Мотивация определение в психологии: Теории и виды мотивации в психологии

Мотивация — Психологос

01 января 2006 г., 08:32

Фильм «Мулан»

Фильм «Лоуренс Аравийский»

​​​​​​​Мотивация — направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.

Мотивация обращается к чувствам, убеждение — к разуму. Мотивация оставляет человеку выбор, принуждение — нет. В отличие от воли, где человек добивается своего силой, прилагая усилия и преодолевая сопротивление в лоб, мотивация — способность добиваться своего, вызывая внутреннее побуждение. Двигать себя только на воле — нерентабельно, надеяться только на мотивацию — нереалистично↑.

​​​​​Виды мотивации

Разновидностей мотивации много. Мотивация других людей отличается от мотивации самого себя, от самомотивации. Мотивация бывает позитивная и негативная, мотивация «к» и мотивация «от», внешняя и внутренняя, извне и изнутри, реактивная и проактивная, в мягком и жестком стиле.

См.→

Управление мотивацией

Управление мотивацией — это создание мотивации, поддержание мотивации и удержание ее на нужном, оптимальном уровне. Мотивация создается следующими основными путями: через побуждение, через заставление и с помощью организации ситуации, см.→. В управлении мотивацией необходимо учитывать и личностные особенности. Процессника не мотивирует цель, для результатника радость процесса является маловажным стимулом. Женщина, если она живет как женщина, живет чувствами. Мужчина, если это мужчина — руководствуется умом. См.→

Мотивация и другие движущие силы человеческого поведения

Люди часто жалуются на то, что не могут себя поднять, не могут себя заставить делать даже то, что нужно, жалуются на нехватку жизненной энергии — и спрашивают: «Где мне найти мотивацию?» Такой вопрос может направить их поиск не туда, поскольку мотивация здесь может быть вовсе ни при чем. Мотивация — одна из главных, но не единственная движужая сила человеческого поведения, только один из источников жизненной энергии.

Решением может быть когда-то переход в режим миссии, когда-то — наработка нужных привычек. Когда-то нужно убрать внутренние блоки, мстюльки и жалость, а когда-то нужно просто отдохнуть. См.→

  • Мотивация
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (9):

Гость, 13 января 2014 г., 13:30

Прекрасный выбор фрагмента фильма. Иллюстрация в точку. Может быть не столько про мотивацию чувствами, сколько про выбор правильных аргументов и гибкость в переговорах — однако блестяще. Спасибо за новый взгляд на очень захватанную тему мотивации. Марина, психолог, коуч.

Гендальф, 17 марта 2015 г., 11:26

Достаточно интересная статья. Прочитал практически на одном дыхании.

happyzen, 21 апреля 2015 г., 13:45

Очень познавательная и интересная статья!

Виталий, 26 ноября 2015 г., 16:29

Классный урок, кстати по мотивации читал похожий материал на другом ресурсе, но здесь более понятно.

Гость, 13 декабря 2016 г., 19:58

Спасибо за ваши полезные публикации, всегда читаю с удовольствием)

Гость, 13 сентября 2017 г. , 16:45

Спасибо, хорошая статья!

Гость, 26 сентября 2017 г., 12:26

Познавательно и интересно.

Гость, 12 декабря 2017 г., 15:15

Спасибо! Как точно сказано о мотивации других.

Гость, 07 ноября 2020 г., 16:23

Ну, понятно… Читаем: «В отличие от воли, где человек добивается своего силой, прилагая усилия и преодолевая сопротивление в лоб, мотивация — способность добиваться своего, вызывая внутреннее побуждение». Мотивация, стало быть, позволяет добиваться своего, избавляя от приложения усилий. Есть внутреннее побуждение — и хватит. Хочешь стать чемпионом, напрягаться не нужно, достаточно внутреннего побуждения. Сумел его достичь, — езжай с ним на чемпионат, там обязательно медаль вручат. )

Материалы по теме:

24 июл. 2000 г.

Мотивация не для всех

Мотивация сейчас очень популярное слово, огромная часть современной психологии успеха говорит, как добавить себе мотивации и как это важно. Причём сразу не понятно, что такое мотивация. Я решил остановиться на самом простом варианте, мотивация дословно означает «желание делать».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мотивация и другие движущие силы человеческого поведения

В образном представлении, мотивация — это «морковка» для ослика. Другие, кроме мотивации, способы подвигать ослика, это использовать Стимулы, Видение ситуации и Организацию жизни, вызвать нужные чувства и состояния. Как говорил Аль Капоне, «Доброе слово и пистолет могут больше, чем просто доброе слово».

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Мотивация (ВВП)

Вы ведете машину по автостраде, пытаясь успеть на важное для вас интервью по приему на работу. Сегодня утром вы встали позднее, чем было нужно, поэтому вам пришлось отказаться от завтрака, а теперь вас мучает голод. Кажется, будто на каждом рекламном щите, мимо которого вы проезжаете, рекламируется еда — аппетитный омлет, сочные гамбургеры, прохладный фруктовый сок. В животе урчит, вы пытаетесь не обращать на это внимания, то вам это не удается. С каждым километром ощущение голода усиливается. Вы чуть не врезаетесь в едущую впереди машину, заглядевшись на рекламу пиццы. Короче, вы охвачены мотивационным состоянием, известным под названием голода.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Обращение к чувствам

Обращение к чувствам может происходить как открыто («Я обращаюсь к вашим чувствам»), так и скрыто: через механизмы вовлечения, заражения и внушения.

0Подробнее

01 янв. 2002 г.

Самомотивация: источник внутренней энергии

У многих молодых людей и девушек энергия бьет через край, они как будто с моторчиком. Те, кто по жизни «тормоза», им часто завидуют, но сами «моторчики» знают свою проблему: моторчик не всегда движет их в нужную сторону, человек с высокой энергетикой бывает трудно себя управлять, их иногда «заносит на поворотах». Когда жизненная энергия перестает плескать через край, собой управлять становиться проще. Однако бывает, что со временем — или после каких-то трудных событий — внутренний моторчик начинает сбоить и слабеть. Внутренняя энергия — уменьшается, человек замедляется или начинает время от времени входить в ступор.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Виды мотивации

Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от».

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Муж секс не выпрашивает
  • Райк Герд Хамер, создатель Германской новой медицины
  • Обманывать папу не советую
  • Новогодний тариф Дистанции
  • 5 признаков того, что мужчина хочет развестись

Популярные статьи:

  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Знакомство с Дистанцией
  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Убираю нетки: отчеты
  • Дистанция для членов Клуба

Хиты недели:

  • Читаем стихи, тренируем интонации: В. Маяковский «Советский паспорт».
  • Знакомство с Дистанцией
  • Знакомство с Дистанцией 2
  • Комплименты. Отчеты
  • Что делать мужу, когда жена не хочет секса

Мотивация в современной психологии | Студент-Сервис

В предыдущей лекции мы уже говорили, что личность – это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных.

То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, – это его внутренний мир. Внутренний мир – это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных, даже низших животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего.

Начнем с того, что дает человеку обладание внутренним миром. Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические инстинктивные или прижизненно сформированные реакции, и внутренними состояниями напряжения тех или иных потребностей, от которых зависит готовность животного к тем или иным формам поведения и к реагированию на те или иные стимулы.

Взаимодействие этих двух рядов может порождать иногда очень сложные механизмы детерминации поведения, но это поведение всегда оказывается подчинено только одной логике – логике удовлетворения актуальных потребностей.

Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.

Различение двух логик человеческого существования четко представлено в концепции американского психолога Сальваторе Мадди. Мадди выделяет у человека три группы потребностей. Две из них вполне традиционны и отмечаются большинством психологов – это потребности биологические и социальные.

Третья же группа потребностей никем раньше в подобные перечни не включалась. Мадди называет эту группу потребностей психологическими и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации.

Мадди описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей.

Мадди называет этот путь развития личности конформистским. При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации.

С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте.

Выдающийся психолог нашего времени Виктор Франкл  писал, что животное не является личностью, потому что для животного не существует лежащего перед ним мира; для животного существует лишь окружающая среда.

Напротив, личность живет как раз не в среде, а в мире, отношения с которым она строит с помощью своего внутреннего мира на основе логики жизненной необходимости – логики, в свете которой каждое действие или обстоятельство выступает как имеющее в контексте всей жизни личности определенный

смысл, иными словами, определенное место и роль.

И если С. Мадди несколько упрощает картину, деля людей на два типа – конформистов и индивидуалистов, то мы можем (считая более правильным) видеть в этом, скорее, две логики поведения и существования, которые в разные моменты может демонстрировать один и тот же человек.

Одна из них – реактивная логика, логика удовлетворения потребностей – наиболее прямолинейна и является общей для человека и животных, вторая – смысловая логика, логика жизненной необходимости – является исключительно достоянием человека. Человек может жить и действовать сообразно этой логике благодаря механизмам смысловой регуляции, которые образуют ядро внутреннего мира – второго уровня личностной структуры.

Внутренний мир – это не набор эзотерических сущностей, не имеющих ничего общего с внешним миром. Мы уже говорили, что внутренний мир включает в себя специфическим образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Что является основными его составляющими?

Конечно же, не сами объекты, явления и обобщенные категории внешней, объективной реальности. И не психические механизмы, отвечающие за их преломление в сознании человека. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Поэтому в психологии иногда используют понятие “ценностно-смысловая сфера личности” для обозначения того, что на обыденном языке называется внутренним миром человека.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Слово “мотивация” используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа “почему?”, “зачем?”, “для какой цели?”, “ради чего?”, “какой смысл?…”. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности.

В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.

В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как человек понимает и оценивает её.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.

Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребность есть у всех живых существ. И этим живая природа отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент времени не хватает.

Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.
  2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
  3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
  4. Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
  5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
  7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Каждая из диспозиций может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь, поведение, направленное на удовлетворение потребности, разделяется на виды деятельности (общения), соответствующие частным целям.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно – мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека.

И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации.

Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно классифицировали как “немотивированные” преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям.

Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями; у одних – через творческие достижения, у других – через обогащение, у третьих – через успех у противоположного пола, у четвертых – через карьеру, и только у некоторых – через насилие, физическое подавление других людей.

В отличие от большинства людей для хулиганов (впрочем, и для некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в неблагоприятных условиях формирования их личности.

Но, помещая во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет и действует. Такая зависимость существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

Мотивация – Атлас государственного управления

… основная концепция в Лидерских навыках и Атласе 109

Описание концепции

Мотивация определяется как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает целенаправленное поведение.

Мотивация — это то, что заставляет нас действовать, будь то стакан воды, чтобы утолить жажду, или чтение книги, чтобы получить знания. Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании термин мотивация часто используется для описания почему человек что-то делает.

Различные типы мотивации часто описываются как внешние или внутренние . Внешние мотивы — это те, которые возникают извне человека и часто связаны с наградами, такими как трофеи, деньги, общественное признание или похвала. Внутренние мотивы — это те, которые возникают внутри человека, например, решение сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.

Компоненты мотивации

Любой, у кого когда-либо была цель (например, желание сбросить десять фунтов или желание пробежать марафон), вероятно, сразу понимает, что просто иметь желание чего-то достичь недостаточно. Для достижения такой цели требуется способность преодолевать препятствия и выносливость, чтобы продолжать идти, несмотря на трудности.

Мотивация состоит из трех основных компонентов: активации, настойчивости и интенсивности.

  1. Активация включает в себя решение инициировать поведение, например записаться на занятия по психологии.
  2. Настойчивость — это непрекращающееся стремление к цели, несмотря на возможные препятствия. Примером настойчивости может быть посещение дополнительных курсов психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
  3. Интенсивность можно увидеть в концентрации и энергии, которые необходимы для достижения цели. Например, один студент может обходиться без особых усилий, в то время как другой студент будет регулярно заниматься, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями вне класса. Первому ученику не хватает интенсивности, а второй с гораздо большей интенсивностью преследует свои образовательные цели.
Теории мотивации

Так что же на самом деле побуждает нас действовать? Психологи предложили ряд различных теорий для объяснения мотивации:

  • Инстинкты: Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведение мотивируется инстинктами. Инстинкт – это фиксированная и врожденная модель поведения. Психологи, включая Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда и Уильяма Макдугала, предложили ряд основных человеческих побуждений, которые мотивируют поведение. Такие инстинкты могут включать биологические инстинкты, важные для выживания организмов, такие как страх, чистота и любовь.
  • Побуждения и потребности: Многие из наших действий, таких как еда, питье и сон, мотивированы биологией. У нас есть биологическая потребность в еде, воде и сне, поэтому мы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у людей есть основные биологические влечения и что наше поведение мотивировано необходимостью реализовать эти влечения.
  • Уровни возбуждения: Теория мотивации возбуждения предполагает, что люди мотивированы на поведение, которое помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкой потребностью в возбуждении может заниматься расслабляющей деятельностью, в то время как люди с высокой потребностью в возбуждении могут быть мотивированы на захватывающие действия, направленные на поиск острых ощущений.
Источник

Взято из Cherry, K.A. (2015). What is Motivation, http://psychology.about.com/od/mindex/g/motivation-definition.htm, по состоянию на 31 декабря 2015 г.

Тема, предмет и курс Атласа

Признание ценностей (основная тема) в навыках лидерства и Atlas109.

Страница создана: Яном Кларком, последнее изменение 10 января 2016 г.

Изображение: Аллан Уильямс на http://alanwilliamsau.com/extrinsic-and-intrinsic-motivations/, по состоянию на 10 января 2016 г.

Внутренняя мотивация (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение внутренней мотивации

Внутренняя мотивация — это желание делать что-то «просто для того, чтобы это делать». То есть опыт поведения является достаточной наградой, независимо от каких-либо отдельных последствий, которые могут последовать. Внутренняя мотивация часто приводит к потоку или способствует ему, когда люди полностью поглощены какой-то сложной деятельностью, такой как скалолазание или игра на фортепиано. Внутренняя мотивация обычно противопоставляется внешней мотивации, при которой поведение не имеет внутренней привлекательности и возникает только из-за вознаграждений и подкреплений, которые оно приносит.

Внутренняя мотивация Предыстория и история

Потребовалось много времени, чтобы концепция внутренней мотивации была принята в психологии. Это связано с тем, что эта концепция не очень хорошо согласуется с бихевиористскими и теоретико-драйвовыми моделями человеческой природы, которые доминировали в начале и середине 20 века. Бихевиористские теории говорят, что поведение возникает потому, что оно было вознаграждено в прошлом, то есть потому, что оно было положительно подкреплено наградами или последствиями, примененными после того, как поведение закончилось. Теории влечений говорят, что любое поведение в конечном итоге мотивировано необходимостью удовлетворения биологических требований и потребностей, таких как голод, жажда и избегание боли. Ни одна из моделей не может объяснить спонтанное, игровое и исследовательское поведение, не связанное с внешним вознаграждением или биологическими побуждениями. Такое спонтанное поведение много раз наблюдалось в начале века даже у низших животных. Например, крысы будут терпеть боль, а голодные обезьяны будут отказываться от еды, чтобы получить возможность исследовать новую область своего вольера. Механистически ориентированные психологи того времени пытались свести такое поведение к биологическим влечениям или внешней обусловленности, но их объяснения были неубедительны. Только после когнитивной революции 19 в.В 60-х годах появилась подходящая парадигма для рассмотрения внутренней мотивации. С когнитивной точки зрения внутренняя мотивация выражает желание стимулировать, тренировать и развивать центральную нервную систему. Учитывая, что сложная онлайн-обработка информации занимает центральное место в адаптации человека, вполне логично, что у людей развилась врожденная мотивация искать проблемы, развивать интересы и консолидировать свои знания о мире. Это допущение также является центральным в современной теории когнитивного развития, согласно которой активные попытки индивидуумов овладеть навыками создают основу для многих типов когнитивного роста и изменений.

Свидетельства и результаты внутренней мотивации

Ранние экспериментальные исследования внутренней мотивации были сосредоточены на эффекте подрыва внутренней мотивации. Это был контринтуитивный вывод о том, что люди часто менее заинтересованы в том, чтобы что-то делать после того, как они получили за это вознаграждение, — вывод, который радикально противоречит предположениям и предсказаниям оперантного бихевиоризма. В типичном эксперименте участники сначала играли с интересной головоломкой. Некоторых участников просили просто попробовать, а другим давали вознаграждение (например, деньги, еду, сертификаты) за выполнение или решение головоломки. В более поздний период свободного выбора награжденные участники с меньшей вероятностью спонтанно играли с головоломкой, если смотреть через одностороннее зеркало; очевидно, их внутренняя мотивация была подорвана. Этот вывод и выводы других ранних исследователей внутренней мотивации были противоречивыми в то время и остаются спорными сегодня, в первую очередь среди психологов, ориентированных на поведение.

Тем не менее, внутренняя мотивация оказалась чрезвычайно важной во многих областях, включая образование, медицину, спорт, поведение на работе и достижение личных целей. Люди с внутренней мотивацией сообщают о лучшем настроении, удовольствии и удовлетворенности, чем люди с внешней мотивацией. Они также работают лучше — обрабатывают информацию более глубоко, решают проблемы более гибко и действуют более эффективно и творчески в целом. В качестве примера исследовательской программы новаторские исследования Терезы М. Амабиле показали, что индивидуальное творчество в художественных занятиях (например, создание коллажей, написание хайку, рисование), согласованное несколькими судьями, часто подрывается внешними обстоятельствами, в том числе не только положительными внешними факторами. награды и призы (например, наклейка за «лучший коллаж»), но также и негативное внешнее давление, такое как крайние сроки, угрозы, слежка и оценка.

Когда вознаграждение подрывает внутреннюю мотивацию? Недавний всеобъемлющий метаанализ обобщил более 100 экспериментальных исследований, показав, что мотивация свободного выбора больше всего подрывается, когда вознаграждение является ожидаемым (а не неожиданным) и зависит (а не является случайным) либо от участия в задании, либо от выполнения задания, либо от его выполнения. положительное выполнение задания. Другими словами, если человек получает то, что он или она ожидает, в качестве награды за то, что он начал, закончил или хорошо справился с заданием, то этот человек, как правило, теряет интерес к заданию. Примечательно, что этот мета-анализ также показал, что словесные похвалы не обязательно подрывают и могут даже усиливать внутреннюю мотивацию, о чем свидетельствует более активная последующая игра со свободным выбором после похвалы.

Теории внутренней мотивации

Что вызывает эффект подрыва внутренней мотивации? Эдвард Деси и его более поздний коллега Ричард Райан разработали теорию когнитивной оценки, чтобы объяснить это. В этой модели у людей есть врожденные психологические потребности как в компетентности, так и в автономии. Люди, как правило, теряют свою внутреннюю мотивацию к деятельности, которая мешает этим потребностям. Таким образом, некомпетентная работа является очевидным потенциальным препятствием для внутренней мотивации, и действительно, в теории потока Михая Чиксентмихайи неоптимальное соответствие между навыками и требованиями задачи определяется как основное препятствие для потока. Новое предложение Деси и Райана заключалось в том, что вознаграждение может помешать потребности в автономии, когда люди понимают, что вознаграждение используется контролирующим образом. В этом случае человек может перейти от внутреннего воспринимаемого локуса причинности («Я — источник своего поведения») к внешнему воспринимаемому локусу причинности («Я пешка в своих обстоятельствах»). Центральное место в модели занимает когнитивная оценка вознаграждения индивидуумом. Представляет ли это попытку власти диктовать или навязывать свое поведение? Согласно теории когнитивной оценки, даже словесная похвала может подорвать внутреннюю мотивацию, если получатель оценивает похвалу как попытку принудить его или ее. Результаты мета-анализа, описанного в предыдущем разделе, показывают, что в среднем материальные вознаграждения, как правило, имеют такие коннотации, а словесные похвалы — нет.

В современной психологии теория самоопределения Деси и Райана использует концепцию внутренней мотивации как основу всеобъемлющей теории человеческой мотивации, свободы действий, саморегуляции и процветания. Теория принимает организмистический, гуманистический и несколько либеральный взгляд на человеческую природу, надеясь пролить свет на то, как должны быть устроены общества, чтобы максимизировать самоактуализацию людей и психологическое благополучие. Эта теория фокусируется на связях между социальными и культурными контекстами (т. е. автономия, поддерживающая или контролирующая), контекстуальной мотивацией (т. мотивация). В соответствии с теорией когнитивной оценки, эта теория также фокусируется на личностных чертах и ​​стилях как детерминантах контекстуальной мотивации; некоторые люди более склонны интерпретировать вознаграждение как контроль и ограничение (ориентация на контроль), в то время как другие способны интерпретировать вознаграждение просто как информационное и неконтролирующее (ориентация на автономию).

Исследования показывают, что внутренняя мотивация является весьма желательным качеством, которое следует развивать как в отдельных личностях, так и в социальных контекстах, таких как классы, рабочие места, футбольные поля и межличностные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *