Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике
Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике
Пятница, 08.04.2005. Выпуск 81
Теория памяти в мнемотехнике
Этот выпуск рассылки познакомит вас с моделью памяти, на которой основаны методы запоминания в мнемотехнике (Система запоминания «Джордано»). Для более детального изучения этого вопроса смотрите раздел «Учебник мнемотехники».
Мнемоническая модель памяти сильно отличается от моделей памяти, с которыми вы могли познакомиться в психологической литературе. Поэтому, если вы собираетесь писать реферат или сдавать зачет по теме «Память человека», вам лучше использовать материал из учебников психологии для вузов. Вряд ли преподаватель поставит вам хорошую оценку, если увидит в реферате незнакомые термины и теории…
Процесс «память»
Трудно свыкнуться с мыслью, что память — это связь
Пример. Доктор бьет молоточком по нерву, мышца ноги рефлекторно сокращается. Работает безусловный рефлекс, работает связь, генетически заложенная в мозг. Эта связь — и есть память.
Правильно организованный опыт облегчает понимание
Пример. Вы приходите домой, и видите гитару на вешалке. Вы догадываетесь, кто пришел к вам в гости. Стимул «гитара» вызывает в воображении целостный образ человека, которого вы многократно видели с этой гитарой. Связь образа гитары с образом человека в вашей голове — это память.
Мнемотехника выделяет и использует два вида памяти.
Реакция на стимул возникает в воображении. Мозг
достраивает
картинку-стимул до целостного образа
Запоминание
Запоминание — комплексный процесс накопления в мозге системы связей, на основе взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.
Мнемотехника разделяет «память» и «запоминание». Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов (мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс «память» будет исправным.
Запоминание бывает трех видов.
Непроизвольное запоминание
Когда вы идете по улице, ваш мозг автоматически фиксирует связи между образами. Вам ничего не нужно делать для запоминания, так как глаза воспринимают уже соединенные образы.
Произвольное запоминание
Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы специально удерживаете внимание на информации — это называется произвольным запоминанием.
При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. В воображении возникают образы, эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше — как и в случае с непроизвольным запоминанием. Мозг запоминает связи между образами. Когда мы захотим пересказать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и будет описывать их словами.
Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.Если бы слова текста не вызывали в воображении
зрительных образов,
мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс
преобразования слов в образы и есть понимание
Сверхпроизвольное запоминание
Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем такой текст, воображение «спотыкается» на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозитории ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, «вырезается» из памяти. И при пересказе текста, мы не можем вспомнить точные данные.
Для запоминания таких текстов нужно использовать сверхпроизвольное запоминание. Это такое запоминание, когда процесс запоминания полностью контролируется. При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове специально создается образный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами, но очень точно, не пропуская ни одного имени, названия или термина.
Искусственными являются не методы запоминания,
а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен.
Мнемотехника всего лишь переводит информацию
на язык мозга, на язык образов
Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизвольным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет.
Инертность анализаторных систем
Возьмем в качестве примера зрительный и слуховой анализаторы. Анализаторные системы мозга обладают инертностью. Очень часто инертность анализаторных систем путают с памятью. Психологи их так и называют: «иконическая память», «кратковременная память». Но это вводит в заблуждение. Ведь процесс «память» — это образование связей. А в анализаторных системах никаких связей не создается.
Если мы посмотрим на цифры телефонного номера, написанные на бумаге, то мы некоторое время будем продолжать видеть эти цифры в воображении. Но они не сохраняются в мозге, мы не сможем их вспомнить уже через одну минуту.
Но если мы посмотрим на картинку, на которой несколько образов имеют один общий контур, то эта картинка попадает в память. В этом случае работает не только инертность анализаторных систем, но и включается процесс память, реагирующий на соединенные образы.
Инертность зрительного анализатора хорошо наблюдается в темной комнате. Когда глаза привыкнут к темноте, поднесите руку к лицу и на мгновение осветите ладонь искрой зажигалки. Последовательный образ появится примерно через одну секунду и будет сохраняться около пяти секунд. Вы в буквальном смысле слова будете видеть свою ладонь.
Если мы прослушаем ряд цифр, то легко сможем повторить последние 5-7 цифр. Это проявление инертности слухового анализатора. Но цифры эти не попадают в память. Уже через минуту мы не сможем их вспомнить.
Но если мы прослушаем предложение «На голубой тарелочке стоит белая чашка с молоком», то к инертности слухового анализатора присоединяется работа памяти. Слова вызывают комбинацию образов в воображении. Возникшие в воображении связи между образами фиксируются процессом «память». Мы сможем вспомнить это предложение и на следующий день, и даже через месяц.
Инертность анализаторных систем основана на явлении медленной синаптической передачи. Когда нервная клетка получает стимул, она выбрасывает специальные «медленные» нейромедиаторы, которые продолжают стимулировать следующую нервную клетку некоторое время, несмотря на то, что стимула уже нет.
Инертность анализаторных систем часто путают с памятью
Так как связи в анализаторных системах не образуются, инертность анализаторных систем не может быть классифицирована как память. Это именно инертность, временная задержка стимула.
Тем не менее, именно инертность анализаторных систем чаще всего используется человеком для «запоминания». Сознательно повторяя числа или прорисовывая их в воображении, человек может задержать информацию в анализаторной системе длительное время, достаточное для того, чтобы найти карандаш и блокнот.
Можно использовать инертность зрительного и слухового анализаторов одновременно. На этом основан простой фокус с «памятью» (разглашается с разрешения Олега Степанова). Одновременное использование двух анализаторов позволяет увеличить объем временно удерживаемой информации ровно в два раза. Вместо семи цифр можно временно удержать четырнадцать. Напишите на листке четырнадцать чисел. Семь цифр удерживайте в зрительном анализаторе, а семь других проговаривайте — удерживайте в слуховом анализаторе.За время удержания информации в анализаторных системах, вы можете запомнить цифры с помощью мнемонических методов, запомнить навсегда. У непосвященных создается иллюзия мгновенного запоминания.
Вывести такого фокусника на чистую воду очень просто. После «мгновенного запоминания» нужно предложить ему решить пяток примеров на сложение. После этого он не сможет вспомнить цифры, которые мгновенно «запомнил».
Оставим инертность анализаторных систем людям с толстыми записными книжками и вернемся к памяти.
Двухкомпонентная модель памяти
Теория памяти в мнемотехнике выделяет два вида памяти, два процесса «память».
В отличие от официальной психологии, которая делит память на кратковременную и долговременную, в мнемотехнике память делится на два вида по СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ. Понятия «кратковременная память» и «долговременная память» в мнемотехнике не используются.
Две памяти, два разных способа образования связей
Первый вид памяти — рефлекторные связи
Этот вид связи хорошо изучен и описан во всех учебниках. Как известно, рефлекторные связи бывают безусловными (врожденными) и условными (созданными в течение жизни).
Когда мы дотрагиваемся до горячего утюга, рука самопроизвольно отдергивается. Это пример безусловного рефлекса.
Когда мы слышим слово «звезда», в воображении появляется образ звезды. Это пример условного рефлекса, образованного в мозге в процессе обучения.
Рефлекторные связи физически существуют в мозге в виде зоны синапса, области химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Нельзя классифицировать рефлекторную память только по наличию синаптической связи. Ведь все нервные клетки в мозге имеют такие связи. К рефлекторной памяти относятся синаптические связи между нервными клетками разных анализаторных систем, которые создаются в специальных, ассоциативных зонах мозга, где имеют свои «представительства» все анализаторные системы.
В ассоциативных зонах мозга создаются связи между разными анализаторными системами
Чтобы рефлекторная связь образовалась, отростки нервных клеток должны находится на очень близком расстоянии, порядка 50 ангстрем, и должны работать периодически в течение нескольких дней.
Рефлекторная связь является однонаправленной, импульс проходит по нервной клетке в одном направлении.
Рефлекторные связи могут быть цепными, один стимул может запустить длинную последовательность реакций. Такие цепочки связей создаются между вставочными нейронами. (Обычно рефлекторная дуга включает в себя промежуточные нервные клетки.) Последовательность реакций может «проигрываться» в воображении — идеомоторный уровень, или реализовываться физически, с помощью мышц. Примером таких последовательных реакций может быть внутренняя или обычная речь.
Ещё одна важная особенность цепочек рефлекторных связей — это то, что они всегда стремятся к завершению, к «прокрутке» до конца (антиципация). Если программа начала реализовываться, человек не может её остановить. Например, профессиональной машинистке трудно прекратить печатать сразу, ей нужно допечатать предложение до конца. Ярким примером антиципации являются речевые автоматизмы, когда по началу фразы мозг воспроизводит всю фразу целиком (Мороз и солнце, день чудесный. ..). Явление антиципации используется в мнемотехнике, например, для запоминания фраз изучаемого иностранного языка.
Второй вид памяти — электрические (резонансные) связи
Этот вид памяти не описан в психологии, поэтому в Системе запоминания «Джордано» ему присвоено название «электрическая память».
Нейрофизиологи длительное время блуждают вокруг этого вида памяти, но не могут его сформулировать. Они делают предположение, что информация может сохраняться в пейсмейкерной активности нервных клеток (постоянный незатухающий электрический потенциал на мембране нейрона). Ошибка связана с трудностью понимания того, что является информацией для мозга.
Информация для мозга — это последовательная связь нескольких простейших элементов. Изменение последовательности связей ведет к изменению информации (в привычном смысле этого слова).
Василий Иванович — 125-36-72
Иван Васильевич — 125-72-36
Смысл запоминания заключается в запоминании связей между элементами.
Информация не сохраняется в электрической активности нервных клеток. Информация сохраняется в невидимой резонансной связи между нервными клетками. Примером такой связи может быть невидимая резонансная связь между двумя одинаковыми камертонами, или между двумя струнами, настроенными на одну ноту.
Электрическая память — процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.
Преобразование точечной картинки в набор
контурных картинок. Синхронизация электрической
активности на мембранах нервных клеток
Клетки с одинаковым набором частот резонируют,
включаются и генерируют недостающие образы
Связи резонансные и связи рефлекторные… Они очень разные. Рефлекторные связи — это исполнительная система мозга. Электрические связи, система таких связей — это наше сознание и подсознание, это мышление и воображение. Это «фильтр», который анализирует входные импульсы, прежде чем последует мышечная реакция организма.
Мнемотехника позволяет экспериментально определить временные характеристики электрической памяти, а также описывает особенности её функционирования. И, самое главное, мнемотехника позволяет управлять процессом создания таких связей.
Связь образуется очень быстро, достаточно удержать в воображении два соединенных образа несколько секунд. Нормативное время — 6 секунд, мировой рекорд — 0,65 сек (Andi Bell, запоминание 52-х игральных карт).
Естественное запоминание речи, текстов и всего того, на что смотрят наши глаза, основано на этом виде памяти. Мнемоническое запоминание отличается лишь тем, что образы соединяются в воображении специально и по определенным правилам.
Однократно созданная в мозге связь сохраняется примерно 40 минут.
Если связь будет активизироваться (восприниматься повторно или будет просматриваться в воображении), она может быть сохранена в мозге пожизненно. Таким образом, электрическая память является и кратковременной (40 минут) и долговременной одновременно.
С одним образом можно образовать много связей, но вспоминаться всегда будет последняя, которая забивает предыдущие связи. «Затертые» связи сохраняются в мозге и могут быть воспроизведены при напоминании (латентное обучение).
Техника запоминания в Системе «Джордано» построена так, что позволяет запоминать информацию с повторяющимися элементами. Например, одно число 13 (один и тот же образ) можно запомнить хоть тысячу раз. И во всех случаях связь с этим числом будет последней, т.е. легко будет припоминаться сознательно, без подсказок.
Главное отличие электрических связей от рефлекторных заключается в том, что электрические связи не являются однонаправленными. Если вы создали в воображении связку из нескольких образов (посмотрели на кошку, состоящую из морды, глаз, ушей, хвоста, лапок и пр.), то стимулом может быть любой образ этой связки. Реакцией всегда будет появление в воображении целостного образа, всех ранее связанных образов. Достаточно увидеть хвост, воображение дорисует его до целостного образа кошки.
Этот вид связи объясняет механизм, с помощью которого мозг создает ассоциации. Попытки (безуспешные) объяснить механизм образования ассоциаций в свое время делали Гартли и Сеченов (Ярошевский, История психологии).
Первую картинку память не запомнит, вторую запомнит. Память реагирует на общий контур
Человек может манипулировать
образами в воображении, соединять их,
тем самым сознательно включая процесс «память»,
процесс образования связи между образами, имеющими общий контур
Для психологии достаточно принципиальных схем (модели), понимания сути явления, его экспериментального доказательства. Поэтому детальное нейрофизиологическое описание данного вида памяти оставим нейрофизиологам, физикам и математикам.
Итак, модель памяти в мнемотехнике выглядит очень просто.
Инертность анализаторных систем мозга Не может быть классифицирована как память, так как связи не формируются |
около 5-ти секунд | Медленная синаптическая передача | Способность повторить 7 услышанных или 7 увиденных цифр |
Электрическая память Воображение, мышление, сознание и подсознание Не проявляется в видимой активности, но легко наблюдается интроспективно |
Образование связи — 1-6 секунды Сохранение от 40 минут до пожизненного Сознательно связь создается с помощью мыслительной операции «Соединение двух образов» Связи могут создаваться непроизвольно, при восприятии образов с общим контуром |
Синхронизация электрической активности одновременно работающих нейронов, генерирующих образы Не реагирует на точную информацию (даты, термины, телефоны и т. п.), для запоминания требуется преобразование в образы |
Естественное запоминание любой визуальной информации, речи, текстов. Основа мнемонических методов запоминания |
Рефлекторная память Исполнительная система мозга, проявляется в видимой мышечной активности, легко регистрируется приборами |
Образование связи — порядка 3-х дней (в мнемонике) Пожизненное сохранение |
Формирование синаптической связи между нейронами разных анализаторов в ассоциативных зонах мозга | Всё, что связано с мышечной и химической активностью: речь, машинопись, ходьба, выделение слезы, чихание и пр. |
Это общее описание видов памяти. Разумеется, разные виды памяти могут взаимодействовать друг с другом. Модель не учитывает виды памяти, не связанные с когнитивными (познавательными) процессами, например генетическую память.
Проверить временные характеристики электрической памяти очень просто. В мнемотехнике это делается путем регистрации объема запоминаемой информации, времени запоминания, количества допущенных ошибок. Для запоминания чисел, например, числа преобразуются в образы и соединяются с заранее подготовленной последовательностью опорных (стимулирующих) образов. Использование мыслительной операции «Соединение образов» позволяет запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого элемента. В зрительные образы может кодироваться любая информация (числа, термины, имена, названия и т.п.).
Если человек не обучен мнемонике (не умеет запоминать), то проверить механизм образования связи между соединенными образами можно путем последовательной демонстрации на экране картинок, на которых два образа имеют общий контур. В этом случае связи будут запоминаться мозгом автоматически.
Совсем необязательно, чтобы связи были необычными. Мозг запомнит любые связи
Для сканирования памяти, для считывания связей, нужно показывать одну из картинок пары. Мозг будет воспроизводить другую картинку (человек вспомнит вторую картинку пары).
Принцип работы памяти «Стимул — реакция» кажется вполне очевидным
Образование в мозге рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания. Например, при заучивании образных кодов чисел скорость кодирования чисел в образы должна быть примерно 0,5 секунды. Числа предъявляются в случайном порядке.
Субъективно рефлекторные связи чисел с образами выражаются в том, что когда вы просматриваете ряд двузначных чисел, в воображении самопроизвольно воспроизводятся зрительные образы, соответствующие этим числам. Совершенно аналогично тому, как мы понимаем слова родного языка (ложка — образ «ложка», 35 — образ «куб»).
Понимание — процесс преобразования текста (речи) в комбинации зрительных образов в воображение.
Развитие визуального мышления (воображения) автоматически развивает функцию понимания текстовой информации.
Словарь мнемонических терминов вы можете найти на сайте Mnemonikon в разделе «Учебный раздел».
———————————
Таким образом, мозг вообще трудно отнести к запоминающему устройству. Мозг не запоминает ни образы, ни слова. Мозг запоминает связи, на основе которых каждый раз заново создает (генерирует) слова, образы, движения, речь. Функцию точного запоминания можно эмулировать в мозге с помощью мнемотехники. В норме (без специального обучения технике запоминания) мозг не может и не должен запоминать то, что мы привыкли называть словом «информация» (телефонные номера, исторические даты, списки, сложные тексты и пр. )
В норме память работает всегда «на узнавание», как реакция на стимул. Активное воспроизведение информации (без подсказок) возможно только после специального обучения технике запоминания, когда в мозге создается система внутренней стимуляции мозга (система опорных образов).
Приводимые временные характеристики электрической памяти получены
эмпирическим путем. Они должны уточняться в процессе специально организованных
опытов.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта ([email protected])
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В.А.
Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память | Медиа портал
Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить свою память можно довольно быстро.
Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить свою память можно довольно быстро и в любом возрасте.
Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме — одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые – из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.
Преподаватель курса мнемотехники в образовательном центре для школьников «Юниум», студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите несколько языков.
«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки. А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника.
Мнемотехника — совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».
Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка, и весь текст таким образом зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию», – прокомментировала Нелли.
К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.
Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты». Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»
«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти. Но фундамент мнемотехники — ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании — научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:
1. Ассоциация – это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
(на фото — Нелли Мещерякова)
2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной. Чем более необычную ситуацию вы создаете, тем сильнее она врезается в ваш мозг. Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху.
3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств, чтобы как можно ярче представить себе картинку.
4. Ассоциация должны быть смешной – пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.
«Например, вам нужно запомнить два слова: «конница» и «чердак». Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу – стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно – что мы тут забыли?» — и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».
Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты или выучить иностранный язык.
«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»
Приемы мнемотехники от Нелли:
«Цепочка» – один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.
Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр… и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными. Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.
Прием «Матрешка». Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа, — «красавица и чудовище».
Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел. К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-«вешалок»: 0 – бублик, 1 – кол, 2 – лебедь, 4 — стул, 8 — снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль – соль, два – сова. .. Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю. Вуаля — номер телефона отложился в памяти надолго.
Метод Цицерона. Согласно легенде, Цицерон, когда готовился к своим речам, прогуливался и мысленно размещал везде важные пункты своего выступления. Потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.
Этот метод поможет вам запоминать слова на уроке английского, последовательность событий в уроках истории, новые понятия на уроках биологии и химии. В любом предмете можно найти применение. Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите, дома, на работе, в классе. Итак, вы выбираете 10 предметов, которые будете использовать для запоминания. После этого к каждому предмету придумываете предмет для запоминания. И ассоциацию к нему. Например, вы берете слово в английском языке и придумываете, как оно связано с цветком на подоконнике.
А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?
«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов за один день», — уверяет Нелли.
К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» — подушка. Подбираем звуковую ассоциацию – «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны – а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.
Так, применив правила построения ассоциации, мы запомнили английское слово. На воспроизведение этого рассказа в памяти, вам достаточно 3 секунд. И когда вы будете слышать слово «пиллоу» («pillow» ) – вы будете вспоминать сочетание «рыба-пила», и оно крючочком «выцепит» из памяти слово «подушка».
Если обратиться к теории, то в мнемотехнике используется три вида ассоциаций: звуковая (пиллоу-пила), смысловая (конница и чердак) и визуальная. Последняя используется на уроках в начальной школе.
«Трудные для написания, словарные слова представляем графически: например, слово «кассета» можно нарисовать как кассету, в отверстиях которой спрятались две буковки «С».
Примеров визуальной ассоциации множество: в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко» можно запомнить, нарисовав ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда. Даже правила можно нарисовать. Например, правило «Частица «не» с глаголами пишется раздельно» изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.
А если необходимо запомнить какие-то даты, то можно использовать цифры-образы, которые можно нанизать, как бусинки, на нить своей памяти. Например, год взятия Казани Иваном Грозным (1552) изобразить так: единичку — в виде копья, пятерки – звезды, сверкающие на шлемах русских воинов, двойка – лебедь, летящий с башни Сююмбике. Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий, придуманных для цифр рисунков, составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, запоминая таким образом. А благодаря мнемотехнике информация запоминается сразу, но ее потом нужно, следуя определенному алгоритму, повторять.
«В мнемотехнике, как и в любом другом навыке, важно регулярно тренироваться. Ведь память — это же мышца, которую нужно всегда поддерживать в тонусе. Я советую заниматься регулярно. Со временем это войдет в привычку, и вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше. Я сразу говорю своим ученикам, что чудес лучше не ждать. Чтобы получить желаемый результат, нужно хорошенько поработать».
Совет:
«Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В.А. Много упражнений в книге «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор — Р. Гейссельхарт. Изучать мнемотехнику можно также по книгам «Первые 20 часов» Джорджа Кауфмана и «Суперпамять» Тони Бьюзена.
К сожалению, в России и у нас в Татарстане мнемотехника пока широкого распространения не имеет. А ведь доказано, что, тренируя память, мы меняем мозг. Мнемоническая техника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами, увеличивая объем памяти. Так что запомнить тысячу английских слов за день вполне реально и доступно любому – стоит только захотеть.
Иллюстрации из открытых источников, http://pamyatplus.ru/, личного архива автора
Мнемоническое обучение | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Педагогическая психология: Оценка · Проблемы · Теория и исследования · Методы · Техника X предмет · Специальное изд. · Пастораль
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Мнемоническое обучение — это использование стратегий ассоциативного обучения для улучшения обучения, памяти, припоминания и узнавания изученного материала.
А 9Мнемоника 0007 (произносится как [nəˈmɑnɪk] в американском английском, [nəˈmɒnɪk] в британском английском) помогает запоминанию. Мнемоники часто являются словесными, например, очень короткое стихотворение или специальное слово, используемое, чтобы помочь человеку что-то вспомнить. Они часто используются для запоминания списков. Мнемоника опирается не только на повторение для запоминания фактов, но и на ассоциации между легко запоминаемыми конструкциями и списками данных, исходя из того принципа, что человеческий разум гораздо легче запоминает данные, связанные с пространственной, личной или иной значимой информацией, чем происходящие в бессмысленных последовательностях. Однако последовательности должны иметь смысл. Если составлена случайная мнемоника, это не обязательно средство для запоминания.
Слово мнемоническое имеет общую этимологию с Mnemosyne , именем титана, олицетворявшего Память в греческой мифологии. Первое известное упоминание мнемоники — это метод локусов, описанный Цицероном в De Oratore .
Основное предположение состоит в том, что существует два вида памяти: «естественная» память и «искусственная» память. Первый является врожденным, и это тот, который все используют каждый день. Искусственная память тренируется путем изучения и применения различных мнемонических приемов. Последняя может быть использована для совершения необычайных подвигов памяти, которые невозможно осуществить, используя только естественную память.
Содержание
- 1 Техника
- 1.1 Система рифмовки чисел
- 1.2 Яйцо и копье или числовая система
- 1.3 Визуальная мнемоника
- 2 Примеры простой мнемоники первой буквы
- 2. 1 Наука и техника
- 2.1.1 Биология, медицина и анатомия
- 2.1.1.1 Черепные нервы
- 2.1.1.2 Ветви наружной сонной артерии
- 2.1.1.3 Биологические группировки в таксономии
- 2.1.1.4 Характеристики ДНК
- 2.1.1 Биология, медицина и анатомия
- 2.2 Другие мнемонические системы
- 2. 1 Наука и техника
- 3 Произвольность мнемоники
- 4 Мнемотехника при овладении иностранным языком
- 5 История мнемотехники
- 6 См. также
- 7 Каталожные номера
- 8 статей
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Прочее
Техники
Мнемоническая техника является одним из многих средств запоминания, которые используются для создания ассоциаций между фактами, которые облегчают запоминание этих фактов. Рифмование в поэзии использовалось с древних времен как средство запоминания. Для вызова элементов в фиксированной последовательности списки привязок особенно полезны. Этот метод можно применять и к неупорядоченным спискам вещей, и его можно использовать, чтобы гарантировать, что ни один элемент не будет упущен. Метод локусов аналогичен тому, что целью являются упорядоченные списки, но он основан на размещении ярких эмоциональных образов на изображениях мест, которые человек ранее неоднократно посещал в определенном порядке. Основная система, или фонетическая система счисления, может использоваться для замены памяти чисел памятью последовательностей слов или изображений.
В других методах запоминания произвольных чисел или числовых последовательностей используются нумерологические ( букв. число+слово ) системы, такие как абджад, где каждое число представлено согласным звуком.
Все это можно использовать с методом замены слов, который заменяет абстрактное или трудно визуализируемое слово или понятие тем, которое связано с эмоциональным или ярким словом. Например, при запоминании периодической таблицы бор (с которым не связано никакого образа, который можно было бы вспомнить) может быть связан со словом-заменителем «скважина». У каждого есть друг-зануда, и он визуализируется в связи с этим. Кремний становится «глупым мошенником» и так далее.
Эти техники, по-видимому, используют силу зрительной коры для того, чтобы каким-то образом воспоминания легче закреплялись в уме и сохранялись дольше, чем обычные воспоминания. Например, число можно запомнить как картинку. Это облегчает извлечение из памяти. Мнемонические методы следует использовать в сочетании с активным вспоминанием, чтобы они действительно приносили пользу. Например, недостаточно взглянуть на карту ума; нужно активно реконструировать его в памяти. Эти системы используют способность памяти хранить больше информации, организуя ее в «фрагменты». Концентрация и повторение по-прежнему требуются, хотя и не так сильно.
Система числовых рифм
Это пример «списка привязок». Это полезно для запоминания упорядоченных списков, особенно для людей с сильным слуховым стилем обучения. Следующий нумерованный список является статическим. Обратите внимание на рифму цифры и слова ( одна / булочка , две / клей и так далее). Элементы, которые вы хотите запомнить, должны быть связаны с каждым словом. Аналогичная система, использующая комбинацию этой и предыдущей системы «абджад», может легко давать числа от 100 и выше.
- Булочка
- Клей
- Чай
- Дверь
- Улей
- Кирпичи
- Небеса
- Шифер
- Строка
- Ручка
- Девон
- Спуск
- Непристойность
- Кухня
- Serene
и так далее.
Яйцо и копье или система чисел
Это еще одна система колышков, очень похожая на систему числовых рифм, но более подходящая для тех, у кого визуальный стиль обучения (
).0028 один выглядит как свеча; два похожи на лебедя и так далее).
- Свеча, копье
- Лебедь
- Грудь
- Парус
- Крюк
- Клуб
- Клифф
- Песочные часы
- Флаг
- Свеча рядом с яйцом
Визуальная мнемоника
Визуальная мнемотехника очень популярна в медицине и других областях. В этой технике на изображении изображаются персонажи или предметы, название которых созвучно названию предмета, который необходимо запомнить. Затем этот объект взаимодействует с другими аналогично изображенными объектами, которые, в свою очередь, представляют связанную информацию.
Примеры простой мнемоники первых букв
Один из распространенных мнемонических приемов для запоминания списков состоит из легко запоминающихся слов, фраз или рифм, первые буквы которых или связаны с элементами списка. Идея также хорошо подходит для запоминания сложных паролей.
Наука и техника
Биология, медицина и анатомия
Медицинская мнемотехника довольно распространена, см. [1]. Некоторые из них менее политкорректны, чем другие, а некоторые носят непристойный характер (вероятно, потому, что их шокирующая ценность облегчает их запоминание). Приведенный ниже список не подвергается цензуре, но в некоторых случаях предоставляет «чистые» альтернативы.
Пример визуальной мнемоники для препарата «гидралазин» может быть представлен в виде «ленивой гидры», которая бастует с табличкой «НЕТ РАБОТЫ». «НЕТ» в приведенном выше случае обозначает закись азота, что связано с механизмом действия препарата. Примеры этой техники см. в [2].
Черепные нервы
- (Буквы обозначают обонятельный нерв, зрительный нерв, глазодвигательный нерв, блоковый нерв, тройничный нерв, отводящий нерв, лицевой нерв, слуховой нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, добавочный нерв и подъязычный нерв. )
В тех, которые отмечены знаком «@», добавочный нерв называется альтернативным названием «Добавочный спинной нерв». В тех, которые отмечены знаком «#», слуховой нерв называется альтернативным названием «преддверно-улитковый нерв».
- » О ох, О ох, О ох Т о Т ох А и F 900 08 угорь V ery G ood V elvet S уч Н небо!» @
- » O n O ld O lympus’ T owering T op A F inn A 9 0008 nd G erman V просмотр S ome H ops » @
- » О н О лд 90 008 nd G erman V iewed S ome H ops «, или» О n O ld O lympus’ T owering T op A F inly V ested G erman V просмотр A H awk» (с вариациями; некоторые говорят «террасные вершины», «возвышающиеся вершины» или «самая верхняя вершина», а «рассмотренные некоторые прыжки» иногда переводятся как «сводчатая изгородь»). перенос (сенсорный, двигательный или и то, и другое) таким образом: S ome S ay M arry M oney, B ut M y B rother S ay s B ig B дождь M после M руда.
O n O ld O lympus’ T iny T ops A F riendly V iking G rew V ines a nd H opsВетви наружной сонной артерии
- (буквы обозначают верхнюю щитовидную артерию, восходящую глоточную артерию, язычную артерию, лицевую артерию, затылочную артерию, заднюю ушную артерию, поверхностную височную артерию и верхнечелюстную артерию) S или А natomists L ike F ucking, O thers P см. S и M »
Биологические группы в таксономии
- (Буквы обозначают Царство, Тип, Класс, Порядок, Семейство, Род и Виды.) 0008 n F ине G reen S atin»
- » K ночь P постель C гес O n F at G девица S инструменты»
- » K irsten P uts C ats O ver F amily G в целом S
- » K ing P hillip C ame O ver F rom G ermany S дуб»
- « K IDS P Laying C Arlessly O N F REE Lays G ET S
- Или, если вы чувствовали себя определенным образом, » K чернильный P люди C и O ften F ind G ood S ex
- » K ids P укладка C бескаркасная O n F прокладка G et S тарелка»
Характеристики ДНК
Многие студенты-биологи используют мелодию «Row , Row, Row Your Boat», чтобы помочь запомнить характеристики ДНК:
Мы любим ДНК,
Состоит из нуклеотидов,
Фосфат, сахар и основание,
Приклеена с одной стороны.Аденин и тимин,
Прекрасная пара,
Гуанин без цитозина,
Было бы довольно голо.Другие мнемонические системы
- Искусство памяти
- Метод локусов
- Система мнемонической связи
- Мнемонические стихи
- Система связи
- Система Гороавасэ
- Основная система
- Доминик система
- Система запоминания Джордано
Произвольность мнемоники
Любопытной особенностью многих систем памяти является то, что мнемоники работают, несмотря на то, что они (или, возможно, благодаря тому, что они) нелогичны или произвольны. «Рой» — законное имя, но настоящей фамилии нет. «Бив» и, конечно, начальная буква «Г» в середине произвольны. Почему «Рой Г. Бив» легко запомнить, чтобы запомнить порядок появления семи цветов радуги? ROYGBIV также может быть выражен как почти бессмысленная фраза «Рой, Великобритания Четвертый», снова ссылающаяся на «Роя», но с использованием национального кода Великобритании для Великобритании и римских цифр для 4, а именно: IV. Предложение «Ричард Йоркский дал бой напрасно» обычно используется в Великобритании. Любые два из трех месяцев, оканчивающихся на -ember, подошли бы так же благозвучно, как сентябрь и ноябрь в «Тридцати днях…», однако большинство людей могут правильно запомнить эту рифму на всю жизнь, услышав ее однажды, и никогда не беспокоятся. сомнения относительно что два из -ember месяцев имеют тридцать дней. Причудливая произвольная ассоциация может запомниться лучше, чем логичная.
Одной из причин эффективности, казалось бы, произвольной мнемоники является группировка информации, предоставляемой мнемоникой. Точно так же, как телефонные номера в США группируют 10 цифр в три группы, имя «Roy G. Biv» объединяет семь цветов в два коротких имени и инициал. Различные исследования (в первую очередь «Волшебное число семь, плюс или минус два») показали, что человеческий мозг способен запоминать только ограниченное количество произвольных элементов в рабочей памяти; группировка этих элементов в куски позволяет мозгу удерживать в памяти больше из них.
Мнемотехника при овладении иностранным языком
Мнемотехника может быть полезна при изучении иностранного языка, например, путем адаптации трудно запоминаемого иностранного слова к ранее существовавшей фразе на родном языке учащегося с использованием народной этимологии. Лингвист Гилад Цукерманн предложил множество англо-еврейских лексических мнемоник для англоязычных студентов, изучающих израильский иврит. Например, пытаясь помочь учащемуся запомнить охель , еврейское слово, обозначающее палатка 9.0029 , Цукерманн предлагает памятную фразу « О, черт возьми, , в моей палатке енот ». Запоминающееся предложение «В ноге Ма есть вилка » может помочь учащемуся вспомнить, что еврейское слово для обозначения вилка — это мазлег и так далее. [1] Известный лингвист Мишель Томас учил студентов помнить, что estar — это испанское слово, обозначающее как , используя фразу «быть звездой, конечно».
История мнемотехники
См. Искусство памяти.
См. Метод локусов.
См. также
- Кии
- Латинская мнемотехника
- Тренировка памяти
- Ведение заметок
Ссылки
- ↑ Англо-еврейская лексическая мнемоника для англоязычных студентов, изучающих израильский иврит, Гилад Цукерманн.
Документы
- Аткинсон Р.К. и Рауг, М.Р. (1975) Применение метода мнемонических ключевых слов к приобретению русского словаря, Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память 104 (2): 126-33.
Внешние ссылки
- Улучшение памяти в проекте Open Directory
Другое
- Методы улучшения памяти — бесплатные онлайн-учебники и форумы, руководства по ведической математике, советы по запоминанию на уровне GCSE/A. Все БЕСПЛАТНО!.
- VTrain’s Memory Aids — Полезные советы по мнемоническим приемам.
- Flocabulary Рифмование мнемоники поверх музыки в стиле хип-хоп, чтобы помочь учащимся запомнить словарные слова
- AidToMemory. com, коллекция мнемоники и форум
- Используйте мнемонику для изучения английского языка
- Человеческая память
- Домашняя страница чемпионата мира по запоминанию
- Методы памяти Мика Кертиса Практический курс памяти.
- Ответы Google: как иметь хорошую память
- Бегуны памяти, использующие мнемонику для обучения детей математике
- Страница памяти: Учебники и советы о том, как улучшить память.
- Научные мнемоники Из научных анекдотов
- Mnemonic Moronimizer, Устройство для уменьшения глупости, патент заявлен, на http://pagesofmystery.com/
- Инструменты для улучшения памяти от Mind Tools
- Метод локусов о Дворцах Памяти
- Влияние метода интегрированных ключевых слов на сохранение словарного запаса и мотивацию доктора Йорна Гауптмана
- Medical Mnemonics.com: Всемирная база данных медицинской мнемоники — «Бесплатная онлайн-база данных медицинской мнемоники с возможностью поиска, которая поможет студентам медицинских специальностей запомнить важные детали».
- Информация об улучшении памяти и обучении
- Мастер памяти
В этом поле: просмотр • разговор • редактирование
Память Типы памяти Артикуляционное подавление | Слуховая память | Автобиографическая память | Коллективная память | Ранние воспоминания | Эхо памяти | Эйдетическая память | Эпизодическая память | Эпизодическая память | Эксплицитная память |Экзосоматическая память | Ложная память |Вспышка памяти | Знаменитая память | Неявная память | Институциональная память | Долгосрочная память | Музыкальная память | Процедурная память | Перспективная память | Подавленная память | Ретроспективная память | Семантическая память | Сенсорная память | Кратковременная память | Пространственная память | Зависимая от состояния память | Тональная память | Транзакционная память | Трансаккадическая память | Вербальная память | Зрительная память | Зрительно-пространственная память | Рабочая память | Аспекты памяти Детская амнезия | Криптомнезия |Вспомогательный отзыв | Свидетельские показания | Память и эмоции | Забывание |Кривая забывания | Бесплатный отзыв | Эффект уровней обработки | Консолидация памяти |Распад памяти | Синдром недоверия к памяти |Заторможенность памяти | Память и обоняние | Память на будущее | Потеря памяти | Оптимизация памяти | След памяти | Мнемоника | Предубеждения памяти | Эффект модальности | Кончик языка | Летология | Потеря памяти |Подготовка | Эффект первенства | Реконструкция | Упреждающее вмешательство | Подсказка | Эффект недавности | Вспомнить (обучение) | Признание (обучение) | Воспоминания | Удержание | Ретроактивное вмешательство | Эффект серийной позиции | Серийный отзыв | Амнезия источника | Теория памяти Аткинсон-Шиффрин | Баддели | Кларион | Теория распада | Теория двойного кодирования | Теория интерференции |Консолидация памяти | Кодирование памяти | Платформа предсказания памяти | Забыть | Напомним | Признание | Мнемотехника Метод локусов | Система мнемоник | Мнемоническая доминиканская система | Мнемоническое обучение | Мнемоническая система ссылок | Мнемоническая мажорная система | Система мнемонических привязок | [[]] |[[]] | Нейроанатомия памяти Миндалевидное тело | Гиппокамп | префронтальная кора | Нейробиология рабочей памяти | Нейрофизиология памяти | Ринальная кора | Синапсы |[[]] | Нейрохимия памяти Глутаматергическая система | кратковременной памяти | [[]] |[[]] | [[]] | [[]] | [[]] | [[]] |[[]] | Аспекты развития памяти Пренатальная память | |Детские воспоминания | Память и старение | [[]] | [[]] | Память в клинических условиях Алкогольное амнестическое расстройство | Амнезия | Диссоциативная фуга | Синдром ложной памяти | Ложные воспоминания | Гипертимезия | Память и старение | Нарушения памяти | Синдром недоверия к памяти Подавленная память Травматическая память | Удерживающие меры Бентон | КЕМПРОМТ | Неявное тестирование памяти | Косвенные тесты памяти | МАС | Тесты памяти для детей | МЕРМЕР | Рей-15 | Ривермид | ТОММ | Векслер | WMT | WRAML2 | Лечение проблем с памятью ТОС | ДПДГ | Психотерапия | Терапия восстановления памяти |Терапия воспоминаний | Клиника памяти | Тренировка памяти | Техника перемотки | Выдающиеся деятели памяти|- Баддели | Бродбент | Эббингауз | Кандел | Макгоу | Шактер | Трейсман | Тульвинг | Философия и исторические взгляды на память Аристотель | [[]] |[[]] |[[]] |[[]] | [[]] | [[]] | [[]] | Разное Журналы | Обучение, память и познание |Журнал памяти и языка |Память |Память и познание | [[]] | [[]] | [[]] | На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). Мнемонические устройства
Инструменты для запоминания
Один из способов представить себе память — это простой процесс хранения и воспроизведения информации. Существует множество методов хранения информации таким образом, чтобы ее можно было вспомнить. по желанию, и один из этих методов — использование мнемонических приемов.
Мнемонические устройства дают нам ментальный ярлык для хранения информации в постоянном и легко вспоминаемый путь. Некоторые учащиеся легко изобретают мнемонические приемы, а другие пользу от показа техники. Вот несколько полезных (и древних!) мнемоник устройства, которые вы можете использовать сами, а также с учащимися, с которыми вы работаете:
- Акронимы и акростихи : Акроним — это просто слово или словесный набор букв, составленный из первых буква каждого слова в фразе. Например, если вас когда-либо просили сделать что-то КАК МОЖНО СКОРЕЕ, тогда вы слышали аббревиатуру «как можно скорее». Акростихи похожи к аббревиатурам, но вместо того, чтобы составлять одно слово из первой буквы каждого элемента чтобы запомнить, учащийся создает фразу или предложение. Например, некоторые учащиеся учат фразе «Короли играют в шахматы на мелкозернистом песке», чтобы помнить «королевство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид».
- Рифмы : Рифмы и их двоюродный брат, музыка, использовались для улучшения памяти гораздо дольше, чем существовало письменное слово. Если вам приходится «пропевать в голове алфавит» каждый раз, когда вам нужно подумать о буквы по порядку, значит, вы давно в своей памяти используете музыку на память. собственная жизнь. А когда Колумб плыл по «голубому океану»? Четырнадцатьсот девяносто второй!
- Метод локусов : Еще одним очень распространенным мнемоническим приемом является использование «замка памяти», также известного как «метод локусов». Это еще одна древняя техника, восходящая как минимум к как древние греки в западной традиции. Чтобы использовать метод локусов, визуализируйте место, которое вы хорошо знаете. Часто люди используют свой собственный дом или дом, где они вырос. Затем методично и начиная с заданной точки (например, перед входной дверью вашего дома) свяжите мысленный образ каждой вещи, которую вы хотите запомнить с предметом в вашем доме. Эта техника обычно используется спортсменами, соревнующимися в запоминании, чтобы запомнить порядок случайных вещей, таких как игральные карты в колоде.