Мышление психология это: Мышление (психология) | это… Что такое Мышление (психология)?

Мышление в психологии — Психологос

Мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Мышление без-образное (англ. imageless thought) — мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов (вюрцбургские психологи).

Мышление визуальное (англ. visual thinking):

1. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы (представления, воображения ( А. Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» (1968)).

2. Вид творческого мышления, продуктом которого является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Мышление дискурсивное (discursus — рассуждение) — опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.

Мышление комплексное (англ. complex thinking) — мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии. Подробнее…

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.

Мышление наглядно-образное — вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

Мышление образное — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.

Мышление практическое (англ. practical thinking) — процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.

Мышление продуктивное (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. Подробнее…

Мышление теоретическое — основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Мышление технократическое — (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (и психотехники) над человеком и его ценностями. Это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства. Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.

Мышление — Шпаргалки. Общая психология

Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно — психологии и физиологии. (с точки зрения физиологии и психологии — это определение вернее)

Мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление — процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

 

Виды мышления:

Наглядное и вербальное

Содержание используемых средств

Реалистическое, идеалистическое, эутистическое

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Степень соответствия реальности

Репродуктивное и творческое

Степень новизны и оригинальности

Произвольное (присутствует целенаправленное усилие) и непроизвольное

Степень сознательного контроля и управления

Логическое (аналитическое) и интуитивное

Характер протекания

Научное и религиозное

Мировоззренческая позиция

Теоретическое (на основе теоретических рассуждений) и практическое (основано на решении практических задач)

Характер решаемой задачи

Дискурсивное (опосредованное ложкой рассуждения, а не восприятия) и интуитивное (на основе непосредственных чувственных восприятий)

Слепень развернутости

 

Мышление характеризуется как познавательная деятельность «высшего уровня» поскольку оно зависит от более фундаментальных компонентов процесса обработки информации.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

 Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

В учебнике Р.С. Немова мышление определяется как особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

В учебнике Солсо «Когнитивная психология» мышление определятся, как процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация; это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач.

Солсо приводит три основные характеристики мышления (Mayer, 1983):

1.       Мышление когнитивно, т.е. происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению.

2.       Мышление — это процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями.

3.       Мышление направленно, и его результаты проявляются в поведении, которое «решает» некоторую проблему или направлено на ее решение.

Специфическим результатом мышления может выступить понятие обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. С формированием понятий мы уже сталкивались, когда говорили о семантической памяти, в той теме описывалось то, как понятия структурированы в семантической сети, в этом разделе мы сосредоточимся на правилах, связывающих признаки понятий. Формирование понятий — одна из самых важных когнитивных функций человека. Формирование понятий предполагает, что при обработке информации человеком происходит сортировка признаков объектов или событий на связуемые группы.

Изучение мышления очень тесно связано с логикой. Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса;

логика — это наука о мышлении. Основателем формальной логики считается Аристотель, который два тысячелетия назад ввел систему рассуждения, или обоснования суждений, которую он назвал силлогизмом. Силлогизм состоит из трех частей: большой посылки, малой посылки и вывода. Вывод, полученный путем силлогистического рассуждения, считается достоверным, если все посылки истинны и верна его форма. Мышление, которое происходит по законам логики называется формальным мышлением.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Мышление

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Мышление

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Мышление

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Психология, мышление и интеллект, что такое познание?

Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис.). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.

Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.

Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. Понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многом представляют собой большие идеи, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.

Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнали об этом понятии, когда изучали память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.

Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, соглашаются многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от нашей повседневной рутины до руководящих принципов, лежащих в основе функционирования правительств.

Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. Прототип — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) (рисунок).

В 1930 году Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.

Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.

Что такое мысль? | Psychology Today

В повседневной жизни часто можно услышать, как кто-то говорит: «Мне только что пришла в голову мысль» или «Эта мысль только что пришла мне в голову». Например, у кого-то может возникнуть мысль о событии, которое произошло во время последнего Суперкубка. Мысли могут быть похожи на идеи, воспоминания, картины или песни. Обычно это кратковременные дискретные события, в отличие от постоянных событий, таких как постоянное бормотание кондиционеров или дождь. Мы все испытываем мысли и без проблем идентифицируем их и говорим о них другим.

Какими бы банальными ни были разговоры о мыслях, с нейробиологической точки зрения остается загадкой, что такое мысли. Они, безусловно, вызваны работой мозга, но у нас пока нет четкого представления о том, что именно в работе мозга их вызывает. Задействованы ли конкретные виды нейронов? Как срабатывает популяция нейронов? Требуют ли сознательные мысли активации определенных сетей областей мозга или трактов (информационных магистралей, позволяющих областям мозга общаться друг с другом)? Требуют ли мысли активации перцептивных областей мозга (спорное мнение)? На данном этапе научного понимания мы просто не знаем.

Похоже, что перед тем, как у человека возникает сознательная мысль, за кулисами работают бессознательные мозговые процессы, которые генерируют мысль. Во время этого непрозрачного процесса, по-видимому, задействованы бессознательные представления и расчеты. Великий Герман фон Гельмгольц называл эти закулисные процессы «бессознательными умозаключениями», а Вильгельм Вундт, отец экспериментальной психологии, называл сознательное мышление высокоуровневой «апперцепцией», поскольку оно включает более бессознательный анализ и интерпретаций, чем «нормальное восприятие», которое для него могло происходить бессознательно.

Эдвард Чейс Толмен — великий экспериментатор и теоретик психологии — первым продемонстрировал, что мысли (например, воспоминания о расположении лабиринта) влияют на действие. Толмен продемонстрировал, что поведение крыс при прохождении лабиринта не может быть вызвано только внешними сигналами, а требует информации, которая находится только в уме крысы, информацию, которую он назвал «когнитивной картой».

Причудливый термин для обозначения мыслей в когнитивной науке и нейронауке — «ментальное представление», который продолжает оставаться сложным термином, поскольку некоторые мысли (например, настроение, восприятие шума в ушах), кажется, не очень связаны с «представлением». (Есть также споры о том, имеют ли мысли перцептивный или неперцептивный формат.) Толмен был первым, кто систематически продемонстрировал, что мысли необходимы для объяснения явного поведения.

Вслед за Толменом великий когнитивный психолог Роджер Шепард показал, что люди действительно могут манипулировать этими ментальными представлениями, как в случае мысленного вращения, когда человек мысленно вращает мысленный образ. (Пионеры Галлистел, Барсалу и Косслин, наряду с другими, также внесли свой вклад в наше научное понимание того, что такое мысль.) В экспериментах Шепарда испытуемые мысленно вращали кубический объект, изображенный слева.

Источник: Эсекьель Морселла

Вот демонстрация ментального вращения из книги Пинкера Как работает разум : Представьте число 3 и поверните его на 90 градусов против часовой стрелки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *