Мои права и обязанности в семье – План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект «Мои права и обязанности в семье»

Содержание

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект «Мои права и обязанности в семье»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

        

    Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию

«Мои права и обязанности в семье»

для детей старшего возраста

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Программное содержание:

Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Предварительная работа:

Беседы о правах и обязанностях детей и взрослых; знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», с «Декларацией прав ребенка»; заучивание стихотворений о правах; чтение сказок и их анализ;

Оборудование: мяч, генеалогические  древа, мультимедийный проектор, экран, ноутбук; карточки – символы; символы геральдики, портреты руководителей; музыкальное сопровождение;

 аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, ненецкая сказка «Кукушка», лепестки из цветной бумаги, желтый круг, приклеенный на ватмане, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Дети вы слышали эту песню? Из какого она мультфильма? Про кого этот мультфильм? Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Как вы думаете, что значит «семья»? (Ответы детей).

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, послушайте стишок, и закончите его —

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму,

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Это? – (дружная семья)

Воспитатель: Что такое дружная семья? (Рассуждения детей).

Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас? (Ответы детей).

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети у вас у всех на столах лежат лепестки разного цвета, сейчас вы подойдёте по очереди к мольберту со своим лепестком, расскажите, как и чем вы дома помогаете своим родителям и приклеите свой лепесток вокруг этого желтого круга. (Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным, из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют и приклеивают лепесток.)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел расцвел красивый цветок цветик — разноцветик.

Физкультминутка: игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» (Дети друг другу показывают и отгадывают имитирующие движения домашних дел).

Воспитатель: Дети скажите, а какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда к другим птицам? (Кукушка).

Воспитатель: Послушайте ненецкую сказку «Кукушка». (Воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Почему мама обернулась кукушкой?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Ответы детей).

«Загадки – сказки». Отгадать сказку и назвать кем и какое право нарушено в сказке. (Слайдовая презентация).

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (теремок)

Волк зубастый нам не страшен,

Крепки стены в доме  нашем.

В этом доме старший брат

Приютить был младших рад. (три поросенка)

Кто мохнатый, косолапый

По лесной тропе идёт?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несёт?  (Маша и медведь)

Уговаривала братца        

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка —

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Два горба, как у верблюда,

Уши – словно у осла.

Вот такое, братцы, чудо

Кобылица принесла.  (конек – горбунок

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи – без мамы и папы. Как вы думаете, как поступают с детьми, которые остались без родителей? Где они живут и с кем? Кто о них заботится? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Воспитатель: Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц:

«Родительское сердце — в детках».

«Дети не в тягость, а в радость».

Д/и: «Закончи пословицу»

Добрая семья прибавит…… ( разума-ума).

Вся семья вместе, так и душа…….. ( на месте).

При солнышке тепло, при ……. (матушке добро).

Друга ищи, а найдёшь -.…… (береги).

Повторенье — мать …..( ученья).

Ученье – свет, а не ученье — …….(тьма).

Береги платье снову, а здоровье ……(смолоду).

В здоровом теле — здоровый ……(дух).

Родная сторона — мать, чужая — …..(мачеха).

Родина — мать, умей за нее …….(постоять).

«Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей).

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ (эмблему, герб) своей семьи. (Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют, затем рассказывают.)

Подведение итога занятия: Каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

 Конкурс  Игра: «Моя семья»

Дети  рассказывают о своей семье. ( Используя генеалогическое древо своей семьи)

nsportal.ru

какие права и обязанности есть в семье?

Семья — это маленькая страна. В каждой – свои нормы поведения, запреты и традиции. Но они не должны идти в разрез с Семейным Кодексом, в котором права и обязанности регулируются на государственном уровне. Все, что не противоречит ему, считается законным.

Права и обязанности ребенка в семье на законодательном уровне

Одно из священных прав ребенка, закреплённое законом — это жить в семье, получать помощь и защиту. Родители обязаны создать для детей все условия для развития. Если в семье разногласия, нельзя препятствовать общению ребенка с другими родственниками.

Ребенок обладает правами на семейный доход. Он вправе распоряжаться домашним имуществом. Родители обязаны содержать его и предоставлять ему жилплощадь. Новорожденному мать или отец должны дать имя, отчество и фамилию. Подросток при наличии уважительной причины может сменить имя или фамилию с 10 лет.

По кодексу ребёнок может выражать согласие или отрицание решений родителей, но на практике такое право действует в случае лояльности последних.

У маленького человечка нет никаких обязанностей. Это обусловлено законом и здравым смыслом. У школьника одна обязанность — учиться.

Права и обязанности ребенка в семье: информация к размышлению

Каждый в семье имеет право на любовь и поддержку, особенно самые маленькие. Устанавливая семейные правила, родители должны проявить мудрость и дальновидность. Даже в нежном возрасте нужно дать понять ребенку, что у него есть права и обязанности.

Взрослые в состоянии решить все бытовые проблемы, но к домашним делам стоит подключать уже с 2-3 лет. С пяти дошкольнику можно давать регулярные поручения. Обязанности не должны быть обузой, нагрузка должна постепенно возрастать по мере взросления. Если к наступлению возраста совершеннолетия у подростка столько же обязанностей по дому, сколько у родителей, то в будущем ему будет намного легче.

По закону дети имеют право на личное мнение, но всегда ли оно соблюдается? Уже в три года малыш знает, что ему нравится, а что нет. Идти на поводу у него – неправильно. Отказывать ребенку нужно максимально тактично и действовать в интересах малыша.

Учиться — долг каждого школьника, но уровень его образования будет зависеть от родителей. Кружки, развивающие занятия, специализированные заведения — у ребенка есть моральное право всесторонне развиваться.

Устанавливая правила, родители надо быть последовательными в своих решениях. Если дочь или сын не выполняет поручения, дайте ему понять о последствиях поведения. Нельзя воздействовать способами психического и физического насилия.

 

 

 

little-future.ru

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: НОД «Права и обязанности в семье».

НОД  «Права и обязанности в семье».

Воспитатель:  Иордан Ю.В.

МБДОУ №14 «Белочка»

 Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

 Задачи:

 • Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

 • Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

 • Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

 Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети — сироты.

 Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка», чтение русской народной сказки «Морозко», «Золушка» Ш. Пьеро, «Воробьишко» М. Горького.

 Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни «Мама для мамонтенка» композитора В. Шаинского, листы овальной формы (лепестки, гербы – символы семьи.

Ход занятия.

 (Воспитатель предлагает детям прослушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни) .

 Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Ответы детей) .

 Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей) .

 Воспитатель: Да, ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: «Семь –я! »

 Воспитатель: Как вы думаете. Что это значит? (Ответы детей)

 Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

 Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)

 Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

 (Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословицы) .

 1. «Родительское сердце — в детках».

 2. «Дети не в тягость, а в радость».

 3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей)

 Воспитатель: Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого дружная семья.

 «Если дочка не упряма,

 Если папа не сердит,

 Если бабушка на маму,

 Исподлобья не глядит.

 Если добрые слова,

 Слышишь с самого утра,

 Значит папа, мама, я –

 Кто? – Хорошая семья! »

 Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.

 Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)

 Каждый ребенок имеет право на жизнь.

 Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.

 Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных

 связей.

 Права детей записаны в специальном документе –

 «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.

 В хорошей и дружной семье все помогают друг другу,

 заботятся о членах семьи.

 Расскажите, как ваши мамы и папы заботятся о вас?

 А у вас есть постоянные обязанности дома?

 (ответы детей)

 Игра «Наши добрые дела»

 На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги, и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог) .

 Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

 Воспитатель: Да. Помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

 (Рассуждения детей)

 Игра: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

 Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются местами.

 Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

 Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. Каждая семья это маленькая страна и как у каждой страны есть символ, так и у ваших семей есть свой символ. И сейчас я предлагаю вам символы ваших семей. Кто хочет рассказать, что он означает.

 Дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными.

 Воспитатель: Без прав на свете жить не сможем,

 Всегда и везде нам право поможет,

 Как хорошо, что есть права,

 Они великой силой обладают!

 Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

 Подведение итога занятия.

nsportal.ru

Классный час (1 класс) по теме: Права и обязанности детей в семье

Тема беседы: «Права и обязанности детей в семье»

Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход беседы:

1.Организационный момент

 -Добрый день, дорогие ребята!

-Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

-Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

2.Сообщение темы

 -А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.  

— Ребята посмотрите, какие красивые предложение  записаны на доске. (слайд 2)

 — Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

— Как вы думаете, кто и кому обычно говорят эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим  детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки —  внукам,  и т. д.).

— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры  одним словом? (Семья). Правильно.

3.Основной этап.

 -Сегодня мы с вами будим говорить о семье, о правах и правилах семьи.

— А как вы думаете,  почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

— Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?  (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях  строятся на любви.

-Послушайте стихотворение «Как хорошо, что есть такое слово». (слайд 3)

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы …

Если бы на Земле не было любви!»

— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре,  на улице и т.д.  А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это –  очень нужные и важные правила, без которых не  сможет существовать ни одна семья.

-Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье,   почему это происходит и как нужно поступать.

— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы скажите подходящее слово — разрешается или запрещается 

 1).  С мамой дети должны жить,

       Ей цветы всегда дарить.

      Это   (разрешается).  (слайд 4)    

 2).    Я умею думать,

        Я умею рассуждать,

        Что полезно мне для жизни,

        То и буду выбирать.

         Это   (разрешается) (слайд 5)

 3).    Подарить ребенку жизнь

         Маме с папой      (разрешается) (слайд 6)

4).     Вот в углу стоит мальчишка,

         Плачет, надрывается.

          Бить, наказывать ребенка

         Строго   (запрещается). (слайд 7)

5).   Петь, рисовать и танцевать,

       Уроки в школе посещать,

       Свои таланты развивать.

       Это  (разрешается) (слайд 8)

-Итак, ребята, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок?

    Права ребенка в семье (слайд 9-15)

  • право на жизнь
  • право  бесплатно посещать школу.
  • право жить с родителями в любви, заботе и защите
  • право на защиту от насилия, жестокости
  • право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.
  •  право на имя, фамилию, отчество и принадлежность к стране.
  •  право на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

 

— Молодцы, все правильно назвали права.

-А знаете, где записаны эти правила?

— Все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».  Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и  взрослым, и детям.  (слайд 16)

-Сейчас, я вам буду читать отрывок сказки. А вы скажите, какие права нарушены.

1. — Матушка, сестры, можно и

мне хоть одним глазком

взглянуть на бал?

-Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?  (слайд 17)

— Какие права нарушены?

-Право на отдых, на игры, на праздники. (слайд 18)

2. Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.  (слайд 19)

-Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?

-Какое права нарушены? (слайд 20)

3.- Сейчас же отопри дверь,-  прорычал Волк, — а не то я ее выломаю!

 Дом поросенка – это крепость,-  сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (слайд 21)

-Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама

-Право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. (слайд 22)

— А сейчас я  хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным  голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик?  (Дети высказывают свои мнения). 

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

— А сможете ли вы  назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.

 Обязанности ребенка в семье (слайд 23- 26)

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не повышать и не кричать на взрослых
  • слушаться родителей

— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить.  (Чтение текста учителем).

— Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

— А легко ли, сразу совершить правильный поступок?

— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

Молодцы, ребята!

4.Итог

-А теперь послушайте стихотворения, которые приготовили ребята из нашего класса:

                                                                                  Права, обязанности надо знать.

                                                                                  Не только знать, но соблюдать.

                                                                                  Тогда легко нам будет жить,

                                                                                  Играть, дружить и не тужить.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побидь,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки т, и у кошек тоже,

Без права на свете  жить на сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

-О чем мы сегодня говорили?

-А зачем они нужны людям?

— О чем мы сегодня с вами беседовали?  

-Какие права имеют дети?

-А какие обязанности?

-А зачем нужны они?

-Хорошо ребята, запомните права и обязанности и обязательно их соблюдайте.

nsportal.ru

Права и обязанности детей по Семейному кодексу РФ

Согласно Конституции России ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетнего возраста. Права несовершеннолетних лиц регулируются следующими законодательными документами:

Главным нормативно-правовым актом, который регламентирует супружеские взаимоотношения, возникающие между гражданами во время брака является Семейный кодекс РФ. В соответствующем документе права и обязанности детей закреплены в 4 разделе, состоящем из 3 глав и 33 статей.

Когда у ребенка появляются права?

По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. С увеличением прав несовершеннолетнего, увеличивается и объем ответственности, в то время как родительская ответственность с возрастом уменьшается. При несоблюдении законов, гражданин может понести административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Основные права ребенка по СК РФ

Перечень основных прав несовершеннолетнего ребенка установлен в 11 главе Семейного кодекса РФ, которая состоит из следующих статей:

  • статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Родители или законные опекуны обязаны воспитывать малыша, обеспечивать ему всестороннее развитие как физическое, так и духовное;
  • ст 55.
    Право на общение с родителями и иными родственниками. Соответствующая статья гласит, что несовершеннолетний малыш вправе знать своих родителей, вне зависимости от того, состоят родители в официальном браке или нет;
  • ст 56.Право на обеспечение защиты законных интересов;
  • ст 57.Право на выражение своего мнения и позиции. Несовершеннолетний гражданин должен чувствовать себя личностью, с чьим мнением должны считаться, особенно при решении вопросов, затрагивающих его интересы;
  • Согласно 58 статье СК РФ, ребенок обладает перечнем прав при рождении, главные из них – имя, фамилия и отчество;
  • ст 59.Изменение личных реквизитов. При достижении 14-летнего возраста, несовершеннолетний имеет право обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой изменения инициалов, полученных при рождении;
  • ст 60.Имущественные правомочия. Соответствующее лицо вправе претендовать на содержание от своих родителей или других родственников. При рождении, родители обязаны выделить определенную долю в квартире или другой недвижимости, которой владеют родители.

Обязанности ребенка дома в основном определяются родителями, требования которых не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Социальные службы тщательно следят за соблюдением свобод, которые закреплены за несовершеннолетними гражданами.

Перечень обязанностей ребенка по СК РФ

Главный законодательный акт, регламентирующий семейные отношения. В нем устанавливаются и обязанности, которые должны быть соблюдены несовершеннолетними гражданами.

Обязанности ребенка:

  • получение базового образования;
  • соблюдение определенных правил поведения, которые установлены в различных образовательных учреждениях и общественных местах;
  • добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • вступление в установленные сроки на воинскую учетность;
  • после достижения 18-летнего возраста, обеспечивать своих нетрудоспособных родителей или законных опекунов.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний может нести уголовную ответственность, которая по общепринятому правилу наступает с 16 лет. Однако при особо тяжком преступлении, уголовная ответственность может наступать и с 14 лет.

Права и обязанности усыновленных детей

Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.

Усыновленный ребенок имеет право:

  • рассчитывать на государственную защиту;
  • выражение мнения;
  • получение пенсий, льгот и пособий;
  • на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
  • иметь собственную территорию;
  • знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
  • самостоятельно выбирать друзей;
  • отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.

Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.

Защита прав несовершеннолетних детей

В первую очередь, защита прав несовершеннолетних лиц осуществляется государственными органами власти и службами областного самоуправления. Отстаивать интересы могут и родители ребенка или лица, заменяющие их. Также обеспечивать защиту должны педагогические, медицинские и общественные сотрудники, так как они несут непосредственную ответственность за воспитание и охрану здоровья несовершеннолетнего гражданина.

Семейный кодекс России гласит, что несовершеннолетнее лицо имеет право в любом возрасте обратиться в органы опеки с жалобой и заявлением. Однако вопрос защиты свобод несовершеннолетних осложняется тем, что сам ребенок крайне редко самостоятельно обращается за помощью. Специалисты предполагают, что это связано со страхом детей перед родителями, а также с нежеланием проживания в общественных детских организациях.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

www.samso.ru

Ознакомительная беседа » Права и обязанности в семье».

Ознакомительная беседа на тему: « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ »

Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.

Задачи:

— показать основные права и обязанности членов семьи;

— формировать понимание семейных обязанностей и ролей;

— формирование навыков, толерантного поведения в семье.

— Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем вести разговор на серьёзную тему, которая касается и волнует каждого из нас, о семье.

Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.

Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д. Они имеют ряд обязанностей и прав, которые закреплены в основных документах нашей страны. В частности несколько пунктов Конституции РФ.

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.

  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Семья должна воспитать:

  1. Трудолюбие;

  2. Достоинство;

  3. Уважение к окружающим;

  4. Стойкость;

  5. Дисциплину;

  6. Стремление к знаниям;

  7. Привычку к здоровому образу жизни.

Вы будете родителями и будете обязаны заботиться о детях, друг о друге. С уважением относиться к старшим в семье. Знать и почитать традиции своей семьи, сейчас старайся узнать как можно больше о своих предках. Не огорчай родных плохими поступками. Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семь дона учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

— при старших молчать;

— мудрых слушать;

— старшим повиноваться;

— с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

— не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;

— соблюдать порядок, чистоту в доме;

— строго выполнять свои обязанности.

В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:

— уважение к старшим;

— выполнение своих обязанностей по хозяйству и др.;

Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием. Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».

Вот некоторые советы для самовоспитания:

— умей управлять своими поступками;

— учись терпеливо преодолевать трудности;

— определи цель;

— воспитывай волю;

— замечай в людях хорошее

Сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

— А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.

Обязанности ребенка в семье

хорошо учиться

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

— Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).

Коллективное обсуждение проблемы.

— Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности

Вопросы для рефлексии.

  1. Как вы понимаете поговорку «Мой дом – Моя крепость»?

  2. При каких условиях семья действительно будет крепкой?

  3. Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей членов семьи?

kopilkaurokov.ru

Мои права и обязанности в семье

Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.

  • Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка.

Информационно-справочная система «территория права»

Внимание

Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека. Законодательство о том, что собой представляют права и обязанности ребенка Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает правовую основу отношений в семье, а также отношение к детям в семье, является Семейный кодекс Российской Федерации.


В отдельных разделах кодекса рассматриваются и конкретизируются права детей, права и обязанности родителей, вопросы материального обеспечения детей в случае развода. Также уделяется значительное внимание решению спорных вопросов об отцовстве. Каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей! Воспитание в семье Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом.

Мои права и обязанности в семье.docx

Важно Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  • Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  • Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок:
  • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
  • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
  • отчество дается от имени отца.

Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки.

Права и обязанности ребенка в семье

Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них.
Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.


В советское время детей, лишенных родительской опеки, ждала одна судьба — интернат. Сегодня популярны семейные формы воспитания — опека, приемная семья или детский дом семейного типа.

Классный час «права и обязанности детей в семье»

Инфо

Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории «мать-одиночка». В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери.


Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка. Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша. Какие права у детей есть в имущественной сфере? Главное имущественное право ребенка- это получать материальное содержание от родителей.
Это естественно, ведь в первые годы собственной жизни никто физически не может зарабатывать деньги себе на содержание. Да и для работы необходимы какие-то навыки…

Сочинение мои права и обязанности в семье с примерами

Сыннедовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!»Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь праваменя заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, онаотвернулась и ничего не сказала».­ Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Детивысказывают свои мнения).­ Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своихобязанностях).­ Подумайте, вспомните и назовите по очереди свои обязанности в семье!(отвечают по очереди из каждой группы)Слайд №5 Обязанности ребенка в семье:выполнять домашнее заданиепомогать старшимстараться самому обслуживать себязаботиться о младших­ Ребята, как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют своиобязанности? (Да, нет).­Давайте послушаем рассказ В.

Права и обязанности детей

  • Иметь определенные обязанности по дому.
  • Выполнять разнообразные поручения своих приемных родителей.
  • Соблюдать предусмотренные в семье правила гигиены.
  • Уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи.
  • Бережно относиться ко всем вещам и имуществу.
  • Принимать участие в решении проблем семьи.
  • Заботиться обо всех членах семьи, непосредственно в данный момент нуждающихся в помощи.
  • Вопросы-ответы Несмотря на то, что законодательные акты содержат в себе большое количество разнообразной информации, у многих родителей все равно возникают вопросы о правах своего ребенка: Во сколько лет ребенок может считать себе полноценным взрослым? Ответ: На самом деле, такой вопрос пользуется большой популярностью, ведь каждый ребенок, достигнув возраста в четырнадцать лет, считает, что он уже стал взрослым.

Мои права и обязанности в семье

Родители не имеют права контролировать расход этих денег. Кроме этого, ребенок может покупать самостоятельно себе вещи. Имущество, полученное в наследство или по договору дарения, тоже считается частной собственностью малолетнего или несовершеннолетнего человека.
Обязанности детей и их отличие от обязанностей взрослых Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали.
Главное, чего требует от детей общество, — учиться. Получение среднего образования в нашей стране обязательно для всех. Фактически школа — это основное «место работы» для детей возрастом от 6 до 16-17 лет.

Мои права и обязанности в семье сочинение

  • Ребенок должен выполнять все возложенные на него профильными лицами обязанности.Причем стоит отдельно отметить, что такие обязанности могут возлагаться на него:
  • условиями действующего контракта;
  • правилами конкретного учебного заведения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка в какой-либо конкретной организации;
  • действующим трудовым законодательством.
  • Еще одна обязанность несовершеннолетнего – соблюдать устав конкретного образовательного учреждения.
  • У молодых людей есть еще одна обязанность – в установленные сроки встать на воинский учет.
  • Заключительная обязанность детей – после своего совершеннолетия, содержать своих нетрудоспособных родителей.
  • Кроме этого стоит отметить, что все несовершеннолетние дети несут ответственность, причем не только административную, но и уголовную.

Мои права и обязанности в семье рисунок

Воспитатель: Дети вы слышали эту песню? Из какого она мультфильма? Про кого этот мультфильм? Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок? (Предполагаемые ответы детей). Воспитатель: Да ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

Как вы думаете, что значит «семья»? (Ответы детей). Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей). Воспитатель: Дети, послушайте стишок, и закончите его — Если дочка не упряма, Если папа не сердит, Если бабушка на маму, Исподлобья не глядит, Если добрые слова, Слышишь с самого утра, Значит папа, мама, я – Это? – (дружная семья) Воспитатель: Что такое дружная семья? (Рассуждения детей). Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас? (Ответы детей).

Классный час мои права и обязанности в семье

Обязанности детей семейное право также должно урегулировать законодательно!

Читайте также

  • Права ученика в школе. Права и обязанности школьника
  • Права и обязанности супругов и детей. Семейное право: права и обязанности супругов в браке, обязанности бывших супругов
  • Права детей в России. Защита прав детей в России
  • Чем отличается усыновление от опеки? Права и обязанности опекуна и приемных родителей
  • Опека над детьми. Как взять ребенка под опеку: пошаговая инструкция
  • Опекунство над ребенком: порядок оформления, документы, пособие. Временное опекунство над ребенком
  • Понятие и принципы семейного права.

Сочинение на тему мои права и обязанности в семье

Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику. Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка.

Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей. Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы.

Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем.


11-2.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *