Мышление человека и виды мышления – Мышление (психология) — Википедия

Мышление это в психологии (виды)

Типы мышления, впрочем, как и само это определение, а также то, как изменяется мышление, на протяжении уже многих лет изучает наука психология.

Понятие мышления можно свести к тому, что это – познавательная деятельность. Ею из всех живых существ обладают только люди. Они посредством своих перцептивных органов могут получать информацию из окружающей среды, а затем при помощи мыслей ее анализировать и использовать в своей деятельности.

Свойства

Мышление как психический процесс имеет несколько основных свойств.

1. Опосредованный характер – все, что люди не видят непосредственно, они могут понять косвенно, через накопленный ими опыт или через те знания, которые они уже получили раньше. Например, посмотрите на любой автомобиль. Снаружи видны только внешние черты транспортного средства. Но если подумаете, то легко можно представить, что у машины находится под капотом: двигатель, аккумулятор, расширительный бачок, фильтры и прочие элементы.

Или представьте себе известную русскую игрушку матрешку. Не видно, что внутри большой фигуры находится средняя, в ней – меньшая и в итоге – самая маленькая, но все мы знаем, что именно так и есть. Этот процесс психология иначе называет опосредованное познание.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Обобщенность – человек познает окружающую среду с помощью обобщенных представлений о тех или иных явлениях и объектах. Общее существует в целом, а проявляется в каждом конкретном объекте. Люди могут выражать то, что им известно о тех или иных явлениях или предметах, с помощью языка. Посредством слов можно обобщить множество явлений.

Например, деревья, города, материки, законы и пр. В каждой из этих категорий имеется множество отдельных объектов, но все они имеют общие свойства, на основании которых люди объединили их в определенные группы. Представьте себе, что человек видит незнакомое дерево. Он не знает, как оно называется, но по определенным внешним признакам точно понимает, что это именно дерево.

Рекомендуем: Интеллект — это

Процессы мышления всегда имеют какие-то результаты. Они фиксируются людьми в виде понятий, которые появляются на основании рассуждений. Если говорить о том, что такое понятие, нужно отметить, что оно есть не что иное, как высшая ступень познания.

Мышление человека отображается в облике суждений, каждое из которых представляет собой отдельную мысль человека о чем-нибудь. Если представить этапность мышления как последовательную цепочку, то получится рассуждение. Когда оно несет практическую пользу или вывод, то в таком случае его называют умозаключением.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Роль, виды и функции

Роль мышления в познании окружающей действительности преувеличить трудно, ведь только с его помощью можно понять мир, такова природа мышления. Люди воспринимают то, что находится вокруг них, через органы чувств: глаза, уши, нос и др., ведь они – каналы связи человека с его окружением, поскольку именно через них информация попадает в мозг.

Если у человека имеются какие-то проблемы со здоровьем (например, слепота или глухота), то он хуже воспринимает то, что его окружает. В связи с этим можно говорить о том, что у него имеются проблемы и с мыслительными способностями.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Мыслительные процессы являются весьма сложными, но именно они позволяют человеку делать выводы, открывать новые законы природы, решать задачи, производить что-либо и преобразовывать все то, что его окружает. Подумать только – раньше люди жили в пещерах и носили на себе шкуры животных, а теперь мы можем строить небоскребы, летательные аппараты, осваивать космос и т.п.

Мышление и сознание имеют тесную взаимосвязь с тем, что мы ощущаем. Однако стоит отметить, что прежде чем ощущение станет мыслью, проходит определенный промежуток времени, ведь это довольно сложный процесс. Функции мышления направлены на решение повседневных проблем и задач.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Общая характеристика мышления сводится к тому, что мышление и интеллект из всех живых существ есть только у людей и, применяя их, люди принимают определенные решения в своей жизни. Порой это бывает очень трудно, потому что нужно сосредоточенно над чем-то думать. Но стоит отметить, что мышление и речь больше связаны, нежели, допустим, мысли и ощущения, потому что каждый индивид думает словами, произносит то, что он думает, при помощи речи и передает это другому человеку именно посредством слов.

Виды мышления в психологии подразделяются на три основных типа: конкретно-образное, абстрактное и практическое. Мышление и его виды являются одним из центральных понятий в психологической науке. Основные формы мышления используются человеком постоянно, на протяжении всей жизни. Но он в определенный момент использует тот или иной тип, учитывая, какую задачу ему нужно решить в конкретный период времени.

Рекомендуем: Что такое внутренняя речь?

Например, практическое участвует в практической, организаторской, технической или производственной деятельности. У данного типа мышления имеется ряд особенностей: строгое внимание к деталям, оперирование схемами, умение быстро переходить от мысли к действию, наблюдательность и т.п.

Для конкретно-образного характерно то, что человек свои отвлеченные мысли превращает в определенные конкретные образы. Именно так появляются картины, музыка, стихи, песни и т.п.

Абстрактное главной своей целью имеет поиск общих законов в человеческом социуме и в естественной природе. Его примерами служат всевозможные пословицы и поговорки, которые человек понимает, используя абстракцию. Допустим, всем известная фраза «шила в мешке не утаишь» означает не то, что в мешке видно шило, а то, что любая ложь, как бы ее ни скрывали, все равно рано или поздно откроется.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Основные виды мышления тесно связаны между собой. У каждого человека присутствуют все эти типы, но тот или иной может быть развит больше или меньше. Примечательно, что развитие мышления происходило на протяжении всей истории существования человечества. Изначально оно было только практическим, остальные формы мышления в психологии появились гораздо позже.

Например, сначала человек научился мерить землю, а только потом появилась специальная наука геометрия. Сначала люди догадались о том, как узнать массу тела, а потом появилась физика. Сначала человек начал изучать строение тела и его функции, а только потом появились биология, медицина и т.п. Кстати, практическое мышление в примитивном виде имеется не только у людей, но и у некоторых живых организмов.

Свойства мыслительной деятельности

Наиболее развитая ступень генерирования мыслей – это мышление ассоциативное, абстрактное, или, как его еще иначе называют, творческое мышление. Но его используют отнюдь не всегда. Например, для решения бытовых проблем применяется мышление логическое, а для создания произведений искусства – именно творческое.

Мышление и деятельность человека между собой взаимосвязаны. Мыслительная деятельность по своему содержанию делится на научную, творческую и практическую. Классификация видов мышления происходит также в зависимости от его глубины. На этом основании выделяют теоретическое и эмпирическое мышление. Последний тип строится на основе опыта, и если рассмотреть этапы развития мышления, он – самый низший.

Рекомендуем: Абстрактное мышление — что это такое?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В свою очередь логическое мышление имеет более сложную структуру и направлено на решение самых разнообразных задач. Для него характерны соотношение интеллекта и воли, а также особенностей психики человека. Практический образ мышления связан с тем, как люди умеют вырабатывать планы, ставить цели, а также систематизировать разные понятия.

Аналитическое мышление неразрывно связно с практикой и основывается на предыдущих знаниях, а результатом его является создание теорий, построение закономерностей и обобщение опыта.

Стоит несколько слов сказать о таком понятии, как свойства мышления. Их существует несколько: логичность, направленность, объективность или субъективность, развитость или неразвитость и т.п.

Учимся мыслить

Многие люди спрашивают – как развить мышление? И это вполне резонно. Психологи считают, что развивать мыслительную деятельность человек может в течение всей своей жизни, и для этого есть разные методы. Над их разработкой постоянно трудятся величайшие умы всего мира.

На сегодняшний день известно несколько основных методов, которые позволяют развить способы мышления. Это, например, игры, чтение литературы или изучение иностранного языка.

Рекомендуем: Гениальность — это

Итак, несколько советов, с помощью которых можно развить свою мыслительную деятельность.

  • Читайте в день не менее 10 страниц художественного текста.
  • В процессе чтения литературы анализируйте материалы и старайтесь систематизировать прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры – шахматы, шашки, тетрис, слова, города и пр. Это помогает развить свойства мышления, в частности логичность.
  • Разгадывайте шарады и загадки.
  • Решайте специальные логические задачи, а также математические примеры.
  • Изучайте иностранные языки.

Итак, разные виды и формы мыслительной деятельности человека сосуществуют одновременно, и их можно и нужно развивать, используя для этого разные упражнения и игры. Автор: Елена Рагозина

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Виды мышления в психологии

Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.

Основные виды мышления и их характеристика

Практические:

  • наглядно-действенное мышление. Реализуется на внешних действиях. Оно основывается не на словесных формах, а на том, что решение задач и сам результат осуществляется преобразованием ситуации. То есть, практические действия предметов. А именно, в раннем возрасте дети анализируют действительность, основываясь примерах действия. Это начальный этап логического мышления, за ним следует переход к образному мышлению и дальнейшее развитие.
  • образное мышление. Структурируется на представлениях и восприятии. Образ реального мира. Свойственно художникам, поэтам, архитекторам, модельерам и парфюмерам. В обычной форме это мышление возникает в дошкольном возрасте. Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления даже характерны высшим животным.

Теоретическое:

  • абстрактное (словесно-логическое) мышление. Основывается на понятиях и суждениях. Человек анализирует, сравнивает явления, ситуации, предметы не только со своей точки зрения, но и принимает во внимание мнения других. Возможно только при условии овладения речью. Оно свойственно взрослому человеку, который имеет достаточное количество знаний, умений и навыков.

К людям, склонным к видам теоретического мышления относят философов и тех, кто прокладывают фундамент для открытий.

Классификация видов мышления

Виды и процессы логического и творческого мышления человека:

  1. Логическое. Умение правильно создавать план, расставлять приоритеты, решать сложные задачи, ставить цели, искать способы.
  2. Творческое. Способность мыслить творчески – формировать, изобретать, что-то новое, что не взято из опыта, а придуманное вами. Это наивысший результат мыслительной деятельности.

Виды и операции мышления

Именно при таких мыслительных операциях совершается мыслительная деятельность человека:

  1. Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
  2. Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
  3. Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
  4. Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
  5. Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.

Виды нарушения мышления

На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.

Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.

Хоть и правила одни для всех, а нормы одинаковы, но почему же тогда каждый удивляет своим поведением? Потому, что у всех нас индивидуальное мышление. Пусть и обобщено наукой, всё же, отличается в корне. И нужно стараться не утерять эту бесценную особенность. Не стремитесь стандартно мыслить, не ограничивайтесь рамками. Если мы позволим себе свободно мыслить и развиваться, нам не будет равных! Представляете, как интересна станет жизнь?!..

 

womanadvice.ru

Мышление — Психологос

Фильм «Мышление животных и культура»

Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.

Само по себе большим достоинством это не является: мыслят все и всегда, включая пауков и ворон, а переработка информации может быть и пустым, и деструктивным процессом. И инсайт, и бред – все это проявления процесса мышления.

Мышление может происходить в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: оно может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть бредом и образцом великой мудрости, эффективным и пустым.

Мышление — очень личностное явление, и его видов можно выделить столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника, дикое и цивилизованное, мужское и женское.

Когда описывается «просто мышление», как правило, подразумевается мышление мужское. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью. Мужчина чаще опирается на логику, женщина — на интуицию, чувства и ощущения.

Мышление — это просто течение мыслей, картинок и смыслов. Вялотекующее мышление просто занимает голову интеллектуальным барахлом, грамотное мышление дает видение и понимание, как что-то соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Если человек в процессе мышления делает специальную работу анализа — частное и общее, причина и следствие, процесс — результат — его мышление становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание сути проблемы и поиск решения, которое может работать в ряде аналогичных ситуаций. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной же жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность — тип мышления, когда без глубокого анализа человек ищет самые простые, а главное быстрые решения, которые любым образом ту или иную задачу решают. Сообразительный студент заучит, а не будет затруднять себя действительным пониманием, спишет или заговорит преподавателя, и потратит на экзамен меньше времени, нежели его более серьезно настроенный на учебу сокурсник. Сообразительный человек не всегда честен, не всегда дальновиден, но он ситуативно эффективен, и его ходы и увертки иногда выручают его лучше, чем глубокое мышление честного и прямого человека рядом с ним.

Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи. Конечный или промежуточный продукт мышления — образ действия или, в свернутом виде, мысль. Насколько та или иная мысль ценна, является ли она чем-то нужным или это только барахло, захламляющее голову — вопрос уже другой. В личной и деловой жизни оказывается не так важен конкретный тип мышления — словесный или образный, как способность человека к мышлению и привычка человека мышлением пользоваться. Развитое мышление — мышление продуктивное и адекватное, и такое мышление вырабатывается только у тех людей, которые думать приучены. Такое развитое мышление — уже не просто психическая функция, это важнейшее качество личности, в должной мере развитое не у всех и в этом смысле — для некоторых людей не характерное.

Мышление происходит на разных уровнях. На поверхности — произвольные мысли, осознаваемые и контролируемые. Ниже, внутри нас — автоматические мысли, навязанные стереотипы мышления. И в глубине — базовые схемы и когнитивные убеждения, живущие в нас, как правило, бессознательно. См.→

Не всякое мышление — благо. Иногда оно может в жизни мешать, поскольку в некоторых случаях действия на уровне рефлексов и привычек оказываются более успешными, нежели после долгого или неудачного обдумывания… Голова может мешать, если она кривая, мысли могут отвлекать и сбивать, если они пустые или негативные. И что делать? Смотри, как избавляться от назойливых мыслей и шире — Управление мышлением.

Развитие мышления

Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим. Обучение мышлению — одна из главных задач обучения. Даже животных сейчас учат мыслить. А сколько времени посвятили вы развитию собственного мышления? См.→

Думают ли животные? Большинство тех, у кого живут домашние питомцы, в этом абсолютно уверены.

Анализ и связи понятия Мышление

Мышление и ум, Мыслить и думать, Мышление и восприятие, Мышление и эмоциональность, Мышление и язык, Мышление и проговаривание во внутренней речи. См.→

​Мышление может быть нарушено. См.→

www.psychologos.ru

Виды мышления | Мир Психологии

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышления, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский смысл формулы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный.

На рис.1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать. Положение игрушки на столе исклю-чает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь — воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением. Это наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов [125], В. Кёлер [76], Н.Н. Ладыгина-Коте [92] и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта.

В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся (рис.2). Затем фигура закрывалась фанерным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голова и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен располагаться его хвост [134, с.170]. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.

Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализировано советским психологом Б.М. Тепловым [173]. Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте психологии научного творчества [143; 212]. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, например, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуативные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др. [138; 51].

В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [75, с.13].

Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [75, с.21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.

www.persev.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о