Мышление в психологии — Психологос
Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).
Мышление визуальное (англ. visual thinking):
1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).
2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.
Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.
Мышление комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. Подробнее…
Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.
Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.
Мышление практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.
Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Подробнее…
Мышление теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.
Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.
это, виды, понятие и его типы
На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Исторический очерк
Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.
Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.
Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Характерные признаки
Мышление имеет ряд характерных признаков:
- По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
- Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
- Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
Методы исследования
Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:
- Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
- Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
- Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
- Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.
Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.
Что такое мышление в психологии?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано:
- Категория должности: общая психология
Понаблюдайте за собой, чтобы увидеть, как вы используете слово «думать». Вы можете заметить, что вы используете думать по-разному, например, я не могу вспомнить его имя (синоним слова «воспоминание»), подумать об этом (для передачи внимания) или я думаю, что сегодня меня навестят мои друзья (для передачи неуверенности). ). Таким образом, мышление в психологии является основной предметной областью с полной собственной областью. Поскольку мышление является такой важной частью нашей жизни, почти все время бодрствования и даже во сне и во сне мы думаем. Трудно не думать. Когда вы читаете эту статью, вы думаете, когда вы перестанете читать это, вы все еще будете думать.
Мышление — это скрытый (внутренний) психический процесс более высокого порядка, который включает в себя манипулирование или преобразование информации, полученной из окружающей среды, а также той, которая уже хранится в нашей долговременной памяти. Например, когда вы видите картину, вы не просто поражены цветами или рисунком на холсте, вы смотрите за пределы этих цветов и рисунков, чтобы интерпретировать значение картины. Интерпретация картины опирается на знания, которыми вы уже обладаете, а также может дать новые знания, которые включены в ваши существующие знания. Таким образом, этот процесс мышления происходит посредством абстрагирования, решения проблем, суждений и принятия решений.
Характеристики T размышления в психологии- Мышление, как упоминалось выше, представляет собой скрытый психический процесс, но его можно вывести из скрытого (внешнего) поведения человека. Скажем, если вы наблюдаете за шахматистом, обдумывающим свой следующий ход, вы не сможете узнать, о чем он/она думает, пока он не сделает свой ход.
- Мышление в основном организовано, человек планирует стратегии и следует определенным шагам для достижения цели. Мы не сразу переходим к конечному шагу, мы тщательно делаем все шаги, основываясь на том, что сработало в прошлом и что не сработало, если задача знакома, и даже придумываем новые способы достижения нашей цели.
- Мышление — это форма обработки информации, происходящая в период между событием-стимулом и реакцией на него. Например, вы покупаете последний гаджет, прежде чем покупать его, вы можете получить доступ к преимуществам и недостаткам гаджета. Продавец показывает вам, основываясь на знаниях, которые у вас уже есть, прежде чем решить, покупать это или нет.
- Мышление – это целенаправленный процесс, все действия, требующие мышления, имеют конечную цель. От занятий, таких как приготовление пищи, до решения математической задачи.
Мышление зависит от предыдущих знаний, которыми мы уже обладаем, и эти знания представлены с помощью мысленных образов или языка. Язык и ментальное — это символы, которые используются в мыслительных процессах.
Мысленный образПроблема: откуда на земле вы прошли бы 1 милю на юг, затем 1 милю на восток, затем 1 милю на север и в итоге оказались бы точно там, где начали? При решении проблемы вы, возможно, использовали образы для решения проблемы. Сформированные образы обычно могут быть неполными, например, для решения вышеуказанной задачи люди представляют себе земной шар, но не весь земной шар, а только полярную область. В целом образы представляют собой абстракцию некоторых признаков прошлого опыта. Таким образом, образ — это мысленное представление чувственного опыта. Его можно использовать, чтобы думать о вещах, местах и событиях.
ЯзыкБольшая часть мышления происходит с помощью слов и использования грамматики для формирования осмысленных предложений. Некоторые психологи дошли до того, что заявили, что язык может фактически определять мысли, которые мы способны иметь (гипотеза лингвистической относительности — Бенджамин Ли Уорф, 1956). Таким образом, в основном это предполагает, что люди не могут думать ни о чем, если это не переведено в язык.
Какие процессы используются в мышлении ?В психологии процесс мышления включает в себя решение проблем, рассуждения и принятие решений и обсуждается ниже:
Решение проблемОсновная идея в том, что он направлен на достижение цели. В решении проблем есть начальное состояние (то есть проблема) и конечное состояние (цель). Эти две стадии объединены несколькими этапами, называемыми умственными операциями:
- Определение проблемы
- Представление проблемы
- Планирование решения: постановка подцелей
- Оценить все решения
- Выбрать одно решение и выполнить его
- Оценить результат
- Переосмыслить и переопределить проблемы и решения.
Есть три основных препятствия на пути к решению проблем:
- Ментальная установка : Это тенденция решать проблему с помощью уже опробованных умственных операций или шагов.
- Функциональная неподвижность : Это происходит, когда люди фиксируются на обычном функционировании вещи. Например, используя только утюг, используя железную коробку, чтобы размять одежду.
- Отсутствие мотивации.
Если вы видите человека, бегущего по дороге, вы можете сделать ряд выводов о его поведении, чтобы понять, почему человек бежит. Этот процесс мышления, который включает в себя выводы о действиях других, называется рассуждением. Другими словами, рассуждение позволяет нам выносить суждения. Рассуждение делится на виды дедуктивного и индуктивного рассуждения. Дедуктивное рассуждение начинается с некоего общего предположения, которое мы считаем верным, а затем применяем его к конкретному поведению. Таким образом, это рассуждение от общего к частному. Принимая во внимание, что индуктивное рассуждение основано на конкретных фактах и наблюдениях. Индуктивное поведение делает вывод из конкретного наблюдения для населения в целом.
Принятие решенийПринятие решений — это своего рода решение проблем, при котором нам предоставляются определенные альтернативы, из которых мы выбираем, исходя из нашей личной значимости и путем анализа затрат и выгод каждой альтернативы. Например, когда вы выбираете между предметами, по которым будете получать высшее образование, ваше решение будет основываться на ваших интересах, перспективах на будущее, наличии университета и т. д.
Типы мышления в психологииВ психологии обсуждаются два типа мышления:
- Аутистическое мышление: — это очень личное мышление. Символы, используемые в этом мышлении, имеют личное значение. Например мечты.
- Направленное мышление: — это тип мышления, с помощью которого мы решаем проблемы нашей повседневной жизни. В творческом мышлении мы также используем направленное мышление. Это также то мышление, которое мы так ценим в ученых людях. Во время творческого мышления мы также используем направленное мышление.
Теги: мышление
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Критическое мышление для психологии: руководство для учащихся
Выбранный тип: Мягкая обложка
Количество:
68,95 $
Цифровая пробная копия
Запросить цифровую оценочную копиюМарк Форшоу
ISBN: 978-1-405-19117-3 май 2012 г. 156 страниц
Электронная книга
Всего от 12 долларов США
Распечатать
Всего от 68,95 долл. США
Электронная книга com, you will access either Wiley Reader or the VitalSource Bookshelf Software.</li> <li>E-books have DRM protection on them, which means only the person who purchases and downloads the e-book can access it.</li> <li>E-books are non-returnable and non-refundable.</li> <li>To learn more about our e-books, please refer to our <a href="https://www.wiley.com/wiley-ebooks" target="_blank">FAQ</a>.</li> </ul> » data-original-title=»» title=»»/>
34,99 $
Мягкая обложка
68,95 $
Загрузить рекламный проспект
Загрузить рекламный проспект
Загрузить флаер продукта для загрузки PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание. Загрузить флаер продукта — загрузить PDF в новой вкладке. Это фиктивное описание.
Описание
Критическое мышление преподается во всех университетах, и преподаватели часто выдвигают его в качестве ключевого навыка, который может самым значительным образом улучшить понимание курса студентом и изменить его письменной форме. Оно пронизывает преподавание исследовательских методов, критическую психологию и ряд других основных элементов учебной программы точно так же, как критическое мышление пронизывает любую дисциплину и жизнь в целом. Но что это такое, и как мы можем применить это конкретно к области психологии? В своем непринужденном и доступном стиле Марк Форшоу берет современные реальные примеры из психологии и повседневной жизни, чтобы облегчить изучение критического мышления, объясняя, что оно влечет за собой, почему оно важно и как его можно применить в этой увлекательной области исследования. .
Об авторе
Марк Форшоу — старший преподаватель психологии и заместитель директора Центра психологии здоровья Стаффордширского университета. Он является председателем комитета по стандартам квалификаций BPS и лауреатом премии отдела психологии здоровья BPS за выдающийся вклад в развитие психологии здоровья в 2011 году. Он является автором многих книг, в том числе .0186 (Уили, 2012).
Разрешения
Запросить разрешение на повторное использование контента с этого сайта
Содержание
Предисловие xiii
Благодарности xv
1. Начало критического мышления 1
2. Логика и философия критического мышления 5
3. Критическое мышление в широком мире 19
90.