Мир глазами ребенка
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Первые 2 недели своей жизни дети практически не реагируют на зрительные раздражители. Под влиянием яркого света у них лишь сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение еще слабо связано с сознанием.
Нормой считается острота зрения, равная единице. У новорожденного она намного слабее, чем у взрослого человека, и достигает 0,015, затем, однако, постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка еще не сформировалась, а желтое пятно (тот участок сетчатки, благодаря которому зрение становится 100%-м) еще вообще отсутствует.
Если бы такое зрение было у взрослого, ему жилось бы нелегко, но малышу пока и смотреть-то особенно не на что и незачем. Все, что ему нужно, это мамино лицо, ее грудь да бутылочка с соской, а они всегда близко и достаточно велики для того, чтобы поймать их взглядом.
На 10-й день после рождения крошка уже следит глазами за яркой крупной игрушкой, если она больше 15 см и попадает в поле его зрения на расстоянии 20-25 см.
Через 2-5 недель младенец в состоянии фиксировать взгляд на ярком световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).
В течение 2-го месяца жизни ребенок следит за движением яркой игрушки вверх, вниз, влево, вправо. У него складываются первые представления об объеме предмета. Специалисты считают, что ребенок даже различает простейшие цвета (например, желтый и оранжевый). Младенцы в основном смотрят в горизонтальной плоскости и только со временем — в вертикальной.
Родители часто пугаются, когда замечают, что глазки у малыша направлены в разные стороны, то есть каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Сразу после рождения это вполне нормально. Только через 4, а иногда и 8 недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более 8 недель, нужно показать ребенка врачу.
На 3-4-м месяце уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно высок. Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша развивается быстрее. Этому также способствуют основанные на хватательном рефлексе манипуляции с различными предметами размером с кубик.
Однако когда ребенок старается что-либо достать, он, как правило, неверно оценивает расстояние до предмета. Кроме того, малыш часто ошибается и в определении объема предметов. Он пытается схватить движущиеся тени, солнечного зайчика, цветок, вытканный на мамином платье. Восприятие объема у детей развивается только тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.
Острота зрения продолжает повышаться до ОД-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.
Способность различать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ученые считают, что восприятие цветов начинается, прежде всего, с желтого и красного, способность распознавать зеленый и синий цвета возникает позже, а заканчивается обычно формирование цветового зрения к 4-5 годам.
С 6-го месяца ребенок рассматривает и активно обследует свое ближайшее окружение, при этом значительно улучшаются навыки хватания, которое становится все более точным. На основе этого у младенца формируются зрительные представления о расстоянии, что, в свою очередь, развивает трехмерное восприятие окружающего мира. В этот период острота зрения не увеличивается сильно, зато непрерывно совершенствуются другие зрительные навыки.
В период от 8 до 12 месяцев малыш начинает воспринимать предмет не только в целом, но и по частям. Он начинает активно искать игрушку, внезапно исчезнувшую из поля его зрения.
В домашних условиях остроту зрения ребенка можно проверить по его способности различать мелкие предметы и их детали, замечать перемещение разных фигурок, людей. От года до 2 лет острота зрения находится в пределах от 0,3 до 0,6, достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого. В этом возрасте точно определить остроту зрения у ребенка достаточно просто, так как большинство детей уже свободно различают значки на специальной таблице для проверки зрения. Однако поскольку кривизна роговицы у малыша меньше, чем у взрослого, ее преломляющая способность также меньше. Это объясняет дальнозоркость различной степени у большинства детей (92%).
Читать онлайн «Мир глазами ребенка», Ольга Сличная – ЛитРес
Глава 1.
– Здравствуй, мама! – сказал я, впервые увидев ее лицо. Мама так мне улыбалась, что мне очень захотелось улыбнуться ей в ответ, но тетя нагло оторвала меня от нее и куда-то понесла.
Мне было как-то холодно и неуютно. Хорошо, что меня укутали во что-то теплое и, вроде, я даже начал согреваться. Но маму я все никак не мог увидеть. Где же она так долго?
Мне показалось, что прошла целая вечность. Я все кричал и звал ее, но никто меня не понимал. И вот снова я ее увидел! Какая же она у меня красивая, глаза прям светятся! Вот мне повезло-то!
Нас куда-то повезли, но мне уже было все равно, ведь теперь мама была со мной все время рядом.
***
Наконец-то мы в палате. Тут светло и уютно, только очень хочется спать. Надо бы пожелать маме спокойной ночи.
Я говорю ей: – «Приятных снов»,– а она меня решила покормить. Наверное, это правильно, кушать, вроде, и хочется. Но больше хочется спать.
– Ты ж зачем меня будишь, не хочу я есть, спать я хочу, понимаешь, – Я кричу все громче и громче, а она на это только ещё больше пытается меня накормить.
Ладно, наверное, ей виднее. Все, я наелся, больше точно не хочу. Как хорошо, что мама это поняла и положила меня в кроватку. Так здорово, расправить ручки и ножки и спокойно поспать. А нет, ручки мне расправить все-таки не дадут, связала меня чем-то, что только глазами моргать могу. Эх, нет сил бороться, спать хочу.
***
Прошло пару дней, и мне показали моего папу. Он очень красивый и сильный, у него просто огромные руки и очень приятный голос. А как он улыбается! Мне с ним стало сразу тепло и безопасно.
Меня усадили в какое-то неудобное сидение, и мы поехали домой. Всю дорогу мама злилась на папу:
– Ты зачем так быстро едешь? У тебя ребенок в машине! Или уже забыл про него?
– Любимая, но я еду всего тридцать километров в час. Нам уже скоро все машины начнут сигналить, – спокойно ответил папа.
– И что? Смотри внимательно на дорогу. Ты куда поехал? Там же зеленый мигает! – не успокаивалась мама.
– Дорогая, я за рулем и мне виднее, как ехать. Так что сядь спокойно и расслабься. Нам совсем чуть-чуть осталось до дома.
Так мы и ехали, но мама никак не могла успокоится и не говорить папе как надо водить машину. А папа уже просто не реагировал на ее слова и молча вез нас домой.
Дома у нас очень уютно и светло. Мне даже показали мою кроватку, говорю, что мне ее «показали», потому что спать мне там не дают. Мама где-то вычитала, что чтобы у нее было достаточно для меня молока, она должна меня кормить каждый час. Вы себе это можете представить? Она каждый час по будильнику берет меня на руки и кормит. Первые пару раз я может и не против был, но честно сказать, я вообще-то и спать должен. Она ж меня и ночью тоже будит, да, не каждый час, но все равно раза четыре за ночь точно.
Сплю себе спокойно, а тут, бах, мне зажимают нос, чтобы у меня рот открылся, а мама уже грудь дает, чтобы я начинал есть. И хочешь ты этого или нет, но пока не поешь спать не дадут. Она могла меня щекотать, по щекам гладить. Однажды даже зачем-то меня умыла, чтобы я обязательно поел. В общем, не было мне покоя ни днем ни ночью. Но, если честно, уже недели через две я привык, и начал сам просыпаться от голода. Так что она своего добилась. Кушал я понемногу, но очень часто. А главное я так привык к ночной еде, что лет до трех по три-четыре раза просыпался и прям требовал покушать. Она же сама меня приучила.
Но об этом позже. А пока я только привыкал к режиму дня.
Так как вставать маме было лень по ночам, то и спали мы все вместе. Не могу сказать, что я был против занять место папы и сдвинуть его на самый краешек. Но мне кажется, что эта кровать была немного тесновата для нас троих. Я старательно намекал папе, что ему было бы удобнее лечь на диван?
В те дни я старался, как мог, помогал маме. Я делал все, что она хотела. Тем более, что она каждый раз мне напоминала, что все это только для меня. И папе об этом говорила, что сил у нее нет, и спать она хочет, но надо же кормить, и только по требованию ребенка, как только заплачет, нужно сразу грудь давать. Поэтому единственная мамина задача – это накормить меня и только мной заниматься. Ведь это так важно, особенно первый год жизни ребенка.
Папа пытался возразить, что иногда ребенку можно и просто соску дать, или водички. Но мама была непреклонна, цитируя информацию из интернета, она доказывала ему, что в грудном молоке содержится все необходимое для правильного развития ребенка. И только так устанавливается эмоциональная связь мамы со мной.
Папа устал спорить и решил, что ей виднее, и просто перестал на все это обращать внимание и реагировать.
Мама была убеждена, что папа со мной точно не справится, даже подгузник нормально одеть не сможет. Она об этом так часто говорила, что, когда папа меня брал на руки я начинал плакать. Даже если он просто ко мне подходил. Не, ну мама ж сказала, что он меня может уронить или свернуть чего-нибудь. Вот я и орал, чтоб мама ко мне побыстрее прибежала, а то папа ко мне приближался. Кстати, классно работало.
– А-а-а-а-а, – кричал я.
– Что ты с ним сделал? Почему он так громко плачет? – мама сразу же начинала кричать на папу.
– Я только подошёл к нему. Вообще- то, Петя и мой сын тоже. А он как меня видит, всегда начинает сразу кричать, – говорил папа расстроенно.
– Правильно, ты ж даже не знаешь, как его в руках держать. И, вообще, ты зачем к нему подошёл? Лежит себе спокойно, наше солнышко, мама хотела обед папе сделать, а теперь, на, иди, лучше сам себе приготовь, а я его покормлю.
Папа понял, что еду ему ещё долго самому себе готовить. А мама, как и обещала, начала кормить меня, но лучше б кого-нибудь ещё покормила, потому что я в таком режиме есть уже не мог. Хотя, чем больше я с мамой находился, тем больше понимал, что она уж точно знает, что мне и когда надо было.
В какой-то момент мне надоело с ней спорить, и я спокойно стал делать все, что она скажет. Я даже перестал особо думать, что же я хотел. Она ж меня так любит, что только со мной везде и всегда ходит. Мама все мне рассказывает, куда можно ходить, куда нельзя, что можно пробовать на вкус, а что «фу-фу кака», и «зачем тебе это надо?». А то, лежал бы просто в той красивой кроватке и разглядывал яркие игрушки, сосал соску, а так, она всегда была рядом и всегда все обо мне знала.
***
В это время в соседнем подъезде на свет родилась моя лучшая подружка Леночка. На тот момент я об этом еще не знал, но потом мы долго общались в песочнице.
***
– У Вас девочка! – сказала врач и показал Лену маме.
Мама как-то особо не обрадовалась ее увидеть. Или ей так показалось? Она выглядела очень уставшей. Да и Лена сильно устала за эту ночь. Хорошо, что Леночку быстро укутали в теплое одеяло.
Первые дни маму Лена почти не видела. Ее приносили к маме в палату просто покушать и обратно в комнату, где было много детей и все, почему-то, плакали и не давали спокойно спать. Они кричали, и Лена кричала. Хорошо, что мама хоть ненадолго, но забирала Леночку из этого детского дурдома.
Ура! Леночку передали папе, и они покатили домой. Папа у Лены красавец и такой заботливый! Стоит ей только крикнуть, он сразу подбегает к ней.
– Ты опять не покормила нашу Леночку! – говорит папа маме.
– Не правда, я кормила ее час назад, а надо раз в три часа, так что не лезь ко мне, я итак устала! А надо еще все постирать и простерилизовать! – ответила мама, закладывая новую стирку.
– Ну, ничего Леночка, мы с тобой сейчас на машинки посмотрим, – сказал папа Лене, и понес ее к окошку.
С папой ей очень весело, он всегда играет и веселит ее, любит Лену щекотать и строить рожицы. Мама у нее тоже замечательная, у нее всегда суперчистая и наглаженная одежда, соска только из стерилизатора, и идеальная чистота в доме. С пола все можно есть! И как только ее мама все успевает!
Глава 2.
***
– Ура! Я ползу!!! Как же это весело!!! – кричал я во всеуслышание. Ну, маме с папой это слышалась, что-то наподобие, – «Мама!!! А-а-а-а!!!» Но зато я полз и видел, как мои любимые машинке ко мне приближаются, или я к ним, еще пока не понял.
– Папа! Беги скорее за ним, а то еще ударится обо что-нибудь! – кричала мама со страха, а я скорее полз в сторону коридора.
Какая же это свобода! Теперь не надо ждать, когда же меня отнесут, куда я хочу. Я сам могу туда добраться.
По крайней мере, мне так казалось, когда я только начинал ползать.
Мама у меня очень заботливая, передвигаться я мог только по ковру, а то пол холодный, и брать вещи тоже только те, что мама для меня заботливо раскладывала в разных углах ковра. Но стоило мне уползти хоть на миллиметр с ковра, мама сразу подбегала ко мне брала меня на руки, и как бы я не упирался и не кричал, она снова относила меня в середину ковра.
Ладно, следующий раз буду пробовать быстрее ползти.
Но проходило время, и как-то стало лень куда-то рваться. Нет, конечно, мне было интересно, и что в туалете так булькает, и вещи, особенно папины, посмотреть. Иногда он забывал убрать инструменты, и я видел, как блестел молоток. Но мама на него начинала сильно кричать, что он такой сякой, оставил в доступе ребенка такие опасные вещи, и я, чтобы они так часто не ссорились, даже перестал в ту сторону смотреть. Мама же точно знает, что мне надо. Я еще маленький и ничего не понимаю, а вот когда я вырасту, я обязательно все пойму и буду ей очень благодарен, что она так и не дала мне попробовать на вкус ни пластилин, ни клей, ни даже молоток!
***
– Дорогая, скорее сюда! Смотри! Наша Леночка ползет! – кричал папа очень радостно.
Мама забежала в комнату и замерла. Мне, кажется, что она даже обрадовалась, но я как-то не поняла.
Ползать Леночке разрешалось везде, где она только хотела. Но только, когда был дома папа. Мама же разрешала ей передвигаться только в зале, и брать в руки только чистые и простерилизованные игрушки. Они с папой очень часто спорили по этому поводу.
– А ты знаешь, как говорят: «Каждая соринка, во рту витаминка»! – папа пытался убедить маму.
– Ничего не знаю, витамины я, итак, ей все даю по возрасту, а вот зачем есть микробы, я точно никогда не пойму! – мама не хотела уступать, ведь у нее все должно быть чисто, а у Лены все самое лучшее, самое чистое.
Леночка даже всегда удивлялась, как они гулять-то ходили? Там же все грязно, все нестерильно. Хотя мама и с этим справлялась просто замечательно. Влажные салфетки появлялись у нее в руках, как по волшебству какому-то. Только Леночка протягивала руку в песочницу, а мама раз и вытирала ее, только ей хотелось попробовать на вкус блестящую железяку, у нее уже две салфетки в руках и железяку вытрет и Леночке рот. Волшебница! Но, надо сказать, на тот момент она на это не обращала внимание, ей казалось, что так оно и должно быть, что у всех детей так.
И тут появился я, Петя.
***
Мы познакомились с Леной на детской площадке. Она пришла в таком красивом розовом платьице. Бантики искрились на солнышке. Ботиночки тоже блестели. Мама только возила ее в безупречной колясочке по площадке.
Моя мама пока тоже только возила меня в колясочке, но иногда разрешала и немного поползать, даже на качелях покачаться. А еще мне очень повезло, но это я узнал как раз от Леночки, что мама мне уже даже разрешала в песочнице поиграть.
Сижу я в песочнице, пересыпаю песочек, точнее рою туннель века, и тут рядом со мной паркуют Леночку. Ну, девочка, как девочка. А нет, было в ней что-то особенное. Чем-то мы с ней были похожи.
– Привет, я Петя! – это я с ней так хотел поговорить, но, по сути, наши разговоры заканчивались переводом не совсем наших фраз нашими мамами.
– Леночка, посмотри какой мальчик! – говорит ее мама, – Как же тебя зовут?
– Это Петечка, – ответила моя мама, – а вашу девочку как зовут?
– Леночка, – возмутилась Ленина мама, ведь только что она ее имя называла.
– А сколько же вам лет? – спросила моя мама.
– Нам 11 месяцев. А вам? – уточнила ее мама.
– Нам тоже почти годик, – улыбнулась моя мама.
– А зачем вы в песочнице играете? Вы не знаете, что все дворовые коты там писают! Это ж сколько микробов! – решила все-таки сказать свое мнение мама Леночки, а то ведь не все в курсе, что это негигиенично сидеть и играть с песочком.
– Честно сказать, не знаю, но я прочитала в книжке, что раннее детское развитие очень полезно, а именно песок, он там что-то стимулирует в мозгу. Вот я и вожу Петечку в песочницу, тем более он так хорошо залипает на этом песочке, да и копает он его совочком. Так что практически микробы то и не трогает, – ответила моя мама, немного растерянно.
А я все пытался привлечь внимание Леночки, она только один раз на меня посмотрела и все. Прям, ну совсем ей не интересна ни моя ярко красная лопатка, ни ведерко. Я ей и так кричал и так махал, ну, в общем, решил, что если я в нее кину лопаткой, то уж точно на меня посмотрит. Взял и кинул. Только лопатка почему- то полетела совсем в другую сторону. И я решил, что надо мне тренироваться побольше в кидании предметов, а то, что это такое, хочу кинуть туда, а летит совсем не туда.
Я решил начать тренироваться сразу же, как пришел домой. Первое, что я кинул, были мои ботиночки, я еще в лифте пытался их снять. И тут вдруг получилось. Я как взял ботинок да как швырнул его! В стороны разлетелся весь песочек, который как-то попал ко мне в ботиночки, пока я играл в песочнице. Как же удивилась мама! Она, правда, спокойно сказала:
– Петечка, так делать нельзя, смотри, как теперь все грязно вокруг.
Но, если честно, я совсем не обратил внимание на это. У меня была цель! Мне нужно было научиться кидать предметы туда, куда я хочу. И я начал тренироваться. Суп был не очень вкусный, поэтому, когда мама отвернулась, я кинул тарелку, и ложку. Как же она ругалась.
– Петя, да как ты мог так сделать? Мама старалась, варила тебе вкусный супчик, а ты его просто на пол кинул. Вот теперь посиди спокойно в манеже, а я пока все тут помою.
А я так обрадовался! В манеже ж у меня куча игрушек! Вот я и начал потихоньку выкидывать их. Вначале я решил целиться в середину ковра, но заметил, что далеко не все игрушки туда долетали. Какие-то прям ровно летели, а какие-то надо было швырять со всей силой, и то не долетали. В общем я выкидывал игрушки, а мама их собирала и клала мне обратно в манеж.
– Петя, ты зачем игрушки раскидываешь? Ты на меня обиделся, за то, что я тебя наругала? Но ты же вылил весь суп на пол! Мама старалась, готовила специально для тебя свеженький суп, с экологически чистыми продуктами, все полезное и вкусное для тебя. Чтобы ты рос здоровым и сильным! А ты? Взял и вылил все на пол! – мама никак не могла мне простить мой эксперимент с тарелкой.
Да я согласен, не очень хороший вариант я выбрал, но зато как красиво разлетелось то. Макарошки, курочка и оранжевая морковка, так украсили наш чистый пол!
Наконец-то пришел папа с работы. Что-то в последнее время я все реже его вижу. Он как-то очень рано убегает на работу и приходит совсем поздно, когда мне уже спать пора. Да и в выходные почти всегда или у себя в комнате работает, или срочно летит по делам. Мама очень из-за этого расстраивается. Говорит, что он ей совсем не помогает, она только одна со мной.
– Папа, а ты знаешь, что Петечка надо мной сегодня прямо издевается? Весь день расшвыривает все игрушки! Ему, видимо нравится, что мама только и бегает, и убирает за ним, – сказала мама, как только папа переступил порог дома.
– Здравствуй, любимая,– сказал папа и поцеловал маму, – я думаю, что Петя просто исследует мир. Скорее всего его сейчас волнует сила притяжения земли, ну и мама, которая возвращает все предметы на места.
– Ты серьезно? Тоже издеваешься? – мама начала уже сердиться, – Да он весь день, то тарелку с супом перевернет, то чашку с водой, то … В общем все, сил моих нет. Ужин я тебе не приготовила, так как весь день, как ты говоришь, изучала с ребенком силу притяжения земли! Так вот, ужин так и не притянулся! – сказала мама, развернулась и потащила меня в ванную купаться. А папа пошел на кухню готовить ужин.
Перед сном я попробовал кинуть еще и соску из кроватки, но потом уснул. Уж сильно хорошо я сегодня потренировался! Потом проверю на площадке, когда девочка Лена придет.
Глава 3.
***
Иногда бывает, что мама меня оставляет с папой ненадолго. Как же мне с ним весело! Он так интересно играет в машинки, они у него все разные звуки издают. Как-то раз, мамы долго не было. Мы построили целый город с железной дорогой, и кран у нас переносил блоки и дома строил. И поезд у нас отправлялся от станции, и люди в него садились, и даже пароход у нас переплывал с одного конца озера на другой.
– Петя, давай скорее вези строителей, а то стройка никак без них не закончится, – сказал мне папа.
Я быстро посадил человечков в касках в поезд и, со звуком «ту-ту», повез их на строительную площадку. Наш город быстро расширялся, ведь огромный кран мог поднимать большие и тяжелые блоки и опускать их друг на друга. Вскоре у нас и правда была не детская комната, а целый волшебный мир. Я старался ползти очень аккуратно, чтобы не задеть постройки. А паровозик весело ехал по железной дороге останавливаясь на станциях.
Но пришла мама и сказала, быстро все убирать, потому что надо купаться, ужинать и спать. Как же я рыдал! Да как можно это творение, этот чудесный город сложить в коробку! Я никак не мог успокоиться, а папа убирал все с пола.
– Ну, вот ты опять разыграл ребенка! Почему нельзя было поиграть во что-то тихое! Теперь он точно не уснет! Как всегда, просишь тебя побыть с ним, пока я по делам сбегаю, а прихожу, так дел дома в десять раз больше появляется, – мама все ругала и ругала папу. А я в это время все плакал, потому что очень не хотелось разрушать наш волшебный город, да и за папу было обидно.
– Дорогая, я просто с ним поиграл. Не машинки ж возить туда-сюда! Петя уже большой и должен играть в масштабные игры! Ты б видела, какие города у меня были выстроены! И кстати, моя мама разрешала мне их сразу не убирать, а оставить и на следующий день что-то еще достроить! – спорил папа.
– Конечно, твоя мама до сих пор ничего не убирает. Как не зайдешь к ней в гости, у нее прям целые миры из коробок, книг и вещей на полу! Да и ты смотри на себя, никак не можешь даже просто свои вещи в шкаф убрать! Поэтому и надо учить ребенка убирать игрушки за собой с самого раннего детства, – объясняла мама.
– Да, только убираю я, а не он! – ответил папа.
– Правильно он еще маленький, чтобы сам убирать, но он должен видеть взрослых, которые все расставляют по своим местам каждый день, тогда, когда он вырастет, он не будет, как ты, разбрасывать свои носки где попало, – маму было не переубедить, и папа тихо дособирал все наши игрушки и пошел к себе в комнату.
Их споры всегда заканчивались одинаково. Мама продолжала ругать папу, и говорить мне какой же он несерьезный человек, сам еще не наигрался. А папа шел работать.
***
А тем временем Леночка.
– Мама, – кричала Лена, так ей хотелось пить.
– Ну что еще? Потерпи, скоро обед будет готов, тем более тебе кушать надо ровно в 12. 00, а еще только 11.50, – сказала мама и побежала дальше на кухню.
Лена заплакала. Вот как ей объяснить, что хочется пить прямо сейчас, а не по расписанию. Не может организм подстроиться под ее «все по часам»! «Ладно, придется подождать», – подумала Лена. Обидно, конечно, но скоро она научиться и все ей выскажет!
– Солнышко мое, иди ко мне на ручки, – сказал папа и нежно взял Леночку.
– Посади ее обратно, скоро обед будет, – наругала мама папу.
– Ничего страшного, она как раз нагуляет аппетит, – а Лена быстро потянула папу, тыкая в стаканы, и пытаясь сказать что-то наподобие «дай». И он ее понял!!!
– Да, Леночка пить хочет! – сказал папа и налил ей воды.
– Ты, что делаешь? – закричала мама, – она ж теперь обедать не будет!
– Ничего страшного, она хочет пить, мы, что, ее мучать будем, только потому, что у тебя по расписанию обед? – папа был сильно возмущен, и маме не оставалась ничего другого, как сдаться.
Она с грохотом поставила тарелку супа на стол и пошла чистить ванную. А Лена с папой радостно и весело все съели, потому что каждая ложка то летела ко ней в рот, то ехала, а то ползла как улитка.
Ее мама, когда расстраивается всегда что-то моет и убирает, судя по идеальной чистоте, настроение у нее всегда не особо веселое. Хотя она у Лены очень хорошая, она умеет все планировать. Так здорово, когда знаешь, что, когда и зачем будет. С утра подъем в 7 утра, хотя она, наверное, встает раньше, так как Лена только умывается, а каша уже готовая стоит. Дальше до 9 Леночка может сама поползать и поиграть, в 9.00 они начинаем собираться. Мама дает ей фруктовое пюре и творожок, умывает и одевает на улицу. Где-то около 9.45 они выходят из подъезда. И до 11.30 гуляют, потому что в 12.00 обед. На него никак нельзя опоздать. Потом в 12.30 Леночку кладут спать и до 15.00 она должна лежать в кровати, а в 15.00 уже приходит мама ее будит, там дальше полдник в 15.15, потом в 16.00 они выходят гулять, в 18.00 возвращаются домой, в 18.30 ужин, и до 20.10 можно поиграть в манеже. Потом надо купаться. Это самое любимое занятие, потому что можно и понырять, и побрызгаться.
Хотя мама все время Леночку за это ругает. И говорит, что девочки так себя не ведут. Девочки должны быть аккуратными во всем. Но, почему-то, в ванной Лена про это правило всегда забывает. Это же так весело, от одного движения руки маленькие капельки разлетаются в разные стороны. Как же их можно контролировать? Нет, туда не летите, вам в другую сторону? В общем тут Леночка дает волю своим чувствам и желаниям и радостно затапливает весь пол вокруг. Мама ее всегда ругает, но потом одевает и сажает ужинать. Но тут уже молочко с чем-то суперполезным, хоть и не очень вкусным.
А в 21.00 ее кладут спать, читают сказку и все, она засыпает.
А с утра ее снова будят в 7.00. Вот, вкратце, весь ее день, хотя у ее мамы думаю все расписано по минутам и секундам, а блюда расписаны на неделю вперед.
Увидеть мир глазами ребенка
Во время каникул большое внимание уделяется детям. Почему? Потому что дети привносят чудесную перспективу в события, которые многие из нас считают само собой разумеющимися.
Дети получают удовольствие от жизни в целом. Они видят все свежим взглядом, зная, что каждый раз найдут что-то новое и необычное. Взрослые, с другой стороны, ищут вещи, которые они знают и ожидают. Представьте, чего не хватает нам, взрослым.
Мой друг, покойный Джим Рон, был мастером оратора и мотиватора. Он призывал людей «практиковаться, как дети». Это время года, когда сияет чудо праздника, напоминает мне о его прекрасном совете. Джим сказал, что есть четыре способа быть похожим на ребенка, независимо от того, сколько вам лет.
Во-первых, он предлагает нам проявить любопытство. «Научитесь быть любопытным, как ребенок… Дети могут задать миллион вопросов. Вы думаете, что они закончили. У них есть еще миллион… Дети используют свое любопытство, чтобы учиться», — сказал он. «Вы когда-нибудь замечали, что пока взрослые наступают на муравьев, дети их изучают? Детское любопытство — это то, что помогает им достигать, учиться и расти».
Более правдивые слова никогда не были сказаны. Вы когда-нибудь слышали, как маленький ребенок смотрит на вызов и говорит: «Но мы всегда делали это таким образом»? Конечно нет. Они дают волю своему воображению и не боятся пробовать нестандартные идеи. Детей не нужно учить «думать нестандартно». Большинство детей, которых я знаю, ненавидят сидеть взаперти. Они являются экспертами в расширении границ.
Затем Джим порекомендовал нам «научиться волноваться, как ребенок… так взволнован, что ненавидит ложиться спать по ночам. Не могу дождаться утра, чтобы встать. Так взволнован, что готов взорваться. » Затем он делает еще один шаг вперед: «Если вы слишком стары, чтобы волноваться, вы слишком стары».
Это напоминает мне историю о маме моей подруги, милой ирландской бабушке, которая любила праздники, потому что с нетерпением ждала покупки игрушек. Она так увлеклась игрой с внуками и их новыми игрушками, что даже ей не хотелось надолго останавливаться на праздничные обеды. «Посадите меня за детский стол», — говорила она, чтобы быстро поесть и вернуться к веселью и играм. «Дети намного интереснее взрослых», — говорила она.
Вера — третье детское качество Джима. «Вера — это ребячество», — сказал он. «Взрослые слишком часто склонны к чрезмерному скептицизму. Некоторые взрослые даже склонны к цинизму». Он сказал, что взрослым нужно доказательство того, что что-то хорошо, прежде чем они в это поверят. По словам Джима, дети не такие. «Дети думают, что вы можете получить что угодно. Они действительно забавные. Вы замечаете разницу?»
Боюсь, я слишком часто попадаю в категорию взрослых. Конечно, я иду на большой риск, руководствуясь в основном прошлым опытом и интуицией. Я типа «покажи мне» парень.
Наконец, Джим назвал доверие детской добродетелью, о которой забыли многие взрослые. «Вы слышали выражение «спать как младенец»? Вот оно. Детское доверие. После того, как вы получили пятерку с плюсом за день, оставьте это в чьих-то руках», — сказал он.
В деловом мире не хватает доверия. Можете ли вы быть уверены, что ваши клиенты будут платить за свои заказы? Можете ли вы быть уверены, что ваши поставщики прибудут вовремя? Можете ли вы доверять своим сотрудникам, готовым к работе каждый день? Это важные вопросы, на которые должен уметь ответить любой ответственный менеджер, но в глубине души мы знаем, что большинство людей хотят поступать правильно. Они сделают то, что должны сделать, чтобы остаться в бизнесе.
Я ни в коем случае не хочу, чтобы мы все стали легковерными и наивными. Но я призываю взрослых повнимательнее взглянуть на свой мир и найти детали, которые они упускают.
Как это связано с бизнесом? Каждая успешная операция может найти способы стать лучше. Хотите сильно рискнуть? Попросите своих сотрудников присоединиться к вам для мозгового штурма, но только если они согласятся принять своего внутреннего ребенка. Сбегите от знакомого и посмотрите, что еще там есть.
«Любопытство, волнение, вера и доверие», — сказал Джим Рон. «Какая мощная комбинация, которую можно вернуть в нашу жизнь».
Мораль Маккея: Вырасти и снова думать как ребенок.
С Харви Маккеем можно связаться через его веб-сайт www.harveymackay.com, по электронной почте [email protected] или по адресу MackayMitchell Envelope Co, 2100 Elm St. SE, Minneapolis, MN 55414.
См. Мир глазами вашего ребенка
Воспитание детей — одна из самых трудных работ в мире. С самого начала у вас 24-часовой рабочий день, без перерывов, вы работаете на требовательных людей и не получаете прибавки к зарплате (или какой-либо оплаты), когда они умножаются. Вы можете рассчитывать на то, что станете шеф-поваром, специалистом по многозадачности, специалистом по решению проблем и старейшим в мире дежурным терапевтом и рефери, поэтому неудивительно, что родители не часто находят время, чтобы расслабиться и по-настоящему насладиться чудом воспитания. .
Есть волшебство в том, чтобы быть родителем, настоящая, чистая радость, которая приходит, когда ты рядом и воспитываешь детей.
Как родитель, напоминайте себе о красоте вокруг вас, глядя на мир глазами вашего ребенка.СВЯЗАННЫЙ: Создание связи, когда вы экстраверт, а ваш ребенок интроверт
Следуйте за своим ребенком
кредит: pexels-daria-shevtsova-1257110Часто родитель инициирует занятие для своего ребенка, но как насчет того, чтобы вместо этого позволить вашему ребенку спланировать его. Позвольте им устроить чаепитие, кукольный домик, декоративно-прикладное искусство, гоночные автомобили или что-то еще, что они любят, и пусть это будет. Следуйте их примеру по энергии игры и позвольте себе быть полностью свободным, чтобы поверить. Отбросьте ожидания, реальность и «урок» игры и вместо этого придумайте что-нибудь возмутительное.
Если вы играете за динозавров, по-настоящему погрузитесь в рев и энергию, которых заслуживает динозавр. Если вы играете в притворство, будьте чем-то грандиозным, будь то злая ведьма, супергерой или девица в беде. Когда вы берете на себя обязательство играть так же усердно, как ваш ребенок, вы учите его тому, что его воображение — это предел, до которого он может дойти, и вы помогаете себе увидеть чудо и отсутствие ограничений, которые ребенок действительно видит для себя.
Получить на их уровне
кредит: pexels-jill-wellington-459051Должно быть сложно всегда смотреть на людей свысока и не иметь их на одном игровом поле с тобой. Не просто сидите на диване и неосознанно играете с ребенком, опуститесь на землю и по-настоящему посмотрите на мир с его точки зрения.
Если вы находитесь на улице, посидите в поле или на пляже, это поможет вам сблизиться с природой и сблизиться с вашим ребенком. Они ощупывают землю босыми ногами, лепят ее руками и наклоняются, чтобы заклинать цветы, фактически находя время, чтобы остановиться и понюхать цветы. Ребенок испытывает все из первых рук и на личном уровне, и это практика, которую каждый должен соблюдать как часть своей повседневной жизни. Представьте себе стресс, который можно снять, просто наблюдая за полетом птиц, щекотая пальцы ног травой или свободно вдыхая воздух.
Быть поглощенным тем, что ты делаешь
Когда ребенок играет, смотрит фильм или читает книгу, его не волнует все, что происходит вокруг него. Очевидно, что в течение дня взрослый думает о чем-то другом, кроме игрушек и чудаков, но пока вы проводите время со своим ребенком, заставьте себя не думать ни о чем, кроме того, чем вы занимаетесь вместе. Работа по дому будет для вас, когда вы закончите играть; на них мы всегда можем рассчитывать, но детство не длится вечно. Потратьте время, чтобы полностью насладиться ими, пока можете.
Истории макияжа
Если вы хотите по-настоящему увидеть мир глазами ребенка, предложите вам рассказать друг другу истории, и вы будете поражены чудесными мирами фантазий, которые они представляют вашему воображению. Истории — это воображение вашего ребенка в устной форме, и ничто не поможет вам увидеть вещи так, как они это делают, чем слушая их сказки. Придумывание историй — это то, что ребенок делает, чтобы понять окружающие его вещи, как он выражает словами серьезные, страшные или счастливые события.
Даже простой разговор с ребенком о его дне поможет вам понять его интерпретацию событий дня и позволит вам рассмотреть его точку зрения, которая напрямую связана с тем, как он видит вещи такими, какие они есть на самом деле.