Мотивы смыслообразующие: Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы — Психологос

Смыслообразующие мотивы | Центр ABA-терапии

Елена Цымбаленко

В коррекционной работе с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития особая роль отводится созданию мотивации. Мотив является побудительной, движущей силой любой деятельности. Побудительная сила мотива определяется силой влечения, сопряженного с этим мотивом. В АВА предлагается регулярно тестировать мотивационные стимулы для отслеживания побудительной функции каждого мотивационного стимула и использовать для работы только стимулы, обладающие наибольшей побудительной способностью. Как правило в качестве мотивационных стимулов в АВА используют съедобные поощрения, мотивационные занятия, жетоны, постепенно переходя на социальные поощрения – похвалу и т.д. Таким образом упор делается в основном на побуждающую роль мотива. Мотивация призвана побудить ребенка выполнить те или иные действия. Но не стоит забывать, что помимо побуждающей мотивация имеет и другую функцию, которая не менее важна – смыслообразующую.

Высшей целью любой коррекционной работы является воспитание самодостаточной автономной личности, способной успешной интегрироваться в социальную среду (приобрести профессию, работать, обслуживать себя в быту и т.д.) Формирование системы мотивов является неотъемлемой частью процесса развития и становления личности.  Система мотивов является структурообразующей основой личности. Все мотивы соподчинены друг другу и находятся в определенной иерархии. Множественные мотивы-цели подчинены ведущему мотиву и выступают в качестве средств осуществления этого мотива. Смыслы – это отношения между мотивами. Способность мотива порождать смыслы, устанавливать отношения с другими мотивами мы можем наблюдать, задавая вопрос к конкретному мотиву «Ради чего?» В качестве примера отследим как ряд нижележащих мотивов-целей подчинены вышележащему мотиву «Хочу пойти в школу».

Например:

Мотив: Хочу пойти в школу

Мотив-цель: Хочу научиться читать (Ради чего?  — Чтобы пойти в школу)

Мотив-цель: Хочу выучить буквы (Ради чего?  — Чтобы научиться читать)

Мотив-цель: Хочу идти на занятие и т. д. (Ради чего?  — Чтобы выучить буквы) и т.д.

Казалось бы, все достаточно просто. Но, несмотря на кажущуюся простоту, мотивационная система личности – достаточно сложное многовекторное образование со своеобразной системой подчинений. У каждого мотива в данной системе соотношение побуждающей и смыслообразующей функции очень разное.

Например, представьте следующую ситуацию: утро. Ребенку необходимо подниматься и идти в школу. Но ему очень хочется спать. В данной ситуации в нем борются два мотива:

Мотив 1: Хочу спать. (Побудительная функция очень сильная. Очень хочется спатьJ Смыслообразующая функция: «Ради чего?» — Чтобы выспаться)

Мотив 2: Нужно идти в школу. (Побудительная функция слабая. Смыслообразующая функция: «Ради чего?» — Чтобы увидеться с друзьями, чтобы интересно провести время, чтобы узнать что-то новое и т.д.)

Побудительная сила мотива 1 значительно выше побудительной силы мотива 2. Но, при этом, смысловая нагрузка мотива 1 значительно ниже смысловой нагрузки мотива 2.

Что же выберет ребенок? Тут возможны варианты. Чем более развита личность, тем более важное место в ее иерархии мотивов занимают мотивы с высокой смыслоообразующей ролью. И наоборот, в мотивационной сфере примитивной личности присутствуют несколько простейших мотивов, связанных с витальными потребностями (едой, сном и т.д.) Поэтому формирование смыслообразующей мотивации является необходимым условием успешной реабилитации детей с аутизмом и другими задержками развития. Обучение осознаванию собственных мотивов и иерархических отношений между ними позволит ребенку со временем научиться произвольно регулировать свою деятельность, что является обязательным компонентом успешного обучения, а впоследствии также успешной адаптации и социальной интеграции. В работе над формированием мотивационной иерархии очень важно как можно скорее отказаться от пищевых поощрений как от обладающих очень слабой смыслообразующей функцией. В данной ситуации мотивационные виды деятельности и социальные поощрения представляются намного более целесообразными, т.

к. несут в себе больше смысловой нагрузки. Необходимо активно расширять сферу интересов аутичного ребенка, т.к. чем шире круг мотивов, тем более широкой системой деятельности ребенок связан с окружающим миром. Также необходимо создавать ситуации выбора реакций, предполагающие воспитание воли как внутреннего усилия по преодолению субъективных или объективных препятствий. Выбор может быть из двух мотивов с низкой побудительной функцией: «Ты будешь заниматься физкультурой или читать?» Подавление побуждающего мотива и реализация других мотивов с более высокой смыслообразующей ролью создает основу для  формирования развитой личности с богатой мотивационной сферой.

Для более глубокого понимания роли мотивационной сферы в развитии личности рекомендую прослушать лекцию Умрихина Владимира Владимировича  «Становление личности и ее нарушения».

Tags

АВА Центр АВА-терапии Киев аутизм РАС коррекция реабилитация ава-терапия aba ABA aba-терапия киев центр aba-терапии киев

актуальные и потенциальные мотивы, предметные, функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов.

Функции мотива

Мотив соединяет два понятия — потребности и деятельности, находится на их стыке.

Функции мотивов:

1. Побуждающая, мотив направляет деятельность. Характеризует энергетику мотива, мотив вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность. Связывает мотив с потребностью. Потребность побуждала действовать (даже неопредмеченная). Мотив делает то же самое. Ранее побуждала потребность, а теперь предмет, мотив берет на себя энергетику потребности (закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона).

2. Образование смысла – смыслообразующая функция.

3. Направляющая функция – направленность энергии мотива на определённый предмет, то есть выбор и осуществление определенной линии поведения.

4. Регулирующая функция – мотив предопределяет характер поведения и деятельности, эта функция выражается в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми.

Реализация этой функции связана с иерархией мотивов.

Механизм образования новых мотивов:

1. Сдвиг мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом (1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов).

2. Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности (2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания).

3. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

4. Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

1 Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг).

Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2 Смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие мотивы — мотивы, не только побуждают деятельность, но вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4. По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные;

Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть в конце деятельности (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования.

Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной направленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт).

Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования -мотивационные образования более высокого уровня, социально обусловлены, связаны с социализацией человека.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Мотивационные процессы осмысления Закари Войтовича, Ника Чейтера, Джорджа Левенштейна :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: