Мотивация к учебе подростков: Особенности формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

Содержание

Как мотивировать подростка к обучению и саморазвитию

Почему школьники не хотят учиться и как пробудить в них интерес к образованию и саморазвитию? Об этом и сопутствующих проблемах мы говорим с психологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой.

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, как мотивировать ребёнка к обучению и саморазвитию. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Корр.: Ребенку не интересна школа. Не интересны секции, кружки и путешествия. Он ничего не хочет. Максимум – компьютерные игры. Что делать? Почему так происходит?

Дарья: Практика показывает, что он все-таки что-то хочет. Так устроена психика.

Нужно уделить этому внимание и понять, что именно.

Свобода выбора поможет ребёнку определиться быстрее

Дарья: В большинстве случаев причиной избегающего типа поведения являются отношения внутри семьи. Начиная лет с двенадцати у подростков включается сепарация (отделение) от родителей. До этого ребенок хотел того же, что и мама. Теперь начинается поиск себя: «Желания родителей понятны и, возможно, правильны. Но чего хочу я? Кто я? Я уже взрослый или еще маленький?» Психика еще не развита, нет четкого понимания, что именно интересно и почему. Это тонкий момент, когда необходимо терпение. Потому что если передавить с нравоучениями и предложениями, то, начав отрицание с деталей, подросток станет отказываться от всего. В его голове присутствует грубоватое «мама, отстань», которое он может и не озвучивать прямым текстом. Ведь родители продолжают кормить его и обеспечивать. Сказать просто, что ваши желания никуда не годятся и его не интересуют – «не комильфо».

Нужно понимать, что если ребенок живет в позиции отрицания или «ничего нехотения» более полугода, то он теряет драгоценное время. Тем не менее, если выбор будет правильным, если он будет соответствовать интересами склонностям подростка, то он все наверстает. В силу особенностей развития родительские инициативы в этот момент обесценены. Лучшая позиция: «Сиди. Думай. Решай. Вот тебе интернет. Ты можешь играть в игрушки, а можешь пойти и попробовать жить настоящей жизнью». Свобода выбора поможет быстрее разобраться в себе.  

Понимание и поддержка родителей важны всегда!

Корр.: Но если позиция «мама, отстань» все же озвучивается прямым текстом, а отрицание всего и вся и нежелание заниматься непозволительно затянулись? Как выровнять ситуацию?

Дарья: Нужно внимательно разбираться в первопричинах. Скорее всего, такой ребенок когда-то уже приходил к маме с предложениями. Например: «Хочу стричь собак». Одна мысль, сколько может принести проблем такое занятие, вызвала бурный протест, а причины разъяснены не были. Было: «Нет, собак стричь ты не будешь». Через месяц от четырнадцатилетней дочери: «Может быть, я пойду заниматься стрип-пластикой?». У мамы – холодный пот по спине и снова отказ. Третий раз с подобным вопросом ребенок может быть еще и придет, но четвертого не будет точно. Далее вы получите отрицание.

Здесь родителю лучше всего аккуратно признать неправоту своего жесткого отказа, затем поговорить и обсудить плюсы и минусы. Перебрать желания ребенка еще раз, чтобы понять, были ли они действительно блажью. «Делай то, что ты хочешь, а я тебя поддержу!». Ребенок сейчас еще мал, и ему, на самом-то деле, страшно одному делать сложный выбор. Даже стричь собак он пошел бы с мамой. Его агрессия может являться свидетельством того, что он все еще ждет поддержки.

Корр.: Проблемы переходного возраста были всегда. Почему именно сейчас отрицание и избегающий тип поведения присутствуют у многих подростков?

Дарья: Функции школьного воспитания ранее были более широкими. Туда входила и профессиональная ориентация и распределение социальных акцентов. Не всегда это было однозначно позитивно – слишком многое зависело от личности учителя, но давление на ребенка в большой мере оказывалось не родителями, а социумом.

Разумные родители в этом случае присутствуют рядом со школьником в качестве добрых советчиков и поддержки, а не в виде надзирателя или судьи.

Ситуацию для этого ничего не мешает создать и сейчас. Достаточно обеспечить ребенку общение в разных сообществах: кружки, секции, форумы (оффлайн и онлайн). В таком случае у него перед глазами будут разные примеры жизненных ситуаций и их решений. Тут помогут и родители, и братья с сестрами, и друзья-товарищи по увлечениям. Это могут быть герои, известные по видеосюжетам, или те, с кем знаком подросток лично или по переписке. Сейчас нам доступна любая информация, есть много возможностей определить, что именно подходит ребенку.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Как справиться с информационным перенасыщением

Корр. : Но если информации слишком много? Не станет ли это поводом для отрицания и потери интереса к окружающему?

Дарья: Да, от большого разнообразия часто происходят проблемы с выбором. Постоянно обрабатывая новую информацию, мозг устает и передает свое состояние телу. Тотальное напряжение приводит к затуманенности сознания. Получается некий психологический фаст-фуд. Информацию ты получил, а толку от нее нет.

С этим связаны и сложности выбора рода будущей деятельности у школьника. Если раньше были понятные, хорошо разграниченные формы деятельности и соответствующие профессии – повар, врач, экономист, дизайнер, инженер, актер – то сейчас их спектр стал гораздо шире. Вроде бы ты заинтересовался той или иной сферой, а тут выясняется, что нужно бы сразу сориентироваться и с конкретной подобластью. Каким ты хочешь стать дизайнером? Интерьеров, мебели или одежды? Сайтов или рекламы? Или вовсе пирожных? Или ты хочешь вести блоги о дизайне в целом и еще писать об этом? Каждая подобласть требует дополнительных знаний и навыков.

И не все профессии имеют тот смысл, который вкладывался в них изначально. И непонятно, что будет с некоторыми уже лет через пять. Будет ли она существовать через годы или с такой работой успешно будет справляться робот? А какие-то профессии могут появиться, хотя сейчас отсутствуют.

Открывая программу обучения по той же психологии, я вижу профессию «космический психолог». Она предполагает работу с людьми, которые летают в космос. Определить в подростковом возрасте, что ты хочешь заниматься именно этим, сложно. И когда человек не идет никуда, есть большая вероятность, что ему просто сложно сделать выбор.

Упражнение по восстановлению мотивации к занятиям:

  1. Если информации слишком много и выбор сделать сложно, составьте перечень того, что вас интересует.
  2. Выберите для себя три, максимум четыре наиболее интересных пункта. Это несложно сделать, даже если их десять. Выпишите каждый на лист А4.
  3. Разложите листы по комнате и постойте на каждом по пять-семь минут. Почувствуйте себя в профессии, с которой неразрывно связаны ваши интересы. Здесь очень пригодится полет фантазии.
  4. Представление себя в профессии обязательно даст эмоциональный отклик. Постарайтесь понять его. Если, стоя на месте, вы понимаете, что интерес растет и хочется пробовать, то это хороший знак. Если же через минуту стояния вам становится скучно, то едва ли это правильный выбор.

О вреде ложной информации

Дарья: Очень часто человек, записавшийся в какое-либо сообщество по интересам в социальных сетях, все время слышит, как там все прекрасно. Возникает ощущение, что повар всегда замечательно выглядит и хорошо зарабатывает, делая несложную работу. А тренер по фитнесу и вовсе получает непрерывное удовольствие, занимаясь лишь укреплением здоровья и оттачиванием фигуры. Путешествия несут только радостные эмоции и возможности созерцать сопутствующие красоты. А специалиста IT-сферы ждут с распростертыми объятиями в любой крупной компании, независимо от глубины его погружения в предмет.

Критичность восприятия и понимание степени ответственности и цены ошибки в этом возрасте отсутствует. В итоге подросток, начав заниматься тем или иным делом, сталкивается с незапланированными сложностями. И пройдя через это несколько раз он получает массу комплексов и нежелание пробовать что-то новое.

Здесь нужно внимательно относиться к собственным эмоциям. Возможно, протест вызван субъективной, не совсем правдивой подачей информации. Само же занятие по-прежнему вызывает интерес. Нужно учиться за эмоциями видеть суть и чувствовать собственный душевный отклик. Важно пробовать и отвечать честно на вопрос: «Мне это по-прежнему нравится?»

Корр.: Но это лучше, чем масштабный негатив и безысходность, присутствующие в социальных сетях и СМИ.

Дарья: Еще хуже, если школьник ежедневно слушает все тоже в своей квартире. Если в его окружении кто-то громко и постоянно «капает на мозг» о том, что, например, «в этой стране нет шансов на успех». У слушателя сформируется та же позиция, потому что говорящий старше и лучше знает.

Редкий ребенок решится на протест в этом случае. Подростковое желание жить подсознательно будет сопротивляться пессимистичному мнению, лишающему его перспектив в жизни. Но и полноценно отдаваться учебе такому школьнику будет сложно.

Подпишитесь на нашу рассылку

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Мотивация родителей – шанс на успех для ребенка

Дарья: Родители – это все-таки первый пример. И если мама – тренер, то ребенок, скорее всего, будет увлекаться спортом. И если мама говорит, что ее работа плохая и что лучше идти учиться на врача, то возникает противоречие. Она ведь все равно продолжает работать тренером и приносить домой деньги. Возникает впечатление, что его пытаются столкнуть с накатанной колеи, а неизвестность рождает страх.

Очень заразно и пассивное, бездеятельное состояние. Если родители в упадническом настроении и не видят смысла в своих занятиях, но отказываются что-либо менять, то откуда взяться стремлению самосовершенствоваться в юной голове?

То есть главная рекомендация родителям, желающим повысить у ребенка учебную мотивацию к обучению – начать с себя. Ваш опыт подскажет, каких знаний не хватает, какие навыки было бы неплохо обрести. Попробуйте освоить их. Ваш авторитет вырастет в детских глазах, и призывы к самосовершенствованию станут оправданными и продуктивными. Кроме того, эксперименты и поиск новый впечатлений будут нормой в семье. И пойти учиться на врача вместо понятной карьеры спортивного тренера окажется не так страшно.

Да и осознание, что выбор профессии – это не финал, не приговор, и позже можно научиться еще чему-нибудь, всегда вселяет оптимизм. Выбор, сделанный в семнадцать лет, редко бывает абсолютно точным. Важно осознавать, что ты, может быть, и не нашел самую лучшую для себя профессию с первой попытки, но обогатился полезным опытом.

Важным является и то, как справляются с неудачами в семье. Если полученная в школе тройка становится трагедией для мамы, причиной слез, переживаний и многодневных обсуждений, то можно не сомневаться, что и ребенок переймет такую манеру взаимодействия. Каждый раз при возникновении сложностей вместо дополнительной мотивации у него будет возникать стресс и упадок духа. Понятно, что до победы в таком состоянии тяжело добраться. Если же мама относится к ситуации легко и предлагает извлечь из нее полезный опыт, то это позитивно влияет на ребенка.

Корр.: Считается, что от ненужных побед остается усталость…

Дарья: Это называется «обесценивание». Оно тоже прививается родителями: «Ах, ну что это за победа?» Но смысл даже маленькой победы в том, что с ней приходит вдохновение. Это позитивный ресурс, заряжающий человека на успех. Возникает уверенность в том, что человеку все под силу. Важно осознание победы. Ее нужно хранить как трофей, а когда возникает действительно сложная ситуация, это помогает. Радуйтесь победам Вашего ребенка. Это способствует формированию мотивации.

Корр.: Многие родители считают продуктивным мотивировать детей к обучению деньгами. Получая пятерку, ребенок зарабатывает средства на развлечения. Как вы относитесь к такой практике?

Дарья: Плоха та мотивация, в которой только деньги. Успешными и богатыми становятся те люди, кому нравится профессия и кто готов работать много не только из-за зарплаты. Наша деятельность должна быть и эмоциональным ресурсом. И если работа не нравится, а мотивация носит исключительно финансовый характер, то обычно возникают проблемы. Однажды ты осознаешь, что застрял на неинтересной работе с неинтересными людьми. В худшем случае, это отражается на здоровье.

Как нивелировать сложности переходного возраста?

Корр.: Учитывая, что проблемы переходного возраста в большей или меньшей степени были всегда, может быть есть универсальное средство борьбы с ними?

Дарья: Чтобы с ними разобраться, нужно обратить внимание на первопричины их возникновения. Хотя обучение продолжается в течение всей жизни, имеется «наилучшее время» для продуктивного развития тех или иных способностей. Негативный опыт или отсутствие надлежащего стимулирования в определенные моменты жизни имеют более серьезные и долгосрочные последствия, чем нам кажется.

С трех до примерно девяти лет у человека получает активное развитие часть мозга, отвечающая за умение фантазировать. А с примерно одиннадцати и до семнадцати формируются мышление и логика. Умение логически мыслить, обрабатывать информацию и отстраивать цепочки в перспективу. То есть возникает понимание последствий совершаемых действий. В течение последующих пяти-семи лет формируются социально значимые психические функции, наращивается информационная база, происходит всплеск социальной активности. Появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

В силу отсутствия у подростков реальных познаний и представлений о мире, им свойственно находиться в фантазиях. Переходный возраст – тот момент, когда нужно совместить фантазии и реальность. И их столкновение бывает весьма болезненно. Умение принимать мир таким, какой он есть, не убегая в вымысел – ценно. Соответственно, нужно учиться думать и предполагать, строить перспективу из того, что есть в руках, в обороте, в окружении. А для этого нужно для начала научиться ощущать себя «здесь и сейчас», не убегая в выдуманную реальность. С этим поможет цепочка простых упражнений.

Находимся «здесь и сейчас». Психологические практики

1.

Обращение к себе, внимание на себя. Задача – в течение пяти минут сидеть на стуле и «ощущать» этот процесс: как вы опираетесь на стул, как он вас держит. Обратите внимание на окружение, как тикают часы и как мама ходит в соседней комнате. Возможно, есть другие звуки, на которые обычно не обращаете внимания. Просто полностью осознайте себя в реальном времени.

2. Наблюдение реальности. Проще всего увидеть ее через людей, у каждого человека есть свои эмоции, каждый чем-то занят. Обращайте внимание на проходящих мимо, на эмоции тех, кто рядом. Так рождается система наблюдения за окружающим миром. Важно делать это безоценочно. Без попыток простроить какой-то план. План – это уже фантазия.

3. Спортивные тренировки помогают. Неумение находиться «здесь и сейчас» характеризуется большим количеством нечаянных ушибов, порезов и синяков. Однако любой спорт повышает концентрацию на текущем моменте, значит, возвращает в реальность.

4. Впишите фантазии в реальность. Нахождение в фантазиях приятно. Оно затягивает. Чтобы фантазирование не казалось бесполезной тратой времени, и тем более, если вы являетесь обладателем интересных фантазий, попытайтесь вписать их в реальность. Дать им точные определения и выражение в чертежах и рисунках, текстах. Напишите план реализации ваших фантазий.

 

Мотивация подростка – это командная игра.

С одной стороны, сложно всем: и ребенку, и маме, ведь родитель в это время живет своей взрослой жизнью, в которой надо сохранять мотивацию тоже. Очень здорово, если ребенок это понимает и ценит родительское желание помочь.

Но с другой стороны, родителю зачастую проще самому решить за ребенка, чем ждать, когда же он разберется в увлечениях.

И тогда родитель рискует отнять право выбора, а вместе с ним и мотивацию.

Главная рекомендация – рассказывать, поддерживать, пробовать, бросать нелюбимое с легкостью и пробовать вновь. Сделать из этого процесса увлекательное приключение.

Анна Мохова, ИнтернетУрок

Как сделать так, чтобы мой ребёнок хотел учиться? 5 типов мотивации

Старшие классы — время, когда у многих подростков учёба уходит на второй план. Появляются другие увлечения, а школьные уроки кажутся слишком скучными и совершенно ненужными. Зачем зубрить учебник по истории, если в реальном мире столько всего интересного? Ребята вот в кино идут всей компанией, а я буду сидеть на формулы смотреть весь вечер? Ну уж нет…

Такое поведение тревожит родителей. Кто бы что ни говорил, школьное образование — это своеобразный фундамент для построения будущего. Именно от старших классов зависит поступление в колледж или вуз, направление, которое ученик сможет выбрать, и многое другое. И если в этот момент учёба “пойдёт под откос”, дальше будет только сложнее.  

Именно поэтому родители ищут разные способы вернуть подростка к учёбе: кто-то ограничивает количество времени в соцсетях или на прогулках с друзьями, кто-то отказывается от дополнительных занятий и секций, кто-то вводит систему бонусов за хорошие оценки. Словом, обычно родители выбирают “кнут” или “пряник” — но у нас есть другое предложение. 

Подростковый период — время кризисов, поиска себя, конфликтов с окружающим миром. Ваш ребёнок вырос, он становится взрослым, его взгляды на мир и отношение к различным вещам меняются, а значит должен измениться и подход к воспитанию. То, что работало с ребёнком, вполне может не сработать с подростком — это касается и мотивации к учёбе.

Для того, чтобы понять, какая именно мотивация нужна подростку, необходимо посмотреть на логику его мышления. Что ему нужно? Что ему интересно? Как он видит жизнь и учёбу? Для чего он готов стараться, а для чего не захочет? Обо всём этом вы можете поговорить с ребёнком — это отличный шанс узнать его поближе!

Однако в целом есть определённые черты, которые отличают подростков от детей. У подростка другая цель — получить признание, доказать, что он взрослый и самостоятельный. Часто именно это вызывает бунт, у старшеклассников происходит подрыв авторитетов, в частности снижается важность школьных уроков, учителей, домашек и экзаменов. Тогда мотивация к учёбе падает — и на её место вполне может прийти желание показать свою “взрослость”.

***В первую очередь, нужно понять, что “взрослость” автоматически притягивает за собой ответственность — за принятые решения, за совершённые действия, за прогулянные уроки и невыученные домашки. 

Основное правило мотивации: чтобы учиться хорошо, подростку необходимо видеть и понимать практическую выгоду от часов, проведённых за учебниками. Но выгода для каждого старшеклассника выглядит по-разному: кому-то нужно поощрение, кому-то — внимание, кому-то — конкретные результаты. Попробуйте найти тот тип, в котором узнаете своего ребёнка, и тогда вы точно найдёте к нему подход.

Тип 1. Борец за идею 

Это подростки-мечтатели. В периоды вдохновения и душевного подъёма они полны энергии, готовы сделать всё — возможное и невозможное — для достижения своей цели. Однако при возникновении трудностей у такого романтичного типа резко падает мотивация и внимание легко может переключиться на другую цель.

Борцов за идею важно поддерживать: для того, чтобы дойти до заветной цели, им необходим кто-то, кто будет рядом и скажет “продолжай идти, у тебя всё получится”, даже когда самому подростку идея уже не кажется стоящей. Будьте рядом с ним и будьте на его стороне, помогайте ему двигаться навстречу своим мечтам. А в Умскул эта задача лежит на кураторах, всегда готовые выслушать и поддержать подростка!

Тип 2. Душа компании

“Душа компании” — это, как правило, подростки-экстраверты, которым нравится быть в центре внимания. Таким ребятам важно быть нужными и принятыми — одобрение окружающих вызывает гордость и помогает им идти навстречу новым свершениям. 

Подростки-душа компании любят похвалу, но легко поддаются внешнему влиянию, так что для того, чтобы они не теряли мотивацию, им важно находиться в правильном окружении — например, среди ребят, для которых ум и успехи в учёбе также являются поводом для гордости. Так, Умскул — это настоящее сообщество для выпускников, где они могут найти единомышленников и достигать своих целей, мотивируя друг друга.

Тип 3. Лидер

Для этого типа важны амбиции — нужно быть первыми и лучшими. Для таких подростков трудности на пути к достижению цели лишь подогревают интерес — но здесь стоит быть внимательнее, ведь крупная неудача может стать фатальным разочарованием. 

Мотивация для ребят с лидерской закалкой — это правильные успехи, достижения, которые правда имеют смысл — “что будет, если я этого достигну?”. Однако в то же время в характере таких подростков есть моменты, с которыми нужно быть осторожнее: например, лидеру нужно дать понять, что он важен и ценен вне зависимости от своих достижений, а также нужно помогать бороться со страхом неудачи и развивать эмпатию, чтобы амбиции не переросли в эгоизм. Сообщество Умскул — отличная среда для работы с лидерскими качествами: здесь ученики могут проявлять инициативу и достигать собственных целей, но в то же время получают поддержку и работают в команде с другими мастерами.

Тип 4. Исполнитель

Для подростков-исполнителей процесс важнее, чем результат. Нужно, чтобы каждая задача была структурирована и понятна — тогда они получают удовольствие от процесса. Исполнители, как правило, усидчивые, но плохо переносят неудачи и новые непонятные ситуации — поэтому им необходим контроль

Для того, чтобы мотивация не улетала, им важны структура и план. Важно, чтобы всё было разложено по полочкам. Интересуйтесь их успехами и обращайте внимание на их сильные стороны — трудолюбие, усидчивость, внимание к мелочам. И главное, не пытайтесь сделать из исполнителя настоящего лидера — скорее всего, так мотивации у него станет только меньше, ведь подросток будет чувствовать себя не в своей тарелке. Опираясь на этот фактор, мы сделали подготовку в Умскул максимально понятной и структурированной — ученики проходят программу шаг за шагом, а при возникновении трудностей могут обратиться за помощью к куратору.

Тип 5. Бизнесмен

Для таких ребят важна прямая и очевидная выгода — они должны понимать, что за свои старания получат справедливое вознаграждение. Это тот самый случай, когда система бонусов за хорошие оценки и учебные достижения — просто безошибочный план. Разве что с маленькой оговоркой на формирование системы ценностей.

Важно обсудить этот вопрос и ребёнком заранее обговорить “мотивацию”: поощрения должны быть пропорциональны успеху и количеству приложенных усилий. Если подросток-бизнесмен будет знать, что за отлично написанное итоговое сочинение его ждёт подарок, он будет готовиться к нему с гораздо большим усердием. Кстати, именно поэтому в Умскул есть система бонусов для учеников — за выполнение домашних заданий мастера получают очки XP, которые можно обменять на мерч или скидку на обучение.

Важное напоминание: все мы люди, а не роботы, поэтому ни вас, ни ваших детей нельзя описать “по таблице”. Чистые типы встречаются достаточно редко, так что к каждому подростку и правда нужен индивидуальный подход — а для этого необходимо, в первую очередь, постараться изучить и понять своего ребёнка. Более того, типы мотивации со временем могут меняться. Например, если ваш ребёнок в 15 лет ожидал подарков за отличные оценки, спустя пару лет ему вполне может быть необходимо лишь одобрение и поддержка.

Несколько советов

  • Не забывайте хвалить и поощрять достижения ребёнка — так он научится обращать на них внимание и осознает ценность этих достижений;
  • Старайтесь не сравнивать подростка только с другими ребятами — это сильно влияет на самооценку в таком кризисном возрасте и может обесценить чувства и достижения вашего ребёнка;
  • Когда требуете чего-то от подростка или ожидаете от него определённого поведения, не забывайте подавать пример — если вы сами берёте книгу в руки раз в пару месяцев, требовать от ребёнка чего-то иного вряд ли имеет смысл;
  • Не критикуйте подростка при других людях, особенно посторонних, — это также сильно бьёт по самооценке и влияет на доверие ребёнка к родителю.

Мотивация подростков к школьной работе

Источник: Фото предоставлено Джуди Уиллис, доктором медицинских наук, M. Ed

«Что я могу сделать, чтобы мои подростки прилагали усилия, необходимые для успешной учебы в школе?

Как подростки могут развивать свои навыки, упорно преодолевать неудачи, стать независимыми учениками и учиться на ошибках? Это самые частые вопросы, которые задают мне родители, когда я выступаю на конференциях или в школах.

Повысьте устойчивую мотивацию вашего подростка.

Поддерживать мотивацию, усилия и настойчивость вашего подростка, несмотря на неудачи, особенно сложно в подростковом возрасте. Мотивация может быть подорвана незаинтересованностью, скукой, ожиданием неудачи или частыми неудачами.

Мозг подростка активно строит нейронные сети (исполнительные функции), необходимые для поддержания усилий. В школьные годы вы можете влиять на эти развивающиеся мозговые сети, чтобы расширить их самомотивационные способности.

Из исследований в области неврологии мы узнали, что мозг затрачивает больше усилий, когда ожидает положительного опыта обучения или потенциального успеха. Стратегии для этого включают помощь подросткам в осознании того, насколько тематика актуальна для них лично, и наставление их ценить прогресс, которого они добились, работая над достижением своих целей. Когда подростки связаны через личную значимость, признавая свои сильные стороны и видя доказательства своего постоянного прогресса, их способность поддерживать мотивацию и работать для достижения успеха расширяется.

Источник: Каролина Грабовска/Pexels

Какая им разница?

Постоянные усилия могут быть достигнуты, когда ваши подростки находят обучение личным и интересным, знают, что они сделают что-то интересное с этим обучением, и верят, что их усилия могут привести к успеху.

Релевантность — мощный инструмент для стимулирования и поддержания вовлеченности и усилий. Если ваши подростки с самого начала знают, что часть их изучения темы будет включать выполнение чего-то (в классе или с вами/друзьями), что их интересует, значимость и мотивация возрастут. По мере продвижения модуля поддерживайте мотивацию подростков, предлагая им писать о полезности материала для их жизни, будущей карьеры или карьеры профессионалов, которыми они восхищаются. Примечательно, что улучшение понимания и долговременное сохранение информации в памяти возникает как побочное преимущество их применения обучения к интересам.

Примеры:

  • Математика: изучение преобразования между метрической и стандартной системой измерения. Соответствующая возможность возникает, когда им предлагается выбрать рецепт из поваренной книги Англии с использованием метрических измерений. Предложите им выбрать желаемый, который они могут сделать дома. Чтобы следовать рецепту, они захотят узнать, как сделать «перевод» между метрическими и британскими единицами, чтобы использовать ваши стандартные кухонные измерительные устройства.
  • История: Содействуйте описанию или обсуждению того, как школьная тема связана с их интересами, семейной жизнью, сообществом или текущими событиями.
  • Чтение/литература: Предложите подросткам выбрать цели для модуля или задания, которые они считают возможными и ценными. Они будут использоваться, поскольку они ведут записи о прогрессе, которые показывают им, что они решают задачи. Примеры целей, которые следует отметить и записать: количество страниц, прочитанных за неделю, переход на следующий уровень таблицы умножения, меньшее количество орфографических или грамматических ошибок в эссе.

Им нужно знать, что они делают успехи.

Когда учащиеся осознают, что они продвигаются к цели, они испытывают приятную реакцию достижения. Этот положительный опыт активирует желание мозга приобрести дополнительные навыки, чтобы вызвать этот положительный ответ удовольствия. Осознание достижения прогресса — это мощный сигнал, который активирует настойчивость мозга даже после неудач, неудач и чрезвычайных испытаний.

Источник: russellhemmings использовано с разрешения

Частое признание своего прогресса на пути к цели поможет им поддерживать свои усилия. Это осознание прогресса формирует у них способность осознавать, что их усилия коррелируют с их прогрессом — их настойчивость и мотивированные усилия повышаются.

Используйте системы, помогающие подросткам распознавать положительный прогресс в достижении целей.

Напомните им о достижении их предыдущей цели, например, об обучении езде на велосипеде, игре на клавиатуре, игре на музыкальном инструменте или развитии навыков в спорте. Попросите их вспомнить, что еще до того, как они достигли своей цели, они осознавали, что добиваются прогресса, и это поддерживало их усилия, несмотря на неудачи или ошибки. Предложите (и объясните), как они могли бы использовать эти успехи для повышения мотивации и положительных ожиданий новых задач по мере достижения своих целей.

Спросите своих подростков, как они отметят прогресс в достижении личных целей, которые они определили для модуля или задания. Помогите им оценить, являются ли их цели разумными и выполнимыми, и как они будут оценивать свой прогресс.

Например:

  • Если цель состоит в том, чтобы прочитать 200-страничную книгу за месяц, они могут записать в календаре или таблице, какие десять страниц они будут читать в каждый из 20 дней в течение месяца. Они будут признавать прогресс, отмечая каждый сегмент чтения по мере его завершения.
  • Если целью является запоминание 30 теорем геометрии (или названий рек, горных хребтов, причин войн или формул по математике или физике), они могут построить гистограмму, как термометр. В этой визуальной модели они затем разбивают задачу на сегменты. В примере с 30 элементами для запоминания они могут состоять из пяти сегментов. Они заполняют разделы полосы каждый раз, когда добавляют пять успешных запоминаний на пути к 30. По мере того, как они достигают каждой прогрессивной отметки (и окрашивают достигнутые сегменты), они дают своему мозгу положительную реакцию вознаграждения удовольствия на свидетельство прогресса.
  • Поощряйте их записывать подцели, которые им необходимо будет достичь в пути, и периодически оценивать и соответствующим образом изменять свои планы или действия.
  • Поговорите с ними о том, как они могут получить помощь в случае блокировки: например, используя такие ресурсы, как одноклассники, учитель или библиотекарь.
  • Практические тесты на самокоррекцию дают подросткам возможность оценить свой уровень понимания и при необходимости пересмотреть или укрепить свои знания.
  • Графики усилий для прогресса: различные графики усилий для прогресса можно загрузить из Интернета. Когда ваши подростки заполняют их и записывают доказательства своего постепенного прогресса в достижении цели, они видят влияние своих усилий на свой прогресс.

Возможности, которые вы предоставляете подросткам для повышения их мотивации, усилий и настойчивости, могут помочь развить их способности как независимых учащихся. Повышение их интереса, любопытства, положительных ожиданий и осознания прогресса в достижении цели поможет поддерживать их мотивированные усилия в течение школьных лет и будущих текущих возможностей, ожидающих их.

Помощь вашему ребенку в достижении успеха — мотивация домашних заданий для детей

Как вы мотивируете ребенка, который, похоже, не хочет выполнять школьные задания?

Как родители, мы заинтересованы в академической жизни наших детей, потому что знаем, насколько это важно для их будущего. К сожалению, наши дети, кажется, не всегда разделяют нашу озабоченность по поводу их будущего. Мы знаем это, потому что они по-прежнему отдают предпочтение просмотру YouTube, играм и общению с друзьями, а не школьной работе.

Почему наши дети плохо учатся в школе? В конце концов, в их собственных интересах сделать все хорошо. Почему они не хотят добиться успеха так, как мы хотим, чтобы они преуспели?

Вот проблема. Школа — это аспект жизни, который требует дисциплины и работы, и дети должны научиться ценить успехи. Ваш ребенок должен осознать важность того, чтобы хорошо себя чувствовать. Мотивацию нельзя заставить. И если вы пытаетесь заставить своего ребенка быть мотивированным, это почти всегда только ухудшает ситуацию.

Тем не менее, есть позитивные шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему ребенку мотивировать себя лучше учиться в школе. Большинство из этих шагов включают в себя создание структуры, позволяющей ему лучше дисциплинировать и выполнять свои обязанности. Эта структура повышает шансы вашего ребенка на успех, а вкус успеха часто является движущей силой мотивации.

Работая с родителями и детьми на протяжении многих лет, я нашел следующие 10 советов, которые помогут вашему ребенку достичь наилучших результатов и мотивировать его в школе.

1. Оставайтесь позитивными

Поддерживайте открытые, уважительные и позитивные отношения с ребенком. Напомните себе, что вы и ваш ребенок в одной команде. Это позволит вам оказывать влияние, что является вашим самым важным инструментом воспитания.

Наказания, проповеди и угрозы ни к чему не приведут и нанесут ущерб вашим отношениям и их мотивации. Ваши чувства беспокойства, разочарования и страха нормальны и понятны. Но реагировать на своих детей из-за этих эмоций неэффективно и только усугубляет ситуацию.

Помните, ваш ребенок ведет себя таким образом не специально, чтобы сделать вашу жизнь несчастной. Когда вы почувствуете, что начинаете нервничать, попробуйте сказать себе: : «Моего ребенка еще нет».

И напомни себе, что твоя работа — помочь ему научиться быть ответственным. Если вы станете отрицать и сделаете это моральной проблемой, тогда ваш ребенок может стать непокорным, реагируя на вас вместо того, чтобы самому все обдумывать.

2. Включите правило «Когда вы»

Один из уроков жизни заключается в том, что нам платят после того, как мы делаем работу. Итак, начните говорить что-то вроде:

«Когда закончишь учиться, можешь пойти в гости к другу».

Или:

«Когда ваша домашняя работа будет выполнена, мы можем обсудить просмотр фильма, который вы хотели посмотреть на Netflix».

Применяйте это правило и придерживайтесь его. Если у вашего ребенка еще нет необходимой дисциплины, это поможет ее создать.

В самом деле, вводя в действие правило «когда ты», ты помогаешь ей научиться делать то, на что ее мозг еще не способен, а именно дисциплинировать и откладывать удовлетворение.

3.

Создайте структуру для вашего ребенка

Если ваш ребенок не учится и его оценки ухудшаются, вы имеете право вмешаться, хочет он вас там или нет. Опять же, вы здесь не для того, чтобы делать работу за него. Вместо этого вы здесь, чтобы помочь создать структуру, которую он не может создать для себя.

Структура может включать запланированное время занятий, компьютер в общественном месте в вашем доме и фразу: «Никаких видеоигр или электроники, пока вы не сделаете домашнюю работу».

Вы можете решить, что он должен посвятить определенное количество часов обучению. В это время никакая электроника или другие отвлекающие факторы не допускаются. Вы можете установить правило, согласно которому, даже если он выполнит всю домашнюю работу, он должен завершить учебное время повторением, чтением или редактированием.

Некоторые дети лучше слушают музыку во время учебы, и это нормально. Но имейте в виду, что это может быть сложно, потому что их музыка обычно интегрируется с их телефонами. Это означает, что YouTube, Twitter, Reddit и обмен мгновенными сообщениями будут у них под рукой.

Если вы не можете эффективно оградить их от этих приложений, тогда никакого телефона и никакой музыки, пока их работа не будет выполнена. Просто скажите:

«Вы можете слушать музыку, когда закончите домашнее задание».

Подумайте об этом так: в школах запрещены телефоны в классе, и вам тоже.

Поймите, что это сооружение не является наказанием. Скорее, это способ помочь ему развить хорошую трудовую этику и сосредоточиться на своих школьных предметах.

4. Встреча с учителем

Если оценки и рабочие привычки вашего ребенка не на должном уровне, вы можете составить план, посетив его и его учителей.

Пусть ваш ребенок каждый день перед приходом домой проверяет у своего учителя, все ли домашние задания он выполнил.

Кроме того, вы можете просить его каждое утро следить за тем, чтобы он приносил свою домашнюю работу в школу. Для меня не было ничего более неприятного, чем то, что мой сын делал домашнее задание, но потом забывал принести его в школу.

Как только ваш ребенок станет лучше управлять своим временем, выполнять свою работу и становиться организованным, вам пора отступить. Пусть делает это сам. Вмешивайтесь только в том случае, если у него постоянно возникают проблемы.

5. Определите место для изучения

Для учебы вашему ребенку может понадобиться тихое место вдали от братьев и сестер. Или ей может быть лучше в комнате рядом с другими. Вы можете помочь ей экспериментировать, но как только вы найдете то, что работает лучше всего, оставьте ее в этом месте.

Чтобы ребенок не отвлекался, вам может понадобиться посидеть с ним, пока он делает домашнее задание. Вы можете почитать книгу или газету, пока она работает. Как минимум, будьте рядом, чтобы убедиться, что она не сбивается с пути.

Можно помочь ей с домашним заданием, если она застряла, но не делайте ее работу за нее. Например, можно просмотреть ее работу и спросить, имеет ли для нее смысл определенный абзац. Но писать с ней каждое предложение или решать каждую математическую задачу — это неправильно. Окажите достаточно помощи, чтобы получить ее над горбом. Помните, что умение справляться с трудным материалом — это один из навыков, которым должен овладеть ваш ребенок.

6. Разбейте задания на управляемые части

Решите вместе, нужно ли вам помочь ему разбить его задания на более мелкие части и организовать в календаре то, что он должен делать каждый день.

Вы можете подарить ему большой настенный календарь или доску. Это может быть электроника, если это предпочтительнее, но я предпочитаю письменные инструменты, потому что электроника может отвлекать.

7. Будьте тверды и соблюдайте правила домашнего задания

Вы хотите быть позитивным и полезным для своего ребенка. В то же время, вы должны быть твердыми. Вы должны последовательно применять установленные вами правила.

Твердость и последовательность посылает вашему ребенку сигнал о том, что вы знаете, что он может добиться успеха.

Быть твердым также означает, что вы применяете правила с эффективными последствиями. Если он не следует установленным вами правилам, применяйте последствия. И не пытайтесь оградить его от естественных последствий невыполнения своей работы, даже если это означает плохие или плохие оценки.

Будьте тверды, оставайтесь позитивными. На каждое негативное взаимодействие с ребенком постарайтесь создать десять позитивных. Постарайтесь сосредоточиться на поддержке и поощрении его, а не на беспокойстве и ворчании.

И не принимайте его выступление на свой счет. Когда вы начнете верить, что его оценки являются отражением вас или вашего воспитания, тогда вы будете в его деле, и это только усугубит ситуацию.

8. Помните о его уровне беспокойства

Признайте, что большая часть отсутствия мотивации у вашего ребенка (или то, что выглядит как безответственность) может быть связано с его беспокойством или стыдом по поводу учебы и школьных заданий. Дети могут быть не в состоянии объяснить вам все это, потому что для них это не всегда происходит на сознательном уровне.

Беспокойство может быть неправильно истолковано как паршивое отношение, отсутствие мотивации и безответственность. Часто сокрытие этих уязвимых эмоций может принимать форму отыгрывания, закрытия, избегания или неповиновения.

В то время как небольшая тревога может мотивировать, слишком большая блокирует способность вашего ребенка думать и иметь доступ к той части мозга, которая помогает ему с мотивацией.

Держите свои эмоции под контролем, осознавая, что причиной может быть беспокойство вашего ребенка, а не его лень. Спокойно помогите ему лучше организовать свою работу, и это поможет уменьшить его беспокойство.

И помните, что то, что происходит сейчас, может выглядеть совсем по-другому по мере того, как ваш ребенок взрослеет и развивается.

9. Не переусердствуйте с ребенком

Это нервирует и разочаровывает, когда видишь, как твой ребенок борется и не реализует свой потенциал. Вы можете почувствовать, что отсутствие мотивации у вашего ребенка является плохим отражением вашего воспитания. В ответ вы реагируете и переходите на чрезмерную скорость, чтобы ваш ребенок добился успеха, чтобы ваши чувства стыда, смущения, неудачи или страха ушли.

В процессе у вас может возникнуть соблазн переработать , помогая ему выполнять его работу. Но не делайте этого. Удержаться от соблазна. Чем больше вы переусердствуете со своим ребенком, тем больше он будет реагировать на вашу тревогу, из-за чего дела идут все дальше и дальше вниз по склону. Просто создайте структуру, которая поможет ему добиться успеха, но позвольте ему выполнять работу и нести последствия, хорошие или плохие.

Станьте тренером для своего ребенка. Установите стратегию и задайте направление, но оставайтесь в стороне и дайте ребенку поиграть в игру — болейте за его победу и хвалите его, когда он это делает. Но не бойтесь позволить ему потерпеть неудачу. Это все часть взросления и обучения брать на себя ответственность.

10. Не зацикливайтесь на будущем

Когда кажется, что ваш ребенок не интересуется своей жизнью, легко начать перематывать вперед в будущее. Когда он ведет себя так, будто его не волнует ничего, кроме видеоигр и его друзей, вы беспокоитесь, что он не добьется успеха или даже не сможет функционировать самостоятельно. Это усиливает вашу тревогу и страх.

Но никто из нас не имеет хрустального шара и не может заглянуть в будущее. Сосредоточение внимания на негативных поступках вашего ребенка только привлечет к ним внимание и может настроить вас обоих на борьбу за власть. Вместо этого сосредоточьтесь на положительных чертах вашего ребенка и помогите ему работать над теми, что есть в настоящем.

Он общительный? Полезный? Хороший повар? Разбираетесь в автомобилях или электронике? Сосредоточьтесь на всем, что необходимо развитому и успешному человеку, а не только на учебе и оценках. Помогите своему ребенку развиваться в социальном, творческом и эмоциональном направлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *