      Приветствие.

2.1.Сейчас мы поприветствуем друг друга ,и сделаем это следующим образом:

2.2. Как вы считаете, почему именно эту форму я выбрала для приветствия.

3.      Мини-лекция. Тренинговые методы обучения

Тренинг считается активным ( эффективным) методом обучения, так как посредством него мы максимально эффективно работаем с новой информацией ( 90% усвоения информации происходит потому что ВИДИМ,СЛЫШИМ,ОБСУЖДАЕМ, ДЕЛАЕМ(отрабатываем на практике).

Тренинг – это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека или группы людей с целью гармонизации профессионального и личностного бытия.

Метод – способ достижения поставленной задачи

Многофункциональный – Диагностическая (дает понимание что и у кого «болит», Развивающая ( появляются новые навыки, знания), Корректирующая ( оттачиваются стандарты),Командообразующая ( улучшает микроклимат в коллективе), Адаптатирующая ( способствует введению в профессию)

Преднамеренное изменение – Я знаю каких изменений хочу добиться. Я знаю для чего, мне необходимы эти изменения. Я знаю с помощью, каких способов добьюсь этих изменений

Психологические феномены ( Знания, Умения, Навыки, Установки, Представления о прекрасном, Отношение)

На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки

Умения – способность осознанно выполнять действия

Навык — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений, автоматизированным

«Неосознанная некомпетентность»
вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю».
Осознанная некомпетентность
При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Это стадия «Я знаю о том, что не знаю».
Осознанная компетентность
Для того чтобы стать осознанно компетентным, вам нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, что знаете».
Неосознанная компетентность
ваши знания и умения использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вы уже не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное. Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю».

Таким образом, тренинг обеспечивает приобретение специалистом необходимых Профессионально Важных Качеств и Умений и переводит их на уровень навыков ( Умения – осознанная компетентность, Навык – неосознанная Компетентность) Выражаясь профес­сиональным языком, тренинг-менеджеру предстоит провести об­служивающий персонал по цепочке «знания — умения — навыки» так, чтобы участники тренинга пересмотрели модель поведения, осознав, каким образом можно повысить профессиональную эф­фективность.

Классификация тренингов

Критерий

Виды

По форме проведения –

индивидуальный и групповой

 

По составу участников

реальные группы, группы незнакомых людей

По композиции

однородные группы и неоднородные группы

По уровню изменений

личностные и поведенческие

По организации

фрагментарный (с фрагментами тренинга) и программированный

Методические инструменты: ролевые игры, управляемые дискуссии, психогимнастика, мини-лекции, рефлексия опыта, анализ реальных ситуаций

Ролевая игра – метод, имитирующий и моделируем профессиональную ситуацию взаимодействия гостя и официанта, в которой отрабатывается необходимый навык. Например, необходимо отработать навык приема заказа. Ролевые (деловые) игры — отработка приобретенных в тре­нинге умений и навыков, как правило, завершающая ту или иную тему. Эта методика требует много времени и полной отдачи как от участников, так и от ведущего. Готовность к игре определяет­ся «разогретостью» группы: высокой заинтересованностью те­мой, наличием диаметрально противоположных точек зрения -в общем, кипением страстей. В процессе игры участники осозна­ют важные закономерности и правила, ведущие к переоценке опыта, привычных ролей, формированию свежих установок, дей­ствий, то есть нового поведения.

Управляемая дискуссия – это управляемый процесс обсуждения. «Управляемый» означает, что участникам задается образ конкретного результата, к которому они должны прийти. Например, по итогам обсуждения мы должны будем составить список 5 качеств, которые помогают общению с гостем и 5 качеств, которые мешают. Или после обсуждения у нас должен появиться список шагов официанта, в ситуации возражения гостя. «Мозговой штурм» применяется для сбора мнений участников по определенному вопросу и представляет собой разновидность групповой дискуссии. Техник его проведения существует не­сколько. Например, тренинг-менеджер предлагает каждому уча­стнику подумать 1 минуту над определенным вопросом и сооб­щить свое мнение. В конце ведущий подводит итог, акцентируя внимание слушателей на наиболее важных аспектах дискуссии. Продолжительность высказываний каждого участника — не бо­лее 2 минут, резюме тренера — не более 5. Важно следить затем, чтобы не возникаю конфронтации, едва зарождающиеся кон­фликты необходимо гасить. Руководствуйтесь тем, что вы не ищете истину, а выслушиваете мнение каждого участника обуча­ющей программы.

Мини – лекция – это короткое изложение какой-либо новой или важной для данной темы Информации. Мини-лекция не должна по времени занимать более 10-15 минут, должна быть структурирована и четко изложена в виде коротких тезисов. Например, мини-лекция о техниках УК. По итогам мини-лекции всегда нужно провести оценочное действие на проверку «Как меня услышали» Мини-лекция — изложение новой для участников тренинга информации, часто сознательно ограничиваемое во времени. Почти всегда она проводится после разминки или «мозгового штурма», предваряя упражнение или деловую игру. Задача тренинг-менеджера — способствовать погружению аудитории в состояние активного слушания. Необходимо, чтобы участ­ники воспринимали и запоминали представляемый материал, для чего ведущий может использовать метафоры, выписывать на доску ключевые фразы, рисовать схемы, демонстрировать слайды. Продолжительность мини-лекции обычно не превы­шает 15 минут, и часто она заканчивается групповой дискус­сией.

 

Рефлексия опыта – это анализ реального профессионального опыта. Данная техника позволяет анализировать собственный опыт для подтверждения теоретического материала, а дает возможность получить оценку собственных действий на предмет эффективности. Например: Вспомните ситуацию успешного и неуспешного, на Ваш взгляд, обслуживания.  

Психогимнастика- это короткие психологические упражнения, направленные на изменения либо состояние участников, либо     на получение опыта, соответствующего решению какой-либо содержательной задачи. Упражнения предваряются инструкцией, объясняющей задачи, а заканчиваются чаще всего небольшой, 3-4-минутной дискусси­ей. На ней вы можете задать следующие вопросы: «Что было лег­ко (сложно)?», «Что получилось (не получилось)?», «Какие выво­ды можно сделать из этой практики?». В качестве резюме следу­ет буквально парой фраз подытожить практику, не забыв упомя­нуть, в каких именно случаях подобный метод может быть при­менен в повседневной работе официантов.

4.      Управляемая дискуссия и психогимнастика «Портрет тренера»

4.1.Инструкция тренера: Сейчас я предлагаю сделать следующее. Все вы когда-либо обучались, и сами обучали своих официантов. Вспомните две ситуации (эффективного обучения и неэффективного обучения), неважно в какой роли вы выступали в этих ситуациях. Теперь разделитесь на три микрогруппы и расскажите об этих ситуациях и обсудите, что является критериями эффективного обучения, и какие качества и действия тренера способствуют эффективному обучению, а какие мешают эффективно обучать. Результатом работы микрогруппы будет список критериев ЭО, список качеств и действий «+» и «-»

4.2. Модерация результатов обсуждения

4.3.Сейчас мы поиграем в игру «Пересядьте те, кто считает себя …….. Дается задание резюмирование итогов психогимнастики

4.4.Как вы считаете на что было направлено это действие

5.      Мини-лекция. Этапы мини-тренига.

В процессе проведения тренинга вы должны удерживать в поле внимания две составляющие: содержание (оно должно соответствовать заявленным целям) и групповую динамику ( состояние, настрой, эмоциональную реакцию участников на происходящее)

Этапы тренинга : этап создания работоспособности, этап ориентации, этап изменения, завершающий этап

Этап создание работоспособности ( создаем мотивацию на обучение, уточняем цели работы, создаем благоприятную для занятия атмосферу)

Этап ориентации: на этом этапе каждый участник должен для себя осознать «Как должно быть», «Как есть». Разница «Как должно быть» - «Как есть» = дефициты, ошибки, требующие корректировки. То есть в процессе этого шага каждый участник должен обнаружить в чем его зона НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ

Этап изменения - апробация и отработка успешных моделей поведения (стандартов поведения и обслуживания, принятых в Компании).

         Завершающий этап – подведение итогов (сухого остатка). Получение каждым участником обратной связи об эффективности работы и проработку вариантов применения результатов на практике. Чтобы подведение итогов было конструктивно, необходимо задать форму обратной связи как на работу в целом, так и на поведение каждого участника. Например: «Твое поведение было успешным (правильным, эффективным, соответствовало стандартам качества), когда ты…., твое поведение не соответствовало стандартам   обслуживания, когда……, « По итогам мини-тренинга я положил бы в копилку следующую идею…… На этом этапе в конце можно провести психогимнастику, выводящую на позитив. Завершаться тренинговый день (или тренинг) должен упражнением, способствующим «обратной связи», после чего поблаго­дарите всех участников занятия и кратко резюмируйте, что было проделано в «круге», какие навыки приобретены вследствие это­го. Каждый участник может высказаться на предмет того, достиг­нуты ли, на его взгляд, цели, намеченные на старте. Подведение итогов обычно продолжается 10-20 минут.

Этапы мини-тренинга

1.       Вступительное слово ведущего (приветствие участников, цели и задачи мини-тренинга)

2.       Психогимнастика – создание работоспособности

3.       Введение в тему мини-тренинга ( мини-лекция, управляемая дискуссия)- этап ориентации

4.       Отработка конкретной техники ( психогимнастика или ролевая игра) – этап ориентации

5.       Отработка навыка в целом ( ролевая игра на закрепление стандарта обслуживания)- этап изменений

6.       Подведение итогов( психогимнастика) – завершающий этап

6.      Итак, давайте возьмем в качестве проработки шаг, связанный с уточнение заказа. Звучит он следующим образом:

*повтори заказ каждого Гостя в порядке подачи блюд;

Психогимнастика- Игра «Снежный ком»

Ролевая игра « Повтори заказ»

Рефлексия опыта « Прием заказа»

7.      Подведение итогов. Вспоминаем задание, которое я дала в самом начале занятия. Высказываемся по кругу.

8.      Сухой остаток. Идеи в копилку.

9.      Мне кажется, что ты как тренер ……. Спасибо, мне тоже кажется, что как тренер я……, но помимо этого я еще и…….

foodrussia.net

Мини тренинг для педагогов

Психологическая игра для педагогов «Педагогического общения»

Цель:

 Сократить дистанцию в общении;

 Развивать чувство от­крытости и доверия;

 Создание позитивного настроения, сплочение педагогического коллектива.

План

1.  Представление ведущего тренинг.

2. Организационные во­просы.

3. Главные правила.

4. Включение участников в работу.

5. Основная часть.

6. Рефлексия.

Ход игры

1.  Представление ведущей игры.

-Ув. Педагоги, сегодня, у нас с вами будет Психологическая игра, название которой — «Педагогического общения» она содержит разновидные задания, и несет определенные правила (Правила, написанные на листе ватмана, вывешиваются на видном месте и зачитываются ведущими.).

2-3. Организационные во­просы и главные правила. ( Нам нужно разделится на две команды, я вам в этом помогу. Я сейчас раздам карточки двух видов (зайцы — лисицы) и по этим карточкам мы поделимся).

Правил группы:

1.открытость и искренность в общении

2.активность и юмор

3.безоценочное суждение

4.добровольное участие

5.здесь и сейчас

4.Включение участников в работу.

5. Основная часть.

1. Приветствие “Смысл моего имени”

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, после представления можно сыграть в “Снежный ком”.

2. Упражнение “Брачное объявление”: В течение 5 минут каждый должен составить брачное объявление о своих личных качествах, которое содержало бы уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другая женщина. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит мужчине связать жизнь с этим человеком.

Обсуждение: Легче ли было писать о себе, почему?; Что нового о себе узнали?

3. Упражнение — драматизация «Кинофильм»

Цель: смоделировать командное взаимодействие при решении творческой задачи.

Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:

  1. Американской – фильм ужасов с юмором.

  2. Французской — романтическая комедия.

  3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.

15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.

Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был лидером? Кто чувствовал себя востребованным? Кто хотел быть в стороне?

4. Упражнение «Волшебная пещера»

Цель: групповое сплочение.

Необходимый материал: ручки, бумага.

Время: 40-120 минут.

Ведущий зачитывает описание ситуации.

Ведущий.

 Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.

На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.

Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка — 7-8 минут.

После выполнения этой части задания группа получает следующую инструкцию.

Ведущий.

У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры всего 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список.

Обсуждение

 Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?

 · Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие — препятствовали? Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

5. Релаксация: Упражнение “Посещение зоопарка”: Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

  • В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

  • Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

  • Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).

  • Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

  • Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

  • Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

  • Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).

  • Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

  • А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

  • Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

  • А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

  • Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

6.Упражнение – раскрепощение «Хор»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го задания), подготовка 5 минут

  • африканские аборигены,

  • индийские йоги,

  • кавказские горцы,

  • оленеводы Чукотки,

  • индейцы племени апачи,

  • английские джентельмены

Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.

7.Упражнение «Ассоциации»

Цель:, через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников группы; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Время: 20 минут.

Ведущий.

Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя, из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и пр. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

— На какой цветок похож загаданный человек?

— С каким временем года он ассоциируется?

— На какое животное он похож?

— С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.

Рефлексия

Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему? Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались наиболее точными? Наименее точными? Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?

8.Рефлексия «Мешочки обратной связи».

Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали .

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

красный цвет

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, — люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства — следствие большой внутренней работы над собой.

6


multiurok.ru

Мини тренинг для подростков «Здравствуй, сцена!»

Здравствуй, сцена!

Цель: развитие навыков публичного выступления через знакомство с методами коррекции скованности и волнения перед выступлением.

Участники: дети 10-13 лет

Время проведения: 1,5 часа

Форма проведения: мини тренинг

Оборудование: метафорические карты «Диксит», негативные проявления, способы реагирования, доска, магниты, бейджики, фломастеры, правила работы, песочные часы 1-минутные

I. Вводная часть

Ах сцена, сцена – ты прекрасна!

Ты словно чистый лист…

Все в ожидании счастья.

Каждый из вас когда-то сделал выбор (не важно, самостоятельный или по совету взрослых) – стать ведущим. Это был ваш первый шаг на сцену. А потом начались репетиции, обучение, работа с речью и голосом, и, наконец, вот он – первый выход на сцену! С какими чувствами вы выходите на сцену? Получаете ли вы удовольствие от того, что вы делаете? А если возникает волнение, что с ним делать? Об этом и пойдет сегодня речь.

Упражнение «Здравствуй, это я!»

Цель: диагностика состояния участников, быстрое введение в ситуацию тренинга

Участники по очереди встают со своего места и приветствуют участников тренинга фразой «Здравствуй, это я!»

Рефлексия: Что чувствовали во время упражнения?

Вывод: обобщение высказываний участников.

Главное, чтобы выходя на сцену, вы говорили ей «Здравствуй, это я!» с удовольствием и радостью.

Правила работы:

  • Правило Я-высказывания;

  • Правило конфиденциальности;

  • Правило активности

  • Правило говорящего.

Упражнение «Бродилки»

Цель: введение в тему, осознание того, что волнение при выходе на сцену – нормальное явление.

  • У кого был опыт выступления в качестве ведущего? (1 раз; несколько раз; такого опыта не было)

  • Кому понравилось свое первое выступление? (У меня все получилось, я молодец! В общем, нормально, но можно было лучше. У меня получилось неважно…)

  • Кому понравилось свое последнее выступление? (У меня все получилось, я молодец! В общем, нормально, но можно было лучше. У меня получилось неважно…)

  • Как ты чувствуешь себя, выходя на сцену? (сильно волнуюсь; волнуюсь совсем чуть-чуть; не волнуюсь вовсе)

  • Для тебя выступление на сцене – это… (стресс, радость, труд)

Основная ваша задача – выступление перед большой аудиторией. Вот этим вы сейчас и займетесь.

Упражнение «Самопрезентация».

Цель: определить состояние участника во время спонтанного выступления.

Инструкция: Ваша задача состоит в следующем: в течение 2 минут придумать устно текст о себе, который вы будете произносить в течение 1 минуты.

– Кто готов выступить с самопрезентацией. (Выступает 1 ребенок в течение 1 минуты)

Рефлексия:

– Как ты себя чувствовал во время выступления? 

– Что-то мешало при выступлении?

– Из-за чего прекратили речь раньше, чем истекла минута?

II. Основная часть (15 мин.)

Большинство из вас, наверное, со мной согласиться, что ___________ был поставлен в ситуацию стресса. Действительно, публичное выступление – это ситуация стрессовая. Практически любой человек испытывает в этот момент волнение и чувствует ответственность.

Публичное выступление достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею ответить на вопросы? Моя речь будет неинтересна аудитории?

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией.

Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями – одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах).

Работа с метафорическими картами (колода «Диксит» основная)

Цель: выявление чувств, эмоций, реакций тела, которые появляются у участников во время публичного выступления.

Возьмите карту, которая помогает ответить на вопрос: Что я чувствую, когда выхожу на сцену?

Вывод: во время выступления чувства и эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Если положительных эмоций больше – все просто замечательно. Если вас беспокоят отрицательные эмоции, с ними можно и нужно работать.

Наиболее часто встречающиеся отрицательные проявления (вывешиваются на доску):

– Дрожь (в руках, коленках),

– Перехватило дыхание,

– Забывчивость элементов,

– Глаза в потолок, или в пол,

– Комок в горле,

– Учащенный пульс,

– Хрипота в голосе,

– Зажаты мышцы лица, язык «деревянный»,

– Язык деревенеет, а иногда даже лицо, шея покрываются красными пятнами.

– Что же делать? Как побороть страх перед выступлением? Именно об этом мне и хотелось с вами поговорить.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СКОВАННОСТИ И ВОЛНЕНИЯ 

Выявляем причину страха

Вспомните свои выступления. Что волновало вас больше всего? (высказывания участников)

Вывод: Чаще всего причиной волнения перед выступлением является внутренняя неуверенность. Как будут настроены слушатели? А если начнут критиковать? Поймут ли меня? Достаточно ли хорошо я подготовлен? А вдруг я все забуду, ошибусь?

Работаем над преодолением причин волнения и страха

Как вы думаете, для чего люди идут на концерт, крупное мероприятие? (высказывания участников)

Они идут получить удовольствие, посмотреть интересный концерт, принять участие в интересном деле, а не подмечать чужие ошибки. В большинстве случаев слушатели дружелюбно настроены и желают вам только успеха.

Как вы думаете, что будет, если вы допустите ошибку? (высказывания участников)

За допущенные ошибки вас не выгонят из аудитории и не посадят в тюрьму, если предположить, что это  самое страшное. Известный скрипач Абрам Штерн говорил: «Если хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты – не хирург».

Хорошая подготовка к ответу или выступлению это большая часть уверенности.

Уделите достаточное время для подготовки. Даже если вы выступаете с текстом, желательно знать его наизусть, лишь время от времени заглядывая в печатный источник. Зрителю приятнее видеть ваши глаза и открытое лицо.

Текст нужно обязательно прорепетировать, желательно перед зеркалом.

  • Кто из вас репетирует перед зеркалом?

  • Как вы думаете, зачем это нужно?

На самом деле, тренировка перед зеркалом позволяет отрепетировать жесты, отследить мимику, отработать ее.

Обратите внимание на первые несколько предложений вашего выступления. Их нужно знать наизусть. Хорошо знакомый текст позволит справиться с минутным волнением, которое возникает у всех выступающих в самом начале. Успешно произнесенные первые фразы помогут успокоиться, почувствовать себя более уверенным.

Преодолеваем страх действием

Человеческий организм представляет собой совершенную систему, в которой психические процессы связаны, с физическими. Мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в центральной нервной системе. Мозг, в свою очередь, может реагировать на то, что происходит в теле. Используя этот принцип, я предлагаю научиться управлять физическим состоянием. Для того, чтобы тело вас слушалось не только в спокойной обстановке, но и в стрессовой ситуации, необходимо развить мышечную память. Мышцы должны хорошенько запомнить состояние свободы, для того, чтобы в нужный момент вы потратили минимум усилий для приведения себя в равновесие. Помимо этого, необходимо научиться, безошибочно осознавать места напряжения, т.е. воспитать «мышечного контролёра». Для этого, я предлагаю Вам использовать следующие упражнения.

Небольшая разминка непосредственно перед выступлением.

1. Перехватило дыхание, стучит сердце, звон в ушах

При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека все взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:

  • Сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной «у». Например: ух, круг, пух…

  • Упражнение «Пушинка» подышите так, как будто перед носом у вас пушинка. И ваша задача ее не потревожить.

  • Дышим диафрагмой.

Вывод: если у тебя перехватило дыхание – дыши!

На доску вывешивается способ реагирования

2. Комок в горле

Сосредоточьте свое внимание на этом комке. Не боритесь с ним, а наоборот. помогайте. Представьте его больше и тяжелее, окрасьте каким либо цветом. А теперь представьте, как этот комок тает под вашим взглядом, как мороженое под яркими лучами солнышка. Погладьте горлышко.

Таким образом мы уменьшаем мышечные зажимы и согреваем горло.

Вывод: у тебя комок в горле – растопи его.

3. Дрожь в коленках (и другая нервная дрожь).

Направьте свое мысленное внимание в дрожащее место. Обычно сразу же помогает. Если еще нет – то сознательно принудите эти коленки дрожать. А еще лучше подрожать всем телом. И непроизвольная дрожь сама уймется. Потрите круговыми движениями свои колени.

  • Сидя, заставьте коленки дрожать.

  • Встаньте, потрясите руками.

  • Стряхните напряжение, как собака стряхивает с себя воду.

  • Сделайте глубокий вдох. Медленный выдох.

  • Встаньте ровно на две ступни. Ощутите под ногами твердый надежный пол. Вперед!

Вывод: дрожат коленки – дрожи!

4. Зажаты лицевые мышцы

  • Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра. Высуньте язык. Покорчите рожицы. (мини-конкурс на самую смешную рожицу)

  • Помассажируйте место соединения верхней и нижней челюстей круговыми движениями.

  • Упражнение «Улыбка» (можно измерить ширину улыбки линейкой – у кого больше).

Вывод: зажаты мышцы лица – корчи рожицы.

5. Мокрые ладони

Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

  • Разотрите ладони.

  • Потрясите кистями.

  • Каждый палец обеих рук по очереди встречается с большим пальцем.

  • Разотрите точку уверенности на запястье.

Вывод: взмокли ладони – сделай зарядку для рук.

6. Скованность во всем теле

Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения. Пройдитесь по сцене до начала выступления. Найдите свое место, выберите удобную позу. Обычно ноги стоят на ширине плеч или одна нога чуть отставлена вперед (попробуйте и потренируйтесь сами)

Упражнение «Проход»

Участники под музыку двигаются мимо участников. Задача – не повториться.

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо: ручку, компьютерную мышку, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.

Вывод: сковало тело – двигайся!

7. Хрипота в голосе

Хорошо управляемый, сильный голос может рассказать о Вашей уверенности аудитории, даже если Вы очень волнуетесь.

Упражнение: Покричим, потопаем, похлопаем.

Вывод: во время выступления подводит голос – тренируй его! Осваивай навыки ораторского мастерства.

Я предлагаю вам занять свои места, а участнику, который выступал в начале тренинга – снова испытать свои силы.

Задача та же самая: рассказать о себе в течение 1 минуты.

Вопросы участнику:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?

– Что-то мешало при выступлении? 

– Я вас поздравляю, т.к вы говорили о себе чуть больше времени, чем это было вначале занятия.

III. Заключительная часть

Одно из основных и эффективных способов борьбы со страхом – это практика.

Чтобы избавиться от страха, необходимо постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого (регулярного!) выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика.

Как утверждал знаменитый баскетболист Майкл Джордон «Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везет».

Рефлексия

Вопрос по кругу:

  • Как вы себя чувствуете?

  • Получили ли вы какие-либо полезные для себя знания и если да, то какие?

Надеюсь, что все полученные знания вам пригодятся. Ведь, кто хочет перестать бояться, должен начать выступать.

Упражнение «Здравствуй, это я!»

Цель: рефлексия состояния участников.

Упражнение выполняется на сцене.

До новых встреч.

infourok.ru

Психологический мини-тренинг по теме: «Я — это Я, и Я — это замечательно!»

Психологический

Мини-тренинг

«Я — это Я, и Я — это замечательно!»

Автор Пушкова Т.Ю.,

педагог- психолог МАОУСОШ №8

г.Старая Русса.

Цель: повышение самооценки и осознанию внутренних ресурсов.

Категория участников: подростки, взрослые.

Продолжительность: 1,5 – 2 часа.

Оборудование: наборы карточек для упражнение «Поиск своего Я», релаксационная музыка, подарочные бланки: верхняя часть листа — «Декларация моей самоценности», нижняя – табличка «Мои лучшие качества».

1. Приветствие.

Психолог представляется и рассказывает о тренинге, его целях и задачах.

2. Упражнение «Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему

3. Дискуссия на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь»

Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить ее.

Открытые возможности

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.

Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал… но ничего не произошло.

«Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.

Человек был озадачен.

«Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он.

«Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» — спросил ангел.

Человек кивнул.

«Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве».

«И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы а помощи и остался дома».

Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.

«Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», — сказал ангел.

«Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»

Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.

«Да, мой друг, — сказал ангел, — оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».

Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам, использовать их. Но для того, чтоб быть успешным в жизни надо, прежде всего, научиться понимать себя и совершенствовать себя.

4. Упражнение «Поиск своего Я»

1 часть. Каждому участнику выдается ряд карточек:

Моё тело

Мои способности, ум

что нравится

не нравится в нем

Есть в наличие

Хотелось бы иметь

Мой характер

Мои привычки

Хорошие черты

Плохие черты

хорошие

плохие

Мои желания

мои

ощущения

чувства, эмоции

(часто испытываемые)

Я

позитивные

негативные

Данные бланки — таблички предлагается заполнить участникам (2-5 характеристик по каждому критерию), в карточке «Я» ничего писать не надо. После того как данные карточки будут заполнены их надо расположить вокруг карточки «Я».

2 часть.

Участникам предлагается сесть удобно, закрыть глаза и слушать слова тренера и представлять.

«Семь гномов»(разработка педагога-психолога Матеуш Т.Ю.)

«Мы отправляемся в путешествие на поиски своего Я и, несмотря ни на какие преграды, должны его найти. Представьте, что вы стоите на краю леса, то, что мы ищем находиться в глубине его. Вы делаете вдох – выдох и вступаете в лесную чащу. Идете по тропинке. Вокруг щебечут птички, насекомые стрекочут. Лучи солнца пробиваются сквозь ветки деревьев.

Но вот вам преграждает дорогу гном. И говорит, что пропустит вас дальше, только если вы отдадите ему свои привычки. Вы соглашаетесь, отдаете и идете дальше – без привычек.

Опять на дороге препятствие – гном. И он говорит, что пропустит вас дальше, только если вы отдадите ему свои желания. Вы соглашаетесь, отдаете желания и идете дальше – без привычек, без желаний.  

Впереди на камушке сидит очередной гном. И говорит, что пропустит вас дальше, только если вы отдадите ему свой характер. Вы соглашаетесь, отдаете и идете дальше.

Но вот вам преграждает дорогу гномик. И требует в оплату за проход способности и ум. Вы соглашаетесь, отдаете и идете дальше – без привычек, желаний, способностей и ума, характера. Но у вас есть чувства, ощущения и тело, которое вас ведет.

Опять на дороге препятствие – хитрый гном. И она за проход требует от вас чувства и эмоции. Отдаете и идете дальше.

Из-за дерева выходит шестой брат-гном. И требует от вас ваши ощущения. Отдаете и идете дальше.

Вот впереди показался просвет. Это, наверно, та полянка, к которой вы так стремились, там вы узнаете самое главное про себя. И вы устремляетесь туда. Но дорогу преграждает последний, самый старший из гномов. Он говорит, что попасть на эту поляну и увидеть своё Я можно только расставшись с телом. Вы прошли огромный путь, и сворачивать в конце – нет. Отдаете свое тело. И… Вы в центре поляны. Посмотрите на себя. Как вы выглядите? Подумайте, что нашли вы на этой поляне.

Вам пора отправляться в обратный путь. По дороге назад вы можете забрать все, что отдали. А можете забрать частично – только то, что вам нужно. Обратно пойдете самостоятельно и как только выйдете из леса откроете глаза.»

Обсуждение упражнения. 

Затем  участников просят ещё раз обратить внимание на расположение бланков-карточек около «Я» и если они считают нужным, то можно зачеркнуть на карточках то, что не стали обратно забирать в процессе упражнения и если надо поменять расположение карточек.

Обсуждение.

Упражнения №№ 6 и 7 проводятся с целью снятия усталости, восстановления внутренних сил (мини-пауза).

5. Упражнение « Я устал»

Каждый участник по очереди должен произнести фразу « Ох, как я устал» с разной интонацией.

6. Упражнение.  «Волевое дыхание»

Участникам сообщают: «Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

Для упражнений №№ 8 и 9 советую сделать подарочные бланки: верхняя часть листа — «Декларация моей самоценности», нижняя – табличка «Мои лучшие качества»

7. Упражнение «Декларация моей самоценности»

Участникам сообщается: Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн самому себе. А теперь я попрошу вас прочитать вслух, все вместе. «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно!»

8. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»

Мы уже поняли, что человек сам волен управлять собой и распоряжаться тем, каким он будет. Мы проделали упражнения, которые помогли нам найти в себе уже имеющееся хорошее. И сейчас я предлагаю зафиксировать это в табличке. Давайте проделаем подобную работу. Если захотите, можете потом прочитать нам свои памятки. Заполненные памятки останутся у вас.

БЛАНК ПАМЯТКИ «Мои лучшие качества»

Мои лучшие
черты

Мои способности
и таланты

Мои
достижения

 

 

 

Инструкция: «Мои лучшие черты» — в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты» — сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться. «Мои достижения» — в этой графе записываются достижения в любой области.

После того, как все заполнят свои бланки, проводится обсуждение.

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Во время приступов плохого настроения чтение этой памятки придаст бодрости и позволит оценивать себя более адекватно.

  • После этого проводится анализ. 

9. Упражнение «Молодец!»

Участникам необходимо разделиться на две группы по принципу: внешний — внутренний. «Образуйте два круга: один внутренний, а другой внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего, встать друг напротив друга и по моему сигналу по очереди начать говорить о своих достижениях. Тот, кто слушает, загибает пальцы и произносит фразу на каждое сказанное достижение партнера: «А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!» И так далее. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны. По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается»

  1. Рефлексия по результатам мини-тренинга.
  1.  групповое произнесение фразы – утверждения «Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!»

Литература:

  1. . Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
  2. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2004.
  3. Стебенева Н., Королева Н. Программа по подготовке к ЕГЭ «Путь к успеху»

nsportal.ru

Мини-лекция, как провести ее интересно

Определение

Мини-лекция это инструмент тренера для передачи участникам тренинга новой информации в интересной и понятной форме.

Как следует из названия, мини-лекции должны быть краткими. Наш мозг хоть и «искатель новинок», но в формате слушания его активность начинает снижаться через 10-15 минут. И у вас есть только это время, чтобы высказать свою точку зрения.

Подготовка к мини-лекции

Тщательная подготовка к мини-лекциям, повысит вашу уверенность в себе, улучшит ваш стиль выступления и повысит эффективность вашей презентации. Сосредоточьтесь на следующем:

  • Определитесь с целью мини-лекции. Что участники тренинга должны узнать, понять и принять?
  • Подготовьте содержание мини-лекции с перечнем ключевых моментов, примеров или иллюстраций.
  • Подготовьте короткое заключение, которое свяжет вместе мини-лекции и поместит эту мини-лекцию в более широкий контекст тренинга.

Проведение мини-лекции

Вам не нужно быть харизматичным шоуменом, чтобы хорошо провести мини-лекцию. Достаточно владения базовыми навыками презентации:

Язык и речь

  • Используйте простой и понятный язык.
  • Объясняйте сокращения.
  • Избегайте жаргона и ненужного повторения, но не забывайте подчеркивать важные моменты.

Язык тела

  • Поддерживайте регулярный зрительный контакт с аудиторией. Тем самым вы создаете связь с ними, можете оценивать их вовлеченность и предотвращать непродуктивное поведение.
  • Старайтесь надолго не отворачиваться от участников тренинга, когда говорите.
  • Избегайте чрезмерных жестов, которые могут отвлекать.
  • Если возможно, перемещайтесь по аудитории. Но так, чтобы не отвлекать участников тренинга.

Голос

  • Используйте интонации и модуляции голоса, чтобы избежать монотонности речи.
  • Делайте паузы, чтобы дать группе время для усвоения информации.

Методы вовлечения аудитории

Чем активнее тренер взаимодействует с аудиторией во время мини-лекции, тем эффективнее будет обучение. Вот несколько приемов вовлечения аудитории:

  1. Начните мини-лекцию с привлечения внимания участников тренинга. Используйте для этого притчу, историю, анекдот, цитату, факт, цепляющее изображение или другой подобный материал относящийся к теме тренинга.
  2. Рассказывайте истории, приводите примеры. Они обеспечивают контекст для идей, которые вы демонстрируете. Хорошая история также может аккуратно связать теорию с практикой. И главное, люди хорошо запоминают истории.
  3. Интегрируйте в мини-лекцию визуальные эффекты: слайды, инфографику, флип-чарт другие мультимедиа. Но помните, наглядные пособия должны быть поддержкой, а не содержанием вашей мини-лекции. Они не должны заменять ваше личное общение с участниками тренинга.
  4. Используйте раздаточные материалы, которые будут заполняться группой во время мини-лекции.
  5. Задавайте вопросы и не бойтесь молчания. Дайте участникам тренинга 5-10 секунд, чтобы подумать и сформулировать ответ. Если прошло 10-15 секунд и никто не вызвался отвечать, перефразируйте ваш вопрос. Не поддавайтесь искушению ответить на свои собственные вопросы. Терпение является ключевым фактором; не бойся тишины. Чем дольше вы ждете ответов, тем более вдумчивыми и сложными будут их ответы. Но и в допрос, задавание вопросов не нужно превращать.
  6. Используйте жесты, зрительный контакт и движение по аудитории, чтобы привлечь внимание участников тренинга.
  7. Поддерживайте зрительный контакт со всеми, а не только с теми участниками, которые регулярно отвечают на ваши вопросы и кажутся вам заинтересованными.
  8. Обращайтесь к участникам тренинга по именам.
  9. Поощряйте участников делать заметки. Не конспекты, а заметки по которым они могут восстановить в голове содержание мини-лекции. Для этого мини-лекция должна имеет четкую структуру.
  10. Демонстрируйте энтузиазм относительно темы обучения. Помните, что вы воспринимаетесь как эксперт, а иногда участники видят в вас модель поведения.

Завершение вашей лекции

Участники тренинга должны знать, что у того, что они изучают, есть практическая цель. Завершите мини-лекцию кратким резюме и расскажите, как полученная информация может быть применена на практике.

Так как мини-лекция это только один из компонентов тренинга и за ней будет следовать следующий компонент тренинга (ролевая игра, тест, мозговой штурм и т.п.), важно сделать смысловой мостик между мини-лекцией и следующей активностью.

После тренинга

Каждый раз, когда вы проводите тренинг, у вас появляются идеи, как можно еще улучшить представление материала, в том числе и мини-лекций. Новые вопросы, истории, иллюстрации, активности и т.д. Делайте пометки в дизайне тренинга, чтобы они были легко доступны, когда вы будете проводить этот тренинг снова или будете его править.

trainingtechnology.ru

Мини-тренинг «Учимся общаться» | Социальная сеть работников образования

Мини-тренинг

 Тема: Учимся общаться.

 Цель: Закрепление навыков невербального общения. Учимся передавать эмоции и чувства.

Ход занятия

Упражнение 1.

  Все участники располагаются большим полукругом. «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с любым участником занятия».

Обсуждение:

— Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения?

— Какие средства помогали устанавливать контакт?

— Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Упражнение 2.

  Участники группы делятся на две подгруппы. «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

   Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, психолог предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого психолог обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
  Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, психолог ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

— участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

— участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

— участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.
Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

Упражнение 3.

   Упражнение выполняется в группах по 3 или 4 человека.
Инструкция «Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал — менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом кто устанавливает контакт, заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, ее занимают примерно такую позицию: ситуация отбора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.

   Психолог называет имена тех, кто в 1 группе должен на первом этапе работ попытку установить контакт. Через 3-4 минуты останавливаем разыгрывание ситуации и предлагаем, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции.

Рефлексия.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *