Мышление развитие: Формирование и развитие мышления

Развитие мышления в психологии

Психология

17.05.2021  |   1309 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

Как вы считаете, у вас развитое мышление? А что вы делаете для его развития? Большинство людей, услышав этот вопрос, удивленно вскинут брови — разве нужно что-то делать? Нужно. О том, как строится работа по развитию мышления, мы сейчас и поговорим.

Способность мыслить — отличительное свойство человека. Процесс развития мышления начинается в раннем детстве. Ребенок проходит огромный путь в развитии мышления под руководством взрослых. Мышление — это процесс, деятельность, движение в потоке информации, которой с каждым годом в мире становится все больше и больше.

Развитие способностей мышления — это не только и не столько восприятие действительности, сколько реальная возможность на нее повлиять, изменить, улучшить.

Именно поэтому развитие мышления важно не только в детстве, но и у взрослых людей.

Основы развития мышления опираются на свойство нейропластичности мозга — новые нейронные связи образуются в течение всей жизни человека. На этом в частности базируется концепция непрерывного образования lifelong learning.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест


Основные методы развития мышления

Существуют разные виды мышления, например:

  • наглядно-образное;
  • абстрактное;
  • наглядно-действенное;
  • логическое;
  • творческое и др.

Система развития мышления включает упражнения, способствующие развитию различных видов мышления.


Развивающееся мышление

Характерные черты

Приемы развития мышления

Наглядно-образное

  • образное представление реальности;
  • присвоение объектам и явлениям новых качеств;
  • решение проблем с упором на зрительные образы
  • вспомнить встреченного человека и в деталях описать его внешность, прическу, одежду и т. д.;
  • вспомнить встречу с друзьями во всех деталях: сколько человек, во что одеты, еда и напитки, темы разговоров, позы, ощущения и т.д

Абстрактное

  • выделение наиболее значимых деталей;
  • имеет формы: понятие, суждение, умозаключение
  • за 5 минут написать максимальное число слов на буквы «ж», «ш», «ч», «я»;
  • читать слова и словосочетания наоборот;
  • определять различия между близкими понятиями, например, повестью и романом и т.д.     

Наглядно-действенное

  • практичность;
  • решение мысленных задач через представление реальных ситуаций

Средства развития наглядно-действенного мышления:

  • шахматы;
  • головоломки;
  • пазлы и пр.

Логическое 

  • обоснование процессов и явлений;
  • осмысленная оценка окружающего мира;
  • грамотное выстраивание речи и суждений

Способы развития логического мышления:

  • выбор из группы слов лишнего по смыслу;
  • решение смысловых загадок и пр.

Творческое

  • нестандартное решение задач;
  • необычные систематизация и анализ информации;
  • эффективное усвоение новых знаний;
  • быстрое переключение между задачами

Методики развития творческого мышления:

  • импровизация и поиск новых решений для повседневных задач;
  • выход за границы установленных правил;
  • расширение кругозора;
  • путешествия, новые места, новые знакомства;
  • обучение новым навыкам для развития процессов творческого мышления и пр.

Развитие разных типов мышления имеет цель активизировать работу мозга, правильно применять полученные знания извлекать пользу из доступной информации —  это важно и актуально в любом возрасте. Условия развития мышления — это прежде всего желание самого человека не останавливаться в развитии и стремиться выйти из зоны комфорта.

Развитие навыков мышления должно продолжаться у человека всю жизнь. Развитое мышление отражается на качестве жизни и способствует ее улучшению. Хотите знать больше? Читайте статьи в разделе «Психология». 

Вебинар

05 января

19.00

Ведущий вебинара

Павел Лебедько

Развитие эмоционального интеллекта

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

Спасибо, что оставили свои контактные данные
наш менеджер скоро с вами свяжется

 

Даю согласие на обработку своих персональных данных

Развитие образного мышления / Хабр

Пламенный привет, дорогие хабравчане!

В своей дебютной статье я хочу рассказать вам об упражнениях-играх на развитие образного мышления, которые будут полезны не только людям творческих профессий: в отличие от упражнений на развитие воображения, в которых идет доминирование правого полушария, прокачка образного мышления активно задействует аналитические способности, а это уже симбиоз двух полушарий.

Поэтому эти упражнения прекрасно подойдут не только для получения каких-либо плодов для людей, чья работа хоть как-то связана с образной информацией, но и любому человеку, который хочет иметь острый ум и налаженное взаимодействие обоих полушарий мозга.

Упражнения следует выполнять в комфортной обстановке: отсутствие ограничения по времени, отсутствие соревновательной мотивации и критики действий, средняя степень мотивации достижения. В упражнениях ценится не только количество произведенных ответов, но и их оригинальность. Протестировать свое образное мышление можно в одной из глав замечательной методички «Диагностика и активизация творческих способностей».

Приветствуются тренировки на доморощенном по ходу дела сырье (загогулины, кляксы, друдлы и прочее). Приложенные примеры к упражнениям, не имеющие ссылку на автора, выполнены мной.

Каждому упражнению можно посвятить отдельную статью (что я постараюсь сделать в будущем), пока же быстрый обзор основных.

Друдлы
Одна из рекламных кампаний бразильской школы креатива была основана на этом простом упражнении, когда несложную линию или фигуру требуется разрисовать по своему усмотрению:

Можете использовать заранее растиражированные несложные фигуры на А4-листе либо отталкиваться от собственных спонтанных линий по ходу упражнения.

Кляксы
В отличие от предыдущего упражнения, где мы использовали линии, в этом требуется вдохновляться сплошными фигурами: кляксами, пятнами, облаками и другими любыми абстракциями:

Кляксы не обязательно могут быть монохромными: посмотрите какой цикл работ, основанный на цветных пятнах, получился у замечательного португальского иллюстратора Filipe dos Santos:


Образное выражение
Суть упражнения в рассказе вербальной смысловой единицы (фразы, предложения) в образном варианте.
Чем-то это упражнение напоминает старые добрые ребусы. И действительно, часто из таких занятий получаются отличные «ребусные» логотипы:





Авторы: Richard Fonteneau, Jens Wickelgren, s-farm, Helms Workshop

Если не хочется тратить время на обдумывание фразы, можно использовать афоризмы, пословицы, слоганы, названия и фразы из песен, фильмов и прочие известные выражения:

В сети популярны иллюстрации, в которых отображены словесные выражения-казусы типа «Медведь собирает грибы в лису», «Курицы – не сушки», «Рыба пила» и прочие:


Автор werebober

Желающим подробнее изучить соотношение знака и смысла поможет семиотика.

По образному подобию
В этом упражнении требуется найти образные синонимы объекта в целом либо его отдельных частей. Например: cкрипка ~ талия ~ бутылка.

Цепочка может быть либо центрированной (синонимы вытекают от изначального варианта), либо последовательной (синонимы цепляются от предыдущего варианта), либо хаотичной (какая-либо последовательность не соблюдается).

Можно усложнить упражнение и составлять цепочки не только по образному подобию, но и по функциональному, прикладному и прочим. Эта методика называется визуальной матрицей.

Калейдоскоп
Суть этой игры очень простая и основана на соотношении объекта и нашей проекции на него. В этой игре мы просто жонглируем нашими проекциями на наблюдаемое. Избитый пример – стакан наполовину пуст или полон.

Достаточно просто выписывать варианты вербально. Для умеющих рисовать открывается больше возможностей: можно по новому взглянуть на знакомых личностей, привычные процессы, бытовую жизнь и другие аспекты нашей жизни:


Из дембельского альбома Бритни

Именно поэтому так популярны ресурсы с подобными плодами (демотиваторы, блоги, например, Проснись, группы в соцсетях): свежий взгляд на избитые образы, мнения, процессы всегда удивляет и смешит.

На этом мой обзор заканчивается. Буду рад комментариям, в которых вы расскажете о методиках и упражнениях, не упомянутых в этой статье.

навыков мышления | Обучение и развитие

Поддержка развития навыков мышления у маленьких детей откроет возможности для обучения на протяжении всей жизни, говорит Памела Мэй…

«Почему деревья пусты?» Этот вопрос задал мне любопытный трехлетний ребенок, когда мы вместе гуляли по саду за моим домом одним зимним днем. Подобные головоломки часто задают очень маленькие дети, и у каждого из нас есть собственные воспоминания о подобных восхитительных, часто оригинальных и неожиданных примерах детского любопытства. Хотя мы можем внутренне улыбаться тому, как сформулированы эти вопросы, мы отвечаем на них со всей ясностью и честностью, на которые только способны, поскольку признаем их важность для развивающейся способности ребенка замечать, понимать и рассуждать. Их способность замечать, что происходит в окружающем мире, является ключевым элементом в развитии хороших навыков мышления, которые им понадобятся, чтобы стать успешными учениками. Каждому ученому, дизайнеру, писателю, повару или ремесленнику необходимо уметь замечать небольшие изменения в том, что они видят в ходе своей работы, и уметь вдумчиво и взвешенно реагировать на то, что они видят. Тогда можно делать обоснованные суждения и достигать понимания в результате того, что они заметили.

Этот процесс воспитания вдумчивого подхода к жизни начинается в колыбели с любви и уважения между опекуном и ребенком. Ребенок, который участвует в разговорах, ему поют и читают взрослые, которым нравится его общество, с самого раннего возраста знает, что его чувства и идеи важны для тех, кого он любит. С этой отправной точки растет понимание того, что мир работает по шаблонам, которые она может понять и играть активную роль в формировании. Будучи взаимозависимым с доверчивыми взрослыми, очень маленький ребенок будет двигаться к тому, чтобы стать независимым и обрести уверенность в себе, чтобы вносить предложения, выражать идеи и делать выбор, который, как он знает, будет оценен.

Дети, которые испытывают любовь, заботу и отзывчивость, будут процветать во всех сферах своего развития. Например, в эмоциональном развитии уверенный ученик начнет сопереживать другим и понимать, что они могут чувствовать. В своем когнитивном развитии они начнут играть с концепцией символизма, понимая, что одна вещь может представлять в игре что-то другое. Это открывает совершенно новый мир возможностей, поскольку идея «что, если?», а не «что есть», разыгрывается в творческих ролевых играх.

Положительные привычки

Типы опыта, к которым ребенок должен иметь доступ, чтобы поощрять формирование успешных привычек обучения, закреплены в EYFS. В нем говорится, что выделяется ряд характеристик, описывающих факторы, возникающие у ребенка, которые играют центральную роль в обучении и в том, чтобы стать эффективным учеником. Способы обучения, которые поддерживают эти характеристики, были сгруппированы в рамках обязательств EYFS и включают:

● игры и исследования;

● активное обучение;

● творчество и критическое мышление.

Эти характеристики настолько важны, что теперь они составляют часть Профиля раннего возраста, и практикующие врачи должны учитывать и комментировать, как их ключевые дети развиваются в развитии этих аспектов. Опять же, как правильно говорит EYFS, эти характеристики обучения касаются процессов, а не результатов. Предполагается, что практикующие будут замечать, как дети учатся, замечая отношение, которое они видят. Наблюдаемые установки у детей, которые позволяют предположить, что у них развиваются эти характеристики, могут быть следующими:

● концентрация;

● постоянство;

● допрос;

● энтузиазм к новым знаниям;

● возможность обратиться за помощью;

● использование своей инициативы для решения проблем;

● быть готовым к работе;

● преодоление неудач;

● применение своих знаний в новых ситуациях;

● пользующийся успехом;

● способность планировать и анализировать деятельность.

Специалисты-практики могут помочь детям в развитии положительных привычек к обучению двумя основными способами. Во-первых, в учебной среде должны быть интересные и сложные элементы, которые раскроют естественную склонность детей к любопытству и исследованию. Обстановка, которая раскроет у детей характеристики эффективного обучения, будет местом, где, хотя рутина и опекуны остаются неизменными, иногда случаются удивительные вещи, иногда что-то идет не так или возникают неожиданные результаты. Например, во внешней зоне будет баланс между безопасностью и вызовом, с укромными уголками, которые нужно исследовать, ямами, которые нужно вырыть, где-то залезть и где-то спрятаться. Детям будет предложено выбрать свои собственные занятия, быть внутри или снаружи, комбинировать различные предметы оборудования и использовать их в своих целях.

Отзывчивые взрослые будут рядом, чтобы участвовать в устойчивом совместном мышлении, которое может вести в разных направлениях, неизвестных с самого начала, но со всеми открывающимися возможностями. То, что было изучено ранее, может быть применено к новым ситуациям, и дети могут начать опираться на предыдущий опыт, чтобы планировать и предсказывать свой следующий образ действий.

Учебная среда такого типа представляет интерес как для взрослых, так и для детей. Акцент здесь делается не столько на совокупности изучаемых знаний, сколько на процессах позитивных стилей обучения, которые поощряются. К счастью, однако, по моему опыту, это не ситуация «или-или». Ведь там, где детям ставят реальные задачи и они уверенно участвуют в обучении, их база знаний значительно увеличивается, поскольку они открывают для себя важные вещи, которые необходимо практиковать, экспериментировать, записывать или вспоминать различными способами.

Навыки мышления

Вторая роль взрослых в поддержке развития критического мышления заключается в обучении детей навыкам, которые им необходимо будет использовать, когда они будут заниматься чем-то новым, и им нужен высокий уровень когнитивных функций для достижения успеха. Подумайте, например, о четырехлетнем мальчике в творческой зоне своего окружения, который хочет сделать машину из коробок, бумаги, клея, ножниц и степлера, которые есть в наличии. Какие навыки ему нужны? Ему понадобится хорошая память о том, как выглядит автомобиль. Он должен быть в состоянии сопоставить картинку в своей голове с тем, что может быть возможно с помощью оборудования, которое он может видеть, которое он имеет в своем распоряжении. Ему, вероятно, потребуются все перечисленные выше характеристики эффективного обучения, а также ключевой человек, который хорошо его знает и может чутко участвовать в этом проекте в роли поддержки.

Навыки, такие как развитие памяти, способность предсказывать, способность планировать и настойчивость, можно научить с помощью игр, стишков и историй, распорядков и бесед с маленькими детьми. Что необходимо, так это признание практическими работниками того, что эти навыки жизненно важны для детей, чтобы они могли максимально использовать свои возможности обучения. Между прочим, это не просто полезные навыки, которыми может овладеть ребенок, но, будучи надежно доступными для повседневного использования, становятся привычками ума, ведущими к творчеству и к тому, что часто называют положительной склонностью к обучению.

Детей, которые приобрели эти навыки мышления высокого порядка, иногда называют «мастерскими» учениками; то есть дети, которые рассматривают сложное новое обучение как реальную задачу и достижимую цель. Они верят, что по своей природе способны добиться успеха, прилагая усилия, и их уверенность и компетентность неуклонно растут. Такие привычки ума могут быть внедрены и взращены в раннем возрасте. Таким образом, специалисты по раннему развитию, обладающие глубоким пониманием развития ребенка, имеют все возможности для того, чтобы привить детям, находящимся под их опекой, любовь к учебе на всю жизнь.

Памела Мэй — автор книги «Мыслящий ребенок: создание основ понимания и компетентности».

  • Тема: Когнитивное развитие
  • Просмотр страницы в формате PDF: Загрузить сейчас

6 стадий критического мышления Чарльз Леон

Хотя творческое или дизайн-мышление является существенным отличием в 21 веке, все напрасно, если вы не дополняете креативность критическим мышлением.

Теория стадий критического мышления, разработанная психологами Линдой Элдер и Ричардом Полом, определяет шесть ключевых стадий развития критического мышления и предлагает путь для применения некоторых ориентиров для улучшения нашей способности анализировать проблемы и анализировать аргументы. Методы критического мышления, которыми пользуется большинство из нас, требуют меньших усилий и не требуют рефлексии. тогда как методы, которые овладевают аналитическим мышлением, требуют усилий и самоотверженности.

Конечно, критическое мышление требует усилий. Чтобы перейти к более высоким уровням мастерства, потребуются обязательства и время. Как и преднамеренная практика, критическое мышление использует обратную связь и обучение как метод продвижения вверх по пирамиде. Более высокие уровни мастерства не будут происходить подсознательно, вы должны приложить усилия! Это как думать, если ты не используешь это, ты теряешь это.

На мой взгляд, было бы неправильно полагать, что чистое, рациональное мышление не включает эмоций. Эмоции имеют решающее значение в принятии любого решения. Эмоции направляют наш выбор, информируя нас о том, чего мы хотим и что нам нравится. Это показывают люди, у которых было повреждение миндалевидного тела в мозгу, области, наиболее ответственной за эмоциональные реакции. При отсутствии какого-либо эмоционального руководства (как при повреждении миндалевидного тела) простые повседневные решения становятся невозможными. Даже решение о том, что есть, может быть мучительным для этих людей, поскольку они взвешивают бесконечные возможности, плюсы и минусы, так и не придя к какому-либо решению.

Эмоциональный интеллект тесно связан с критическим мышлением и мудростью.

Люди, которые не размышляют о своем мышлении, которые действуют исключительно на основе своих мнений, предубеждений и предубеждений, будут формировать неверные представления. Они не задумываются о том влиянии и последствиях, которые их решения могут оказать на их жизнь. Они импульсивны, им не хватает важных навыков, которые позволили бы им анализировать свои мыслительные процессы.

Они не применяют соответствующие стандарты к своему мышлению, такие как точность, четкость или логика, каким-либо последовательным образом. Большинство из нас когда-то были нерефлексивными мыслителями.

Этот человек осознает, какое место мышление занимает в его существовании и поведении, и осознает, что отсутствие критического мышления может перерасти в серьезные проблемы.

Чтобы решить проблему, вы должны сначала определить, что проблема существует. «Качественное мышление требует преднамеренного рефлексивного мышления о мышлении». (Старейшина и Пол). Это включает в себя также признание того, что ментальные процессы включают в себя ложные убеждения, предубеждения и ложные предположения. Однако на данном этапе, возможно, выявляются не все психические недостатки.

Человек с вызовом будет чувствовать, что критическое мышление включает рассмотрение предположений, выводов и других точек зрения. Они могут полностью осознавать собственный самообман.

Люди на этом этапе своего мышления могут полагать, что их мышление лучше, чем оно есть на самом деле, что затрудняет признание их собственного плохого мышления.

Люди на этом уровне мышления активно контролируют свое мышление и поведение в более широких областях своей жизни. Они осознали, что мышление может иметь белые пятна и другие проблемы, и начинают предпринимать шаги для их решения.

Начинающий мыслитель увидит ценность разума, станет лучше осознавать свои мыслительные процессы и рассмотрит основные предубеждения и предположения. В то же время новичок разовьет более высокие внутренние стандарты ясности, логики и точности и начнет осознавать роль эмоций и эго в критическом мышлении.

Здесь также Начинающий Мыслитель будет более восприимчив к критике и отзывам и будет использовать их для корректировки направления своего мышления.

Мыслитель-практик признает свои недостатки и разовьет некоторые навыки, чтобы справиться с ними. Они будут практиковать лучшие привычки мышления и будут регулярно анализировать свои мыслительные процессы.

Мыслитель-практик будет осознавать сильные и слабые стороны своего разума, хотя, возможно, без систематического способа проникнуть в суть своих мыслей. Они все еще могут быть подвержены самообману.

Чтобы добраться до этой стадии, человеку требуется «интеллектуальная настойчивость». Это включает в себя разработку систематического и целенаправленного плана с преднамеренными практическими методами, чтобы предпринять постепенные и контролирующие шаги для улучшения.

Мышление неизбежно движимо вопросами — вопросами, ответы на которые преследуют определенную цель. Для этого нам нужна информация, нам нужно интерпретировать и понимать эту информацию, делая выводы. Наши выводы основаны на наших предположениях и окрашены концепцией и нашей точкой зрения.

Продвинутый Мыслитель будет иметь прочные привычки, которые позволят ему размышлять о собственном мышлении с пониманием различных областей жизни. Как правило, они способны обнаружить предубеждения в собственном мышлении и понимании, а также с другой точки зрения. Они будут справедливы.

Хотя Продвинутый Мыслитель может полностью осознавать роль своего эго в потоке идей, он может быть не в состоянии увидеть все выводы и влияния, влияющие на его собственное мышление и мышление других.

Продвинутому Мыслителю будет комфортно с самокритикой, и он будет систематически пытаться совершенствоваться шаг за шагом. У них будут интеллектуальные озарения, которые перерастут в новые модели мышления и привычки. Они приобрели интеллектуальную целостность, распознавание несоответствий и противоречий, а также интеллектуальную эмпатию, чтобы иметь возможность смотреть на мир с чужой точки зрения и искренне понимать других. Продвинутые мыслители будут иметь интеллектуальную смелость, чтобы противостоять идеям и убеждениям, которые не обязательно принадлежат им.

Великие Мыслители полностью контролируют то, как они принимают решения и обрабатывают информацию. Они постоянно совершенствуют свои мыслительные способности. Регулярной практикой они поднимают уровень своего мышления до уровня сознательной реализации.

Великий Мыслитель сможет получить глубокое понимание психических процессов и получить контроль над своим эго. Это проявится в превосходных практических знаниях и озарениях, постоянном пересмотре предположений, логики и когнитивных искажений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *