Мотив в психологии определение – Мотив (психология) — это… Что такое Мотив (психология)?

понятие и виды мотива в современной психологической науке

Ежедневно мы выполняем сотни стандартных (и не очень) операций. Каждая из них чем-то или кем-то побуждаема, т.е. имеет мотив. Мы решили подробнее разобрать этот термин и все его особенности, чтобы понять, на основе чего человек действует, и как он себя заставляет сделать что-либо.

Понятие «мотив» — что это в психологии?

Ученые утверждают, что термин обозначает «совокупность движущих сил, побуждающих к действию». А. Н. Леонтьев называл рассматриваемое понятие в качестве психологического стимулятора создания.

Структурно оно состоит из нескольких частей:

  • Блок потребностей – он включает социальные и биологические потребности; благодаря его наличию человек осознают нужность последующего действия и долженствования.
  • «Внутренний фильтр» — сюда относится нравственный контроль, формирование оценочного суждения по поводу своих возможностей и внешней ситуации.
  • Целевой блок – эта часть структуры отражает образ желаемого.

Рассматриваемое явление дает ответ на вопрос «Для чего? Зачем?». Иногда он звучит иначе – «Для кого?» Поступок может иметь не только личностный, но и общественный смысл.

Этапы формирования

Стадии мотивации и их особенности напрямую зависят от физических раздражителей или/и от социальных факторов. Выделяют следующие этапы:

  • Оформление первичной мотивации. Сначала происходит формирование необходимости к поисковой активности. Для перехода на следующие этапы нужно, чтобы «закрытие» потребности было значимым для личности. Для этого важно осознать собственную нужду и превратить ее в переживание, которое бы далее переросло в стремление ее устранить.
  • Поисковая активность. Она осуществляется, когда индивид попадает в условия, где для него многое видится неизвестным и неизученным, и он не обладает всей полнотой информации для принятия первичного мотива. Основная задача на данном этапе – определение вероятности достижения успеха и прогнозирование возможных последствий.
    При формировании мотива человек учитывает множество фактов. Они составляют мотивационное поле.
  • Выбор цели и формирование намерений. На данной ступени человек выбирает цель и способ реализации своей нужды.

Побуждение к достижению приводит индивида к действию. С его появлением можно говорить об окончательно сформированном мотиве.

Разновидности

Выделяют следующие мотивы:

  1. самоутверждения. Связан с самолюбием и честолюбием. Индивид стремится доказать окружающим свою значимость. Его целью является получение определенного статуса и уважения в обществе.
  2. идентификации. Основан на стремлении быть похожим на кумира (это может быть как известный актер, так и собственный отец). Происходит идентификация себя с объектом подражания, что ведет к повышению уровня энергетического потенциала.
  3. власти – является одним из самых главных движущих механизмов. При таком подходе люди стремятся занять в коллективе руководящую роль, определять и контролировать деятельность других.
  4. саморазвития. Связан с желанием реализовать свои способности. Часто данный вид мотивации сопровождается возникновением внутриличностного конфликта.
  5. достижения цели. Проявляется как стремление показать высокие результаты в деятельности. Выбираются сложные задания, появляется желание их выполнить.
  6. аффилиации. Потребность основана на желании взаимодействовать и выстраивать отношения с окружающими. Человек хочет познавать других людей и через это производить познание себя.

Существует разделение по степени осознанности. Согласно нему, побуждения могут быть неосознанными и осознанными. Личность может четко их осознавать (тогда они будут именоваться реальными) либо «надумывать» (в этом случае их называют мнимыми).

Есть классификация, предполагающая разделение по степени общественной значимости. Такой вариант выдвинула советский психолог Л.И. Божович. Она указала, что некоторые побуждения могут иметь значимость для общества, а другие – для отдельно взятой личности (их еще иногда называют эгоистическими).

В зависимости от актуальности для индивида А. Леонтьев выделил действующие и потенциальные мотивы.

Функции

У мотивов есть несколько функций, в т.ч.:

  • управляющая, которая связана с выстраиванием стратегии;
  • направляющая – устанавливает вектор на объект и результат деятельности;
  • побуждающая – возникают потребности, приводящие к мобилизации человеческих сил;
  • организующая – отражает планирование будущих поступков;
  • отражательная – в сознании индивида находят отражение средства достижения и последствия производимого выбора;
  • смыслообразующая – оценивание существующей нужды с опорой на имеющиеся обстоятельства.

Психологи и ученые активно занимались поиском методов повышения мотивации – так появилось множество теорий. Каждая их них дает свое объяснение человеческим поступкам.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие «мотив», типы классификации, его структуру, функции и этапы формирования. Выяснилось, что провоцировать к действию могут разные виды таких стимулирующих установок. В конечном итоге побуждение приводит к деятельности – совершению связки действий, продиктованных одной мотивацией (или целым их комплексом).

psihologia.biz

Мотив — это… Значение психологического термина — Психология закономерностей

Мотив пояснение

МОТИВ — 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (-> мотивация).

2. Предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, — побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется.

3. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив явлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

В зарубежной психологии выделен ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения субъекта: побудительная и направляющая функции мотива, детерминация поведения человека неосознаваемыми мотивом, иерархия мотивов, стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостаток этих исследований — отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.

В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы — «предметы потребностей». Отсюда — центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.

У человека источник развития мотивов — это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. В качестве таких потенциальных мотивов в онтогенезе выступают присущие данному обществу ценности, интересы и идеалы, кои в случае их интериоризации личностью могут приобрести побудительную силу и стать реальными мотивами.

Эти мотивы выполняют функцию смыслообразования — придают отражаемой в индивидуальном сознании действительности смысл личностный. Функция смыслообразования связана с контролированием общей направленности деятельности личности. Функция контролирования обеспечивается мотивами не прямо, а через механизм коррекции эмоциональной поведения: эмоции оценивают смысл личностный происходящих событий; при несоответствии этого смысла мотивы изменяют общую направленность деятельности личности. Динамика мотива в конкретных ситуациях обусловлена активностью надситуативной, приводящей к постановке личностью сверхзадач и к появлению новых мотивов деятельности. Изучение сферы мотивационно-смысловой — центральная проблема психологии личности.

Мотив рождается в акте опредмечения потребности (-> потребность: опредмечение). Определяется как предмет потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет потребности — не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив — то, ради чего совершается действие, деятельность.

Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него — если мотив отрицательно валентен.

Типичный признак мотива — множество, «гнездо» действий, кои собираются вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.

Мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой стороны, действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Эта полимотивированность — типичное явление.

По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные — мотивами-стимулами.

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

Мотивы образуют иерархическую структуру (-> сфера мотивационная).

Если при теоретическом анализе деятельности естествен путь потребность — мотив — цель — действие, то в реальной деятельности постоянно идет обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. То, как новые мотивы образуются в ходе деятельности — вопрос очень сложный. В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига мотива на цель.


ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

psiho-zakon.ru

Мотив в психологии: понятие и характеристика форм

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Мотив в психологии – это то, что вынуждает личность действовать. То есть, возникла потребность – её следует удовлетворить, но не каждый способен обнаружить для себя весомые причины, чтобы разворачивать активную деятельность, и тогда на отсутствие попыток также будет свой мотив.

Немного общей информации

Знаете, что отличает живую природу от неживой? Потребности. Они сопровождают каждое живое существо, напоминая ему что-то делать, чтобы сохранить себя. Распознавая, в чём именно нуждается в данный момент, это существо или человек отправляется на поиски необходимого, из-за чего активизируется весь его организм.

Это уже будет целью, которая вполне может не совпадать с мотивом, так как первая указывает на то, к чему именно стремится организм, а второй – почему он это делает. Он, кстати, является не просто одной из важных составляющих нашей деятельности, но также ценным компонентом мотивационной сферы. Не обладает такими характеристиками, как статичность и стабильность, потому что постоянно меняется в течение жизни, порой настолько затрагивая личность человека, что превращается в черту характера.

Например, такое понятие как альтруизм, на самом деле берёт своё начало из ощущения постоянного желания помогать, основой которого может служить потребность в признании или наоборот, получении поддержки и помощи. Но, не в силах заявить о них или признать, человек начинает действовать прямо противоположным образом. Более подробно о мотивации вы сможете узнать, если посмотрите эту статью.

Как работает мотив

  1. Начинается он с того момента, как человек ощущает нужду, неудовлетворение и тревогу, изменение эмоционального состояния, и даже физического. Вот смотрите вы вечером читаете книгу, и неожиданно замечаете, что желудок начинает «бурчать», вы немного «на взводе» и чтение уже не так увлекает, как прежде.
  2. После чего происходит процесс осознания. Сначала происходит поиск вероятной причины беспокойства. На нашем примере – это пищевая потребность, проще говоря, голод. Затем формируется и выделяется желание, то есть – я хочу есть, и уже тогда обдумывается способ или объект, которые помогут мне удовлетворить его. То есть, я непосредственно пытаюсь соотнести своё желание с реальностью, потому что, захотев утолить голод чёрной икрой – я могу и не обнаружить заветную баночку в холодильнике, как и денег на покупку, а вот бутерброд с колбасой – запросто.
  3. Осуществление намерения, то есть я начинаю действовать, чтобы ощутить удовлетворение, и спокойно читать книгу дальше.

Функции

  • Побуждающая. Она провоцирует на совершение каких-либо поступков и актуализирует импульсы. Вряд ли бы вы проснулись в час ночи, и заставили себя встать, если бы не ощутили сильное желание сходить в туалет.
  • Направляющая. Помогает выбрать, какой тип действий следует совершить, чтобы реализовать желание. Это чтобы вы дошли до туалета, а не просто стали в комнате справлять нужду.
  • Регулирующая. Эта функция отображает направленность, то ли на удовлетворение своих желаний, то ли коллектива, семьи и прочее.

Классификация

1. По содержанию

A. Идейные. Затрагивают ту часть личности, что отвечает за мировоззрение. И тогда человек будет отстаивать свою позицию, даже если будет понимать, что она вредит ему. Кстати, именно благодаря идейности многие лидеры достигали колоссального успеха и завоёвывали признание тысяч и миллионов людей. Не всегда, правда, они были положительными, например, как Гитлер или Муссолини.

B. Политические. Отображают отношение и выбранную позицию в сфере политики, отчего человек становится членом партии и прочее.

C. Нравственные. Учитываются теми, кто придерживается норм поведения, правил, морали и принципов. Кстати, отлично регулирует деятельность, порой предупреждая девиантность, и, что хуже – делинквентность, то есть совершение противоправных действий. Но это зависит от того, принципы какой группы блюдутся. Более подробно о девиантности можете узнать тут.

D. Эстетические. Отображают стремление к прекрасному, красивому. Именно оно порой движет художниками, музыкантами, дизайнерами…

2. По происхождению

A. Социальные. Их ещё называют патриотическими, потому что возникают на основе чувств любви и благодарности по отношению к стране, в которой родился. Существует бесчисленное количество историй, когда человек готов был умереть, только бы отстоять свою страну, город, он мог мучиться, страдать, но всё равно не покидать её пределы ради более комфортной жизни.

B. Коллективистские. Поведение личности определяется тем, в каком коллективе он находится. Существуют люди, способные пожертвовать собственными интересами ради группы, к которой принадлежит.

C. Рабочие. Возникают под влиянием особенностей сферы деятельности человека ведь, работа, по факту занимает большую часть жизни. К примеру, врачи, чтобы сохранить своё душевное и психическое здоровье, могут утратить способность к сопереживанию. Иначе, ежедневно проживая невыносимую боль и грусть, они вполне могут сойти с ума.

D. Поощрительные. Поощрения, в виде заработной планы, похвалы или грамот сподвигают людей выходить из зоны комфорта и отправляться работать. Такая себе стимуляция сохранять жизнедеятельность.

3. По сфере труда

A. Общественные, политические.

B. Профессиональные.

C. Познавательные.

4. По длительности

A. Постоянные. Если читали статью про пирамиду Маслоу, то знаете о существовании естественных потребностей человека, какие виды бывают и чем грозит их неудовлетворение. Невозможно накушаться раз и навсегда, как бы мы после переедания не обещали себе, больше никогда ничего не есть, всё равно наступит момент, когда пища переварится, и мы будем испытывать дикий голод.

B. Длительные. Могут быть актуальными много лет. Например, во время обучения в университете было очень интересно познавать что-то новое, но со временем, получив профессию и идеально зная сферу своей деятельности, человек может утратить стремление развиваться непосредственно в этой теме. Да и потом могут быть совсем другие приоритеты, например, необходимость много зарабатывать, чтобы прокормить семью, поэтому на чтение книг или написание диссертации не будет времени.

C. Кратковременные. Действуют в течение короткого промежутка времени, допустим, узнали о новом виде спорта, заинтересовались, немного освоили его и переключились на другие интересы.

5. По силе

A. Сильные. Встречали людей с настолько сильной мотивацией, что они готовы были горы свернуть, лишь бы достичь желаемого?

B. Умеренные. Формы проявления активности не столь яркие и сильные, как в предыдущем типе, но всё же, человек способен на многое, чтобы реализовать свои мечты.

C. Слабые. То есть мотивы, совсем никак не влияющие на жизнь и действия личности, хотя иногда побуждающие её к активности.

6. По проявлению

A. Реальные. То есть причины, что активируют организм и заставляют действовать, являются актуальными в данный период жизни, а не надуманными.

B. Потенциальные. Тут уже мотивы, которые сформировались, но пока никак не проявились, потому что, или изменилась сфера деятельности, или человек только готовится к ней.

7. По уровню осознанности

A. Осознанные. Характеристика осознанного человека отличается от неосознанного тем, что первый понимает, что именно он хочет, каким образом может этого достичь и какие его действия повлекут за собой последствия.

B. Неосознанные. Такие психологи, как Леонтьев или Петровский считали, что намерения обычно не осознаются человеком, а вот Зигмунд Фрейд утверждал, что хотя бы частично, но личность даёт себе отчёт в действиях, когда ей движут мечты.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую вам пройти тест «Тест на определение уровня мотивации на успех», чтобы знать, на каком уровне она у вас, и стоит ли пытаться её повысить. К тому же, по итогам тестирования указаны индивидуальные рекомендации для каждого уровня. Развитие – немаловажная часть жизни каждого человека, поэтому не стоит на ней экономить время и ресурсы. Ведь, как вы знаете, технологии не стоят на месте, и лидируют те, кто может проявить свои способности и верит в свои силы. Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

qvilon.ru

Мотивы - это... Что такое Мотивы?

        в психологии, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В современной психологии термин «М.» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. К М. относятся Потребности и Инстинкты, влечения (См. Влечение) и Эмоции, установки (См. Установка) и Идеалы.          Наиболее многочисленные работы, посвященные М., выполнены представителями Бихевиоризма и так называемой глубинной психологии (См. Глубинная психология). Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать поведение. В глубинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, символических формах (Психоанализ З. Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «побудительной силе» вещей немецко-американского психолога К. Левина (См. Левине)), о независимости М. человека от элементарных биологических потребностей (Г. Олпорт, США) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).

         В советской психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеческой деятельности и сознания, общественно-исторических по своей природе. Соответственно М. определяются как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. В М. конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только определяют собой М., но, в свою очередь, изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению, и способов их удовлетворения. Ещё более ярко роль М. в трансформации человеческих потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рождающихся лишь в обществе. Представление о предметной и социальной природе М. противостоит как теориям, ставящим человеческие М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

         Первичная форма М. — вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям. Впоследствии ими становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознательных целей («мотивы-цели»). Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими М., один из которых является основным, ведущим, а другие — подчинёнными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции (например, собственно М. труда и его материальное стимулирование). Особенность ведущих М. состоит в том, что, кроме функции побуждения и направления деятельности, они придают деятельности, её объектам и условиям тот или иной субъективный, личностный смысл. Например, труд в коммунистическом обществе имеет для рабочего иной смысл, чем в условиях капиталистического производства, когда он вынужден трудиться лишь ради заработка.

         М. могут находиться в различных отношениях между собой и наличными внешними обстоятельствами: усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с объективными возможностями реализации действия. Поэтому мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных действии и поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется также тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуально, т. е. при подготовке и выполнении действия; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными М. поступка или даже сознательно маскировать их.

         Развитие М. находит своё выражение не только в их обогащении, но и в установлении определённой иерархии М. — в выделении главных жизненных М. личности. При этом М., отвечающие элементарным потребностям, подчиняются высшим социальным и духовным М., так что при определённых условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.

         Изучение мотивационной сферы составляет центральную проблему психологии личности (См. Личность), её исторического и онтогенетического развития.

         Лит.: Якобсон П. М., Психологические проблемы мотивации поведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия, пер. с нем., М., 1925; Lewin K., A dynamic theory of personality, N. Y. — L., 1935; HaII J., Psychology of motivation, Chi., 1961; Allport G., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961; NuttinJ., Motivation et fonctions cognitives dans le comportement humain, в кн.: Симпозиум XVIII Международного психологического конгресса, в. 13, М., 1966.

         А. Н. Леонтьев.

dic.academic.ru

Функциональный мотив это что такое Функциональный мотив: определение — Психология.НЭС

Словообразование. Происходит от лат. functio - исполнение и moveo - двигаю.

Категория. Элемент мотивационно-потребностной сферы.

Специфика. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею - в форме потребления предмета или его создания - результат.

Исследования. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В "Никомаховой этике" Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности - как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно-функциональные потребности), или психологические качества (душевно-функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В.Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат (В.Штерн, К.Бюлер, А.Н.Леонтьев). Р.Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д.Берлайн, Г.Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса (К.Изард). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения "радостной поглощенности жизнью", при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я (М.Вертгеймер, А.Маслоу и др.).

Виды. При типологическом анализе функциональных мотивов различают:

- телесно-функциональные мотивы, ориентированные на собственную телесную организацию, связанные с удовлетворением от разрядки физического напряжения и двигательной активности ("мышечная радость") и имеющие, прежде всего, биологическую основу,

- предметно-функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.

Диагностика. В качестве средств индивидуальной диагностики функциональных мотивов, как правило, используют различные опросники интересов и личностные опросники, в которых личностные призна

vocabulary.ru

Мотивы - Как определять мотивы?


Мотивы поведения человека определяют суть его личности, являются основой индивидуальности каждого из нас. Мы поможем вам определить истинный и доминирующий мотив поведения человека. Знание мотива поведения вашего собеседника – это половина успеха в общении с ним. Вторая половина – это умение применить ваше знание. Мы дадим рекомендации, как правильно вести беседу с людьми, которые руководствуются разными мотивами поведения.

Как мотив определяет специфику человеческой личности: о разнообразии мотивов человеческой деятельности
Люди различаются не только чертами характера, особенностями эмоциональной сферы, взглядами на окружающий мир, но и мотивацией поведения.

Существует очень много мотивов, определяющих поведение людей. Иногда одна и та же деятельность обусловлена разными мотивами. Вспомним героев рассказа Чехова «Детвора»: детишки в рассказе играют в лото, и каждый ребенок делает это, руководствуясь своими мотивами и потребностями. У каждого свой интерес в игре: кто то играет из за денег, кто то из за азарта (стремится выиграть, чтобы потешить собственное самолюбие), кто то ради процесса, а кто то погружен в арифметику игры и получает удовольствие от того, как много на свете всяких цифр. То же самое происходит и во взрослом мире – казалось бы, мы все в основном живем по одинаковой схеме: ходим на работу, женимся и выходим замуж, заводим детей, одеваемся, общаемся с окружающими нас людьми, но каждый человек делает это, преследуя свои цели, хочет удовлетворить только те потребности, которые для него являются первостепенными. Для кого то работа – это возможность хорошо заработать, а для кого то возможность получить признание окружающих, кто то женится по любви, а кто то по расчету.

Помните о том, что, общаясь с разными людьми, мы должны учитывать их разные жизненные цели и мотивы людей. Благодаря нашему знанию основного мотива человека мы сможем грамотно подобрать к нему подход, научимся общаться с ним так, чтобы понравиться ему.

Как определить, каким мотивом руководствуется человек? Нужно всего лишь понаблюдать за ним, постараться определить его интересы, увидеть его жизненную цель. Это бывает очень просто: к примеру, людей корыстолюбивых и алчных мы сразу можем вычислить по их страсти к деньгам и материальным ценностям; людей, стремящихся к признанию окружающих, – по их желанию быть постоянно на виду и привлекать всеобщее внимание. А вот завистников и людей, живущих в постоянном страхе, не так то просто вычислить одним наблюдением. Нужно прислушаться к тому, о чем человек говорит, выяснить, о чем мечтает, постараться завести с ним задушевный разговор – и только тогда вы поймете и вычислите, чем живет этот человек, к чему он стремится. Только после этого вы сможете грамотно выбрать подходящую тактику для общения именно с этим человеком, чтобы не обидеть его или не попасть под его влияние.

Мотив выгоды: хочу стать богатым
Один из самых распространенных человеческих мотивов – это мотив выгоды, мотив наживы. Некоторые люди живут, действуют, совершают хорошие и дурные поступки только с одной целью – чтобы получить материальное вознаграждение. Они оценивают все с позиции «выгодно – не выгодно»: работа должна быть высокооплачиваемой, общение с окружающими людьми должно приносить пользу.

Как определить человека, который живет, руководствуясь мотивом выгоды? Достаточно легко вычислить такого человека, если попытаться проанализировать круг его интересов. Такие люди, как правило, материалисты от кончиков до корней волос. Они все меряют в денежном (числовом) эквиваленте. К примеру, хорошая работа – это та, где ты можешь хорошо заработать, хороший друг – это тот, который может дать взаймы, который может помочь в карьерном росте. Главная ценность у этих людей – это деньги. Высшая цель – разбогатеть.

Такие люди живут в материальном мире и не всегда бывают интересными собеседниками, так как круг их интересов замыкается только на вещном мире. Они любят поговорить на темы: магазины, шмотки, кто сколько получает, какой у них плохой начальник – последний раз повышал зарплату полгода назад. Они очень завидуют финансовому росту их знакомых, не терпят, когда окружающие хвастаются своими успехами в работе и выгодными сделками.

Как правильно с ним контактировать? Если в ваших интересах поддерживать контакт с человеком, круг интересов которого ограничен материальными ценностями, тогда вы должны придерживаться следующих правил. Во первых, вам придется общаться на денежном языке: вы должны быть компетентны (или хотя бы делать вид, что вы кое что понимаете) в вопросах где, что и почем. Основные темы для разговора с такими людьми – все, что касается зарабатывания и траты денег. Им интересно будет поговорить о действующих распродажах и выгодных скидках (они будут вам весьма благодарны, если вы расскажете им, где можно подешевле что то купить).

Общение с такими людьми всегда предполагает подводные рифы: если человек с материальными интересами заинтересовался вами, стал к вам особенно внимателен, будьте уверены, что он что то хочет от вас получить. Как правило, такие люди очень правильно выбирают себе знакомых: они руководствуются все тем же мотивом выгоды. Поэтому просто так общаться с вами и тратить на вас свое драгоценное время они вряд ли станут.

Но есть и свои преимущества в общении с ними: они достаточно практичны, у них неплохие связи. Они смогут дать вам хорошие советы на тему: как и где можно прилично заработать, если только вы не будете претендовать на их место под солнцем.

Мотив признания окружающих: хочу, чтобы меня ценили
Некоторые люди стремятся к тому, чтобы завоевать признание окружающих, из кожи лезут вон, чтобы их заметили. Очень часто люди такого типа выбирают себе публичные профессии – актера, телеведущего, журналиста. Очень редко они работают офисными клерками или простыми учителями.

Как вычислить человека, который стремится к всеобщему признанию? Это достаточно яркие личности, очень импульсивные и ранимые. Они очень любят общество и, как правило, отдают предпочтение большим и шумным компаниям, стремятся всегда находиться в центре внимания. Если они не выбрали какую либо творческую или публичную профессию, то их потребность во внимании окружающих остается основной. Они всяческими способами стараются привлечь к себе внимание: к примеру, организуют корпоративные мероприятия, готовят выступления ко дню рождения сотрудников, стараются чем то удивить, превратить будни в праздник. Соответственно ждут от окружающих высокой оценки их деятельности. Самая главная похвала для артиста любого масштаба – это вызов на бис: когда окружающие просят повторить часть «выступления».

Такие люди незаменимы в компании: они мастерски придумывают варианты проведения досуга для всех, стараются спасти неудавшуюся вечеринку. Но общаться с ними не всего легко. Помните, что перед вами очень ранимые натуры: ваше невнимание или критическое замечание будет расценено как оскорбление.

Если вы хотите внести поправку в предложение вашего спутника (к примеру, всеми уважаемый и почитаемый в компании человек предложил провести теплый летний вечер в одном из модных клубов вашего города, а вам кажется, что в такую хорошую погоду будет удачнее отдохнуть на природе), не делайте это в резких и жестких формах: не используйте фразы наподобие: «Ты обалдел???» Просто тактично предложите свой вариант: «Твое предложение, безусловно, очень привлекательное, но представь, как здорово мы оторвемся где нибудь на природе». Будьте готовы к тому, что даже в таком виде ваш вариант будет отвергнут и раскритикован. В таком случае не стоит лезть на рожон, чтобы никому не испортить настроение. Лучше всего отступиться, предварительно взяв обещание у всех членов группы, что завтра они непременно прислушаются к вашему мнению.

Мотив интереса: хочу получать удовольствие от своего дела
Люди, которые живут по принципу «интересно – неинтересно», как правило, достаточно разносторонние и развитые личности. Они на первое место для себя ставят не деньги и славу, а собственный интерес. Именно такие люди добиваются серьезных успехов в работе, так как их увлекает процесс труда, а не вознаграждение или внимание окружающих.

Среди таких людей очень часто попадаются трудоголики – люди, способные работать день и ночь, и не из за возможного повышения, не из за большой премии в конце месяца, а просто потому, что им действительно интересно. Они получают удовольствие от своего дела и от результатов своего труда. Тот же самый принцип у них действует при выборе друзей: они предпочитают общаться только с теми людьми, которые привлекают их умением вести беседу, своими личными качествами, они не ждут от общения ничего, кроме общения.
В общении с ними нужно помнить одну вещь: они прекратят разговор, как только вы станете скучными, как только иссякнут темы для интересной беседы. Поэтому, если вы хотите удержать такого собеседника подольше – старайтесь быть разными в беседе: меняйте темы, меняйте собственные маски, пытайтесь заинтересовать вашего собеседника. Это бывает непросто. Поддерживать беседу с ними можно за счет создаваемой интриги в разговоре. К примеру, на протяжении всего разговора вы можете намекать, что хотите поговорить с ним о чем то важном, тем самым вы заинтригуете его, и у него появится желание общаться с вами. Вы можете намекнуть, что хотите сообщить ему какую нибудь тайну. Безусловно, у вас должна быть наготове и важная тема для разговора, и тайна, иначе вы просто разочаруете вашего собеседника.

С ними очень просто завязать беседу, так как все новые люди вызывают у них интерес, им всегда занятно пообщаться с новым человеком, узнать, чем он живет и чем увлекается.
Некоторые люди этой категории привыкли получать удовольствие только от развлечений, их жизнь – это сплошные удовольствия и увеселительные мероприятия. Таких людей не привлекает труд, общественно полезные дела, они стремятся только ублажить себя. Безусловно, такой жизненный принцип превращает людей в эгоистичных и ленивых прожигателей жизни, они становятся пошлыми и часто в погоне за развлечениями забывают о морали. Отказавшись от определенного рода занятий, они постепенно начинают деградировать, общение с ними становится скучным и не имеет никакой информативной ценности.

Мотив зависти: хочу быть лучше других
Зависть часто становится причиной недоброжелательного отношения к людям, которые преуспели чуть больше нас. Иногда зависть – это хороший стимул для самосовершенствования. Если человек хочет быть лучше других, значит, он жаждет двигаться вперед, жаждет стать лучше, чем он есть.

Вычислить завистливого человека не всегда бывает легко. Люди, которые руководствуются завистью, как правило, очень закрыты. Они стараются не афишировать собственные подвиги и достоинства, чтобы не дать повод к зависти со стороны окружающих. Они с точностью хирурга аккуратно анализируют собственные достижения и достижения своих соратников и в результате остаются недовольны собой. Их характерная черта – это повторение уже достигнутых успехов окружающих людей. Они очень часто делают свои приобретения только после того, как кто то из их окружения уже стал их счастливым обладателем.

К примеру, завистливая женщина покупает норковую шубу только из зависти, что у ее соседки уже есть такая вещь, требует у мужа денег на покупку таких же, как у ее начальницы, замшевых сапог. Завистливый мужчина достаточно часто может менять машину, работу или даже жену только потому, что по рассказам его друга у него машина, работа и жена гораздо лучше.

В разговоре с завистниками не дразните их – не рассказывайте о своих покупках, приобретениях, о своей перспективной работе. Вы не услышите желаемой похвалы и искренней радости за ваши успехи, ваш собеседник с зеленоватым лицом будет угрюмо слушать вас с единственным желанием – куда нибудь сбежать. Лучше всего оцените их успехи и порадуйтесь их новым приобретениям. Так вы расположите собеседника к себе – ему будет очень приятно и комфортно в вашем обществе. Помните, что завистники – это самоеды, после вашего разговора они обязательно найдут предмет для зависти: будут завидовать тому, в чем вы больше преуспели.

Завистники любят посплетничать и поговорить о достижениях других людей – они делают это с затаенным злорадством и часто в успехе других видят вселенскую несправедливость, подвох. Повышение коллеги – это настоящая стрессовая ситуация для них, они всегда утешают себя мыслью: «На его месте должен быть я».

Мотив стыда: не хочу стать посмешищем
Люди, которые руководствуются мотивом стыда, как правило, очень скованны в общении и крайне закомплексованы. Они боятся попасть в нелепую ситуацию, стать посмешищем, выглядеть нелепо.

Все свои действия они подчиняют только одной цели – не вызвать смеха у окружающих. Очень часто их закомплексованность и страх делают их крайне уязвимыми. Им кажется, что он повсеместно привлекают чужое внимание, которое для них крайне неприятно. Они стараются не выделяться среди массы людей, одеваются очень неброско, на публичных собраниях не выступают, боясь, что их выступление будет самым неудачным. Боязнь совершить ошибку превращает их в забитых людей, которые не умеют достойно вести себя в обществе. Они всегда очень точны и пунктуальны, так как боятся, что опоздание может привлечь к их персоне внимание окружающих, они в меру вежливы и услужливы по отношению к окружающим. Они могут оставаться в тени, даже если обладают недюжинными талантами.

Несколько советов по общению с таким типом людей: во первых, не пытайтесь заставить их раскрыться, они должны сделать это по доброй воле. Не жесткие требования и деспотичные приказы помогут им перебороть свой страх, а мягкие, дружеские советы. В общении с ними старайтесь исключать злые и саркастические насмешки над ними, особенно в присутствии посторонних. В таких случаях они очень сильно теряются, краснеют, робеет и не могут вам ответить. В результате такой насмешки у них остается глубокая душевная рана, и в дальнейшем они постараются избежать общения с вами. Такие люди не любят, когда их собеседники привлекают к себе внимание – разговаривают слишком громко, жестикулируют, звучно смеются. Им кажется, что они также оказываются в центре внимания, их это тоже очень пугает, они теряются, если с ними начинают разговаривать в чересчур людных местах – в общественном транспорте, в лифте. Для них идеальный собеседник – это очень спокойный, в меру разговорчивый, достаточно скромный человек. Друзей они выбирают себе как одежду – чтобы не привлекать внимание окружающих.

Они могут быть достаточно скучны и неинтересны в разговоре, но только в том случае, если хотя бы один человек в компании им незнаком. Они способны раскрыться в компании доброжелателей, проверенных людей, которых они уже давно знают. Важно помнить, что в общении с ними не нужно слишком много уделять им внимания, они этого не любят, им будет гораздо интереснее в вашей компании, если вы расскажете что то интересное о себе, о своем жизненном опыте. Для них именно рассказы посторонних – это возможность испытать не изведанные доселе приключения, побывать в тех странах, в которых они никогда не были и вряд ли когда нибудь соберутся из за собственной робости.

Мотив страха: боюсь неприятностей
Стремление избежать неприятностей – это вполне нормальное человеческое желание. Но некоторые люди находятся в постоянном страхе и тревоге за себя и свою жизнь, так как заранее боятся попасть в какую либо историю.

У Чехова есть показательный герой – школьный учитель Беликов («Человек в футляре»), который всего боится. Страх возникает из за шума в классе, плохой погоды, заговоров учителей. Такие люди всегда как бы заранее перестраховываются, стараются себя обезопасить от возможных неприятностей. Они боятся заболеть, поэтому даже в солнечную погоду, как и герой Чехова, носят теплые вещи и непромокаемую обувь. Они берут с собой зонт, даже если на улице солнечно и синоптики не обещают осадков. Они боятся опоздать куда либо, поэтому заблаговременно выходят из дома. Если что то идет не по их плану, тогда они часто впадают в панику и не знают, как себя вести. Для них любая экстраординарная ситуация – это очень сильный стресс.

Общение с такими людьми бывает на редкость неприятным – они заражают собственным страхом окружающих. Если в вашем окружении есть такой человек, тогда постарайтесь свести его влияние на вас к минимуму, постарайтесь не поддаваться его страхам. Именно такие люди первыми сеют панику на тонущем корабле, они заражают сдающих экзамен студентов паническим страхом перед преподавателем. Их многократные перестраховки могут вызвать у вас опасение: «А вдруг экзаменатор действительно настолько страшен, что сдать у него экзамен без хорошей подготовки и удобных шпаргалок невозможно». На самом деле людям, подверженным страхам, легче всего пережить стрессовую ситуацию, поделившись своими страхами с другими, поэтому они мастерски накаляют обстановку. Лучший выход из такой ситуации – это просто уйти в другое место и не слушать подверженного страхам человека, чтобы не заразиться ими.

В нестрессовых ситуациях можно спокойно общаться с таким человеком: не стоит смеяться над ним, забавляться его пугливостью. Его перестраховки – это единственно возможный способ существования без стресса, когда он точно будет уверен, что он готов к любой неприятности. Зонтик в солнечную погоду, выученный экзамен и дополнительные шпаргалки – это всего лишь способ защиты от возможных нервных потрясений.

Мотив стремления к легкой жизни: не хочу утруждаться
Человек, стремящийся к тому, чтобы всеми возможными способами облегчить себе жизнь, – на самом деле ленив по своей натуре. Таких людей пугает сама возможность осложнений, они стараются обходить проблемы стороной.

В сущности их не пугают проблемы, они просто не хотят утруждаться, чтобы их разрешать, поэтому стараются предугадать возможность возникновения проблемной ситуации и вовремя ее избежать. Все, что им нужно в жизни, – это минимальный набор трудностей. В работе и в общении они стараются утруждаться как можно меньше. Если есть возможность схалявить, они, не задумываясь, ею воспользуются. В качестве подходящего заработка на кусок хлеба они выбирают себе непыльную, среднеоплачиваемую и, что самое главное, безопасную и некризисную сферу деятельности: становятся менеджерами среднего звена, рядовыми офисными работниками. Друзей выбирают по принципу: безопасный и непроблемный, то есть главное, чтобы их как можно реже просили о помощи. Их жизненный принцип – это стремление к стабильности: они очень боятся перемен, так как любая перемена предполагает дополнительные затраты энергии.

В дружбе эти люди не всегда бывают надежными. Если вы попросите их о помощи, то нет стопроцентной гарантии, что ваш друг вам поможет. Ему будет проще сослаться на собственную занятость, на неразрешимые проблемы и дела, которых у него невпроворот. Помните, что если вы очень цените ваши отношения, то не стоит утруждать таких людей и загружать своими личными проблемами. Что касается решения их собственных проблем, то они без стеснения и лишней скромности с удовольствием примут вашу помощь.
Развлекаются такие люди обычно одинаковыми, уже хорошо проверенными способами – посещают только один ресторан, всегда ездят на один и тот же курорт, ходят в один и тот же ночной клуб. Так проще: они чувствуют себя как рыба в воде в том месте, где они были неоднократно. Вам вряд ли удастся уговорить их сменить тип отдыха или поэкспериментировать и вместо привычного клуба посетить новый, в котором они никогда не были. Вы сможете получить согласие только в том случае, если пообещаете вашему спутнику решить все возможные трудности.

Мотив выделения из «серой массы»: не хочу быть как все
Люди, подчинившие свое существование мотиву выделения из «серой массы», – это, как правило, очень яркие и неординарные личности, которые склонны к эпатажу и вызывающему поведению. Они всегда стремятся выделиться из толпы своим внешним видом и манерами.

Таких людей вы заметите сразу. Они зачастую шокируют окружающих своим внешним видом: девушки пользуются ультраяркой косметикой или не пользуются ею совсем, мужчины отращивают волосы или бреются наголо. Они с пренебрежением относятся к типичным видам отдыха, которые предпочитают все остальные, и стараются отдыхать только в самых оригинальных местах. Такие люди, как правило, негативно относятся к большим скоплениям народа, где они могут затеряться. Обычно они выбирают себе какую либо экзотическую или редкую профессию, к примеру, изучают китайский язык или работают сомелье.

В общении с ними бывает непросто. Эти люди в некотором роде снобы: стараются общаться только с людьми, которые тоже очень оригинальны и нестандартны. Привлечь их внимание вы сможете, рассказывая что то действительно интересное, ультрамодное, необычное. Они любят, когда их удивляют, поэтому держите наготове сразу несколько удивительных, эпатирующих новостей. Они пренебрежительно относятся к традициям и всему классическому. Поэтому, если ваши вкусы сильно разнятся, лучше вообще не разговаривать о пристрастиях и предпочтениях. Ваш собеседник вряд ли оценит сильную любовь к какой нибудь популярной группе. Музыкальные и литературные интересы оригиналов основаны на принципе: я слушаю то, что недоступно другим людям, которые не способны меня понять. Как правило, они – фаны какой нибудь неизвестной вам группы, а не общеизвестной «попсы», они читают эксклюзивную литературу, а не модные бестселлеры. Поэтому тему вкусов лучше вовсе опустить. Вы вряд ли придете к компромиссу, а только сможете потерять свой авторитет, как только ваш собеседник выяснит, что вы вообще не знаете ничего о его любимом музыкальном направлении. Вас обязательно причислят к самым заурядным филистерам, живущим обычной жизнью и недостойным их внимания.

Мотив саморазвития: не хочу стоять на одном месте
Люди постоянно совершенствуются и развиваются: с годами к ним приходят знания и жизненный опыт. Но существует особый тип людей, которые хотят развиваться ускоренными темпами, они стремятся к 30 годам достичь того интеллектуального, нравственного и эстетического развития, которого обычные люди достигают к старости.

Такие люди не желают стоять на одном месте: они всегда стремятся к познанию, к новым приключениям, к новым знакомствам. Эти люди очень одаренны и разносторонни. Как правило, их занятия очень разнообразны. Они начинают осваивать профессию, но как только они понимают, что это им удалось, они быстро остывают к ней и принимаются за новое ремесло. Люди, стремящиеся к развитию, предпочитают самый разнообразный отдых: они практически никогда не ездят в одно и то же место дважды, для них важна новизна. Они считают, что любой опыт позитивен. Даже если, к примеру, они оказались на каком либо экзотическом курорте и подхватили инфекционное заболевание, они все равно будут в восторге от своих приключений.

Общаться с ними достаточно интересно, так как они очень активны в общении и весьма любопытны. В отличие от многих других типов собеседников такие люди – очень хорошие слушатели. Они могут с интересом выслушивать ваш рассказ о том, как вы отпраздновали Новый год в кругу семьи, о том, как вы съездили с друзьями на рыбалку и сколько рыбы поймали, о том, что у вас есть проблемы с начальством, и даже о том, на какую тему вы пишете курсовую работу. Они воспринимают вас как источник информации, вы для них – дополнительный способ узнать что то новое, набраться опыта. Они всегда готовы поделиться собственным опытом. В разговоре с ними постарайтесь проявить максимальный интерес к тому, что вам рассказывают. Если вы будете благодарным слушателем, это им очень польстит. Они почувствуют, что действительно много знают и могут кому то помочь или заинтересовать своими историями. Будет великолепно, если вы зададите им пару вопросов, даже если на самом деле вам это не столь интересно.

Минусы общения с этими людьми заключаются в том, что они не отличаются постоянством в отношениях с людьми. Они с легкостью могут забыть про ваш день рождения, даже если вы считаете такого человека лучшим другом. Не стоит их в этом винить, ведь их головы – это кладезь полезной и бесполезной информации. Вы можете с удивлением узнать, что ваш лучший друг за неделю вашего отсутствия смог найти себе другого партнера для общения, с которым ему теперь гораздо интереснее, чем с вами. Для этих людей практически не существует постоянных связей, для них важнее новые контакты: они с легкостью забывают старых друзей и с легкостью приобретают новых. Если вы хотите сохранить дружбу такого человека, тогда вы должны помнить, что ему с вами должно быть интересно, что вы должны постоянно его чем то удивлять, снабжать новой, полезной информацией.

www.rsd.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *