Мотивация учения в подростковом возрасте – —

Мотивация в подростковом возрасте | PSYERA

Для подросткового возраста характерны сильные, напряженные потребности. Одна из них — потребность в самопознании, связанная с развитием личностной рефлексии, — рассматривалась в предыдущем параграфе. Она реализуется в самоанализе, выработке системы представлений о себе.

Оказывается гипертрофированной в этот период потребность в общении со сверстниками. Эта потребность существовала у ребенка и в более ранних возрастах, но была менее значимой и иначе удовлетворялась. Для подростков типичны три пути реализации потребности в общении: дружба, группирование и влюбленность.

Дружбу подростков и юношей называют страстной: дружеские отношения становятся эмоционально напряженными. Общение со сверстниками обычно — самое главное, оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Но наиболее содержательное и глубокое общение (интимно-личностное) возможно только при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление.

Подросток стремится иметь близкого, верного друга и меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами и чувствами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать друга и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором его, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «

Счастье — это когда тебя понимают».

У подростков существует своеобразный моральный «кодекс», неписаный свод правил, определяющий четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Интересно, что этот кодекс интернационален так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М. Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный опрос, установили основные правила дружбы. Это взаимная поддержка, помощь в случае нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие; принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этих правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Например, для серьезной, хорошо успевающей ученицы лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает.
 
В дружеских отношениях подростки крайне избирательны, но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании, подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Чтобы представить уровень развития группы, перечислим сначала критерии ее развития, выделенные Л. И. Уманским. Это:

  1. единство целей, мотивов, ценностных ориентации членов группы, определяющее ее нравственную направленность,
  2. организационное единство,
  3. групповая подготовленность в определенной сфере деятельности,
  4. психологическое единство.

Диффузная группа, имеющая самый низкий уровень развития, существует только формально и не обладает ни одной из этих характеристик. Примером может служить класс в новой школе, набранный из детей, еще не знающих как следует друг друга. Более развитая группа — ассоциация, она имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации присущи единство целей, групповой опыт и подготовленность к выполнению деятельности.

Наиболее развитые группы — корпорация и коллектив. Они отвечают всем критериям, приведенным выше; разница между ними заключается в нравственной направленности. Для корпорации характерны групповой эгоизм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам. Корпорацией может стать хорошо организованная дворовая компания, закрепляющая за собой территорию и воюющая с соседними группами; асоциальная группа, члены которой совершают более или менее серьезные правонарушения, например кражи. Корпорация может возникнуть и в классе. Такая замкнутая группа, сплоченная общими интересами, даже будучи высокоинтеллектуальной, всегда отчужденна, несколько враждебна по отношению к другим детям. Наоборот, коллектив более открыт и доброжелателен к тем, кто в него не входит. Здесь не бывает отгороженности, группового эгоизма. В коллективе преобладают отношения взаимопомощи и взаимопонимания, благодаря чему эффективнее чем в других группах, решаются общие задачи, а трудности не вызывают дезорганизованности. Эмоциональная совместимость членов коллектива позволяет создать в группе благоприятную психологическую атмосферу.

Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.
 
В этот период детей очень тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что ученые выделяют типично подростковую «реакцию группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, некоторая часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

Для многих подростковых групп характерна особая субкультура. Ее правильнее называть не подростковой, а юношеской, поскольку дети ориентируются на более старший возраст. Появление юношеских субкультур на Западе связывают со значительным удлинением периода взросления и быстрыми социальными изменениями, увеличивающими дистанцию между поколением молодых и поколением взрослых.

Большинство подростков осваивает юношескую субкультуру, считая ее необходимым элементом взрослости и условием принадлежности к группе, но — только наиболее внешние моменты (мода, музыка, сленг). Реже встречаются радикальные формы, культивирующие агрессивные стычки группировок, эстетику «детей большого города» или бегство от общества в наркотики и религиозные секты. Другие позитивные формы юношеской субкультуры, принятые на Западе (различные союзы, движения в защиту окружающей среды, борьба за мир и т. п.), у нас сейчас не получили развития. Если подросток лишен глубоких отношений в своей семье, оторван от ее ценностных ориентации, влияние юношеской субкультуры может стать решающим в формировании его личности.

Кроме дружбы и группирования в подростковом возрасте появляются влюбленности или, как их чаще называют, романтические отношения. Влюбленность — это проявление потребности в общении и чувства взрослости, а не сексуальной потребности, пробуждающейся в связи с половым созреванием. Легкие влюбленности переживают почти все подростки. Если в одном классе образовалась пара, начинается «эпидемия»: влюбляются все остальные. А в соседнем классе в это же время все спокойно.

Подростки склонны подражать друг другу, и многие увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком). Вот что говорит об этом одна из героинь А. Г. Алексина:

«На мужчин… ничто так сильно не действует, как успех женщины сразу у многих. Это и на мальчишек тоже распространяется. Поэтому-то, я заметила, почти в каждом классе обязательно есть какая-нибудь общепризнанная красавица. И чаще всего она ничуть не красивее других. Просто однажды в нее случайно влюбились двое мальчишек сразу. А остальные подумали: раз за ней бегает сразу двое, значит, она того заслуживает. И пошла цепная реакция!» (Алексин А., 1968, с. 78).

В подростковом возрасте, конечно, может возникнуть первое глубокое чувство, но это бывает крайне редко. Как правило, влюбленности подростков оказываются несколько наигранными или надуманными. Приведем рассуждения о любви героя еще одной детской повести.

«…Домой в этот день Санька попал нескоро. Он вдруг вспомнил, какое у него произошло жжение в животе, когда Капелька отвернулась от него, и понял, что это любовь.

В какой-то большой книжке для взрослых Санька читал, что любовь в пятом классе не бывает. Он и сам знал, что не бывает. Но у него была. Санька решил обдумать как следует это открытие. Он подождал, когда подойдет пятый номер, сделал полный круг на старом, скрипучем трамвае и окончательно убедился, что это любовь…

Не доезжая одной остановки до цирка, Санька стал пробираться к выходу. На него обратили внимание, а кондукторша проводила пристальным взглядом и еще потом странно посмотрела через стекло. А может, уже стало заметно? Говорят, это очень заметно. Надо немедленно выяснить…
 
Сад Зебриковых располагался на склоне горы. Сарай задней стенкой вгрызался в гору, и одно дерево своими корнями залезло даже на крышу. Рядом с этим деревом и появился Санька…

— Зебрик, ты ничего не замечаешь? — спросил заговорщическим тоном, и Зебрик невольно снизил голос до шепота:
— Где?
— Ну вообще. — Санька неопределенно провел руками вокруг.
Зебрик посмотрел в одну сторону, в другую.
— Где вообще?
— Ну во мне…
— Что в тебе?
— Ну, как это? — Санька посмотрел обреченно вверх на облака и вздохнул. — Любовь.
— Что?
— Любовь… Знаешь, как пишут на школьном заборе: «Санька + Капелька = любовь». Только не в шутку, а на самом деле.
— У тебя любовь к Лене Весник?
— Ага.
— Подумаешь, новость! Я про это и без тебя давно знаю. У меня тоже любовь к Нинке-Мумии.
— У тебя просто так, понимаешь? А у меня взаправду. Даже кондукторша заметила.
— Ну да! Как она заметила?
— Видишь, какой я худой и бледный? Видишь? Это верный признак.
— А ты разве худой и бледный?
— Ага. Это я сейчас запачканный, поэтому незаметно.
— А еще надо, чтоб глаза блестели, — загорелся Зебрик. — Я читал: «И у него заблестели глаза, и он обнял маркизу». Зебрик процитировал целый абзац из «Королевы Марго».
— А у меня блестят?
— У тебя? — он долго вглядывался, отходил назад, подходил ближе, прищуривался. — И у тебя блестят.
— Я так и знал. Вот видишь.

Выходило по всем приметам, что это действительно любовь. Зебрик искренне сочувствовал. Настоящий друг всегда умеет сочувствовать»
(Пашнев Э.).

Итак, потребность в общении со сверстниками — одна из самых сильных в подростковом возрасте. В это время появляется еще одна напряженная потребность — в самостоятельности, независимости от взрослых. Реализуется она главным образом в эмансипации от родителей.

Влияние родителей уже ограниченно — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение все еще трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой и т. п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
 
Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки в то же время испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, во многом зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально различный. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей; родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решения часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Помимо контроля, в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребенка или его непринятие.

Принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами, связано с безусловной любовью к нему. Если ребенка любят безусловно, он это знает и чувствует постоянно, даже в сложных для него ситуациях, когда им недовольны или его наказывают за серьезный проступок. Но родительская любовь, по мнению западных психологов, может быть и обусловленной. Ребенка принимают только тогда, когда его поведение отвечает требованиям родителей, когда он послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее. В другие моменты, довольно частые в детской и особенно подростковой жизни, он чувствует отчуждение. Дети, лишенные веры в постоянную и искреннюю любовь, становятся неуверенными в себе и приобретают другие негативные личностные качества.

Еще хуже на развитии личности ребенка сказывается его непринятие — отвержение или безразличие родителей. Причем такая ситуация может возникнуть не только в так называемых неблагополучных семьях; родители могут заботиться о ребенке и не осознавать, что не принимают его по какой-то причине. А причины бывают самыми разными. Например, ждали мальчика, а родилась девочка. Или дочь не похожа на маму, красивую и обаятельную женщину, и постоянно раздражает ее своей замкнутостью, неловкостью, внешней непривлекательностью.

Остановимся подробнее на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющих особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Демократичный стиль воспитания считается оптимальным.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родственников врезать замок в дверь своей комнаты). Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Если детям авторитарных родителей приходится отстаивать свою независимость, то здесь потребность в самостоятельности удовлетворяется в любых, часто нелепых или уродливых формах. Неконтролируемое поведение подростков становится непредсказуемым, зависимым от внешних влияний. Вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития личности подростка. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Потребность в независимости не развивается и практически не реализуется, наоборот, закрепляются эмоциональная зависимость, симбиотические отношения. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы.

Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз.
 
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность и ответственность. Вообще противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.

Таким образом, есть явно неудачные и даже неприемлемые стили воспитания. Но, оценивая влияние семейных отношений на личностное развитие детей, необходимо учитывать и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Застенчивого, ранимого подростка с невысокой самооценкой следует воспитывать мягче, чем более уверенного в себе и агрессивного. Для одного излишние восторги в его адрес вредны, другого никакими похвалами не испортишь; одного можно контролировать меньше, другого уменьшение родительского контроля приведет к большим неприятностям в школе, а может быть, и в милиции. Не существует единых для всех детей рецептов воспитания, один и тот же педагогический прием срабатывает в одних случаях и приводит к неожиданным, иногда прямо противоположным последствиям — в других. В похожих семьях, и даже в одной и той же семье у детей с разными свойствами личности по-разному проходит эмансипация: у кого-то относительно спокойно, у кого-то — с бурными конфликтами.

Подчеркнем еще раз, что отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. Свои отношения со взрослыми они перестраивают под лозунгом «равенство и свобода», но продолжают нуждаться в их любви и заботе. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены и даже совершенно изжиты: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в неформальные группы, где он находит необходимые ему отношения. Сложно протекающая эмансипация, конфликты с близкими взрослыми и сверстниками, которые сам подросток не может разрешить, иногда становятся причиной побегов из дома, в исключительных случаях — попыток самоубийства.

Для подросткового возраста характерны также бурные, непродолжительные, сменяющие друг друга увлечения. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и потребность в самовыражении, познавательную потребность и некоторые другие.

Увлечения подростков разнообразны и никогда не дублируют учебные занятия. В какой-то мере пересекаться со школьным обучением могут только интеллектуально-эстетические увлечения, связанные с глубоким интересом к какой-то области научного знания или искусства. Но если ученик увлекается математикой или историей, он не ограничивается учебниками. Подросток, увлекающийся математикой, решает вузовские задачи, увлекающийся ботаникой — читает специальную литературу, научные журналы и оплетает растениями всю свою квартиру, увлекающийся рисованием — много рисует дома, ходит по выставкам и записывается в изостудию. Интеллектуально-эстетические увлечения — наиболее ценные с точки зрения развития личности ребенка, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные своим любимым делом подростки запускают учебу в школе.

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, участие в художественной самодеятельности и т. п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут лидировать.
 
Часто появляются телесно-мануальные увлечения, связанные с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные мануальные навыки. Помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и т. д. В основном это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями. Но иногда удовольствие им доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. Девочки обычно увлекаются традиционными шитьем и вязанием.

Многим подросткам свойственны и накопительские увлечения, прежде всего коллекционирование во всех его видах. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью (например, при коллекционировании марок), со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней), с желанием следовать подростковой моде (собирание наклеек, этикеток) и т. д.

Есть подростки, практически ничем не увлекающиеся. Их привлекают сидение у телевизора, бесцельные хождения по улицам и магазинам, бессодержательные разговоры в привычной «дворовой» компании. Такое проведение свободного времени чревато возникновением острых подростковых проблем — делинквентного поведения и азартных игр, ранней алкоголизации, токсикомании и наркомании. Наиболее действенным путем их профилактики остается подбор интересных занятий для подростков, вовлечение в работу кружков и спортивных секций.

Крайне редко встречаются дети, не имеющие увлечений по совсем другой причине. Они полностью поглощены учебой, но не выходят за рамки школьных программ. Их цель — высокие отметки по всем предметам, а в будущем — медаль. Мотивация достижения успеха и престижная мотивация определяют их ориентацию на результат и исключают побочные, отвлекающие от главной задачи интересы:

«Вместе с нами в школе училась девчонка, у которой была одна цель — получить золотую медаль. Не знаю, сама ли она поставила перед собой такую цель, или родители ее заставляли, но я не видел другого человека, которому было бы так противно учиться, как ей. Она занималась очень много, но совсем не потому, что ей нравилось заниматься; она даже на переменах читала книжки по программе, и все ради медали. Когда мы проходили февральскую революцию, она читала не только учебник, но и различные романы на эту тему; когда проходили Маяковского, она читала всякие воспоминания о нем. Не знаю, где она доставала все эти книги, — наверное, родители снабжали ее, — но некоторые из них были интересными, и мы все просили у нее почитать, и она давала, если уже прочитала сама. А если еще нет, то говорила: «Я еще сама не прошла» или: «Я еще только до середины прошла». Самые интересные книги она проходила! Она читала их не с удовольствием и вообще училась не с удовольствием, а с нетерпением — скорей дочитать, скорей доучиться и получить золотую медаль…

Ее не любили. Таких, как она, вообще не любят, потому что, если человек чего-то добивается, что-нибудь делает не с удовольствием, а с нетерпением, не испытывает от самого дела никакой радости, а только все время смотрит вперед, дожидаясь каких-то наград или удовольствий в будущем, — такой человек всегда в конце концов становится карьеристом. А карьеристов никто не любит.

Мой папа, например, тоже мечтает получить звание заслуженного артиста республики, об этом дома очень много разговоров — тому дали, этому дали, — но он мечтает без нетерпения и только дома. А в театре он просто получает удовольствие от игры и обо всем забывает. Я представляю, что было бы, если б он играл, например, Отелло с нетерпением. Душил бы Дездемону с нетерпением стать заслуженным артистом республики… Или мама. Если б она делала операции с нетерпением стать заведующей отделением. Об этом тоже много разговоров, но опять же дома! А в операционной она обо всем забывает. Что было бы, если б она копалась в чужом животе с нетерпением стать заведующей отделением!»
(Краковский В.).

Безусловно, такие подростки по праву считаются благополучными. Но излишняя узость мотивации обедняет развивающуюся личность. Вспомним мнение Жан-Жака Руссо: в подростковом возрасте ничто человеческое не должно быть чуждо ребенку.

psyera.ru

Формирование мотивации учения в подростковом возрасте

.

Курсовая работа по психологии

Выполнила: Студентка 4 курса ФИЯ, 41 А гр. Прищенко К.Е.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

г. Нижний Тагил 2008

Введение.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков. Предметом исследования является возникновение интереса к учёбе у учащихся. Объектом исследования будут подростки, учащиеся 8 классов МОУ СОШ ЦО №1, где я проходила педагогическую практику. Задача исследования: изучить познавательные мотивы, определить пути их формирования на уроках.

Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности. Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и её формирование — это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации — это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних Побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме — с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается нисколько больших достижений, чем в других сферах.

Как известно, отношение к учебной деятельности у подростков не однозначно. С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотиваций учения (возрастание вне-учебных интересов, стремление к общению со сверстниками), а с другой стороны, этот период является сензитивным для формирования зрелых форм учебной деятельности [8]. Одной из важных причин снижения мотивации учения в средней школе служит недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда в ходе обучения не реализуются стремление подростка к взрослости и самостоятельности, к взаимодействию со сверстниками [1, 3]. Адекватным мотивом учебной деятельности в среднем школьном возрасте выступает мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком. Этим же определяется интерес школьников ко всем формам групповой работы. Но в то же время благоприятными для учебной деятельности особенностями мотивации в этом возрасте являются увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости [5].

Формирующаяся устойчивая иерархия мотивов, рост произвольности в регуляции собственного поведения образуют такую базовую характеристику личности, как ее направленность. С возникновением у подростка устойчивых мотивов поведения кризис подросткового возраста протекает значительно легче [1]. Центральным личностным новообразованием этого периода оказывается становление нового уровня самосознания, формирование Я-концепции. Появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Это позволяет подростку выработать некоторые собственные критерии оценки себя, помогающие ему переходить от ориентации на оценки окружающих к самооценке. В результате развивается представление о Я-идеальном. Сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится основой Я-концепции, в которой можно вы делить два аспекта: знание о себе и самоотношение, т. е. выражение смысла «я» [7].

Понимание подростком соподчинения своих желаний означает, что в этом возрасте складывается осознанная система мотивации, образуется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Самоанализ становится средством для организации не только взаимоотношений е другими, но и собственной деятельности, саморазвития и самореализации, т. е. играет важную роль в учебной деятельности [1, 7].

У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении. И именно их я и пос

mirznanii.com

Мотивация подростка — Психологос

Мотивация подростка — то, что побуждает подростка двигаться в том или ином направлении. Например: учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими и т.д.

Учебная мотивация подростков

Для подростка важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлеченно работает с материалом, точнее, над решением учебной задачи не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

Особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста

Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.

www.psychologos.ru

Материал (5 класс) по теме: Подростковый период. Мотивация учения.

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт… И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими.

Сейчас Ваши дети вступили в подростковый возраст. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Некоторые из вас уже ощутили на себе некоторые прелести этого возраста. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
• тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
• частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
• повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
• стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
• отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
• падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
• демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

Как следует обращаться с подростком:
• помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
• выделяйте деньги на карманные расходы;
• в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
• объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
• учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
• будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

Никогда 
• не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
• не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
• не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
• не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
• не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

В подростковом возрасте исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.


Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Но, к сожалению, по исследованию школьного психолога  не у всех учащихся нашего класса высокая мотивация к учению. В основном интересы детей в области компьютера, друзей.

Нам, Учителям крайне необходима помощь родителей в развитии у детей мотивации учения. Так как усилий и стараний только педагога для решения данной проблемы не достаточно.

Психологами разработаны рекомендации, которые могут оказаться полезны в повышении мотивации к учебе вашего ребенка.

 

1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.

 

2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.

 

3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться от решения задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.

 

4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.

 

5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».

 

6 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.

 

7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.

 

8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.

1. Никогда не называйте ребенка бестолковым, глупым и т.п.
2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
5. Не ругайте, а учите!

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих.

Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Памятка для родителей пятиклассника

  1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
  2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

Почему я говорю об этом? В классе есть дети которые не регулярно выполняют дз и по математике, русскому языку и другим предметам (смотрите записи в дневнике). Многие из тех, кто регулярно выполняют, делают это быстро, наспех, лишь бы сделать.

Каково назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, Интернета;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Вообще, в средней школе  изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Когда мы решаем, например, задачи, я всегда говорю, посмотрите на ответ, проанализируйте условие. Получили из 53,8 кг молока 538 кг творога – это нормально; получилось в табуне 63,58 жеребенка тоже хорошо.

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания, если он в этом нуждается.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Ну и, конечно, контролируйте выполнение домашнего задания.

nsportal.ru

Оценка мотивации учения в подростковом возрасте

В данной статье рассмотрена тема оценка мотивации учения в подростковом возрасте. В наше время эта тема является очень актуальной. И на основе теоретического материала были проведены методика и анкета, а также был обработан результат. Подробное описание и анализ приведены в статье.

В наше время мало детей, которые были бы заинтересованы в учении. Но все учителя и родители хотят, чтобы их ученики и дети хорошо учились. Но вопрос в том, что может влиять на мотивацию учения в подростковом возрасте.

Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

В подростковом возрасте происходит стремительное развитие эмоциональной сферы. Дети данного возраста отличаются повышенной познавательной и творческой активностью. В этом возрасте они пытаются узнать что-то новое, чему-либо научиться. Некоторые подростки выходят за пределы обычной школьной программы, для того чтобы развить свои умения и навыки. Также в подростковом возрасте центральным новообразованием является «чувство взрослости», что мешает учебному процессу и снижает интерес к учебе, что приводит к конфликтам с учителями и родителями.

Для выявления уровня мотивации учения в подростковом возрасте были использованы следующие методы.

  1. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева). Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности;
  2. Анкета «Я и школа». Данная анкета была составлена на основе теоретического материала.

Цель данной работы заключается в подробном изучении оценки учебной мотивации в подростковом возрасте и проведение исследовательской работы.

В ходе исследования принимали 20 учащихся. Среди них 12 мальчиков и 8 девочек 12-13 лет.

Ниже представлены результаты ответов по методике Спилберг- Андреева, где выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень — эффективная мотивация, где преобладает познавательная мотивация к учебе и положительное эмоциональное отношение к ней;

II уровень — продуктивная мотивация с положительным отношением к учению, соответствие социальным установкам;

III уровень — средний уровень, где преобладает сниженная познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, где ученик проходит через переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

По методике Спилбегр — Андреева, можно сказать, что большинство детей имеют 3 уровень, что говорит нам о том, что учащиеся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией и это не есть лучшее. Поменьше учащихся со 2 и 1 уровнями, как раз на этих уровнях дети имеют продуктивную мотивацию и имеют положительное отношение к учению. Также в классе есть девочка, которая имеет 4 уровень, это говорит нам о том, что она имеет низкую мотивацию учения и переживает «школьную скуку». Детей с 5 уровнем не было выявлено.

По анкете «Я и школа» было выявлено, что большинство учеников имеют хорошую школьную мотивацию и чуть поменьше участников имеют положительное отношение к школе. Не выявлено: высокого уровня мотивации, низкого и очень низкого.

По дополнительному показателю можно выявить, что уровень познавательной активности в основном средний или высокий, уровень тревожности либо средний, либо низкий, уровень гнева почти у всех низкий.

На основе результатов исследования, следует отметить, что учебная мотивация — это немаловажный компонент в деятельности обучающихся. Для подростка важна учебная деятельность для успешной дальнейшей жизни. Благополучная учебная деятельность — это высокая школьная мотивация. Дети с более высокой школьной мотивацией достигают успешных результатов в школе. Иногда слабый ученик, который обладает высоким уровнем мотивации, достигает более высоких результатов в учебе, так как прилагает больше усилий к этому, он более заинтересован, и он много тратит времени и внимания на учебу. Во многом на уровень школьной мотивации может влиять отношение преподавателя к ученику. Для этого ученик должен доверять учителю, а учитель в свою очередь должен привлечь учащегося в учебный процесс, сделав урок более интересным. Для выявления уровня школьной мотивации ученика можно провести различные методики и анкеты, которые позволят в дальнейшем подбирать индивидуальный подход к каждому ученику. В ходе исследования данной работы были использованы анкета «Я и школа» и методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева).

В ходе изучения методики Спилберг-Андреева были получены следующие результаты:

  • Эффективная мотивация с преобладанием познавательной мотивации к учебе и положительным отношением к ней проявляется у 2 учащихся;
  • Продуктивная мотивация с положительным отношением к учению и соответствие социальным установкам проявляется у 6 учащихся;
  • Средний уровень с преобладанием сниженного уровня познавательной мотивации проявляется у 11 учащихся;
  • Сниженная мотивация, где ученик переживает «школьную скуку», отрицательное эмоциональное отношение к учению проявляется у 1 учащегося;
  • Учащихся с резко отрицательным отношением к учению не выявлено.

Анкета «Я и школа» показала следующие результаты:

  • Хорошая школьная мотивация у 13 учащихся;
  • Положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью у 7 учащихся;
  • Учащиеся с низкой школьной мотивацией и негативным отношением к школе не выявлены.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование мотивации в учебном процессе должно происходить на основе ясно поставленной цели — получение хорошего образования. Но проблема в том, что не все дети понимают, что они, прежде всего, учатся для себя, для своей успешной жизни в будущем. Поэтому родители и учителя должны помочь им в осознании этой цели.

novainfo.ru

Особенности мотивационной сферы подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»



В статье рассматриваются особенности мотивационной сферы подростков. Рассматриваются виды (внешние и внутренние) мотивов и определение направления мотивов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, внешние мотивы, внутренние мотивы, направление мотивов, иерархия мотивов, структура мотивации

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. В этот промежуток времени подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности.

Данная проблема является актуальной, так как происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

Понятие мотива объединяет как личностные структуры, так и деятельностные, что наибольшим образом соответствует особенностям подросткового возраста, в котором очень активно переплетаются личностный рост и процессы социализации, и в связи с этим, — активизации деятельности.

Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя. Внутренние мотивы — интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внутренним для ученика [6, с. 7].

Как известно учение представляет собой социально опосредованную деятельность по усвоению опыта, знаний, умений, необходимых в последующей трудовой жизни, и, кроме того, предполагает саморазвитие личности. В связи с этой многоаспектностью учебной деятельности обычно выделяют большой комплекс констатирующих ее мотивов.

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом потребности являются сами знания и умения; есть ориентация на процесс и способы получения знаний.

− Социальная опосредованность учебной деятельности предполагает: направленность потребности учащихся на достижение социально одобряемого результата — мотив долга и ответственности перед обществом; направленность на идеалы и социальные ценности; направленность на способы взаимодействия с окружающими людьми; мотивы аффилиации и социальной идентификации — одобрение товарищей, учителей и родителей.

− Выступая в качестве средства обеспечения последующей трудовой жизни, сама учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией и ориентацией на достижение все более высоких результатов, стремлением к компетентности и мастерству.

− Поскольку в ходе учения происходит изменение самого учащегося, его личности и творческих возможностей, то учебная деятельность может мотивироваться также потребностью в самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес подростка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений.

Таким образом, актуальным для работы с детьми подросткового возраста является определение направления мотивов. Можно выделить две тенденции: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

Иначе ведут себя подростки, мотивированные на избегание неудач. Их мысли и действия подчинены тенденции ухода, отстраненности от ситуации, избегания любой активности. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции. Мотив избегания неудач связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.

Еще один важный фактор — общий уровень мотивации. Оптимальный уровень мотивации зачастую является определяющим для организации деятельности, ее начала или успеха. Данный показатель зависит от многих факторов. Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами [7, с. 79]. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Структура мотивации ребенка раннего возраста характеризуется отсутствием устойчивой иерархии мотивов. Система доступных ребенку мотивов представляет собой рядоположный набор мотивов, сменяющих друг друга в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы нередко еще не дифференцируются ребенком и приобретают иногда одинаково высокую значимость для него. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь еще единому сознательно-волевому контролю.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим, прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей. Таким образом, возникает тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Формирование себя как сильной, волевой личности, способной справляться как с внутренними психологическими препятствиями, так и с внешними, в значительной степени становится самоцелью деятельности ребенка в подростковом возрасте. Именно этим и объясняется выявляющаяся у подростков направленность на самоутверждение, отрицательная реакция на «авторитарность» взрослых и т. д. В подростковом возрасте, в период активного формирования воли и самовоспитания, наблюдается тенденция к нарочитой постановке задач чисто динамического преодоления тех или иных потребностей, желаний, независимо от их содержания. Так, подросток ставит задачу «научиться» преодолевать голод, страх, увлечения и другие мощные побуждения. При этом он не всегда обращается к содержанию и оценивает, какие побуждения положительны по содержанию, а какие отрицательны. Для него важно научиться преодолевать любые побуждения, поставить свою волю выше любых желаний.

Одной из важнейших сторон формирующегося сознания является интенсивно развивающееся самосознание, т. е. та функция сознания, которая связана с анализом, контролем над собственной системой мотивов, формированием и укреплением разумных и преодолением нежелательных. Этот этап формирования мотивации состоит в развитии целой системы собственных жестких сознательно-волевых установлении: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и основной направленности деятельности.

Рассматривая волевые процессы как интегративные, Рубинштейн писал: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы, так или иначе, отнестись к ним. Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, у которого могут иметься те или иные влечения, но который сам не исчерпывается, ни каким-нибудь одним из них, ни их суммой, а, возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». [5, с. 153].

Таким образом, мы можем отметить, что по мере формирования личности ребенка быстро и резко расширяется активно-действенная область мотивации, уменьшаются аффективные реакции, меняются функции в общей структуре мотивации, область их расширяется. К моменту взросления мотивационная структура принимает завершенный сформировавшийся характер, являясь показателем общей направленности личности.

Литература:

  1. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / НГПИ. — Новосибирск, 2003. —216 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2001.
  3. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбурга // Сайт практического психолога Ивановой Елены Михайловны. — URL: http://iemcko.narod.ru/4332.html.
  4. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 2007. — 288 с.
  5. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2009. — 192 с.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. — М.: Eдитopиaл УРСС, 2011. – 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, подростковый возраст, общий уровень мотивации, учебная деятельность, направление мотивов, деятельность, побуждение, подросток, последующая трудовая жизнь.

moluch.ru

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии.  Значимость мотивации для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа ее интерпретации [1].

Актуальность данной работы обусловлена тем, эмпирического что невзирая побудительных на множество психологии научных трудов человека по изучению и старшего повышению мотивации учителя учебной деятельности работы школьников, учителя Перейдем по-прежнему сталкиваются с сравнили тем, что у следующие ученика не результатов сформировались потребности в Ответ знаниях, нет Первоначально заинтересованности к учению [4].

подросткового Целью проведённого ПОДРОСТКОВОМ эмпирического исследования подростковом было изучение старшем мотивов учения в снижается старшем школьном и методики подростковом возрасте.

Первоначально Мы выдвинули подросткового предположение о том, интерпретации что в период её подросткового возраста разработки общий уровень каков учебной мотивации проведено снижается, а в старшем возраста школьном возрасте мотив происходит повышение классов учебной деятельности в Лукьянова связи с задачами ШКОЛЬНОМ профориентации.

Мы методики использовали следующие потребности психодиагностические методики:

1) «Методика участие изучения мотивации осуществляет учения старшего мотивацию школьного и подросткового учебную возраста» (М.И Лукьянова, Н.В. возраста Калинина) , которая повышение использовалась нами возраста для диагностики осуществляет учебной мотивации учителя школьников.

2) Методика «Мотивация испытуемых успеха и боязнь проведено неудачи» (А. А. Реан), ниже которая использовалась основа нами для диагностики выявления уровня мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.

Исследование было проведено на базе МБОУ «СОШ №46» г. Белгород. В ходе эксперимента приняли участие 20 человек, учащиеся 7 «В» и 11 «А» классов.

Перейдем к анализу полученных результатов.

Первоначально мы сравнили учебную мотивацию испытуемых подросткового и старшего школьного возраста (рис.1.).

 

Рисунок 1. Уровень мотивации учения в старшем школьном и подростковом возрасте (1-высокий уровень; 2 – уровень выше среднего; 3- средний уровень; 4 – уровень ниже среднего; 5 – низкий уровень учебной мотивации).

 

Исходя из этих данных, мы видим, что в 11 «А» классе преобладает высокий уровень мотивации. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются: «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении; стремление подростка к самостоятельности; увеличение широты и разнообразия интересов ;развитие у подростков на основе вышеперечисленных качеств специальных способностей (музыкальных, литературных, технических и др.).

В 7 «В» классе преобладает средний уровень мотивации. На наш взгляд, средний уровень учебной мотивации у подростков 7 класса может быть связан с такими особенностями подростка, как снижение интереса к учёбе и переключение на другие жизненные сферы. Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению. Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу. Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и другие.)

Для дальнейшего исследования мы взяли методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). Проанализировав полученные ответы, мы получили следующие результаты (рис.2.)

 

Рисунок 2. Уровень мотивации успеха и мотивации боязни неудачи у старшего школьного (11 «А» класс) и подросткового возраста (7 «В» класс).

 

Проанализировав полученные данные, мы видим, что у обучающихся 11 «А» класса преобладает мотивация успеха, а у обучающихся 7 «В» класса – мотивация боязни неудач. Это связано с тем, что старшеклассники более энергичны, ответственны, инициативны. Отличаются упорством в достижении цели. Склонны составлять план своего будущего на большие промежутки времени. Устанавливают перед собой действительно достигаемые цели. В случае, если рискуют, то рассудительно. Преобладание у подростков мотивации боязни неудач свидетельствует о таких их особенностях, как: низкая инициативность, избегание ответственных заданий, постановка перед собой неоправданно завышенных целей, плохая оценка свои возможностей, недостаточное упорство в достижении цели.

Подводя итог эмпирической части нашего исследования можно сделать вывод, что в старшем школьном возрасте преобладает высокий уровень мотивации к учению. Это связано с тем, что у подростка появляется «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека; общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно со взрослыми и сверстниками; стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.

В подростковом возрасте наблюдается средний уровень мотивации к учению. Анализируя данные, можно прийти к выводу о том, что средний уровень учебной мотивации у подростков 7 класса может быть связан с такими особенностями, как снижение интереса к учёбе и переключение на другие жизненные сферы (межличностные отношения со сверстниками, личностное развитие).

Проблема мотивации учения в старшем школьном и подростковом возрасте актуальна и востребована. Полученные нами результаты подтверждают наше предположение о том, что мотивация учения старших школьников и подростков различается как по общему уровню, так и по степени выраженности отдельных мотивов.

 

Список литературы:

  1. Зимняя А.А. Учебная мотивация. М.: ЛОГОС, 2004. – 232 с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2015.
  3. Немов Р.С. Психология развития. М., 2014.
  4. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009.

sibac.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *