§20 — Минорный лад (продолжение)
В минорном ладу, как и в мажорном, 7 ступеней. Соотношение их, однако, в миноре иное, чем в мажоре. Чем же отличается строение минорного лада от мажорного? Какие ступени в миноре звучат иначе, чем в мажоре?
Мы познакомились с двумя минорными песнями: «Во поле береза» и «Дуда» (2-я часть). В обеих песнях использованы не все звуки лада, а только нижние 5 ступеней. Из этих пяти ступеней только одна — III ступень — звучит в миноре и в мажоре неодинаково. В миноре III ступень строится на полтона ниже, чем в мажоре. Остальные 4 ступени (I, II, IV и V) строятся точно так же в миноре, как и в мажоре. Вот звукоряды приведенных песен:
При тонике соль III ступенью в мажоре является звук си, а в миноре— си-бемоль. При тонике до III ступенью в мажоре является звук ми, а в миноре — ми-бемоль.
Обратимся теперь к VI и VII ступеням. Эти две ступени как и III в миноре звучат на полтона ниже, чем в мажоре. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно пропеть несколько известных песен, в которых использованы все звуки лада:
ПЕСНЯ О ЩОРСЕ (М.
БЛАНТЕР)ПРОВОДЫ (Русская народная песня)
ПОЛЕ, МОЕ ПОЛЕ (И. КОВНЕР)
Сравните эти песни с мажорной песней того же объема звукоряда:
ПРО ПЕТЮ (Д.КАБАЛЕВСКИЙ)
Для того чтобы песни удобно было сравнивать друг с другом, все они написаны с тоникой на звуке до. В этом случае в мажоре VI и VII ступенями являются звуки ля и си, а в миноре — звуки ля-бемоль и си-бемоль.
Расположим все звуки приведенных песен по высоте и напишем, таким образом, мажорную и минорную гаммы от звука до, т. е. гаммы До-мажор и до-минор (название мажорных тональностей обычно пишется с большой буквы, а минорных — с маленькой). Сравним их между собой:
Такой вид минора, в котором три ступени— III, VI и VII — звучат на полтона ниже, чем в мажоре, называется натуральным. Кроме этого вида минора существует еще гармонический минор (с VII повышенной ступенью) и мелодический минор (с VI и VII повышенными ступенями).
Тоническое трезвучие (как и гамма) в минорном ладу является иным, чем в мажорном. В тоническое трезвучие входят, как мы помним, I, III и V ступени. I и V ступени в мажоре и в миноре строятся одинаково, а III ступень в миноре строится на 1/2 тона ниже, чем в мажоре. Она-то и отличает тоническое трезвучие минора от тонического трезвучия мажора.
Звуки трезвучий строятся, как мы знаем, через ступень или, иначе говоря, по терциям. Однако, терции бывают разные. Например, в мажоре средний звук тонического трезвучия (III ступень) отстоит от тоники на 2 тона, а в миноре — на 1 1/2 тона. Терция величиной в 2 тона называется большой, а в 1 1/2 тона — малой. Соответственно, трезвучие, в котором нижние звуки составляют интервал большую терцию, называется большим или мажорным. Если же между нижними звуками заключена малая терция, то трезвучие называется малым или минорным. Таким образом, тоническое трезвучие в мажоре является мажорным, а в миноре — минорным.
Тонические трезвучия в тональностях До-мажор и до-минор имеют следующее строение:
Лад и тональность — MusTheory.
ruЛеонид Гурулев, Дмитрий Низяев
УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.
Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.
Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.
Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику).
Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример.
В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки «Во поле береза стояла». Устойчивые звуки отмечены знаком «>».
Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад). В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.
Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.
МАЖОРНЫЙ ЛАД. ГАММА НАТУРАЛЬНОГО МАЖОРА. СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ МАЖОРНОГО ЛАДА
В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке (русской и зарубежной) в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.
Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют большое или мажорное трезвучие — созвучие, состоящее из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.
Например:
Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.
Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).
Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон. Давайте посмотрим более конкретно.
Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет — то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных («черненьких») клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Ниже приводится схема расположения этих ступеней:
Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний — в нисходящем направлении.
Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука — это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень — тоника — является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.
Для примера тяготения послушаем два варианта разрешения звуков. Первый — для мажорных тональностей, а второй для минорных. Минор мы еще будем изучать на следующих занятиях, а пока постарайтесь воспринять на слух. Теперь, занимаясь практическими уроками, старайтесь находить устойчивые и неустойчивые ступени и их разрешения.
ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ
Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы рассмотрели выше). Эта возможность — получить нужную гамму от любой клавиши — является главным свойством, и главным предназначением «темперированного строя», при котором все полутоны в октаве совершенно равны. Дело в том, что строй этот — искусственный, полученный в результате целенаправленных вычислений специально ради этой цели. До этого открытия в музыке использовался так называемый «натуральный» звукоряд, который вовсе не имел достоинства симметрии и обратимости. При этом музыкальная наука была просто невероятно сложна и бессистемна, и сводилась к набору личных мнений и ощущений, сродни философии или психологии… Кроме того, в условиях натурального строя музыканты не имели физической возможности так свободно исполнять музыку в какой угодно тональности, на какой угодно высоте, потому что с увеличением количества знаков альтерации звучание становилось катастрофически фальшивым. Темперированный же (то есть, «равномерный») строй дал музыкантам возможность не зависеть от абсолютной высоты звука, и привести музыкальную теорию практически к уровню точной науки.
Абсолютная (то есть, безотносительная) высота, на которой распложена тоника лада, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, служащего в ней тоникой. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть, к примеру, слова мажор. Например: До мажор, Соль мажор и т. д.
Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. Ее особенность среди других тональностей в том, что ее звукоряд состоит как раз из основных ступеней музыкального звукоряда, то есть, попросту, только из белых клавиш фортепиано. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).
Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) попробовать построить новый мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень (ноту Фа) надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак — Фа-диез. Если теперь до-мажорную пьесу нам захочется сыграть в этой новой тональности (ну, например, вследствие того, что Вашему голосу слишком низко и неудобно петь в до мажоре), то, переписав все ноты песни на нужное количество линеечек выше, мы должны будем каждую ноту ФА, которая попадется в нотах, повышать на полтона, иначе зазвучит чепуха. Как раз для этой-то цели и существует понятие ключевых знаков. Нам нужно всего лишь нарисовать при ключе один диез — на той линеечке, где пишется нота ФА — и после этого вся песня как бы автоматически оказывается в правильном звукоряде для тоники СОЛЬ. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень — нота До. Коллекция диезов при ключе у нас с Вами постепенно вырастает — кроме фа-диеза, добавляется еще и до-диез. Это ключевые знаки тональности Ре-мажор. И так будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон — высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх… и так продолжаем, пока не закончатся деньги… ой, диезы. Вас недолжно смущать, когда при очередном построении тональности Вы обнаружите, что сам звук тоники оказался на черной клавише. Это будет означать всего лишь то, что этот диез будет упоминаться в имени тональности — «фа-диез-мажор» — все остальное будет работать точно так же. В принципе, никто не может запретить Вам продолжать это построение И ПОСЛЕ того, как при ключе будет написан седьмой диез. Теория музыки не запрещает существовать каким угодно тональностям — хоть с сотней знаков. Просто восьмым знаком при ключе неизбежно окажется снова «фа» — и Вам останется лишь заменить самый первый «фа-диез» знаком «дубль-диез». При этих экспериментах Вы можете получить, например, мажор с 12-ю диезами — «си-диез-мажор», и обнаружить, что это не что иное, как «до-мажор» — вся гамма окажется опять на белых клавишах. Разумеется, все эти «опыты» имеют лишь теоретическое значение, так как на практике никому не придет в голову так загромождать свои ноты знаками только ради того, чтобы снова оказаться в до-мажоре…
Предлагаю Вашему вниманию рисунок для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок «появления» диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си.
Пойдем в другую сторону. Если от ноты До построить квинту, но уже вниз, получим ноту Фа. От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что четвертую ступень (то есть ноту си) уже требуется понизить (попробуйте построить самостоятельно), т.е. си-бемоль. Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа) опять строим квинту вниз (Си-бемоль)… Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа, то есть, порядок, обратный диезам.
А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему «Аккордов». Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае — мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники — основной аккорд — какой-либо тональности.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ И МЕЛОДИЧЕСКИЙ МАЖОР
В музыке нередко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором. От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень и придает мажорному ладу своеобразное звучание. Попробуйте проиграть гамму, к примеру, До-мажор с пониженной VI ступенью. Для начала я Вам помогу. Высчитаем, что VI ступень в данной тональности C-dur — это нота Ля, которую надо понизить на полтона (Ля-бемоль). Вот и вся премудрость. Таким же образом поступите в других тональностях. При игре гаммы, то есть, непрерывающейся последовательности ступеней, Вы сразу почувствуете, что под конец гаммы начинает пахнуть какой-то экзотикой. Причина тому — новый интервал, образовавшийся при понижении VI ступени: увеличенная секунда. Присутствие такого неожиданного интервала и придает ладу такую необычную окраску. Гармонические лады присущи многим национальным культурам: татарской, японской, да вообще почти всем азиатским странам.
Мелодическая разновидность мажорного лада образуется понижением сразу двух ступеней натуральной гаммы: VI и VII. Благодаря этому, обе эти ноты (они обе неустойчивы) приобретают усленное тяготение к нижней устойчивой — к V ступени. Если Вы проиграете млм пропоете такую гамму сверху вниз, то почувствуете, как в ее верхней половине появилась особая мелодичность, мягкость, протяженность, неразрывная связанность нот в одну певучую мелодию. Именно из-за этого эффекта такой лад и получил название «мелодического».
МИНОРНЫЙ ЛАД. ПОНЯТИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ.
Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Предлагаю послушать мажорный и минорный аккорды. Сравните на слух их звучание и различие. Мажорный аккорд звучит более «бодро», а минорный более лирически (помните выражение: «минорное настроение»?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Не будем утруждаться строением минорного лада, потому что можно обойтись понятием параллельные тональности. Возьмем к примеру привычную тональность До-мажор (любимая тональность начинающих музыкантов, потому что при ключе нет ни одного знака). Построим от тоники (звук — До) вниз малую терцию. Получим ноту Ля. Как только что я говорил, при ключе не наблюдается ни диезов, ни бемолей. Лихо пробежим по клавиатуре (струнам) от ноты Ля до следующей ноты Ля вверх. Вот мы и получили гамму натурального минора. Теперь запомним: параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор — и наоборот. Все тональности в мире, таким образом, существуют парами «мажор-минор», как бы две гаммы, движущиеся параллельно по тем же самым клавишам, но с отставанием на терцию. Отсюда и название «параллельных». В частности, параллельной тональностью для До-мажора является Ля-минор (тоже любимая тональность начинающих, т.к. и здесь нет ни одного ключевого знака) Тоническое трезвучие в Ля-миноре. От ноты Ля вверх сроим малую терцию, получаем ноту До, а потом еще большую терцию уже от ноты До, в итоге зазвучит Ми. Итак, минорное трезвучие ля миноре: Ля — До — Ми.
Постарайтесь найти сами параллельные тональности для всех мажорных ладов, которые мы проходили выше. Главное запомните, что 1. надо строить от тоники (главный устойчивый звук) вниз малую терцию, чтобы найти новую тонику; 2. ключевые знаки в параллельной тональности остаются теми же.
Коротко, для тренировки, посмотрим еще один пример. Тональность — Фа-мажор. При ключе — один знак (си-бемоль). От ноты Фа строим вниз малую терцию — нота Ре. Значит, Ре-минор является параллельной тональностью Фа-мажору и имеет ключевой знак — си-бемоль. Тоническое трезвучие в Ре-миноре: Ре — Фа — Ля.
Итак, в параллельных тональностях натурального звукоряда, ключевые знаки одни и те же. Это мы уже усвоили. А как быть с гармоническим ладом? Несколько иначе. Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью, что было вызвано необходимостью обострить тяготение восходящего вводного звука. Если присмотреться или прислушаться, то Вы легко обнаружите, что гармонический мажор и гармонический же минор, построенные от одной и той же клавиши, полностью совпадают в верхней половине гаммы — та же самая увеличенная секунда на VI ступени гаммы. Просто для того, чтобы этот интервал получить в мажоре, приходится понижать VI ступень. А вот в миноре эта ступень и без того низкая, зато VII ступень можно повысить.
Давайте договоримся, что количество ключевых знаков для всех тональностей надо помнить наизусть. Исходя из этого, допустим, в ре-миноре (ключевой знак — си-бемоль) повышенная VII ступень — До-диез.
Выше на рисунке Вы можете посмотреть визуально. А теперь давайте послушаем (хотя Вы можете и сами проиграть), как это будет звучать. a-moll и d-moll. Если немного внимательней отнестись к просмотру и прослушиванию, то можно увидеть, что трезвучие доминанты в гармоническом миноре — мажорное. Я вот сейчас Вам проиграю три аккорда: Тонику, Субдоминанту, Доминанту и Тонику в гармоническом Ля-миноре. Слышите? Вот и позанимайтесь строением этих трех аккордов во всех минорных тональностях. Этим Вы добьетесь автоматизма определения основных трезвучий в любой тональности. Строить мажорные и минорные трезвучия мы с Вами уже умеем, если забыли — давайте повторим и уточним.
Строим тоническое трезвучие: определяем лад (мажор, минор), из этого и исходим. Строим мажорное (минорное) трезвучие. Мажорное: б.3 + м.3, минорное — м.3 + б.3. Теперь надо найти субдоминанту. От тоники строим кварту вверх — получаем основной звук, от которого и будем строить трезвучие. В F-dur — это си-бемоль. А от си-бемоля уже и строим мажорное трезвучие. Ищем теперь доминанту. От тоники — квинту вверх. В этой же тональности Доминанта — До. Ну, а уж трезвучие До-мажор построить, — это нам уже нетрудно. Параллельная тональность Фа-мажору — Ре-минор. Строим в минорной тональности тонику (Т), субдоминанту (S) и доминанту (D). Напоминаю, что в гармоническом и мелодическом миноре доминанта — мажорное трезвучие. Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными и VI, и VII ступенями (проиграйте на фортепиано или гитаре, в крайнем случае в MIDI-редакторе). А в мелодическом мажоре происходит, наоборот, понижение тех же ступеней.
Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора — До-минор, Ля-мажора — Ля-минор и т. п.).
Как было уже сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передаче музыкой определенного содержания и характера имеет лад. Помните, я приводил пример звучания мажорного трезвучия и минорного. Напомню, по случаю, что мажор, так сказать, более бодр, а минор — более печален, драматичен, лиричен. Поэтому — можете сами поэкспериментировать — мажорная мелодия, сыгранная от той же клавиши, но с использованием минорного звукоряда (или наоборот), приобретает совершенно другую окраску, хотя остается при этом той же мелодией.
Узнайте, как играть гамму ля минор на гитаре
Урок: игра гаммы ля минор на гитаре
Обучение игре гамм — отличный способ для гитаристов расширить диапазон своих способностей и общее понимание теории музыки. Поскольку в ней нет ни диезов, ни бемолей, гамма ля минор является хорошей гаммой для начинающих, чтобы попытаться освоить ее, слушая каждую ноту в ее самой чистой форме.
В этой статье мы разберем, какие ноты составляют гамму, и продемонстрируем несколько различных способов игры на гитаре. Давайте начнем!
Гамма ля минор
Гамма ля минор состоит из следующих семи нот:
A
B
C 900 05
Д
Е
F
G
Вы заметите, что ни в одной из нот ля минорной гаммы нет ни диезов, ни бемолей, как и в гамме до мажор. Фактически, в нем используются все те же ноты, что и в гамме до мажор, но вместо этого в качестве отправной точки используется нота ля. Тем не менее, гамма ля минор является относительным минором до мажор.
Теперь, когда вы знаете, какие ноты составляют гамму, мы покажем вам, как расположить пальцы на грифе, чтобы играть ноту за нотой в ля минорной гамме.
Позиции ля минорной гаммы
Один из самых простых способов выучить ля минорную гамму — обратиться к схемам гитарных гамм. Эти диаграммы представляют собой визуальное представление грифа вашей гитары. Обучение чтению гитарных таблиц и диаграмм может помочь вам научиться играть гаммы и глубже понять ноты и соответствующие им лады.
В приведенных ниже примерах каждая точка показывает, какую ноту играть на определенном ладу и струне. Точка с нотой над струной указывает на открытую струну, где ни один лад не будет нажат. Желтые точки обозначают основную ноту гаммы. Каждая нота A на грифе в этих примерах будет выделена желтым цветом, чтобы указать, где гамма начинается снова.
Гамма ля мажор — открытая позиция
Чтобы сыграть гамму ля минор в открытой позиции, вам нужно только сыграть ноты на первых трех ладах гитары. Используйте указательный палец для нот на 1-м ладу, средний палец для нот на 2-м ладу и безымянный палец для нот на 3-м ладу. Хотя в гамме есть несколько нот на 6-й (низкая ми) струне, может иметь смысл начать с открытой ля (5-я струна), чтобы использовать самую низкую возможную ноту ля в качестве основного тона. Оттуда вы перейдете ко 2-му ладу на 5-й струне, си; и 3-й лад, C.
Гамма ля мажор — 5-я позиция
Еще один способ сыграть гамму ля мажор — это 5-я позиция. Перемещая гриф вверх, чтобы приблизиться к гамме из другой исходной позиции, вы сможете услышать те же самые ноты в более высоком регистре.
Начнем с указательного пальца на 5-м ладу 6-й струны (низкая ми), еще одна нота ля. Затем вы будете использовать безымянный палец для 7-го лада той же струны, а мизинец — для 8-го лада.
Важно отметить, что когда вы дойдете до 3-й струны, вам придется сдвинуть руку, чтобы переместить указательный палец на 4-й лад. Когда вы доберетесь до 2-й струны, ваш указательный палец переместится обратно на 5-й лад.
Обратите внимание на разницу в тембрах и ощущениях при игре выше на грифе.
Табулатуры ля минорной гаммы
Другой подход к изучению гамм, который может быть более знаком некоторым гитаристам, заключается в использовании табулатуры для понимания нот гаммы по порядку. В то время как приведенные выше диаграммы действуют как дорожная карта, вкладки ближе к пошаговым инструкциям. Некоторым людям легче их понять. Это всего лишь вопрос предпочтений, но полезно понимать оба метода.
Теперь давайте посмотрим, как две позиции, которые мы только что рассмотрели, будут выглядеть в виде вкладок.
Гамма ля минор — вкладка с открытой позицией
Чтобы сыграть гамму ля минор в открытой позиции, начните с открытой ля (5-й) струны и перемещайтесь по грифу, следуя положениям ладов на вкладке ниже:
ля минор Гамма — табуляция 5-й позиции
Чтобы сыграть гамму в 5-й позиции, начните с указательного пальца на 5-м ладу 6-й (низкой ми) струны и действуйте следующим образом. Не забывайте о смещении на 4-й лад только для 3-й струны, используя указательный палец как якорь.
Упражнения на лад минор
Запоминание гамм требует терпения и повторения. Играйте обе эти позиции ля-минорной гаммы в восходящем и нисходящем порядке, пока не научитесь уверенно воспроизводить ноты с большей скоростью. Вы также можете попробовать играть с определенной скоростью, установленной метрономом, чтобы работать над своим ритмом.
По мере того, как вы все больше и больше привыкаете к нотам гаммы, вы можете использовать гамму в качестве основы для работы над другими гитарными техниками. Например, вы можете воспроизводить ноты в гаммах, используя альтернативные приемы игры или игры пальцами. Вы также можете попробовать сыграть гаммы в разных ритмах или придумать свои собственные оригинальные риффы, включающие ноты гаммы.
В конце концов, весы могут служить ценным инструментом, который поможет вам тренировать ловкость пальцев и мышечную память. Изучите некоторые другие типы, такие как мажорные или пентатонические гаммы, и используйте их в своей обычной практике. Продолжайте играть и практиковать свои гаммы с бесплатной пробной версией Fender Play.
Табы для гитарных гамм: Полное руководство — стр. 2 из 20005
- 12-тактовый блюз в тональности ми.
- Все в тональности ми минор.
Гамма ми минор является относительной минорной тональностью соль мажор.
Таким образом, вы можете использовать любую из ми минорных гамм поверх:
- Все что угодно в тональности соль мажор.
Теперь давайте посмотрим на наши минорные гаммы в тональности C# Minor.
Вот табы гитарных гамм для минорной гаммы, минорной пентатоники и блюзовой гаммы в тональности C# минор.
Гамма C# минор
Гамма минорной пентатоники C#
Гамма блюза C#
Вы можете использовать любую из этих гамм поверх:
- Последовательность минорных аккордов C#.
- Блюз С#.
Поскольку C# минор является относительной минорной тональностью ми мажор. Вы также можете использовать любую из этих гамм поверх последовательности аккордов в тональности ми мажор.
Давайте посмотрим на нашу последнюю минорную тональность, тональность си минор.
Вот табы гитарных гамм для минорной гаммы, минорной пентатоники и блюзовой гаммы в тональности си минор.
Гамма си минор
Гамма си минорная пентатоника
Гамма си минор
Вы можете использовать эти гаммы над:
9001 2Поскольку ре мажор является относительным мажором си минор. Вы также можете использовать эти гаммы с чем угодно в тональности ре мажор.
Что такое относительный минор?
Относительный минорный лад — это строй, в котором используются те же ноты, что и в мажорном ладу той же тональности.
В обеих гаммах используются одинаковые музыкальные ноты. Однако они оба имеют разные отправные точки.
Давайте рассмотрим пример, чтобы лучше понять это.
В этом примере мы будем использовать тональность до.
Гамма до мажор состоит из следующих нот.
В Г Д Е Ж А БОтносительный минор до мажор, ля минор.
Гамма ля минор состоит из этих нот.
A B C D E F GВы видите, что обе гаммы используют ТОЧНО одни и те же ноты. Однако гамма до мажор начинается с ноты до.
Ла минор начинается с ноты ля.
Как найти относительные минорную и мажорную тональности на гитаре?
К счастью, для нас, гитаристов, есть очень простой способ найти соответствующие мажорные и минорные тональности на вашей гитаре.
Работает для ЛЮБОГО ключа.
Это действительно полезный совет, так что слушайте.
- Для каждой мажорной гаммы вы можете найти относительную минорную гамму на 3 лада ниже.
- Для каждой минорной гаммы вы можете найти относительную мажорную гамму на 3 лада вверх.
Попробуйте это:
- Сыграйте гамму до мажор, которая начинается на 8-м ладу нижней струны ми. (6-я струна.)
- Переместиться на 3 лада вниз к 5-му ладу нижней струны E. (6-я струна.)
- Сыграйте минорную гамму, начиная с 5-го лада. (5-я струна. )
- Вы должны играть в гамме ля минор!
Как упоминалось ранее, обе эти шкалы АБСОЛЮТНО одинаковы. Просто у них разные стартовые позиции.
Вы также можете сделать это с второстепенной точки зрения. Для этого примера воспользуемся тональностью си минор.
Попробуйте так:
- Сыграйте гамму си минор, начиная с 7-го лада нижней струны ми.
- Поднимитесь на 3 лада вверх к 10-му ладу нижней струны E.
- Теперь сыграйте мажорную гамму, начиная с 10-го лада.
- Ты должен играть в ре-мажорной гамме!
Вот как вы находите относительные мажорные и минорные гаммы на гитаре.
Почему это полезно для гитаристов?
Это НАСТОЛЬКО полезно знать, так как теперь у вас есть два варианта импровизации.
- Если что-то в мажорной тональности. Вы можете использовать относительную минорную гамму.
- Если музыкальное произведение представляет собой минорную тональность, вы можете использовать относительную мажорную гамму.
Одна из самых сложных вещей в импровизации — создание интересных звуков в новой гамме.
Однако, если вы понимаете относительную минорную и мажорную тональности, вы можете использовать ЛЮБУЮ тип гаммы вместо ЛЮБОЙ последовательности аккордов.
Это пригодится, когда вы столкнетесь с игрой в неудобной тональности.
Например, если вам тяжело даются мажорные тональности, но вы знаете, как использовать минорные гаммы. Вы можете использовать относительную минорную гамму поверх мажорной тональности.
- Итак, если вы играете в тональности до мажор, вы можете использовать гамму ля минор.
Или, если минорная тональность кажется вам трудной, а мажорная гамма легкой. Вы можете использовать относительные мажорные гаммы вместо минорной тональности.
- Итак, если вы играете в тональности ре мажор, вы можете использовать гамму си минор.
Вот список ВСЕХ соответствующих мажорных и минорных тональностей.
Как играть гитарные гаммы во всех тональностях?
Чтобы играть гитарные гаммы во всех тональностях, НЕОБХОДИМО изменить начальную ноту.
Самое замечательное в гитарных ладах то, что они представляют собой подвижные модели . Как только вы выучите один паттерн, вы автоматически выучите и 12 других.
Изменяя начальную ноту, вы меняете тональность гаммы.
99% всех гамм начинаются с нижней струны ми.
Вот ВСЕ ноты на нижней струне E:
Начиная гамму на другом ладу, вы меняете тональность.
Например, если вы хотите сыграть гамму в тональности C. Вы должны начать ее на 8-м ладу нижней струны E.
Таким образом, каждая из ваших гамм станет:
- Гамма до мажор.
- Гамма до минор.
- Пентатоника до минор.
- Шкала C Blues.
Допустим, вы хотите сыграть гамму в тональности F#/Gb. Вы бы начали свои гаммы на 2-м ладу нижней струны E.
Таким образом, каждая из ваших гамм станет:
- Гамма F# мажор.
- Гамма фа минор.
- Пентатоника F# минор.
- Блюзовая гамма F#.
Вот действительно увлекательное задание, которое поднимет вашу игру на гитаре на новый уровень:
- Попробуйте сыграть мажорную гамму во всех 12 тональностях.
- Попробуйте сыграть минорную гамму во всех 12 тональностях.
- Попробуйте сыграть минорную пентатонику во всех 12 тональностях.
- Попробуйте сыграть блюзовую гамму во всех 12 тональностях.
Какой ты гитарист?
Пройди наш 60-секундный тест и получи свои результаты: Пройди тест
Наши курсы игры на гитаре
Стань лучшим гитаристом: Нажмите здесь, чтобы узнать о наших курсах игры на гитаре
Получите свой персональный план обучения игре на гитаре 🎸
Получите индивидуальный план обучения игре на гитаре здесь: Щелкните здесь для GuitarMetrics™
Классные футболки для игры на гитаре 😎
Выглядите круче! Ознакомьтесь с нашими товарами: Нажмите здесь, чтобы увидеть наш магазин товаров
Хотите получать бесплатные советы по игре на гитаре и видеоуроки на свой почтовый ящик?
Присоединяйтесь к более чем 250 000 других изучающих игру на гитаре и подпишитесь на нашу рассылку советов по игре на гитаре по электронной почте.