32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:
Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи.
Основные формы мышления.
Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:
Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу.
Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.Основные виды мышления.
В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:
Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида.
Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
Словесно-логическое (абстрактное) мышление
– данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.
Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.
Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.
Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.
какие виды и типы бывают
- Главная
- Блог
- Психология
- Что такое мышление, за что оно отвечает и как работает?
Вернуться к статьям
Скрыть
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Забронировать место
Вебинар
Развитие эмоционального интеллекта
Подробнее
Скрыть
Психология
19. 05.2021 | 787 просмотров | Дата обновления: 24.03.2023
Автор статьи
Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог
Сохранить статью:
В статье рассказывается:
Общеизвестен тот факт, что от прочих млекопитающих человека отличает способность к мышлению. А что такое мышление? Из этой статьи вы узнаете, каким может быть мышление, что за функции выполняет, какие задачи способно решить, и с чем связано.
Понятие мышления
В психологии мышление — это процесс познавательной деятельности человека. Благодаря этой особенности, свойственной только высшим приматам, индивид моделирует реальность, которая его окружает. Как уже было замечено ранее, мышление является сугубо человеческим свойством — животные, включая человекообразных обезьян, познают мир и формируют представление о нем преимущественно с помощью ощущений.
Изучая суть мышления, психологи и философы определили две важных его особенности: опосредованность и обобщенность. Проще говоря, через мышление каждый человек способен познать окружающий мир как прямо, так и косвенно, а также прийти от общего к частному.
Формы мышления
Итогом любой мыслительной деятельности становится формирование понятий, суждений и умозаключений. Что это?
- Понятие представляет собой общее представление человека о чем-либо.
- Суждение — это способ мышления, в процессе которого происходит либо утверждение, либо отрицание какого-либо признака конкретного предмета или явления.
- Умозаключение (логическое умозаключение) — это форма мышления, заключающаяся в формировании последовательности из нескольких суждений.
ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим
Алина Степанчук
Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»
Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами.
Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!
Стоит отметить, что исходная (то есть, наиболее простая форма мышления) — это суждение. Именно оно, в конечном счете, приводит к формированию у индивида понятий и вынесению умозаключений.
Функции мышления
- Обобщение. Благодаря мышлению, мы можем выделить несколько общих качеств и свойств у разных предметов окружающей действительности.
- Анализ. Под анализом понимается функция мышления, позволяющая из целого выделить составляющие. Обратный анализу процесс называется синтезом.
- Сравнение. Благодаря данной особенности мышления, мы можем выявить, чем определенные предметы похожи друг на друга, а в чем состоит их отличие.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Пройти тест
Типы мышления
Если понаблюдать за поступками и послушать, о чем говорят разные люди, то можно обнаружить, что мышление у них организовано по-разному. Эта разница определяет то, к какой категории относится каждый конкретный человек.
- Интроверсия и экстраверсия. К интровертам относятся те люди, чье мышление направлено вовнутрь. Соответственно, у экстравертов все мысли — о том, что их окружает.
- Практика и теория. В первом случае люди больше сконцентрированы на воплощении чего-либо в реальной жизни. Во втором — немного оторваны от реальности, так как больше привыкли философствовать, нежели делать.
- Позитивизм и негативизм. Как следует из названия, первые подмечают положительные моменты в конкретной ситуации, вторые — видят сначала отрицательные качества или черты.
- Логика и эмоции, интуиция. Люди с хорошо развитой логикой доверяют получаемой извне информации. Те же, кто полагается на интуицию, больше верят эмоциям и впечатлениям.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что мышление — это одно из самых высоких качеств человека. Более подробно ознакомиться с другими составляющими нашего сознания вы можете с помощью статей раздела «Психология».
Категории по теме:
- Все статьи
- Нутрициология
- Коучинг
- Сексология
- Психология
- Дизайн интерьеров
- Эксперт.PRO
Вебинар
2 апреля
19.00
Ведущий вебинара
Павел Лебедько
Развитие эмоционального интеллекта
Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить
Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется
Даю согласие на обработку своих персональных данных
Психология
Генограмма семьи: как использовать опыт предков?
Психология
Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности
Психология
Развитие различных видов мышления
Психология
5 моделей детско-родительских отношений
Концепции мышления: определение и психология
Что такое мышление? Как мы мыслим мозгом? Наш разум — это бесконечные загадки мыслей, проблем и решений. Как работает все это мышление?
- Какие понятия мышления в психологии?
- Что такое определение мышления в психологии?
- Какие концептуальные инструменты мышления существуют в психологии?
- Каковы некоторые примеры и характеристики мышления в психологии?
Концепции мышления в психологии
Мышление — это широкая тема, и существуют разные типы, способы и характеристики мышления. В центре этой темы находится то, что мы называем познанием.
Познание — это все умственные способности и действия, связанные с запоминанием, мышлением, общением и знанием.
Концепции
Как мы организуем всю информацию, о которой думаем? Мы мысленно распределяем информацию по категориям. Понятия — это мысленные группировки событий, сходных объектов, идей и людей. Фрукты являются примером концепции. Есть много видов фруктов, которые вписываются в эту категорию в нашем сознании. Более того, концепция желтых фруктов, вероятно, заставляет вас думать о бананах и ананасах.
Группировка информации в концепции дает нашему уму меньше работы. Без такой организации информации нам пришлось бы придумывать новое слово для всего! Как мы создаем концепцию в уме? Создание концепции начинается с прототипа!
Прототипы
Прототипы — это просто репрезентативные мысленные образы или примеры концепции. Когда мы сопоставляем новый элемент с прототипом, это создает путь для быстрой сортировки, чтобы потом его было легче вспомнить. Когда вы думаете о фруктах, какие фрукты первыми приходят на ум? Это яблоко? Если да, то, вероятно, это ваш фруктовый прототип! Он говорит вам, что квалифицируется как фрукты и должно быть отсортировано в эту категорию.
Когда мы сталкиваемся с новым для нас объектом, нам может понадобиться новый прототип. Мы можем создать в уме совершенно новую категорию для объекта или узнать больше об объекте, чтобы увидеть, можем ли мы поместить его в существующую категорию. Может быть, мы полностью изменим наше понимание концепции и прототипа, чтобы соответствовать новому примеру!
Знаете ли вы, что помидоры — это фрукты? Фрукты содержат мякоть и семена, и помидоры идеально подходят под эту категорию. Огурцы, авокадо, оливки и кукуруза также являются фруктами. Бамия и стручковая фасоль также технически являются фруктами. Нужно ли изменить вашу концепцию и прототип фруктов, чтобы приспособить их к этим продуктам питания?
Концепция и прототип, StudySmarter Original
Определение мышления в психологии
Когда мы намеренно и тщательно применяем наши мысли к окружающему миру, чтобы понять, связать и решить проблемы, наше познание превращается в критическое мышление . Джон Дьюи (1910) ввел термин критическое мышление и описал его как применение понимания . Он также называл критическое мышление рефлексивным мышлением или рефлексивным мышлением.
Критическое мышление Джона Дьюи
Джон Дьюи заявил, что критическое или рефлексивное мышление начинается с желания решить проблему . Дьюи говорит, что поиск ответа на основе имеющихся данных является абсолютной сущностью научного подхода. Ответ на вопрос с использованием научного подхода требует творчества, интеллектуальная честность и надежное суждение.
I интеллектуальная честность — решение проблем с беспристрастным и честным отношением.
Исследователь пришел к выводу об исследовании. Позже исследователь просматривает исследование и понимает, что допустил ошибку. Если они интеллектуально честны, они признают ошибку и исправят ее.
Критическое мышление требует более высокой формы обработки мысли и утонченной когнитивные способности . Критическое мышление требует таких навыков, как концептуализация, интерпретация и анализ . Как мы мыслим критически? Например, когда мы сдаем тест по математике, какие когнитивные инструменты или концепции мы можем использовать, чтобы ответить на вопросы?
Концепции и инструменты мышления в психологии
Точно так же, как вам нужны инструменты для создания вещей в реальной жизни, мы используем когнитивные инструменты для решения проблем и понимания новой информации.
Инструменты мышления в таксономии Блума
Бенджамин Блум (1956) разработал иерархию когнитивных инструментов, названную таксономией Блума . Он включает в себя 6 уровней когнитивных инструментов, которые переходят от простого к сложному. Эти уровни (по порядку): запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, и создание . Если вы хотите узнать, насколько хорошо вы понимаете тему, посмотрите, сколько инструментов Блума вы можете использовать, когда думаете и говорите на эту тему.
Таксономия Блума, StudySmarter Original
Подумайте о предмете или теме, которую вы очень хорошо знаете. Мы будем использовать цветы в качестве примера. Что вы помните о цветах? Какие факты вы можете легко извлечь из своего ума? Как хорошо ты разбираешься в цветах? Понимание может выглядеть как суммирование частей цветка, сравнение различных видов цветов, классификация цветов по группам, объяснение того, как функционируют части цветка, и интерпретация научного языка о цветах.
Основываясь на своем понимании, вы можете применить свои знания о цветах. Если вам показывают определенный цветок, можете ли вы рассказать о нем кому-нибудь? Подача заявки часто также включает в себя анализ. Можете ли вы отличить разные цветы, организовать их и приписать им разные функции? Если вы можете применить и проанализировать тему, вы готовы приступить к ее оценке. Имеет ли смысл то, что вы уже узнали о цветах?
Возможно, раньше вы узнали о цветах что-то, что теперь известно только для определенных видов цветов. Вы критикуете учебники, которые чрезмерно обобщают этот аспект цветов. Чем больше вы знаете о такой теме, как цветы, тем больше вы можете оценить, что другие люди говорят и пишут о них. Создание — высший уровень таксономии Блума. Сможете ли вы со всеми своими знаниями о цветах составить реалистичный план цветочной фермы? Можете ли вы предложить решения проблем в выращивании цветов? Можете ли вы найти новые способы дольше сохранять свежесть срезанных цветов?
Цветочная ферма, pexels
Примеры концепций мышления в психологии
Мы в значительной степени полагаемся на различные виды мышления, чтобы найти ответы на многие вопросы и проблемы в жизни. Каковы примеры использования различных видов мышления в реальной жизни?
Алгоритмы
На уроках естествознания или математики нас учат алгоритмам, которые помогают нам находить решения. Алгоритм — это метод или процедура поиска решения проблемы. Примером этого является PEMDAS или порядок операций в математике. Ответ на математическую задачу будет разным в зависимости от того, какой порядок операций вы используете для ее решения! Алгоритмы гарантируют правильный ответ, если они используются правильно.
Эвристическое мышление
Более простой тип мышления называется эвристическое мышление . Хотя эта стратегия проста и быстра, в ней также много места для ошибок. Вы можете думать об эвристическом мышлении как о методе проб и ошибок для решения проблем.
Вам нужно поменять лампочку в доме, но вы не знаете, какую лампочку купить. Вы идете в магазин и покупаете тот, который похож на тот, что дома. Пробуя новую лампочку, вы понимаете, что это не тот тип лампочки. Вы повторяете процесс похода в магазин в поисках того, который, похоже, будет работать. В конце концов, вы найдете тот, который работает!
Что произойдет, если эвристическое мышление не даст вам решения? Часто мы уходим от проблемы и занимаемся своими делами. Проходя тест, мы можем пройти мимо вопроса, на который не можем ответить. Внезапно, без предупреждения, кажется, что ответ просто всплывает в вашей голове! Это называется прозрением , часто называют «Ага!» момент.
Характеристики мышления в психологии
Ментальные установки, интуиция и метапознание являются некоторыми характеристиками мышления в психологии. Подходим ли мы к проблеме каждый раз одинаково? Следуем ли мы внутреннему инстинкту или интуиции, чтобы ответить на вопрос? Что такое метапознание?
Ментальная установка означает подход к решению проблемы таким же образом, как и в прошлом. Это сработало для нас в прошлый раз, так почему бы не попробовать еще раз? Всегда ли этот подход или способ мышления работает для любого вида проблем? Нет, но ментальные установки все же могут быть полезны в качестве быстрого мышления. Если на улице идет дождь, мы автоматически берем с собой зонт, потому что зонт оказался полезным в прошлом.
А как насчет нашей интуиции ? Это мысли или чувства, интуиция, которые могут быть оторваны от разума или основаны на наших эмоциях. Интуиция означает, что вы просто знаете, что делать. Когда нам нужно действовать или решить проблему быстро, мы можем использовать интуицию, чтобы найти решение. Часто наша интуиция коренится в эвристическом мышлении.
Метапознание думает о вашем мышлении. Это то, как мы планируем, оцениваем и контролируем нашу работу по заданию, пониманию определенного предмета или решению проблем. Метапознание помогает человеку переупорядочить свои мысли о конкретной задаче или проблеме. Обучение, понимание и другие стратегии мышления укрепляют ваши когнитивные способности. В конечном счете, они помогают вам глубже размышлять о разных темах и развивать метапознание.
Вчера Мэдди и ее парень сильно поссорились. Они оба были уставшими и эмоционально реактивными. Мэдди думает о сегодняшней драке и понимает, что отреагировала, основываясь на своих эмоциях, и позволила эмоциям руководить своими мыслями. Она думает о своем мышлении и надеется использовать то, что она узнала из этого боя, чтобы помочь ей лучше реагировать в будущем.
Концепции мышления – основные выводы
- Познание – это умственные способности и действия, которые мы связываем с запоминанием, мышлением, общением и знанием.
- Концепты — это ментальные группировки событий, похожих объектов, идей и людей, а прототип — это просто репрезентативный мысленный образ или пример концепции.
- Джон Дьюи (1910) ввел термин критическое мышление и описал его как применение понимания или рефлексивного мышления.
- Шесть уровней таксономии Блума (по порядку): запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание.
- Ментальные установки, интуиция и метапознание — некоторые характеристики мышления в психологии.
Что такое познание? – Психология
Мышление и интеллект
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Описать познание
- Различать концепции и прототипы
- Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями
Представьте, что все ваши мысли являются физическими существами, быстро кружащимися в вашем уме. Как возможно, что мозг может переходить от одной мысли к другой организованным, упорядоченным образом? Мозг бесконечно воспринимает, обрабатывает, планирует, организует и запоминает — он всегда активен. Тем не менее, вы не замечаете большую часть активности вашего мозга, когда вы двигаетесь в своей повседневной жизни. Это только одна грань сложных процессов, связанных с познанием. Проще говоря, познание — это мышление, и оно охватывает процессы, связанные с восприятием, знанием, решением проблем, суждениями, языком и памятью. Ученые, изучающие познание, ищут способы понять, как мы интегрируем, организуем и используем наш сознательный когнитивный опыт, не осознавая всей бессознательной работы, которую выполняет наш мозг (например, Канеман, 2011).
Каждое утро, просыпаясь, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложное познание является важной чертой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно.
Когнитивная психология — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.
Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний ([ссылка]). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.
Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и перерабатываются в мысли.
Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Концепты — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многих отношениях являются большими идеями, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.
Понятия формируются нашей семантической памятью (вы узнаете больше о семантической памяти в следующей главе) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.
Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.
Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) ([ссылка]).
В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.
Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.
В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. Естественные концепции создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на прямом, так и на косвенном опыте. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений или опыта со снегом ([ссылка]).
(a) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это понятия, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные базовые формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)
С другой стороны, искусственное понятие — это понятие, определяемое конкретным набор характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.
Схема — это умственная конструкция, состоящая из группы или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.
Существует несколько типов схем. Ролевая схема делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.
Схема событий, также известная как когнитивный сценарий, представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт ([ссылка]). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)
Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)
Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) ([ссылка]).
Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этой схеме событий.
Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не смотрят на дверь. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку в последние годы текстовые сообщения и вождение автомобиля стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.
В этом разделе вы познакомились с когнитивной психологией, изучающей познание или способность мозга думать, воспринимать, планировать, анализировать и запоминать. Понятия и соответствующие им прототипы помогают нам быстро организовать наше мышление, создавая категории, по которым мы можем сортировать новую информацию. Мы также разрабатываем схемы, которые представляют собой кластеры связанных понятий. Некоторые схемы включают в себя рутинные мысли и поведение, и они помогают нам правильно действовать в различных ситуациях, не «думая дважды» о них. Схемы проявляются в социальных ситуациях и рутинах повседневного поведения.
Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается изучением ________.
- человеческое развитие
- человеческое мышление
- поведение человека
- человеческое общество
B
Что из следующего является примером прототипа концепции лидерства в спортивной команде?
- менеджер по оборудованию
- секретарь
- капитан команды
- самый тихий член команды
B
Что из следующего является примером искусственного понятия?
- млекопитающие
- площадь треугольника
- драгоценных камней
- учителей
B
Схема событий также известна как когнитивная ________.