умозрение, интуитивизм, виды интуиции: VIKENT.RU
Н.О. Лосский, выделял три вида интуиции: чувственную, интеллектуальную и мистическую.
«Следует различать несколько видов интуиции, в зависимости от того, что становится опознаваемым при вступлении предмета в кругозор сознания.
Восприятие цветов, звуков и т п. есть чувственная интуиция, о которой, конечно, тотчас же нужно заметить, что в чистом виде она невозможна: даже отрывочное наблюдение, например, синевы, требует различения, т. е. восприятия этого элемента бытия как определённого, т. е. подчиненного законам тожества, противоречия и исключённого третьего. Эта форма всякого ограниченного элемента мирового бытия есть уже идеальный момент его, обусловленный сверхпространственным и сверхвременным соотношением тожества и противоположности всех элементов мира друг с другом.
Следовательно, усмотрение её возможно лишь путём нечувственной, т. е. интеллектуальной, интуиции. Отсюда ясно, что хотя бы в минимальной степени всякая чувственная интуиция должна сопутствовать нечувственным созерцанием, умозрением.
Отвлекая от реального бытия (от бытия пространственно-временного) его идеальную сторону, познающий субъект может достигнуть знания, сполна нечувственного, может предаться чистой интеллектуальной интуиции. Предметом её служит несамостоятельное идеальное бытие — отвлечённые идеи, например математические, В сверхпространственном и сверхвременном царстве идеального бытия, рядом с отвлеченно идеальными началами, есть ещё более возвышенная область — конкретно-идеальное бытие. Этим термином я обозначаю субстанции с их индивидуальною сверхвременною сущностью (то, что, например, в человеке Кант называет умопостигаемым я). Индивидуум, как конкретно-идеальное бытие, не подчинён той ограниченной определенности, которая выражена в законах тожества, противоречия и исключённого третьего; в этом смысле индивидуум, как и Абсолютное, принадлежит к сфере металогического. Созерцание этих металогических начал есть мистическая интуиция (или конкретная спекуляция, конкретное умозрение, по терминологии Гегеля).
Для краткости будем обозначать иногда все виды нечувственной интуиции словом умозрение. Таким образом, этот термин будет означать,
во-первых, чистую интеллектуальную интуицию,
во-вторых, те случаи интеллектуальной интуиции, когда к ней присоединяется чувственное восприятие, но лишь как подчиненный момент, и,
в-третьих, мистическую интуицию».
Лосский Н.О., Умозрение как метод философии, Международный ежегодник по философии культуры, «Логос», Книга I, Прага, 1925 г., с. 42-43.
Примерно в это же время Анри Бергсон «… отделяет ум от интуиции. Ум, он считает, должен играть только служебную роль, а истинным органом является лишённая рациональности интуиция. Ум постигает только мёртвое и материальное, поэтому он хорошо обслуживает естественные науки. Жизненный поток и непрерывность изменяющегося мира ум «схватить» не может и всякий раз терпит неудачу. Уловить изменчивость и беспрерывность может только интуиция. Лосский, в отличие от Бергсона, рационализирует интуицию, считает, что тот впадает в бессмысленность, когда пытается доказывать в рациональных терминах, как фактически пользоваться разумом, отрицая его пригодность в философском доказательстве. Лосский считает, что мир и жизнь мира объясняет интеллектуальная интуиция, и в ней разум существен. У Бергсона интуиция родственна скорее инстинкту, чем уму. Интуиция в его философии — это сознательный инстинкт, луч света, мгновенно проникающий и озаряющий. Такую интуицию Бергсон считает методом философии, её «органом». Его заслуга в том, что он восстановил в правах «сердце» истинной философии метод, о котором говорили и Платон, и Фихте, и Шеллинг, и Гегель. Во второй половине XIX века о нём забыли, поскольку восторжествовали рационалистические тенденции в философии. Бергсон сблизил инстинкт и метод философии и подвёл к выводу, что именно в таком виде он проявляется в творчестве. Художественное восприятие есть мост, соединяющий ум с инстинктом. Бергсон обосновал это соединение в эстетике. Он сделал почти то же самое, что Кант в «Критике способности суждений», когда примирил в ней знание и веру в эстетическом восприятии.
Н. О. Лосский уходит от такого примирения, рассматривая рациональный метод не только как интеллектуальную интуицию, но и как мистическую. Она даётся в интеллектуальном религиозном опыте, требующем спекулятивного мышления. Поэтому, критикуя Канта за утверждение ограниченности человеческого разума, он соглашается с Гегелем. Считает, что его философия не расходится с интуитивизмом. Взгляды на интуитивное понимание философии Гегеля Лосский изложил в статье «Гегель как интуитивист». В ней он во всем соглашается с немецким мыслителем, показывая глубокое понимание его философии и излагая ее сущность в терминах своего интуитивизма».
Борзова Е.П., Николай Онуфриевич Лосский: философские искания, СПб, «СПбКО», 2008 г., с. 41-42.
Замечу, что, к сожалению, «множественность интуиций» по Н.О. Лосскому, как и «множественность интеллектов» Говарду Гарднеру не способствовали появлению каких-либо неочевидных идей и/или методик креатива…
Лосский Н.О. — Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция | История философии, Русская | Книги по философии
- Подробности
- Категория: История философии, Русская
- Создано: 2015-02-10
- Автор: mash22
- Просмотров: 751
Лосский Н.О.
Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция
Сост. А. П. Поляков
М.: Республика, 1995.— 400 с.
Серия Мыслители XX века
ISBN 5—250—02498—X
Формат: PDF, DjVu
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: русский
Книга содержит труды русского философа Николая Онуфриевича Лосского (1870—1965), созданные в эмиграции в зрелый период его творчества и впервые издающиеся у нас. Автор предстает здесь не только как глубокий, оригинальный мыслитель, но и как талантливый популяризатор. Публикуемые работы всесторонне раскрывают особенности его мировоззрения — своеобразного варианта персоналистической философии — и его учения об интуитивном пути познания, включающем разные формы интуиции, в том числе и такую неоднозначно толкуемую ее разновидность, как мистическая интуиция.
СОДЕРЖАНИЕ
ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Введение в метафизику
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Метафизика как центральная философская наука . 5
2. Классификация метафизических систем . 8
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ 20
Глава первая. Учения о материи —
1. Виды натурфилософских учений о материи —
2. Гилокинетическое учение о материи 22
3. Динамистическое учение о материи 27
4. Энергетическое учение о материи 35
Глава вторая. Актуализм 36
1. Борьба актуализма против идеальных начал —
3. Неорганический и органический актуализм 41
Глава третья. Учение о душе и душевных явлениях 45
1. Субстанциализм, актуализм и идеал-реализм в учениях о душе —
2. Сознание 49
3. Учения, релятивирующие психическое и материальное бытие . 51
ОТДЕЛ ВТОРОЙ 55
Глава четвертая. Материализм —
1. Определение материализма. Доводы в пользу материализма .
2. Виды материализма 57
3. Критика материализма 63
4. Методологический материализм. Экономический материализм . 69
5. Непоследовательность материалистических систем 76
6. Причины привлекательности материализма 81
7. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм . 84
Глава пятая. Спиритуализм и панпсихизм 92
1. Доводы в пользу спиритуализма и панпсихизма . —
2. Виды панпсихизма 95
3. Учение панпсихизма о пространстве и времени . 98
4. Критика спиритуализма и панпсихизма .
Глава шестая. Дуализм и проблема связи душевного и телесного бытия 102
1. Дуализм
2. Отношение между душевными и телесными процессами 103
3. Психофизический параллелизм 108
4. Учение конкретного идеал-реализма об отношении души и тела . 113
Глава седьмая. Отвлеченный и конкретный идеал-реализм 120
Глава восьмая. Конкретный органический идеал-реализм как многосторонний философский синтез 132
ЧУВСТВЕННАЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И МИСТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ 136
ВВЕДЕНИЕ . 137
Глава первая. Общие соображения в пользу интуитивизма 138
Глава вторая. Чувственная интуиция 160
1. Доводы защитников субъективности чувственных качеств . —
2. Восприятие как выборка 161
3. Перспективные и вообще относительные свойства чувственно
воспринимаемого предмета 167
4. Внутрителесные чувственные данные в составе восприятия 173
6. Нечувственное восприятие чувственных и нечувственных элементов предмета 177
7. Иллюзии 178
8. Галлюцинации 180
9. Ясновидение 184
10. Заключение учения о транссубъективности чувственных качеств . 185
Глава третья. Чувственное восприятие 186
Глава четвертая. Восприятие своей и чужой душевной жизни . 188
Глава пятая. Идеальные формы 197
1. Понятие интеллектуальной интуиции .
2. Идеальные формы 200
3. Сверхсистемное начало . 205
4. Смысл мира . 208
5. Смысл времени и смерти 211
6. Смысл пространства и телесности 213
7. Отвлеченный и конкретный Логос. Мировой дух 215
8. Время и пространство как подчиненные формы мира 217
9. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия . 218
11. Состав формальных общих идей 227
12. Состав общих материальных идей . 239
Глава шестая. Творчество и эволюция 240
1. Творчество на основе идеи . —
2. Эволюция видов бытия . 246
Глава седьмая. Общее и индивидуальное 252
1. Господство конкретного индивидуального над общим —
2. Реализация законов и правил в единичных событиях 255
3. Предметы чувственного восприятия и предметы научного знания как действительное бытие 257
Глава восьмая. Мистическая интуиция 259
1. Божественное Ничто . —
2. Безличная мистика 264
3. Сверхлично-личная христианская мистика 272
4. Видения мистиков и святых 273
5. Человеческое я как предмет мистической интуиции . 283
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 288
ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ
(Из книги «Общедоступное введение в философию»)
Глава первая. Состав мира и строение его 290
1. События и процессы . —
2. Время —
3. Пространство 292
Глава вторая. Невременное и сверхвременное бытие 294
1. Субстанция. Человеческое я . —
2. Множественность субстанций . 299
3. Идеи. Идеальное и реальное бытие . 304
Глава третья. Органическое и неорганическое миропонимание . 307
Глава четвертая. Бог и Царство Божие . 309
1. Бог —
2. Царство Божие . 314
Глава пятая. Царство психо-материального бытия 317
1. Эгоистические существа
2. Эволюция 322
3. Связь душевных и телесных процессов . 328
Глава шестая. Интуитивизм 330
Глава двадцать первая. Отвлеченный и конкретный идеал-реализм 344
П. П. Гайденко. Иерархический персонализм Н. О. Лосского . 349
ПРИМЕЧАНИЯ 371
- Назад
- Вперёд
Скачать:
- прямая ссылка (PDF)
- vk.com (PDF)
Интуиция, мистика и откровение — МОРАД НАЗАРИ
Интуиция: Идею мистицизма можно определить как веру в то, что наиболее надежным источником знания или истины является интуиция , а не разум, чувственный опыт или научный метод. Мистик утверждает, что непосредственное и истинное знание достигается посредством прямого осознания, которое не зависит от систематической умственной деятельности или чувственных впечатлений.
Аргументированное объяснение мистицизма сложно и, вероятно, несправедливо, ибо мистическое осознание, хотя и верное и основное для тех, кто его имел, считается непередаваемым. Литература мистицизма полна упоминаний о «внутреннем свете», «духовном перерождении», «мире, превосходящем всякое понимание» и «безымянном имени». В литературе часто сообщается об устрашающем и неописуемом ощущении единства всего сущего. Более формально можно сказать, что мистики воспринимают интуитивно — что они испытывают тотальные реакции на тотальные ситуации. Как бы там ни описывались, переживания более известных и влиятельных мистиков характеризуются чувством или интуицией осмысленного синтеза между собой и реальностью, в результате чего жизнь обнаруживает свой центр и источники знания текут чистыми и свежими.
Более распространенный тип опыта возникает, когда внезапно без видимой причины человек осознает значимые отношения или чувствует новую глубину и ясность существования. В тот или иной момент это могло случиться с большинством из нас. Человек нередко испытывает в какой-то особый момент чувство уверенности — осознание реальности каким-то образом дистиллированной и свободной от притворства и неуместности. Этот опыт иногда называют
Откровение: Откровение — это особый способ познания, при котором то, что раскрывается (знание или истина), каким-то образом находится за пределами или отдельно от того, что воспринимается органами чувств или логически осмысливается. Идея состоит в том, что существует хранилище или источник знаний, внешних по отношению к людям, и что по крайней мере часть этих знаний может быть передана отдельным лицам необычными средствами, недоступными для обычных каналов исследования.
Часто откровение описывается как сообщение Божественной Воли людям, Бога, прорывающегося к смертным очень уникальным образом. Знание может прийти как вспышка молнии или как «тихий тихий голос». В любом случае имеется внушение о совершенно другом измерении, познаваемом человеком. Исторически христианство и ислам уделяли большое внимание откровению и его эпистемологическому авторитету. Считается, что пророки и законодатели проявляли исключительную чувствительность к этому особому измерению знания.Критика интуиции и откровения: Знание, полученное посредством интуиции и откровения, подвергается критике на том основании, что оно не всегда последовательно, что разные люди совершенно по-разному осознают природу истины, что нет критерия для определения которая является лучшей из двух противоречащих друг другу доктрин, и что для огромного числа людей знание, основанное на интуиции, не может быть передано (даже если оно истинно) и, следовательно, недоступно для всех.
мистическая интуиция | Видеть, знать, быть
ПоискОпубликовано Джон
Мистическая интуиция и прозрение — сердце эзотерической духовности — вспышки озарения за пределами любой практики или усилия, указывающие путь к просветлению и реализации нашей истинной природы. Без этих спонтанных открытий мистицизм был бы еще одной философией жизни, пытающейся с помощью разума разгадать загадку человеческого существования. Только с проницательностью могут найти решение загадки формы и пустоты, истины и видимости, ума и материи. Через них мы получаем, в той или иной степени, эмпирический доступ к лежащему в основе невидимому порядку, который является нашим истинным источником и бытием.
Эти интуитивные представления раскрывают давно забытый мир, предшествовавший языку, те несколько лет раннего детства, не затронутые непрерывным когнитивным картографированием, которое впоследствии количественно определило, определило и определило каждый известный аспект того, что есть. Мистическое прозрение — это видение без границ и различения, видение умом новичка. Именно на это указывают суфии, когда говорят о различении «глазами сердца». Внезапные и бессловесные, эти мимолетные проблески того, что есть, обходят концептуальные фильтры воспоминаний, ассоциаций и обучения. Это мгновенные открытия в том, каковы вещи, дающие ощущение бесшовного, единого мира, в который мы глубоко, но бессознательно встроены. Возможно, вы можете получить представление о том, что такое озарение, используя следующие две метафоры: рисунок точка за точкой и восход солнца.
Когда мы были детьми, рисование точка за точкой было обычным времяпрепровождением и доставляло массу удовольствия. Мы тщательно соединяли одну точку с другой, не зная, какой получится картина. По мере того, как соединялось больше точек, мы могли начинать угадывать, и часто, еще даже не закончив, мы внезапно понимали, что рисуем слона, пони или самолет. Точно так же и те, кто берется за поиски мистической истины, начинают с соединения точек во тьме. Хотя они могут усердно учиться, добросовестно работать с учителем и ежедневно практиковать, для многих все же царит неразбериха. Смысл таких парадоксальных учений настолько неуловим, что лишь немногие ученики с самого начала улавливают их намерения. Они продолжают работать точка за точкой, пока без предупреждения не увидят проблеск всей картины — Земли Обетованной.
Мы часто говорим о знании, «зарождающемся» в нас, и, по правде говоря, постепенный процесс, посредством которого мистическое прозрение проникает в невежество обусловленности, во многом подобен восходу солнца. По мере того, как его первые лучи начинают улавливать очертания земли, проясняется все больше и больше деталей, пока мир вокруг нас не начинает ярко блестеть в утренней росе. Точно так же каждое прозрение раскрывает нам с большей ясностью природу того, что есть, подобно тому как свет духовной реализации рассеивает заблуждение и раскрывает истину вещей такими, какие они есть. Для некоторых эта истина действительно может открыться во внезапном вспышке понимания, подобно полуденному солнцу, но для многих моменту истинного пробуждения предшествуют тонкие сдвиги озарения, которые помогают подготовить путь. Как говорит нам Эмили Дикинсон: «Правда ослепляет постепенно, иначе мир был бы слеп».
Опубликовано в Недвойственность | Метки: Прозрение, мистическая интуицияБлог Джона Грира
Добро пожаловать в мой блог. Я автор книги Видение, Знание, Бытие и преподаватель медитации прозрения. Я горжусь тем, что вы в гостях. В этом блоге я буду исследовать некоторые темы из моей новой книги, делиться мудростью мировых духовных традиций, которые меня вдохновили, и отвечать на ваши вопросы. Я надеюсь, что то, что вы здесь найдете, добавит понимания на ваш собственный путь самопознания.