Мышление наглядно действенное: Наглядно-действенное мышление — Психологос

Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников

Автор: Филяева Елена Николаевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018 2018-04-28

Статья просмотрена: 4153 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 3 (pdf)

Библиографическое описание:

Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников / Е. Н. Филяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49799/ (дата обращения: 04.02.2023).



В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников. Проанализированы исследования А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой в области наглядно-действенного мышления.

Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Формы развития мышления в разных психологических системах рассматриваются с разных точек зрения. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка до 7–8 лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не замечая между ними наличия или отсутствия противоречия, то есть начальные формы мышления трансдуктивны [3].

В советской психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, генезис мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому [1].

Основные исследования по зарождению и развитию наглядно-действенной формы мышления характеризуют ее как первая и исходная [2]; [4].

Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок.

Проблема изучения наглядно-действенного мышления по прежнему является актуальной. В современных условиях развития дошкольников наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд, все это может привести к более низкому уровню развития наглядно -действенного мышления. Поэтому на сегодняшний день необходимо дополнительное изучение мышления детей с учетом современных условий развития.

К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, другие выдающиеся педагоги придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции.

К. Д. Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. …Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду».

При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.

Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались: А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. В результате было выявлено, что многие практические задания оказываются сложными не только для детей в возрасте от трех до пяти лет, а иногда и старше [5].

По мнению авторов, сложности в выполнении заданий происходят потому, что ребенком должна быть правильно воспринята цель, проанализированы и

оценены все препятствия на пути к цели. И эти процессы должны происходить не только на уровне восприятия, но и осмысления.

Многие дети не смогли проанализировать условия задания ни мысленно, ни действенно, не использовали целенаправленные пробы, неоднократно повторяли ошибочные варианты действия.

В связи с этим авторами исследования были сделаны выводы, что наглядно-действенное мышление, появляющееся у детей достаточно рано, нельзя назвать исходной, примитивной формой мышления.

Для сформированности наглядно-действенного мышления у ребенка должно быть развито восприятие, умение анализировать данные восприятия, представление о назначении предмета, иными словами, образное и логическое мышления.

Более того, для успешного решения задач по наглядно-действенному мышлению, ребенок должен иметь навык замешения предмета, чтобы воспользоваться им в незнакомой ситуации.

По мнению Е. А. Стребелевой, необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию целенаправленных действий с предметами; показывать предметно-игровые действия; знакомить детей с практическим использованием предметов- орудий, предметов-заместителей; разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи; развивать фиксирующую функцию речи.

Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.:Эксмо,2005
  2. Запоржец А. В. Психология.-М.:Учпедгиз,1953
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Педагогика-Пресс,1994
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1997
  5. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте- статья А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm

Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-действенное мышление, ребенок, генезис мышления, ручной труд, современное условие развития.

Ключевые слова

наглядно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление

наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление

Похожие статьи

Изучение

развития нагляднодейственного мышления детей

Развитие нагляднодейственного мышления современных… Ключевые слова: нагляднодейственное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.

Условия развития логического мышления детей старшего…

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (

нагляднодейственного и…

Идея

развития мышления в работах Л. С. Выготского…

Развитие нагляднодейственного мышления современных… В статье рассматриваются современные условия развития нагляднодейственного мышления дошкольников.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе…

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Формирование мышления младшего школьника на уроках. ..

Развитие нагляднодейственного мышления современных… Ключевые слова: нагляднодейственное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Особенности

наглядно-образного мышления старших…

Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.

У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий. ..

Формирование наглядно-образного мышления у детей

Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с…

Особенности

наглядно-образного мышления у детей с общим…

Формирование наглядно-образного мышления у детейМыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Научно-теоретические основы

развития дизайнерского…

Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.

Нагляднодейственное мышление меняется на наглядно-образное.

Похожие статьи

Изучение

развития нагляднодейственного мышления детей

Развитие нагляднодейственного мышления современных… Ключевые слова: нагляднодейственное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.

Условия развития логического мышления детей старшего…

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.

Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (нагляднодейственного и…

Идея

развития мышления в работах Л. С. Выготского…

Развитие нагляднодейственного мышления современных… В статье рассматриваются современные условия развития нагляднодейственного мышления дошкольников.

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе…

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление

Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.

Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

Формирование мышления младшего школьника на уроках…

Развитие нагляднодейственного мышления современных… Ключевые слова: нагляднодейственное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Особенности

наглядно-образного мышления старших…

Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.

У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий…

Формирование наглядно-образного мышления у детей

Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с. ..

Особенности

наглядно-образного мышления у детей с общим…

Формирование наглядно-образного мышления у детейМыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование нагляднодейственной формы мышления.

Научно-теоретические основы

развития дизайнерского…

Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.

Нагляднодейственное мышление меняется на наглядно-образное.

Глава I ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии

Мышление развивается двумя путями: первый – от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй – от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.

Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с предметами, в результате знакомства с рядом явлений, происходящих в окружающей действительности. Следовательно, развитие восприятия и мышления тесно связаны между собой, и первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т. е. они неотделимы от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней.

Наглядно-действенное мышление возникает там, где человек встречается с новыми условиями и новым способом решения проблемной практической задачи. С задачами такого типа ребенок встречается на протяжении всего детства – в бытовой и игровой ситуациях.

Важной особенностью наглядно-действенного мышления является то, что способами преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб. При выявлении скрытых свойств и связей объекта дети используют метод проб и ошибок, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод основан на отбрасывании неправильных вариантов действия и фиксации правильных, результативных и, таким образом, выполняет роль мыслительной операции.

При решении проблемных практических задач происходит выявление, «открытие» свойств и отношений предметов или явлений, обнаруживаются скрытые, внутренние свойства предметов. Умение получать новые сведения в процессе практических преобразований непосредственно связано с развитием наглядно-действенного мышления.

Как же происходит развитие мышления у ребенка? Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни. С овладением ходьбой встречи ребенка с новыми предметами значительно расширяются. Передвигаясь по комнате, трогая предметы, перемещая их и манипулируя ими, ребенок постоянно наталкивается на препятствия, на затруднения, ищет выход, широко используя в этих случаях пробы, попытки и т. д. В действиях с предметами ребенок отходит от простого манипулирования и переходит к предметно-игровым действиям, соответствующим свойствам предметов, с которыми действуют: например, колясочкой не стучит, а катает ее; куклу кладет на кроватку; чашечку ставит на стол; ложкой мешает в кастрюльке и т.  д. Производя различные действия с предметами (ощупывания, поглаживания, бросания, рассматривания и др.), он практически познает как внешние, так и скрытые свойства предметов, обнаруживает некоторые связи, существующие между предметами. Так, при ударе одного предмета о другой возникает шум, один предмет можно вставить в другой, два предмета, столкнувшись, могут отодвинуться в разные стороны и т. д. В результате предмет становится как бы проводником воздействия ребенка на другой предмет, т. е. результативные действия могут совершаться не только воздействием непосредственно рукой на предмет, но и с помощью другого предмета – опосредованно. За предметом в результате накопления некоторого опыта его использования закрепляется роль средства, с помощью которого можно получать желаемый результат. Формируется качественно новая форма деятельности – орудийная, когда ребенок для достижения цели использует вспомогательные средства.

Со вспомогательными предметами дети знакомятся прежде всего в быту. Детей кормят, а потом они сами едят с помощью ложки, пьют из чашки и т. д., начинают использовать вспомогательные средства, когда нужно что-то достать, закрепить, передвинуть и т. п. Опыт ребенка, полученный при решении практических задач, закрепляется в способах действия. Постепенно ребенок обобщает свой опыт и начинает использовать его в различных условиях. Например, если ребенок научился использовать палку для приближения к себе игрушки, то закатившуюся под шкаф игрушку он достает с помощью другой, подходящей по форме и длине: игрушкой-лопаткой, сачком, клюшкой и т. д. Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, т. е. подготавливает формирование у ребенка наглядно-действенного мышления.

Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей. Взрослые ставят перед ребенком те или иные задачи, показывают способы их решения, называют действия. Включение слова, обозначающего выполняемое действие, качественно меняет мыслительный процесс ребенка, даже еще не владеющего разговорной речью. Обозначенное словом действие приобретает характер обобщенного способа решения группы однородных практических задач и легко переносится в другие аналогичные ситуации. Включаясь в практическую деятельность ребенка, речь, даже сначала только слышимая, как бы изнутри перестраивает процесс его мышления. Изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, и уже в процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для наглядно-образного мышления.

В младшем дошкольном возрасте происходят глубокие изменения как в содержании, так и в формах наглядно-действенного мышления. Изменение содержания наглядно-действенного мышления детей приводит к изменению его структуры. Используя свой обобщенный опыт, ребенок может мысленно подготовить, предусмотреть характер последующих событий.

Наглядно-действенное мышление содержит все основные компоненты мыслительной деятельности: определение цели, анализ условий, выбор средств достижения. При решении практической проблемной задачи проявляются ориентировочные действия не только на внешние свойства и качества предметов, но и на внутренние взаимосвязи предметов в определенной ситуации. В дошкольном возрасте ребенок уже свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией понимают такую ситуацию, в которой нельзя действовать привычными способами, а нужно преобразовать свой прошлый опыт, найти новые пути его использования.

Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка в младшем дошкольном возрасте. Он решает «в уме» только те задачи, которые раньше решал практически.

Простейшее наглядно-образное мышление (внутренний план действия) рассматривается как способность оперировать конкретными образами предметов при решении тех или иных задач. Например, ребенок может представить себе, как должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого машинка закатилась под шкаф. Способность к оперированию образами «в уме» не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Она возникает и развивается в процессе взаимодействия определенных линий психического развития: развития предметных действий, действия замещения, речи, подражания, игровой деятельности и т. д. В свою очередь, образы могут различаться по степени обобщенности, по способам формирования и функционирования. Сама мыслительная деятельность выступает как оперирование образами.

В дальнейшем дети начинают оперировать «в уме» сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Так, они могут заранее представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей (в представлении эти части соединить в целое): какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое изображение сложить из разрезанной картинки, части которой наклеены на разных кубиках; они могут представить себе перемещение предметов или их частей в пространстве и т. п. К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится все более обобщенным. Дети понимают сложные схематические изображения, представляют на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создают такие изображения.

Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы – представления.

На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний.

Но развитие словесно-логического мышления зависит от уровня развития наглядных форм мышления, иначе оно формируется медленно и с большими трудностями, а в результате оказывается неполноценным. При этом необходимо помнить, что наглядные формы мышления в дошкольном возрасте являются основными.

Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой – развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению зависит от степени сформированности более высоких типов ориентировочно-исследовательской деятельности. Этот переход осуществляется при изменении характера ориентировочно – исследовательской деятельности, на основании более высокого типа ориентировки в условиях задачи и активизации речевых задач в словесном плане.

Таким образом, в дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различных условиях может преобладать то одна, то другая форма мышления, и, в связи с этим, познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. При этом в познавательную деятельность рано включается речь, выступающая в качестве носителя способа действия в ней. Этот способ действия закрепляется и передается с помощью речи. На разных стадиях развития мышления функции речи существенно меняются.

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы – представления формируются замедленно и фрагментарно.

До конца дошкольного возраста у проблемных детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.

Пути формирования наглядно-действенного мышления детей с отклонениями в развитии. При выборе путей и методов формирования мышления проблемных дошкольников мы исходили из того, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.

В основу формирования наглядно-действенного мышления дошкольников положено развитие самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении проблемно-практических задач, а также формирование основных функций речи. В свою очередь, это позволяет укрепить слабую взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальная основа для становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образы-представления.

Разработана система игр-упражнений, направленная на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности детей с отклонениями в развитии.

Игры-упражнения сгруппированы в четыре раздела.

В первом разделе рекомендуются подготовительные игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни.

Во второй раздел включены игры-упражнения, в процессе которых детей знакомят с проблемными практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители.

Третий раздел составляют игры-упражнения, в ходе которых у дошкольников формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач.

Четвертый раздел содержит игры-упражнения на определение причины, нарушевшей привычный ход действия или явления.

Система игр-упражнений представлена с учетом следующих принципов: игровая мотивация действий; доступность заданий; постепенное усложнение практических задач; повторяемость, возможность самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком; наблюдение детей за действиями сверстников в целях подкрепления собственного опыта опытом наблюдения, что дает материал для обобщения; включение речи в процесс решения проблемно-практических задач.

На каждом из этих этапов видоизменяется роль педагога. На начальном этапе, когда у детей формируются целенаправленные действия, педагог широко использует совместные действия с ребенком, умение подражать. При этом все действия взрослый обобщает в своих речевых высказываниях. Затем активизируются самостоятельные поисковые способы ориентировки и практические действия ребенка в проблемно-практической ситуации, которые ребенок фиксирует в активной речи. В дальнейшем у него формируется умение планировать свои практические действия при решении проблемно-практических задач.

Визуальное мышление — Привет!

Что такое визуальное мышление?

Визуальное мышление — это способ упорядочить свои мысли и улучшить способность мыслить и общаться. Это отличный способ передать сложную или потенциально запутанную информацию.

Речь также идет об использовании таких инструментов, как ручка и бумага, каталожные карточки и программные инструменты, чтобы воплотить в жизнь ваши внутренние мыслительные процессы, сделав их более ясными, явными и действенными.

Почему визуальное мышление важно?

Теперь у вас под рукой больше информации, чем когда-либо прежде, и все же люди перегружены ею. Столкнувшись со слишком большим объемом информации, мы отключаемся. Если ваши идеи не могут быть нарисованы, они не могут быть реализованы. Визуальное мышление является жизненно важным навыком для разработки новых идей и проектов, эффективного обмена этими идеями и сотрудничества с другими, чтобы воплотить их в жизнь.

Но могу ли я это сделать?

Рисование — это естественный процесс мышления, изучения идей и обучения. Каждому ребенку нравится рисовать, но в какой-то момент жизни мы узнаём, что рисование — прерогатива художников. Мы начинаем говорить что-то вроде:

«Я не художник»
«Я не могу нарисовать прямую линию»
«Я не могу нарисовать фигурку»

Это заблуждение. Ты умеешь рисовать, и когда ты был ребенком, ты знал это. Вы просто забыли.

Не верите? Если у вас есть ручка или карандаш, лист бумаги и пять минут, я докажу вам, что вы МОЖЕТЕ рисовать. Что вам терять? Нажмите на видео ниже.

Упражнение с закорючками: 5 мин 14 сек.

Основы визуального мышления

В этом 20-минутном видео я делюсь некоторыми основами визуального мышления, которые помогут вам начать работу примерно за 20 минут.

Основы визуального мышления: 17 мин 35 сек.

Атрибуция:
В случае сомнений, визуальный алфавит находится в свободном доступе по лицензии Creative Commons Attribution. Это означает, что вы можете использовать его любым способом и широко распространять, если вы указываете источник @davegray или xplaner. com.

если вы хотите поддержать мою работу, вы можете купить футболку с визуальным алфавитом.

Как узнать, что рисовать

После того, как вы научились рисовать, следующий вопрос: «Теперь, когда я знаю как нарисовать , как мне решить что нарисовать, чтобы лучше передать мои идеи? В этом видео я делюсь простой матрицей 3 на 3, которая поможет вам определить наилучший подход к рисованию идеи.

Как узнать, что рисовать: 16 мин 52 сек.

Как узнать, когда рисовать

Не всякую ситуацию можно улучшить с помощью рисования. Иногда достаточно написать, чтобы добиться цели. Кто-то однажды сказал: «Писать — значит думать». Это верно, и рисование — это тоже мышление. Но когда что делать? Вот разговор с моей подругой и экспертом по обучению Марсией Коннер именно об этом вопросе.

Как узнать, когда рисовать: 12 мин 43 сек.

Если вы хотите узнать больше о визуальном мышлении, свяжитесь со мной по поводу коучинга визуального мышления для отдельных лиц и команд. Вы также можете организовать семинар по визуальному мышлению, на котором вы и ваша команда сможете развить эти важные навыки мышления и общения.

Если вы хотите узнать больше, свяжитесь со мной.


Вы также можете купить футболку с изображением алфавита. Это отличное начало разговора!


Список литературы для визуального мышления.

Если вы хотите попробовать что-то подобное самостоятельно, вот видео, объясняющее, как я делаю эти видео.

Настрой визуального мыслителя — IQ Doodle School

Изучение набора техник и стратегий не поможет вам стать великим визуальным мыслителем . На самом деле легко попасть в ловушку, думая, что визуальное мышление — это то, что мы делаем извне. Эта точка зрения не может быть дальше от истины. Вам нужно больше, чем приемы и стратегии, чтобы стать эффективным визуальным мыслителем.

Чтобы стать великим спортсменом, нужно нечто большее, чем умение и сила. Чтобы стать великим танцором, нужно больше, чем талант и удача. Точно так же, чтобы стать великим визуальным мыслителем, нужно больше, чем приемы и стратегии.

Давайте на мгновение вернемся к метафоре фокусника…

Человека, желающего стать фокусником, можно обучить всем этим замечательным фокусам. Однако, если у них нет самоотверженности, настойчивости, целеустремленности, дисциплины, терпения и страсти, необходимых для того, чтобы стать фокусником, то они будут бороться, независимо от того, сколько трюков они в конечном итоге выучат. Точно так же работает визуальное мышление.

Если вы хотите стать волшебником визуального мышления, то сначала вы должны развивать мышление визуального мыслителя, иначе вам будет просто трудно найти решение, которое вы ищете, независимо от того, сколько методов визуального мышления у вас есть в вашем репертуаре.

Разрушение Образ мышления визуального мыслителя

Этот образ мышления визуального мыслителя, о котором я расскажу ниже, применим как к визуальному мышлению, так и к творчеству и инновациям. Это ни в коем случае не исчерпывающий список качеств, черт, поведения и характеристик, однако он описывает важнейшие элементы, которые помогут подготовить ваш разум к путешествию визуального мышления, которое вы собираетесь предпринять.

Гибкость в мыслях и решениях

Человек с визуальным мышлением гибок в мыслях, решениях и действиях. Она понимает, что визуальное мышление и генерация идей требуют, чтобы она всегда была открыта для новых идей и перспектив. Это говорит ей, что она должна быть гибкой в ​​своем подходе и быть готовой изменить свою стратегию, если новые данные или информация бросят вызов ее существующим предположениям.

Мыслитель Возможностей

Визуальный мыслитель настойчиво думает о возможностях. Эти возможности помогают расширить возможности, понимание, осведомленность и точки зрения, которые помогают решить насущную проблему. Чем больше существует возможностей, тем больше потенциальных идей может быть сгенерировано и тем выше вероятность того, что будут найдены эффективные решения.

Способность идти на риск

Визуальный мыслитель не боится неудачи. В результате он готов идти на риск и копать глубже в области, в которых он чувствует себя несколько некомфортно и незнакомо. Это требует постоянного мужества и силы, которые помогают ему преодолевать любые препятствия и неудачи, которые могут удерживать его от поиска решений, которые он ищет.

Способность к настойчивости

Визуальный мыслитель понимает, что единственный способ добиться успеха — это потерпеть неудачу, быстро и продолжать упорствовать, несмотря на любые препятствия, с которыми он может столкнуться.

Изобретатели, гении и успешные люди на протяжении всей истории добились потрясающих результатов, потому что они были готовы бросить много вещей в стену, пытаясь закрепить несколько идей. Они не обязательно были умнее или талантливее своих сверстников. Они просто продолжали попытки и не позволяли неудачам или осечкам погасить их любопытство и воображение.

Таким образом, человек с визуальным мышлением понимает, что если он будет упорствовать достаточно долго в течение определенного периода времени, он в конечном итоге поймет, как решить любую проблему творчески и уникальным способом.

Проактивный характер

Визуальный мыслитель всегда движется вперед к своим основным целям в проактивном режиме. Вместо того, чтобы реагировать на проблемы, он всегда активно работает с ними, пытаясь найти оптимальные решения и результаты. Он постоянно спрашивает себя:

Эта деятельность приближает меня к моей цели или отдаляет?

Ответ на этот вопрос направляет его внимание и согласовывает его действия с наиболее приоритетными видами деятельности и задачами, которые принесут ему оптимальные результаты, к которым он стремится.

Сосредоточенность на экспериментах

Визуальный мыслитель культивирует ранний несовершенство, чтобы уловить как можно больше различных идей и точек зрения — так же, как ученый, который проводит множество вариаций одного и того же эксперимента. Это сопряжено с риском и может привести к ошибкам. Тем не менее, этот процесс важен, потому что он помогает расширить возможности.

Этот начальный этап экспериментирования вскоре сменяется перфекционизмом, поскольку данные начинают превращаться из конкретных идей в решения проблем, с которыми сталкивается визуальный мыслитель.

Визуально мыслящий человек понимает, что для выполнения этой работы он должен обладать сильными организаторскими способностями, должен постоянно стремиться к совершенству, должен придерживаться высоких стандартов мышления и должен развивать ключевые способности чемпиона-гроссмейстера — способность определить закономерности и продумать несколько ходов в будущее.

Сосредоточен на решениях

Визуальный мыслитель смотрит на проблемы, задает вопросы, анализирует проблемы и разбирает проблемы, однако он всегда остается твердо сосредоточенным на поиске решений этих проблем, независимо от того, с какими препятствиями он может столкнуться или насколько мрачными текущий прогноз может быть.

Сосредоточенность на простоте

Визуальный мыслитель понимает, что самые простые решения часто могут решить самые сложные проблемы. Поэтому он сосредотачивается на том, чтобы максимально упростить свои концепции и идеи на протяжении всего процесса визуального мышления, полностью осознавая, что чрезмерное усложнение информации может привести к путанице, а также может очень легко увести его с курса в неправильном направлении.

Нацеленность на рост

Визуальный мыслитель рассматривает неудачу как возможность для роста. Это, естественно, порождает глубокое стремление к самореализации, мотивируя ее постоянно бросать себе вызов, ища действия, которые расширяют ее способности визуального мышления. Поскольку она сосредоточена на росте и самореализации, это, естественно, побуждает ее:

  • Учиться на всех формах критики.
  • Переосмыслите проблемы как возможности для роста.
  • Открыто принимайте все вызовы.
  • Стойкость перед лицом невзгод.
  • Найдите вдохновение в успехах других людей.

Если она не умеет что-то делать, то просто спрашивает:

Могу ли я научиться этому?
Как я научусь это делать?

Развивает воображение

Визуальный мыслитель осознает, что его величайшая сила заключается в его способности находить закономерности, создавать ассоциации и концептуализировать идеи из существующих фрагментов информации новым и уникальным способом. Это требует некоторых размышлений и размышлений, которые помогут разжечь его творческое воображение.

Терпение

Визуальный мыслитель понимает, что творческие усилия могут занять время и поэтому требуют большого терпения и подготовки. В результате она не навязывает ответы или решения, вместо этого она активно вносит небольшие коррективы в свой подход и стратегию, чтобы открыть дверь новым взглядам и пониманию, которые помогут открыть решения и возможности, которые она искала.

Страсть

Визуальный мыслитель понимает, что инновации и идеи легко приходят к тем, кто одержим поиском решения проблем. Предмет их проблемы буквально поглощает их, заряжает энергией и в конечном итоге вдохновляет на создание прорывных идей.

Любопытство и игривость

Визуальный мыслитель всегда хочет знать больше, узнавать больше и находить решения, которые другие просто не могли найти. Поэтому он подходит к каждой задаче и деятельности любопытным и игривым образом, напоминая ребенка, впервые изучающего что-то новое.

Оптимистичный прогноз

Наконец, визуальный мыслитель культивирует позитивный психологический настрой — полностью осознавая, что проблема не может быть решена, если он не сможет увидеть свет в конце туннеля. Однако в то же время она всем сердцем понимает, что не должна игнорировать проблему или не учитывать реальность ситуации.

Таким образом, решение заключается в том, чтобы сначала определить проблему, затем определить причинно-следственные связи, порождающие проблему, и, наконец, найти способы собрать воедино все соответствующие данные и информацию, которые помогут решить проблему.

Готовы ли вы стать волшебником с визуальным мышлением?

Прежде чем мы закончим, я думаю, важно отметить, что если вы физически и эмоционально не потратите время на то, чтобы внедрить изложенные здесь принципы визуального мышления, вам будет трудно успешно применить процесс визуального мышления в своей жизни. жизнь или бизнес.

Все, что мы делаем, начинается в уме, а затем переносится в реальный мир через наши решения, поведение и действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *