Мир самопознания 5 класс урок самопознания – Разработка урока » Мир самопознания » 5 класс

Урок по предмету «Самопознание» 5 класс Тема в разделе № 1 «Мир самопознания»

ШГ № 111 г.Алматы Дата: 02.09.16 Учитель: Ильина И.В.

Тема урока в программе № 1: «Мир самопознания»

Ценность: Истина Качества: поиск знаний, скромность, быть честным с самим собой.

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через более глубокое понимание мира самопознания.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «поиск знаний»;

  • развивать стремления быть скромным;

  • воспитывать у учащихся такое качество как честность с самим собой

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой – Концентрация на свете.

Пересказ произведения «Нота» из учебника учителем (так как это первый урок)

Вопросы к тексту:

  • Для чего Нота отправилась путешествовать в свой внутренний мир?

  • Как изменилась жизнь Ноты после того, как она научилась «слышать других, чувствовать их высоту и настроение»?

  • Можно ли назвать жизнь человека Мелодией? Объясните свой ответ?

Примечания

аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.

Позитивное высказывание (цитата) написана на доске.

«В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить».

Сократ

Вопрос к цитате:

Как вы понимаете смысл изречения?

Учитель предлагает записать цитату в тетрадь.

Рассказывание истории (беседа).

Притча про Истину

По одной восточной легенде, однажды мудрецы решили создать мир.

Они создали звёзды. Солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем они создали человека. И, наконец, они создали истину. Задумались мудрецы: куда спрятать истину, чтобы человек её не сразу нашёл. Им хотелось, чтобы он искал её подольше. «Давайте спрячем её на самой высокой горной вершине», — сказал один.

«Давайте спрячем её на самой далёкой звезде», — предложил другой. «Давайте спрячем её во мраке морских глубин». «Давайте скроем её на обратной стороне Луны».

Наконец, самый древний мудрец сказал: «Нет, мы спрячем её в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит её в себе».Вопросы:

  • Чем занимались древние восточные мудрецы?

  • Почему онм решили срятать истину в сердце человека?

  • Какие человеческие качества присуще Истине?

  • Расскажите о случае из жизни, когда вы встречали или проявляли эти качества.

Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.

Творческая деятельность, групповая работа. Разделить учащихся на 3 команды, путем вытягивания карточек с надписями: скромность, честность, знания

Задание: дать определение внешнему миру человека

Обсуждение в командах 5 минут.

Тихо звучит инструментальная композиция.

Групповое пение.

Песня «Ты человек» слова – Ю.Энтин

музыка – К.Крылатов

Медиапроигрыватель.

Текст песни вывести на экран или распечатать на листочках

Домашнее задание.

Читать рассказ «Круги Сократа» — стр.

Нарисовать рисунок «Я» — это…

Заключительная минута урока.

Минутка тишины. Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

infourok.ru

Урок по предмету «Самопознание» 5 класс Тема в разделе № 2 «Мир самопознания»

План урока самопознание

ШГ № 111 г.Алматы Дата: 05.09.16 Учитель: Ильина И.В.

Класс: 5 Количество учащихся: 26 человек

Тема урока в программе № 2: «Мир самопознания»

Ценность: Истина Качества: поиск знаний, скромность, быть честным с самим собой.

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через более глубокое понимание мира самопознания.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «поиск знаний»;

  • развивать стремления быть скромным;

  • воспитывать у учащихся такое качество как честность с самим собой

Ресурсы: учебник, методическое пособие для учителя

Ход урока:

— Орг.момент.

— Позитивный настрой « Концентрация на Свет». 

Тихо звучит музыка «Хрустальная грусть»

Цитата урока: Позитивное высказывание
«Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство» 

Артур Шопенгауэр 

— как вы понимаете смысл выссказывания? 

Чтение хором, запись в тетрадь.

Проверка опережающего Д/З Рассказ Круги Сократа»

Вопросы:

  • О чем спросил ученик Сократа?

  • Как вы поняли смысл фразы «чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов»?

  • Расскажите случай из жизни, когда вы зная ответ, чувствовали, что много не знаете?

Примечания

аудиозапись спокойной инструментальной мелодии.

Подарок учителя. Сказка «Человек Пустоцвет» 
Жил на свете человек и любил этот человек петь, веселиться. Не мог он долго задерживаться на одном месте — все время переезжал с зеленой нивы на цветущий луг, с луга в тернистую рощу. 

И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит поет. 

А сын рос не по дням а по часам. Выпрыгнул из колыбельки и подошел к отцу и говорит:

Отец, покажи мне, что вы сделали собственными руками?  
Удивился отец таким мудрым речам сына. Подумал, что же показать сыну? 
Ждет сын, а отец молчит и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает: 
— Может быть это вы посадили этот дуб?

Склонил голову отец,молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

— Может это вы вырастили колос?

Еще ниже склонил голову отец.Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синие небо и говорит:

— Отец, скажите мудрое слово…
А Человек — Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет…. 

Еще ниже склонил голову и молчит. Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а не плодов ни семени не дает. 

Вопросы:

  • Для чего, по-вашему, человек рождается?

  • Есть ли среди ваших знакомых такие люди?

Материал взят с Интернет-ресурса – современные притчи и рассказы о нравственности человека для детей.

Творческая деятельность, групповая работа.

Нарисуйте человека и запишите, какими качествами должен обладать настоящий человек. 

Тихо звучит музыка

Групповое пение

Песня «Ты человек» слова – Ю.Энтин

музыка – К.Крылатов

Домашнее задание

Читать притчу «Пустая лодка»

Минутка тишины.

Учитель просит учащихся закрыть глаза и подумать, что нового и хорошего они узнали на уроке, пусть сохранят это в своём сердце.

infourok.ru

План урока самопознания на тему «Мир моих чувств» в 5 классе

План урока самопознания

Школа: Белоглиновская основная школа

Дата:___________ Урок № 3

Тема: «Мир моих чувств»

Ценность: праведное поведение

Качества: самообладание, понимание, добро

Педагог: Нургалиева А.А.

Класс: 5

Количество учащихся: 6

Цель:  Цель: расширять представлениe о внутреннем мире человeка и способах сaмовырaжeния.

Задачи:

— раскрытие значимости стремления к гармoнии в oтношeнияx c самим собoй и с окpужающими;

— развитие знаний и нaвыков управления свoими эмоциями и чувcтвами;

— вoспитание стремления к постояннoму полoжительному, позитивному настpою.

Ресурсы:

(материалы, источники)

Ход урока:

Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свет

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.

Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте Свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите Свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Свет наполнит их сердца. Пусть этот Свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… посылайте Свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Примечания

Позитивное высказывание (цитата).
Чувства — цвет мысли. Без них наши мысли — сухие безжизненные контуры, но не картины.

Н. Шелгунов

Как вы понимаете смысл этой цитаты? С помощью чего человек познает мир?

Рассказывание истории (беседа).

Притчи об эмоциях и чувствах.

Притча о двух деревьях или об обиде и благодарности.

Два дерева росли рядом в одном лесу. И влаги и солнца они получали поровну. Но первое дерево впитывало только часть влаги, которая омывала его корни. И даже капельки дождя, падающие на листья, оно принимало не все. «Я не могу взять больше, необходимо поделиться с остальными», — думало про себя первое дерево.

Второе дерево с наслаждением принимало всю воду, получаемую от природы, и с удовольствием купалось в каплях дождя.

Точно также второе дерево с благодарностью принимало свет и тепло, которые щедро дарило солнце, подставляя крону золотистым лучам. Первое дерево скромно забирало лишь самую малую часть.

Шло время. Деревья росли и набирали силу. Однако первое дерево имело настолько маленькие ветви и листья, что они уже не могли принять даже маленькие капельки дождя. А солнечные лучи не могли пробиться сквозь крону других деревьев к его мелким, скудным плодам. Обида наполняла первое дерево: «За что природа так обходится со мной? Я всю жизнь все что могло отдавало другим, а теперь ничего не получаю в ответ».

А рядом стояло роскошное второе дерево, ветви которого обильно украшали большие плоды. «Всевышний, я благодарю тебя за все то, что ты дал мне в этой жизни. Сейчас я хочу походить на тебя и щедро отдавать в сотни раз больше, чем получило когда-то. Пусть тысячи путников укрываются под моей кроной от палящего солнца или сильного дождя. Пусть мои плоды радуют своим вкусом многие и многие поколения. Благодарю тебя, господь, за то, что ты наградил меня возможностью дарить», — неустанно повторяло второе дерево.

В чем смысл этой притчи? Чему учит нас притча?

Творческая деятельность, групповая работа.
1. Задание 1 в тетради Нарисуйте радугу положительных эмоций.

2. Мини-тест: «Умеете ли вы управлять своими чувствами?»

Вывод: Чтобы жить в мире и согласии, необходимо каждому человеку учиться управлять своими чувствами и эмоциями.

Групповое пение.

Неприятность эту мы переживем

слова А. Хайт, музыка неизв. автора
м/ф Лето кота Леопольда

Я иду и пою

Обо всем хорошем.

И улыбку свою

Я дарю прохожим.

Если в сердце чужом

Не найду ответа,

Неприятность эту

Мы переживем.

В небесах высоко

Ярко солнце светит.

До чего же хорошо

Жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром

В середине лета,

Неприятность эту

Мы переживем.

Мелкий дождь бьет в окно,

Хмурится природа,

Но известно давно —

Нет плохой погоды.

Все желтеет кругом,

И уходит лето,

Неприятность эту

Мы переживем.

VII. Домашнее задание

Прочитать отрывок из текста Льва Толстого и ответить на вопросы.

Домашнее задание.

С 11-12 читать, ответить на вопросы

Заключительная минута тишины.

Итак, ребята, встанем все вместе в круг, посмотрим друг другу в глаза и пожелаем мира в доме каждому из нас.

Мир, мир, мир везде,

Мир в тебе и мир во мне.

Спасибо за урок, ребята!

         

План урока самопознания

Школа: Белоглиновская основная школа

Дата:___________ Урок № 4

Тема: «Мир моих чувств»

Ценность: праведное поведение

Качества: управление чувствами, гармония, контроль за чувством гнева самообладание, понимание, добро

Педагог: Нургалиева А.А.

Класс: 5

Количество учащихся: 6

Цель: расширять представление о покое через внутренний мир человека и способах самовыражения.

Задачи:

раскрытие значимости стремления к гармонии в
отношениях с самим собой и с окружающими;

  • развитие умений и навыков управления своими эмоциями
    и чувствами;

  • воспитание стремления к постоянному положительному,
    позитивному настрою.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Позитивный настрой. Концентрация на дыхание.

Примечания

  1. Проверка домашнего задания

С 11-12 читать, Притча «Пустая лодка»ответить на вопросы

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Быть славным — хорошо,

Спокойным — лучше вдвое.

Александр Сергеевич Пушкин

Как вы понимаете смысл изречения?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Притча о душевном спокойствии.

Ученик спросил учителя:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень нелегко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой.
Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Вопросы:

  1. Творческая деятельность.

Прочитайте изречения. Определите понятия, противоположные данным, и найдите соответствующие цитаты к ним.

  1. Грубость — это резкость в обхождении, которая проявляется в словах и поступках. Феофраст

  2. Гордыня есть внутреннее убеждение человека в своей

завышенной ценности. А.Шопенгауэр

3. Упрямство — это нежелание считаться с мнением других. И.Кант

4. Предательство — это измена своим духовным принципам. И.Ильин

5. Высокомерие — это презрение ко всем остальным людям, кроме себя. Феофраст

  1. Групповое пение.

Митя Фомин — Все будет хорошо

  1. Домашнее задание.

Заключительная минута тишины.

Подарите друг другу свои улыбки. Молодцы!

Мы хорошо потрудились. Спасибо всем.

infourok.ru

Урок самопознания «Мир в семье» (5 класс)

План урока самопознания.

Школа: КГУ «Зевакинский комплекс осш – детский сад»

урока – 17

Тема: « Мир в семье»

Ценность – любовь

Качества: любовь, доброе, чуткое отношение к близким людям

Педагог: Сизикова Наталья Ивановна

Класс: 5 Количество учащихся — 14

Цель: углубление представлений учащихся о такой общечеловеческой ценности как любовь.

Задачи: 1. Довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;

2. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия;

3. Воспитывать любовь и уважение к семье. Учить детей сопереживать, радоваться вместе, творить добро.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть.

Закройте глазки и представьте, что вы попали в волшебную страну, где растут чудесные цветы. Бабочки и пчелы кружат над ними и собирают нектар. Пение птиц доносится со всех сторон. Вот налетел ласковый ветерок и пригнал тучку. Вы почувствовали на себе крупные теплые капли дождя. Дождик все сильнее, пора возвращаться. Откройте глазки.

— Удалось ли вам представить эту чудесную картину?

— Какое настроение у вас возникло от путешествия по волшебной стране?

— Куда во время дождя может спрятаться бабочка? Пчелка? Птицы? Человек?

ВЫВОД: каждый ищет защиту под крышей своего дома!!!

— А кто вас защитит? (близкие люди)

Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам разгадать кроссворд.

(учащиеся у доски разгадывают кроссворд)

  1. Ребус «сон» о – ы

  1. Для мамы отец, а для вас кто?

(дедушка)

  1. Первое слово, которое обычно говорит малыш.

(мама)

  1. Ребус ночь н – д (дочь)

  1. Местоимение 1 лица единственного числа (Я)

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы поговорим о семье.

Ребята, как вы понимаете слово семья? (составляют кластер по группам) – творческая работа.

По приданию первыми людьми на земле были два человека Адам и Ева. Сейчас я хочу подарить вам стихотворение, вы внимательно послушайте и посчитайте, сколько раз Ева произнесла в стихотворении слово Я.

Звучит музыка.

Когда появилось слово “СЕМЬЯ”?
Когда-то о нём не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: “Я”.
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: “Я”.
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: “Я”.
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я” — тихо молвила Ева. – “Я, я”-

Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на Земле появилась Семья.

Семья… Это слово, как и слово «хлеб», «вода», не требует расшифровки, они впитывается с первых мгновений жизни. Семья — это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, это привычки и традиции, это любовь.

3. Проверка Д/з

Рассказ учителя и учащихся о своих семьях (детям накануне дается задание принести фотографии с изображением своих семей)

  • Давайте поразмышляем, зачем человеку нужна семья?

  • Кто является членами семьи?

Семья – это мама, папа и дети, сыновья и дочери. Семья создает в доме тепло и уют. Каждый член семьи стремится любить и уважать, заботиться и помогать друг другу.

Если с вами живут бабушка с дедушкой, то они тоже члены вашей семьи, а если они живут отдельно, то образуют другую семью. Но все равно бабушка и дедушка самые уважаемые и любимые люди в каждой семье.

(Учитель раздает учащимся листы бумаги)

4. Составление семейных правил.

О семье написано много разных стихотворений, песен, рассказов.

Послушайте стихотворение Ирины Молчановой «Семья». В процессе прослушивания запишите на лист правила, которые обязательно должны быть в семье.

Что значит для меня моя семья?
Конечно — счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень — очень важных

Во — первых, это главное — любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по — разному.

Второе — дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца — не напиться.
А дети — это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое — терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды…
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое — ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое — чистота
Везде — в дому, в душе твоей и помыслах…
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Ответы учащихся.

— Семья – это семь составляющих, без которых люди не могут жить вместе счастливо.

Семья – это любовь, уважение, терпение, дружба, верность, взаимопонимание, долг перед близкими.

5. Позитивное высказывание.

Цитата

Мир в семье — мир в государстве

-Как вы понимаете смысл цитаты?

(Государства-это те же семьи,которые ,как соседи,живут рядом .И если они живут мирно,то на всей Земле будет мир. Для поддержания этого требуется любовь, уважение ,взаимопонимание всех членов семьи и общества.)

Беседа о Казахстане.

  • О чем мы сегодня с вами говорим?

  • Ребята, как называется наше государство?

Наше государство называется Республика Казахстан.

Великий философ Конфуций сказал: «Государство – это большая семья! А семья – это маленькое государство!»

(Слова Конфуция вывешиваются на доску)

— Можем ли мы назвать Казахстан семьей? Почему? Докажите.

В Казахстане живут огромное количество разных семей больших и маленьких. В Казахстане проживают люди разных национальностей: казахи, русские, немцы, украинцы, таджики, узбеки, молдаване и многие, многие другие. Всего в нашем государстве проживает более 100 национальностей. И все мы живем дружно одной большой семьей.

6. Подарок учителя. Рассказывание учителя.

1) Легенда.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – ПОНИМАНИЕ»

-И действительно, в семьях царит любовь и мир, когда есть ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

2) Послушайте сказку.

На улице было пасмурно. Шёл мелкий дождь. По улице торопились люди домой. Собаки залазили в свои будки. Только мальчику некуда было идти, он был сирота, у него не было дома и семьи. Он сидел у дороги с протянутой рукой, но никто его не замечал.

Одежда его была вся мокрая. Малышу было холодно, он весь дрожал. Ему очень хотелось кушать, но никому не было до него дела.

Наступил вечер, улица опустела. Мальчик постучал в двери одного дома и попросил впустить его обогреться. Хозяева дома открыли дверь и спросили: “ Что тебе нужно?” мальчик попросил приюта, но его не впустили.

Тогда он решил пойти к солнцу, чтобы оно его обогрело. Думая о солнце, тепле, мальчик не заметил, как вышел за город. Была каменистая дорога, ноги были босы, ему было больно идти по камням. Он плакал и шёл вперед.

Перед мальчиком раскинулись высокие горы. Он думал: “Если я дойду до вершины горы, то достану солнышко”.

Дойдя до середины горы, мальчик устал и сел отдохнуть.

ПАУЗА. Беседа.

  • Очень жалко этого мальчика.

  • Хочется помочь малышу найти свой дом.

  • Пусть мальчик побыстрее найдёт своих родителей.

Работа в тетради.

Нарисуйте, пожалуйста, окончание этой истории и напишите 3-4 предложения к вашему рисунку.

Обсуждение ситуации учащимися – диалоговое общение.

Чтение окончания сказки учителем:

Усталый мальчик решил продолжить свой путь. Но по дороге встретил человека.

Мужчина спросил:

— Куда ты идешь? И почему ты один?

Мальчик заплакал и сказал: “У меня никого нет. Я иду к солнцу, чтобы оно обогрело меня”.

Человек сказал, пойдём со мной, я дам тебе тепло, ты отдохнёшь и согреешься у меня.

И вот они пришли домой. Во дворе играли трое детей, мужчина подвел мальчика к ним и сказал: “это ваш брат, любите его. Если мы прокормили троих детей, то прокормим и четверых”.

Первой подошла женщина, мать этих детей и обняла его так нежно, что мальчик почувствовал материнскую ласку и тепло рук.

Наступило утро. Пели птицы. Мальчик проснулся и почувствовал тепло нежных рук. Открыв глаза, он увидел, маму, которая нежно держала его руки.

Мальчику было так тепло и уютно, и он подумал: “ВОТ Я В ОБЬЯТИЯХ СОЛНЦА”.

  • Как вы понимаете “И ОН В ОБЪЯТИЯХ СОЛНЦА” (Теперь ему всегда будет тепло и уютно)

  • Что нужно для того, чтобы солнце было в семье?

7. Творческая работа:

1) «Дерево моей семьи» (на доске макет дерева: крона, ствол, корни)

  • Что самое главное у дерева? (корни)

  • Почему корни являются самой главной частью дерева? (Они дают жизнь всему растению).

  • С кем можем сравнить корни растения? (с родителями) Почему?

Напишите на яблоках правила, которые необходимо выполнять каждому из вас, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой.

(Дети выполняют задание, затем по очереди читают и прикрепляют на макет дерева).

8. Групповое пение.

«Маленькая страна»

9. Домашнее задание.

10. Заключительная минутка тишины.

Семья – это островок в огромной Вселенной, где любят тебя, ждут, где вместе радуются твоим успехам и победам, вместе с тобой переживают огорчения и неудачи. И просто любят тебя только за то, что ты есть на этом свете.

В окончании нашего разговора я хочу подарить вам несколько советов (советы напечатаны на карточках)

Учитель читает советы

Советы детям:

  1. Доверяйте родителям — они самые близкие вам люди, только они вовремя могут помочь вам, дать хороший совет.

  2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

  3. Делитесь своими радостями, малыми и большими.

  4. Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.

  5. Старайтесь их понимать, помогайте им.

  6. Не огорчайте их и не обижайтесь на них.

(Звучит мелодия «Родительский дом», учитель раздает карточки учащимся).

Советы детям:

  1. Доверяйте родителям — они самые близкие вам люди, только они вовремя могут помочь вам, дать хороший совет.

  2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

  3. Делитесь своими радостями, малыми и большими.

  4. Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.

  5. Старайтесь их понимать, помогайте им.

Не огорчайте их и не обижайтесь на них.

Мир в семье- мир в государстве


infourok.ru

Урок по самопознанию на тему «Мир самопознания». 5 класс

План проведения урока самопознания №1

Школа Корнеевская Дата: Тема: Мир самопознания.

Ценность: истина Качества: поиски знаний; единство мысли, слова и дела;

Класс 5 Количество учащихся: Педагог:

Цель: постижение истины через расширение представления о процессе самопознания как важной составляющей жизни человека.

Задачи:

  • раскрытие значения процесса познания человеком самого себя;

  • развитие единства мысли, слова и дела, самостоятельное познанию своего внутреннего мира;

  • воспитание стремления понимать себя.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свете. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания.

Во время летних каникул вы хорошо отдохнули, поделитесь своими впечатлениями о самых интересных случаях вашего отдыха.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Познай себя, чтоб мир стал лучше… З.А.Маметаева.

4.Рассказывание истории.

«Действительность»

При дороге стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошёл влюблённый юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Вопросы:

  • За кого принял вор засохшее дерево?

  • Кем показалось дерево влюбленному юноше?

  • На кого похоже дерево для ребенка?

  • Как вы думаете, почему каждый видит свое в засохшем дереве?

  • Какой вывод мы можем сделать?

  • Объясните слова «Мы видим мир таким, каковы мы сами».

5.Творческая деятельность, групповая работа

Нарисуйте свой внутренний мир, каким вы его себе представляете.

Из чего состоит внутренний и внешний мир?( задание 1, тетрадь)

6.Групповое пение

Дорога добра.

7.Домашнее задание.

Сделать коллаж на тему « Посмотрите — это Я»

Прочитать сказку о ноте.

8.Заключительная минута тишины. (ПОД СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ). Вспомните все, о чем мы говорили.

Ресурсы:(материалы, источники)

Музыка для релаксации.

Сообщение учеников.

Чтение и запоминание.

Беседа по вопросам.

Ответы учеников.

Исполнение песни

infourok.ru

Урок самопознания на тему «Мир моих чувств» (5 класс)

План урока самопознания в «5»д классе.

Школа № 12 Дата 26.09.2016г. Урок  №3 Тема : Мир моих чувств

Ценность: Внутренний покой. Качества. проявлене терпения , понимание себя и окружающих, позитивное настроение.

Педагог: Абилхасова Светлана Сакеновна Класс: 5д кол-во учащихся-25

Цель: углубление представлений учащихся о ценности внутренний покой через познание самого себя.

Задачи:

1. Раскрытие важность для человека таких качеств как: проявление терпения, понимания себя и окружающих, позитивное видение окружающего мира.

2. Развитие стремления в проявлении терпения, желания понимания себя и окружающих, уравновешенность. 3. Воспитание стремление понимать себя и окружающих, проявлять терпение, позитивное настроение.

Ресурсы:(материалы,источники)Интерактивная доска,

презентация , музыка для позитивного настроя и для заключительной минутки тишины, фонограмма песни «От улыбки», тексты песни,

Мультфильм «Кун-фу панда»

Ход урока:

1. Орг. момент. Позитивный настрой.

Концентрация на Свете.

Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивать. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2. Проверка домашнего задания.

страница 26. Чтение и осмысление стихотворения «Почему я не такой?».

Вопросы:

  1. Представьте все вокруг стали похожи друг на друга. Хотели бы вы жить в таком мире? Почему?

  2. Чем отличается один человек от другого?

Примечания

3.Позитивное высказывание (цитата)

«События вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения».

Уолли Эймс

1. Как вы понимаете смысл этого изречения?

2. Как нужно воспринимать события и различные ситуации

3. как вы думаете должно ли ваше настроение влиять на события вашей жизни?

4.Рассказывание истории (беседа). «Остров Чувств»

Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.

Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.

Мимо проплыл роскошный корабль Богатства. Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.

Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо… Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.

С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти. «О, Любовь, — ответила Грусть,- мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».

Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.

Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась…. ведь она даже не поблагодарила старца.

Любовь обратилась к Познанию: «Познание, скажи мне, кто спас меня?». «Это было Время», — ответило Познание. «Время?» — удивилась Любовь — Отчего Оно мне помогло?»

Познание ответило: «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь»

Иногда понимаешь, что это человек ангел лишь тогда, когда он поворачивается к тебе спиной и уходит, а ты смотришь ему в след и видишь на его спине крылья…

Вопросы:

1. Почему Любовь не торопилась покидать корабль?

2. Почему остальные чувства не пришли на помощь Любви?

3. Какое значение «время» приобретает в данном рассказе для человека? 

4.Какие человеческие ценности и качества в этой притче вам близки?

5.Творческая деятельность, групповая работа.

Придумать и решить проблемные ситуации и найти выход из конфликта через положительные эмоции. Работа в группах. Инсценировка ситуации.

Вывод: Каждому из нас необходимо уметь владеть своими эмоциями, чтобы не становиться рабом отрицательных переживаний и находить выход из любых конфликтных ситуаций с помощью положительных эмоций.

6.Групповое пение.

«От улыбки хмурый день светлей»

слова : Пляцковский М.

музыка: Шаинский В.

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется…

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда, наверняка, Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке…

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

2.От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

3. От улыбки станет всем теплей

-И слону, и даже маленькой улитке…

Так пускай повсюду на Земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

7.Домашнее задание.

Мини-сочинение на тему «Моя заветная мечта»

8.Заключительная минута тишины.

Закройте глаза, представьте себе наш огромный, прекрасный мир. Пошлите ему свет и позитив. Спасибо за урок.

infourok.ru

Поурочный план по самопознанию на тему Мир самопознания (5 класс)

Качества: поиск знаний, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм.

Цель:

Расширять представление о процессе самопознания как важной составляющей жизни человека.

Задачи:

  • Раскрытие значения процесса познания человеком самого себя;

  • Развитие интереса к самостоятельному познанию своего внутреннего мира;

  • Воспитание стремления понимать себя.

Ресурсы:(материалы, источники Интерактивная доска,

Слайд с цитатой , музыка для позитивного настроя и группового пения, фонограмма песни «Ты человек»

Ход урока:

  1. Орг.момент. – оценивание готовности учащихся к уроку.

Наличие учебника, тетради, дневника, ручки. Дисциплина.

Позитивный настрой: Путешествие в подводное царство

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности

воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Примечания

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

  1. Рассказывание истории (беседа).

Стихотворение З.Маметаевой стр5.

1.Для чего мы изучаем самопознание?

2.Какое значение имеет самопознание в жизни человека?

Подвести учащихся к пониманию значения познания своих мыслей, чувст и поступков для определения своего места в жизни.

Сказка о Ноте стр.5

  1. Для чего Нота отправилась путешествовать в свой внутренний мир?

  2. Как изменилась жизнь Ноты после того, как она научилась «слышать других, чувствовать их высоту и настроение?

Прочитать рубрику «Узнаем новое»

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

    1. Выполнить задание в тетради. Раскрывают понятие «внутренний мир» и «окружающий мир».

  1. Групповое пение

Ты человек

  1. Домашнее задание.

Выполнить коллаж на тему: «Посмотрите это Я!»

  1. Заключительная минута тишины.

Закройте глаза, представьте себе наш огромный, прекрасный мир. Пошлите ему свет своей любви. Наполнитесь сами этой любовью к миру.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *