Модальность эмоций – Модальность ощущений, памяти и эмоций

1.Понятие эмоции, основные функции эмоций

Лекция 8 Эмоции

План

1.Понятие эмоции, основные функции эмоций

2.Составляющие эмоции

3.Свойства эмоций, формы эмоций

4.Эксперимент Фридмана и Роненмана

5.Возбудимость и эмоции

5.1.Сила эмоций

5.2.Дифференциация эмоций

5.3 Использование полиграфа

6.Когнитивные составляющие эмоции

6.1 Сила и дифференциация эмоций

6.2 Параметры оценки

6.3.Эмоция без когнитивной составляющей

7. Выражение эмоций

7.1 Коммуникация эмоций и выражение лица

7.2. Мозговая локализация

7.3 Сила и дифференциация эмоций

Эмоции(от лaтинскогоemoveo- потрясаю, волную ) – это сложное многокомпонентное психическое состояние, целостная реакция человека на ситуацию. Необходимыми условиями возникновения эмоции является – наличие потребностей и знание об особенностях ситуации с точки зрения возможности удовлетворения этих потребностей.

Эмоция физиологична с одной стороны и культурно-окрашена с другой.

См. Диалоги о Европе Ричарда Керни с Мартой Ниссбаум. Она говорит, что в понимании Аристотеля, чувства рациональны. Горе, любовь и так далее, основаны на ценности и реально с ценностями сливаются. Чувства – это способ воспринимать то, что имеет ценность. Вы горюете о потере, если наделяете человека или вещь, которую потеряли, ценностью.

У греков есть удивительные свидетельства, что гнев можно обуздать и смягчить воспитанием.

Любовь-ненависть-безразличие. Нас оставляют равнодушными предметы, которые не связаны с нашими потребностями. Особенно сильные эмоции – тогда, когда затронуты фундаментальные потребности: самосохранение, продолжение рода, развитие.

Почему эмоции – психический процесс. Родовое свойство психики – отражение действительности присутствует. Представлена ситуация, в которой человек оказался, применительно к его потребности.

Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций.

Почему трудно эмоцию передать словами. Язык – дискретен, прерывист. Эмоции – градуальны, непрерывны. Люди различаются лабильностью эмоций.

Функции эмоций – основная это оценка значимости для субъекта той или иной ситуации в ее отношении к мотивационной сфере.

Более частные функции:

  • побуждения (сигнализируют и побуждают действовать),

  • подкрепления (состояние, побуждающее к достижению подобных ситуаций – центр удовольствия, МЕЗОЛИМБИЧЕСКАЯ ДОПАМИНОВАЯ СИСТЕМА - обнаруженный Олдсом в глубоких структурах мозга),

  • предвосхищения,

  • мобилизация органов действия,

  • функция «аварийного разрешения ситуации» - сильные и стремительные действия, порой не очень точные, но «разящие» и другие.

2.Составляющие эмоции

Интенсивно-окрашенные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих

  • Субъективное переживание эмоций

  • Внутренние реакции организма, особенно реакции симпатической м парасимпатической систем

  • Мысли об эмоции и связанной с нею ситуации

  • Выражение лица

  • Реактивные следствия эмоции – глобализация оценки ситуации

  • Тенденция вести себя определенным для данной эмоции образом

Все эти составляющие действуют совместно, влияя друг на друга

3.Свойства эмоций, формы эмоций.

Свойства эмоций :

  • Модальность эмоций – субъективная окраска переживания (страх, радость, удивление, гнев, отчаяние, восторг, тревога, досада.)

  • Знакэмоции.

  • Интенсивность.

  • Предметность– более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом.

  • Выраженностьфизиологичекого компонента.

  • Осознанность, контролируемость.

  • Амбивалентностьэмоций. «Печаль моя светла»

Двуличность людей. Александр Первый.

Напрасно видят тут ошибку:

Рука искусства навела

На мрамор этих уст улыбку

И гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен;

Таков и был сей властелин:

К противочувствиям привычен,

В лице и в жизни Арлекин.

Формы эмоций

  • Эмоциональные реакции– высокая скорость и быстротечностью

  • Фрустрация (обман, разрушение планов)- реакция в ответ на возникновения препятствия (объективного или субъективного). Тип реакции на фрустрацию – характеристика личности. «Что сударь плачете, живите –ка, смеясь».

  • Эмоциональные состояния– оттенки настроения (раздражительность, тревога, благодушие). Меньшая интенсивность, беспредметность, неопределенность модальности.

  • Тревога – переживание неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением потребности. Часто чувство самоуважения. Низкая самооценка. Неуверенность в себе.

  • Чувства – устойчивые эмоциональные отношения, переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов. Чаще всего к людям. Чаще всего предметны. Длятся годами.

  • Эмоциональность– устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы.

Лабильность и импульсивность как свойства эмоциональности человека.

Импульсивность – быстрота с которой эмоция становится побудительной силой поступков.

Лабильность – подверженность смене настроений.

Внутренний контроль – такое иерархическое распределение потребностей, при которой наиболее значимые для человека потребности подчиняют остальные - позволяет контролировать проявление эмоций.

Эксперимент Фридман и Розенман. Кардиологи. Смена обивки мебели. Исследования связи между типом эмоциональности и болезнями сердечно-сосудистой системы. Высокий холестерин. Коронарная недостаточность. «Гонка во вред своему сердцу». Модель поведения А.

Интенсивное стремление к достижению целей

Конкуретность, соревновательность

Желание получить признание, быть успешным

Дефицит времени, так как стремятся во всем участвовать

Рывок конца дела

Умственная и физическая готовность действовать

Примеры вопросов:

Вы часто делаете много дел сразу?

Вы подгоняете других, призывая их закончить мысль?

Вы чувствуете сильное раздражение, попав в автомобильную пробку?

Вам свойственная яркая жестикуляция?

Вашу манеру говорить можно охарактеризовать как напористую?

studfiles.net

3. Классификация эмоций.

Эмоции различаются: по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические - астенические), форме, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения, нервному субстрату и др.

8

Модальность как составное свойство эмоций определяется соотношением трех двуполюсных компонентов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение -успокоение, напряжение - разряжение (В. Вундт).

На основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъ­ективное качество, выделяют десять фундаментальных эмоций (Изард, 1980): интерес-возбуждение, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Основные фундаментальные эмоции:

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось вероятным. Чаще протекает в форме эмоционального стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекает чаще в форме аффекта, вызывается внезапными серьезными препятствиями на пути важной для субъекта потребности. Гнев имеет стенический (вызывает хотя и кратковременный подъем жизненных сил) характер.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние при вероятностном прогнозе возможного неблагополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Протекает в форме стрессовых состояний, настроения, в форме аффекта.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, по­ступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Имеются и другие эмоциональные состояния, которые К. Изард называет "фундаментальными эмоциями".

Динамика эмоций.

Подавляющее большинство обычных эмоциональных переживаний не являются автономными, так как с момента своего возникновения вливаются в общий поток других переживаний, вступая с ними во взаимодействие, видоизменяясь. Отсюда и положение о соединении, слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования (В. Бунд). Например:

Сострадание - соединение печали и любви (Х.Вольф).

Ревность - состоит из любви и ненависти к любимому лицу и зависти к тому, кого он любит (Б. Спиноза).

Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга - еще одно важное свойство их динамики. Так субъект, охваченный любовью, сопереживает аффектам того, кого он любит. Вследствии этого любовь может распространиться на другое лицо (того, кто причиняет предмету нашей любви удовольствие, мы будем тоже любить, а того, кто причиняет ему неудовольствие, мы будем ненавидеть). Любовь порождает желание взаимности, неудовлетворение которой вызывает неудовольствие. Если человек считает, что его не любят по его вине, то у него аффект приниженности, если причина в другом, то он будет испытывать к нему ненависть. Таким другим (такой причиной нелюбви) - может быть как предмет любви (тогда эмоция амбивалентности) или тот, кого он любит (тогда особый вид ненависти - ревность).

Таким образом, в полном виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждая из таких ветвей означает потенциальную возможность ее дальнейшего развития, отвечающего тому или иному варианту изменения ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения.

9

studfiles.net

Модальность эмоциональных процессов

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

двигательной организации эмоциональных явлений. Результаты же рассматриваемого исследования, направленного на анализ пространственных эквивалентов эмоциональных структур, свидетельствуют о том, что эта исходная ритмическая характеристика остается

ведущей или главной и здесь, но приобретает характер ритма

пространственногеометрического, являющегося эффектом преобразования исходной временно-двигательной формы в форму пространственной симультанности. Этот результат имеет принципиальное значение для всего контекста настоящего исследования потому, что он дополнительно указывает на органическую взаимосвязь временных и пространственных

компонентов в организации эмоциональных процессов. Такая возможность представить

характеристики пространственных паттернов, объективирующих эмоциональное состояние, как частные модификации ритмической характеристики демонстративно свидетельствует об исходной роли временной организации эмоциональных процессов и о производном по

отношению к ней пространственном характере соответствующих компонентов структуры эмоциональных единиц.

Если сопоставить этот результат с выводами, касающимися взаимосвязи пространственных и временных компонентов различных психических процессов (Веккер, 1976), а далее – с данными анализа организации процессов памяти, внимания и воображения, приведенными в

последней главе монографии, то можно сделать заключение, что закономерность, выявляющая исходный характер психического времени по отношению к организации психического пространства, достаточно универсальна.

Завершая описание временных и пространственных характеристик структуры эмоциональных

явлений, нужно отметить, что основная направленность экспериментальной проверки

используемых в данной монографии теоретических положений о природе эмоций продолжает

ту эмпирическую линию (поскольку пока речь идет об описании фактов), которая была

представлена в работах В. Вундта, Л. Клягеса, М. Пулвера, Х. Лундхольм, Г. Вернера, Р. Арнхейма и других. Разные исследователи применяли разные методические приемы, изучали разные эмоциональные состояния, но все так или иначе приходили к выводу, что временные и пространственные характеристики – необходимый признак внутренней структуры эмоциональных состояний и что исходной в структуре эмоциональных единиц является временная организация, на основе которой формируются пространственные синтезы. Эти

основные эмпирические выводы можно считать подтвержденными достаточно широким

массивом экспериментальных и жизненных фактов.

Как и в области эмпирического исследования и описания временно-пространственной

структуры эмоциональных процессов, изучение и описание их модальных характеристик также по существу начинается с В. Вундта, а затем резко перемещается из лабораторной экспериментальной психологии в область психологии прикладной, а

В. Вундт, как мы уже упоминали, связывал сенсорные источники ритмической организации эмоциональных процессов с ощущениями кинестетической модальности. Эту связь он констатировал, анализируя временные характеристики чувства удовольствия и неудовольствия. Но помимо этого у В. Вундта имеется специальное описание органической взаимосвязи эмоциональных процессов с сенсорными образами по существу всех модальностей (Вундт, 1880). Зависимость чувства от качества ощущения особенно явственно проступает в тех модальностях, где, по словам В. Вундта, чувственный тон почти совершенно поглощает все остальные составные части ощущения (см. том же). К таким модальностям В. Вундт относит ощущения органические, а из экстерорецептивных модальностей – осязательные, обонятельные и вкусовые.

В связи с анализом модальных компонентов ощущений интерорецептивной модальности и их роли в общей организации эмоциональных процессов В. Вундт делает очень существенное

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

указание на то, что в рецепторных аппаратах ощущений органической модальности нет приспособлений для точного восприятия градаций соответствующих сенсорно-эмоциональных структур, но такие приспособления есть в рецепторных аппаратах сенсорных образований

всех высших экстерорецептивных модальностей. Это обстоятельство существенно потому,

что, отражая ориентированность психики главным образом на внешнюю реальность, оно вместе с тем указывает на бедность средств языка интерорецептивных модальных компонентов в противоположность модальностям экстерорецептивным, которые в силу их большего количественного и качественного разнообразия оказываются более адекватным

средством для воплощения всего многообразия динамики чувств и настроений различного

уровня организации.

Исходя из этих соотношений, В. Вундт подробно описывает слуховые и зрительные модальные характеристики соответствующих эмоциональных процессов. Прежде всего он указывает на особую роль слуховой модальности в организации эмоциональных процессов.

Это существенное обстоятельство (до сих пор еще, к сожалению, далеко не полностью

оцененное по достоинству) имеет принципиальное значение, поскольку есть основания полагать, что именно с ним связана эмоциогенная роль музыки, музыкального звукоряда. В. Вундт указывает на особенно интимную связь чувств со звуковысотными и тембровыми

сенсорными модальными характеристиками, и хотя описывает их в контексте анализа физических чувств, он тем не менее делает здесь принципиальное указание на то обстоятельство, что элементарные чувственные компоненты, связанные со звуковысотными и

тембровыми различиями, не ограничиваются только этим уровнем, а входят в состав сложных душевных движений как элементарный фактор.

Иначе говоря, В. Вундт ясно понимал, что эти исходные модальные характеристики относятся не только к элементарным чувствам удовольствия и неудовольствия, а являются универсальными, проходят сквозь всю иерархию эмоциональных процессов, включая высшие

чувства. Именно исходя из этого, В. Вундт дает свое описание связи тонов различной высоты с

различными эмоциональными состояниями человека. Очень поучительно, что в этом контексте В. Вундт охарактеризовал различные эмоциогенные возможности разных музыкальных инструментов в зависимости от звуковысотной организации производимых ими звуков. Не менее поучительно, что свой интересный и подробный анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов В. Вундт начинает с проницательного замечания Г+те о том, что смотрящий через цветное стекло человек как бы отождествляет себя с цветом,

и его глаз и дух настраиваются в унисон.

Последующее описание В. Вундтом различных цветовых характеристик соответствующих эмоциональных состояний по существу предвосхищает все дальнейшее развитие приемов цветового тестирования эмоций. Производя очень конструктивное сопоставление цветотоновых и звуковысотных консонансов и диссонансов как модальных воплощений соответствующих эмоциональных состояний, В. Вундт указывает на одно чрезвычайно принципиальное обстоятельство. Различие физических основ эмоциогенного, эстетического действия цветов и звуков определяется, по мысли В. Вундта, тем, что "...ухо соединяет впечатления в одно общее – ощущение... Глаз же как пространственное чувство оставляет

существовать друг подле друга одновременно данные ощущения" (1880). Эта пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие от временной сукцессивности слуховых компонентов обусловливает, повидимому, то важное обстоятельство, что, хотя зрительная модальность значительно уступает слуховой по эмоциогенности, она благодаря своей пространственной стабильности и симультанной

данности цветотоновых различий обеспечивает существенно большие возможности цветового тестирования эмоциональных состояний по сравнению со звуковысотным.

Именно в область методики, техники и теории тестирования эмоциональных состояний, связанную с запросами психологии личности, клинической психологии и психологии искусства,

переместился после В. Вундта центр тяжести исследований модальных характеристик эмоций.

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

Не останавливаясь здесь на промежуточных послевундтовских этапах развития проблемы модальных компонентов эмоции, связанных с такими вехами, как тесты Роршаха (Rorshach, 1951), Т. Обанаи и Т. Мацуока (Obonai, Matsuoka, 1956), Пфистера и Г. Фрилинга (Frieling, 1968), М. Люшера (Luscher, 1974), перейдем к краткому описанию феноменов и основных экспериментальных результатов исследований, непосредственная цель которых – проверить теоретические положения, лежащие в основе настоящего исследования, и найти пространственно-временные и модальноинтенсивностные характеристики, составляющие родовые признаки психических явлений в тех их видовых модификациях, которые характерны именно для природы эмоций. Здесь мы кратко укажем на результаты экспериментального исследования А. М. Эткинда (1979), а также упоминавшейся работы А. И. Берзницкаса (1980). Для исследования цветовых модальных воплощений соответствующих эмоциональных состояний А. М. Эткинд использовал цветовой тест Люшера и дифференциальную шкалу эмоций Изарда, представляющую собой набор эмоциональных терминов, сгруппированных на основе факторного анализа в 9 факторов, интерпретируемых Изардом как 9 основных эмоций: интерес. радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх и утомление. В каждую из основных эмоций (факторов) включается три более частных. Таким образом, в шкалу Изарда входит 27 эмоций. Основные, важные для настоящего контекста результаты этого исследования сводятся к следующему:

1. Получена матрица сопряженности 8 цветов теста Люшера и 9 эмоциональных факторов

Изарда (табл. 4), в которой представлены частоты ассоциаций данного цвета с любой из трех эмоций, входящих в данный фактор Изарда. Достоверность отличия полученного распределения ассоциаций от случайного оценивалась по x2, суммарное значение которого для всей матрицы на порядок превышает табличное x2=716, p<0,001.

Таблица 4. Матрица сопряженности основных эмоций с цветами

2. А. М. Эткинд получил также цветовые профили эмоций, входящие в состав факторов Изарда (табл. 5), и эмоциональные профили цветов Люшера, представляющие собой

последовательность факторов Изарда, упорядоченную по убыванию частот ассоциаций данного цвета с этими факторами. (Эти соотношения являются инверсией представленных в

табл. 5.)

Таблица 5. Цветовые профили эмоций

Онлайн Библиотека http://www.koob.ru

Экспериментальное исследование А. И. Берзницкаса продолжает ту же теоретикометодическую линию в ее модификациях, преемственно связанных с методикой исследования пространственно-временных компонентов эмоций. Испытуемый получал тот же набор словесных стимулов, обозначающих интеллектуальные эмоции, перечень которых был использован и при применении пиктографического метода анализа пространственных компонентов соответствующих эмоций. Набор этот следующий: радость, огорчение, удивление, сомнение, уверенность, догадка. Ранжируя цветовые карты в последовательности по степени их ассоциативного соответствия воображаемому или реально переживаемому эмоциональному состоянию, испытуемый формировал цветовые ряды, представляющие исследуемые классы интеллектуальных эмоций. В результате были получены ряды,

представляющие собой цветовые эквиваленты соответствующих эмоций, аналогичные выше представленным пространственным графическим их эквивалентам (табл. 6).

Таблица 6. Матрица цветовых предпочтений

Примечания.

W*

Коэффициент

согласованности

** Место, занимаемое в рядах-эквивалентах эмоций цветом

 

Статистический анализ распределения частот появления каждого цвета в определенных

местах ряда и ранговый корреляционный анализ цветовых последовательностей показали, что предпочтение цвета адекватно отражает и выявляет общие и специфические особенности

исследуемых классов интеллектуальных эмоций. Это означает, что каждый такой цветовой

ряд фактически содержит в себе объективированный эквивалент цветового модального состава соответствующей эмоции. Адекватность этих цветовых рядов как эквивалентов или

модальных портретов соответствующих эмоций демонстративно подчеркивается еще одним важным обстоятельством. Применение коэффициента согласованности или конкордации

положений определенных цветов в соответствующем цветовом ряду, воплощающем в себе

портрет эмоции, показало, что в изученном наборе эмоций величина коэффициента такой

согласованности оказывается наибольшей в радости и огорчении и существенно превышает эту величину в других собственно интеллектуальных эмоциях. Этот количественный факт ясно

свидетельствует о том, что примененные здесь критерии и процедуры измерения достаточно

чувствительны не только к конкретным различиям модального состава соответствующих

эмоций, но и к степени их обобщенности, которая оказывается наиболее высокой именно в

studfiles.net

Модальность (знак) эмоций

Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незаплани­рованные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабаты­вает у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск.

Интенсивность эмоций

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные воз­можности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.

Уровень активацин

Рис 1. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности.

Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения дея­тельности. Как видно из рис. 1, взаимосвязь успешности деятельности и интенсивности желания нелинейна, она имеет вид U-образной инвертиро­ванной кривой. При слишком высоком уровне возбуждения от желания когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смеще­ние цели на результат (энергия уходит на представление результата, на страх его не получить).

Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выясни­лось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задания требуют невысоко­го уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня акти­вации, стресса. На рис.1 изображены три кривые: U-образная инвертиро­ванная кривая и ее модификации для простых и сложных задач9.

В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоя­нии низкого возбуждения — более сложными (заполнение декларации о доходах, составление производственного или бухгалтерского отчета).

Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат рабо­ты, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобные ошибки иногда допускают начальни­ки, учителя, родители.

Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуж­дения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка мо­жет быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимо­стью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефици­том времени выбора.

Содержание эмоций

Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональ­ный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно же­ланны.

3адание__________________________________

Тест-анкета.

I. Назначение анкеты

Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах "лучше— хуже". Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и ис­кренне. Ваш долг — постараться точно выполнить инструкцию.

П. Инструкция

Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания.

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите подписанный номер в кружок.

2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке пред­почтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.

3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы яв­но предпочитаете остальным.

Образец: 9, 8, 4, 5, 6,7,2, 1, 10, 3 (если не уверены, что на первое ме­сто поставили действительно самое желанное для Вас переживание, за­ключать номер в кружок не надо).

III. Перечень переживаний

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, насла­ждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасно­стью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомст­ве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетво­рение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и представлений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со сторо­ны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при вос­приятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

Получив свой профиль желанных переживаний, ознакомьтесь с опи­санием переживаний по Б.И.Додонову10. Начнем с тех, которые в большей степени окрашивают экономическое поведение.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение) — это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, за­готовок и т.д. Они тесно связанны со сферами потребления и накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение матери­альной свободы и безопасности от черного дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Характерным проявле­нием сверхвыраженности акизитивных эмоций является избыточное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, ока­завшись невостребованными.

Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытыва­ешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результа­том. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

Гностические (от греч. gnosis — знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодо­леть противоречия, разложить все по полочкам.

Глорические (от лат. gloria — слава) эмоции связаны с желанием са­моутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к само­совершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

Пугнические (от лат. pugna — борьба) эмоции базируются на потреб­ности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

Альтруистические (связанны с обменом и распределением) — это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство бес­покойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтру­изм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемон­стрировать свои таланты.

В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармони­ей. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознают­ся как ценность далеко не всеми.

Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и ду­шевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие. Желание испытывать гедонистиче­ские эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хо­рошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыще­ние и непреходящая усталость.

Коммуникативные эмоции и чувства — желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции час­то занимают первое место у женщин, а у мужчин — третье.

Романтические эмоции — это ожидание необыкновенного, чуда, ма­нящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир ска­зок есть опасность уйти от реального мира совсем.

Полученный с помощью данной анкеты эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоци­ях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффек­тивного управления ими.

studfiles.net

Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога

При очевидном, казалось бы, несходстве многих эмоций весьма нередко они определяются и различаются немалым числом и здоровых индивидов. Значительные разногласия существуют по этому поводу в специальной литературе. Это не следует рассматривать как алекситимию — нарушение, при котором наблюдается неспособность или теряется способность дифференцировать и описывать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Структура эмоций сложна, а самих эмоций достаточно много. Вундт, например, считал, что число разных эмоций значительно больше, чем 50 000. Далее опишем наиболее употребительные трактовки эмоций и чувств. Полагаем, что это немаловажно в плане более адекватной оценки эмоций, особенно в тех нередких случаях, когда одновременно наблюдается не какая-то одна, а сразу несколько эмоций. Считаем, что это может иметь значение для анализа и отграничения нормальных эмоций от измененных каким-то психическим расстройством. Внешние проявления эмоций здесь подробно не описаны. Об этом см. «Психопатологию» (2002). Итак, модальности эмоций, представляющие интерес и для психопатолога.

Горе или скорбь. Связаны с утратой важнейших ценностей (потеря близких, разлука ребенка с родителями, вообще огромное несчастье, разрывающее связь индивида с людьми, обществом). Переживается по-разному, это зависит от возраста, пола, личностных качеств, принадлежности к какой-то культуре, социальной группе. Тем не менее картина горя у разных людей имеет много общего. В горе представлены глубокая подавленность, тревога, чувство вины, чувство благодарности, сохраняется способность откликаться на страдания других, она может даже обостряться, могут быть отчаяние и чувство безнадежности. Собственное горе при виде страдания других всегда оставляет место сочувствию с желанием помочь, поддержать.

Горе заразительно: каждый вдруг ясно начинает понимать, что и с ним в любой момент может случиться что-то подобное, чувствует, что его покидают зависть, злорадство, озлобление и многое другое, кажущееся теперь чем-то мелким и недостойным. Вид скорби облагораживает и самые черствые души. Тем самым укрепляется связь между людьми, разрушенная гордыней, тщеславием, алчностью. Только эмоционально тупой человек или не вполне благополучный в духовном плане не знает ни истинного горя, ни того, что при этом испытывает человек в бездне несчастья. Переживание горя сильно зависит от усвоенных культурных традиций. В коллективистских культурах, где сильна поддержка одних людей другими, горе переживается более стоически. В американской культуре горе и чувство вины тесно связаны, в этом есть нечто болезненное.

В норвежской культуре, напротив, горе и чувство вины ортогональны; они далеки друг от друга, может быть, потому, что у норвежцев принято поддерживать друг друга не только в беде. Боулби (1960) отмечает приспособительное значение горя: оно помогает человеку «превозмочь себя», как бы подняться над собой и показать себя людям с лучшей стороны. Примерно о том же писал Р.Тагор: «Большое горе в себе самом изживает боль. А мелких бед, потерь, обид так груз тяжел, что надрывается душа от этих зол». Особенно тяжело в горе одиноким, в Библии так и сказано: «Горе одинокому!» Одинокого человека горе может сломить так, что более он никогда не поднимется. В таких не столь уж редких случаях горе делается болезнью. Вероятно, это имел в виду В.Даль, написав, что скорбь есть не только тяжелое душевное состояние, она может стать причиной расстройства, хвори. В России поэтому истории болезни назывались скорбными листами, а психиатрические больницы — скорбными домами, что как бы указывало на общее мнение о том, что именно скорбь особенно часто приводит несчастного человека туда. К узникам больниц, равно как и к глубоко обездоленным обитателям тюрем простой народ России, свидетельствует Ф.М.Достоевский, всегда относился с трогательной заботой даже в период зарождения капитализма. Внешние проявления скорби разнообразны: траурные одежды, опечаленные лица, плач, рыдания, слова любви и благодарности к ушедшему и в то же время теплое отношение к другим, деловитость и желание исполнить свой последний долг с честью и чувством достоинства.

Печаль или тоска (грусть, мучительная грусть, уныние, хандра). Это комплекс эмоций, включающий, по К.Изарду, по убывающей напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие. Сложно переводить с русского на русский же язык, но, видимо, речь идет о том, что в тоске представлены душевное стеснение, неуверенность в себе, заторможенность в мыслях, действиях и, наконец, потеря способности испытывать удовольствие. Тоска — это траур по утраченному когда-то счастью, дарованному судьбой по каким-то высшим законам справедливости, но не обязанного людям и своим каким-то усилиям или достоинствам. Тоска — это удел нарцисса. Тоска как бы грызет человека изнутри и подрывает его душевное благополучие, духовную сущность и физическое здоровье. Человек в тоске на все происходящее смотрит безучастно, его снедает еще и скука.

Он самоустраняется от людей, мучается одиночеством и таит обиду к тем, кто лишил его прежнего рая. Тоска порой превращается в озлобленность или даже ненависть, а это, в свою очередь, влечет чувство вины, недовольство собой, если человек еще не до конца растерял себя. Тоска не порождает такого ответного сострадания, как горе, и человек может ожесточиться к людям. Теперешняя жизнь в тоске кажется не имеющей смысла, будущее лишено перспективы и мрачно. Чувство смыслоутраты толкает на самоубийство. Такие самоубийцы не оставляют после себя прощальных записок с просьбами не винить никого. Мотивация самоубийства может быть и как бы местью, выражением желания кого-то наказать.

Тоска блокирует продуктивную активность, оставляя человеку мало шансов на то, чтобы преодолеть хандру. В глубине тоски угадываются неуверенность и чувство неполноценности, которые не дают покоя и доставляют невыносимые порой мучения. При неглубокой тоске люди стараются развеяться, чтобы «мир забыть и несчастную долю свою». Некоторые пускаются во все тяжкие, стремятся попасть в рискованные и опасные ситуации, другие завязывают и меняют интимные отношения, кто-то «заедает тоску», иные могут пристраститься к азартным играм, алкоголю, в поисках острых ощущений стараются разными, обычно неразумными способами разнообразить жизнь, делаются экстремистами, террористами и т. п. Разумеется, существуют и другие виды тоски, тут очень многое зависит от личности человека. Бывает «светлая печаль», не омрачающая жизнь ни себе, ни другим. Пишут о «высокой печали» — тоске по чему-то возвышенному, справедливому, человечному. Но всякая печаль тормозит активность и делает человека более созерцательным, нежели созидательным существом.

Ностальгия — тоска по Родине, местам, где прошло детство и потерялись привязанности, детские дружба и радости. Особенно подвержены ностальгии рефлексивные интеллигенты и творческие натуры, которые не нашли на чужбине духовного приюта. Ностальгии не подвержены люди, у которых снижена способность формировать устойчивые и глубокие привязанности, люди, для которых Родина там, где им сегодня живется вполне комфортно. Особенно тоскуют изгнанники Родины, жестоко страдают от этого художественные натуры. На чужбине они чахнут и переживают тяжелый творческий кризис, отчего их мучения удваиваются. Такая тоска «по Родине превращается иногда в тяжелую болезнь», пишет В.Даль. В мифологии ностальгия представляется тоской по прародине, утраченному раю и девственной, безгрешной жизни человека.

Тревога (треволнение) — сильное волнение, беспокойство, душевная буря, смятение (В.Даль). Часто определяется как беспредметный страх, свободноплавающий страх, страх чего-то неизвестного. Тревога мечтательных и мнительных людей — это страх чего-то воображаемого, связанного с фантазией, преувеличенным ожиданием несчастья. Тревоге подвержены не уверенные в себе люди, опасающиеся потерять контроль над ситуацией. Тревога свойственна, наконец, людям, в прошлом переживших много несчастий или одну неудачу за другой. При этом как бы формируется установка ожидать прежде всего каких-то угроз и в будущем. Тревогу характеризуют тягостные предчувствия, преувеличение возможных несчастий или вероятности их наступления, чувство внутреннего напряжения (необязательно, чтобы напряжение указывало непременно на тревогу), торопливость, суетливость, чувство, будто все время куда-то опаздываешь.

У пациентов с тревогой упомянутые переживания возрастают многократно: «Все время тороплюсь, кажется, никуда не успеваю вовремя, чуть что, сразу срываюсь с места... Постоянно куда-то тороплюсь, куда-то спешу, все время в напряжении, и кажется, будто что-то важное я не успею сделать... Чувствую себя как человек, который знает, что скоро умрет, и боится, что не поспеет сделать что-то очень важное». В тревоге экспрессивные действия явно преобладают над инструментальными. По К.Изарду, тревога есть сложный эмоциональный паттерн, включающий по мере убывания страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость. Автор считает, что тревогу нельзя рассматривать как отдельный, самостоятельный феномен. В каждом конкретном случае, полагает К.Изард, необходимо понимать, какие конкретные эмоции образуют тревогу. Это может означать, что существует множество вариантов тревоги. На самом деле тревога бывает неодинаковой, но в основном связана с личностными качествами человека и, как упоминалось, с его характером.

По Э.Шострому (1994), в тревоге человек сильно и неотвязно хочет что-то делать, но не может. Он подавляет при этом растущую в нем агрессию, в результате чего впадает в апатию. Массерман (1955) рассматривает тревогу как результат столкновения двух противоположных тенденций, например к нападению и бегству. В экзистенциальной теории тревога есть эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем. Позиция экзистенциалистов в данном случае выражает состояние растерянного человека, в глазах которого мир превратился в остатки прежнего в нем порядка и предсказуемости. З.Фрейд различает «сигнальную тревогу», предупреждающую Эго о надвигающейся угрозе его целостности (и тут он как бы смыкается с экзистенциалистами), и «первичную тревогу» — эмоцию, сопровождающую распад Эго и проявляющуюся в кошмарах.

Добавим, что тревога может быть у человека и в отношении себя, правда, это уже явно болезненная тревога. Пациенты, испытывающие неприемлемые, «ненормальные» побуждения, нередко пребывают в тревоге длительное время, с напряжением и страхом ожидая от себя каких-нибудь опасных, безумных действий, что кажется идентичным «сигнальной тревоге».

Совместить определения тревоги разных психологов достаточно сложно, настолько это понятие многогранно. В тревоге, однако, почти всегда присутствует один весьма существенный элемент — это страх воображаемой, надуманной опасности, которая порой представляется вполне возможной, почти реальной или даже неизбежной. Это может означать, что тревога связана каким-то образом с нарушениями самовосприятия, а именно с апперсонализацией. Высшая степень тревоги — полное смятение, растерянность.

К содержанию

psyclinic-center.ru

Модальность (знак) эмоций — Мегаобучалка

Положительные эмоции, хорошее настроение стимулируют большую потребительскую активность, поэтому используются различные факторы (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), поднимающие настроение в магазинах, супермаркетах, в местах развлечений. Положительные эмоции усиливают оптимистические ожидания, которые увеличивают незаплани­рованные траты и снижают стремление потребителя сэкономить. Действие отрицательных эмоций противоположно. Те же закономерности срабаты­вает у биржевых игроков: на фоне положительных эмоций они питают больше надежд по отношению к продукции, ее эксплуатации или ситуации на бирже, что стимулирует больший риск.

Интенсивность эмоций

Благодаря эмоции активизируются энергетические резервные воз­можности в ситуации неопределенности. Однако для разных ситуаций, видов деятельности необходим различный уровень активации.

Уровень активацин

Рис 1. Проявление закона Йеркса-Додсона в сложной и простой деятельности.

Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения дея­тельности. Как видно из рис. 1, взаимосвязь успешности деятельности и интенсивности желания нелинейна, она имеет вид U-образной инвертиро­ванной кривой. При слишком высоком уровне возбуждения от желания когнитивные компоненты деятельности разрушаются, происходит смеще­ние цели на результат (энергия уходит на представление результата, на страх его не получить).

Фактор сложности задачи, ответственности деятельности вносит в модель активности экономического поведения свои коррективы. Выясни­лось, что при простых заданиях следует поддерживать высокий уровень возбуждения во избежание вялости. Сложные задания требуют невысоко­го уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня акти­вации, стресса. На рис.1 изображены три кривые: U-образная инвертиро­ванная кривая и ее модификации для простых и сложных задач[9].

В состоянии повышенного возбуждения люди скорее займутся более легкими видами деятельности (наведение порядка в бумагах), а в состоя­нии низкого возбуждения — более сложными (заполнение декларации о доходах, составление производственного или бухгалтерского отчета).



Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой и учебной деятельности перевозбуждение, перемотивация ухудшают результат рабо­ты, значит, нагнетание напряжения и тревоги в таких ситуациях будет управленческой ошибкой. Подобные ошибки иногда допускают начальни­ки, учителя, родители.

Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, привлекательней продукт (повышен уровень возбуж­дения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибки. Информационная перегрузка мо­жет быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимо­стью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефици­том времени выбора.

 

Содержание эмоций

Влияет на экономическое поведение в целом и личный эмоциональ­ный профиль, а именно содержание, характер преобладающих эмоций и чувств, тех высших эмоций, которые конкретному человеку особенно же­ланны.

 

3адание__

Тест-анкета.

I. Назначение анкеты

Данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах "лучше— хуже". Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и ис­кренне. Ваш долг — постараться точно выполнить инструкцию.

П. Инструкция

Выполните, пожалуйста, в указанном порядке следующие задания.

1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое Вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите подписанный номер в кружок.

2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке пред­почтения, которое Вы отдаете одной эмоции перед другой.

3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые Вы яв­но предпочитаете остальным.

Образец: 9, 8, 4, 5, 6,7,2, 1, 10, 3 (если не уверены, что на первое ме­сто поставили действительно самое желанное для Вас переживание, за­ключать номер в кружок не надо).

III. Перечень переживаний

1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.

2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.

3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.

4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.

5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, насла­ждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасно­стью и безмятежностью жизни.

6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.

7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомст­ве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетво­рение при постижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и представлений.

8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.

9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со сторо­ны других людей.

10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при вос­приятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.

Получив свой профиль желанных переживаний, ознакомьтесь с опи­санием переживаний по Б.И.Додонову[10]. Начнем с тех, которые в большей степени окрашивают экономическое поведение.

Акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение) — это эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, за­готовок и т.д. Они тесно связанны со сферами потребления и накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение матери­альной свободы и безопасности от черного дня. Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Характерным проявле­нием сверхвыраженности акизитивных эмоций является избыточное стремление делать запасы, которые потом портятся, выбрасываются, ока­завшись невостребованными.

Следующие четыре чувства окрашивают сферу деятельности.

Праксические эмоции и чувства возникают, когда есть желание добиться успеха в работе, когда захвачен делом, испытыва­ешь усталость вместе с чувством удовлетворения и любуешься результа­том. У трудоголиков имеет место слабое насыщение потребности в труде.

Гностические (от греч. gnosis — знание) эмоции связаны с желанием проникнуть в суть явления, радость открытия истины, стремление преодо­леть противоречия, разложить все по полочкам.

Глорические (от лат. gloria — слава) эмоции связаны с желанием са­моутверждения, признания и почета. Они подталкивают человека к само­совершенствованию, саморазвитию. С ними неразрывно связаны чувство уязвленного самолюбия, желание взять реванш. Крайняя выраженность глорических эмоций проявляется в виде неуемной жажды славы, наград, почестей, что связано с нарушением моральных запретов.

Пугнические (от лат. pugna — борьба) эмоции базируются на потреб­ности в борьбе, желании преодолеть опасность, испытать азарт, риск. Их сопровождает чувство эмоционального и волевого напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей. Если они захлестывают человека, он теряет голову.

Альтруистические (связанны с обменом и распределением) — это бескорыстное желание приносить другим радость и счастье, чувство бес­покойства и заботы от ком-то, сопереживание, нежность, преданность. Крайняя степень опасна выгоранием до бездушия. Встречается и альтру­изм со знаком минус, когда человек ждет беды других, чтобы продемон­стрировать свои таланты.

В классификацию включены также эстетические, гедонистические, коммуникативные и романтические переживания. Эстетические эмоции обслуживают потребность в прекрасном, наслаждении красотой, гармони­ей. Они обеспечивают радость жизни, полноценность бытия, но осознают­ся как ценность далеко не всеми.

Гедонистические эмоции выражают потребность в телесном и ду­шевном комфорте. Их приносит наслаждение от вкусной пищи, солнца, тепла, приятной обстановки и прочие. Желание испытывать гедонистиче­ские эмоции зависит от желаний работать и приобретать. Умеющим хо­рошо отдыхать организм отплатит здоровьем и лучшей работой. Но если гедонизм становится смыслом жизни, быстро наступает скука, пресыще­ние и непреходящая усталость.

Коммуникативные эмоции и чувства — желание общаться, делиться своими мыслями и переживаниями, находить им отклик. Эти эмоции час­то занимают первое место у женщин, а у мужчин — третье.

Романтические эмоции — это ожидание необыкновенного, чуда, ма­нящее чувство дали, стремление к неизведанному и таинственному. Это притяжение зловещего, магического. Они стимулируют создание нового, открытие неизвестного, но при слишком большой затянутости в мир ска­зок есть опасность уйти от реального мира совсем.

Полученный с помощью данной анкеты эмоциональный профиль личности и группы может быть использован при решении маркетинговых задач. Так, рекламе следует опираться на эмоции, предпочтительные для группы, которой она адресована. Знание о доминирующих высших эмоци­ях коллектива или группы целесообразно применять также в целях эффек­тивного управления ими.

 

megaobuchalka.ru

Свойства эмоций

Эмоциям (впрочем, как и эмоциональному тону) присущ ряд свойств.

Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Мак-Дугалл. Оно состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления.

Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Т. Томашевски (Tomaszewski, 1946) на примере эмоции гнева выделил

4 фазы развития эмоции:

- фазу кумуляции (накопления, суммации),

- взрыв,

- уменьшение напряжения и

- угасание.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

Суммация и «упрочение». Вл. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявленьях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций — их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее.

Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие.

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти -эмоциональный.

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным.

Перенос. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты. У влюбленного способностью вызвать сентиментальные эмоции обладает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, прядь волос, письмо, записка), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

С другой стороны, ребенок, у которого возникла отрицательная реакция на крысу, начинает так же реагировать на сходные объекты (кролика, собаку, шубу).

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях).

«Переключаемость». Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь страхом; я упиваюсь своей грустью и т. п.

Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха), радость может быть бурная и тихая, рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться, в гневе человек может буйствовать, или же у него может все кипеть в груди и т. д.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о