История музыкального образования в России: основные этапы
До наступления XVII столетия в России существовали два принципиально различных течения в музыке – православная певческая культура и народное творчество. История музыкального образования в России началась, вместе с возникновением нового, светского направления.
Зарождение музыкальной педагогики
Ближе к концу XVIII века стала развиваться светская традиция музыкального образования. В 1830-е годы появились вокальные пособия русских музыкантов, в которых большое внимание обращалось на содержание музыки, что принципиально отличалось от господствующей до той поры итальянской школы поверхностной виртуозности. Основоположником школы русского вокала по праву считается великий композитор М.И. Глинка.
В начале XIX века зародилась и фортепианная педагогика. Любительское музицирование на фортепиано культивировалось в дворянских семьях и светских салонах, что подготовило почву для профессионального исполнительства и педагогики. В это же время возникла традиция преподавания игры на музыкальном инструменте в немузыкальных учебных заведениях. Например, «клавикордные классы» были открыты в Московском и Петербургском университетах, Смольном институте.
Братья Рубинштейны – создатели учебных заведений
История музыкального образования в России неразрывными узами соединена с именами братьев Рубинштейнов – крупнейших музыкантов и общественных деятелей своего времени. По инициативе Антона Рубинштейна в 1859 году в Петербурге было создано Русское музыкальное общество, основной целью которого стало музыкальное просветительство.
Следующим шагом в 1860 году явилось открытие в Петербурге общедоступных Музыкальных классов (опять же по инициативе А. Рубинштейна). Основной целью создания классов было привлечение любителей музыки к профессиональному образованию. Несмотря на бесплатное здесь обучение, Рубинштейну удалось собрать мощный педагогический состав, который и составил впоследствии преподавательский костяк первой консерватории, открывшейся в 1862 году в Петербурге. Занятия в консерватории велись по теории музыки и композиции, игре на фортепиано и оркестровых инструментах, вокалу.
Примеру старшего брата следовал и Николай Рубинштейн, только в Москве. По его инициативе открылось московское отделение РМО, а затем и Музыкальные классы, также явившиеся фундаментом Московской консерватории, которая открылась в 1866 году. Одним из первых профессоров консерватории стал гениальный композитор П.И. Чайковский.
В консерватории принимались подростки, имеющие начальную музыкальную подготовку. Здесь, кроме музыкальных дисциплин, они получали и общие гуманитарные знания. Курс обучения был рассчитан на 9 лет: 5 лет младшего отделения и 4 – старшего (высшего). Между ними необходимо было выдержать переходной экзамен, а в конце обучения – выпускной, при успешной сдаче которого выпускники получали звание «свободный художник».
История музыкального образования в России в советский период
Наряду с первыми консерваториями, в конце XIX века существовали другие музыкальные учебные заведения – школы и училища, созданные по линии РМО. Также открывались частные музыкальные школы. Расширялась география музыкального образования – учебные заведения были не только в столицах, но и в Одессе, Киеве, Харькове, Твери и других крупных городах.
Революция 1917 года глубоко затронула все без исключения сферы общественной жизни, и музыкальное образование в том числе. Декретом Совнаркома, Петроградская и Московская консерватории освобождались от подчинения РМО и были объявлены гуманитарными вузами. РМО в принципе перестало существовать, также как и Придворная певческая капелла и частные музыкальные школы. С уничтожением высоких сословий были утрачены распространеннее ранее традиции музицирования в домашнем семейном кругу и обязательного обучения музыке молодого поколения. Многие выдающиеся музыканты покинули страну.
Важнейшим фактором сохранения музыкальной культуры было продолжение деятельности Московской и Петроградской консерваторий, в невыносимых условиях, поддерживающих высокий уровень обучения.
Долгие поиски и эксперименты, в конце концов, привели к реорганизации структуры музыкального образования в России. Первую ступень образовали детские музыкальные школы (с 1933 года – семилетние), вторую — училища, и третью, высшую – консерватории. Были также школы 10-летки, совмещающие 1 и 2 ступени. Еще один положительный момент советского периода – власть давала реальную возможность обучения одарённым детям.
Современное музыкальное образование
К середине ХХ века в Советском союзе сформировалась система музыкального образования, и по сей день не потерявшая актуальности. Первой и общедоступной ступенью системы являются музыкальные школы (семи- и пятилетние). Поступить в музыкальную школу может каждый ребёнок при успешном прохождении предварительных испытаний — подробнее об этом читайте в посте «Как поступить в музыкальную школу«.
Профессиональное образование предполагает последовательное обучение в музыкальном училище, затем вузе. По поводу поступления в музыкальные учебные заведения среднего звена читайте — «Как поступить в музыкальное училище?«. Диплом об окончании российского музыкального вуза ценится во всем мире, он свидетельствует о достойном исполнительском уровне, музыкальной и общей гуманитарной подготовке музыканта.
где получить музыкальное образование за рубежом
Музыка — как особый язык, понятный каждому человеку в мире. Многие его слышат, но не все способны на нем говорить. И точно так же как с языками, если вы хотите работать с музыкой, ей нужно учиться. Какой бы путь вы не выбрали — продюсер, исполнитель, вокалист, звукорежиссер, дирижер — вам в любом случае потребуются теоретические знания и практика. В этом поможет музыкальное образование.
- В университете у вас будет возможность регулярно практиковаться и развивать ваш талант под руководством опытных музыкантов.
- Вы сможете найти друзей, которые в будущем станут коллегами, партнерами по группе или даже лейблу.
- В вузе у вас будет больше шансов познакомиться с музыкальной индустрией, пройти практику, встретить продюсеров, исполнителей и других представителей сферы.
Что нужно для поступления на музыкальную специальность
Вам потребуется стандартный набор требований:
- аттестат или диплом о предыдущем образовании с переводом на национальный язык страны, в которую вы поступаете;
- сертификаты, подтверждающие владение английским или другим языком, на котором проходит обучение;
- мотивационное письмо;
- рекомендательное письмо;
- портфолио;
- собеседование;
- вступительное испытание.
Последнее — важнейший элемент для творческих специальностей. Неважно на какое музыкальное направление вы поступаете, велика вероятность, что вам придется пройти конкурсный отбор. Для исполнителей это, как правило, игра на инструменте. От будущих звукорежиссеров или желающих изучать теорию музыки тоже ждут демонстрации навыков и сдачи экзамена. Некоторые вузы, например Парижская высшая национальная консерватория, указывают в требованиях подготовку и презентацию проекта.
Лучшие музыкальные школы мира
University of Music & Performing Arts in Vienna
Местоположение | Вена, Австрия |
Стоимость | 780 USD/семестр |
Язык обучения | немецкий |
Известные выпускники | Густав Малер, Зубин Мета, Александр Алексеев |
Австрия подарила миру таких композиторов, как Моцарт, Гайдн и Шуберт, а Вена долгое время была музыкальной столицей Европы. Поэтому неудивительно, что наш список лучших школ открывает именно Венская консерватория (MDW). Музыкальное образование в Австрии было и остается качественным. QS Ranking поставил MDW на седьмое место в мире по направлению «исполнительские искусства»[1].
Вуз предлагает самые разные программы для бакалавров, магистров и PhD: от органной и церковной музыки до звукорежиссуры и музыкальной этнографии. В университете есть даже факультет музыкальной терапии.
Сайт университета
Sibelius Academy, University of the Arts Helsinki
Местоположение | Хельсинки, Финляндия |
Стоимость | 5 364 USD/год |
Язык обучения | финский, шведский, английский |
Известные выпускники | Тарья Турунен, Эса-Пекка Салонен, Кайя Саариахо |
Академия им. Сибелиуса — главный музыкальный вуз в Финляндии и девятый в мире[1]. Как пишут его представители,
Наша цель — взрастить музыкантов, которые уверены в своей музыкальной идентичности. …Движущая сила всего, что мы делаем — это любовь к музыке и негаснущая страсть к работе.
приветственное слово на главной странице Академии им. Сибелиуса
Вуз предлагает программы по театральной режиссуре, светодизайну, музыкальной теории, джазу, и другим направлениям. Отдельные инструменты там тоже изучают — например финский кантеле.
Интересный факт
Свое имя академия получила в честь известного финского композитора Яна Сибелиуса. В 2013 году музыкальная академия, театральная и академия изящных искусств объединились в Хельсинкский университет искусств (Uniarts Helsinki).
Все первокурсники получают скидку и могут платить половину цены в течение года. А после университет распределяет стипендии, покрывающие от 50 до 100% обучения, между лучшими студентами.
Сайт университета
Hong Kong Academy for Performing Arts
Местоположение | Гонконг |
Стоимость | 6 763 USD/год |
Язык обучения | английский |
Известные выпускники | Пун Чан-Люн, Оливия Янь, Энтони Вонг |
Гонконгская академия (HKAPA) закрывает десятку лучших школ исполнительских искусств в мире[1]. От других вузов в подборке она отличается в первую очередь программами по изучению традиционных восточных инструментов. Так что если вы вдруг мечтаете играть на гаоху, сона или янцинь, то вам сюда. Кроме этого университет предлагает направления электронной музыки / композиции, вокала и классических инструментов. Но это только «музыкальная» часть академии. Там также преподают театральное, танцевальное и оперное искусство, учат снимать кино и писать сценарии.
Сайт университета
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Местоположение | Москва, Россия |
Стоимость | бесплатно |
Язык обучения | русский |
Известные выпускники | Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александра Пахмутова |
Мы не смогли пройти мимо консерватории им. Чайковского — главного музыкального вуза страны, который также занимает 34-е место в мире согласно QS Ranking[1].
Особенность консерватории в том, что там нет программ бакалавриата и магистратуры. Поступить можно только на специалитет (обучение 5 лет) или в аспирантуру. Для этого нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому и литературе, пройти творческое испытание и собеседование. Граждане России могут учиться на бюджете или за 7 106 USD/год, а вот для иностранцев обучение полностью платное[2].В университете есть фортепианный, оркестровый, вокальный, научно-композиторский факультет, а также факультеты исторического и современного исполнительского искусства и симфонического и хорового дирижирования.
Сайт университета
The Juilliard School
Местоположение | Нью-Йорк, США |
Стоимость | 51 230 USD/год |
Язык обучения | английский |
Известные выпускники | Робин Уильямс, Виола Дэвис, Оскар Айзек |
Если мы говорим об исполнительских искусствах, то пропустить Джульярдскую школу невозможно.
Здесь музыка и искусство развиваются как средства вдохновения и привлечения внимания локального и мирового сообщества. Наши студенты учатся одновременно быть художниками и гражданами — это необходимая основа для построения карьеры.
David Serkin Ludwig
декан Музыкального факультета
Сайт университета
The Royal Academy of Music
Местоположение | Лондон, Великобритания |
Стоимость | от 30 263 USD/год |
Язык обучения | английский |
Известные выпускники | Элтон Джон, Энни Леннокс, Саймон Рэттл |
Королевская академия музыки — старейшая консерватория в Британии, которая была основана в 1822 году. Но несмотря на свой преклонный возраст, она следует трендам: ее выпускники сияют на сцене, становятся известными композиторами и исполнителями популярной музыки.
Главное в академии — это индивидуальный подход к обучению студентов.Я выбрал этот вуз за невероятные возможности, которые он дает. Включая еженедельные личные занятия с такими композиторами, как Дэвид Сойер, Эдмунд Финнис и Гэри Карпентер.
цитата одного из студентов Королевской академии музыки
На страничке каждого факультета вы найдете преподавательский состав — мастеров своего дела, известных композиторов и музыкантов. Кроме стандартных направлений по отдельным музыкальным инструментам и теории, в академии есть также программа звукорежиссуры и аутентичного исполнительства. Последнее — особый стиль исполнения, в котором музыканты играют произведения так, как они звучали в прошлом на оригинальных инструментах.
Заявки на поступление подаются через сайт UCAS Conservatoires. Абитуриентов ждет обязательное прослушивание (можно отправить его в видео-формате) и собеседование.
Сайт университета
Conservatoire national supérieur de musique et de danse de Paris (CNSMDP)
Местоположение | Париж, Франция |
Стоимость | 800 USD/год |
Язык обучения | французский |
Известные выпускники | Гектор Берлиоз, Морис Равель, Пьер Булез и другие |
Парижская Высшая национальная консерватория музыки и танца известна во всем мире. Она занимает пятое место среди лучших вузов исполнительских искусств[1]. Университет предлагает только программы магистратуры и PhD. Для любой специальности, будь то вокал, музыкальные инструменты, педагогика или теория музыки, требуется предоставить портфолио и пройти творческое испытание из нескольких этапов. На звукорежиссера, например, необходимо сдать экзамен по физике и математике. Конкурс на поступление в консерваторию крайне высокий — зачисляют всего 3% абитуриентов [3]. Иностранцам дополнительно нужно предоставить сертификат DELF или DALF, в зависимости от требований конкретной программы.
Сайт университета
Музыкальное обучение, нейропластичность и познание
1. Перец И. Природа музыки с биологической точки зрения. Познание. 2006; 100:1–32. [PubMed] [Google Scholar]
2. Бэк Э. Нейронные сети музыки. Евр Дж Нейрол. 2002; 9: 449–456. [PubMed] [Google Scholar]
3. Elbert T, Pantev C, Wiendbruch C, Rockstroh B, Taub B. Увеличение коркового представительства пальцев левой руки у струнников. Наука. 1995; 270:305–307. [PubMed] [Академия Google]
4. Schlaug G, Jäncke L, Huang Y, Staiger J, Steinmetz H. Увеличение размера мозолистого тела у музыкантов. Нейропсихология. 1995; 33:1047–1055. [PubMed] [Google Scholar]
5. Amunts K, Schlaug G, Jäncke L, et al. Моторная кора и моторика рук: структурное соответствие в человеческий мозг. Hum Brain Map. 1997; 5: 206–215. [PubMed] [Google Scholar]
6. Пантев С., Остенвельд Р., Энгелиен А., Росс Б., Робертс Л., Хок М. Увеличение слуховой кортикальной репрезентации в музыканты. Природа. 1998;392:811–813. [PubMed] [Google Scholar]
7. Schlaug G, Lee L, Thangaraj V, et al. Макроструктурная адаптация мозжечка у музыканты. Соц Неврологии. 1998; 24:842–847. [Google Scholar]
8. Koelsch S, Schroger E, Tervaniemi M. Улучшенная слуховая обработка с предварительным вниманием в музыканты. НейроОтчет. 1999; 10:1309–1313. [PubMed] [Google Scholar]
9. Rüsseler J, Altenmüller E, Nager W, Kohlmetz C, Münte T. Потенциалы мозга, связанные с событием, для пропуска звука различаются в музыканты и не музыканты. Нейроски Летт. 2001; 308:33–36. [PubMed] [Академия Google]
10. Gaser C, Schlaug G. Структуры мозга у музыкантов и музыкантов различаются. не музыканты. Дж. Нейроски. 2003; 23:9240–9245. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Бенгтссон С., Надь З., Скаре С., Форсман Л., Форссберг Х., Уллен Ф. Обширные занятия игрой на фортепиано оказывают региональное специфическое влияние на развитие белого вещества. Нат Нейроски. 2005; 8: 1148–1150. [PubMed] [Google Scholar]
12. Musacchia G, Sams M, Skoe E, Kraus N. Музыканты улучшили подкорковые слуховые и аудиовизуальные обработка речи и музыки. Proc Natl Acad Sci U S A. 2007; 104:15894–15898. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Han Y, Yang H, Lv YT и др. Плотность серого вещества и целостность белого вещества у пианистов. головной мозг: комбинированное структурно-диффузионно-тензорное МРТ-исследование. Нейроски Летт. 2009; 459:3–6. [PubMed] [Google Scholar]
14. Herdener M, Esposito F, di Salle F, et al. Музыкальное обучение вызывает у человека функциональную пластичность гиппокамп. Дж. Нейроски. 2010;30:1377–1384. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Мюнте Т., Альтенмюллер Э., Янке Л. Мозг музыканта как модель нейропластичность. Нат Рев Нейроски. 2002; 3: 473–478. [PubMed] [Академия Google]
16. Раушер Ф., Шоу Г., Левин Л., Райт Э., Деннис В., Ньюкомб Р. Обучение музыке способствует долгосрочному улучшению дошкольного возраста. пространственно-временное мышление детей. Нейрол Рез. 1997; 19: 2–8. [PubMed] [Google Scholar]
17. Стэндли Дж., Хьюз Дж. Оценка музыкальной программы раннего вмешательства для улучшение навыков предварительного чтения/письма. Музыка Тер Перспектива. 1997; 15:79–85. [Google Scholar]
18. Коста-Джиоми Э. Влияние трехлетнего обучения игре на фортепиано на детей когнитивное развитие. J Res Музыкальное образование. 1999;47:198–212. [Google Scholar]
19. Грациано А., Петерсон М., Шоу Г. Расширенное изучение пропорциональной математики с помощью музыкальных упражнений и пространственно-временное мышление. Нейрол Рез. 1999; 21: 139–152. [PubMed] [Google Scholar]
20. Билхарц Т., Брюн Р., Олсон Дж. Влияние раннего обучения музыке на когнитивные способности ребенка. разработка. J Прикладная психология разработчиков. 1999; 20: 615–636. [Google Scholar]
21. Хетланд Л. Обучение музыке улучшает пространственное мышление. J Эстетическое образование. 2000;34:179–238. [Google Scholar]
22. Раушер Ф., Зупан М. Обучение клавиатуре в классе улучшает знания детей в детском саду. пространственно-временные характеристики: полевой эксперимент. Раннее детство Res Q. 2000; 15: 215–228. [Google Scholar]
23. Анвари С., Трейнор Л., Вудсайд Дж., Леви Б. Связь между музыкальными навыками, фонологической обработкой и ранним умение читать у детей дошкольного возраста. J Exp Детская психология. 2002; 83: 111–130. [PubMed] [Google Scholar]
24. Ho Y, Cheung M, Chan A. Обучение музыке улучшает вербальную, но не зрительную память: крест секционные и продольные исследования у детей. Нейропсихология. 2003;17:439–450. [PubMed] [Google Scholar]
25. Вон К. Музыка и математика: скромная поддержка часто заявляемого отношение. J Эстетическое образование. 2000; 34: 149–166. [Google Scholar]
26. Громко Ю. Влияние обучения музыке на фонематический слух в начинающие читатели. J Res Музыкальное образование. 2005; 53: 199–209. [Google Scholar]
27. Forgeard M, Winner E, Norton A, Schlaug G. Игра на музыкальном инструменте в детстве связана с расширенные вербальные способности и невербальное мышление. ПЛОС Один. 2008; 3:1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Пиро Дж., Ортис К. Влияние уроков игры на фортепиано на словарный запас и навыки последовательности действий учащихся начальных классов. Психологическая музыка. 2009; 37:1–23. [Google Scholar]
29. Копьес Р., Гэлли Н. В: Stevens C, Burnham D, McPherson G, Schubert E, Renwick J, editors. Взгляд музыкантов: пилотное исследование, сравнивающее параметры движения глаз у музыкантов и немузыкантов; ICMPC7. Материалы 7-й Международной музыкальной конференции Восприятие и познание; 2002 г., 17-21 июля; Сидней, Австралия. Аделаида: Causal Productions; 2002. стр. 683–686. [Google Академия]
30. Брандлер С., Раммсайер Т. Различия в умственных способностях музыкантов и не музыканты. Психологическая музыка. 2003; 31: 123–138. [Google Scholar]
31. Brochard R, Dufour A, Després O. Влияние музыкальных знаний на зрительно-пространственные способности: доказательства от времени реакции и ментальных образов. Познание мозга 2004; 54: 103–109. [PubMed] [Google Scholar]
32. Gruhn W, Litt F, Scherer A, Schumann T, Weib E, Gebhardt C. Подавление рефлекторного поведения: саккадические движения глаз в музыканты и не музыканты. Музыкальные Науки. 2006;10:19–32. [Google Scholar]
33. Родригес А., Герра Л., Лурейро М. Зрительное внимание у музыкантов и немузыкантов: сравнительный анализ. изучать; CIM07. Материалы 3-й Международной конференции по Междисциплинарное музыковедение; 2007 г., 15-19 августа; Таллинн, Эстония. Доступно по адресу: URL: http://www-gewi.uni-graz.at/cim07/index2.htm. [Google Scholar]
34. Пэтстон Л., Корбаллис М., Хогг С., Типпет Л. Пренебрежение музыкантами. Разделение линии пополам показывает противоположное предвзятость. Психологические науки. 2006;17:1029–1031. [PubMed] [Google Scholar]
35. Patston L, Hogg S, Tippett L. Внимание у музыкантов более двустороннее, чем у не музыканты. Латеральность. 2007; 12: 262–272. [PubMed] [Google Scholar]
36. Патстон Л., Кирк И., Рольф М., Корбаллис М., Типпетт Л. Необычная симметрия музыкантов: у музыкантов равносторонние межполушарная передача зрительной информации. Нейропсихология. 2007;45:2059–2065. [PubMed] [Google Scholar]
37. Stoesz B, Jakobson L, Kilgour A, Lewycky S. Преимущество локальной обработки у музыкантов: данные демонтажные и строительные работы. Восприятие музыки. 2007; 25: 153–165. [Google Академия]
38. Франклин М., Мур К., Ип С.И., Джонидес Дж., Рэттрей К., Мохер Дж. Влияние музыкальных тренировок на вербальную память. Психологическая музыка. 2008; 36: 353–365. [Google Scholar]
39. Якобсон Л., Левицки С., Килгур А., Стоес Б. Память на вербальный и визуальный материал у высокотренированных музыканты. Восприятие музыки. 2008; 26:41–55. [Google Scholar]
40. Chan AS, Ho YC, Cheung MC. Занятия музыкой улучшают словесную память. Природа. 1998; 396: 128–128. [PubMed] [Google Scholar]
41. Килгур А.Р., Джейкобсон Л.С., Кадди Л.Л. Музыкальная подготовка и темп изложения как медиатор текста и отзыв песни. Помн. 2000;28:700–710. [PubMed] [Академия Google]
42. Альтенмюллер Э.О. Сколько музыкальных центров в головном мозге? В: Zatorre RJ, Peretz I, редакторы. Биологические основы музыки. Нью-Йорк: Нью-Йоркская академия наук; 2001. стр. 273–280. [PubMed] [Google Scholar]
43. Currie J, Ramsden B, McArthur C, Maruff P. Валидация клинического теста саккадических движений глаз в оценка деменции. Арх Нейрол. 1991; 48: 644–648. [PubMed] [Google Scholar]
44. Sereno AB, Holzman PS. Антисаккады и плавные следящие движения глаз в шизофрения. Биол психиатрия. 1995;37:394–401. [PubMed] [Google Scholar]
45. Кинслер В., Карпентер RHS. Саккадические движения глаз при чтении музыки. Видение Рез. 1995; 35: 1447–1458. [PubMed] [Google Scholar]
46. Бискальди М., Фишер Б., Хартнегг К. Произвольный саккадический контроль при дислексии. Восприятие. 2000; 29: 509–521. [PubMed] [Google Scholar]
47. Tatler BW, Wade NJ. О нистагме, саккадах и фиксациях. Восприятие. 2003; 32: 167–184. [PubMed] [Google Scholar]
48. Kimmig H. Express-sakkaden beim menschen: die rolle der aufmerksamkeit in der vorbereitungsphase zielgerichteter blicksprünge. Фрайбург: Университет Фрайбурга; 1986. диссертация. [Google Scholar]
49. Биоданные . Multipsy 821: руководство пользователя. Франкфурт: биоданные; 1988. [Google Scholar]
50. Hausmann M, Ergun G, Yazgan Y, Güntürkün O. Половые различия в делении линии пополам как функция рука. Нейропсихология. 2002; 40: 235–240. [PubMed] [Google Scholar]
51. Oliveri M, Rausei V, Koch G, Torriero S, Turriziani P, Caltagirone C. Завышение числовых расстояний в левой части космос. Неврология. 2004;63:2139–2141. [PubMed] [Академия Google]
52. Виткин Х.А., Олтман П.К., Раскин Э., Карп С.А. Руководство по тестированию встроенных фигур. Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press; 1971. [Google Scholar]
53. Шкала интеллекта взрослых Векслера Д. Векслера. Третье издание: введение и руководство по подсчету очков. Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация; 1997. [Google Scholar]
54. Рей А. Клинический экзамен по психологии. Париж: Presse Universitaire de France; 1964. [Google Scholar]
55. Флаэрти М. Валидность тестов зрительно-пространственных навыков в кросс-культурных исследованиях. исследования. Ирландский J Psychol. 1997;18:404–412. [Google Scholar]
56. Флаэрти М. Память у глухих: межкультурное исследование на английском и Японский язык. Я Энн Глухая. 2000; 145: 237–244. [PubMed] [Google Scholar]
57. Maguire EA, Cipolotti L. Избирательное сохранение топографической памяти. J Neurol Нейрохирург Психиатрия. 1998; 65: 903–909. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
58. Меклингер А. О модульности памяти распознавания для формы объекта и пространственное положение: топографический анализ ERP. Нейропсихология. 1998;36:441–460. [PubMed] [Google Scholar]
59. Platel H, Price C, Baron J C, et al. Структурные компоненты музыкального восприятия: функциональные анатомическое исследование. Мозг. 1997; 120: 229–243. [PubMed] [Google Scholar]
60. Schmithorst VJ, Holland SK. Влияние музыкального обучения на обработку музыки: функциональная магнитно-резонансное исследование человека. Нейроски Летт. 2003; 348: 65–68. [PubMed] [Google Scholar]
61. Sluming V, Barrick T, Howard M, Cezayirli E, Mayes A, Roberts N. Морфометрия на основе вокселей показывает повышенную плотность серого вещества в Зона Брока у музыкантов мужского симфонического оркестра. НейроИзображение. 2002; 17: 1613–1622. [PubMed] [Академия Google]
62. Sluming V, Brooks J, Howard M, Downes JJ, Roberts N. Область Брока поддерживает улучшенное зрительно-пространственное познание в оркестровые музыканты. Дж. Нейроски. 2007; 27:3799–3806. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
63. Чан А.С., Квок И. Гонконгский тест на изучение списка. Гонконг, Китай: Китайский университет Гонконга, факультет Психология; 1999. [Google Scholar]
64. Schlaug G, Jäncke L, Huang Y, Steinmetz H. In vivo доказательства структурной асимметрии мозга у музыканты. Наука. 1995;267:699–701. [PubMed] [Google Scholar]
65. Delis DC, Kaplan E, Kramer J, Ober BA. Калифорнийский тест на вербальное обучение. Второе издание. США: Психологическая корпорация; 2000. [Google Scholar]
66. Патель А.Д. Язык, музыка, синтаксис и мозг. Нат Нейроски. 2003; 6: 674–681. [PubMed] [Google Scholar]
67. Schmidt M. Rey Тест слухового и вербального обучения: руководство. Лос-Анджелес, Калифорния: Western Psychological Services; 1996. [Google Scholar]
68. Ohnishi T, Matsuda H, Asada T, et al. Функциональная анатомия музыкального восприятия в музыканты. Кора головного мозга. 2001; 11: 754–760. [PubMed] [Академия Google]
69. Бевер Т.Г., Кьярелло Р.Дж. Церебральное доминирование у музыкантов и немузыкантов. Наука. 1974; 185: 537–539. [PubMed] [Google Scholar]
70. Hirshkowitz M, Earle J, Paley B. Альфа-асимметрия ЭЭГ у музыкантов и немузыкантов: исследование полушарная специализация. Нейропсихология. 1978; 16: 125–128. [PubMed] [Google Scholar]
71. Besson M, Faita F, Requin J. Мозговые волны, связанные с музыкальными несоответствиями, различаются для музыканты и не музыканты. Нейроски Летт. 1994; 168:101–105. [PubMed] [Академия Google]
72. Фудзиока Т., Росс Б., Какиги Р., Пантев С., Трейнор Л. Один год занятий музыкой влияет на развитие слухового корково-вызванные поля у детей раннего возраста. Мозг. 2006; 129: 2593–2598. [PubMed] [Google Scholar]
73. Шелленберг Э.Г., Перец И. Музыка, язык и познание: нерешенные вопросы. Тенденции Cogn Sci. 2007; 12:45–46. [PubMed] [Google Scholar]
74. Norton A, Winner E, Cronin K, Overy K, Lee DJ, Schlaug G. Существуют ли уже существующие нейронные, когнитивные или моторные маркеры для музыкальные способности. Познание мозга 2005;59: 124–134. [PubMed] [Google Scholar]
75. Hyde K, Lerch J, Norton A, et al. Музыкальное обучение формирует структуру мозга разработка. Дж. Нейроски. 2009;29:3019–3025. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
76. Maguire EA, Gadian DG, Johnsrude IS, et al. Связанные с навигацией структурные изменения в гиппокампе такси водители. Proc Natl Acad Sci USA. 2000;97:4398–4403. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Draganski B, Gaser C, Busch V, Schuierer G, Bogdahn U, May A. Нейропластичность: изменения в сером веществе, вызванные обучение. Природа. 2004; 427:311–312. [PubMed] [Академия Google]
78. Паскуаль-Леоне А., Вассерманн Э.М., Садато Н., Халлетт М. Роль чтения в модуляции моторной коры головного мозга. выводит на читающую руку в считывателях Брайля. Энн Нейрол. 1995; 38: 910–915. [PubMed] [Google Scholar]
79. Карни А., Мейер Г., Джеззард П., Адамс М.М., Тернер Р., Унгерлейдер Л.Г. Функциональные данные МРТ о пластичности моторной коры взрослых во время обучение двигательным навыкам. Природа. 1995; 377: 155–158. [PubMed] [Google Scholar]
80. Karni A, Meyer G, Rey-Hipolito C, et al. Приобретение квалифицированной двигательной активности: быстро и медленно обусловленные опытом изменения в первичной моторной коре. Proc Natl Acad Sci USA. 1998;95:861–868. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
81. Sims VK, Mayer RE. Предметная специфика пространственной экспертизы: случай видеоигры игроки. Прикладная когнитивная психология. 2002; 16: 97–115. [Google Scholar]
82. Карлсон С.М., Мельцофф А.М. Двуязычный опыт и исполнительное функционирование у молодых дети. Развивайте науку. 2008; 11: 282–298. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
83. Colzato L, Bajo MT, van den Wildenberg W, Paolieri D, Nieuwenhuis S, La Heij W. Как двуязычие улучшает исполнительный контроль? Сравнение активный и реактивный механизмы торможения. J Exp Psychol Learn. 2008; 34: 302–312. [PubMed] [Академия Google]
84. Белосток Э., Крейк Ф.И.М., Райан Дж. Исполнительный контроль в модифицированной задаче против саккад: эффекты старение и двуязычие. J Exp Psychol. 2006; 32:1341–1354. [PubMed] [Google Scholar]
10 способов, с помощью которых музыкальная тренировка повышает мощность мозга
Источник: E.O. Hoppe / Public Doman
Вы играли на музыкальном инструменте, когда росли? Вы продолжаете играть на инструменте сегодня? Нейробиологи продолжают находить доказательства того, что музыкальное обучение чрезвычайно полезно для развития мозга ребенка, способствуя улучшению когнитивных функций на протяжении всей его или ее жизни.
Как отец 7-летнего ребенка, я благодарен за то, что моей дочери посчастливилось получить доступ к музыкальному образованию и полюбить играть на фортепиано и скрипке.
К сожалению, сокращение бюджета отодвинуло занятия музыкой и искусством на второй план для большинства студентов нашей страны. Исследование, проведенное Министерством образования США, показало, что 75 процентов старшеклассников США «редко или никогда» не посещают внеклассные уроки музыки или искусства.
Сокращение бюджета, сокращающее количество музыкальных программ, может иметь неприятные последствия в долгосрочной перспективе. Музыкальное обучение закладывает нейронные каркасы, которые улучшают способность мозга устанавливать связи между различными областями мозга. Музыкальное обучение улучшает умственные способности по всем направлениям, а также развивает способность к творчеству и нестандартному мышлению.
Неслучайно Эйнштейн был выдающимся скрипачом и революционным физиком. Мать Альберта Эйнштейна была талантливой музыкантшей, которая сделала музыкальное самовыражение частью повседневной семейной жизни, когда ее дети росли.
Альберт Эйнштейн начал играть на скрипке, когда ему было 6 лет. К 13 годам он уже играл сонаты Моцарта. Эйнштейн однажды сказал: «Жизнь без музыки для меня немыслима. Я воплощаю свои мечты в музыку. Я вижу свою жизнь с точки зрения музыки… Больше всего радости в жизни я получаю от музыки».
Исследование, проведенное в октябре 2013 года, показало, что гениальность Альберта Эйнштейна может быть связана с тем фактом, что его полушария мозга были чрезвычайно хорошо связаны между собой. Способность одновременно использовать креативность правого полушария и логику левого полушария, возможно, была частью того, что сделало Эйнштейна невероятным гением.
Все больше и больше исследований связывают занятия музыкой с улучшением работы мозга и более высокими академическими достижениями. Игра на музыкальном инструменте регулярно задействует все четыре полушария вашего мозга на электрическом, химическом и архитектурном уровнях, что оптимизирует работу мозга.
Музыкальное обучение также улучшает внимание, снижает стресс и может быть противоядием от давления, которое дети испытывают, чтобы хорошо сдать стандартные тесты в рамках No Child Left Behind и Common Core Standards .
Источник: Pixabay / Public Domain
- Улучшает словесную память и грамотность у детей
- Младенцы, которые посещают уроки музыки, больше улыбаются и лучше общаются
- Способствует пластичности мозга на протяжении всей жизни
- Обученные музыканты обладают превосходными навыками мультисенсорной обработки
- Улучшает связь белого вещества
- Увеличивает приток крови к мозгу
- Улучшает исполнительную функцию
- Утолщает серое вещество коры
- Сокращает разрывы в успеваемости
- Управляет скоординированной нейропластичностью в стареющем мозге
Я составил список выше в хронологическом порядке. В последние годы было так много исследований на эту тему. Я хотел создать временную шкалу, показывающую эволюцию этих открытий за последние годы.
Прежде чем читать дальше, пожалуйста, найдите несколько минут, чтобы посмотреть это видео YouTube Нины Краус — профессора нейробиологии, физиологии и коммуникативных наук Хью Ноулза в Северо-Западном университете — описывающей мощные нейробиологические корни музыки, хранящиеся в самых глубоких областях нашего мозга. мозговой ствол.
Ниже представлен более подробный анализ 10 способов, с помощью которых занятия музыкой повышают умственные способности:
#1. Музыкальное обучение улучшает вербальную память и грамотность детей
В октябре 2011 года исследователи из Лаборатории слуховой неврологии Северо-Западного университета под руководством доктора Нины Краус проверили способность детей читать и распознавать слова в связи с музыкальным обучением.
В журнале Behavioral and Brain Functions опубликовано исследование «Подкорковая обработка речевых закономерностей предсказывает способности детей к чтению и музыке».
Исследователи обнаружили, что музыкальные способности связаны со способностями к чтению. Хороший результат теста на слуховую рабочую память был связан с лучшим чтением и ритмическим аспектом музыкальных способностей. В пресс-релизе д-р Краус объяснил это высказывание:
«И музыкальные способности, и грамотность коррелируют с усиленными электрическими сигналами в слуховом стволе мозга. Моделирование данных структурными уравнениями показало, что музыкальные навыки вместе с тем, как нервная система реагирует на закономерности слухового ввода и слуховой памяти/внимания, составляют примерно 40% разницы в способностях к чтению между детьми. Эти результаты подтверждают аргумент о том, что музыка и чтение связаны через общие нейронные и когнитивные механизмы, и предполагают механизм улучшения грамотности, наблюдаемый при музыкальном обучении».
#2. Младенцы, посещающие уроки музыки, больше улыбаются и лучше общаются
Исследование, проведенное в мае 2012 года Университетом Макмастера, показало, что очень раннее музыкальное обучение может принести пользу детям еще до того, как они научатся ходить или говорить. Младенцы, участвовавшие в интерактивных музыкальных занятиях, продемонстрировали лучшие коммуникативные навыки в раннем возрасте, например, указывая на предметы и махая рукой на прощание. Эти дети также больше улыбались, и их было легче успокоить.
Исследование, проведенное Лорел Трейнор и Дэвидом Джерри, показало, что годовалые дети, которые вместе с родителями посещали интерактивные музыкальные занятия, больше улыбались и лучше общались. Они также показали более ранние и более сложные реакции мозга на музыку.
Исследователи этого исследования пришли к выводу, что их результаты свидетельствуют о том, что мозг младенцев может быть особенно пластичным в отношении музыкального воздействия.
#3. Раннее музыкальное обучение приносит пользу пластичности мозга в более позднем возрасте
Исследование, проведенное в августе 2012 г. «Пожилые люди получают пользу от музыкальных занятий в раннем возрасте: биологические доказательства долгосрочной пластичности, обусловленной обучением», также проведенное Ниной Краус, показало, что пожилые люди У тех, кто получил музыкальное образование в детстве, но не практиковался на своем инструменте в течение десятилетий, все же был более быстрый отклик мозга на звук речи, чем у людей, которые никогда не играли на инструменте.
С возрастом в мозгу человека происходят изменения, ухудшающие слух. Пожилые люди обычно медленнее реагируют на звуки, которые быстро меняются, что может затруднить интерпретацию речи. Музыканты, которые продолжают играть на музыкальном инструменте на протяжении всей своей жизни, обычно компенсируют эти когнитивные нарушения.
Эти результаты показывают, что раннее музыкальное обучение оказывает долгосрочное положительное влияние на то, как мозг обрабатывает звуки.
#4. Обученные музыканты обладают превосходными навыками мультисенсорной обработки
Исследование, проведенное в ноябре 2013 года, показало, что обученные музыканты обладают превосходными навыками мультисенсорной обработки. Исследование, проведенное Джули Рой из Монреальского университета, показало, что музыканты обладают повышенной способностью интегрировать сенсорную информацию от слуха, осязания и зрения.
Чтобы проверить способность музыкантов различать различные сенсорные входы, Рой и ее коллеги использовали аудиотактильное задание, в котором участники слышали серию быстрых гудков и одновременно ощущали одиночную вибрацию на пальце.
Исследователи сказали участникам игнорировать звуковые сигналы и сообщать только о тактильной стимуляции пальца. В то время как музыканты постоянно сообщали, что чувствуют только одну вибрацию, немузыканты были «обмануты» и заставляли чувствовать больше вибраций в результате множества звуковых сигналов, которые они слышали. В пресс-релизе Рой описал исследование, сказав:
«Способность нервной системы интегрировать информацию от всех органов чувств — зрения, звука, осязания, обоняния, самодвижения и вкуса — имеет решающее значение для повседневной жизни». жизни, но еще более важно для некоторых конкретных занятий. Музыкальные способности высокого уровня требуют различных сенсорных и когнитивных способностей, развитых в течение многих лет обучения. Недавние исследования показали, что длительное музыкальное обучение улучшает способность мозга к адаптации, и формирует области мозга, связанные с аудиовизуальной обработкой».
Рой пришел к выводу, что музыканты лучше разбираются в мультисенсорной обработке. Исследование показывает, что хорошо обученные музыканты способны отделять или интегрировать информацию из ряда органов чувств с повышенной способностью различать и лучше фокусироваться.
#5. Ранние уроки музыки улучшают связь белого вещества
Исследование, опубликованное в журнале Journal of Neuroscience за февраль 2013 г., «Раннее музыкальное обучение и пластичность белого вещества мозолистого тела: свидетельство сенситивного периода», предполагает, что музыкальное обучение в раннем возрасте из семи оказывает значительное влияние на развитие человеческого мозга.
Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Университета Конкордия Вирджинии Пенхьюн в сотрудничестве с Робертом Дж. Заторре, показало, что чем моложе начинает музыкант, тем больше преимуществ связывает его мозг.
Исследователи обнаружили, что люди, которые начали заниматься музыкой в раннем возрасте, имели более сильные связи между двигательными областями. Сравнивая структуру мозга, музыканты, которые рано начали заниматься музыкой, показали увеличение белого вещества в мозолистом теле, пучке нервных волокон, соединяющем левую и правую двигательные области мозга.
Это исследование иллюстрирует актуальность недавнего открытия, что у Альберта Эйнштейна была необычайная связь белого вещества между полушариями мозга.
Это исследование предоставляет убедительные доказательства того, что период между шестью и восемью годами является очень «сенситивным периодом», когда музыкальное обучение, по-видимому, значительно влияет на развитие мозга и может привести к долгосрочным изменениям двигательных способностей и структуры мозга. В пресс-релизе говорится, что Penhune заключил:
«Обучение игре на инструменте требует координации между руками и визуальными или слуховыми стимулами. Игра на инструменте в возрасте до семи лет, вероятно, способствует нормальному созреванию связей между двигательными и сенсорными областями мозга». создание основы, на которой может строиться постоянное обучение».
#6. Музыкальное обучение увеличивает приток крови к мозгу
Исследование, проведенное в мае 2014 года, показало, что кратковременное музыкальное обучение может увеличить приток крови к левому полушарию мозга. Исследование было проведено студенткой бакалавриата Эми Спрей и доктором Г. Мейером с факультета психологических наук Ливерпульского университета.
Исследователи полагают, что полученные ими данные свидетельствуют о том, что области, отвечающие за музыку и язык, имеют общие проводящие пути в мозге. В пресс-релизе Спрей объяснил результаты:
«Было восхитительно видеть, что сходство в сигнатурах кровотока может быть достигнуто всего через полчаса простого музыкального обучения. Это говорит о том, что коррелированные мозговые паттерны были результатом использования областей, которые, как считается, участвуют в обработке речи. … Следовательно, мы можем предположить, что музыкальное обучение приводит к быстрому изменению когнитивных механизмов, используемых для восприятия музыки, и эти общие механизмы обычно используются для языка».
#7. Музыкальное обучение улучшает исполнительную функцию
Исследование, проведенное в июне 2014 г. Детской больницей Бостона, «Поведенческие и нейронные корреляты исполнительной функции у музыкантов и немузыкантов», обнаружило возможную биологическую связь между ранним музыкальным обучением и улучшением исполнительной функции как у детей, так и у детей. Взрослые.
Исполнительные функции — это когнитивные процессы высокого уровня, которые позволяют нам быстро обрабатывать и сохранять информацию, регулировать наше поведение, делать правильный выбор, решать проблемы, планировать и приспосабливаться к изменяющимся умственным потребностям.
Это одно из первых исследований, в котором изучалось влияние музыкальных занятий на исполнительные функции. Старший исследователь Надин Гааб, доктор философии, из Лаборатории когнитивной неврологии в Boston Children’s заявила в пресс-релизе,
: «Поскольку исполнительные функции являются сильным предиктором академических достижений, даже больше, чем IQ, мы считаем, что наши результаты имеют большое значение для образования. , В то время как многие школы сокращают музыкальные программы и тратят все больше и больше времени на подготовку к экзаменам, наши результаты показывают, что музыкальное обучение действительно может помочь подготовить детей к лучшему академическому будущему».
#8. Музыкальное обучение утолщает серое вещество коры головного мозга
Исследование, проведенное в декабре 2014 года Университетом Вермонта, показало, что музыкальное обучение может также помочь детям сосредоточить свое внимание, контролировать свои эмоции и уменьшить беспокойство, увеличивая объем серого вещества коры.
В журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии было опубликовано исследование «Созревание толщины коры головного мозга и продолжительность занятий музыкой: мероприятия по укреплению здоровья формируют развитие мозга».0192 .
Джеймс Хадзиак, доктор медицинских наук, профессор психиатрии и директор Вермонтского центра для детей, молодежи и семей, и его коллеги, включая доктора философии Мэтью Олбо и аспиранта-исследователя Эйлин Крехан, называют свое исследование «крупнейшим исследованием связь между игрой на музыкальном инструменте и развитием мозга».
По мере взросления детей толщина коры — внешнего слоя мозга — изменяется. В предыдущем анализе данных МРТ Хадзиак и его команда обнаружили, что утолщение или истончение в определенных областях коры головного мозга коррелирует с возникновением тревоги и депрессии, проблем с вниманием, агрессией и проблемами с контролем поведения. В этом исследовании Хадзяк и его коллеги хотели выяснить, повлияет ли музыкальная подготовка на эти показатели в коре головного мозга.
Как и ожидалось, Худзиак обнаружил на МРТ доказательства того, что музыкальное обучение изменило двигательные области мозга, потому что деятельность требует контроля и координации движений, необходимых для игры на инструменте.
Интересно, что эти изменения также влияют на области мозга, регулирующие поведение. Музыкальный фон ребенка, по-видимому, коррелирует с толщиной коры в областях мозга, которые играют решающую роль в тормозном контроле, а также в аспектах обработки эмоций.
В пресс-релизе авторы заключают: «Такие статистические данные, взятые в контексте наших нынешних результатов нейровизуализации, подчеркивают жизненно важную важность поиска новых и инновационных способов сделать обучение музыке более доступным для молодежи, начиная с детства».
#9. Музыкальное обучение может сократить разрыв в успеваемости
В отчете Американской психологической ассоциации (APA) за август 2014 г. говорится, что обучение игре на музыкальном инструменте или пению может помочь детям из неблагополучных семей укрепить свои навыки чтения и языка и может снизить успеваемость пробелы.
Находки касались сотен детей, участвовавших в программах музыкального обучения в государственных школах Чикаго и Лос-Анджелеса. Позитивная роль, которую музыкальное образование может сыграть для молодежи, живущей в бедных районах, была представлена Ниной Краус на 122-м ежегодном съезде АПА.
Исследования Крауса пришли к выводу, что музыкальное обучение улучшает способность детской нервной системы обрабатывать звуки в напряженной или хаотичной среде, например, в классе или на игровой площадке. После двух лет музыкального обучения нейронные реакции на звук были более быстрыми и точными у студентов, имевших музыкальное образование, чем на других дополнительных занятиях.
Улучшение нейронных функций, вызванное музыкальным обучением, может привести к улучшению памяти и концентрации внимания, что поможет детям оставаться сосредоточенными в классе и улучшить свои коммуникативные навыки.
Краус отмечает, что традиционно исследования влияния музыкального образования в основном проводились на учащихся музыкальных школ со средним и высоким доходом, посещающих частные уроки музыки. В пресс-релизе Краус заключил:
«Исследования показали, что существуют различия в мозге детей, выросших в бедной среде, которые влияют на их способность к обучению. обнаруживают, что музыкальное обучение может изменить нервную систему, чтобы сделать ученика лучше и помочь компенсировать этот академический пробел».
#10. Музыкальное обучение управляет нейропластичностью в стареющем мозге
В феврале 2015 года в Journal of Neuroscience было опубликовано исследование «Музыкальное обучение координирует нейропластичность в слуховом стволе и коре для противодействия возрастному снижению категориального восприятия гласных».
Исследование, проведенное Исследовательским институтом Ротмана (RRI) при Baycrest Health Sciences в Канаде, показало, что пожилые люди, которые в юности обучались музыке, на 20% быстрее определяли звуки речи, чем их сверстники, не занимающиеся музыкой. тесты
Гэвин Бидельман, руководивший исследованием в качестве постдокторанта в RRI, в пресс-релизе заключил: «Музыкальная деятельность является увлекательной формой когнитивной тренировки мозга, и теперь мы видим убедительные доказательства пластичности мозга благодаря музыкальным тренировкам, а не только в более молодых мозгах, но и в более старых мозгах тоже».
Вывод: музыкальное обучение может улучшить работу мозга на протяжении всей жизни
Появляется все больше доказательств того, что музыкальное обучение повышает мощность мозга и когнитивные функции у детей и взрослых. Нейронные улучшения, которые достигаются благодаря музыкальному обучению в раннем возрасте, сохраняются на протяжении всей жизни и даже в пожилом возрасте.