Мышечный панцирь вильгельм райх – Мышечный панцирь по Вильгельму Райху

Вегетотерапия Райха — характерологический анализ

Вегетотерапия В. Райха – это первое и основное направление в телесно-ориентированной психотерапии, в которой психологические проблемы клиента рассматриваются в связи с особенностями функционирования его организма и решаются посредством воздействия на тело.

Личность и биография Вильгельма Райха

Кроме вегетотерапии В. Райха к телесно-ориентированной терапии относится биоэнергетический подход А. Лоуэна (ученик Райха) и биосинтез Д. Боаделлы.

В. Райх

Вильгельм Райх (1897-1957) – выдающаяся личность, он прожил необычайно яркую жизнь, был не просто психологом, а тем великим ученым, который стремится объединить все знания о человеке, чтобы помочь ему стать счастливым.

В. Райх в 50-х года ХХ века создал аппарат под названием «оргонный аккумулятор». Прибор этот мог стать панацеей от всех болезней, в частности, Райху удавалось, применяя аппарат, избавлять клиентов от онкологических заболеваний, эпилепсии, астмы.

За изобретение этого самого аппарата психолог и поплатился жизнью: был арестован и вскоре, в возрасте шестидесяти лет умер в тюрьме от сердечного приступа. Правительству США (в этой стране в конце жизни находился психолог) не понравился «слишком умный ученый».

Сначала Райх просто не получил лицензию на производство аппарата, но продолжил свою работу (хотя власти ему запретили), а уже после ареста «непослушного» ученого все, уже созданные оргонные аккумуляторы, а также чертежи к ним, материалы, публикации, записи ученого, хоть каким-то образом относящиеся к изобретению, были уничтожены.

Но это было в конце жизни психолога. А родился Вильгельм в еврейской семье в с. Добряничи (сегодня это территория Украины, а в 1987 г. Австро-Венгрии). Его отец воспитывал детей в немецких традициях (в семье все говорили только по-немецки) и приобщал к западной культуре.

Вильгельм обожал свою мать и боялся отца. Когда ему было 14 лет, он застал мать вместе с любовником (своим домашним учителем) и рассказал все отцу. На следующий деть мать покончила жизнь самоубийством, отец не смог прожить без нее долго, искал смерти и умер через несколько лет. Еще через какое-то время умер и брат Вильгельма.

В возрасте 17 лет Райх остался совсем один, всю оставшуюся жизнь он пытался, но по видимому, так и не смог простить себе смерть любимой матери.

После была служба в армии во время Первой мировой войны и переезд в Вену. Там Райх познакомился со своей первой женой, поступил в медицинскую школу Венского университета и заинтересовался модным тогда психоанализом. В результате Райх становится членом Венского психоаналитического сообщества и начинает психоаналитическую практику.

В Вене в 1922 году случилась судьбоносная встреча, определившая весь творческий путь В. Райха. Он познакомился и стал

клиническим ассистентом самого З. Фрейда!

В. Райх – ученик Фрейда, неофрейдист. Как многие другие соратники Фрейда спустя какое-то время, он обособляется от учителя, создает собственное направление в психологии.

Райх разошелся с Фрейдом во взглядах и понимании психической природы человека, а еще два великих ученых не нашли общий язык потому, что Райх был бунтарем по натуре и, к тому же, рьяным марксистом.

Далее были десятилетия упорного труда на фоне разворачивавшихся страшных событий в мировой истории. Ни на кого не похожий, революционер и новатор, опережавший не только свое, но и даже наше, сегодняшнее время, В. Райх не нравился никому.

Райх еще два раза женился, жил в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и США, но нигде и ни у кого не встретил должного понимания и поддержки. Он не нравился ни фашистам, ни коммунистам, и даже в Америке, которую представлял самой свободной страной, он оказался под запретом.

Уничтожив изобретателя и главное его изобретение, властям США все же не удалось уничтожить новое течение в психологии – вегетотерапию.

Но и в наши дни вегетотерапию В. Райха называют псевдонаукой, а самого ученого не воспринимают всерьез. Официальная наука критикует Райха в основном из-за того, что его теория не подтверждается общепризнанными научными методами, и, что еще более важно, противоречит известным законам физики! Естественно, намного легче назвать теорию Райха лженаукой, нежели пересмотреть базовые законы физики.

Оргонный аккумулятор (Камера Райха)

Мышечный панцирь

Наблюдая за пациентами доктора Фрейда, а после и за своими собственными клиентами, В. Райх заметил, что у людей со схожими психологическими пробелами, схожий характер, и что наиболее важно, есть физическое сходство. Фрейд анализировал симптомы, с которыми приходили к нему пациенты, Райх – характер человека в целом.

Это наблюдение подтолкнуло психолога к базовой идее его теории –

характер человека связан со строением его тела.

Характер по В. Райху это не только совокупность привычных установок, отношений, паттернов поведения, идей и ценностей человека, но и его привычные позы, жесты, движения и строение тела.

Все внутренние негоразды и подавленные эмоции выражаются и отражаются в телесных проявлениях, главным образом в мышечных зажимах, то есть в местах постоянного напряжения мышц.

Хронические мышечные зажимы в разных частях тела в совокупности складываются в то, что Райх называл характерологическим мышечным панцирем человека.

Мышечный панцирь – «броня» человека от внешнего мира, он защищает, но в тоже время мешает быть собой и наслаждаться жизнью. Там где зажаты мышцы, там же зажаты и чувства, мысли, инстинкты.

Мышечный зажим – это состояние хронического напряжения группы мышц, ответственных за выражение эмоций.

Когда подавляются эмоции (а они подавляются часто, так как прямо выражать себя зачастую нельзя в цивилизованном обществе), возникает сильное нервное напряжение, сковывающее мышцы тела. Они становятся ригидными и в итоге так и остаются зажатыми на долгие годы.

Как и З. Фрейд, В. Райх придавал большое значение сексуальности. Но, в отличие от Фрейда, он считал, что общество виновато в том, что человек вынужден страдать из-за разрыва между моралью и инстинктивными порывами. Райх полагал, что в основе любого невроза лежит сексуальная неудовлетворенность, обусловленная табуированием темы секса.

Характерологический мышечный панцирь нарастает еще в детве. Он есть у каждого. Рождаясь свободным, готовым к любви и творчеству, человек все жестче и жестче «затягивается ремнями» морали, науки, религии. Креативный и любознательный ребенок учится реагировать одинаково, стандартно, типично, культурно, самое главное – учится скрывать себя, не выделяться, быть как все.

Райх выделял три главных табуированных в обществе и оттого подаваемых сознанием психических явления:

  • гнев,
  • страх и его производная – тревожность,
  • сексуальное возбуждение.

Эти естественные, но «неприличные» порывы блокируются не только сознанием, но и телом. Если человек постоянно скрывает одно и то же чувство, у него формируется мышечный зажим, сначала один, а потом по всему телу.

Семь сегментов мышечного панциря

Взрослый человек оказывается зажат в «клетке» своего тела и что самое плохое принимает это как норму. Реагируют люди на телесные проблемы только тогда, когда они переходят в разряд серьезных заболеваний, а если осанка деформирована, плечи постоянно напряжены и приподняты или стал образовываться горбик на спине – ничего страшного.

Чтобы человек стал свободным и открытым, вернул себе способность наслаждаться жизнью, он должен совершить психологический рост.

Психологический рост Райх понимал как процесс постепенного распускания семи сегментов физического панциря.

Защитные сегменты мышечного панциря:

  1. Глазной. Включает мышцы глаз и лба. Глаза смотрят, словно в никуда, в одну точку, сквозь, лоб часто неподвижен. Наличие зажима мышц глаз выражается в проблемах со зрением. Этот сегмент панциря образуется, когда человек не хочет видеть всего происходящего вокруг, боится взглянуть в будущее или прошлое. Подавляемая эмоция – страх.
  2. Оральный. Рот, подбородок, горло, затылок. Челюсти постоянно сжаты или расслаблены (рот приоткрыт). Этот сегмент удерживает те эмоции, которые провоцируют плач, крик, кусание, сосание, гримасничанье, главным образом это эмоции гнева и сексуального возбуждения.
  3. Шейный. Ригидность мышц шеи и языка. Подавляется гнев и его выражения: крик, вопль, плач, рвотный рефлекс. Зажатый шейный сегмент не позволяет человеку высказываться, выражать себя.
  4. Грудной. Плечи, лопатки, грудная клетка, руки и кисти рук. Этот сегмент уникален тем, что здесь сдерживаются все эмоции. Сдерживается дыхание, а дыхание – это жизнь. Подавляющее большинство людей даже не замечают, как часто они не дышат или дышат очень поверхностно. В груди блокируются как смех и страсть, так гнев, страх и печаль.
  5. Диафрагмальный. Диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Удерживается сильный гнев.
  6. Брюшной. Мышцы живота и спины. Основная подавляемая эмоция – страх. Если зажаты боковые мышцы, подавлена злость и неприязнь, отсюда боязнь щекотки.
  7. Тазовый. Мышцы таза и ноги. Подавление гнева и, главным образом, сексуальной энергии (возбуждения, чувства сексуального удовольствия и удовлетворения).

Разрушение панциря и достижение нормального, свободного функционирования организма и психики должно происходить сверху вниз: от глаз к тазу.

По мере освобождения от панциря, высвобождается масса жизненной, вегетативной энергии. Эту энергию Райх называл оргонной.

Оргонная энергия

Оргонную энергию Райх изучал в своей лаборатории при созданном им институте Оргона (Нью-Йорк) в 40-50-х годах, хотя к этой идее пришел еще в 30-х ХХ века.

Оргонная энергия – это универсальная энергия жизни, вегетативная, биопсихичсекая энергия, основной компонент которой составляет сексуальная энергия (то, что Фред обозначал как «либидо»).

Райх пришел к выводу, что оргонная энергия циркулирует внутри человеческого организма от макушки до пяток и обратно, а также по периферии тела. Но свободно передвигаться она может лишь тогда, когда нет никаких мышечных зажимов, иначе происходит блокирование жизненных сил. Физическая ригидность – прямое следствие подавления эмоций. Напряжение мышц тела – это «смирительная рубашка» личности.

Верным признаком того, что мышечный панцирь сковывает человека, становится неспособность испытывать оргазм всем телом. Именно так, полностью всем своим существом, по мнению Райха, человек должен испытывать оздоравливающий и придающий сил оргазм, а не только ощущать его в районе гениталий, как это происходит обычно.

Свободный человек это, грубо говоря, человек без характера. У него нет стереотипных движений, шаблонных способов реагирования, нет таких «изюминок» характера как беспомощность, стремление к одиночеству, стеснительность, тревожность, неестественные страхи, боязнь ответственности, потребность в авторитете, мистические стремления, агрессивность, импульсивность, уступчивость, сексуальные извращения и прочее.

Самое главное, что обнаружил Райх, и что подтолкнуло его к созданию оргонного аккумулятора, это открытие, что энергия, которая является движущей силой жизни, находится не только внутри, но и снаружи. Она везде: в микроорганизмах, растениях, животных, человеке, атмосфере, в космосе и в вакууме! Она создает электромагнитное излучение в синем спектре цвета.

Свечение оргоной энергии в вакууме

В некоторых местах концентрация оргона особенно высока.  В частности, в сооружениях пирамидальной формы, а также в форме полусферы и луковицы. Неудивительно, что все культовые и сакральные сооружения имеют такую форму, как то египетские пирамиды, буддийские пагоды, православные церкви, мечети мусульман.

Райх хотел аккумулировать энергию оргона извне и направлять внутрь человеческого организма, для «подзарядки» и оздоровления. И у него это получалось! Но сам факт существования энергии, названной ученым оргонной, опровергал базовые законы физики.

Райх излечивал людей от многих болезней и говорил, что посредством аккумуляции оргона возможно существенно продлить человеческую жизнь.

Когда общественности стало известно изобретение Райха, одни стали признавать его гением, а оргонный аккумулятор – важнейшим открытием в истории медицины, не применять который было бы преступлением против человечества, а другие смеяться, объясняя целительные способности аппарата лишь эффектом плацебо.

Ну а закончилась эта история, как уже говорилось, смертью ученого и уничтожением всего, что бы было связано с оргонным аккумулятором.

К сожалению Райх умер до того как первый человек отправился в Космос и задолго до того, как астронавты стали возвращаться с фотографиями Земли, окруженной атмосферой, которая светится синим сиянием оргонной энергии.

Райх считал, что галактики созданы и приведены в движение оргоном. То, что ученые называют «темной материей Вселенной» является темно-синим светящимся ореолом галактик. В доказательство реальности энергии оргона Райх даже разработал метод запуска небольших летательных аппаратов с двигателями, работающими только на этой вездесущей, бесконечной, абсолютно доступной и бесплатной энергии жизни.

Наверное, психолог, который был одновременно и медиком, и физиком, и космологом сделал бы еще массу открытий, но был не угоден властьимущим и, как и многие гениальные ученые, опередил свое время по-видимому даже не на годы, а на века.

У Райха есть продолжатели, но их деятельность ангажированное научное сообщество не признает всерьез, результаты современных исследований оргона не публикуются в научных журналах, а относятся к разряду научной фантастики и лженауки.

Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь

Возвращаясь к вегетотерапии, первое и главное, что нужно обозначить, это ее цель – разрушение мышечного панциря и достижение нормального функционирования человеческого организма, в результате чего и будет разрешена та психологическая проблема, с которой обратился клиент к терапевту.

Техники вегетотерапии:

  • дыхательные,
  • массажные,
  • психоаналитические.

Телесно-ориентированный психотерапевт замечает проблемы клиента, еще даже не вступая с ним во взаимодействие. Не все, но многие телесные зажимы, наблюдаемы невооруженным взглядом. Уже по тому, как клиент зашел в кабинет и как сел на кресло, можно многое о нем рассказать.

Терапевт воздействует на зажатые мышцы: сильно сдавливает, сжимает, скручивает, пощипывает и так далее, то есть делает своеобразный глубокий массаж. Чтобы проработать внутренние мышцы, недоступные непосредственному воздействию, клиента просят кричать, произносить определенные звуки, плакать, кусать, рычать, имитировать рвоту, что-то бить, рвать, душить и так далее.

Многие клиенты не понимают и не замечают своих зажимов. В таких случаях терапевт старается довести их до абсурда, чтобы сделать заметными. Если клиент нервно дергает ногой, его просят дергать ею сильнее, интенсивнее, размашистее. И в итоге появляется осознание: эти движения похожи на избиение ногами, а, значит, за зажимом скрывается сильная агрессия и злоба.

Когда мышцы удается расслабить, происходит высвобождение оргонной энергии и человек начинает эмоционально реагировать, многое осознает и очень часто вспоминает значимые, но давно забытые события из жизни.

В этот момент важны методы психоанализа. Терапевт беседует с клиентом, помогает ему разобраться в возникших чувствах, желаниях и воспоминаниях. По мере разблокировки сегментов мышечного панциря (от глаз к тазу), вспоминаются главным образом травмирующие, негативные или ограничивающие свободу быть собой события из детства, а когда мышечный панцирь полностью сброшен, люди вспоминают себя совсем маленькими и при этом абсолютно счастливыми и ощущающими глубину единства со всем миром.

Родители не могут ни воспитывать и ни обучать детей, не могут не говорить: «Тихо! Не кричи!», «Не плачь! Что скажут люди?», «Не бесись! Ты меня позоришь!» и так далее. Без этого нет социализации, но приобщаясь к обществу, человек все дальше отдаляется от себя, от совей природы и предназначения.

Особая техника вегетотерапии – глубокое дыхание. Именно посредством дыхания человек получает оргонную энергию из атмосферы. Правильное дыхание – альтернатива массажной проработки мышечных зажимов.

«Продув» тело глубоким дыханием, можно избавить его от мышечного панциря и открыть путь для свободного тока оргонной энергии внутри организма.

Обычно вегетотерапевт сочетает все методы и техники для достижения лучшего результата. Естественно, что огромную роль играет также желание клиента понять, познать, помочь себе оздоровиться, то есть самостоятельная работа.

После прохождения курса вегетотерапии жизнь людей меняется в лучшую сторону кардинальным образом:

  • приходит осознанность, человек лучше понимает себя, начинает «дружить» с головой, сердцем и телом,
  • избавляется от физических и психических проблем и недугов,
  • меняется мировосприятие и мировоззрение, стиль и образ жизни,
  • появляется стремление к свободе и творческой самореализации,
  • на смену жесткому контролю приходит способность к саморегуляции,
  • появляется глубокое, чувственное проживание жизни, оптимизм, искренность и открытость,
  • появляется способность испытывать полноценный и удовлетворяющий оргазм,
  • люди отправляются на поиски дела по душе или трудятся намного продуктивнее, если и без того работают на любимой работе,
  • перестают заниматься беспорядочным сексом и сексом с нелюбимым человеком,
  • приходят к пониманию природы истинной любви и ценности продолжительных, полноценных отношений с любимым человеком.

Вегетативная терапия Райха особенно эффективна при лечении неврозов, посттравматических расстройств, стрессов, депрессии, психосоматических заболеваний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Техника «Распускание панцирей» Вильгельма Райха

Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. 

Вильгельм Райх полагал, что каждое характерное отношение человека к чему бы то ни было имеет соответствующую ему физическую позу. Характер человека проявляется в его теле в виде мышечной ригидности или даже мускульного панциря.

Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным. Раскрепощённое тело позволяет как бы сбрасывать в окружающую среду лишнее эмоциональное напряжение. Проявление эмоций в движениях позволяет управлять как первыми, так и вторыми. Эмоции становятся более контролируемыми. Движения обретают выразительность и элегантность. 

Основным эффектом освоения данной техники таким образом является образование прочной связи между внутренним и внешним состоянием. 

На каждое из мини-упражнений должна отводиться примерно минута. В целом на технику отводится 30 минут. 

Можно использовать как в программе группового психологического тренинга, индивидуального тренинга. Можно осваивать самостоятельно. 

Технику полезно использовать в программах развития самовыражения, в том числе актёрского мастерства, тренингах личностного роста, тренингах эмоциональной саморегуляции, в разного рода имиджевых тренингах. 

Рекомендуется использовать технику только взрослым людям, достигшим восемнадцати лет.

Развивает: Качества. Уверенность. Раскрепощённость. Элегантность

Описание техники

Техника включает в себя 30 мини-упражнений, на каждое из которых отводится минута. Не следует торопиться или наоборот затягивать выполнение каждого упражнения. Следует стремиться к тому, чтобы укладываться ровно в тридцать минут. Уверенное чередование упражнений является залогом хорошего освоения техники так называемого распускания мышечных панцирей, то есть снятия зажатостей. 

Мы будем работать с мышечными панцирями в семи областях: 

1. В области глаз. Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах, которые смотрят как бы из-за карнавальной маски. Глаза могут быть наоборот чересчур подвижными, «бегающими». Глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций. 

2. В области рта. Этот панцирь состоит из мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, гримасничания, радости, удивления. 

3. В области шеи. Этот сегмент включает мышцы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач, страстность, томность, азарт. 

4. В области груди. Данный защитный панцирь состоит из широких мышц груди, плечей, лопаток, а также грудную клетку и руки с кистями. Панцирь сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди.

5. В области диафрагмы. Включает диафрагму, солнечное сплетение, различные органы брюшной полости, мышцы нижних позвонков. Этот панцирь удерживает в основном сильный гнев и вообще волнение. 

6. В области живота. Этот панцирь включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом неожиданного нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. 

7. В области таза. Седьмой панцирь включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, как бы торчит. Ягодичные мышцы напряжены вплоть до болезненности. Таз «мёртвый» и не сексуальный. Тазовый панцирь подавляет возбуждение, гнев, удовольствия, кокетство. 

Перед упражнениями желательно переодеться в лёгкую, не стесняющую движения, одежду. Или хотя бы снять лишнее: пиджак, галстук, туфли и т.п. Для выполнения некоторых упражнений понадобится лежать. 

Если возникают какие-то неприятные ощущения, то прекратите на несколько секунд выполнение упражнения, после чего продолжайте. Во время каждого упражнения можно делать несколько таких пауз.

Упражнения 

1. Сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений». 

Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить. 

ГЛАЗА 

2. Откройте глаза как можно шире. 

3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. 

4. Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой. 

5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя. 

РОТ 

6. Изобразите сильный плач. 

7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы. 

8. Изобразите шамкающий рот: втяните губы внутрь, как-будто у вас нет зубов. Прочтите шамкающим ртом какое-нибудь стихотворение. 

9. Чередуя, изображайте сосание, улыбку, кусание и отвращение.

ШЕЯ 

10. Изобразите рвотные движения. Старайтесь и не стесняйтесь. 

11. Покричите как можно громче. Если кричать категорически нельзя, то пошипите как змея. 

12. Сядьте на корточки. Высуньте как можно дальше язык. 

13. Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как-будто нитка. Повторите несколько раз. 

ГРУДЬ 

14. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка. 

15. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д. 

16. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите. 

17. Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами, руками. Старайтесь, чтобы танец был страстный и сексуальный. 

 

ДИАФРАГМА 

18. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды — резкий выдох, четыре пятых — плавный вдох. 

19. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику. 

20. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите. 

21. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову. 

ЖИВОТ 

22. Делая удары животом, бейте им разные объекты вокруг себя. 

23. Заложите руки за голову. Своими боками продолжайте бить объекты вокруг себя. 

24. Попросите кого-нибудь подержать вас за талию. Откиньтесь назад насколько это можно. Если делаете упражнение в одиночку, просто положите руки на пояс и прогнитесь назад. 

25. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья. 

ТАЗ 

bagullnik.livejournal.com

Вильгельм Райх

Основные положения вегетотерапии Вильгельма Райха

Вильгельма Райха можно считать пионером феноменологического подхо­да в телесно-ориентированной психотерапии (как, впро­чем, и во  всей телесно-ориентированной психотерапии). В качестве основного принципа своего подхода он посту­лировал работу не с заявленной клиентом (в его термино­логии — пациентом) проблемой, а с состоянием опреде­ленной зоны в теле, являющейся материальным субстра­том этой проблемы.

Мы с вами помним, что, по идее Райха, оргонная энергия в норме беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, пе­рераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям. Но ее нормальное движение осложняется тем, что в нашем теле существует три биологических возбуждения, проявления которых являются нежелательными с точки зре­ния социума и потому всеми возможными способами блоки­руются. Начиная с раннего детства, под воздействием роди­телей и прочих значимых взрослых человек привыкает к тому, что эти три возбуждения — гнев (и его вариации — ярость, раздражение, агрессию и пр.), тревожность (страх, испуг, ужас и т. д.) и сексуальное возбуждение необходимо всячески сдерживать,  не  позволяя им проявляться.

И приучают каждого человека к этому — как ни грустно — его собственные родители. Делается это просто. Представь­ те себе маленького ребенка, в первый раз в жизни — о ужас! — замахнувшегося на маму. С кем не бывает? Но если мама при этом превращается в разъяренную фурию, кри­чит на провинившегося агрессора, бьет его или иначе на­казывает, ребенок точно понимает только одно: когда я ТАК делаю, мама меня НЕ ЛЮБИТ. А что для крохотного чело­вечка может быть страшнее? А если это повторяется еще и еще раз? У ребенка не остается иного выхода, кроме как научиться больше никогда ЭТОГО не делать. И тело начи­нает ему помогать, потому что для маленького тельца страх

потери материнской любви практически равнозначен стра­ху смерти. Помощь организуется единственно возможным для тела в этой ситуации способом — напряжением мышц, способных удержать руку от крамольного действия. Ведь способности к произвольному контролю собственных действий в этом возрасте еще нет и быть не может. И в следующий раз, когда у ребенка возникнет соответству­ющее желание, напряженные мышцы помешают ему вскинуть руку… Проходит много лет, иногда уже и мамы в живых нет, а мышцы продолжают пребывать в постоян­ном напряжении, мешающем человеку замахнуться для удара. Даже в ситуации, когда без этого не обойтись. Даже когда требуется всего-навсего  совершить подачу сверху  в волейболе или бадминтоне. Более того — под запретом оказывается не только само действие, но и чувство, его вызвавшее…

Еще Чарльзом Дарвином была высказана идея, что наши эмоции и движения, их выражающие, находятся в нераз­рывной связи. Если меняется эмоция, немедленно меняет ся и внешняя форма ее проявления; если же меняется внеш­ нее выражение, это неизбежно влечет за собой изменение самой эмоции. Правда, в совершенно чистом виде это су­ществует только у маленьких детей, у которых еще между чувством и его выражением не вмешалось слово. И тогда получается совсем уж мрачная картина: запрет, наложенный на некое выразительное действие, автоматически ока­зывается наложенным и на соответствующую эмоцию, и наоборот. Выходит, что нельзя не только некие чувства про­ являть, но даже их испытывать! Правда, они все равно, ес­тественно, возникают, и ребенок — а впоследствии, разу­меется, и выросший из ребенка взрослый человек — ока­зывается вынужден тратить энергию не только на то, чтобы удерживаться от каких-то внешних проявлений, но на то, чтобы заставлять себя не чувствовать то, что он на самом деле чувствует.

В результате всего этого в теле человека формируются, по мнению В. Райха, мышечные блоки, состоящие из мы­шечных зажимов.

Характерный панцирь. С точки зрения основоположни­ка телесно-ориентированной психотерапии, все наше тело может быть разделено на семь сегментов. Каждый из них расположен параллельно земле и вследствие этого — пер­пендикулярно направлению протекания оргонной энергии. Мышечный блок — это комбинация зажимов на мышцах, входящих в какой-нибудь один сегмент, препятствующая свободному протеканию энергии внутри этого сегмента. При этом в каждом сегменте блокируются вполне опреде­ленные формы проявлений и переживаний трех тех самых

«неприемлемых» биологических возбуждений. Сугубо ин­дивидуальную комбинацию блоков на различных сегмен­тах Райх назвал характерным панцирем человека — ина­че говоря, тем самым материальным субстратом, который формирует характер и обеспечивает формы его внешнего проявления. Фактически получается, что неповторимый и уникальный характер каждого человека с точки зрения Райха есть не что иное, как комбинация (впрочем, действи­тельно совершенно индивидуальная и уникальная) привыч­ных мышечных напряжений — или, иначе говоря, наших специфических ограничений естественного процесса жиз­недеятельности. В этой главе мы с вами попробуем разоб­раться, как же устроен каждый из сегментов этого панци­ря, как распознать у себя наличие блока на том или ином сегменте и что с этим блоком делать.

В характерный панцирь входит, как уже говорилось, семь сегментов — глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной и  тазовый.

Глазной сегмент. Первый сегмент включает в себя гла­зодвигательные мышцы и мышцы скальпа. Блокируются в этих мышцах разнообразные социальные страхи — напри­мер, страх оценки, страх совершить ошибку, страх обидеть другого человека и все прочие в том же  духе.

Чтобы распознать наличие блока на глазном сегменте, достаточно обратить внимание на бегающий взгляд, никак не желающий сосредоточиться на чем-либо одном, или, наоборот,  взгляд  неподвижный  и расфокусированный.

Очень характерны для человека с проблемным глазным сегментом постоянно наморщенный лоб со сдвинутыми бровями, неизменно и удивленно приподнятые брови (фото 15). Глаза у такого человека чаще всего бывают тусклыми и невыразительными — независимо от того, куда обычно на­правлен их взгляд. Ведь постоянное напряжение — или по­стоянное же расслабление — неизбежно влияют на состо­яние сосудов,  питающих глаза.

Если человек жалуется на головные боли — можно быть уверенным, что мышцы, входящие в его глазной сегмент, избыточно напряжены. Правда, тому могут быть и лежа­щие ниже — то есть в прочих сегментах мышечного панци­ря — причины. Тем не менее, маловероятно, что, имея про­блемы на нижних сегментах панциря, человек обойдется без блока на глазном. Другое дело, что такие боли невоз­можно будет снять работой только с глазодвигательными мышцами и мышцами скальпа — придется работать и с многими другими.

К другим проявлениям блокированного глазного сегмента можно отнести и невозможность заплакать,  которая  легко формируется простейшим родительским наставлением  — «Настоящие мужчины (или, скажем, послушные девочки) никогда не плачут». Не менее информативна и постоянная слезливость — то, что в обиходе называется «глаза на мок­ ром месте». Здесь очень важно напомнить, что блок на лю­бом сегменте вовсе не обязательно выражен постоянно из­быточным мышечным напряжением; блок может быть пред­ставлен постоянно и неадекватно расслабленными мышцами — даже тогда, когда реальность настоятельно требует рабочего, то есть напряженного их состояния. Так вот невозможность заплакать с очевидностью  возникает из первого вида блоков, — а неуемная слезливость — из второго вида.

Челюстной сегмент. Входят в этот сегмент мышцы под­ бородка, нижней части затылка и верхней части горла. На каждой из них может образовываться зажим, а в совокуп­ности имеющиеся зажимы и образуют челюстной блок. Живут здесь проблемы не только с выражением и пережи­ванием чувств, но и с определенными действиями. Напри­мер, человек с выраженным блоком на челюстном сегмен­те мышечного панциря испытывает серьезные затруднения с сосанием и кусанием. Причем эти затруднения могут про­ являться как в избегании этих действий, так и в стремле­нии постоянно их совершать. В принципе, постоянное же­вание жевательной резинки вполне может считаться про­ явлением заблокированности челюстного сегмента — равно как и постоянное сосание «чупа-чупсов» и прочих леденцов, обсасывание и обгрызание авторучек и ногтей, жевание и посасывание воротничков рубашек дает нам информацию о  наличии  выраженного челюстного блока.

Блокируются в этом сегменте также плач, гнев и крик. Причем речь идет не о плаче как о проливании слез, а о том плаче, который сопровождается всяческими «звуковыми эффектами» — всхлипыванием, постаныванием, рыдани­ями (впрочем, речь о рыданиях пойдет и ниже — в разгово­ре о следующем сегменте — горловом). С гневом — еще сложнее: в  этом сегменте блокируются не только  внешние

проявления гнева, ярости, раздражения, возмущения и прочих разновидностей неприятия окружающего, но и само переживание этих чувств. Одной из нас однажды по­ везло наблюдать редкостное проявление челюстного бло­ка — женщину, все (!!!) зубы которой были равномерно стесаны до самых десен. Она пришла к протезисту-стома­тологу, который оказался весьма грамотным специалис­том и отказался протезировать ей зубы, пока она не пора­ ботает с психотерапевтом. Причем все необходимые ис­следования, подтверждающие достаточное количество кальция в организме и, соответственно, нормальное состо­яние самой зубной ткани были проделаны. Беззубая дама на приеме у психотерапевта долго рассказывала о своей любви к ближним — но делала это с суженными от злости глазами, играя желваками на скулах (видимо, дотирая ос­татки зубов). По ее словам, муж, мать и сын ей попались исключительно неудачные, но даже их она любит до ос­тервенения (скрежет зубовный), жизнь обходится с ней совершенно ужасно, и вообще она крайне терпеливая осо­ба,  раз  переносит это до сих пор, проявляя поистине чуде­са  ангельского смирения.

Разумеется, не все челюст­ные блоки так  экстремальны в своих внешних проявлени­ях. Чаще приходится видеть просто постоянно стиснутые челюсти,  желваки на  скулах или, наоборот, отвисшую ниж­нюю челюсть — как вариант гипоблока.

Человек с проблемами на челюстном сегменте испыты­ает серьезные трудности с тем, чтобы хоть как-то выра­ить свои чувства — причем не только негативные.  Зачастую сказать кому-то о  своей любви или даже просто о симпатии такому человеку представ- дяется почти невозможным. Причем нередко это даже не воспринимается как проблема — человеку кажется совер­шенно очевидным, что о своих чувствах в «приличном об­ществе» говорить не принято! При этом ему почему-то ка­жется, что скрипеть от ярости зубами или играть желва­кам на скулах в момент особо интенсивного удерживания своих чувств  намного вежливее…

Можно отнести к проблемам челюстного сегмента и скри­пение зубами по ночам — постоянное или в моменты тяже­лых стрессовых переживаний. Стоматологи, правда, счита­ют, что в некоторых случаях ночное скрежетание является чисто соматическим симптомом. Может, оно и так — тогда мы можем говорить о двух возможных причинах этого яв­ления. А может, с точки зрения Райха причина все равно одна  —  теперь мы у него уже не спросим…

Горловой сегмент. Сегмент включает в себя глубокие мышцы шеи и язык. Вильгельм Райх полагал, что в нем ока­зывается заблокированной в первую очередь наша способ­ность плакать и кричать — то есть проявлять достаточно сильные и яркие негативные чувства. И на этом  примере нам можно, наконец, представить себе, что Райх имел в виду, говоря о более ранних и более поздних сегментах ха­рактерного панциря. Если мы вспомним, что запрет на гром­ кий крик и плач ребенок обычно получает очень рано, то станет ясно, что верхние, наиболее поздно складывающи­еся сегменты панциря на самом деле формируются не поз­ же двух-трех лет. И тогда представьте себе, как рано начи­нают блокироваться самые  нижние сегменты характерно­ го панциря — например, тазовый, к рассмотрению которого мы тоже скоро подойдем!

В дополнение к крику и плачу в горловом сегменте про­живают гнев и обида,  что совершенно очевидно выражено в русских поговорках — «проглотить обиду», «обида комом в горле встала», «проглотить слезы», «крик в горле застрял» и пр. К внешним проявлениям, по которым можно предпо­ложить наличие у  человека выраженного блока на    горловом сегменте относятся по­стоянный  кашель в условиях «отсутствия хронического бронхита, непрерывное сглатывание, ощущение «кома в горле», слишком громкий или слишком тихий голос, голос хриплый, надсадный, не соот­ветствующий возрасту и т. д. Сюда же можно отнести и столь свойственный многим людям жест обхватывания горла рукой — вспомните сво­их школьных учителей и раз­нообразных несчастных мате­ рей и жен в фильмах, когда им сообщают нечто ужасное об их детях иди любимых,  а вос­питание не позволяет им проявить свои чувства так, как им того бы хотелось.

Кстати, если уж говорить о преподавателях, то неплохо было бы подумать и вот о чем: если бы проблемы с голосом  и горлом действительно можно было бы считать чисто про­фессиональным заболеванием, то оно встречалось бы у всех, кому по роду занятий приходится много и постоянно публично говорить. Но ведь существует огромное количе­ство учителей и ораторов, не имеющих этих проблем! Если голос подается свободно — и с точки зрения громкости, и с точки зрения «эмоционального наполнения», то нет ника­ких причин для возникновения избыточного напряжения в голосовых связках — нет, соответственно, причин и для возникновения «профессионального заболевания». А вот если преподаватель, например, постоянно сдерживает свое желание объяснить нерадивым ученикам или студентам, что он о них думает, или изо всех сил старается говорить так, чтобы его голос заполнял всю аудиторию (иначе гово­ря, все доступное ему пространство) — вот тогда как раз то самое избыточное напряжение и   возникает.

Грудной сегмент. В. Райх приписывал этому сегменту очень широкое и емкое значение. С его точки зрения в этой области человеческого тела блокируются такие глубинные, можно даже сказать — глобальные чувства, как печаль и любовь, а также страстность вообще, то есть способность человека испытывать глубокие сильные чувства. Блок на грудном сегменте приводит к тому, что человек не может раз­ решить себе по-настоящему отдаться любви, ревности, боли от потери, тоске по несбыточному — да мало ли что еще мы можем называть таким  простым  словом,  как страстность!

Кроме того, там же живет еще одна разновидность гне­ва. Речь на этот раз идет не о стремлении удержать в горле крик гнева или ярости: в этом-то случае человек само чув­ство испытывать себе позволяет и в большинстве случаев даже способен его назвать, просто не может его адекватно проявить. В грудном же сегменте блокируется сама  способ­ность переживать гнев, кото­рый по сути своей нередко яв­ляется не менее сильным чув­ством,  чем любовь.

Блокирование всего этого букета специфически чело­веческих чувств, которые, может быть, и составляют все богатство нашей жизни, осу­ществляется в широких мыш­цах груди, мышцах плеч, лопа­ток, грудной клетки, рук. Представляете, какое неис­числимое количество комби­наций индивидуальных мы­шечных зажимов возможно на этапе формирования это­ го блока? А представляете, как рано, оказывается, воз­никает внутри нас нечто, всю последующую жизнь мешаю­щее нам любить, радоваться, добиваться своего, мечтать? И все — только для того, что­ бы избежать неких гипотетических страданий! Как будто мы не страдаем от отсутствия любви, понимания, близос­ти, радости жизни и многого другого, что остается под тя­желой глыбой запрета?!

Легко предположить, по каким внешним проявлениям можно судить о наличии выраженного блока на грудном сегменте. Конечно же, это скованная или чрезмерная жес­тикуляция, холодные или горячие и влажные руки, стрем­ление постоянно прятать руки в карманы, под себя, в рука­ва и т. п.. Но это еще далеко не все. Для нас с вами могут оказаться важными такие жесты, как потирание рук, стремление постоянно что-то вертеть в руках — зажигал­ ку, скрепку, ручку или чью-то пуговицу. Даже привычка перебирать четки совершенно не обязательно говорит о набожности — во многих случаях это как раз про блок на грудном сегменте. Хотя, к сожалению, эти два яв­ления вполне могут сосуществовать  …

Но, как явствует из самого названия рассматриваемого нами сегмента, информативным для нас оказывается не только поведение рук. Не менее значимо и положение кор­пуса — безвольно опущенные или, наоборот, высоко вздер­нутые плечи, выпяченная или вдавленная — при отсутствии чисто медицинских причин для такого ее положения — грудь. Хотя не исключено, что и при наличии медицинско­го объяснения не вполне естественного состояния грудной клетки речь все-таки идет о том же самом, ведь соматичес­кая медицина и  телесно-ориентированная  психотерапия вовсе не противоречат друг другу — просто зачастую одно и то же они называют по- разному. Или по-разному по­нимают исходные причины.

О заблокированности про­текания энергии в области груди информирует нас и же­стко  зафиксированное поло­жение корпуса  —  такое, при котором человек практичес­ки не способен повернуть только голову и, даже чтобы прислушаться, поворачива­ется в направлении звука всем корпусом.

Интересно и стремление человека всегда ходить застег­ нутым на все пуговицы — по­ мните знаменитого «человека в футляре»? — или, скажем, носить несколько слоев рас­ пахнутой одежды. Даже сама привычка всегда и всюду оде­ ваться «многослойно» — рав­ но как и одеваться избыточ­ но тепло — вполне может на­ мекнуть на желание создать дополнительные защиты для той области, где проживают самые глубокие и искренние чувства.

Все, о чем мы уже говорили в контексте диагностики по специфическим особенностям дыхания, чрезвычайно важно и для разговора о грудном сегменте характерного  панциря.

Конечно же, о проблемах этого сегмента могут говорить затруднения вдоха, выдоха или и того, и другого вместе, шумное или сбивчивое дыхание, жалобы на то, что челове­ ку не хватает воздуха, что он никак не может вздохнуть пол­ ной грудью, на мышечные боли в  области груди.  Но разве не про то же самое говорит человек,  жалующийся на то, что ему не удается выстраивать устраивающие его отно­ шения с другими людьми? И разве не связаны с тем же са­ мым проблемы с постановкой и достижением своих целей? Ведь мы же знаем, что наши цели всегда связаны с нашими желаниями, а желания — с чувствами. И если доступ к глу­ боким чувствам у человека заблокирован, как может он поставить перед собой  настоящие,  реальные  цели, цели,

соотносящиеся с его истинными желаниями? Откуда мо­ жет взять силы на достижение самых что ни на есть насто­ ящих, великих и праведных целей человек, чьи мышцы на­ пряжены настолько, что это начинает препятствовать пол­ ноценному дыханию? И разве смогут его мышцы отвлечься на реализацию каких-то иных целей, если все их силы ухо­ дят на поддержание того самого постоянного неадекватно­ го напряжения?

Получается, что на нашей способности к настоящему, глубокому, полноценному дыханию зиждется наша способ­ ность к настоящей, глубокой, полноценной жизни — ни больше, ни меньше. Этим и объясняется очень большое количество упражнений, ориентированных на работу с дыханием.

Впрочем, если вы помните, Райх тоже одним из средств психотерапевтического воздействия на пациента полагал накопление энергии в теле посредством глубокого дыхания. Но с тех пор, как практиковал Райх, психотерапия накопи­ ла большое количество упражнений и целых новых подхо­ дов к работе с дыханием, о которых он и не подозревал. Многие из них мы с вами будем рассматривать в последую­ щих главах. Речь идет о разнообразных опытах, задачей которых является переживание человеком — иногда впер­ вые в  жизни  —  удовольствия  от  биологического дыхания, то есть того дыхания, на которое, собственно говоря, и на­ строено изначально наше тело. В осуществлении такого ды­ хания принимают участие мышцы и грудной клетки, и брюшной полости, потому что воздух при таком полном вдо­ хе наполняет обе эти емкости внутри нашего организма. Та­ кие упражнения могут основываться на принципе «ян» —  то есть подразумевать серьезное сопротивление дыханию клиента со стороны психотерапевта, которое в конечном итоге должно привести к облегчению вдоха. Есть и другие техники — «инь»-техники, которые должны создать для кли­ ента безопасные и комфортные условия, облегчающие воз­ можность вздохнуть «полной грудью». Правда, с нашей точ­ ки зрения, это выражение является не вполне точным — речь-то идет как раз о дыхании не только полной грудью,  но

и о проведении воздуха в брюшную полость, но как метафо­ ра оно вполне пригодно для описания наших целей. Вы же домните, что в русском языке обозначает идиома «жить, дыша  полной грудью»?

Диафрагмальный сегмент. Этот сегмент включает в себя мышцы диафрагмы, солнечного сплетения и внутренних органов, находящихся в этой зоне. Блокируются здесь гнев, отвращение, брезгливость, способность к рвоте. Легко за­ метить, что, несмотря на разнообразие названий прожива­ющих в этой области проблем, все они — про одно и то же: про тот вариант гнева, который предполагает активное от­торжение неприемлемых для человека явлений окружаю­щего мира. То есть не то отторжение, при котором возмож­но хотя бы какое-то взаимодействие и преобразование того, что не устраивает, а отторжение такое, при котором необ­ходимо как можно скорее удалиться от чего-то неперено­симого на максимальное расстояние. Есть, кстати, и еще один смысл у этой зоны человеческого тела  —  именно она, в сущности, связывает верхнюю половину нашего организ­ма с нижней. А если смотреть на диафрагмальную область  с этой точки зрения, то поневоле на ум приходят все те смыс­лы, которые у нас связаны с понятиями «верх» и «низ» и описывают разнообразные противоречия между земным и небесным, высоким и прекрасным — и низменным и жи­вотным и т. п. Вот и получается, что именно диафрагма в известной степени отвечает у нас за все наши попытки при­ мирить «высокие»  и  «низменные» ценности.

Есть и еще одна функция у мышц диафрагмы — они от­ вечают за осуществление вдоха (выдох, как известно, у че­ ловека происходит автоматически как возврат к естествен­ но-расслабленному  состоянию легких).

Чаще всего наличие блока на диафрагмальном сегменте проявляется в нарушениях дыхания, неповоротливости ту­ловища (продолжающей линию проявлений блокированно­го грудного сегмента). Кроме того, для людей с выраженным блоком на этом сегменте очень характерна неспособность к рвоте  —  они даже в  случае тяжелых отравлений и   крайне «революционного» настроения желудка и кишечника дела­ ют все, чтобы избежать рвоты. Другой вариант — который, скорее всего, относится к категории уже известных нам гипоблоков, то есть неадекватных мышечных расслабле­ний — это, наоборот, слишком частая рвота. В этом случае человек по поводу и без оного провоцирует у себя рвоту — даже когда состояние пищеварительной системы вовсе это­ го не требует. Такая провокация может быть как осознан­ ной — как, например, у людей, экстремально худеющих или даже страдающих анорексией, — так и неосознанной, когда даже самый безобидный запах или зрелище способ­ но вызвать у человека неудержимую  рвоту.

Брюшной сегмент. Этот сегмент располагается ниже диафрагмального и включает в себя широкие мышцы жи­вота и спины. Судя по описаниям Райха, это — единствен­ный сегмент, в котором различные чувства имеют совер­шенно разную, но вполне определенную локализацию. Со спины в этой области блокируется страх нападения, а по бокам —  злость и неприязнь.

Важно не забывать также и то, что само слово «живот» в русском языке имеет как минимум три значения — во-пер­вых, собственно анатомическое, во-вторых — древнеславянский аналог слова «жизнь», а в-третьих (обнаруженное у В. Даля в его «Кратком словаре живого великорусского языка») — «все добро, накопленное человеком за жизнь». Последнее значение, учитывая отсутствие подробной рас­ шифровки понятия «добро», вполне можно считать соот­ветствующим современному пониманию живота как неко­ его энергетического центра, своеобразного депо наших жизненных сил. Поэтому наличие выраженного брюшно­го блока естественным образом приводит к снижению об­щего тонуса как организма, так и психики человека. Такие люди жалуются на недостаток сил или, наоборот, избыток сил нереализованных.

Проявляться такой блок может, например, все в той же неповоротливости туловища. Дело в том, что, хотя в сегменты характерного панциря входят только  мышцы,  все  же анатомическое строение скелета не может вовсе не оказывать влияния на функционирование мышечного панциря. Посе­му эти три отдела — грудной, диафрагмальный и брюшной — очень тесно связаны по своей структуре и внешним прояв­лениям. В самом деле, было бы довольно трудно представить себе человека, очень подвижного в области грудного сегмен­та и неподвижного в брюшной области.

Нередко у людей с ярко выраженным брюшным блоком — а особенно если он дополнен столь же сильным диафраг- мальным — имеется очень характерный «арбузный» жи­вот, то есть живот очень тугой, округлый, резко выдающий­ ся вперед. Такое строение туловища лишь отчасти связано с избытком энергии в этой зоне; вторая важная причина состоит в том, что заблокированные мышцы поясницы по­ рождают довольно специфическую осанку, заставляю­ щую такой милый животик задорно выдаваться  вперед.

Тазовый сегмент. Это — самый крупный сегмент харак­терного панциря: он включает в себя все мышцы нижней половины туловища, начиная от подвздошных костей. Райх полагал, что там блокируется не только сексуальное возбуждение, как можно было бы предположить по его назва­нию, но и так называемые витальные страхи — иначе гово­ря, страхи, связанные с инстинктом самосохранения, то есть страх за собственную жизнь (в ситуации реальной и непосредственной угрозы для выживания) и за нарушение собственной физической целостности. Такой взгляд очень логично объясняет огромное количество случаев диареи в окопах во время двух мировых войн, а также в любых ситу­ациях, чреватых реальной опасностью для жизни. Доволь­но часто та же диарея без всяких особых причин возникает у особо тревожных студентов перед экзаменом. Механизм этого вполне объясним: тревожность, которая, как вы по­ мните, относится к трем блокируемым биологическим воз­буждениям, доводит сдерживающее напряжение до уров­ня запредельного торможения — и привычный блок рас­ пускается, давая столь неприятные с социальной точки последствия.  (Кстати,  исходя из  этого, легко представить себе, сколь недостижим в реальности генитальный харак­тер: получается, что в большинстве случаев даже приуче­ние к социально приемлемому отправлению физиологичес­ких потребностей приводит к формированию тазового бло­ ка. Поскольку поодиночке блоки обычно не живут, то результат мы все знаем.)

Ощущение надежности своего существования тоже не­избежно и серьезно страдает при наличии тазового блока, поскольку от избыточного напряжения мышц, входящих в этот сегмент, нарушается естественная физическая устой­чивость и, как следствие, общее равновесие организма. Мы уже говорили о том, что способ нашего физического суще­ствования нераздельно слит с нашим психическим состоя­нием, и в этом конгломерате одно оказывает влияние на другое, и наоборот. В результате возникает сложная ком­ позиция из нарушений поведения, физического функцио­нирования, эмоциональных отношений и т. д.

Сексуальные проблемы, по мнению Райха, тоже обита­ ют в тазовой области. К их внешним проявлениям, конечно же, относятся особенности походки — напряженные, не­ гнущиеся ноги, подкашивающиеся коленки, шаркание при ходьбе, расхлябанность или чрезмерная скованность бе­дер, походка на жесткой стопе, на носочках, на пятках и прочее. К таким проявлениям можно отнести и специфи­ческие варианты осанки — такие, как, например, слиш­ком оттопыренный или, напротив, поджатый таз. О многом расскажет нам и усиленное подчеркивание или старатель­ное скрывание одеждой области таза, и постоянное пребы­вание рук в этой зоне, стыдливо прикрывающее ее или на­рочито обращающее на нее внимание. Люди с выражен­ным блоком на тазовом сегменте нередко жалуются на те или иные сексуальные проблемы, различные заболевания органов малого таза, мышцы которых также находятся в ведении этого сегмента

Очень интересно, кстати, что практически ни про одно из этих проявлений нельзя с уверенностью сказать, харак­теризует ли оно наличие сексуальных проблем или пробле­мы опор. Остается принять на веру, что эти проблемы связаны совершенно нераздельно. Может, полноценный счастливый секс возможен только у человека, твердо знаю­щего на каком он свете существует и по каким правилам, уверенного в себе и знающего, что пока он в состоянии за­ниматься любовью, он способен справиться и с любыми другими жизненными задачками. А может, прочная связь с землей провоцирует на ярко выраженную сексуальность… Может, именно это Райх и имел в виду, когда писал про генитальный характер?

Анализ предлагаемого подхода. Отнесение вегетотерапии к феноменологическим подходам достаточно очевид­но. В самом деле, единственным упоминанием о динамичес­ком строении характерного панциря является представле­ние о том, что его нижележащие сегменты блокируются на более ранних этапах развития, чем вышележащие. Меха­низмы такого блокирования также остаются неизменны­ ми на протяжении всего психомоторного развития челове­ка. В силу этого обнаружение того или иного мышечного зажима или блока на некоем сегменте характерного пан­циря не дает психотерапевту возможности обоснованно предположить, когда и в результате какого именно нару­шения этот зажим или блок сформировался. Строго гово­ря, психотерапевт имеет возможность получить информа­цию об этом — но лишь после того, как конкретный зажим или блок на каком-то сегменте панциря будет распущен, и клиент получит доступ к «законсервированным» в нем вос­поминаниям.

Можно предположить, что В. Райх, будучи убежденным психоаналитиком, исходил в своих теоретических построе­ниях из классической психоаналитической модели личнос­ти, однако в описании своих представлений о характерном панцире он нигде впрямую на ней не основывается. Его опи­сание патогенеза личности сводится к объяснению причин возникновения самого факта неадекватных мышечных на­пряжений и не дает представления о том, за счет чего возни­кает именно индивидуальная комбинация этих напряже­ний. Так же неясным остается то, как в жизни человека проявляется своеобразие его неповторимого мышечного панци­ря. Это оказывается вполне понятным — если учесть, что никакой классификации типов возможных комбинаций мышечных зажимов вегетотерапия тоже не содержит. Со­ ответственно, неизменной является и психотерапевтическая стратегия при работе с каждым конкретным личностным — и, следовательно, телесным — нарушением. Ведь в вегетотерапии изначально постулировано, что психотерапевт ра­ ботает не с личностным нарушением, а с конкретным мы­шечным блоком. Если быть строго последовательными, то  с этой точки зрения вегетотерапию вообще нельзя с уве­ренностью отнести к телесно-ориентированной психоте­рапии —  сколь бы крамольным ни было это утверждение.

С другой стороны, неоценимым вкладом Райха в психоте­рапию — причем, на наш взгляд, не только в телесно-ориен­тированную — является последовательное, полное и конк­ретное описание образа душевного здоровья, существую­щего в вегетотерапии под названием «генитального характера». Столь же конкретной и четкой является его ди­агностическая система. Вполне понятным также является и описание им механизмов терапевтического воздействия.

Однако есть и свои сложности в использовании этого подхода. Они связаны, например, с тем, что для подобной работы психотерапевту необходимо безупречное знание анатомии.

Источник: «Работа с телом в психотерапии. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.»

http://goodworkstudios.ru/



← Танатотерапия   Сильные чувства →

goodworkstudios.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *