Молодость возрастные рамки – Молодёжь — Википедия

Молодёжь - это... Что такое Молодёжь?

        социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации (См. Социализация). Социологическое исследование М. предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций М. в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.          В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда (См. Разделение труда). В большинстве таких обществ существовала жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами (См. Возрастные классы)). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (Инициации).
В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только М., ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. «Неполнота» социального статуса М. воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.          С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится Семья
,
а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды «молодёжных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т. п.), давая «легальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» — от 20 до 40, плодоносящая зрелость («осень») — с 40 до 60 лет, а старость («зима») — с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Солон делит человеческую жизнь на десять «седмиц», причём юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21—28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.

         В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что, «...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью — хотя и не всегда — необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой» (цитата по кн.: Тревельян Дж. М., Социальная история Англии, пер. с англ., М., 1959, с. 214). Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

         В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собственной семьёй [отголоски этого в языке — нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит «молодой парень»]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с др. возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости М. (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

         В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акцелерации (См. Акцелерация) существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между 25 и 30 годами и даже позже.          Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация). Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).

         Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения М. в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес М. в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда зап. учёных (М. Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового М. осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых «новых левых», ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия М.

         Существуют качественные различия в положении М. в условиях противоположных общественных систем. При капитализме безработица, трудности, связанные с получением образования, а затем с возможностями его применения, больно бьют по М., особенно по выходцам из низов. Молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании молодых обширный идеологический вакуум, который значительной части М. нечем заполнить. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом. Формы этого протеста различны. В одних случаях это глобальное пассивное неприятие буржуазной системы ценностей, всё равно идёт ли речь о трудовой морали или потребительских ориентациях; но попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни в условиях капиталистического общества неминуемо обречены на провал, и средством «ухода» от действительности становятся наркомания или алкоголизм. Столь же бесперспективны попытки возрождения религиозной веры, чаще всего типа созерцательного вост. мистицизма. В 60-х гг. в связи с обострением общих противоречий капитализма широкий размах приобрело политическое молодёжное и студенческое движение во имя общедемократических (гражданское равноправие негров, прекращение войны во Вьетнаме) или социалистических целей. Это движение играет большую политическую роль, но идеологически оно весьма неоднородно. Большой вред ему наносит влияние «ультралевых» анархиствующих идеологов, лишённых чёткой конструктивной программы и спекулирующих на эмоциях М.

         Повышение социального веса М. и рост молодёжного движения (См. Молодёжное движение) стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. «Молодёжные проблемы», начиная с общественно-политической активности и потребительских ориентаций и кончая преступностью и другими формами антиобщественного поведения М., интерпретируются и в терминах влияния социальной системы, и как следствие меняющихся условий социализации, и в свете их собственного внутреннего движения. Однако многие немарксистские работы по социологии М. страдают рядом типичных ошибок и недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; увлечение глобальными идеологическими клише вроде понятия универсального «конфликта поколений», недооценка социально-классового расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологической гомогенности, доходящее до утверждений, что М. является самостоятельным общественным классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп М. из средних слоёв развитых капиталистических стран, на всю «современную молодёжь».

         Коммунистические партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М. в классовом обществе всегда классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфические интересы, причём классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о М. как о единой политической и идеологической силе. В. И. Ленин всегда придавал молодёжи большое позитивное значение, указывая, что в конце концов именно «молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше рабочая молодежь» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 9, с. 247). Он подчёркивал, что необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику М., обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. «Нередко бывает, — писал он, — что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы» (там же, т. 30, с. 226). Учитывая социальную неоднородность М., подходить к ней нужно строго дифференцированно. Ведя систематическую работу среди рабочей и крестьянской М., коммунистические партии уделяют также большое внимание студенчеству, численность которого быстро растёт. Студенчество, по словам В. И. Ленина, «...является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, — "соответствовала " не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (там же, т. 7, с. 343). Оценивать молодёжное и студенческое движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции. «Только тесная связь с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед молодежью действительно революционную перспективу» («Международное Совещание коммунистических и рабочих партий». Документы и материалы. М., 1969, с. 309).

         Принципиально новые пути открывает перед М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творческой деятельности. М. занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни социалистического общества. По данным Всесоюзной переписи населения (1970), 50,8 % населения СССР составляли люди в возрасте до 30 лет, причём среди них от 15 до 29 лет — 19,9 %. М. составляет свыше 54 % работников промышленности и свыше 44 % работников сельского хозяйства. Половина всех научных работников СССР — люди не старше 30 лет. Советская М. активно участвует в строительстве коммунистического общества. Её авангард — Ленинский комсомол объединяет около 30 млн. юношей и девушек. Забота о коммунистическом воспитании М. и её всестороннем развитии постоянно стоит в центре внимания Коммунистической партии.

         Отсутствие безработицы, бесплатность образования и установка на то, чтобы труд был не просто профессией, но жизненным призванием, делают особенно насущной разработку системы профессиональной ориентации. Гармоническое сочетание общественной необходимости с личными склонностями — важное и вместе с тем сложное дело, а несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей может вызвать социально-психологические конфликты. Более гибкой и эффективной должна стать система образования и подготовки кадров. Увеличение свободного времени (См. Свободное время) предполагает расширение не только материальных возможностей рационального его использования, но также круга культурных потребностей и запросов личности, причём необходимо учитывать конкретную социально-психологическую специфику различных социальных групп М. (городской и сельской, рабочей, крестьянской и учащейся). Множественность факторов социализации (семья, школа, сверстники, средства массовой коммуникации и т. д.) требует научно обоснованной координации их деятельности. Изучение этих проблем при ясном понимании того, что М. не просто объект заботы и воспитания, но активный субъект общественной деятельности, — задача марксистско-ленинской науки.

        

         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О молодёжи, М., 1972; Ленин В. И., О молодёжи, М., 1970; Общество и молодёжь, М., 1972; Молодёжь, её интересы, стремления, идеалы, М., 1969; Молодёжь и труд, М., 1970; Молодёжь и образование, М., 1972; Иконникова С. Н., Лисовский В. Т., Молодёжь о себе, о своих сверстниках, Л., 1969; Урланис Б. Ц., История одного поколения, М., 1968; Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи, Л., 1969; Шубкин В. И., Социологические опыты, М., 1970; Митев П., Общественият прогрес и младежта, София, 1969; Семов М.; Промените в младежта, София, 1972; Friedrich W., Jugend heute, В., 1966; Hornstein W., Jugend in ihrer Zeit, Hamb., 1966; Jugend im Spektrum der Wissenschaften, Münch., 1970; Youth: a social force?, «International Social Science Journal», 1972, v. 24, № 2; Eisenstadt S. N., From generation to generation, N. Y. — L., 1956; Problems of jouth transition to adulthood in a changing world, Chi., 1965; Muuss R. Е., Theories of adolescence, 2 ed., N. Y., 1968; Des millions de jeunes, ed C. Dufrasne, Р., 1967; A sociology of age stratification, N. Y., 1972.

         И. С. Кон.

dic.academic.ru

Молодёжь

свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование Молодёжь предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций Молодёжь в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.

  В первобытном доклассовом обществе социальные характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается таких универсальных признаков, как пол и возраст, на которых покоятся древнейшие естественные формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп (этнографы называют их возрастными классами). Эта система имела множество различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели определенные права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным ритуалом посвящения (инициации). В некоторых обществах возрастные группы охватывали всё население, в других — только Молодёжь, ещё не достигшую полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках которого старшие передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т. д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не позволяли естественным возрастным различиям перерастать в социальные конфликты. «Неполнота» социального статуса Молодёжь воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся.

  С переходом к классовому обществу единство возрастных и социальных характеристик разрывается. Общественное положение индивида и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды «молодёжных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячества», «королевства шутов» и т. п.), давая «легальные» формы выхода юношеской энергии и необузданности, теперь они выполняют преимущественно подсобные и не всегда точно определенные социально-психологические функции. Сами критерии молодости и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный цикл по аналогии с временами года: например, Пифагор считал, что «весна», охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, «лето» — от 20 до 40, плодоносящая зрелость («осень») — с 40 до 60 лет, а старость («зима») — с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологические единицы: например, Солон делит человеческую жизнь на десять «седмиц», причём юность начинается в 14 лет, расцвет физической силы приходится на 21—28 лет, оптимальный брачный возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи исходят из формально-юридических критериев.

  В средние века границы молодости чаще всего увязывались с юридическими критериями и нормами обычного права, регулировавшими условия достижения «взрослого» статуса. Английский статут о ремесленниках 1563 требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, который за него отвечал. Считалось, что, «...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью — хотя и не всегда — необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно опытен, чтобы управлять собой» (цитата по кн.: Тревельян Дж. Молодёжь, Социальная история Англии, пер. с англ., Молодёжь, 1959, с. 214). Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело или стать подмастерьем по найму.

  В обыденном сознании мужчина считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собственной семьёй [отголоски этого в языке — нем. Junggeselle (холостяк) буквально значит «молодой парень»]. С этим ассоциировался и определенный стиль жизни, выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл лишь в сопоставлении с др. возрастами, но характер этого сопоставления во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса социализации и незрелости Молодёжь (в противоположность взрослости) или на её силе и творческой активности (в противоположность старости).

  В новое время положение ещё более усложнилось. Прежде всего раздвинулись условные социально-психологические границы молодости. С одной стороны, процесс акцелерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса. Современная Молодёжь дольше обучается в школе и соответственно позже начинает самостоятельную трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости. Начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и приобретение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка — все эти события, в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность хронологических, абсолютных возрастных границ: нижнюю границу Молодёжь разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю — между 25 и 30 годами и даже позже.

  Не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучения Молодёжь по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни («субкультуры»).

  Ускорение темпов общественной жизни в связи с научно-техническим прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения Молодёжь в общественно-политической и культурной жизни. Дело не столько в абсолютном росте числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше средняя продолжительность жизни, удельный вес Молодёжь в общей массе населения ниже, чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях. Чем выше темп технико-экономического развития, чем быстрее обновляются знания, условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально новых решений и критическую переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки мнению ряда зап. учёных (Молодёжь Мид, США), принципиального направления процесса социализации, т. к. любые поиски нового Молодёжь осуществляет, опираясь на опыт и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность не сводится к передаче быстро устаревающих специальных знаний, но включает также усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологических структур, культурных ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества. Пренебрежение этими ценностями, типичное для некоторых «новых левых», ведёт к политическому авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых решений в условиях научно-технической революции требуют более активного и творческого участия Молодёжь

  Существуют качественные различия в положении Молодёжь в условиях противоположных общественных систем. При капитализме безработица, трудности, связанные с получением образования, а затем с возможностями его применения, больно бьют по Молодёжь, особенно по выходцам из низов. Молодые люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании молодых обширный идеологический вакуум, который значительной части Молодёжь нечем заполнить. Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения, а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости существующим обществом. Формы этого протеста различны. В одних случаях это глобальное пассивное неприятие буржуазной системы ценностей, всё равно идёт ли речь о трудовой морали или потребительских ориентациях; но попытки хиппи вести «неприобретательский» образ жизни в условиях капиталистического общества неминуемо обречены на провал, и средством «ухода» от действительности становятся наркомания или алкоголизм. Столь же бесперспективны попытки возрождения религиозной веры, чаще всего типа созерцательного вост. мистицизма. В 60-х гг. в связи с обострением общих противоречий капитализма широкий размах приобрело политическое молодёжное и студенческое движение во имя общедемократических (гражданское равноправие негров, прекращение войны во Вьетнаме) или социалистических целей. Это движение играет большую политическую роль, но идеологически оно весьма неоднородно. Большой вред ему наносит влияние «ультралевых» анархиствующих идеологов, лишённых чёткой конструктивной программы и спекулирующих на эмоциях Молодёжь

  Повышение социального веса Молодёжь и рост молодёжного движения стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных, особенно социологов. «Молодёжные проблемы», начиная с общественно-политической активности и потребительских ориентаций и кончая преступностью и другими формами антиобщественного поведения Молодёжь, интерпретируются и в терминах влияния социальной системы, и как следствие меняющихся условий социализации, и в свете их собственного внутреннего движения. Однако многие немарксистские работы по социологии Молодёжь страдают рядом типичных ошибок и недостатков, таких, как подмена социальных проблем психофизиологическими; увлечение глобальными идеологическими клише вроде понятия универсального «конфликта поколений», недооценка социально-классового расслоения Молодёжь и преувеличение её культурно-идеологической гомогенности, доходящее до утверждений, что Молодёжь является самостоятельным общественным классом, идущим якобы на смену «обуржуазившемуся» пролетариату; необоснованная экстраполяция выводов, полученных на основе изучения групп Молодёжь из средних слоёв развитых капиталистических стран, на всю «современную молодёжь».

  Коммунистические партии, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, рассматривают Молодёжь и молодёжное движение с классовых позиций. Молодёжь в классовом обществе всегда классово неоднородна, и различные её отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся Молодёжь) имеют свои специфические интересы, причём классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны положение и проблемы Молодёжь в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя говорить о Молодёжь как о единой политической и идеологической силе. В. И. Ленин всегда придавал молодёжи большое позитивное значение, указывая, что в конце концов именно «молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше рабочая молодежь» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 9, с. 247). Он подчёркивал, что необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологическую специфику Молодёжь, обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями. «Нередко бывает, — писал он, — что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы» (там же, т. 30, с. 226). Учитывая социальную неоднородность Молодёжь, подходить к ней нужно строго дифференцированно. Ведя систематическую работу среди рабочей и крестьянской Молодёжь, коммунистические партии уделяют также большое внимание студенчеству, численность которого быстро растёт. Студенчество, по словам В. И. Ленина, «...является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, — ""соответствовала"" не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (там же, т. 7, с. 343). Оценивать молодёжное и студенческое движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам, сколько по их реальным делам и классовой позиции. «Только тесная связь с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед молодежью действительно революционную перспективу» («Международное Совещание коммунистических и рабочих партий». Документы и материалы. Молодёжь, 1969, с. 309).

  Принципиально новые пути открывает перед Молодёжь социализм, дающий ей возможности свободного развития и творческой деятельности. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни социалистического общества. По данным Всесоюзной переписи населения (1970), 50,8 % населения СССР составляли люди в возрасте до 30 лет, причём среди них от 15 до 29 лет — 19,9 %. Молодёжь составляет свыше 54 % работников промышленности и свыше 44 % работников сельского хозяйства. Половина всех научных работников СССР — люди не старше 30 лет. Советская Молодёжь активно участвует в строительстве коммунистического общества. Её авангард — Ленинский комсомол объединяет около 30 млн. юношей и девушек. Забота о коммунистическом воспитании Молодёжь и её всестороннем развитии постоянно стоит в центре внимания Коммунистической партии.

  Отсутствие безработицы, бесплатность образования и установка на то, чтобы труд был не просто профессией, но жизненным призванием, делают особенно насущной разработку системы профессиональной ориентации. Гармоническое сочетание общественной необходимости с личными склонностями — важное и вместе с тем сложное дело, а несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей может вызвать социально-психологические конфликты. Более гибкой и эффективной должна стать система образования и подготовки кадров. Увеличение свободного времени предполагает расширение не только материальных возможностей рационального его использования, но также круга культурных потребностей и запросов личности, причём необходимо учитывать конкретную социально-психологическую специфику различных социальных групп Молодёжь (городской и сельской, рабочей, крестьянской и учащейся). Множественность факторов социализации (семья, школа, сверстники, средства массовой коммуникации и т. д.) требует научно обоснованной координации их деятельности. Изучение этих проблем при ясном понимании того, что Молодёжь не просто объект заботы и воспитания, но активный субъект общественной деятельности, — задача марксистско-ленинской науки.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О молодёжи, Молодёжь, 1972; Ленин В. И., О молодёжи, Молодёжь, 1970; Общество и молодёжь, Молодёжь, 1972; Молодёжь, её интересы, стремления, идеалы, Молодёжь, 1969; Молодёжь и труд, Молодёжь, 1970; Молодёжь и образование, Молодёжь, 1972; Иконникова С. Н., Лисовский В. Т., Молодёжь о себе, о своих сверстниках, Л., 1969; Урланис Б. Ц., История одного поколения, Молодёжь, 1968; Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи, Л., 1969; Шубкин В. И., Социологические опыты, Молодёжь, 1970; Митев П., Общественият прогрес и младежта, София, 1969; Семов Молодёжь; Промените в младежта, София, 1972; Friedrich W., Jugend heute, В., 1966; Hornstein W., Jugend in ihrer Zeit, Hamb., 1966; Jugend im Spektrum der Wissenschaften, Münch., 1970; Youth: a social force?, «International Social Science Journal», 1972, v. 24, № 2; Eisenstadt S. N., From generation to generation, N. Y. — L., 1956; Problems of jouth transition to adulthood in a changing world, Chi., 1965; Muuss R. Е., Theories of adolescence, 2 ed., N. Y., 1968; Des millions de jeunes, ed C. Dufrasne, Р., 1967; A sociology of age stratification, N. Y., 1972.

  И. С. Кон.

 

Статья про слово "Молодёжь" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 21397 раз

Интересное


bse.sci-lib.com

Понятие «молодежь», «молодежный возраст»

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968г. В.Т. Лисовским: «Молодежь –  поколение людей, проходящих стадию социали­зации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образователь­ные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависи­мости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было да­но И.С. Коном: «Молодежь – это социально- демографическая группа, выде­ляемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей соци­ального положения и обусловленных тем и другим социально-психологиче­ских свойств.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особен­ностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в россий­ском обществе.

Важным является также вопрос об определении границ молодежного возраста. Точно сделать это крайне затруднительно, так как границы молодежного возраста подвижны. В.В. Павловский отмечает, что молодежный возраст колеблется от 13-14 до 29-30 лет. Автор определяет, что продолжительность этого возраста примерно 17 лет, и делит весь молодежный возраст на четыре подгруппы. А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить три подгруппы молодежного возраста: 15 – 17 лет – ранняя юность, 18 – 23 года – юность, 23 – 33 года – молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации – от 15 до 33 лет. В учебнике «Основы социальной работы», вышедшем под редакцией П.Д. Павленка, авторы определяют границы молодежного возраста с социальных позиций и относят к нему период от 14 до 30 лет. При этом отмечается, что нижняя граница этой периодизации связана с тем, что в 14 лет человек впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в колледж или пойти на работу. А к 30 годам, как правило, человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Можно отметить, что, говоря о том, что в 14 лет у молодого человека появляется возможность социального выбора, авторы несколько ошибаются. Так как большинство детей в настоящее время начинают учебу в школе по-прежнему в семь лет, то неоконченное среднее образование, дающее им право на такой выбор, получают все-таки в пятнадцать, а не четырнадцать лет. А четырнадцатилетний возраст связан сегодня с получением паспорта и наступлением периода уголовной ответственности за ряд преступлений. Что, разумеется, предполагает определенный уровень взрослости и может являться критерием перехода от подросткового к первой стадии молодежного возраста. Мне кажется, что А.В. Мудрик более точно предлагает нижний возрастной предел, если подходить к этому с точки зрения социальных проблем молодежи. Именно в пятнадцать лет большинство молодых людей впервые получает реальную возможность социального выбора, связанного с организацией своей жизнедеятельности. В этом возрасте социальные проблемы, характерные для молодежи, начинают формулироваться и актуализироваться у каждого представителя этой возрастной группы. Верхний возрастной предел категории «молодежь» действительно можно обозначить тридцатью годами. К этому периоду человек, как правило, решает основные социальные проблемы, которые относятся к молодежным, и достигает определенного уровня социа-льной зрелости. В современных официальных документах, таких как Закон РФ «О молодежи и молодежной политике» и ряде других, молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 30 лет. Исходя из этого, разрабатываются и реализуются различные программы, направленные на решение социальных проблем молодежи.

Между тем определение границ молодежного возраста происходит не только с социальной, но и с антропологической и психологической позиций.  Одно из первых выделение молодежного возраста с антропологических позиций можно увидеть в работе В.В. Бунака и его коллег, которые считают, что подростковый возраст для мальчиков определяется 13 – 17 годами, для девочек – 12 – 16-17 годами. Юношеский возраст для мужчин – 17 – 20-25 лет, для женщин – 17-20 лет. И взрослый возраст соответственно от 25 – 35 до 35-45 лет у мужчин и от 20 – 30 до 30 – 40 лет у женщин [2, с.37].

Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, выделяет следующие возрастные периоды: подростковость – 13–17 лет, юность 18 – 22 года, взросление – 23 – 30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между семнадцатью и тридцатью годами.

Таким образом, можно говорить, что молодежный возраст представляет собой достаточно сложную структуру, состоящую из нескольких возрастных подгрупп. Особое внимание психологи уделяют юношескому периоду как промежуточному между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. Так, сегодня у нас прижилось слово «тинэйджер», которое мы переводим как «подросток», но на Западе им принято обозначать любого человека от 13 до 19 лет. И.С. Кон, доказывая свою мысль о том, что возрастная терминология ни когда не была однозначной, приводит примеры того, что в Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» – как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает пятнадцатилетие, а герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет.

 

magref.ru

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВОЗРАСТ МОЛОДОСТИ

В нашем календаре есть праздники, главные "виновники" которых точно не определены. Вот с Днем рыбака или днем рождения Пушкина всем все ясно. А кому уже поздно или еще рано веселиться во Всемирный день молодежи, отмечаемый 10 ноября в честь основания Всемирной федерации демократической молодежи? Каковы четкие основания считаться молодежью? Этот, казалось бы, несложный вопрос вызывает массу дискуссий.

С чего начинается молодость?

В Древнем Риме на этот вопрос отвечали так: для юношей этот период наступает в 15 лет (с этого возраста им позволяли жениться и облачаться в мужскую тогу), а для девушек - в 11 лет (разрешенный возраст для вступления в брак).

В Средние века на Руси молодость у мальчиков начиналась с 15, а у девочек - с 12 лет (разрешенный возраст для вступления в брак). А в Своде законов Российской империи середины XIX века молодежью называли "молодых людей обоего полу", достигших физиологической зрелости (девушек - с 16, юношей - с 18 лет).

В Советском Союзе существовало несколько мнений по поводу возраста молодежи. Перепись 1920 года (в соответствии с изданием Центрального статистического управления СССР "Итоги переписи населения 1920 г.") причисляет к молодежи лиц 15-30 лет. Позднее появилась точка зрения, что молодежный возраст нужно определять периодом, когда молодые люди состояли в комсомоле, то есть с 14 до 28 лет.

По словам специалистов, молодость начинается с тех лет, которые каждое государство определяет как возраст наступления гражданско-правовой ответственности перед обществом.

Молодежь в законе

В случаях, когда речь идет об официальных документах, важны четкие границы молодежного возраста. Это прежде всего нужно для того, чтобы определить тех, кому государство считает необходимым оказать поддержку, например при разработке государственных программ для молодежи по льготным кредитам на приобретение жилья. В федеральном законодательстве пока нет специальных правовых норм, кого считать молодежью. В Управлении по делам молодежи Федерального агентства по образованию корреспонденту "Интерфакс ВРЕМЯ" рассказали, что сейчас на рассмотрении правительства находится концепция Федерального закона о государственной политике. В соответствии с концепцией молодежь - это люди от 14 до 30 лет.

Справка

По законам США, Канады, Японии и большинства европейских стран молодежью считаются люди от 15 (в ряде стран от 16) до 25 лет. Такой же возрастной период использует в документах по молодежной проблематике ЮНЕСКО. (В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки молодежный возраст начинается в среднем с 11-12 лет. Специалисты объясняют это более ранним началом трудовой деятельности в этих государствах.)

При этом если на общегосударственном уровне понятие "молодежь" пока не обозначено, то в региональных документах возраст молодежи уже определен (законы о государственной молодежной политике приняты, по сведениям Федерального агентства по образованию, приблизительно в 35 субъектах Федерации). В большинстве региональных законов молодежью считаются люди 14-30 лет. Особняком в этом случае стоит московский закон, который причисляет к молодежи лиц от 14 до 25 лет, а те, кто получает профессиональное образование в очной и очно-заочной формах, считаются в этом документе молодыми до 27 лет.

В регионах, где приняты законы о молодежи, действуют специальные программы государственной поддержки молодых людей. Это, в частности, льготные кредиты на оплату обучения и стипендии, премии, гранты для талантливой молодежи (на образование в России и за рубежом или же на развитие науки, культуры талантливыми молодыми людьми).

Кроме того, в соответствии с региональными законами о молодежной политике предусмотрены, например, льготы по налогам и аренде помещений для молодежных предприятий - фирм, среди штатных работников которых больше чем 70-75 проц. молодых людей. Есть также субъекты Федерации, где для молодежи открыты бесплатные центры анонимной диагностики ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и гепатита, планирования семьи.

Помимо понятия "молодежь" в региональных законах (в том числе и московском) существует формулировка "молодые семьи" - это люди не старше 30 лет, находящиеся в браке не более 3 лет (например, молодым семьям положены льготные кредиты на приобретение или строительство жилья).

В футболисты - поздно, в президенты - рано

Есть ряд сфер, где также существует четкое разделение по возрасту, и период молодости строго определен. Например, в спорте возраст участников играет большую роль. По данным Комитета по физической культуре и спорту Москвы, участниками спортивных юношеских команд можно становиться с 16 (в отдельных видах спорта - с 18) до 20-23 лет. (В спорте существует официально принятое деление на детские команды, команды юниоров, юношей и взрослых. Возраст юниоров в различных видах спорта от 14-17 лет, с его окончанием уже берут в юношеские команды.)

В науке молодежью считаются люди до 35 лет (именно до этого возраста можно претендовать на соискание грантов на исследовательские работы для молодых ученых).

Есть свои нормы молодежного возраста и в политике. Так, в депутаты Государственной Думы можно быть избранным с 21 года, президентом России - с 35 лет. А с 18 до 35 лет возможно избираться в депутаты отечественного молодежного парламента (объединения, учрежденного Фондом прикладных исследований в рамках программы Министерства образования и науки по развитию молодежного парламентаризма в России).

Что же касается Всемирного дня молодежи, то политический смысл этой даты сегодня благополучно утрачен. Так что теперь воспользоваться поводом для веселья могут все, кто чувствует себя молодым вне зависимости от того, подпадает ли он под одну из вышеперечисленных категорий или нет.

prazdnikinfo.ru

Пожилой возраст по классификации ВОЗ

Всем известно, что пожилой – это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей?

Разное время – разные мнения?

Когда-то считалось, что пожилой возраст – это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам средневековья женщина в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось.

Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.

Современные взгляды на возраст

В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40?

Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.

Возрастные рубежи

Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:

  • в диапазоне от 25 до 44 лет – человек молод;
  • в диапазоне от 44 до 60 – имеет средний возраст;
  • с 60 до 75 – люди считаются пожилыми людьми;
  • с 75 до 90 – это уже представители старого возраста.

Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни.

Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?

Что показывают социологические исследования

По данным социологических опросов, ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста.

Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую актуальность это принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. Это усугубляет и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.

Мои года – мое богатство

Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной возрастной категории. Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма.

К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание – все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм.

Пожилой возраст – это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.

Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?

Всем хорошо известно такое понятие, как кризис среднего возраста. А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.

Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией.

Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.

Что говорит Всемирная организация здравоохранения

Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть.

Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.

Признаки старения

Пожилой возраст по ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память.

Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.

Физиологическое старение

Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.

Психологическое старение

Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на необратимые процессы в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму.

Так какой же возраст считается пожилым?

В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния внутреннего мира человека.

Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.

Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».

fb.ru

от 14 до 35 лет

Возраст российской молодежи узаконят. Депутаты Государственной думы РФ хотят вписать в закон точный возраст молодых людей. Это нужно для начисления субсидий, льгот и пр., ведь чиновники в таком случае будут определять – молодой перед ними человек или нет, не на «глазок», а в соответствии с буквой закона.

 

Как сообщает сегодня издание «Известия», комитет по делам молодежи нижней палаты российского парламента разрабатывает законопроект, согласно которому молодежью будут считаться все россияне в возрасте от четырнадцати дл тридцати пяти лет. Молодые люди смогут претендовать на льготы при трудоустройстве, при поступлении в высшие учебные заведения, им будут положены субсидии на жилье и др.

 

Как сообщают инициаторы данной законодательной инициативы, в ряде субъектов федерации имеются свои законы, устанавливающие возраст молодых людей, но эти законы не согласованы, поэтому в одном регионе молодежью считаются лица до 27 лет, а в другом – до 30 лет. С принятием федерального закона на всей территории Российской Федерации будет установлен единый «молодой» возраст – от 14 до 35 лет.

 

Как отмечают эксперты отдела «Новости России» издания «Биржевой лидер», возраст молодежи нужен для разных государственных и негосударственных программ. Например, программа льготного кредитования молодых людей. Как понять, молодой человек или уже не молодой? Если двадцатилетний однозначно будет принят за молодого человека, то в 30 лет или в 33 года – молодой или уже нет, выдавать ему кредит по программе молодежного кредитования или нет?

 

Сегодня в разных российских регионах не только возраст молодежи разный, но и разное определение. В одних регионах это люди до 25 лет, в других до 30 лет. В некоторых регионах за учебу (текущую) в высшем учебном заведении «накидывают» пару лет. Например, молодым считается лицо до 25 лет, но если «лицо» учится в высшем учебном заведении, то и в 27 лет оно будет считаться молодым. В общем, как говорится, все сложно. Приняв закон на федеральном уровне, правительство снимет все эти расхождения.

 

Конечно, закон не только устанавливает возраст молодежи. Здесь нужна целая молодежная политика, чтобы лозунг «молодым везде у нас дорога», известный еще со времен СССР, реально претворялся в жизнь.

 

По данным на начало 2012 года в РФ проживало 42,6 миллиона человек возрастом от 14 до 34 (включительно) лет при общем населении страны 143 миллиона человек. Таким образом, если закон будет принят, то молодежь будет составлять около 30 процентов от всего населения России.

 

www.profi-forex.org

До какого возраста человек считается молодым, при Советской власти вроде бы до 35 лет (комсомолец)?

Сейчас все зависит от хватки и состояния здоровья, тк в 35 у оних - еще расцвет, а других - уже закат трудоспособности. Если трудоспособность высокая, точеловек держится в кругу молодых далеко за 50 лет, и выглядит - шикарно и товарно. Уж если бабки на пенсии свой бизнес открывают- о что уж говорить о возрасте. Яобзванивала объявления о приеме на работу. Сказано: до 30 лет. Если я звоню исразу предупреждаю. что мне уже политнник, то никто почти трубку не бросает - ориентируется по голосу, а не по паспорту. И когда хожу с сыном на его клубные мероприятия, то как-то вписываюсь и меня потом тоже зовут - значит, не старуха.

до 33 по христову

До 27 лет комсомолец.

комсомолец до 27, не? помнится мне мужикм казались боле-менее до 30 лет, а тетки лет до 25... дальше виделся край жизни и безбедная старость)))

все сугубо индивидуально, мне кажется, и сейчас до 35.

пока молод в душе

Раньше считалось до 30-и лет, сейчас - до 40-а лет.

В комсомоле состояли до 28 лет; молодыми специалистами считались до 35 лет; в международных муз .конкурсах участвуют где до 30, где до 35 лет. Молодыми писатели и композиторы считаются лет до 40. В общем, по-разному. Меня вчера весь день девушкой на улицах именовали в мои 49 лет. Целый день, выходит, считалась молодой.

В комсомоле до 35 лет держали только на руководящих должностях.

Комсомольцами были до 27 лет, а молодыми считались и считаются до 35. Во всяком случае так мне ответили в банке на вопрос о выдаче субсидий молодым семьям, так же ответили и в комитете по делам молодежи.

Зависит только от человека, как он себя ощущает.

До тех пор, пока сам себя чувствуешь молодым.

В комсомоле состояли до 28 лет. Исключение делалось для руководителей начиная с уровня райкома.

По данным ООН - до 45 лет.

Вообще то в комсомоле были всего лишь до 28 лет. А вот "молодыми специалистами" на предприятиях считали и тогда и сейчас - до 32 лет включительно.

пока идет период молодости Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А. В. Толстых) . Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности" (А. В. Толстых).

из комсомола выходили в 26 лет

Сейчас молодость может быть и в 80--ещё НИКАК НЕ СТАРИК! А вот, сейчас-(середина 10-х 21)-ну-до 40-ка лет молодёжь. Детский возраст-рождение-18 лет-реально 16. Подростковый-16-20-21. Юность-20-21-до лет-25-27 Уже взрослость-рання -27-30-35. Зрелый возраст-входит в средний-35-40-50. Далее средий возраст--сейчас до лет 60-65. Далее-старший-от 65 и выше! Молодёжь, дети, зрелые граждане, там, -ит. д. -это всё возрастные группы! Реальная (биологическая) -а не календарная молодость (физическая) -от них не зависит.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *