какими нормами поведения стоит пренебречь
Пропускать даму вперед не всегда хорошая идея. Например, если вы заходите с женщиной в лифт. Оказывается, подъемник считается местом повышенной опасности. И туда, согласно нормам этикета, первым всегда направляется мужчина. Такой для многих неожиданный факт рассказали в компании «Мослифт», сообщает РИА «Новости».
«МИР 24» решил выяснить, какие еще нормы этикета мы толкуем неправильно. А может, эти правила и вовсе устарели?
Давайте перейдем на «ты»
В России, кажется, панически бояться обращения «ты». Оно кажется таким панибратским и совсем неприличным. Особенно сложно «тыкать» тем, кто старше или стоит выше в той или иной иерархии. Дошло до того, что в комментариях в интернете – площадке бесшабашных дискуссий – спорщики посылают друг друга исключительно на «вы». Что поделать – правило этикета.
Но нормы меняются. В первую очередь – под давлением западной моды. В английском языке нет разделений между «вы» и «ты», поэтому, что к начальнику, что к лучшему другу, обращаются практически одинаково.
«Но там давным-давно об этом знают, и из поколения в поколение передается: «ты» с руководителем – это не «ты» с другом. Это разные «ты». Наши люди этого не совсем понимают, и, бывает, разговаривают на короткой ноге с руководителем», – отметила специалист по деловому и светскому этикету Алевтина Рогова.
Эксперты считают, что перейти на «ты» в современном мире, в принципе, допустимо. Но инициатива всегда должна исходить исключительно от начальника или старшего. Потому что менять статус-кво, по всем нормам делового общения, можно только сверху вниз.
Так что если у вас есть подчиненные, и вы считаете для себя нормальным переход на «ты» – не стесняйтесь. В современном мире это вполне приемлемо.
Будь здоров!
Вещь, которая заложена с рождения практически в каждом народе. Если кто-то рядом чихнет, русскоязычный моментально отреагирует: «Будь здоров». Англичанин: «Bless you», немец: «Gesundheit», казахстанец: «Сау бол». Это делается машинально. Казалось бы – и что в этом такого? Все, в общем, по этикету: человеку плохо, а мы желаем ему самого хорошего. Но у экспертов совершенно другое мнение.
«Если в общественном месте кто-то рядом чихнул, в транспорте, этого (говорить «будь здоров» – «МИР 24») делать не нужно. Чихание вызывает сочувствие: человек болен. Но не все хотят привлекать к себе это негативное внимание и вызывать сочувствие. Если вы на занятии или совещании, то точно не стоит говорить «будь здоров» и отвлекать общее внимание», – пояснила специалист по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева.
Оказывается, вне узкого семейного круга лучше просто не обращать внимания на легкий недуг. Лучше помочь справиться с последствиями – например, молча подав платок или салфетки. Главное не привлекать к и без того страдающему человеку лишнее внимание.
Может, разделим счет?
Еще один атавизм в современной трактовке этикета – это всегда платящий за женщину мужчина. В принципе, понятно, откуда растут ноги у этого полумистического ритуала. Но на самом деле никогда ничего подобного в официальном этикете не было.
Однако здесь есть один очень щепетильный момент. Если следовать всем нормам поведения, то приглашающий всегда должен платить за приглашенного. Поэтому старайтесь использовать точные формулировки. Если вы хотите позвать девушку пообедать вместе, то скажите просто: «Можем вместе пойти в кафе». Избегайте слова «приглашаю». Тогда с точки зрения этикета ваша совесть будет чиста.
И, конечно, не забывайте предупреждать обо всем заранее. Еще до выхода из дома подруга должна знать, что сегодня она платит за себя сама. Ну а если девушка все равно настаивает на том, чтобы за нее заплатили – это лишь повод задуматься, а нужно ли продолжать общение с такой пассией.
Автор : Игорь Кириллов
Теги : ЭТИКЕТ ПРАВИЛО
Говорят ли по этикету будь здоров.
Этикет чихания. Нужно ли говорить «Будь здоров», когда кто-то чихаетЕсли человек чихнул, ему нужно сказать «Будь здоров» – этому нас учат с детства. Существует такое правило и в других культурах. Англичанин машинально пожелает «Bless you» («Храни тебя Бог»), немец – «Gesundheit!» («Здоровья!»), француз – «À tes souhaits» («Пусть исполняются твои желания»). Существует даже ирландская сказка «Господин и слуга» — про чихание. Если чихнувшему не говорили «Будьте здоровы», злобный герой получал право творить нехорошие дела.
Но если свериться с правилами, оказывается, не все так просто. Говорить будь здоров по этикету во многих случаях не только неуместно, но и даже неприлично. Даже чихать нужно правильно – чем незаметнее, тем лучше.
Учимся чихать по правилам этикета
Согласно нормам этикета, чихать нужно незаметно. Это же правило распространяется на кашель, зевоту или сморкание. Есть и другие нормы, которых нужно придерживаться при чихании:
- Чихать как можно тише. Некоторые стараются сделать чихание полностью бесшумным, закрывая нос рукой. Отоларингологи предостерегают: это опасно. Такие действия могут привести к отиту и даже к проблемам с барабанной перепонкой. Ведь воздух, который с высокой скоростью движется из дыхательных путей, не находит выхода и попадает в слуховую трубу». Поэтому рекомендуется все же чихать, но максимально тихо.
- Воспользоваться салфеткой. Желательно, чтобы под рукой был платок или бумажная салфетка – прикрыть рот и нос после чихания. Ведь мы чаще чихаем, если простудились или одолела аллергия. Платок, безусловно, нужен абсолютно чистый. Под рукой салфетки не оказалось? Нужно хотя бы прикрыть рот рукой.
- Прикрыть рот. Если используется салфетка, рот прикрывается рукой. Но если платка рядом не оказалось или вы не успеваете его достать, врачи советуют чихать во внутреннюю сторону локтя. Это снижает распространение микробов. Специалисты по этикету подтверждают: это эстетичный способ, если чихание застало врасплох. Чихать без помех не стоит и по причине заботы о здоровье – тем более, если человек приболел. Во время чиха вылетает тысячи микробов, распространяясь на расстояние 2-3 м.
- Отвернуться от собеседника в сторону или же наклониться вниз.
- Помыть руки с мылом. Это не только норма гигиены, но и вежливость к остальным (особенно, если человек болеет).
- Если человек находится в общественном месте, ему нужно извиниться перед собеседниками. Это касается и деловой сферы общения. Присутствующие, напротив, должны сделать вид, что ничего не заметили. Эти нормы этикета появились в Европе, и затем стали распространяться по миру благодаря «культурной глобализации».
Фраза «Будь здоров» во время чихания
Пожелание здравия появилась в давние времена. Считается, что фразу сначала использовали древние римляне. Они считали, что душа прячется в дыхании человека, и из-за чихания она может вылететь из тела. Чтобы не допустить этого, римляне приговаривали «Пусть боги спрячут душу назад», и со временем пожелание сократилось.
В Средневековье люди беспокоились из-за эпидемий чумы, поэтому боялись любого чиха. Если человек чихал, использовали пожелание: «Бог в помощь!». Эти же слова говорил и чихающий. В Киевской Руси также верили, что чихание – опасное состояние для человека. В новгородских летописях сохранились записи сказок о черте, который хочет украсть ребенка у родителей. Но благодаря тому, что родители говорят чихнувшему малышу «Будь здоров, ангел-хранитель», у злодея не получается это сделать. Древние славяне использовали слова «будь здоров» как оберег.
Сегодня фразу используют как пожелание крепкого здоровья. Особенно, если человек находится в кругу родственников, друзей, коллег. Иногда отсутствие этих слов даже воспринимается как невоспитанность.
Когда говорить эту фразу неприлично
Нужно ли говорить по этикету «Будь здоров», зависит от ситуации. Употреблять пожелание в общественных местах не рекомендуется. Этикет осуждает любые публичные комментарии по теме физиологии.
Чихнул сосед? Нужно промолчать – сделать вид, что не заметили. Ведь человеку хочется незаметно привести себя в порядок, а окружающие на него смотрят и обращаются к нему. Чихнувший оказывается в центре внимания. Вместо того, чтобы вытереться, он вынужден произносить «спасибо» или же вытираться под взглядами людей, которые ожидают ответной реакции.
Комментировать чихание также не стоит в следующих местах:
- в магазине;
- в транспорте;
- на совещании;
- на лекции;
- в больнице.
Считается плохим тоном привлекать внимание к поступку, который человеку хотелось бы оставить незамеченным. Кроме того, не все хотят вызывать сочувствие. Нехорошо и отвлекать других людей, если фраза «Будь здоров» звучит, например, во время совещания. Допускается, не привлекая внимания к человеку, подать ему салфетку.
Когда «Будь здоров» все же можно сказать
Считается, что пожелание здоровья уместно для близких людей. Фраза «Будь здоров» допускается в узком семейном кругу, родственникам и друзьям.
В семье иногда появляются свои маленькие традиции, связанные с чиханием. Например, с небольшой паузой говорят на каждый чих по одному слову: «будь», «здоров», «и счастлив». Иногда употребляется пожелание «Расти большой, не будь лапшой» и другие приговорки.
Можно ли говорить по этикету будь здоров человеку согласно офисному этикету? В деловой обстановке предписывается игнорировать чихание. Но если сложилась домашняя атмосфера и неформальные отношения, пожелание может использоваться коллегами, как и среди друзей. Конечно, если это никому не мешает и не раздражает.
Если рядом чихает малознакомый человек, принято это игнорировать. Но если он ожидает, что ему скажут «будьте здоровы», фразу допустимо использовать. Если же есть привычка желать здоровья, но вы находитесь в общественном месте, слова можно произнести мысленно – считается, что это тоже имеет силу.
Здоровья много не бывает
Нужно ли каждый раз говорить фразу «Будь здоров» при чихании в знакомом кругу? Например, если собеседник чихает несколько раз? Ведь, казалось бы, здоровья много не бывает! Тут все зависит от ситуации. В некоторых семьях на каждый очередной «чих» есть свое пожелание.
У некоторых людей есть особенность чихать несколько раз сразу регулярно. Фраза, сказанная на каждый чих, может раздражать. Достаточно произнести пожелание здравия раз – сразу же или в конце. В общественном месте действие нужно проигнорировать. Независимо от того, сколько раз человек чихнул.
Если «вооружиться» этими знаниями, фраза «Будь здоров» всегда будет уместна. Вы не будете привлекать внимание к человеку в обществе, а в близком окружении пожелание только усилит доброжелательную атмосферу. Не стоит отказываться от любимой фразы – главное, употреблять ее к месту.
Вы прижимаете свои локти на столе во время ужина и понимаете важность хорошего, крепкого рукопожатия. Поздравляю! Вы – хорошо воспитанный человек. Но знаете ли вы, какой рукой вы должны помахать на прощание? Или какое место предложить человеку на заднем сиденье автомобиля? Есть миллион малоизвестных правил этикета, которые большинство людей нарушают каждый день. Эксперт по этикету Джой Уивер и автор книги «Как быть социально уверенным во всех ситуациях», расскажет нам о десяти наиболее распространенных ошибках.
ВЫ КАШЛЯЕТЕ В ПРАВУЮ РУКУ
Прикрывать рот при чихании или кашле – признак хороших манер. При этом Вы пользуетесь правой рукой? А вот это плохо. Ваша правая рука – это ваша социальная рука. Она должна быть использована для рукопожатия, жестов и воздушных поцелуев. Ваша левая рука, тем временем, не зря называется «личной» рукой. Это рука, которую вы должны использовать при кашле, почёсывании, чихании и всего, о чём мы не хотим говорить. Причина различия – простая вежливость. Вы же не хотите чихнуть в руку, а затем рассеянно использовать эту ладонь, чтобы пожать руку другу.
ВЫ НОСИТЕ СУМКУ НА ПРАВОМ ПЛЕЧЕ И ВЕШАЕТЕ ЕЁ НА СПИНКУ СТУЛА
Чтобы сохранить «социальную» руку свободной для приветствия, лучше держать сумочку в левой руке. Таким образом, Вам не придётся тратить время на перекладывание её в другую руку, когда вы собираетесь обменяться рукопожатием.
(Примечание: королева Елизавета всегда держит свою сумочку в левой руке).
Кроме того, никогда не вешайте сумку на спинку стула, когда вы сидите за столом. Её место на полу справа от вас.
КРОМЕ ТОГО, ВЫ НАЗЫВАЕТЕ ЕЁ «КОСМЕТИЧКА»
Этот термин зарезервирован для предметов стоимостью меньше $ 100. Косметичка – это относительно недорогая вещь. Сумочка дороже.
ВЫ НЕПРАВИЛЬНО СИДИТЕ
Чтобы избежать столкновений за обеденным столом, всегда садитесь на стул с левой стороны, а выходите направо. А если вам нужно воспользоваться туалетом во время еды, никогда не объявляйте всем о своих намерениях. Просто скажите «извините», и выйдите.
ВЫ ПЕРЕДАЁТЕ СОЛЬ БЕЗ ПЕРЦА
Соль и перец, как маленькая супружеская пара. Вы никогда не должны их разлучатт. Даже если кто-то просит только соль, человеку рядом с ним, возможно, нужно и то и другое, поэтому они должны быть вместе. И помните, всегда передавайте правой рукой!
ВЫ НЕПРАВИЛЬНО АПЛОДИРУЕТЕ
Посмотрите на знаменитостей на любом вручении премий, даже они неправильно приветствуют победителей. Правильный способ – аплодировать немного слева от себя, на высоте груди. Никому не нравится хлопать прямо перед своим лицом, а ещё больше людям не нравится, что кто-то посторонний хлопает напротив, в зоне комфорта.
ВЫ ЗАНИМАЕТЕ ЛУЧШЕЕ МЕСТО В АВТОМОБИЛЕ …
Место самого важного человека в любом лимузине сзади и справа. Это то место, которое вы должны оставить для кого-то, к кому вы хотите проявить уважение. Следующий в иерархии человек получает место слева от него, в то время как младший обычно садится посередине. (Примечание: это не относится к езде с братьями и сёстрами).
… И ВЫ НЕПРАВИЛЬНО В НЕЁ САДИТЕСЬ
При посадке в транспортное средство сначала следует сесть, а затем повернуть ноги. Это наиболее удобный способ посадки. В качестве дополнительного бонуса заметим, что он предотвращает со стороны дам в юбках случайного «оголения» перед своими сопровождающими и посторонними.
ВЫ УКАЗЫВАЕТЕ НА СВОЕГО ДРУГА
Мы можем указать на что-то, но никогда нельзя указываем на кого-то. Если Вы должны показать кого-то на другой стороне комнаты Вашему приятелю, Вы можете жестикулировать, и при этом Вы должны использовать только открытую ладонь.
В какой руке нужно держать вилку, а в какой нож? На этот вопрос знает ответ почти каждый с детства. Но ответить правильно, как вести себя в обществе во время насморка может далеко не всякий. Мы решили восполнить этот пробел, чтобы этой осенью и зимой вы были во всеоружии в случае простуды.
Ниже мы приводим ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся респираторного этикета. Поделился своими советами известный украинский консультант по вопросам делового протокола, этикета и имиджа Георгий Монахов.
Как правильно сморкаться на людях?
Нужно отойти в сторону, если не удается найти уединенное место. Раз вы болеете и решили выйти на улицу, то не забудьте запастись бумажными салфетками, которые после использования нужно сразу выбросить.
Что делать, если платка не оказалось под рукой?
Купить носовой платок в ближайшем магазине или подземном переходе. Если для этого нет времени, то зайти в туалет и воспользоваться туалетной бумагой.
Правила поведения с насморком на совещании, собеседовании, свидании.
Во время переговоров и совещаний вставать из-за стола нельзя – это будет расценено как политический жест протеста, поэтому нужно высморкаться слегка отвернувшись от партнеров. На свидании отойти в сторону. Из-за обеденного стола можно выйти в туалет и высморкаться.
Что категорически нельзя делать по этикету при насморке?
Использовать на людях грязный платок. Их должно быть несколько запасных.
Насморк заставляет также часто чихать. По этому поводу в респираторном этикете говорится: «При отсутствии носового платка, простуженные лица должны чихать и кашлять в сгиб локтя, а не в ладони. Чихание или кашель «в ладошки» приводит к загрязнению рук и дальнейшему распространению инфекции через руки и предметы обихода».
При этом стоит знать, что общепринятую фразу «Будь здоров» по этикету можно говорить только близким людям. В деловой среде это не принято.
В обществе произносить эту фразу после того, как кто-то чихнул не принято, так как тем самым вы показываете, что заметили это. В случаях же, если чихнуть пришлось вам — нужно просто извиниться.
Используем в жизни
Практическими случаями из жизни поделились люди, специфика работы которых связана с частым общением с людьми.
«Если у меня насморк и нельзя отменить встречу, то я прошу извинения у собеседника и предлагаю ему сесть от меня подальше, чтобы не заразить, — рассказала HR-менеджер компании Hexa LLC Татьяна Коршук. – Советую в подобных ситуациях пить побольше воды».
Также своим советом поделилась HR-директор Маркетингового холдинга OSD Group Ольга Меженская.
«Конечно, при насморке лучше отсидеться дома, но, если это невозможно, то обязательно перед выходом на улицу запастись бумажными салфетками, — поделилась своим мнением Ольга. — Нет ничего хуже, чтобы шмыгать на людях носом, поэтому платок или салфетки должны быть всегда под рукой».
Также она добавила, что продаются очень удобные японские фильтры для носа, которые помогают, как от насморка, так и от аллергии.
«Но они больше пригодятся, как защита от вирусов, чем в момент, когда человек уже заболел», — добавила она.
Знание этих нехитрых правил респираторного этикета позволит вам чувствовать себя более уверенными в случае болезни. Если же вы здоровы и находитесь в обществе человека с насморком, то лучший совет — это прислушаться к словам гениального Антона Чехова: «Воспитанный человек – это не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого, когда это сделал кто-то другой».
Воспитанному человеку вычислить невоспитанного не составит никакого труда. Он и полувоспитанного легко раскусит. А вот псевдовоспитанность определить непросто.
В России много вежливых, но абсолютно невоспитанных людей. Их воспитание сводится к усвоенным из советского и постсоветского прошлого догмам, которые ни к воспитанности, ни к этикету не имеют никакого отношения.
Вы не официант!
Так, псевдовоспитанный человек всегда говорит: «Будьте здоровы!», — даже если чихает незнакомец или участник деловой конференции. Перед едой он обязательно желает всем приятного аппетита. И ладно бы только дома, в кругу таких же псевдовоспитанных людей. Нет, слова «приятного аппетита» мы часто можем услышать в студенческих столовых, в гостях, на банкете. Невоспитанные люди часто возражают отсылками к Западу — дескать, в Италии или Франции рестораны шумят этим «bon appetit». Да, шумят. Но слова эти произносят в ресторанах официанты, в домах — прислуга. А у нас — кто попало.
Псевдовоспитанный человек, оказавшись за столом в компании — хоть в ресторане, хоть у себя дома, знает, что в уборную просто так отлучиться нельзя, поэтому он придумывает объяснения. «Простите, мне нужно попудрить носик», «Пойду позвоню», — типичные эвфемизмы для таких случаев.
Правда в том, что этикет осуждает какие-либо публичные комментарии физиологических тем. Аппетит и чихание — это физиология. Комментировать ее дурно. Чихнул сосед? Промолчите. Вежливо сделайте вид, будто не заметили. Что касается «приятного аппетита», то лично мне порой хочется, чтобы эта фраза рикошетом прилетела вежливому человеку прямо в лоб. Желать приятного аппетита, да еще в большой компании, — плохой тон. Меня эта привычка так раздражает, что я и спустя 15 лет помню всех своих одногруппниц, бросавшихся этой фразой направо и налево! В нашей филфаковской столовой воспитанную из себя изображала каждая пятая студентка. Из-за чего насладиться обедом становилось решительно невозможно, потому что над головами стоял гомон из «приятного аппетита», а рот был занят ответными «спасибо».
Со всеми подряд здороваются только невротики
Такие люди, как правило, всегда вслух здороваются со всеми знакомыми. И хорошо, если они встретили соседа по дому в другом конце мегаполиса — здесь приветствие более или менее уместно. Но громко говорить «привет» или «здравствуйте» в университете или в компании, в который ты проработал уже 10 лет и всех абсолютно знаешь, глупо. Потому что в обоих местах тебе априори будут попадаться одни лишь знакомые люди. Этикет не так иррационален, как кажется невоспитанным людям — в том, как и кого приветствовать, ровно столько же смысла, как и в порядке выкладки приборов у тарелки: все подчинено удобству человека.
Для приветствия людей, которых вы каждый день неминуемо встречаете на своем пути, есть кивок головы — потомок поклона и наследник книксена.
Вспомните фильмы о школе и учительницах. Типичное изображение учительских будней: бедная женщина, вырвавшись на пятиминутную перемену, проходит сквозь строй детворы, вразнобой голосящей: «Здрасьте, Тамара Ивановна!» В школе такое происходит, потому что дети нормы этикета еще не усвоили. Во взрослой жизни человек, ежедневно говорящий персональное «привет» всем пяти десяткам своих коллег, выглядит невротиком.
Если «приятного аппетита» и «будьте здоровы» — это плод труда рабочих и крестьян, которые после истребления аристократии были вынуждены учить этикет по своим фантазийным представлениям об этой аристократии, то от постоянного приветствия вслух отдает невротическим расстройством. Хуже этого «здравствуйте», ежедневно выплескиваемого на каждого из коллег или преподавателей, может быть только «спокойной ночи», отправляемое в адрес, например, всех постояльцев отеля, в котором псвевдовоспитанный человек остановился. Видели таких? В первой половине дня они всем желают доброго утра, во второй — спокойной ночи. Тоже вариант расстройства и маниакальное привлечения к себе внимания. Говорящий всем встречным «доброе утро» хочет не столько репутации воспитанного человека, сколько внимания. Эти слова выдают недостаток общения.
Откуда берутся мусье с ридикюлями
Псевдовоспитанность — явление сложное. Здесь смешался и низкий уровень культуры человека, и его высокая самокритичность, и порождаемые этими двумя монстрами комплексы, которые псевдовоспитанный человек пытается скрыть сомнительными манерами. Излишняя вежливость, приводящие к неудобству манеры, назойливые слова — все это есть представление народа о жизни воспитанных людей. Невоспитанного человека от псевдовоспитанного отличает саморефлексия. Последний понимает уровень личной культуры и пытается поднять его, ошибочно полагаясь не на учебники этикета, а на свои представления о правилах хорошего тона. Поэтому он желает всем подряд приятного аппетита и доброго утра, носит за женщиной сумку, открывает перед женщиной дверь автомобиля. А так как он не знает достоверно, как именно и какую сумку допустимо носить и как, в какой позе следует открывать дверь машины, то на улицах появляются смешные мужчины с микроскопическими ридикюлями и женщины в грязной обуви — это они пытались выбраться из машины через неловко открытую для них дверь.
Раньше носителями таких манер были псевдоинтеллигенты — обширная прослойка советских преподавателей ПТУ, продавцов центральных универмагов и работниц отелей сети «Интурист». Это псевдоинтеллигенты говорили «заварнИк», «кушать» и «броется». И, разумеется, желали всем подряд приятного аппетита. Псевдоинтеллигенты пропали, а их смешные манеры остались. Люди следуют этим манерам, потому что не видят носителей настоящего этикета. Большинству для усвоения каких-либо правил нужны наглядные примеры. Но брать их, кроме как в своей среде, негде. Вот и копирует простой народ привычки лучших, как ему кажется, своих представителей.
Ситуацию легко исправит один урок в школе или прочитанная брошюра. Большинству людей необязательно знать, с какой стороны подают мясо на ужинах silver service — достаточно выучить несколько фраз, которые нельзя произносить в обществе. И запомнить, наконец, что женскую сумочку в состоянии нести сама женщина.
В Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации, заложенные Пророком Аллаха (мир ему и благословение). У чихания, как и у всего важного по Исламу, есть свой этикет, который желательно знать верующему, так как многие могут чихнуть не только в безлюдном месте, но и в обществе. В Исламе чихание считается хорошим признаком, указывающим на любовь Аллаха к этому человеку, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب
Смысл: «Аллах любит чиханье и не любит зевание » (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но чихание, которое указывает на любовь Аллаха, должно возникнуть не по причине каких-то внешних воздействий (например, пыль попала в ноздри), а само по себе.
Если человека тянет чихнуть, то не нужно сдерживаться, однако не желательно поднимать голос, потому как:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا عطس وضع يده أو ثوبه على فيه وخفض أو غض من صوته
Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук » (Абу Давуд, ат-Тирмизи), некрасиво, когда человек издаёт сильные звуки при чихании. Также желательно восхвалить Аллаха во время чихания, потому как в хадисе сказано:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله
Смысл: «…и если кто-либо из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху» , это продолжение начатого выше хадиса. Не нужно каких-то лишних и некрасивых высказываний, как некоторые позволяют себе.
По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) воздать хвалу Аллаху чихнувшему является сунной (желательным), однако в мазхабе имама Малика (да смилуется над ним Аллах) некоторые учёные считают, что воздать хвалу Аллаху после чихания является обязательным.
Что делать окружающим?
Если рядом кто-то чихнул и произнёс «альхамдулилях», то желательно ответить со словами «Ярхамукаллах», что означает «Да смилуется над тобой Аллах», как сказано в хадисе:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله، كان حقًا على كل مسلم سمعه أن يقول له: يرحمك الله
Смысл: «Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»» (Имам аль-Бухари). Если рядом группа из двух или более мусульман, то довольно ответа одного из них. Если же чихнувший не произнёс хвалу Аллаху, то не нужно ничего говорить, Ибн аль-Араби (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал:
«Не нужно отвечать тому человеку, который не сказал слова хвалы Аллаху, возможно, он произнёс их очень тихо, поэтому окружающие просто не услышали его».
В таком случае желательно напомнить чихнувшему восхваление Аллаха, произнеся вслух «Альхамдуллилях » так, чтобы тот услышал и повторил.
После того, как чихнувшему ответили на его восхваление Аллаха, ему желательно произнести «Яхдиякумуллах », что означает «Да наставит вас Аллах », так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
فإذا قال له يرحمك الله فليقل : يهديكم الله و يصلح بالكم
Смысл: «Если ему (чихнувшему) сказали: «Да смилостивится над тобой Аллах» , то пусть скажет чихнувший: «Да наставит вас Аллах и улучшит ваши намерения »» (Имам аль-Бухари).
Если чихнул более трёх раз
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то уже желательно тем, кто услышал, сказать «Ишфикаллах », что означает «Да исцелит тебя Аллах », вместо «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فهو مزكوم إذا عطس أحدكم فليشمته جليسه ، وإن زاد على ثلاث فهو مزكوم ، ولا تشميت بعد ثلاث مرات
Смысл: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный » (имам Муслим). То есть, если чихнул более трёх раз, то уже желательно пожелать излечения.
Если чихнул в молитве и при исправлении нужд
В молитве желательно постараться не допустить чихание или зевание, но, если человек чихнул в молитве, пусть произнесёт «альхамдулиллях» сердцем, мысленно. Если же чихнул при исправлении малой или большой нужды, при выполнении супружеского долга, то восхваление произнесёт так же, мысленно.
Какие сообщения о социальном дистанцировании наиболее убедительны?
Подписаться
«Будьте здоровы» или «Берегите себя»: какие сообщения о социальном дистанцировании наиболее убедительны?
Маркетинг 4 января 2021 г.
Ответ зависит от того, думают ли люди о защите себя или своего сообщества.
На основании исследования
Jiaqian Wang
Angela Y. Lee
Lisa Röper
На основе исследования
Jiaqian Wang
Angela Y. Lee
Когда этой весной пандемия COVID-19 охватила Соединенные Штаты, правительства штатов и местные органы власти начали поощрять людей принимать различные меры, такие как мытье рук, социальное дистанцирование и оставайтесь дома.
Добавьте Insight
в свой почтовый ящик.
Но по всей стране эти сообщения различались — и не только с точки зрения мер, которые они детализировали. Они также различались языком, который они использовали для описания мер безопасности: одни призывали людей оставаться здоровыми, а другие предостерегали их от необходимости соблюдать осторожность.
Эти сообщения нашли отклик у Анжелы Ли, профессора маркетинга в школе Келлогг. Ли изучает теорию регуляторного фокуса, которая различает два разных мотивирующих фактора: желание способствовать положительному результату и желание предотвратить отрицательный. Когда Ли и ее соавтор, аспирант Kellogg Jiaqian Wang, услышали призывы к социальному дистанцированию, они сразу же осознали, что акцент на поддержании хорошего здоровья направлен на продвижение, а акцент на предотвращение опасности — как на профилактику.
Ли и Ван были особенно заинтересованы в том, как эта тактика пересекалась с другим компонентом того, как были сформулированы сообщения: некоторые подчеркивали преимущества социального дистанцирования для человека, а другие подчеркивали широкое влияние на общество.
Исследователи хотели понять, какое обращение будет наиболее успешным и почему.
Они подозревали, что в игру вступит концепция под названием «соответствие нормативным требованиям». Это идея о том, что сообщения более убедительны, когда есть совпадение между чьими-то мотивами и тем, как сообщение оформлено.
«Когда мы фокусируем сообщение на вас, а не на Америке, вы становитесь ориентированными на рекламу, тогда как, если я напомню вам, что вы являетесь частью этой великой страны, вы станете более взаимозависимыми и более ориентированными на профилактику. ”
— Анджела И. Ли
В своем предыдущем исследовании Ли заметила, что представление о себе как о независимых личностях побуждает нас стремиться к положительным результатам, в то время как представление о себе как о части коллектива вызывает желание избегать отрицательные.
«Когда мы фокусируем внимание на вас, а не на Америке, вы становитесь ориентированными на продвижение по службе, — говорит Ли. «А если я напомню вам, что вы являетесь частью этой великой страны, вы станете более взаимозависимыми и более ориентированными на профилактику».
Имея это в виду, исследователи предположили, что поощрение людей к сохранению здоровья будет работать лучше, когда призыв будет направлен на отдельного человека, но поощрение людей к безопасности окажется более эффективным, когда призыв будет сосредоточен на нации.
И действительно, данные показали именно это. Опросив более 2100 американцев, Ли и Ван обнаружили, что сообщения общественного здравоохранения, ориентированные как на пропаганду, так и на профилактику, могут быть успешными, но сообщения «оставайтесь здоровыми» лучше всего работают, когда они сосредоточены на человеке, а сообщения «берегите себя» лучше всего работают, когда они сосредоточены на коллектив.
Будьте здоровы для себя и защитите Америку от коронавируса
Ли и Ван впервые проверили свою гипотезу 18 марта — за день до того, как первый штат, Калифорния, приказал жителям укрыться на месте.
Исследователи опросили 1200 взрослых американцев, которые ответили на ряд вопросов об их восприятии серьезности COVID-19, а затем указали текущий уровень соблюдения мер, включая пребывание дома и мытье рук. Затем участникам были показаны рекомендуемые Центрами по контролю за заболеваниями меры социального дистанцирования, отмеченные одним из шести заголовков.
Участники рекламной группы видели либо «Вот что вы можете сделать, чтобы оставаться здоровым», «Вот что вы можете сделать, чтобы помочь вашему сообществу оставаться здоровым», либо «Вот что вы можете сделать, чтобы помочь Америке оставаться здоровой». Группа профилактики увидела либо «Вот что вы можете сделать, чтобы обезопасить себя», «Вот что вы можете сделать, чтобы защитить свое сообщество», либо «Вот что вы можете сделать, чтобы защитить Америку».
Прочитав рекомендации Центра по контролю и профилактике заболеваний США, участники оценили вероятность того, что теперь они будут соблюдать меры по социальному дистанцированию, по 11-балльной шкале, где 11 указывает на большее соблюдение. Наконец, участники предоставили демографическую информацию, включая их политическую ориентацию.
Когда исследователи проанализировали результаты опроса, они обнаружили, что заголовки действительно повлияли на планы участников соблюдать меры предосторожности в отношении социального дистанцирования. Как и ожидалось, когда подчеркивалась идентичность человека как личности, сообщение о здоровье было более эффективным, чем сообщение о безопасности: участники группы здоровья оценили свои намерения в отношении социального дистанцирования в среднем на 9 баллов.0,32 по 11-балльной шкале по сравнению с 9,01 в группе безопасности.
Для участников, которые видели заголовки, подчеркивающие их американскую идентичность, все было наоборот: те, кто прочитал сообщение о безопасности, были более убеждены принять меры предосторожности (9,32), чем группа, прочитавшая сообщение о здоровье (8,9).
Этот эффект соответствия нормативным требованиям наблюдался в равной степени среди демократов, республиканцев и независимых.
Что насчет участников, которых попросили сосредоточиться не на своей идентичности как на людях или американцах, а как на членах сообщества? Интересно, что эта группа не следовала таким же четким схемам. Ли подозревает, что это связано с двусмысленностью термина «сообщество»: «Некоторые могут подумать, что оно очень маленькое, а некоторые могут подумать, что оно намного больше. Поэтому мы думаем, что это не вызвало резонанса».
Соответствие нормативным требованиям имеет значение для слабых, но не сильных последователей
Ли и Ван опубликовали свой следующий опрос 27 марта. К тому времени пандемия резко ускорилась, и многие штаты издали приказы оставаться дома для второстепенных работников.
Исследователи внесли соответствующие коррективы. Теперь, когда меры по социальному дистанцированию стали более распространенным явлением, а в некоторых случаях предписывались законом, они решили изменить структуру некоторых своих вопросов.
Они попросили 988 участников указать, насколько хорошо они уже соблюдают такие меры, как виртуальное общение и мытье рук. Затем участники увидели один из четырех заголовков, описанных ранее, о том, чтобы оставаться здоровым, помогать Америке оставаться здоровой, обеспечивать свою безопасность или обеспечивать безопасность Америки. (Исследователи опустили двусмысленное слово «сообщество»).
На этот раз, однако, помимо оценки своих намерений соблюдать меры социального дистанцирования, участники также оценили, сколько раз на следующей неделе они будут выходить из дома по различным причинам, не связанным с работой, включая физические упражнения, общение и покупки предметов первой необходимости. .
Результаты второго раунда опросов показали, что общее ощущение уязвимости перед COVID-19 заметно возросло. Исследователи также обнаружили, что большинство участников уже максимально соблюдали меры социального дистанцирования (группа, которую они назвали «активными последователями»). Меньшинство 149«слабые усыновители», напротив, вообще не соблюдали меры предосторожности.
Ли и Ван решили отдельно проанализировать данные сильных и слабых последователей. Они обнаружили, что активные последователи одинаково реагировали на сообщения «будьте здоровы» или «берегите себя», независимо от того, были ли они сформулированы как приносящие пользу человеку или нации. Это неудивительно, отмечает Ли, учитывая, что «они уже соблюдали социальную дистанцию — они не могли больше оставаться дома». Другими словами, убедительная сила нормативного соответствия не имела значения для этой группы, потому что для начала их не нужно было долго убеждать.
Слабые усыновители, напротив, были гораздо больше подвержены влиянию соответствия нормативным требованиям.
Среди нерадивых участников те, кто видел сообщение «помогите вам оставаться здоровым», указали, что будут меньше выходить из дома, чем те, кто видел сообщение «помогите Америке оставаться здоровой», в то время как те, кто увидел сообщение «защитите Америку» сказали, что будут меньше выходить из дома, чем те, кто видел «береги себя в безопасности».
Эти результаты были настолько интригующими, что Ли и Ванг решили повторно проанализировать результаты первого опроса, на этот раз отделив сильных последователей от слабых последователей. Они обнаружили ту же закономерность, которую наблюдали во втором опросе: эффект соответствия нормативным требованиям присутствовал среди нестрогих последователей, но не среди сильных последователей.
Коллективное мышление («Защитить Америку») приводит к превентивным действиям
Ли говорит, что новое исследование предлагает несколько важных идей для политиков, пытающихся помочь измученной пандемией нации не сбиться с курса.
Такая болезнь, как COVID-19, естественно, требует определенной степени мышления, ориентированного на профилактику, что оказалось сложной задачей для американцев, которые в целом довольно независимы и склонны к мышлению, ориентированному на продвижение. Однако это исследование показывает, что «вы можете заставить американцев мыслить более сфокусированными на профилактике, напомнив им, что они являются частью более крупной группы», — говорит Ли.
Это понимание должно быть особенно важно, когда речь идет о том, чтобы заставить людей носить маски. Маски в основном являются превентивной мерой, которая защищает людей вокруг носителей так же, как и самих носителей. Поскольку люди очень устали от ограничений, связанных с пандемией, сообщения, которые подкрепляют призыв к людям носить маску, чтобы обеспечить безопасность Америки, а не их самих, или в которых не упоминается, кто может получить пользу, помогут в это критическое время.
«Если люди действительно видят в масках что-то для других людей и не считают себя частью большей группы, тогда у нас проблема», — объясняет Ли. «Важно заставить людей понять, что мы действительно вместе».
Избранный преподавательский состав
Анджела Ю. Ли
Мехтильд Эссер Неммерс Профессор маркетинга;
О писателе
Сьюзи Аллен — независимый писатель из Чикаго.
Об исследовании
Ван, Цзяцянь и Анджела Ю. Ли. 2020. «Безопасность или сохранение здоровья: роль соответствия нормативным требованиям в принятии социального дистанцирования». Поведенческая наука и политика. Предстоит.
Самые популярные на этой неделе
Уроки лидерства после падения Лиз Трасс
Хотя ее экономическая политика явно обрекала ее, она также потерпела неудачу как лидер.
Чтобы вернуть сотрудников в офис, устраните эти 4 проблемы
Эксперт по инновациям объясняет, как противостоять сопротивлению.
Могут ли ваши политические взгляды помешать вашей карьере?
Новые исследования показывают, что вас могут наказать за политическое несогласие с боссом — от приема на работу до повышения по службе.
Почему так много политиков придерживаются теорий заговора?
Конспиративное мышление всегда было привлекательным во времена неопределенности, но оно стало более популярным. Эксперт объясняет почему, и можно ли что-то сделать.
Какое значение имеют рекламные кампании?
Тон имеет ключевое значение, согласно новому исследованию, которое показало, что изменение стратегии телевизионной рекламы могло повлиять на результаты президентских выборов 2000 года.
Какая форма правления лучше?
Демократии могут не пережить диктатуры, но они лучше приспосабливаются.
Как мы оправдываем наши непопулярные мнения
Эта тактика делает противоречивые взгляды более привлекательными для других и имеет последствия для безудержного распространения фейковых новостей.
Что пошло не так в AIG?
Распаковка краха страхового гиганта во время финансового кризиса 2008 года.
Обдумываете карьерный поворот? 3 вещи, которые следует учитывать
Знание собственных мотивов может помочь вам успешно перейти к новой роли или отрасли.
4 ключевых этапа подготовки к бизнес-презентации
Не позволяйте отсутствию подготовительной работы саботировать ваши великие идеи.
Как черно-белые представители двух рас воспринимаются с точки зрения расы?
Понимание ответа и того, почему черные и белые американцы могут по-разному воспринимать двухрасовых людей, становится все более важным в многорасовом обществе.
«Будьте здоровы» или «Соблюдайте осторожность»: какие сообщения о социальном дистанцировании наиболее убедительны?
Ответ зависит от того, думают ли люди о защите себя или своего сообщества.
Почему действующие из лучших побуждений НПО иногда приносят больше вреда, чем пользы
Исследования групп помощи в Гане и Уганде показывают, почему так важно координировать свои действия с местными органами власти и учреждениями.
Иммигранты в США создают больше рабочих мест, чем занимают
Новое исследование показывает, что иммигранты гораздо чаще основывают компании — как крупные, так и малые, — чем коренные американцы.
Как комментарии типа «Возьми себя в руки» могут привести к плохому поведению на работе
Хотя проблема выходит за рамки рабочего места, организациям было бы разумно учитывать последствия использования кастрированных выражений.
5 советов, как стать более эффективным менеджером
Лидеры имеют значение. Но и менеджеры тоже.
Подробнее в разделе Маркетинг
Множество значений выражения «оставаться в безопасности» во время пандемии: сочувствие, долг и угроза
Дэвид Шоу.
Вы на прогулке, ваша ежедневная зарядка с начала пандемии. Вы встречаете кого-то, кого вы знаете (метафорически говоря), обмениваетесь несколькими словами о жизни в условиях изоляции с другой стороны дороги, а затем желаете им всего наилучшего, прежде чем снова отправиться в путь. Скорее всего, вы желаете им удачи с вездесущим прощанием с коронавирусом: «будьте в безопасности». Все говорят «оставаться в безопасности», но не все думают обо всем, что может означать «оставаться в безопасности».
Когда вы говорите «будьте в безопасности», вы (вероятно) имеете в виду «Я надеюсь, что вы не заразитесь вирусом», а также подразумеваете, что то же самое относится к семье и друзьям человека: «(Я надеюсь, что вы все) оставайтесь в безопасности ». Кажется, это хорошая вещь; одновременно выражает озабоченность и оптимизм, а также обязательно напоминает людям о наличии угрозы, которая может причинить им вред. Действительно, было бы довольно странно использовать фразу «оставайся в безопасности» как типичную фразу прощания вне контекста пандемии или другой чрезвычайной ситуации; если бы прошлым летом у вас были друзья на ужине, и последнее, что они сказали вам, было «береги себя в безопасности», вы бы подумали, знали ли они что-то, чего не знали вы, или вы сделали что-то, что их рассердило.
Но фраза «будь в безопасности» означает гораздо больше, чем заботу и надежду на то, что кто-то избежит вреда; эта фраза также имеет зловещий подтекст. Есть сильный смысл, в котором эта фраза также предполагает, что ее получатель должен также иметь обязанность оставаться в безопасности; не только «надеюсь, вам не причинят вреда», но и «надеюсь, вы примете необходимые меры, чтобы избежать вреда». В частности, эта фраза подразумевает, что люди должны оставаться в безопасности дома и оставаться в безопасности, соблюдая социальное дистанцирование, находясь вне дома. Как заявила BBC, когда было объявлено о закрытии, «оставайтесь дома, чтобы оставаться в безопасности». Это хороший совет, но он меняет характер «оставаться в безопасности» с простой заботы о чьем-то благополучии на совет, что у них есть определенные обязанности в этом отношении.
Говоря «будьте в безопасности», вы (непреднамеренно) советуете людям не только держаться подальше от других на случай, если они заразятся вирусом, но и советуете им держаться подальше от вас на случай, если они передадут его вам. И это еще больше отдаляет нас от простой заботы об их здоровье; мы перешли от предоставления им советов о том, как защитить их здоровье, к выражению заботы и о своем собственном. И если мы беспокоимся о своем собственном здоровье, мы также беспокоимся о здоровье нашего сообщества, и подразумевающим это также может быть истолкование того, как оставаться в безопасности. «Оставайтесь в безопасности» также может означать «соблюдайте правила, или я скажу властям, что вы их нарушаете» — по сути, «оставайтесь в безопасности, иначе». Это может показаться преувеличением, но достаточно взглянуть на правительственный веб-сайт, чтобы убедиться, что это не так. «#StayAtHome и оставайтесь в безопасности», — провозглашает правительство Великобритании: «В настоящее время по всей стране действуют новые полицейские полномочия, побуждающие людей оставаться дома, защищать NHS [Национальную службу здравоохранения] и спасать жизни». Казалось, что главный лозунг правительства в отношении коронавируса должен был измениться с «оставайтесь дома» на «оставайтесь в безопасности»; вместо этого новая фраза «будьте начеку», которая имеет еще более сильный оттенок обвинения тех, кто не подчиняется лозунгу.
Конечно, «подчиняться политике правительства» — это не то, что имеет в виду большинство людей, говоря «оставаться в безопасности», но эта фраза, тем не менее, не так полезна и благосклонна, как можно было бы себе представить, учитывая частоту ее использования. Говоря о безопасности, вы молчаливо поддерживаете сообщение правительства о введении мер по блокировке. Многие граждане будут рады сделать это; другие не будут.
«Оставайся в безопасности» имеет и другую зловещую сторону: для многих дом просто не является безопасным местом. Состояние людей, страдающих депрессией, может ухудшиться из-за отсутствия социальных контактов; у тех, кто живет один, чувство одиночества усилится; а жертвы домашнего или сексуального насилия оказываются в ловушке с еще меньшими возможностями помощи или побега; в Великобритании количество бытовых убийств удвоилось с начала пандемии. И даже те, кто не попадает ни в одну из этих категорий, могут быть не в безопасности, потому что изоляция лишает их заботы о существующих или возникающих состояниях здоровья.
Говорить людям о необходимости оставаться в безопасности может показаться хорошим поступком, но это предполагает, что они могут оставаться в безопасности дома, а также подразумевает, что они обязаны это делать. У них действительно может быть такая обязанность, но «оставаться в безопасности» — довольно скрытый способ передать это. Это неизбежная истина, учитывая ее присвоение правительством, полицией и NHS. Мы все должны стараться оставаться в безопасности, но было бы еще безопаснее, если бы мы помнили о более мрачных последствиях этой фразы. Не все в безопасности дома, и фраза «оставайся в безопасности» может означать гораздо больше, чем просто забота о чьем-то благополучии.
Поэма в постскриптуме – Берегите себя
Во время написания этого блога я понял, что все эти опасения по поводу более темных аспектов того, что должно быть простым посланием надежды и беспокойства, можно резюмировать в стиле знаменитого монолога Рентона из Trainspotting.