10. Мотив аффилиации
23.5. Мотив аффилиации
23.5.1. Понятие аффилиации. Типы мотива аффилиации
Под аффилиацией (контактом, общением) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомы-ми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.
Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его партнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться следующего:
Прежде всего он должен дать понять о своем желании вступить в контакт.
Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера (эмпатия), что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности.
Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней можно было бы определить как поиск со стороны партнера по аффилиации приятия, желанности себя, дружеской поддержки, любви и симпатии. Однако подобное определение подчеркивает в отношениях аффилиации лишь одну ее сторону, а именно получение, и пренебрегает другой, отдачей. Вот почему гораздо точнее определить цель мотива аффилиации как взаимную и доверительную связь, где каждый из партнеров если и не любит другого, то относится к нему приязненно, принимает его, дружески поддерживает и симпатизирует ему. Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения; их можно наблюдать, в частности, при вступлении в контакт с незнакомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации
Результаты действия, ведущего к аффилиации, будут обладать положительной привлекатель-ностью. Индивидуальные различия в ее величине представляют собой один из детерминантов моти-вации аффилиации. Ей противостоит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекатель-ность неудачной аффилиации, которой также свойственны индивидуальные различия. В зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрицательной привлекательности мотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимущественно связанный либо с надеждой на аффилиацию (НА), либо со страхом отвержения (СО).
Каждый из альтернативных результатов действия также заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью.
Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере общения обладает обобщенными ожиданиями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффилиации с незнакомым человеком или нет, т.е. обобщенными ожиданиями аффилиации и отвержения. Эти ожидания определяют величину мотивации аффилиации и нередко непосредственно проявляются в процессе направленного на достижение аффилиации поведения, приводя к тому, что завязывание и поддержание контакта происходит непринужденно, дружелюбно и адекватно ситуации или же, напротив, неуверенно, робко и неловко.Тесная связь между ожиданием и поведением оказывает также своеобразное обратное дейс-твие, приводящее к тесной взаимосвязи ожидания и привлекательности аффилиации в случаях, когда партнером выступает незнакомый человек: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положитель-ная привлекательность, и наоборот, чем сильнее ожидание неуспеха, тем выше отрицательная привлекательность
Так возникает (в случае, когда объектом аффилиации является незнакомый человек) ковариация между ожиданием и привлекательностью для индивидуального мотива аффилиации, а также соответствующей ситуационной мотивацией: чем в большей степени обобщенное ожидание успеха преобладает над ожиданием неудачи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отрицательную, и наоборот.
От обобщенных ожиданий следует отличать ожидания частные, связанные с определенным человеком, которого вступающий в аффилиацию субъект уже хорошо знает. В этом случае ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга. Так, релевантная мотиву аффилиации привлекательность контакта с каким-либо хорошо знакомым человеком может быть весьма небольшой, но сопровождаться при этом высоким ожиданием легкого и быстрого установления контакта, или наоборот. Подобная ситуация складывается и в тех случаях, когда человек хотя и не знаком лично с предполагаемым партнером по аффилиации, но имеющиеся у него сведения позволяют прогнозировать трудность или легкость вступления в контакт. Например, партнер может обладать более высоким социальным статусом, чем стремящийся к аффилиации субъект. В этом случае у последнего, даже если его обобщенные ожидания успеха в принципе высоки, может снизиться уверенность в том, что старший по статусу позитивно отзовется на его усилия по установлению отношений аффилиации. К тому же он может опасаться (в силу малых шан-сов на успех) своей большей, чем обычно, скованности и напряженности, что приведет к потере при-влекательности контакта с ним со стороны партнера, и, следовательно, субъект сам будет способ-ствовать снижению шансов на успех при высокой положительной привлекательности контакта.
Бирн и его соавторы предлагают перекрестную классификацию мотивов аффилиации, выделяя четыре типа возможных мотивов.
ожидание успеха относительно высоко, а ожидание неудачи невелико — мотив аффилиации первого типа (НА выше СО). Субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Такие люди воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя. Им нравятся те, кто их окружает, и они пользуются у них ответной симпатией и популярностью. То, что в социальных ситуациях они чаще используют позитивные межличностные признаки, побуждает незнакомых людей на позитивное общение. Так возникает цикл позитивных общений, порождающий при взаимодействии с незнакомым человеком ощущение доверия и комфорта.
обратное соотношение этих ожиданий — мотив второго типа (НА ниже СО). В ситуации общения с незнакомыми людьми такие люди чувствуют себя менее уверенно, напряженно, тревожно и обеспокоено и вызывают напряженность и ощущение дискомфорта у своих партнеров. Они вызывают к себе более негативные чувства и оценивают себя как менее популярных и более одиноких. Таким образом, чувствительность к отвержению измеряет неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденцию попадать в безвыходный круг общения, закрепляющий чувство неадекватности и неспособности справляться с межличностными отношениями.
Однако лица, ориентированные на отвержение, не есть простая противоположность тем, кто ориентирован на аффилиацию. Иначе говоря, от представителей первой группы их отличает не избегание аффилиации. Для обеих групп поиск аффилиации и ее достижение являются первостепенной целью. Они различаются, таким образом, не столько по привлекательности аффилиации, сколько по ожиданию успеха, по умению осуществить направленное на аффилиацию поведение, а также по реальному успеху у партнера. Невзирая на страх (ожидание неудачи) отвержения (негативная привлекательность), мотивированные им испытуемые стремятся к аффилиации. Несмотря на накопленный ими опыт, аффилиация, по-видимому, обладает такой позитивной ценностью, требующей своей реализации, что страх отвержения приходится победить.
конфликтная мотивация
(оба ожидания высоки). Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. По мнению Мехрабяна, такое соотношение ожиданий является мотивационной основой ярко выраженного конформного поведения, т. е. показателем мотива зависимости, ибо частое применение позитивных и негативных санкций есть средство формирования у индивида тенденции к зависимости.слабый мотив аффилиации (оба ожидания низки). Человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность.
Эти типы мотива аффилиации складываются в результате подкреплений, испытываемых в социальных взаимодействиях, прежде всего в детстве.
23.5.2. Влияние сочетаний мотива аффилиации с другими мотивами на поведение
По данным Лансинга и Хейнса люди с высоким мотивом аффилиации проявляют большую активность в таких связанных с общением видах деятельности, как разговоры по телефону и писание писем.
Ситуации достижения нередко содержат стимулы, актуализующие мотивацию аффилиации иногда благодаря смене соперничества на сотрудничество, иногда благодаря возникно-вению неформальных отношений между тем, кто дает задания, и тем, кто их выполняет. Поскольку в подобных ситуациях к мотивации достижения добавляется мотивация аффилиации, результат действия может изменяться; при этом не обязательно, чтобы оба мотива вступали в конфликт.
Так, в исследовании Френча испытуемый должен был выбрать партнера для совместного выполнения задания. Им мог быть либо друг испытуемого, не проявивший способностей к выполнению этого задания, либо неприятный испытуемому человек, который, как было установлено, хорошо справлялся с этим заданием. Выбор испытуемого отражал соотношение его мотивов. Сильный мотив достижения в сочетании со слабым мотивом аффилиации вел к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильный мотив аффилиации при одновременно низком мотиве достижения вел к предпочтению дружеских отношений.
В эксперименте Уолкера и Хейнса каждый испытуемый должен был привести с собой одного из своих друзей, друзей разъединяли, и испытуемый оказывался в группе, члены которой соревновались в решении задач на шифровку. Зашифрованные списки слов дешифровались группой, которая находилась в другом помещении и члены которой также соревновались между собой. Затем испытуемый узнавал, что зашифрованные им списки дешифрует его друг, но этот друг не успевает справиться с работой (испытуемому передавалась от его имени записка с просьбой, фиктивной, работать медленнее, поскольку он, друг, отстает от своей группы). Соответственно присущему каждому из испытуемых соотношению мотивов он либо отзывался на эту просьбу, либо продолжал работать в начатом темпе. Если мотивы аффилиации и достижения были одинаково сильны, то половина испытуемых проявляла конформность, т.е. разрешала конфликт в пользу аффилиации, а другая половина — в пользу достижения. Когда же один из мотивов преобладал, то подавляющее большинство испытуемых вели себя соответственно доминирующему мотиву. Характерно, что эти результаты относятся только к испытуемым-женщинам, а мужчины, даже при доминировании мотива аффилиации, не откликались на просьбу своего друга.
Дальнейшие исследования неожиданно выявили, что различия в достигнутых результатах нередко связаны с мотивом аффилиации, а не достижения. Это происходило, когда либо экспери-ментатор просил испытуемого о помощи, либо мужчина-испытуемый имел дело с женщиной-экспе-риментатором, либо же имели место оба условия. В работе Йопта изучалось влияние пола экспериме-нтатора на испытуемых-юношей, причем автор учитывал различия испытуемых как по силе тенден-ций мотива достижения (НУ и БН), так и по силе тенденций мотива аффилиации (НА и СО). Лишь экспериментаторы-женщины заранее рассчитывали на сотрудничество своих испытуемых в последую-щих опытах.
В целом достигнутые результаты выше в случае экспериментатора-мужчины. Вторая общая закономерность связана с мотивом аффилиации: испытуемые, боящиеся отвержения (НА<СО), при всех условиях и всех соотношениях тенденций мотива достижения лучше справляются с заданием, чем надеющиеся на аффилиацию (НА>СО), причем разница результатов максимальна в случае избегающих неудач (НУ<СН) испытуемых, работающих под руководством женщины-экспериментатора. Возможное объяснение, что испытуемые, боящиеся неудачи и отвержения, при работе с женщиной-экспериментатором, которая к тому же просит о сотрудничестве, освобождаются от своих страхов и прилагают все силы к заданию, вполне правдоподобно.
Соррентино и Шеппард провели полевой эксперимент, весьма убедительный с точки зрения контроля и варьирования независимых переменных мотива и привлекательности. Эксперимент осуществляли тренеры команд пловцов трех канадских университетов, и его видимая цель состояла в отработке взаимодействия этих команд. Спортсмены должны были проплыть 200 м вольным стилем при двух различных условиях: индивидуального соревнования и соревнования группового. Во втором случае группы из шести пловцов формировались из студентов одного пола, по два от каждого университета. Чтобы создать всем спортсменам равные шансы на победу, для каждого из них тренеры на основе личных рекордов определили индивидуальную поправку, учитывавшуюся при сравнении реально показанного времени. Поскольку при такой организации соревнований выигрыш (спортсмена и его группы) зависел всецело от приложенных усилий, испытуемые при индивидуальном соревновании должны были бы особенно остро переживать привлекательность достижения, а при групповом — привлекательность аффилиации.
По мнению авторов, возможность приблизить победу своей группы сообщала дополнитель-ную мотивацию спортсменам с доминированием надежды на аффилиацию, что должно было при-вести к лучшему времени у таких спортсменов в групповом соревновании по сравнению с индивиду-альным. Для спортсменов с доминированием страха отвержения соотношение результатов должно быть обратным: возможность стать причиной поражения своей команды подрывала их мотивацию и вела к худшему времени в групповом соревновании, по сравнению с индивидуальным.
Эти гипотезы полностью подтвердились как в отношении противоположного соотношения результатов в индивидуальном и групповом соревновании у испытуемых с разной мотивационной структурой, так и в отношении разницы их результатов в групповом соревновании. Было обнаружено отчетливое взаимодействие между тенденциями мотива аффилиации и обоими условиями соревнова-ния. Разрыв между результатами, показанными в двух заплывах, оказался более выраженным, когда выделили группу испытуемых, ориентированных на успех, и рассматривали их результаты отдельно. Максимальное улучшение результатов в групповом соревновании (по сравнению с индивидуальным) наблюдалось у спортсменов, сочетавших сильное стремление к успеху с ярко выраженной надеждой на аффилиацию; наибольший спад результатов показали спортсмены также с сильной мотивацией успеха, но при одновременно сильном страхе отвержения.
На поведении людей, по данным Мехрабяна и Ксензского, сказывается также статус партнера. Оказалось, что испытуемые с высоким страхом отвержения испытывали к партнеру с более низким статусом значимо большую симпатию, чем к партнеру с более высоким статусом, а испытуемые с низким страхом отвержения — наоборот. Рассматривая величину статуса партнера как уровень притязаний в сфере аффилиации, можно сделать вывод, что у людей с сильным страхом отвержения привлекательность увеличивается при низком уровне притязаний, а у людей со слабо выраженным страхом отвержения или при его отсутствии привлекательность увеличивается при высоком уровне притязаний.
В стрессовых условиях наибольшее сходство с партнером воспринимают стремящиеся к аффилиации (испытуемые с высокой тенденцией к аффилиации и низкой к отвержению). Напротив, в нейтральных условиях наибольшие различия с парнером переживают страшащиеся отвержения (испытуемые с низкой тенденцией к аффилиации и высокой к отвержению). Таким образом, именно боящиеся отвержения люди оказываются склонными к восприятию незнакомого человека (в данном случае это мог быть человек любого пола и одного с испытуемым возраста) как непохожего на них, так что ситуация социального контакта изначально представляется им менее перспективной.
Результаты рассмотренных исследований выявляют всю сложность побуждаемого аффилиати-вной мотивацией поведения. Реципрокность* аффилиативного поведения постоянно изменяет (на мик-роуровне) текущие мотивацию и поведение. Это становится особенно очевидным в случае, когда за-даваемый поведением партнера уровень интимности (пространственная близость, контакт глаз, прикосновения) превышает определенный порог. Согласно данным Паттерсона, все, что в соответст-вии с предельными условиями ситуации аффилиации ведет к позитивным или негативным эмоциональным состояниям, вызывает повышение уровня активности партнера. Находясь в позитивном эмоциональном состоянии, партнер на увеличение интимности отвечает тем же (что ведет к ее дальнейшему росту), когда же эмоциональный фон негативен, увеличение интимности одним из партнеров ведет к компенсаторным реакциям (типа отвода глаз), восстанавливающим исходную дистанцию.
studfiles.net
определение понятия, необходимость и значение
Чтобы разобраться с мотивами аффилиации, следует для начала дать определение этому понятию. В психологии аффилиация – это необходимость индивида постоянно находиться в обществе, строить теплые и доверительные взаимоотношения с другими людьми. Человек стремится к дружескому общению, любви и иным тесным отношениям.
Основа аффилиации
В основе формирования потребности в общении и любви лежит изначальное воздействие ребенка с родителями и родственниками, а в последствии со сверстниками. Сбой в формировании аффилиации происходит при воздействии негативных внешних факторов, например, волнение, неуверенность в себе, сомнения и так далее. И только общение с близкими людьми способствует избавлению от чувства тревоги. Формирование мотива аффилиации — важный этап в развитии личностных характеристик.
В чем суть?
Мотив аффилиации в психологии – это побуждения и действия, направленные на установление новых и прекращение старых отношений между людьми. Индивид может обладать отличными навыками общения, которые дают ему возможность заводить новые знакомства и устанавливать неформальные отношения без проблем. Но несмотря на это, человек может испытывать страх непонимания, неудачи или непринятия. Именно поэтому человек ощущает необходимость в создании не одноразовых знакомств, а полноценных, длительных, близких отношений. Аффилиация со временем перерастает в черты характера человека.
Мотивы аффилиации приобретают свою значимость в процессе построения коммуникаций. Внутренне человек испытывает привязанность, верность, внешне это проявляется в стремлении к построению сотрудничества, дружеских отношений, желание постоянно находится рядом с другим индивидом. Понятие аффилиации, мотивы аффилиации и одиночество — связанные между собой определения.
Высшие аффилиационные мотивации
Любовь к другому индивиду – высшее проявление аффилиационных мотивов. Данная категория обусловлена непринужденностью в общении, уверенностью в своих действиях и словах, смелостью, искренностью и открытостью. Мотивы аффилиации тесно связаны с базовой потребностью человека получить одобрение общества, жаждой самоутвердиться и реализовать себя. Психологи отмечают, что люди с повышенной потребностью в коммуникации обычно вызывают у окружающих положительные эмоции и симпатию, ведь отношения с ними носят доверительный характер. В противовес аффилиации идет мотив отвержения. Проявляется данная категория в страхе быть непонятым, не принятым самыми важными для человека людьми. Если доминирует данный мотив, то характер человека изобилует такими чертами, как неуверенность, замкнутость, скованность.
Особенности проявления мотивов аффилиации и власти отличаются от мотива достижения и тревожности в первую очередь социальным характером. Именно поэтому удовлетворить аффилиационные мотивы человек может через взаимодействие с окружающими.
Этимология слова
Понятие аффилиация имеет английское происхождение и в переводе означает «присоединять». Можно выделить следующие потребности, которые регулирует данное понятие:
- дружба;
- привязанность;
- радость общения и взаимодействия с другими людьми;
- любовь;
- деятельность в составе определенных групп общества.
Исходя из перечисленных категорий мотив принадлежности гораздо шире, чем просто мотив общения. Многие ученые отмечали, что потребность в коммуникации основывается на других потребностях, которые начали функционировать ранее. В основе коммуникативных потребностей лежит и нужда в новых эмоциях и впечатлениях. М. И. Лисина отмечала, что мотивы аффилиации вторичны, это лишь инструмент удовлетворения самой главной познавательной потребности. Именно поэтому мотив принадлежности – комплексное понятие, которое включает в себя множество категорий.
Специфика мотивов
Несмотря на то что мотивы аффилиации рассматриваются в основном с позитивной позиции, однако цели могут разительно отличаться. К примеру, они могут быть основаны на желании произвести впечатление на людей, с целью завладеть властью.
Основа мотива аффилиации – партнерские отношение, здесь нет места асимметричному разделению ролей. Данная категория не предлагает использование партнера для осуществления личных целей, и даже наоборот, такие отношения разрушают аффилиацию. Для максимально благоприятного развития аффилиационных отношений нужно учитывать мнения обоих партнеров, они должны чувствовать собственную ценность. Особенности мотива аффилиации и его взаимодействия с другими мотивами имеют первостепенное значение для построения коммуникаций.
Цели аффилиации
Цель аффилиационных мотивов – установление доверительных отношений, симпатии, поддержки. Имеют такие мотивы два способа выражения – надежда на аффилиацию, стремление к одобрению и самоутверждению, и боязнь быть непонятым. Этот страх не позволяет человеку чувствовать себя комфортно в процессе общения, поэтому такие люди достаточно замкнуты, не вызывают к себе симпатии или доверия и по сути своей одиноки. Диагностика мотивов аффилиации — важный этап в построении плодотворных и позитивных отношений с окружающими людьми.
Позитивные ценности
Мотивацию человека определяют его ожидания, которые базируются на прошлом опыте. Если взять категорию ожидаемой ценности, то аффилиация – позитивная ценность. Можно привести следующий пример, человек предстоит диалог с совсем незнакомым человеком. И результат этого общения зависит от ожиданий успеха. Чем сильнее это ожидание, тем выше его позитивная привлекательность, и, соответственно, наоборот. Здесь можно наблюдать некую связь, когда ожидание успеха влияет на поведение человек и ход действия, в то время как ход событий влияет на результат коммуникации. Для построения успешного диалога, ожидание успеха должно быть выше ожидания неудачи, это способствует тому, что позитивная привлекательность будет преобладать над негативной. Но такая связь присуща только мотивам аффилиации. Например, в мотиве достижения все работает наоборот. Чем выше ожидания успеха, тем ниже привлекательность стоящей перед человеком задачи.
Гендерная принадлежность
Психологи отмечают, что на аффилиационную мотивацию влияет также гендерная принадлежность. К примеру, девушки, предпочитают искренне и открыто делиться переживаниями, парни пытаются строить коммуникации на основе деловых вопросов и обсуждений. Нельзя не отметить, что помимо гендерной принадлежности влияние имеет и возраст. С годами содержание общения может кардинально меняться.
Склонность к аффилиации повышается тогда, когда человек вовлекается в потенциально критичную и стрессовую ситуацию. Именно в такие моменты, окружающие люди дают возможность проверить правилен ли выбор способа поведения в опасной ситуации. Как показывает практика, близость других людей в период стрессовой ситуации приводит к снижению тревожности и волнения, что позитивно сказывается не только на психологическом, но и физиологическом состоянии. Блокирование человеком аффилиации провоцирует чувство одиночества, отчуждения и непринятия.
Центральный мотивационный момент общения
К данной категории можно отнести выбор временного или постоянного партнера по коммуникациям. Выбор постоянного партнера осуществляется не только по деловым, нравственным и интеллектуальным качествам, но и по внешнему виду. Определить мотивы аффилиации конкретного индивида можно с помощь различных методик, которых насчитывается огромное количество. Самая используемая на сегодняшний день методика разработана Мехрабианом. Базируется она на диагностике двух общих мотиваторов, которые являются устойчивыми и входят в состав аффилиационных мотивов. Эти мотиваторы – тенденция к аффилиации или любовь к общению и чувствительность к непринятию, страх быть отвергнутым. Эти две категории являются основой диагностики мотивов аффилиации по А. Мехрабиану.
Этническая аффилиация
Этническая или групповая аффилиация ориентирована на стремление определенного этноса получить поддержку других комплементарных этносов. Групповая аффилиация выражается во взаимоотношениях между некоторыми группами, из которых одна только составная часть другой. Проще говоря, это взаимодействие между группами, которые имеют различный вес и масштабы в обществе. В таком случае большая группа поглощает меньшую и та начинает вести свою деятельность в соответствии с правилами и ценностями большей группы. Современная теория аффилиации предполагает то, что любой человек нуждается в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Из-за нестабильности переходного социума индивид испытывает потребность в семейной или этнической принадлежности, это уменьшает чувство тревоги дает возможность ощутить себя частью единого целого. Этническая принадлежность формируется в младшем школьном возрасте, когда дети приобретают первые знания, которые касаются этой области. К 8-9 годам ребенок уже четко относит себя к определенной этнической группе. Полная этническая идентичность и мотивы аффилиации формируются примерно к 10-12 годам.
fb.ru
Методика «Мотивация аффилиации». Мотивация и мотивы
Методика «Мотивация аффилиации»
Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО.
Инструкция
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»). При прочтении (или прослушивании) утверждения не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум.
В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.
Текст опросника для шкалы СП
1. Я легко схожусь с людьми.
2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.
3. Я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.
4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.
5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.
6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.
8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.
9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.
10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.
11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.
12. Когда я встречаю на улице знакомого, я не просто здороваюсь, проходя мимо, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.
13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.
15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.
16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.
17. У меня очень много близких друзей.
18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.
19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.
20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.
21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.
22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.
23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.
24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.
25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.
26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.
27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.
28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.
29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.
30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Текст опросника для шкалы СО
1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.
2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.
3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.
4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.
5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.
6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.
7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.
8. Если я попрошу кого-то пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.
9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.
10. Если во время разговора я что-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.
11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.
12. Мне трудно отказывать людям.
13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.
14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.
15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.
16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.
17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.
18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.
19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.
20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.
21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.
22. Временами я уверен, что никому не нужен.
23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выражается в мой адрес.
24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.
25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.
26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.
27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.
28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.
29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.
30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
Обработка результатов
Шкала СП. Проставляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 3, 4, 6, 8-11, 13, 16–19, 21, 23–25, 27–29 и ответы «нет» по позициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Шкала СО. Проставляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 1–4, 8-10, 12, 14, 15, 17–19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и ответы «нет» по позициям 5–7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.
Выводы
Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
МОТИВ АФФИЛИАЦИИ — это… Что такое МОТИВ АФФИЛИАЦИИ?
- МОТИВ АФФИЛИАЦИИ
- (от лат. to affiliate — присоединять, присоединяться) — подразумевает дружественные, теплые отношения с другими. Личность с доминантой на М.а. предпочтет поведение, которое даст эмоциональный комфорт, скорее, чем контроль над другими, власть или успех. Для политика развитая М.а. сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан М.а. во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущение единства, защищенности.
Политическая психология. Словарь-справочник. — Херсон: ОМУРЧ «Украина» ХФ. С. В. Голев. 2004.
- МОБИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
- МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ
Смотреть что такое «МОТИВ АФФИЛИАЦИИ» в других словарях:
Мотив (психология) — Мотивация (от lat. movere ) 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность … Википедия
Власть: вопросы стратегии и тактики (power: strategies and tactics) — В. относится к способности принимать решения, к рые оказывают значительное влияние и затрагивают интересы др. людей. Зачастую В. предполагает контроль над поведением др., при этом в своем большинстве люди добровольно принимают распоряжения… … Психологическая энциклопедия
Мотивация — В статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок. Вы можете улу … Википедия
Аффилиация — (от англ. affiliation соединение, связь) стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение всё это… … Википедия
Аффилиативное общение — проявление через поведение заинтересованности, доброжелательности и т. п. при взаимодействии с партнером по О. В его основе может находиться как мотив аффилиации, так и мотив достижения, самоутверждения. В этом случае аффилиативное поведение… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Тест «Саморегуляция и успешность межличностного общения» — (СУМО). В. Н. Куницына. Позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным О. Тест, в частности, позволяет выявлять степень владения коммуникативными навыками и умениями, наличие… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Аффилиативная мотивация общения — мотив аффилиативного О. носит ярко выраженный социальный характер, т. к. достижение целей, побуждаемых этим мотивом, может быть осуществлено лишь во взаимодействии с др. людьми. Потребность в О. является общечеловеческой, она строится на… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение: системность — один из возможных методологических подходов к исследованию О. До появления работы Розенблюма и Бипера исследователи строили свои представления о целом путем соединения результатов анализа отдельных частей. После ее появления ученые все больше… … Психология общения. Энциклопедический словарь
political_psychology.academic.ru
Измерение мотива аффилиации
В 1952 г. Шипли и Верофф [Т. Е. Shipley, J. Veroff, 1952] опубликовали первую основанную на ТАТ методику измерения мотива аффилиации. Эти авторы несомненно находились в то время под влиянием соответствующих работ в области мотивации достижения, о чем свидетельствуют три момента. Прежде всего Шипли и Верофф также использовали перед написанием рассказов по ТАТ адекватные изучаемому мотиву способы побуждения мотивации различной силы (экспериментальный план типа la). Затем характер (но, разумеется, не их содержание) ключевых категорий анализа и оценки рассказов соответствовал ключевым категориям, разработанным для анализа мотива достижения. Наконец (и это привело к самым разнообразным последствиям), в качестве теоретической основы авторы воспользовались депривационной моделью мотивации: неудачный или сомнительный по своему исходу акт достижения или аффилиации побуждает соответственно мотив достижения и мотив аффилиации, как голод побуждает к поиску пищи Для достижения поставленной цели авторы исследования непосредственно перед проведением ТАТ провели социометрическое оценивание группы членов студенческого клуба, причем непосредственно в помещении этого клуба. Каждый из студентов по очереди вставал, и присутствующие оценивали его с точки зрения таких качеств, как приветливость, нетерпимость, робость, необщительность и т. д. В заключение каждый должен был назвать имена трех товарищей по клубу, с которыми он хотел бы поддерживать дружеские отношения. Наряду с экспериментальной группой в опыте участвовала контрольная группа, испытуемые которой перед ТАТ должны были заполнить опросник о предпочитаемых ими блюдах. Вторая предложенная этими авторами методика состояла в сопоставлении двух групп, одна из которых объединяла студентов, за месяц перед тем получивших отказ на заявление о вступлении в клуб (экспериментальная группа), другая же состояла из принятых студентов (контрольная группа). В обоих исследованиях экспериментальные группы, т. е. группы, находящиеся в условиях депривации, набрали (в соответствии с предварительно отобранными ключевыми категориями анализа содержания рассказов по ТАТ) больше баллов, чем соответствующие им контрольные группы. (Однако результаты второго исследования не вполне убедительны, поскольку обе группы испытуемых не были уравнены по силе мотива аффилиации перед принятием в клуб или отказом в таком принятии. Вполне возможно, что испытуемые экспериментальной группы изначально имели более сильный мотив.) Использованные при анализе ключевые категории содержания позволяли приписывать каждому высказыванию (позитивному или негативному) определенное количество баллов в случаях, когда тематика рассказов вращалась вокруг отвержения, расставания и одиночества. Авторы пришли к выводу, что их основанная на ТАТ методика измеряет страх отвержения. Однако они придерживались мнения, что эта мотивационная тенденция (так же как и ее необнаруженная противоположность—надежда на аффилиацию) ведет не к избеганию аффилиации, а к ее поиску. В работе Аткинсона, Хейнса и Вероффа [J. W. Atkinson, R. W. Heyns, J. Veroff, 1954] была предпринята попытка избавиться от одностороннего акцента на страхе отвержения и включить в круг анализируемых явлений тенденцию поиска (т. е. надежду на аффилиацию). Авторы, по сравнению с предшествующим исследованием, изменили эксперимент в трех отношениях. Во-первых, они использовали картинки ТАТ, содержание которых могло возбуждать мысли не только об отвержении и расставании, но и об удачной аффилиации. Во-вторых, сохранив предложенную Шипли и Вероффом социометрическую ситуацию актуализации мотивации, они ввели в качестве контрольной нейтральную ситуацию. Место действия было перенесено из помещения клуба (где уже сами стены могли возбуждать связанные с аффилиацией позитивные представления) в одну из учебных аудиторий университета, где испытуемым было предложено выполнить задание на решение анаграмм. В-третьих, они расширили разработанные Шипли и Вероффом ключевые категории, по которым анализировалось содержание, включив в них категории, соответствующие позитивным представлениям, и различив внутри большинства категорий позитивные и негативные высказывания. Основной критерий наличия тематики, релевантной мотиву аффилиации, они сформулировали следующим образом:
«Тема аффилиации… присутствует в тех случаях, когда один или несколько персонажей рассказа явно озабочены установлением, поддержанием или восстановлением положительных аффективных отношений с другими людьми. Озабоченность такого рода непосредственно проявляется в случаях, когда само отношение описывается как дружба» [J. W. Atkinson, R. W. Heyns, J. Veroff, 1954, р.97].
Количество баллов, набранных экспериментальной группой, почти по всем категориям значимо превзошло показатели контрольной группы. Однако по отдельным категориям различие было обнаружено только в позитивных, но не в негативных высказываниях (поэтому в суммарном показателе последние не учитывались). Авторы рассматриваемого исследования не пытались сделать следующий шаг в различении внутри мотива аффилиации тенденций поиска и избегания (к тому же они не создали необходимых для этого противоположных условий актуализации мотивации). Они, скорее, пришли к тому же выводу, что Шипли и Верофф: мотив аффилиации состоит из одной только тенденции поиска, независимо от того, возбуждается ли эта тенденция через страх отвержения или через надежду на общение. Подтверждением этого служит, с точки зрения авторов работы, корреляция мотива аффилиации с рядом социометрически выявленных личностных свойств—стремлением к одобрению, уверенностью и самоутверждением. Была обнаружена также корреляция с эгоизмом, что плохо вписывается в общую картину. Аткинсон и его соавторы оставили без внимания вопрос о том, не оказывают ли надежда на аффилиацию и страх отвержения—даже если то и другое вносит свой вклад в тенденцию поиска— различное действие на поведение. Результаты в целом не дают определенного ответа на этот вопрос. Мотив аффилиации актуализовался в рассматриваемом исследовании только негативно (т. е. порождением сомнения в успехе аффилиации), но не позитивно. Увеличение (по сравнению с нейтральной ситуацией) позитивных показателей в результате подобного рода негативного побуждения мотива может объясняться просто тем, что навязываемое испытуемым сомнение противоречит свойственным части из них обобщенным ожиданиям успеха и тем самым побуждает актуализацию содержаний, связанных с уверенностью в возможности аффилиации. Для проверки этой гипотетической зависимости представляется необходимым предварительное измерение изучаемого мотива в нейтральных условиях. Что касается применявшихся для анализа содержания рассказов ТАТ ключевых категорий [подробно описаны в работе: R. W. Heyns, J. Veroff, J. W. Atkinson, 1958], то они так и не были изменены, хотя требуют доработки в соответствии с теоретически обоснованными критериями валидности. позволяющими развести избегание отвержения и стремление к аффилиации. Наконец, авторы дают столь широкое определение темы аффилиации, что оно охватывает весь неструктурированный конгломерат возможных социальных мотивов, в том числе таких, как стремления к одобрению, признанию или доминированию. В последующие годы были предприняты попытки углубить экспериментальный анализ в двух направлениях: во-первых, созданием для каждой из тенденций мотива особой ситуации актуализации и, во-вторых, их раздельной фиксацией при анализе содержания результатов выполнения проективных тестов. В рамках первого направления Френч и Чэдвик [Е. G. French, I. Chadwick, 1956] попробовали разделить «социометрическую ситуацию» на позитивную (субъект пользуется в группе популярностью) и негативную (субъект не пользуется в группе популярностью). Однако испытуемые (ими были служащие одной из военно-воздушных баз США) восприняли данные социометрии (фиктивные) как недостоверные. Поэтому авторы смогли говорить лишь о неспецифическои ситуации актуализации. В этом исследовании вначале был измерен мотив аффилиации (экспериментальный план НA) с помощью одной из разработанных Френчем методик, так называемого теста на интуицию (вместо картинок испытуемому дается ряд предложений типа «Том всегда позволяет выигрывать другим», которые надо развернуть в рассказ; анализ самих рассказов в основном осуществляется по категориям, предложенным Аткинсоном с соавторами). Была также замерена популярность испытуемых в своих подразделениях, что позволило уравнять по обоим переменным экспериментальную и контрольную группы. Месяцем позже у испытуемых вновь измерялась мотивация аффилиации, на этот раз после ее искусственной актуализации (экспериментальный план 1а). Результаты оказались вполне однозначными: в случае актуализации мотивация возрастает, причем независимо от направления актуализации (однако специфичную по направлению актуализацию в эксперименте создать не удалось) и тем в большей степени, чем выше изначально зафиксированный мотив аффилиации. Эти не связанные с направлением актуализации мотивационные эффекты зависели от установленного социометрически статуса испытуемых: у популярных испытуемых росло число категорий содержания, связанного с НА, у непопулярных—с СО. Последний результат хорошо согласуется с нашими общими соображениями, поскольку популярность среди членов группы до некоторой степени должна совпадать с ожиданиями (применительно к данной группе) каждого члена группы. Отсюда можно сделать следующий вывод: ситуация социометрии актуализирует мотив аффилиации, однако направленность возникающей мотивации оказывается зависящей от ожиданий, которые (существующие уже в специфической форме) субъект привносит в ситуацию эксперимента. Это предположение подтвердилось в двух последующих работах. Первая из них—исследование Розенфельда и Франклина [Н. М. Rosenfeild, S. S. Franklin, 1966]—сама по себе не является убедительной. Испытуемыми этих авторов были студентки одного общежития. Они были разделены на четыре группы—одну контрольную и три экспериментальных, представителей которых перед ТАТ просили заполнить социометрический опросник. Испытуемым первой экспериментальной группы между заполнением опросника и ТАТ сообщали положительные результаты социометрии, испытуемым второй группы— отрицательные, испытуемым третьей группы результаты не сообщались. Во всех экспериментальных группах показатели мотивации выше, чем в контрольной группе, однако значимым это отличие от контрольной группы оказалось только в случае второй (здесь различие максимально) и третьей групп. Итоговый вывод авторов о том, что аффилиация является мотивом избегания (точнее, что мотивация аффилиации может наблюдаться только в угрожающей ей ситуации), представляется преждевременным, как и выводы рассмотренной выше работы Аткинсона и его соавторов [J. W. Atkinson, R. W. Heyns, J. Veroff, 1954]. По всей вероятности, сообщаемые испытуемым негативные результаты гораздо сильнее позитивных противоречат их реалистическим ожиданиям. Фактически рассказы ТАТ испытуемых второй группы содержали также чрезвычайно много позитивных высказываний. Для доказательства влияния обобщенных ожиданий опять-таки не хватает предварительного проведения ТАТ. Второе исследование принадлежит Фишману [D. В. Fishman, 1966], который отказался от всяких манипуляций по актуализации мотивации и явился первым, кто наблюдал реальное аф- филиативное поведение в условиях, мало-мальски приближенных к жизненным. В этом исследовании искусственное возбуждение мотивации было заменено действительными отношениями приязни и дружбы, выявленными из ответов совместно живущих студенток на специальный опросник. На основе этих ответов был составлен список специфических ожиданий, связанных с отдельными членами группы. Непосредственно перед (а не после!) заполнением опросника был проведен ТАТ, результаты которого обрабатывались в соответствии с ключевыми категориями анализа содержания, разработанными Хейнсом и его соавторами [R. W. Heyns, J. Veroff, J. W. Atkinson, 1958]. Наряду с суммарным показателем мотива аффилиации были выделены с помощью методики де Чармса [R. deCharms, 1957; см. также ниже] показатели обеих тенденций—НА и СО. Через определенное время после этого (от 2 до 4 недель) устраивалась встреча каждых четырех живущих вместе испытуемых в особой уютно обставленной комнате. Сначала они предоставлялись сами себе, а потом получали письменную инструкцию провести дискуссию по одной из популярных среди студентов тем. Экспериментатор, находившийся в соседней комнате, наблюдал происходящее с помощью особого приспособления и фиксировал в соответствии со специально разработанными ключевыми категориями «позитивное» и «негативное» аффилиативное поведение (на основе этих данных было вычислено процентное содержание «позитивных актов»).Представленные в табл. 1 данные так же, как и результаты исследования Френча и Чэдвика [Е. G. French, I. Chadwick, 1956]; показывают значимость специфических ожиданий, которая становится явной при рассмотрении этих ожиданий вместе с результатами ТАТ. При недифференцированном рассмотрении результатов всех испытуемых обнаружены лишь слабые корреляции мотива аффилиации в целом и тенденции НА с позитивным аффилиативным поведением. Корреляция между таким поведением и тенденцией СО практически отсутствует. Корреляции значительно возрастают (в случае НА от 0,20 до 0,58), когда рассчитываются для подгруппы испытуемых, обладающих сильными положительными специфическими ожиданиями, в то время как высокие обобщенные ожидания не приводят к увеличению связи между величиной мотива аффилиации и позитивным аффилиативным поведением. Иначе говоря, наиболее интенсивный обмен позитивными аффилиативными действиями наблюдается в тех случаях, когда сильной положительной привлекательности (высокие общие показатели и высокие показатели НА в ТАТ) сопутствуют высокие специфические ожидания (сильная взаимная приязнь партнеров).
Таблица 1 Корреляция показателей ТАТ с долей (в %) позитивных аффилиативных действий в групповой дискуссии [D. В. Fishman, 1966, р. 158]
Испытуемые (количество) |
Показатели ТАТ | ||
мотив аффилиации | НА | СО | |
Всего — N = 80 | 0,22* | 0,20 | 0,10 |
Со специфическими аффилиативными ожиданиями: | |||
Низкими — N = 40 | -20,02 | -0,19 | 0,24 |
Высокими — М = 40 | 0,46** | 0,58** | 0,16 |
По той же причине корреляции мотива аффилиации (тенденций НА и СО) и специфических аффилиативных ожиданий принимают близкие к нулю значения. Исходя из основанной на ТАТ методики, можно предположить, что высокий суммарный показатель и высокое значение НА предсказывают поведение, для которого характерны направленность на аффилиацию и ее положительная эмоциональная окраска в той мере, в какой этому не противоречат специфические ожидания. Это правило не распространяется на показатель СО, хотя он, как и показатель НА, тесно коррелирует с суммарным значением мотива аффилиации. Тенденция СО измеренная в соответствии с применявшейся методикой) не сопровождается поведением избегания и негативными аффилиативными действиями.Были предприняты попытки развести оба компонента мотива в рассказах ТАТ. Де Чармс [ R. DeCharms, 1957] и следовавший ему Фишман просто разделили общее количество баллов, подсчитываемое по методике Аткинсона и его соавторов [J. W. Atkinson, R. W. Heyns, J. Veroff, 1954; R. W. Heyns, J. Veroff, J.W. Atkinson, 1958], на два суммарных показателя (охватывающих как позитивные, так и негативные высказывания): один— для рассказов, в которых преобладает тематика отвержения (СО), второй—для рассказов, в которых доминирует тематика удачной аффилиации (НА). Бирн с соавторами [D. Вугne, R. D. McDonald, J. Mikawa, 1963], кроме этого, выделили для каждого рассказа наличие или отсутствие положительной или отрицательной «межличностной эмоции». Они обнаружили, что росту значений показателей ТАТ, полученных в нейтральной ситуации, соответствует увеличение числа рассказов с положительными эмоциями, в то время как негативные эмоции чаще появляются при средних и низких значениях показателей. Авторы сделали на основании этого вывод, что высокие значения ТАТ говорят о тенденции НА, низкие—о тенденции СО, а средние—о конфликте между ними. Однако существует гораздо более тривиальное объяснение. Если из ключевых категорий, выделенных Хейнсом и соавторами для анализа содержания, исключить негативные (как, например, категорию «негативно окрашенные чувства»), то с увеличением показателя рассказа по ТАТ позитивная межличностная аффективная нагрузка его содержания неизбежно должна расти.Единственная до настоящего времени попытка разработать ключевые категории анализа содержания для противоположных по направлению возбуждаемой мотивации ситуаций принадлежит Лауфену [A. Laufen, 1967]. Он предложил испытуемым перед проведением ТАТ заполнить опросник, предназначенный выявить мотивацию аффилиации. Для одной группы вопросы были сформулированы с позиции страха отвержения, для другой—с позиции надежды на аффилиацию. В обоих случаях требовалось только ответить «да» и «нет». Отобранные заранее ключевые категории анализа содержания обнаружили значимое различие в ожидаемом направлении только для тенденции СО. Но в любом случае предложенный способ манипуляции мотивацией обладает невысокой валидностью, ибо уверенный в успехе аффилиации испытуемый может спокойно отвечать «нет» на вопросы, связанные с отвержением без какой бы то ни было актуализации тенденции СО. Более убедительный способ валидации мы обсудим ниже.
studfiles.net
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
§ 2.2.2. Мотив аффилиации В отличие от мотива достижения и тревожности мотивы аффилиации и власти носят ярко выраженный социальный характер, т.е. могут быть осуществлены только во взаимодействии с другими людьми, хотя мы условно рассмотрим их с позиции одного человека. |
txtb.ru
19.Мотив аффилиации и мотив власти
Аффилиация (англ. affiliation – соединение, связь) — элемент мотивационно–потребностной сферы, которая выражается побуждением к общению, к эмоциональным контактам, к дружбе и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности.
А. Адлер (1870–1937), австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии, в работах конца 1920–х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я–центрирования в ущерб группа–центрированию. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности. Человеку с выраженным социальным интересом свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Аффилиация проявляется в стремлении любить, заводить дружбу, испытывать привязанность, радоваться другим людям, жить в кругу друзей, сотрудничать с другими, присоединяться к группам. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе, приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.
Повышение уровня аффилиации часто наблюдается в ситуации неопределенности и субъективной опасности.
В основе аффилиации лежит эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает — вопреки сознательному контролю — разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.
studfiles.net