Минор и мажор в музыке это: Лад в музыке: мажор и минор

Содержание

мажор и минор — Семь Восьмых

Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.

Основы

Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.

Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.

Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.

Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.

Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.

Ступень I самая главная, её называют тоникой.

Виды лада

Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.

Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».

Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»

Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.

Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.

Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.

Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.

Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.

Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).

Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.

Тональность и гамма

Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.

У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.

Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.

Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?

Бемоль понижает звук на полутон.

Диез повышает.

Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.

Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.

Как используются знаки рассмотрим на примерах.

Мажор

Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)

Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.

До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.

Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.

Сначала  выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.

Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.

Это правило действует от любой ноты.

Минор

Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.

Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.

Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.

 

в чем отличия и есть ли разница, сравнение ладов

Музыка вызывает у людей широкую гамму эмоций – печальных и радостных. Благодаря этому каждый человек находит в произведениях что-то важное для себя. При этом характер произведения напрямую зависит от музыкального лада, который был использован для его создания. Однако новички в мире музыки далеко не всегда четко понимают, что такое минор и мажор. Потому так важно разобраться в сути этих понятий.

Содержание

Определение

Мажорный и минорный ряды используются для того, чтобы придать музыкальному произведению определенное звучание.

Мажор

Под этим термином понимают музыкальный лад, который применяется для создания веселых произведений. Его аккорд создается на основе большой терции. По сути, это набор звуков, который отличается бодрой и веселой тональностью. Благодаря использованию этого лада музыкальное произведение получается радостным.

Существует несколько видов мажора, каждый из которых отличается определенными особенностями:

  1. Натуральный – представляет собой обыкновенную мажорную гамму, которая имеет свои ключевые знаки. К тому же она лишена случайных знаков альтерации. Из всех разновидностей мажора натуральный считается наиболее распространенным.
  2. Гармонический – это мажор, который имеет пониженную шестую ступень. Она понижается для того, чтобы приблизиться к пятой. Пониженная шестая ступень в мажорном ладу отличается очень интересным и необычным звучанием. Оно немного нежнее и приобретает восточную томность.
  3. Мелодический – представляет собой мажорный звукоряд, в котором в случае движения вверх играется натуральная гамма. При движении вниз 2 ступеньки понижаются. Это касается шестой и седьмой ступеней.

Минор

Под этим термином понимают лад гармоничной тональности. Его отличительной особенностью считается третья ступень, которая отстоит от первой на малую терцию. Тоника, или основная ладовая функция минора, представлена в виде минорного трезвучия. Как правило, минорные произведения обладают лирической и грустной окраской.

Вначале звучание было представлено исключительно натуральным минором. Но со временем к нему добавлялись новые «оттенки», которые позволяли разнообразить лад. Таким образом появились другие разновидности минора – мелодический и гармонический. Каждый из них обладает своими особенностями:

  1. Натуральный – таким термином называют простую гамму, в которую не добавляются случайные знаки. При этом учитываются только ключевые. При восходящем и нисходящем движении прослеживается одинаковый звукоряд. В целом лад обладает простым и строгим звучанием, в котором отсутствуют лишние элементы.
  2. Мелодический – его характерной чертой считается то, что при восходящем движении становятся выше одновременно 2 ступени. К ним относятся шестая и седьмая. При игре в нисходящем направлении это правило отменяется. Это означает, что человек исполняет почти натуральный минор. При этом повышение шестой ступени требуется для перекрывания увеличенного интервала. Он характерен для гармонического вида. Это требуется потому, что минор является мелодическим. При этом в мелодии движение на увеличенную секунду использовать запрещено.

Разница между мажором и минором

Мажор отличается от минора целым рядом параметров. Одним из ключевых моментов в музыке считается контраст между ладами. Минор считается полной противоположностью мажору. По музыкальной традиции европейских стран, звуки делятся путем использования тонов и полутонов. В силу особенностей звуков и физиологии уха человека даже полутон приводит к появлению заметных отличий в восприятии звуков.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Чаще всего мажорные аккорды воспринимаются слушателями как веселые, а минорные – считаются грустными. В качестве примера стоит привести мажорный «Свадебный марш» Мендельсона. При этом может сложиться ощущение, что все марши являются бодрыми и энергичными. Однако это далеко не всегда так. «Похоронный марш» Шопена выполнен в миноре, потому при его прослушивании у людей возникает трагическое и скорбное настроение.

Таким образом, главным отличием рассматриваемых музыкальных ладов считается то, что мажор имеет выраженную положительную окраску, а минор – отрицательную. Люди их часто обозначают как радость и печаль.

Примечателен тот факт, что на эмоциональный окрас аккордов почти не влияют изменения в тембре или громкости элементов звучания. К тому же встречаются ситуации, когда мажор помогает выражать лирические настроения и трагические чувства, а минор – отражает светлые и радостные состояния. Так, американские блюзы часто пишут в мажоре. При этом русская «Цыганочка» выполнена в миноре.

Рассматриваемые термины имеют и другое значение. Так, мажором в русском языке часто называют веселое и бодрое настроение. При этом слово «минор» используется для обозначения печального, унылого, подавленного настроя.

Чтобы разобраться в ключевых отличиях рассматриваемых музыкальных ладов, стоит учитывать следующее:

  1. В музыкальных произведениях мажорный аккорд выполняется на большой терции, а минорный – на малой.
  2. Разница между мажорной и минорной гаммами кроется в порядке интервалов – это касается тонов и полутонов.
  3. Мажор характеризуется светлой, а минор – темной окраской звучания. Проще всего этот контраст определять на слух.
  4. Мажор вызывает положительные эмоции, пробуждая в человеке радость. При этом минор может стать причиной появления отрицательных эмоций – скорби, уныния, печали.
  5. Мажором часто называют веселое и бодрое настроение. При этом понятие «минор» используется для обозначения состояния грусти, подавленности и уныния.

Выводы

Музыкальный лад представляет собой важный прием для выражения характера музыки. По этому параметру удается отличить одно произведение от другого. Если композитор желает продемонстрировать переживания, тревогу или печаль, он пользуется минорным ладом.

Чтобы отразить радость, светлые эмоции или игривые настроения, применяют мажор. При этом для изменения характера музыки осуществляется смена лада. В крупных произведениях, которые включают несколько частей, часто присутствуют и мажорные, и минорные фрагменты.

Мажор и минор — Сольфеджио и теория музыки от Яны Ли

Что такое мажор и минор?

Мажор и минор – это наиболее часто используемые в европейской музыке музыкальные лады. Из этой статьи вы узнаете как строятся мажор и минор и о значении понятия лада.

Мажор и минор

Возможно из музыкальной школы вы смутно помните, что есть весёлый лад – мажор, а есть грустный – минор. На уровне эмоций в этом несомненно есть смысл. Мажорный имеет светлую краску, а минорный лад звучит темнее. Мажор и минор.

Для маленького ребёнка этого объяснения вполне достаточно. Но мы с вами пойдем чуть глубже и разберемся с теоретической стороной вопроса. Научимся играть и различать на слух мажорные и минорные аккорды и гаммы.

Что делает трезвучие мажорным или минорным?

Различие между мажорным и минорным трезвучием заключено в третьей ступени лада. Без этой ступени мы просто не поймём в каком ладу находимся. Мажорный аккорд содержит ī, īī, v, ступени лада. (Для удобства ступени в музыке обозначаются римскими цифрами). В минорном аккорде третья ступень понижена на полтона.

Эта формула применима к абсолютно любой тональности. Просто всегда держите в уме, что в мажоре – мажорная терция, а в миноре ее никогда не бывает. Пониженная третья ступень это как раз то, что придает минору «грустный» оттенок. А мажорная третья ступень создаёт ощущение света в мажоре.

(Вспоминать о правиле терции вам придется только на первых порах. Потом руки автоматически находят мажорные и минорные аккорды в любых тональностях).

Как построить мажорные, минорные аккорды и гаммы?

Давайте пройдемся по каждой из семи ступеней гаммы мажора:

Первая ступень это стартовая точка, база лада. Она даёт название тональности, в которой мы находимся.

Вторая ступень находится на тон выше первой (тон – это два полутона).

Третья ступень ещё на тон выше,

Между третьей и четвертой ступенью расстояние – полутон.

Дальше, между четвертой и пятой – тон. К шестой ступени – тон, между шестой и седьмой ступенью – тоже тон.

Для удобства визуализации используем гитарные обозначения звуков. Например, гамма ля мажор будет выглядеть так:

A—B—C#—D—E—F#—G#-A (ля, си, до диез, ре, ми, фа диез, соль диез, ля). Чтобы превратить эту мажорную гамму в минорную, мы опускаем на полтона третью ступень (ту самую, которая регулирует мажорность и минорность в трезвучиях), а также понижаем шестую и седьмую ступени и получаем следующий звукоряд: A—B—C—D—E—F—G–A

(Кстати, для тех кто не знает гитарных обозначений, вот вам отличный момент разобраться. «A» — это ля, а дальше все звуки идут по гамме, в соответствии с порядком английского алфавита. Всё очень просто. мажор и минор).

Параллельный мажор и минор

Звучит замысловато, но на деле проще простого. Параллельный минор это минор, которые делит все свои звуки с параллельным ему мажором. Просто посмотрите (сыграйте на инструменте):

Это звукоряд до мажора:
C–D–E–F–G–A–B–C

А это звукоряд ля минора:
A–B–C–D–E–F–G–A

И там и там – одни и те же звуки, отличается лишь стартовая точка – первая ступень. От нее всё и зависит. Если начали с Ля – ля минор, если с До – до мажор. А звуки совершенно те же.

Чтобы найти параллельный минор, отсчитываем от первой ступени мажора вниз малую терцию. Полученный звук – это первая ступень параллельного минора.

Мажорный и параллельный ему минор всегда идут как бы в паре. Поскольку все звуки у них общие, то и количество знаков при ключе у них всегда будет одно и тоже. Это очень удобно.

Например, мы знаем, что в Ля мажоре при ключе 3 диеза. Сколько же знаков в параллельном фа# миноре? Ровно столько же, 3 диеза. Правило работает для всех тональностей. Всего мы можем получить 12 мажорных тональностей и 12 параллельных им минорных.

Разновидности мажора и минора

То, о чём мы говорили до этого момента принято называть натуральным мажором и минором. 90 процентов всей популярной музыки написано с использованием этих ладов. Лад – это палитра звуков из которых создаётся музыкальное произведение.

Иногда, чтобы разнообразить звучание, музыканты расширяют свою палитру и добавляют в привычный нам мажор или минор дополнительные краски. Какие-то ступени натурального мажора или минора изменяются и начинает звучать совсем другая музыка.​

И мажор и минор бывают гармоническими. В миноре гармоническая краска появляется за счёт повышения седьмой ступени. В мажоре за счёт понижения шестой. (Когда мы говорим о повышении или понижении, мы всегда имеем ввиду расстояние в полтона).

Попробуйте сыграть эти гаммы. Первая часть в обоих случаях остаётся неизменной, мы идём по натуральному звукоряду. Но ближе к концу возникает неожиданный, немного «восточный» интервал.

У минора есть ещё один вариант – мелодический. При движении вверх шестая и седьмая ступени повышаются, при движении вниз повышение «отменяется».

Гармонический мажор:

C–D–E–F–G–Abem–B–C

Гармонический минор:

A–B–C–D–E–F–G#–A

Мелодический минор:

A–B–C–D–E–F#–G#–A

Обратное движение:

A–Gbek.–Fbek.–E–D–C–B–A

Кстати, в музыке великое множество разнообразных ладов. Многие из них очень редко используются, другие же используются только в джазе или только в народной музыке. Для освоения базового курса сольфеджио тех ладов, которые мы разобрали сегодня вполне достаточно.

мажор и минор

Мажор – это один из ладов, наиболее часто используемые в европейской музыке.

Минор – это лад, который является одним из наиболее используемых в европейской музыке.