Мозгового штурма – Метод мозгового штурма — Википедия

Содержание

Метод мозгового штурма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.[1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.[1] Включает этап экспертной оценки. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса (process pattern recognition).

История

Изобретён в конце 30-х годов копирайтером и одним из основателей агентства BBD&O Алексом Осборном.[2]

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма[1].

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи[1].

Преимущества мозгового штурма

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета, социолог П. А. Стариков выделяет следующие преимущества метода:[3]

  • посредством совместной деятельности специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«
    „качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)
    »; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики» в ходе обсуждения поставленных проблем качественно отличающимися специалистами
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие

См. также

Примечания

Литература

научная
публицистика

wikipedia.green

Семь техник эффективного мозгового штурма / Habr

«Вы можете проектировать, создавать и строить самое удивительное место во всем мире, но для того, чтобы воплотить мечту в жизнь, нужны люди», – Уолт Дисней.

Предлагаю вашему вниманию перевод статьи из блога сервиса Wrike. Посвящен он теме проведения эффективных мозговых штурмов.

Закрадывалась ли вам когда-либо в голову мысль, что встречи для проведения мозгового штурма – напрасная трата времени? Вы четко осознавали необходимость совместного обсуждения важной проблемы, однако, подобные сессии чаще всего заканчивались ярыми спорами нескольких человек, в то время как остальные члены команды предпочитали отмалчиваться? В таком случае на лицо типичные признаки допущенных ошибок при организации мозгового штурма.


Большинство людей склонны забывать, что основная цель мозгового штурма – вовсе не качество идей, а их количество. Да, вы не ослышались: именно количество, а не качество. Мозговой штурм – это всегда первый шаг в исследовании нового проекта, поэтому крайне важно быть открытым ко всем свежим идеям, как бы неожиданно они не звучали. Зачастую проблемы возникают в тот момент, когда команда считает, что настало время оценить и отфильтровать идеи – иными словами, отделить зерна от плевел.

Еще одной распространенной ошибкой при проведении мозгового штурма является в корне неверный подход к мероприятию его организаторов. Часто они видят единственный возможный способ устроить дискуссию, заключающийся в обсуждении вопроса со всеми членами команды в комнате для собраний. Данный подход не является неприемлемым, однако, обладает рядом существенных недостатков, которые могут снизить эффективность собрания. Типичным в данном контексте является пример, при котором первые несколько ораторов озвучивают свои идеи и до конца мозгового штурма участники обсуждают только их. Профессор менеджмента в Kellogg School Ли Томсон провел исследование традиционных подходов к мозговому штурму и обнаружил, что почти всегда те самые несколько человек, проявивших инициативу, отнимают 60-70% времени всей дискуссии. При этом свежим идеям просто не остается шанса быть принятыми во внимание. Теоретики мозгового штурма прозвали подобное смещение в ходе дискуссии «якорем».

Итак, вашему вниманию представлены семь простых методик проведения мозгового штурма, которые помогут существенно повысить его эффективность, способствуют повышению взаимодействия в группе, а также исключают оценочный подход к идеям.

  1. Письменный мозговой штурм
    Основной смысл этого подхода заключается в максимальном отделении двух процессов – генерации идей и их обсуждения. Ведущий озвучивает тему дискуссии, после чего каждый участник составляет список собственных идей. Такой подход помогает избежать «якоря» и приглашает всех членов команды предоставить личное видение вопроса. Кроме того, у каждого сотрудника есть время обдумать свои идеи, что однозначно полезно для интровертов. Такая техника особенно эффективна для команд, которые грешат фокусировкой на мыслях, прозвучавших в начале собрания.
  2. Моделирующий мозговой шторм
    Вы когда-нибудь задумывались о том, что с вашей проблемой может справиться кто-то другой? Или о том, что о важной для вас теме можете думать не только вы? В результате моделирующего мозгового штурма такая перспектива окажется вполне реальной. Представьте, к примеру, что ваш босс, звездный кумир или даже президент могут решить вашу проблему. Примерьте на себя новые ботинки – это поможет вашей команде увидеть проблему под совершенно другим углом. Такая техника подойдет для команд, занимающихся однотипными повторяющимися проектами, вследствие чего они вновь и вновь прибегают к одним и тем же подходам.
  3. Мозговой штурм онлайн
    Никого не удивишь, что сегодня во многих отраслях бизнеса команды работают удаленно. Электронная почта и другие современные технологии сделали подобный способ организации работы нормой в многочисленных отраслях. Но что делать, если команде необходимо собраться вместе для мозгового штурма? Безусловно, обменяться идеями можно с помощью электронной почты. Однако это затруднит процесс разбора и дальнейшего анализа идей. Таким образом, очевидно, что для виртуальных команд решающее значение имеет наличие централизованной онлайн-комнаты, где могут взаимодействовать все участники. В этом ключе стоит, в первую очередь, принять во внимание облачную систему для хранения документов. Стэфан Кэндал Горди, один из наиболее известных клиентов Wrike, использует сервис для своих многочисленных компаний, работающих в сфере моды и музыки. В данной онлайн-системе он создал папку «Идеи», где любой сотрудник может поделиться своими мыслями с командой.
  4. Скоростная генерация идей
    Случается и так, что ограниченный по времени мозговой штурм помогает генерировать идеи быстрее, поскольку команда просто не располагает временем для их фильтрации. В таком случае руководитель команды заранее сообщает участникам тему дискуссии, сроки и бюджет нового проекта, а также устанавливает конечный срок, к которому каждый член команды может подать свою заявку. При этом участники не должны оценивать свои мысли. Им разрешается использовать любые средства для выражения идей: лист бумаги, ручку, доски, любые онлайн-инструменты. Ничего не должно ограничивать команду, всем должно быть максимально комфортно. Допустимое временное ограничение – от 5 до 45 минут в зависимости от сложности обсуждаемой темы. Эта техника отлично подойдет для команд, которые часто отвлекаются от темы или любят затягивать мозговой штурм.
  5. Круговой мозговой штурм
    Команда собирается в круг, и, после того как ведущий озвучит тему, каждый ее член по очереди высказывает свои мысли. Обсуждение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все. Ведущий, в свою очередь, фиксирует все идеи с целью обсудить каждую из них в конце встречи. Стоит отметить, что, пока не выскажется каждый член команды, идеи оценивать нельзя. Этот метод будет хорош в том случае, если в команде есть люди, предпочитающие молчать на каждом совещании.
  6. Созвездие
    Очень интересный подход, сфокусированный на поиске вопросов, а не ответов. В течение совещания команда должна придумать как можно больше вопросов, касающихся темы обсуждения. Вопросы могут быть любыми: что, где, когда и почему. Этот стиль мозгового штурма помогает рассмотреть проект во всех возможных его аспектах. Отличная техника для команд, которые фокусируются на решении нескольких проблем в проекте и уже в последние минуты пытаются закрыть возникшие вопросы.
  7. Лестничная техника
    Данная техника была разработана в 1992 году. Смысл заключается в том, что сотрудник получает возможность озвучить свои собственные мысли до того, как он услышит все остальные идеи. Ведущий собрания озвучивает тему, и все, кроме двух участников мозгового штурма, покидают комнату. Оставшиеся двое озвучивают друг другу свои мысли. По окончании их беседы в комнату входит еще один участник. Он высказывается до того, как услышит идеи участников, находящихся в комнате. Цикл повторяются до тех пор, пока вся команда не соберется в комнате. Метод хорошо подходит для команд, склонных попадать под влияние нескольких человек. Это так же помогает раскрыться застенчивым людям, которые предпочитают делиться мыслями с двумя-тремя коллегами, а не полным составом коллектива.

habr.com

Метод мозгового штурма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.[1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.[1] Включает этап экспертной оценки. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса (process pattern recognition).

История

Изобретён в конце 30-х годов копирайтером и одним из основателей агентства BBD&O Алексом Осборном.[2]

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Видео по теме

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма[1].

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи[1].

Преимущества мозгового штурма

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета, социолог П. А. Стариков выделяет следующие преимущества метода:[3]

  • посредством совместной деятельности специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«„качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)»; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики» в ходе обсуждения поставленных проблем качественно отличающимися специалистами
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие

См. также

Примечания

Литература

научная
публицистика

wiki2.red

руководство по созданию великих идей

Мозговые штурмы. Мы с детства привыкаем пользоваться ими для создания новых идей. «Пора провести мозговой штурм и обдумать ваш новый научный проект». «Давайте устроим мозговой штурм и попытаемся выяснить, почему Элизабет терпеть не может мистера Дарси».

 .

Сама идея мозгового штурма заезжена до предела. Доходит до того, что многие менеджеры давно забыли, в чем заключается его смысл. Они считают, что мозговой штурм — это первый этап в создании отличной идеи. А если отличной идеи не получилось? В таком случае берем ту, что есть.

  .

Но если сроки сдачи проекта стремительно приближаются, а ресурсы ограничены, очень важно, чтобы часы, потраченные на проведение мозгового штурма, принесли значимый результат. 

  .

Мы не предлагаем выходить на улицу, распевать песни и доводить себя до того «укуренного» состояния, когда творческие идеи начинают литься рекой. Мы просто даем несколько советов о том, что нужно и чего не нужно делать.

 

История мозгового штурма

Идею мозговых штурмов предложил Алекс Осборн, основатель рекламного агентства, недовольный результатами творчества своих сотрудников. В 1953 году он выпустил книгу под названием «Прикладное воображение», где объяснил, почему коллективный мозговой штурм приносит больше результатов, чем попытка разработать новую идею самостоятельно. 

  .

Он считал, что для эффективного мозгового штурма группа должна придерживаться следующих принципов:

  • Никакой критики: осуждение «плохих» идей не допускается
  • Количество важнее качества: чем больше идей, тем лучше

  .

Осборн утверждал, что этих основных принципов достаточно для проведения результативного мозгового штурма. Но как только вы попытаетесь применить их на практике, обычно начинаются проблемы.

 . 

Так давайте рассмотрим правила и некоторые методики проведения мозговых штурмов, избавимся от вредных предубеждений и позаботимся о том, чтобы очередной мозговой штурм оказался успешным.

 

Правила мозгового штурма

 

ПРАВИЛО №1

Нельзя: сразу же привлекать всех к участию.

Нужно: дать людям время подумать наедине.

  .

Очень часто мозговые штурмы начинаются с того, что все участники собираются в одном помещении и начинают думать. Однако очень важно не приступать к групповому штурму немедленно, а немного притормозить.

  .

  .

Уайзмен пишет: «Пятидесятилетний опыт исследований показывает, что в группах люди часто принимают иррациональные решения… и подвержены чужому влиянию при оценке ситуации. Личности с сильным характером, возглавляющие совместное обсуждение, могут подтолкнуть остальных к конформистскому поведению и самоцензуре, а также создать иллюзию единодушия. Людям свойственно проявлять более сильное творческое начало вне толпы».

  .

Дайте участникам команды возможность придумать собственные идеи, прежде чем начинать мозговой штурм. Пусть они поразмышляют и запишут свои мысли независимо от остальных, а лишь затем поделятся ими с группой. Это позволит участникам свободно обмениваться идеями и снизить риск воздействия друг на друга, боязни высказаться или ненамеренных проявлений группового мышления.

ПРАВИЛО №2

Нельзя: устанавливать ограничения при проведении мозгового штурма.

Нужно: позволить каждому участнику свободно высказать свое мнение.

  .

Вы можете удивиться: «Разве в этом нет противоречия — писать статью о правилах мозгового штурма и сразу же потребовать отказа от любых правил?» Но правда в том, что если вы не понимаете, как следует проводить мозговые штурмы, то наверняка накладываете на них какие-то ограничения. 

  .

Если вы прилагаете все усилия, чтобы поддерживать открытое обсуждение, не выдавая оценок и не навешивая ярлыков, то есть не называя идеи плохими, тем самым вы соблюдаете единственное правило мозгового штурма. Любые другие правила ограничивают творческие способности и мешают участникам найти все возможные варианты.

  .

Мы не предлагаем растягивать мозговой штурм на весь день. Достаточно выделить в календаре один час. Если ваши участники буквально фонтанируют идеями, не останавливайтесь, даже если час уже прошел. Но если штурм только начался, а участники уже «перегорели», закончите пораньше и попробуйте повторить в другой день.

ПРАВИЛО №3

Нельзя: отметать идеи с порога.

Нужно: позаботиться, чтобы каждый участник предложил хотя бы одну идею.

  .

Иногда так и тянет сразу же отвергнуть идею, которая кажется вам неуместной или неосуществимой. Но не стоит делать это в ходе мозгового штурма.

  .

Некоторые люди стесняются делиться своими мыслями с окружающими, поэтому очень важно дать высказаться абсолютно всем — даже если при этом придется выслушивать совершеннейший бред (и это тоже необходимо, потому что иногда бредовые на первый взгляд идеи оказываются самими удачными!).

  .

Лучший способ избавиться от ярлыков — это сначала дать возможность всем участникам внести свои предложения, а уже потом обмениваться впечатлениями. Такой вид мозгового штурма называется круговым, и он помогает заглушить тех участников, которые склонны навязывать остальным свое мнение, а также дает возможность высказаться тихоням. 

ПРАВИЛО №4

Нельзя: стремиться предлагать качественные идеи.

Нужно: стремиться предложить как можно больше идей.

  .

В большинстве ситуаций качество гораздо важнее количества. Когда вы пишете статью, вам важнее ее содержание, чем количество слов. Но это правило не относится к мозговым штурмам.

  .

Предлагая идеи, старайтесь предложить как можно больше идей за минимальное количество времени. И помните: плохих идей не существует!

  .

Смысл такого подхода — предлагать идеи так быстро, чтобы не оставалось времени на вынесение оценок или на попытки взять свои слова назад. Это позволит участникам команды полностью раскрыть свой творческий потенциал и не бояться высказать «плохую» идею.

ПРАВИЛО №5

Нельзя: записывать только хорошие идеи.

Нужно: записывать все.

  .

Главное, что нужно делать на любом совещании — это вести протокол. Это правило справедливо и для мозговых штурмов. Однако не стоит требовать от участников, чтобы они записывали только целесообразные и выполнимые идеи. Не спешите выбирать лучшую идею так быстро — отделить более удачные мысли от менее удачных вы сможете и позже. 

  .

Назначьте исполнителя, которые станет записывать все идеи в блокнот или заносить их в систему управления рабочими процессами, например в Wrike. Это позволит каждому из участников следить за записью идей в реальном времени и добавлять пропущенную информацию.

  .

Благодаря единому месту хранения записей о мозговом штурме участники команды также смогут найти и проверить их позже, поскольку доступ к этим записям открыт для всех.

ПРАВИЛО №6

Нельзя: ограничивать создание идей единственным мозговым штурмом.

Нужно: дать возможность каждому участнику добавлять свои идеи позже.

   .

После завершения мозгового штурма очень важно, чтобы творческий порыв не угас. Но что если идея одного участника вдохновит другого, и тот предложит новую идею? Выделите 10-20 минут после штурма или даже в другой день на то, чтобы участники смогли поделиться новыми соображениями, которые возникли у них после обмена идеями.

   .

Не растягивайте этот процесс до бесконечности. Установите точный срок, чтобы участники команды знали, сколько времени у них остается на обдумывание, и с какого момента нужно приступать к выполнению работы.

 

Привлекая своих сотрудников к участию в процессе мозгового штурма, вы не только улучшаете сам процесс, но и позволяете им поделиться мнениями и включиться в работу над проектом с самого начала. Планирование мозговых штурмов в соответствии с приведенным выше советами и методиками, а не бессистемно, повышает их эффективность и результативность, а также позволяет участникам получить больше удовольствия и проявить больше воображения и изобретательности при решении задач. 

www.wrike.com

Техника мозгового штурма без стыда — Личный опыт на vc.ru

Есть такая страшная штука — проблема чистого листа. Это когда нужно начать что-то делать, а ты сидишь с глупым выражением и созерцаешь пустое пространство. В общем, не знаешь, с чего начать. Как сделать первый шаг? Используйте коллективный разум!

Популярный способ коллективной генерации идей — брейншторминг. Но давайте будем честными: обычные мозговые штурмы сосут, как вакуумный пылесос. Однако мы знаем хак, который превращает брейнштормы в безболезненное, результативное и быстрое развлечение. Обо всём по порядочку.

Почему мозговые штурмы не работают

Обычно брейншторм проходит по такому сценарию: какой-то менеджер решил покреативить, собрал дизайнеров, маркетологов и разрабов. Некоторые участники вообще не понимают, что происходит и как они здесь оказались. Но раз менеджер позвал — придётся участвовать.

Группа запирается в душной переговорке, где идёт безумная оргия выскочек. Интроверты сидят в уголке и молчат. Иногда они выдвигают удивительно хорошие идеи, но тут же погибают под валом вопросов от напористых коллег-экстравертов.

Генерация идей превращается в споры и критику. При этом все забывают, что важен не уровень проработки идей, а их количество. Час-другой спустя крикуны утонули в собственной секреции, а молчуны вывихнули челюсти от зевоты. Организатор благодарит коллег за встречу, гордо сворачивает флипчарт и кидает его в помойку. Время потрачено, существование менеджера — оправдано.

Получаем явные проблемы:

  • идеи генерит пара безумных менеджеров;
  • остальные молчат, зевают и тратят время;
  • обсуждение растягивается до бесконечности;
  • интроверты имеют возможность тихо отсидеться.

Как заткнуть крикунов и раскачать стесняшек

Мы в «Аутмаркетинге» проводим брейнштормы каждую неделю, и они работают. Каждый приносит по три-пять годных идей. Это дофига. Наша техника называется «Оригами». Мы бессовестно подсмотрели её у нашего друга и коллеги Семёна во времена работы в «Эльбе».

Техника наглухо затыкает вербальный фонтан самых активных крикунов и раскрывает потенциал тихонь-стесняшек. А ещё исключает споры, сокращает время любого брейншторма до 30 минут и даже иногда лечит от кори и проказы.

Брейншторм по «Оригами» можно условно разделить на шесть этапов.

1. Подготовка

Вам понадобятся: фломастеры, стикеры и интервальный таймер, ̶п̶л̶а̶с̶т̶и̶к̶о̶в̶а̶я̶ ̶б̶у̶т̶ы̶л̶к̶а̶,̶ ̶ф̶о̶л̶ь̶г̶а̶ ̶и̶ ̶ш̶и̶л̶о̶. Техника идеально работает в команде от четырёх до восьми человек. Если нужно больше — лучше разделиться на команды. В каждой команде должен быть модератор — человек, который хорошо понимает задачу. Команды лучше собрать из людей с разными скилами и образом мышления.

2. Чёткая постановка задачи

Все участники должны понимать, какую проблему нужно решить, в какие сроки и какие есть ресурсы. Чётко формулируйте задачу, чтобы участники ничего не додумывали. Затем задайте вопрос: «Котята, я понятно рассказал?», и потратьте немного времени, чтобы ответить на вопросы.

Плохая постановка задачи

«Давайте придумаем что-нибудь новенькое про нашу приложуху!»

«Давайте поднакидаем идей про блог на сайте!»

«Нужны мысли для наклеек!»

Хорошая постановка задачи

Мы хотим запустить рекламную кампанию в Facebook. Нужны заказы для нашей новой услуги «Доставка готовых пельменей». Суть услуги такова: заказываешь горячие куриные пельмешки через интернет и не умираешь с голоду.

Рекламные баннеры будут показываться в новостной ленте: картинка и короткий текст. Мы собрались, чтобы придумать идеи для креативов. Нужны запоминающиеся слоганы и визуальные образы.

Наша задача — их придумать, а Серёжа потом нарисует. Предлагайте идеи в любом формате: тексты, концепты или быстрые наброски — как вам удобнее. Котята, все всё поняли?

3. Правила игры

Кроме постановки задачи нужно объяснить правила игры. Для генерации идей есть восемь отрезков по 40 секунд. За каждый интервал нужно придумать одну идею и записать её на стикер. Одна идея — один стикер. Это важно, чтобы потом не разбирать мелкие каракули.

Эмпирическим методом установлено, что 40 секунд достаточно для генерации идеи, и мозг готов работать в таком экстремальном режиме примерно пять минут. В итоге должно появиться восемь идей на восьми листочках. Мягко донесите, что восемь идей — минимум, с которым должен справиться любой нормальный человек.

«Почему стикеры? Лучше собраться у флипчарта и выкрикивать идеи!» — воскликнет пытливый менеджер. Потому что для молчунов-интровертов стикеры — лучший собеседник. Стикеры убирают лишние обсуждения и критику в процессе. Ещё они создают физическое ограничение — на стикере сложно расписать идею во всех подробностях, поэтому вы вынуждены записывать самое важное.

Экстремальные временные рамки выполняют важную роль.

  • Встреча проходит быстро и без лишних соплей.
  • В стрессовой ситуации мозг концентрируется на поиске простого решения, а не изящного способа блеснуть оригинальностью.
  • Все очевидные идеи вылетают на первых стикерах, потом мозг начинает изобретать.

4. Генерация идей

Все затыкаются, вы запускаете интервальный таймер (мы используем приложение BitTimer), который отсчитывает отрезки по 40 секунд и подаёт раздражающие сигналы и заставляет думать быстрее. Как только звучит финальный сигнал, все быстро дописывают текущие мысли и откладывают инвентарь.

5. Презентация идей

Теперь каждый человек должен презентовать свои идеи. Порядок простой: клеишь стикер, коротко рассказываешь, что имеется в виду под фразой «Запустить воздушный шар над посольством Эквадора». Критиковать по-прежнему нельзя, но можно задавать вопросы.

По ходу презентации похожие идеи объединяются в кластеры, чтобы не было бардака. Чтобы не мучиться с очерёдностью участников, лучше пойти по часовой стрелке (или против, если ты нонконформист).

6. Честные выборы

После того как все стикеры наклеены, начинается голосование. Что важно, безмолвное. У каждого участника штурма ограниченное число голосов. Нагенерили 30 идей — можно выдать каждому по три голоса. 100 идей — по пять голосов. За одну идею можно отдать один голос. Отдать все голоса за одну идею — нельзя.

Участники выбирают понравившиеся идеи и рисуют маркером какой-нибудь значок прямо на стикере: крестик, смайлик или контурный пенис. За свои стикеры голосовать можно, за чужие — нужно.

Поздравляем! Теперь у вас есть стена с множеством стикеров. Проблему ресурсов техника штурма не решает, а значит, вам всё-таки придётся выбирать, какие идеи взять в работу. Это задача организатора брейншторма. Можно руководствоваться голосами или своими соображениями. Ведь одно дело придумать, а другое — реализовать.

Итак, порядок брейншторма в двух словах

  • Раздаём стикеры и фломастеры.
  • Объясняем задачу и правила игры.
  • Запускаем таймер и генерим идеи.
  • Презентуем идеи и клеим стикеры.
  • Голосуем и фиксируем результат.

Почему «Оригами» лучше корпоративного спектакля «У Флипчарта»

  • Генерация и озвучивание идей разделены, а значит, нет выскочек и молчунов. Все спокойно думают наедине с собой.
  • Ограничение по времени реально активирует мозг. Можно сесть за стол с пустой головой, а выйти с шикарнейшими идеями.
  • Нет влияния авторитетов, не нужно бояться начальника, не нужно стесняться плохой проработки идей.
  • Занимает мало времени. Обычный мозговой штурм чаще всего идёт не меньше часа. Оригами можно провернуть за 20 минут.

Мозговые штурмы дают офигенный бонус: они сильно повышают веру в командные силы. Выходишь и думаешь: «Какие у нас все красавчики, с такими ребятами можно и в окопы». Так что будьте красавчиками и регулярно практикуйте брейншторм-терапию.

Но какой бы техникой вы ни пользовались, рекомендуем не злоупотреблять. Если вам просто лень думать самому, лучше отложите задачу. Не нужно дёргать коллег по любому поводу.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

vc.ru

Как провести мозговой штурм среди сотрудников

Зачем нужен мозговой штурм?

Метод брейнсторминга можно использовать в одиночестве и в компании, он активно используется в школах, вузах, на тренингах. Главная его функция — расширить рамки привычного, открыть новые грани.  Но зачем? Зачем нужны новые идеи, не лучше ли действовать по старинке? Или спихнуть разработку креатива на самого молодого сотрудника — пусть себе творит? А может, нанять креативщика, который поставит с ног на голову работу вашей компании?

Пусть так поступают ваши конкуренты, а мы с вами будем действовать, как продвинутые и современные компании. Соберите своих сотрудников, дайте им бумагу с ручкой и на выходе получите несколько десятков отборнейших идей, которые можно внедрять прямо сейчас. И все это совершенно бесплатно!

Главная функция мозгового штурма — расширить рамки привычного, открыть новые грани

Плюсы мозгового штурма:

  1. Большое количество классных идей, которые в обычном рабочем процессе, возможно, даже не рассмотрели бы.
  2. Сплочение коллектива, совместная работа над идеями.
  3. Возможность проявить себя каждому сотруднику — даже тем, кто обычно отмалчивается.
  4. Возможность выявить слабые места вашей компании. Да, это тоже можно проговорить на мозговом штурме — ниже мы расскажем, как.
  5. Экономия денег. которые пришлось бы заплатить нанятому креативщику. Заметьте, что ни один приглашенный со стороны не знает всех тонкостей вашей работы. А ваши сотрудники знают ситуацию изнутри и смогут предложить действительно жизнеспособные идеи, применимые на практике.

Минусы мозгового штурма:

  1. Поболтали — разошлись — так часто бывает, когда брейнсторминг проводится для галочки, просто “чтобы было”.
  2. Невозможность или нежелание применять идеи на практике.
  3. Многие стесняются высказывать идеи при всех.
  4. Оригинальные идеи высмеиваются и отвергаются, доминирует банальщина.

Всех этих моментов можно избежать, если руководитель будет соблюдать правила мозгового штурма.

    1. Собирайте команду для конкретной цели: придумать название новому продукту, повысить продажи в мертвый сезон, найти новые способы взаимодействия с клиентом и так далее. Если тема будет расплывчатой (как повысить продажи, например), такими же будут и предложенные идеи.
    2. Заранее объясните тему каждому сотруднику, расскажите, чего хотите добиться, убедитесь, что все это поняли, и только потом приступайте к мозговому штурму. Нелишним будет сделать это за несколько дней до назначенной даты, чтобы работники успели подготовиться.
    3. Подготовьтесь сами, будьте в теме, чтобы оценить предложенные идеи.
    4. Ведите мозговой штурм самостоятельно — помощники тут не нужны. Установите свои правила: например, поднимать руку, высказываться по очереди, давать слово желающим, не перебивать и так далее.
    5. Будьте максимально открыты и доброжелательны, подбодрите скромных сотрудников. Заверьте, что рассматривать будут абсолютно все идеи, даже самые необычные.
    6. Держите слово — записывайте все предложенное и обсуждайте. Ни в коем случае не критикуйте.
    7. Выбрали курс — держитесь его, при явном отклонении от темы возвращайте разговор в заданное русло, иначе сотрудников унесет в неведомые дали.
    8. Не цепляйтесь за проверенные идеи — вы и так о них знаете, зачем повторяться? Цель мозгового штурма — найти что-то принципиально новое.
    9. Обязательно поощрите авторов самых ярких идей. Это может быть премия, подарок от компании или другой приятный бонус.

Собирайте команду для конкретной цели

Этапы мозгового штурма

1. Подготовка

Место. Собирайтесь в просторном светлом помещении, настройтесь на долгую работу. Принесите доску или флипчарт — большой блокнот типа мольберта, и записывайте идеи на нем. Не забудьте о цветных маркерах. Позаботьтесь о том, чтобы у всех сотрудников были блокнот с ручкой, вода и стаканчик. Не помешает шоколадка для повышения активности мозга. Сотрудникам должно быть комфортно — только в этом случае работа пройдет успешно.

Время. Обычно мозговые штурмы проводятся достаточно долго. Час-два — оптимальное время.

Участники. Количество участников может быть любым — в зависимости от числа ваших сотрудников. Если учесть, что идеи будет высказывать каждый, собрание может затянуться или превратиться в галдеж. Поэтому постарайтесь, чтобы число сотрудников не превышало 15 человек.

Еще один важный момент — пригласите на мозговой штурм людей разных профессий. Соберите за круглым столом менеджеров, бухгалтеров, программистов, дизайнеров — все они мыслят по-разному, тем интереснее будут идеи. В то же время постарайтесь, чтобы мотивы сотрудников не пересекались. В СМИ, например, часто конфликтуют отделы корреспондентов и рекламщиков. И зачем это вам?

Еще раз напомните собравшимся о цели и правилах мозгового штурма. Убедитесь, что все усвоили, и начинайте.

Разминка. Чтобы настроить людей на рабочий лад и сплотить компанию, начините мозговой штурм с разминки. Если ваши сотрудники работают в разных отделах и плохо знают друг друга — познакомьте их. Если они вместе уже пуд соли съели — начните работу с веселой игры — например, в ассоциации или крокодила. Поехали!

2. Проведение

Определите способ проведения.

Письменно — каждый участник мозгового штурма записывает свои идеи на бумаге, затем меняются, смотрят варианты других людей, дополняют и развивают их. Такой способ отлично подойдет для тех, кто не может быстро генерировать идеи, стесняется и не любит демонстрировать свои знания напоказ.

Устно — классический мозговой штурм, когда все говорят и предлагают свои идеи, а затем обсуждают каждую из них. При таком способе в проигрыше остаются интроверты — пока они соображают, экстраверты успевают сгенерировать десяток идей. О приемах повышения личной эффективности для экстравертов и интровертов читайте в нашей статье.

Круговой метод поможет молчунам: в этом случае все сотрудники садятся в круг и высказываются по очереди. Обязательное условие — пропускать ход нельзя, придумать идею обязан каждый.

Онлайн — отличный способ для компаний, где есть штатные и удаленные сотрудники. Как правило, удаленные сотрудники — это люди творческих специальностей (дизайнеры, программисты, копирайтеры), и их идеи смогут разнообразить вашу обычную рутину. Видеоконференция — самый удобный, на наш взгляд, способ провести мозговой штурм. Сделать это можно с помощью hangouts.google.com или других сервисов.

Любой мозговой штурм начинается с генерирования идей. Этот этап длится 20-30 минут, за это время участники предлагают иди — любые, какие придут в голову. Вы или ваш секретарь записываете их на доску или флипчарт.

Следующие 20-30 минут идет обсуждение и анализ идей. На этом этапе главное — рассматривать идеи с точки зрения практического применения. Чтобы никому не было обидно, критиковать не нужно — только подумать, каким образом можно применить ее конкретно в вашей компании.

И последний этап — подведение итогов. Выделяется несколько самых удачных идей, а остальные, возможно, пригодятся позже. Бывает и так, что на первый взгляд безумная идея приводит компанию к успеху.

Любой мозговой штурм начинается с генерирования идей

Популярные техники мозгового штурма

Совсем не обязательно придумывать все самому — психологи давно разработали хитрый лайфхаки для повышения эффективности брейнсторминга.

Метод игры

Вообще игровой метод помогает, чтобы донести премудрости обучения для дошкольников. Как заставить шестилетку учить буквы и цифры? Легко, если превратить учебный процесс в игру. Взрослые дяди и тети тоже поддаются этому методу. Преподнесите сотрудникам мозговой штурм как игру: им будет проще спрятать за мнимой несерьезностью действительно крутые идеи или выявить реальные проблемы организации. Какой с ребенка спрос? Пусть говорит, что ему захочется.

Метод противоположности

Действуйте от противного: попросите сотрудников описать то, как не должно быть. Например, каким должен быть самый ужасный лендинг? А самый отвратительный стул, на котором бы не согласились сидеть ни один из трех медведей? Фишка этого метода в том, что людям проще обозначить то, что им не нравится. Например, люди с большей охотой оставляют жалобы, нежели благодарности за проделанную работу. Такова человеческая натура — пользуйтесь этим знанием.

После того как сотрудники выговорятся, предложите им высказать свое мнение, как избежать всех озвученных ошибок.

Метод генератора

Подобной “стихомашиной” пользовался еще Сергей Есенин, когда испытывал творческий кризис. Все просто: писал на бумажках существительные, прилагательные, глаголы, и смешивал их в шапке. Затем доставал не глядя и получал диковинные сочетания. Профит!

Воспользуйтесь таким способом и вы. Как вам сочетание “глубокий лимон стреляет”? А “зеленый айфон пьет”? Попробуйте спроецировать эти слова на ваш продукт, говорите все, что приходит в голову. Задайте вопрос: почему айфон зеленый и куда стреляет лимон? Опять запишите все идеи, потом отфильтруете.

Попробуйте спроецировать эти слова на ваш продукт, говорите все, что приходит в голову

Машина времени

Итак, допустим, вам надо повысить продажи вашего кинотеатра/пекарни/мебельного производства в мертвый летний сезон. Пригласите сотрудников в воображаемую времени, спросите, как бы они решили проблему, находясь в XIX веке, в Средних веках или эпохе палеолита? Или наоборот, в светлом будущем, лет так через 500? Ну что, слабо загнать пончики или билеты в кино неандертальцу или человеку высшей расы?

Еще один похожий вариант: представьте, что вы не в Пензе и не в Воронеже, а в Канаде или Индии. Или на Марсе или Венере. А может, вам не 35 лет, а, скажем, 84 или 12? И вы не менеджер среднего звена, а старенький профессор из Оксфорда или писатель-кокаинщик? Что будете делать, а?

Ограничения

Поставьте жесткое ограничение: например, придумать вместе 100 идей, не больше и не меньше. Это тоже одна из психологических штучек: например, если девушка не может понять, выходить ей замуж или нет, ей предлагается написать 20 пунктов “за” и “против” Написала всего пять — не пойдет, думай дальше, и так пока не выполнишь задание. Фишка в том, что зачастую придумать больше идей нам мешает собственная лень и привычка зацикливаться на проверенных банальных вариантах, отметая новые и непривычное.

Понятно, что все эти техники можно комбинировать, сочетать, использовать для поиска разных решений и собраний с разными сотрудниками. Пробуйте, экспериментируйте — все в ваших руках!

3. Дальнейшая работа с идеями

Увы, до этого пункта в некоторых компаниях не доходит, и удачные идеи остаются навсегда погребенными в памяти предложивших. При таком раскладе смысла проводить мозговой штурм не остается вообще. Да и сотрудники будут разочарованы и в дальнейшем со скепсисом отнесутся к самой идее брейнсторминга. А зачем, если их идеи оказались никому не нужны?

Хотя бы несколько идей нужно обязательно внедрить в работу компании. Это нужно для мотивации сотрудников и для действительной оптимизации работы. Итак, ваши действия после окончания мозгового штурма:

  1. Выпишите наиболее удачные идеи, которые одобрили на обсуждении большинство сотрудников.
  2. Поставьте сроки их внедрения, назначьте ответственных лиц, контролируйте процесс исполнения.
  3. После внедрения не забудьте поощрить сотрудника. Можете назвать новую технологию именем того, кто предложил идею — это отлично мотивирует.

Хотя бы несколько идей нужно обязательно внедрить в работу компании

Итак, придумайте тему для ближайшего мозгового штурма, сообщите ее сотрудникам и назначьте День Икс. Удачи!

envybox.io

Методы и правила мозгового штурма

Один из эффективных методов поиска решений нестандартных ситуаций – это мозговой штурм. Любой эффективный руководитель или специалист HR-отдела должен знать, как провести мозговой штурм, какие бывают его виды, правила и основные этапы. Применение методик брейнсторминга даёт возможность разрешить множество насущных проблем в деятельности любой организации, хотя и обладает определенными недостатками, которые могут и перевешивать имеющиеся преимущества.

Мозговой штурм – что это такое

Метод мозгового штурма впервые появился, был протестирован и начал использоваться для поиска решений в США. Разработал данную методику Алекс Осборн, один из ведущих английских копирайтеров 30-х годов XX века. Изначально, брейнсторминг применялся исключительно для поиска подходящих решений в творческих и маркетинговых вопросах. Однако распространение этого метода, его развитие, появление новых правил и видов мозгового штурма привело к тому, что на сегодняшний момент он может эффективно применяться для нахождения новых решений практически во всех аспектах деятельности. Так, будет актуален мозговой штурм для:

  • Творческих задач. Как это было задумано изначально, мозговой штурм позволяет очень эффективно решать творческие задачи в коллективах и находить наиболее нестандартные идеи, востребованные на рынке.
  • Технических задач. Метод брейнсторминга может помочь и в решении технических вопросов, когда они касаются разработки новых изобретений, концепций или поиска улучшений для уже существующих идей и механизмов.
  • Организационных вопросов. Управление персоналом и кадровая политика организации также являются аспектом деятельности субъекта хозяйствования, где может быть необходима оптимизация и поиск новых идей и решений, и помочь в процессе поиска может также метод мозгового штурма.
  • Стратегических решений. Принятие высшим руководством предприятия стратегических решений, определяющих всю политику деятельности компании, также может быть основано на результатах мозгового штурма для поиска наиболее удачного и эффективного пути.
Мозговой штурм не подходит для решения задач, если имеется лишь один возможный осуществимый способ решения. Кроме этого, он не применим для разрешения рутинных и постоянных вопросов, и в любом случае требует адаптации под конкретный вид деятельности организации.

Но что же представляет собой брейнсторминг? Мозговой штурм – это процесс поиска решений несколькими участниками коллектива, в котором безостановочно выдвигаются новые идеи, которые могли бы быть использованы для решения. При этом данный процесс не предусматривает ограничений и должен проводиться в как можно более открытой психологической обстановке. Сейчас существует множество отдельных методик и видов мозгового штурма, которые могут серьезно отличаться друг от друга и предполагать различные подходы к поиску решений.

Преимущества и недостатки мозгового штурма

Как метод поиска решений, мозговой штурм имеет множество как плюсов, так и минусов, которые необходимо учитывать при планировании использовать эту методику на практике в рамках ведения экономической деятельности. К достоинствам брейнсторминга можно отнести:

  • Синергия. Мозговой штурм, как и любой иной вид деятельности демонстрирует на практике синергетические свойства коллективной деятельности. А именно – тот факт, что коллективная работа в целом даёт лучшие результаты, чем деятельность каждого из участников группы по отдельности.
  • Сплочение коллектива. За счет реализации принципов мозгового штурма, заключающихся в привлечении разноплановых специалистов, занимающих различные места в иерархии предприятия, а также благодаря совместной заинтересованности участников и дружелюбной атмосфере, брейнсторминг позволяет улучшить сплоченность коллектива и взаимоотношения между работниками.
  • Широкий охват. Так как в брейнсторминге участвует группа людей с разными знаниями и сферами ответственности, спектр рассматриваемых решений значительно расширяется. Кроме этого в ходе дальнейших обсуждений найденных решений, они могут быть рассмотрены всесторонне, с учетом профессиональных навыков отдельных участников.
  • Возможность нахождения неординарных решений. Так как в рамках мозгового штурма традиционно не устанавливаются ограничения на предлагаемые решения, подобный эпизод творчества может привести к нахождению решений, которые невозможно было бы предусмотреть, используя стандартные методики инновационного менеджмента или анализа.

Однако, помимо преимуществ, мозговой штурм имеет и определенные недостатки. К минусам подобной методики можно отнести её следующие особенности:

  • Блокировка участников. Традиционный подход к мозговому штурму предполагает, что озвучивать идеи одновременно может только один участник, что приводит к ухудшению качества использования времени и пропорциональному снижению эффективности метода в зависимости от количества участников. Современные методики могут позволить избежать данной проблемы.
  • Наличие инициативы у работников. Если сотрудники не имеют никакой инициативы для участия в деятельности организации, то эффективность их участия в мозговом штурме будет также нулевой. В некоторых случаях подобрать участников для брейнсторминга попросту не получится.
  • Снижение эффективности труда. Мозговой штурм занимает определенное время, в течение которого его участники будут отвлечены от своей основной деятельности в рамках организации и, соответственно, их труд не будет в это время выполняться, что может повлечь определенные издержки.
  • Отсутствие гарантий. Как метод поиска решений, мозговой штурм не всегда сможет гарантированно предоставить оптимальное решение.
  • Сложность организации. Эффективность мозгового штурма сама по себе очень зависит от того, как будет организован данный процесс. Соответственно, при неправильном подходе к его ведению, этот инструмент может быть бесполезным.

Руководитель всегда должен понимать четкие цели использования мозгового штурма. Применение данного метода без осознания проблемы и задач, которые должны быть реализованы в ходе брейнсторминга, является достаточно распространенным явлением, которое, в итоге, лишь наносит ущерб деятельности подразделения и всего предприятия в целом.

Основные правила мозгового штурма и его ключевые принципы

Вне зависимости от конкретного способа реализации метода мозгового штурма, данное мероприятие имеет определенные общие принципы, которые должны применяться практически в каждой ситуации. К основным принципам мозгового штурма можно отнести:

  • Отсутствие критики. Во время проведения мозгового штурма не допускается никакая критика высказываемых идей. Все они должны приниматься во внимание, вне зависимости от их логичности, абсурдности и реализуемости на этапе генерации. Присутствие даже мягкой критики может затормозить творческий процесс и заставить участника замкнуться в себе и не высказывать идеи впоследствии.
  • Количество участников. При планировании мозгового штурма необходимо учитывать оптимальное количество участвующих в нём лиц. Так, мозговой штурм можно проводить при количестве участвующих в нём лиц от четырех человек и до двадцати. Однако, оптимальное число – 6-12 участников. Слишком маленький коллектив не сможет эффективно генерировать поток идей, а при многочисленном штурме значительно усложнится отбор идей, их оценка и взаимодействие между сотрудниками.
  • Порядок выступления. Так как в мозговых штурмах должны участвовать работники, находящиеся на различных ступенях иерархии, необходимо обеспечить их полное равноправие в рамках процедуры. Если первыми будут выступать начальники, у работников с меньшим статусом может возникнуть желание согласиться с их идеями только ради повышения собственного статуса в их глазах. Соответственно, сначала должны высказываться работники с наименьшим рангом в рамках предприятия.
  • Запись. Все высказываемые в процессе генерации идеи должны в обязательном порядке записываться и фиксироваться, чтобы впоследствии их можно было оценить и рассмотреть. Фиксация может производиться различными способами.

Виды мозгового штурма

Сейчас, когда метод мозгового штурма имеет уже достаточно солидную историю, существует достаточно много его разновидностей, которые также могут являться эффективным инструментом поиска необходимых решений. В частности, можно выделить следующие основные виды мозгового штурма на конкретных примерах, за исключением классического:

  • Обратный мозговой штурм. В данном случае рассматривается не поиск перспективных решений, а поиск имеющихся у исследуемого объекта недостатков. Это позволяет сфокусироваться на их исправлении и улучшить объект вместо внедрения принципиально новых систем. При этом поиск решений для определенных недостатков также впоследствии может быть проведен путем классического прямого мозгового штурма.
  • Индивидуальный мозговой штурм. Данный метод также имеет несколько вариаций. Он может предполагать как полноценное участие в процессе всего одного человека, так и другие способы. Например, популярностью пользуется индивидуальная запись идей каждого участника самостоятельно в течение первых 10-20 минут мозгового штурма в качестве «разогрева», что позволит приступить к коллективной работе, уже избавившись от тривиальных и банальных решений.
  • Брейнрайтинг. Этот вид мозгового штурма предполагает лишь письменную фиксацию идей каждым участником, после чего, по кругу эта идея передается следующему участнику, который вносит в неё свои дополнения и корректировки.
  • Метод двух команд. При мозговом штурме участники разбиваются на две группы – одна группа занимается исключительно генерацией идей, в то время, как вторая группа проводит их оценку в своем замкнутом коллективе. В таком случае, в оценивающей группе допускается критика, которая при этом не будет тормозить процесс генерации.
  • Метод интенсивного штурма. В данном случае процесс мозгового штурма значительно укорачивается и составляет всего 5-10 минут напряженной работы, которая сменяется оценкой идей. При этом в рамках одного собрания, такие мини-штурмы могут повторяться несколько раз.
  • Массовый мозговой штурм. Некоторые задачи могут разбиваться на отдельные подзадачи и вовлекать в процесс штурма большое число участников. В таком случае, каждая группа может искать решение сугубо для своей подзадачи. Но в итоге, общая задача будет решаться трудом куда большего количества человек с соответствующими достоинствами метода мозгового штурма, при нивелировании его основных недостатков.
  • Метод «да, и». Методика «да, и», подразумевает обязательное обсуждение каждой идеи после её высказывания, но без критики. Так, участники должны предлагать своим коллегам дополнения к их идеям и своё видение их развития.

Весьма схожим с мозговым штурмом методом решения поставленных перед предприятием или подразделением вопросов является дизайн-мышление. Однако – это куда более широкий процесс, в котором мозговой штурм является лишь частной составляющей.

Этапы мозгового штурма

Как и с основными принципами мозгового штурма, вне зависимости от его вида, за редкими исключениями, данный процесс всегда имеет определенные общие этапы. Так, разделить этапы мозгового штурма можно следующим образом:

  1. Определение проблемы. Прежде чем приступать непосредственно к мозговому штурму, необходимо четко определить конкретную проблему, для которой будет производиться поиск наиболее эффективного решения. Проблематика должна быть заранее донесена до участников мозгового штурма – предупреждать о данном событии участников следует как минимум за 2-3 дня до фактической даты проведения брейнсторминга.
  2. Подготовка. Перед началом непосредственного процесса мозгового штурма, все участники должны еще раз ознакомиться с принятыми правилами проведения этой процедуры, еще раз более подробно получить всю информацию о рассматриваемой проблеме и рассмотреть все иные значимые впоследствии вопросы.
  3. Генерация идей. Это – самый важный этап мозгового штурма, который чаще всего и рассматривается в принципе. На этапе генерации идей проходит их фиксация, начальное обсуждение.
  4. Оценка идей. После того, как было сгенерировано оптимальное количество идей, они должны быть рассмотрены и приняты во внимание. На этом этапе критика уже является необходимой. Прежде чем приступать к оценке идеи, следует разработать критерии, по которым она будет проводиться.
  5. Внедрение идеи. Окончательный выбор идеи может проводиться путем голосования, или же просто выбираться руководством. На этом этапе все участники должны осознавать, почему и зачем была выбрана именно эта идея.
  6. Анализ решения. Принятое и внедренное решение обязательно должно быть проанализировано впоследствии. Например – при помощи вышеупомянутого метода обратного мозгового штурма.
Загрузка…

delatdelo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *