Мотив определяется как предмет основное содержание произведения: Входной контроль по литературе в 10 классе

Входной контроль по литературе в 10 классе

Входной контроль по литературе в 10 классе

1вариант

1.Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:

а) эпос

б) лирика

в) драма

2. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями:

а) лирика

б) драма

в) эпос

3. Повествование об отдельном событии из жизни человека:

а) повесть

б) очерк

в) рассказ

4. Небольшое произведение (преимущественно в стихах) нравоучительного характера, аллегорического содержания:

а) поэма

б) ода

в) баллада

г) басня

5. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:

а) комедия

б) трагедия

в) драма

6. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:

а) мотив

б) идея

в) тема

7. Мотив определяется как:

а) предмет, основное содержание произведения

б) замысел, определяющий содержание произведения

в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора

8. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:

а) эпиграф

б) лирическое отступление

в) эпилог

9. Эзопов язык представляет собой:

а) сравнение

б) иносказание

в) преувеличение

10. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:

а) аллегория

б) олицетворение

в) гипербола

11. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:

а) эпитет

б) метафора

в) антитеза

12. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.

а) пропуск

б) бессоюзие

в) градация

13. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

(А.С.Пушкин)

а) эпитет

б) сравнение

в) олицетворение

14. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком…

(С.А.Есенин)

а) эпитет

б) сравнение

в) олицетворение

15. Назовите художественный приём:

В сто сорок солнц закат пылал…

(В.Маяковский)

а) литота

б) гипербола

в) гротеск

16. Назовите художественный приём:

Сгорели в танках мои товарищи –

До пепла, до золы, дотла.

(Б.Слуцкий)

а) гипербола

б) гротеск

в) градация

17. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:

а) хорей

б) ямб

в) дактиль

18. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:

а) анапест

б) ямб

в) дактиль

19. Стихотворение из 14 строк:

а) триолет

б) рондо

в) сонет

20. Определите способ рифмовки:

«…Его пример другим наука;

Но, Боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!..»

(А.С.Пушкин)

а) кольцевая

б) перекрёстная

в) парная

г) белый стих

21. Продуктивный художественный метод, положивший в основу литературных произведений выявление социальных законов, взаимосвязи характеров и обстоятельств:

а) реализм

б) романтизм

в) классицизм

г) сентиментализм

22. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:

а) для классицизма

б) романтизма

в) реализма

23. Предшественником романтизма был:

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

24. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:

М. В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

Входной контроль по литературе в 10 классе

2 вариант

1. Малый жанр повествовательной (эпической) литературы:

а) роман

б) рассказ

в) повесть

2. Народное поэтическое творчество:

а) фольклор

б) драма

в) эпос

3. Крупное многочастное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией:

а) дума

б) баллада

в) поэма

4. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:

а) комедия

б) трагедия

в) драма

5. Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:

а) эпос

б) лирика

в) драма

6. Повествование об отдельном событии из жизни человека:

а) повесть

б) очерк

в) рассказ

7. Эзопов язык представляет собой:

а) сравнение

б) иносказание

в) преувеличение

8. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:

а) для классицизма

б) романтизма

в) реализма

9. Предшественником романтизма был:

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

10. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:

М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

11 . Определите литературное направление по названию произведения и его автору:

«Бедная Лиза», Н.Карамзин

а) классицизм

б) романтизм

в) сентиментализм

12. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:

а) аллегория

б) олицетворение

в) гипербола

13. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:

а) эпитет

б) метафора

в) антитеза

14. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.

а) пропуск

б) бессоюзие

в) градация

15. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:

а) мотив

б) идея

в) тема

16. Мотив определяется как:

а) предмет, основное содержание произведения

б) замысел, определяющий содержание произведения

в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора

17. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:

а) эпиграф

б) лирическое отступление

в) эпилог

18. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом.

(А.С.Пушкин)

а) эпитет

б) сравнение

в) олицетворение

19. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком…

(С. А.Есенин)

а) эпитет

б) сравнение

в) олицетворение

20. Назовите художественный приём:

В сто сорок солнц закат пылал…

(В.Маяковский)

а) литота

б) гипербола

в) гротеск

21. Назовите художественный приём:

Сгорели в танках мои товарищи –

До пепла, до золы, дотла.

(Б.Слуцкий)

а) гипербола

б) гротеск

в) градация

22. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:

а) хорей

б) ямб

в) дактиль

23. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:

а) анапест

б) ямб

в) дактиль

24. Определите способ рифмовки:

«…Его пример другим наука;

Но, Боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!..»

(А.С.Пушкин)

а) кольцевая

б) перекрёстная

в) парная

г) белый стих

Ключи к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

б

в

в

г

а

в

в

в

б

б

б

б

в

а

б

в

а

в

в

в

а

а

б

а

б

а

в

а

б

в

б

а

б

а

в

б

б

б

в

в

б

в

а

б

в

а

в

в

Система оценивания:

«5»

21-24

85%-100%

«4»

17-23

70%-84%

«3»

11-16

45%-69%

«2»

Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями теста по литературе (входной контроль в 10 классе)

1. 1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

Входной тест по литературе 10 класс | Тест по литературе (10 класс):

Входной тест по литературе, 10 класс

1. Определите литературное направление:

1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением  самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

3) Возникло и существовало во второй половине  XVIII века. Отличалось повышенным интересом к человеческим чувствам и  к окружающему миру. Характерно  исключительное внимание к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого человека.

А- классицизм;       Б-сентиментализм;          В- романтизм

 

2. Соотнесите литературные направления и писателей:

А- М.В.Ломоносов        1.  романтизм

Б -В.А.Жуковский        2. классицизм

В —  А. С.Пушкин (ранний период)        3. сентиментализм

Г —  М.Ю. Лермонтов (ранний период)

Д–  Д.И.Фонвизин

Е-  Г.Р.Державин

Ж-  Н.М.Карамзин

3. Соотнесите авторов , произведения и их жанры:

А.С.Грибоедов                          «Мёртвые души»                                       комедия                                

А.С. Пушкин                             «Герой нашего времени»                          роман в стихах

 М.Ю. Лермонтов                      «Горе от ума»                                            поэма

Н.В.Гоголь                                 «Евгений Онегин»                                    философски-психологиче-

                                                                                                                     ский роман

4. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

 

5. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни».

А- Грушницкому;   Б- Печорину;     В – Максиму Максимычу;  Г- Вуличу.

6. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобызаложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние?

А—Ноздрёв      Б- Собакевич         Г- Манилов             Д- Чичиков

7. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями:

       а) лирика

       б) драма

       в) эпос

8. Повествование об отдельном событии из жизни человека:

       а) повесть

       б) очерк

       в) рассказ

9.  Небольшое произведение (преимущественно в стихах) нравоучительного характера, аллегорического содержания:

        а) поэма

        б) ода

        в) баллада

        г) басня

10. Мотив определяется как:

       а) предмет, основное содержание произведения

       б) замысел, определяющий содержание произведения

       в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора

11. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:

       а) эпиграф

       б) лирическое отступление

       в) эпилог

12. Эзопов язык представляет собой:

        а) сравнение

        б) иносказание

        в) преувеличение

13. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:

         а) аллегория

         б) олицетворение

         в) гипербола

 14.Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:

       Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.

       а) пропуск

       б) бессоюзие

       в) градация

15 .Назовите художественное средство в выделенном сочетании:

      Над омраченным Петроградом

       Дышал ноябрь осенним хладом.

                                         (А.С.Пушкин)

       а) эпитет

       б) сравнение

       в) олицетворение

16. Назовите художественный приём:

В сто сорок солнц закат пылал…

                                (В.Маяковский)

           а) литота

           б) гипербола

           в) гротеск

17. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:

           а) анапест

           б) ямб

           в) дактиль

18. Стихотворение из 14 строк:

           а) триолет

           б) рондо

           в) сонет

19. Определите способ рифмовки:

«…Его пример другим наука;

Но, Боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!..»

                      (А.С.Пушкин)

       а) кольцеваяфвб

       б) перекрёстная

       в) парная

       г) белый стих

20.  Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

        

21. Придумайте образные соответствия таким понятиям, как любовь, надежда, совесть, мужество (например, время — песочные часы).

 

Что такое Мотив? Определение, примеры мотивов в литературе

Определение мотива: Мотив – это идея, объект или концепция, повторяющаяся в тексте.

Что означает мотив?

Что такое мотивы? Мотив — это литературный термин, который представляет собой идею, объект или концепцию, повторяющуюся на протяжении всего текста. Мотив дает ключ к теме или усиливает идеи, которые автор хочет подчеркнуть.

Мотив обычно усиливает тему текста.

Мотив должен повторяться в тексте, чтобы считаться мотивом. Однако мотив может проявляться в различных формах.

Мотив Примеры:

Например, «смерть» может быть мотивом в литературном произведении. Автору не обязательно использовать слово «смерть» для выражения мотива. Он мог написать «похороны», «могила», «мертвый» и так далее. Кроме того, он мог изобразить похожие на смерть образы, чтобы добавить к мотиву.

Весь язык и образы будут способствовать мотиву. Сам мотив будет способствовать авторской теме.

Мотив и символ: в чем разница?

Мотив – это повторяющаяся идея или концепция в тексте.

Символ — это объект, представляющий то, чем он не является. Типичным примером является то, что сердце является символом любви.

Писатель может использовать символ для усиления мотива.

Давайте рассмотрим пример, продолжающий мотив «смерти» сверху.

Писатель может поставить гроб в сцену текста. Сам гроб является символом смерти. Это объект, который представляет смерть. Символ гроба дополнял мотив «смерти».

Символы могут дополнять мотив. Мотив усиливает тему.

Мотив и тема: в чем разница?

Мотив повторяется на протяжении всего текста и является основой для развития авторской темы.

Тема — это сообщение, которое автор намеревается передать своим текстом. Читатель будет использовать подсказки по всему тексту, чтобы собрать это сообщение. Одним из таких ключей может быть мотив.

Тема — это сообщение, которое аудитория должна сделать после прочтения. Мотив использует объекты и идеи по всему тексту, чтобы внести свой вклад в это сообщение, в тему.

Функция мотива

Мотив предлагает тонкие или явные ключи к сообщению автора.

Автор вплетает мотив в свою работу, чтобы подчеркнуть свою тему.

Не все литературные произведения содержат мотивы. Однако автор может включить мотив, чтобы создать особое настроение, которое подсказывает аудитории тему.

Примеры мотивов в литературе

Что такое мотив в литературе? Уильям Шекспир часто использует мотивы в своих пьесах, чтобы выразить и усилить тему.

Пример мотива в литературе:

Мотив в Ромео и Джульетта — это «свет и тьма». Вот некоторые примеры:

  • На протяжении всей пьесы Ромео обращается к Джульетте как к мощному источнику света.
  • Ночь (луна) не ровня красоте Джульетты.
  • Джульетта тоже говорит, что Ромео зажигает ее.
  • Влюбленные — «звезды», освещающие темное небо.
  • Их любовь обсуждается как вспышка молнии.

Идеи и концепции, касающиеся света и тьмы, повторенные выше, вносят свой вклад в мотив на протяжении всей пьесы.

Сам мотив «света и тьмы» дополняет тему пьесы.

Шекспир обнажает в пьесе такие дихотомии, как свет и тьма, чтобы подчеркнуть, что любовь Ромео и Джульетты была обречена с самого начала.

Контраст света и тьмы только способствует мысли о том, что вместе они не могут поддерживаться, как не могут сосуществовать свет и тьма — одно всегда уравновешивает другое.

Описание: Что такое Мотив?

Определение мотива: определение мотива идея, объект или концепция, которые повторяются на протяжении всей истории. Вот несколько ключевых элементов мотива в литературе,

  • повторяющаяся идея или концепция в литературном произведении
  • источник инсайта для автора темы
  • инструмент, который может использовать символы или создавать настроение

Содержание

  • 1 Что означает мотив?
  • 2 Мотив и символ: в чем разница?
  • 3 Мотив и тема: в чем разница?
  • 4 Функция мотива
  • 5 Примеры мотива в литературе
  • 6 Резюме: Что такое мотив?

Что такое Мотив? || Справочник штата Орегон по литературным терминам | | Колледж свободных искусств

Что такое Мотив? Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео)

Лиз Делф и Мариса Уильямс

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке.

Что такое мотив? Мотив — это повторяющийся узор — образ, звук, слово или символ, который снова и снова повторяется в рамках определенного рассказа. Хорошо, это достаточно просто. Большой вопрос ПОЧЕМУ? Повторяющийся узор или мотив может делать несколько вещей:

Прежде всего, это привлекает наше внимание к нему. Если вы видите что-то повторяющееся, подчеркните это и внимательно рассмотрите. Спросите себя: ПОЧЕМУ автор хочет, чтобы я обратил внимание на этот образ или узор? Мотив может подчеркнуть что-то о персонаже, чтобы помочь нам лучше понять его, или он может помочь создать настроение истории.

Часто мотивы усиливают темы рассказа. Чтобы было ясно, мотив — это не то же самое, что тема, но мотивы могут быть панировочными сухарями, которые ведут нас к открытию темы или поддерживают и усиливают ее.

Наконец, мотивы могут вызывать другие моменты истории, чтобы напомнить нам о связи между сценами.

Давайте рассмотрим пару примеров, чтобы лучше понять, что это означает на странице.

В известном рассказе Джеймса Болдуина «Блюз Сонни» используется несколько мотивов для усиления темы и динамики персонажей.

Одним из них является непрекращающийся паттерн тьмы и света. В самом первом абзаце рассказа рассказчик в метро смотрит на газетную статью об аресте своего брата.

«Я смотрел на это в качающихся огнях вагонов метро, ​​в лицах и телах людей и в своем собственном лице, пойманном в ловушку темноты, ревущей снаружи».

Эта схема света и тьмы, тьмы и света появляется на протяжении всей истории. Оно всплывает так часто, что мы начинаем обращать на него внимание, отслеживать его, замечать различные контексты и линии, в которых оно используется.

В этой истории мотив тьмы и света усиливает темы страданий и спасения, заточения и свободы. Качающийся свет метро не является прямым символом спасения в этом отрывке, но непрекращающаяся картина контрастов усиливает эти более важные идеи и просит нас проследить их на протяжении всей истории.

Еще одним мотивом в истории Болдуина является джазовая музыка. Этот мотив переносит нас во время и место — Гарлем 1950-х, — но это также способ выражения, речи, реакции на расистскую культуру. Это способ для Сонни обрести свободу, которую рассказчик не понимает. В некоторых моментах он используется символически для обозначения различий между двумя персонажами, но он также является частью настроения,

тон, форма, настройка и структура произведения. Если бы он был упомянут только один раз, мы могли бы легко его пропустить, но не так, когда это такой заметный паттерн.

Еще один пример богатого мотивами рассказа — «Бочонок амонтильядо» Эдгара Аллана По.

Вся история пропитана разложением — селитра на стенах, скелеты в катакомбах. Смерть и разложение — распространенный мотив в готических историях, подобных этой, и это определенно увеличивает фактор жуткости. Это ключевая часть создания настроения и чувства истории, а также усиления темы безумия или умственного и морального упадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *