Мотивация как психологическая категория: 4. Мотивация как психологическая категория

4. Мотивация как психологическая категория

Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс.

Основные формы направленности личности: влечения, желания, стремления, интересы, убеждения, идеалы.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет.

Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию.

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности.

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности.

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Идеал – это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется.

Потребности и мотивы личности

Потребности — форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. Побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Большинство потребностей животных имеют форму инстинктов, в которых от рождения «записаны» не только свойства релевантных потребностей предметов, но и основная последовательность поведенческих актов, необходимых для овладения ими.

Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотивированная» деятельность — та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя).

Характеристика мотивационной сферы человека

Потребности – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития.

Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется организму для его устранения. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Мотив – тот предмет, который отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение людей.

Целесообразность и разумность поведения могут обеспечить только конкретный мотив – предмет данной потребности. Поэтому для полноценной мотивации, т.е. для стимулирования и направленности поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив.

Цель – непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Цель есть то, мотивационно-побудительное содержание сознания, которое человеком воспринимается как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Она является основным объектом внимания, занимает кратковременную и оперативную память; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть эмоциональных переживаний.

Основные закономерности развития мотивационной сферы

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной. В процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его.

Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значи­мость для разработки современной психологии связана с анали­зом источников активности человека, побудительных сил его де­ятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает челове­ка к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общают­ся друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с дру­гими людьми, а также о тех целях, которые с большей или мень­шей осознанностью они ставили перед собой»

[242, с. 12—13]. В са­мом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулиру­ет, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуслов­ливает множественность подходив к пониманию ее сущности, при­роды, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, м. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чуд­новский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что ос­новным методологическим принципом, определяющим исследо­вания мотивационной сферы в отечественной психологии, явля­ется положение о единстве динамической (энергетической) и со­держательно-смысловой сторон мотивации.

Активная разработ­ка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смыс­ла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смыс­ловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориен­тировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности челове­ка — его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуля­ции является сознательно-волевой. В.Г. Алексеев отмечает, что мо­тивационная система человека имеет, гораздо более сложное стро­ение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она опи­сывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и ав­томатически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для че­ловека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальней­шего развития его побуждения, без которой текущие заботы по­вседневности теряют свое значение [16].

Все это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потреб­ности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой — говорить о полимотивиро­ванности деятельности, поведения человека и о доминирующем мо­тиве в их структуре. «Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующи­ми» [31, с. 52].

Мотив — мотивациямотивационная сфера

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она трактуется авторами

по-разному. Исследователи определяют ее и как один конкрет­ный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сфе­ру, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.

Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой по­требности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с пред­метом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н. Ле­онтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения пе­реживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее»

[111, с. 243]. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребнос­ти», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутренний мотив, входящий в структуру самой деятельности.

Наиболее полным является определение мотива, предложен­ное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Бо­жович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осу­ществляется деятельность, «в качестве мотива могут высту­пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [31, с. 53]. Такое определение мотива снимает мно­гие противоречия в его толковании, где объединяются энергети­ческая, динамическая и содержательная стороны. При этом под­черкнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», ко­торое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, кото­рый определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [64, с. 148].

Самым широким является понятие мотивационной сферы, вклю­чающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выгот­ский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихо­логическом контексте мотивация представляет собой сложное объ­единение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъ­екту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятель­ность. Мотивационная сфера или мотивация в широком смыс­ле слова с этой точки зрения понимается как стержень личнос­ти, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направлен­ность, ценностные ориентации, установки, социальные ожида­ния, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Таким образом, можно ут­верждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система пси­хологически разнородных факторов, детерминирующих пове­дение и деятельность человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




4 Объяснение теории мотивации

Я изучал психологию на первом курсе, и хотя сейчас я не занимаюсь психологией, мне искренне нравится делиться знаниями из этой области. Область психологии полна интригующих теорий о человеческом поведении, о том, почему мы ведем себя определенным образом и почему наш мозг участвует в определенных мыслях и паттернах. Особенно интересны различные теории мотивации, связанные с тем, что побуждает нас работать для достижения конкретных целей и результатов в нашей жизни.

В частности, наша мотивация обычно связана с нашими результатами в нашей работе, будь то корпоративная работа или предпринимательское предприятие. Давайте рассмотрим, что такое теории мотивации и четыре популярные теории мотивации, и как они проявляются в нашей жизни сегодня.

Что такое мотивация?

Проще говоря, теории мотивации предлагают различных сторонников, которые управляют человеческим поведением. Наша мотивация позволяет нам преследовать различные цели и результаты и часто играет роль в нашей работе. Ни одна теория мотивации не управляет всеми аспектами человеческого поведения, и мотивация меняется у человека в разные моменты времени.

Мотивация — это то, что позволяет нам совершать, поддерживать и добиваться целенаправленных действий и поведения. Психология мотивации — это изучение того, как различные переменные влияют на мотивацию человека. Эти переменные включают биологические, психологические и экологические атрибуты.

Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу, пожалуй, самая популярная и известная теория мотивации. Эта теория, предложенная Абрахамом Маслоу в 1943 году, опирается на пятиуровневую модель человеческих потребностей, изображенную в виде треугольной иерархии.

Согласно Маслоу, мы должны удовлетворять свои индивидуальные потребности, начиная с основания пирамиды и продвигаясь к вершине. Пять уровней иерархии снизу вверх: 

1. Физиологические: основные биологические потребности для выживания, включая пищу, воду, жилье, сон и т. д.

2. Безопасность: защищенность и безопасность, финансовая безопасность, эмоциональная безопасность и т. д.

3. Принадлежность и любовь: социальные потребности, включающие дружбу, отношения, близость, доверие и т. д.

4. Потребность в уважении: уважение к себе, например, в мастерстве или независимости, и желание заслужить статус или уважение со стороны других

5. Самоактуализация: реализация своего потенциала, самореализация и стадия, отмеченная личностным ростом

Теория Маслоу широко обсуждалась, но в целом его подход оказал влияние, поскольку он фокусируется на развитии как личности, даже если не в том порядке, который предлагается в иерархии. Его теория мотивации предполагает, что мотивация состоит из множества компонентов, влияющих на множество аспектов нашей жизни.

Двухфакторная теория Герцберга

Двухфакторная теория Герцберга, также известная как теория мотивации и гигиены, была разработана Фредериком Герцбергом в 1959 году и фокусируется на мотивации на рабочем месте, основанной на удовлетворенности и неудовлетворенности работой.

Согласно Герцбергу, удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызывают два фактора: мотиваторы (или мотивационные факторы) и гигиенические факторы. Мотиваторы — это факторы, которые приводят к ощущению положительного удовлетворения и личностному росту (вспомните верхний уровень пирамиды Маслоу). Примеры мотиваторов включают признание, продвижение и удовлетворение непосредственно от типа работы.

Напротив, гигиенические факторы не мотивируют и не приводят к положительному удовлетворению, хотя неудовлетворенность возникает при отсутствии гигиенических факторов. Другими словами, наличие надлежащих гигиенических факторов гарантирует, что люди не будут недовольны своей работой. Примеры гигиенических факторов включают заработную плату, статус, льготы и условия труда.

В теории Герцберга следует обратить внимание на то, что предложенные им мотиваторы и гигиенические факторы не зависят друг от друга. Эта теория особенно актуальна для делового мира и может повлиять на производительность труда и вовлеченность сотрудников. Обратите внимание на то, как эти различные факторы влияют на вас как на личность, на ваш карьерный путь и потенциал.

Эффект Хоторна

Эффект Хоторна основан на серии исследований, проведенных Элтоном Мэйо на заводе Western Electric Company в Хоторне в Иллинойсе в 1920-х и 1930-х годах. Мэйо решил изучить влияние физических условий на производительность труда. Исследователи первоначально намеревались изучить влияние изменяющихся условий окружающей среды, таких как освещение, денежные стимулы и введение перерывов на отдых, на производительность.

Серия исследований показала, что сотрудники не обязательно реагировали на изменение независимых факторов, а скорее реагировали на дополнительное внимание начальства и на ощущение того, что начальство заботится о них и их работе. В конечном счете, эффект Хоторна предполагает, что люди работают лучше, когда они чувствуют себя признанными или верят, что руководство заботится о благополучии сотрудников. Эта теория предполагает, что более высокая производительность может быть результатом социальных условий, отношений и того, что вы являетесь частью чего-то большего, чем вы сами.

Эффект Хоторна и сегодня продолжает влиять на поведение организаций на рабочем месте.

Теория мотивации достижений Макклелланда

Теория мотивации достижений была разработана Дэвидом Макклелландом в 1960-х годах и связана с теориями Герцберга и Маслоу. Эта теория основана на трех мотивах: достижениях, власти и принадлежности. Макклелланд описал каждую из трех потребностей и заявил, что люди мотивированы одной из указанных ключевых областей.

Вот несколько заслуживающих внимания характеристик в каждой из трех категорий: 

1. Достижение: желание достигать и достигать целей, любит получать регулярную обратную связь и обычно любит работать в одиночку

2. Принадлежность: желание принадлежать группа, хочет нравиться и предпочитает сотрудничество с другими 

3. Власть: желает влиять на других и контролировать их, любит конкуренцию, статус и признание 

Вы, вероятно, находите отклик в одной из этих категорий в своей работе. Проведите самоанализ и определите, что вас мотивирует!

Какая из этих теорий вызвала у вас наибольший отклик? Дайте нам знать об этом в комментариях!

Об авторе

Алисса окончила Колорадский университет Колорадо-Спрингс в 2016 году со степенью бакалавра искусств в области психологии и бакалавра искусств в области уголовного правосудия. В начале своей карьеры ее интересы изменились, и она сосредоточилась на индустрии цифрового маркетинга. Ее карьерный путь постоянно развивается, чтобы подчеркнуть сочетание ее увлечений, навыков и интересов. Она живет в центре Денвера со своим мужем, и им нравится вместе отправляться в приключения. Летом она живет в Колорадо, любит ходить в походы и кататься на доске с веслом. Она также любит собирать растения и канцелярские наборы, читать книги по саморазвитию и одержима каналом Yoga with Adriene на YouTube. Независимо от того, куда ведет ее карьерный путь, писать и делиться своим опытом, чтобы помочь другим, всегда будет частью ее планов.

Веб-сайт: https://www.wordswithalyssa.com/


Теории мотивации [5 известных теорий мотивации]

Мотивация — это состояние души, наполненное энергией и энтузиазмом, которое побуждает человека работать определенным образом для достижения желаемых целей. Мотивация — это сила, которая побуждает людей работать с высокой степенью приверженности и концентрации, даже если дела идут против них. Мотивация выражается в определенном типе поведения человека. Короче говоря, мотивация является движущей силой человеческих действий.

Есть множество различных сил, которые направляют и направляют наши мотивы. Важно убедиться, что каждый член команды в организации мотивирован и соответствует лучшим результатам курса по управлению проектами. Различные психологи изучали человеческое поведение и формализовали свои выводы в виде различных мотивационных теорий. Эти мотивационные теории дают представление о том, как люди ведут себя и что ими движет.

Теория мотивации — это способ изучения мотивации человека и того, как она влияет на его поведение по личным или профессиональным причинам. Это важно для всех аспектов жизни общества, но особенно актуально для бизнеса и управления. Мотивация является ключом к более прибыльным сотрудникам, поскольку мотивированный сотрудник более продуктивен.

Каковы 5 теорий мотивации?

Мотивация — это огромная область исследований. Психологи предложили множество различных теорий мотивации. К числу наиболее известных теорий мотивации относятся следующие:

1. Теория иерархических потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу постулировал, что человек будет мотивирован, когда все его потребности будут удовлетворены. Люди работают не ради безопасности или денег, они работают, чтобы внести свой вклад и использовать свои навыки. Он продемонстрировал это, создав пирамиду, чтобы показать, как люди мотивированы, и упомянул, что НЕЛЬЗЯ ВОЗНЕСТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ, ЕСЛИ ПОТРЕБНОСТИ НИЖНЕГО УРОВНЯ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ. Потребности самого низкого уровня в пирамиде являются базовыми потребностями, и пока эти потребности более низкого уровня не будут удовлетворены, люди не будут пытаться работать над удовлетворением потребностей более высокого уровня.

Ниже представлена ​​иерархия потребностей:  

  • Физиологические потребности: — это основные потребности для выживания, такие как воздух, сон, пища, вода, одежда, секс и кров.
  • Потребности в безопасности: Защита от угроз, лишений и других опасностей (например, здоровье, надежная работа и собственность)
  • Социальные потребности (принадлежность и любовь): Потребность в общении, принадлежности, дружбе и т. д. на.
  • Потребность в самоуважении: Потребность в уважении и признании.
  • Потребности в самореализации: Возможность личного развития, обучения и веселой/творческой/сложной работы. Самоактуализация — это высшая потребность, к которой может стремиться человек.

Лидер должен будет понять, на каком уровне в настоящее время находятся члены команды, и стремиться помочь им удовлетворить эти конкретные потребности и, соответственно, работать над их удовлетворением. Это поможет членам команды работать лучше и продвигаться вперед в проекте. Сертификация PMP поможет вам лучше понять эту концепцию. Кроме того, когда их потребности будут удовлетворены, члены команды начнут работать до тех пор, пока они не начнут думать об удовлетворении потребностей следующего верхнего уровня, как указано в пирамиде.

2. Двухфакторная теория Герцберга

Герцберг разделил потребности на две широкие категории; а именно гигиенические факторы и мотивирующие факторы:

  • плохие гигиенические факторы могут разрушить мотивацию, но их улучшение в большинстве случаев не улучшит мотивацию команды
  • одних гигиенических факторов недостаточно для мотивации людей, но также необходимы мотивирующие факторы Двухфакторные принципы Герцберга Influenced by Hygiene Factors (Dis-satisfiers) Improving motivator factors increases job satisfaction Influenced by motivator factors (Satisfiers)  
    • Working condition
    • Coworker relations
    • Policies & rules
    • Качество руководителя
    Улучшение факторов гигиены снижает неудовлетворенность работой
    • Достижения
    • Признание
    • Ответственность
    • Сама работа
    • Личностный рост

    Один из этих влечений будет доминировать в нашем поведении.

    Доминирующее стремление зависит от нашего жизненного опыта.

    Три мотиватора:  

    • Достижение : потребность достичь и продемонстрировать собственную компетентность. Люди с высокой потребностью в достижениях предпочитают задачи, предусматривающие личную ответственность и результат, основанный на собственных усилиях. Они также предпочитают быстрое признание своего прогресса.
    • Принадлежность : потребность в любви, принадлежности и социальном признании. Люди с высокой потребностью в принадлежности мотивированы тем, что их любят и принимают другие. Они, как правило, участвуют в общественных собраниях и могут чувствовать себя некомфортно из-за конфликтов.
    • Власть : потребность контролировать свою работу или работу других. Люди с высокой потребностью во власти желают ситуаций, в которых они проявляют власть и влияние на других. Они стремятся к статусным и авторитетным должностям и, как правило, больше озабочены уровнем своего влияния, чем эффективностью работы.

    4. Теория ожидания Врума 

    Теория мотивации ожидания Врума утверждает, что на мотивацию человека влияют его ожидания относительно будущего. По его мнению, на мотивацию человека влияет –

    • Ожидание:  Здесь убеждение состоит в том, что увеличение усилий приведет к повышению производительности, т. е. если я буду работать усерднее, то это будет лучше. На это влияют такие факторы, как:
      • Наличие соответствующих ресурсов (например, сырья, времени)
      • Наличие соответствующих управленческих навыков для выполнения работы
      • Наличие необходимой поддержки для выполнения работы (например, поддержка руководителя , или исправить информацию о вакансии) 
    • Инструментальность:  Здесь убеждение в том, что если вы хорошо работаете, то результат будет ценным для меня. то есть, если я делаю хорошую работу, в ней что-то есть для меня. На это влияют такие вещи, как: 
      • Четкое понимание взаимосвязи между производительностью и результатами – например, правила «игры» вознаграждения 
      • Доверие к людям, которые будут принимать решения о том, кто какой результат получит 
      • Прозрачность в процессе решает, кто получит какой результат
    • Валентность: — это то, насколько большое значение человек придает ожидаемому результату. Например, если кого-то мотивируют деньги, он или она могут не ценить предложения дополнительного свободного времени.

    Мотивация = V * I * E  

    Три элемента важны при выборе одного элемента вместо другого, потому что они четко определены: усилия приведут к требуемому уровню производительности.

  • P>O ожидание:  наша оценка вероятности того, что наши успешные действия приведут к определенным результатам.

5. Теория X и Теория Y МакГрегора

Теория X и Теория Y были впервые объяснены МакГрегором в его книге «Человеческая сторона предприятия», и они относятся к двум стилям управления – авторитарному (Теория X) и участие (теория Y).

Теория X:  Менеджеры, которые принимают эту теорию, считают, что если вы чувствуете, что члены вашей команды не любят свою работу, мало мотивированы, нуждаются в ежеминутном наблюдении и неспособны нести ответственность за свою работу, избегайте ответственности и избегайте работайте, когда это возможно, то вы, скорее всего, будете использовать авторитарный стиль управления. По словам МакГрегора, этот подход очень «практический» и обычно включает микроуправление работой людей, чтобы убедиться, что она выполняется должным образом.

Теория Y:  Менеджеры, которые принимают эту теорию, считают, что если люди готовы работать без надзора, гордятся своей работой, рассматривают ее как вызов и хотят достичь большего, они могут направлять свои собственные усилия, брать на себя ответственность своей работы и делать ее эффективно самостоятельно. Эти менеджеры используют децентрализованный, основанный на участии стиль управления.

6. ЭРГ-теория Альдерфера

К. П. Альдерфер, американский психолог, развил иерархию потребностей Маслоу в собственную теорию.

Его теория предполагает, что есть три группы основных потребностей: существование (E), связь (R) и рост (G). Эти группы соответствуют уровням физиологических потребностей, социальных потребностей и потребностей в самореализации по Маслоу соответственно.

Потребности существования  касаются наших основных материальных потребностей для жизни, которые включают то, что Маслоу классифицировал как физиологические потребности, такие как воздух, сон, пища, вода, одежда, секс и кров, а также потребности, связанные с безопасностью, такие как здоровье, стабильная работа и свойство.

Потребность в общении связана с важностью поддержания межличностных отношений. Эти потребности основаны на социальных взаимодействиях с другими и соответствуют уровням потребностей, связанных с любовью / принадлежностью, по Маслоу, таких как дружба, семья, сексуальная близость и потребности, связанные с уважением, такие как получение уважения других.

Потребности роста  описывают наше внутреннее стремление к личному развитию. Эти потребности совпадают с другой частью потребностей Маслоу, связанных с уважением, таких как самооценка, уверенность в себе и достижения, а также потребности в самореализации, такие как мораль, творчество, решение проблем и открытия.

Альдерфер считает, что когда определенная категория потребностей не удовлетворяется, люди удваивают свои усилия для удовлетворения потребностей более низкой категории.

Теория Маслоу очень жесткая и предполагает, что потребности следуют определенной и упорядоченной иерархии, и если потребность более низкого уровня не удовлетворена, человек не может перейти к потребности более высокого уровня, т. е. человек остается на определенном уровне потребности до тех пор, пока эта потребность удовлетворена.

В то время как, согласно теории Альдерфера, при обострении потребности более высокого уровня человек может вернуться к увеличению удовлетворения потребности более низкого уровня. Это называется аспектом фрустрационной регрессии теории ЭРГ. Теория ERG очень гибкая, поскольку Альдерфер воспринимал потребности как диапазон/разнообразие, а не как иерархию, т. е. человек может работать над потребностями роста, даже если его потребности в существовании или родстве остаются неудовлетворенными.

Например, когда обостряются потребности в росте, человек может быть мотивирован на удовлетворение потребности в отношениях, а если возникают проблемы с удовлетворением потребностей в отношениях, то он может быть мотивирован потребностью в существовании. Таким образом, фрустрация или раздражение могут привести к регрессии к потребности более низкого уровня.

Другой пример: если чья-то самооценка страдает, он или она будет прилагать больше усилий к категории потребностей в родстве.

Значение теории ERG    

Все руководители должны понимать, что у сотрудника есть разные потребности, которые необходимо удовлетворять одновременно. Согласно теории ERG, если менеджер фокусируется исключительно на одной потребности в каждый момент времени, это не будет эффективно мотивировать сотрудника. Аспект фрустрации-регрессии теории ERG оказывает дополнительное влияние на мотивацию на рабочем месте. Например, если сотруднику не предоставлены возможности роста и продвижения в организации, он или она может вернуться к связанным потребностям, таким как потребности в общении.

Чтобы удовлетворить эти потребности в общении, если окружающая среда или обстоятельства не позволяют этого, он может вернуться к потребности в деньгах для удовлетворения этих потребностей в общении. К тому времени, когда менеджер осознает и обнаружит это, он предпримет более немедленные шаги для удовлетворения тех потребностей, которые не удовлетворены, до тех пор, пока сотрудник снова не сможет продолжить рост.

Вы можете дополнительно изучить лучший курс по управлению проектами от KnowledgeHut, в котором подробно рассматривается то же самое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *