Мышления формы и способы: Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы

Содержание

Пять ключевых способов мышления | Rusbase

  «Идет война за таланты». Эти слова мы слышим постоянно. Но кто же они, эти таланты, эти люди будущего? По-мнению Говарда Гарднера, гарвардского профессора психологии и автора теории «множественного интеллекта», будущее за людьми, сумевшими развить разнообразные способы мышления, и научившиеся их применять. В своей книге «Великолепная пятерка» Гарднер пишет о том, что перемены, происходящие в мире, требуют новых форм обучения и мышления и описывает пять типовмышления, благодаря которым «человек сможет смело смотреть в будущее и в случае необходимости — справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно».

Типы мышления

Говард Гарднер называет типами мышления не отдельные мыслительные способности, а умения, которые можно и нужно постоянно развивать: в школе, в ходе профессионального обучения, на работе. Вот она, «великолепная пятерка»:

1. Дисциплинарный тип — предполагает, что человек освоил, по крайней мере, одну модель мышления — способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии. «Лидерство и управление — тоже дисциплины, — пишет Говард Гарднер. — И все мы — ученые, лидеры корпораций, представители любой профессии должны постоянно совершенствовать свои навыки».

2. Синтезирующий тип — способность интегрировать идеи из разных дисциплин и областей знания в единое целое, а затем генерировать на этой основе новые идеи, концепции, подходы.

3. Креативный тип — способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены.

4. Респектологический тип — умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур.

5. Этический тип осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер (подробнее об этом типе мышления читайте в доп. материалах). Автор более 10 лет посвятил исследованиям, посвященным «достойной работе» — результативной, интересной и соответствующей принципам этики.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества — лишь мертвый груз практических знаний», — пишет Говард Гарднер.

Практическое применение

В идеале грамотный руководитель или менеджер выбирает сотрудников, уже овладевших этими типами мышления. В этом случае его основная задача — удержать их и дать возможность совершенствовать навыки.

Хуже, если сотрудник не обладает каким-либо из типов мышления. Конечно, можно попытаться развить недостающий навык, можно использовать такого человека на должности, где потенциальный вред будет минимальным — далеко не всегда нужно умение синтезировать или творить, например… Но вот от человека не способного к уважению или склонного к неэтичным действиям, по мнению Говарда Гарднера, нужно избавляться как можно скорее.

Люди будущего

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления. «Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать — сложная задача, — пишет Гарднер. — Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

Говард Гарднер. «Великолепная пятерка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху». М: «Альпина Бизнес Букс», 2008.

§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ. Логика: учебник для юридических вузов

§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ

Форма мышления

Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умозаключениях. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных признаков, относящихся к любому юридическому закону, к любому грабежу.

Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, Ь, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» — связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, знак «—» обозначает связь между ними.

Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания

.

Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».

Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.

Итак, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах.

Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Закон мышления

Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение».

Мысль — это результат процесса познания в форме понятия или суждения. Рассуждение — умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению.

Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция — европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик — европейская страна» — ложно, оно не соответствует действительному географическому положению этой страны.

Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактическими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, неосведомленности о реальном положении дел.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждений

. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.

Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно развитые страны находятся в Европе» и «Япония — промышленно развитая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками. Они делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos — возле, около логики) — это непреднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате недостаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях.

Софизм (от греч. sophisma — хитрость, уловка) — преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы — важная задача логики.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания.

Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления: Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия и т. д.

Познавая сложные диалектические процессы объективною мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя правильно рассуждать о диалектике объективного мира.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое логическая форма? В каких логических формах мыслится содержание?

2. Что такое истинность мысли и логическая правильность рассуждений?

3. Что называется логическим законом?

4. Какие ошибки называются фактическими и какие — логическими? На какие виды делятся логические ошибки?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1.4. Понятие о логической форме и правильности мышления

1.4. Понятие о логической форме и правильности мышления Изучая способы образования и определения понятий, построения суждений и умозаключений, логика неизбежно должна абстрагироваться, отвлекаться от их конкретного содержания. В противном случае она была бы не в

2 ГЛАВА. Понятие как форма мышления

2 ГЛАВА. Понятие как форма мышления В современной логике, особенно математической, которая ориентируется на дедуктивные, доказательные рассуждения, проблема понятия утратила то значение, которая она имела в традиционной логике. Со времен Г. Фреге понятие рассматривается

§ 1. Понятие как форма мышления

§ 1. Понятие как форма мышления Окружающий нас мир предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предме­та, которые характеризуют

Понятие как форма мышления и его структура

Понятие как форма мышления и его структура Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или отличаются друг от друга.Т. о., признаки представляют собой черты, свойства

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так

Глава I. Понятие как форма мышления

Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия1. Из следующих высказываний выделите все понятия и определите, что именно в них отражается — предмет (явление), свойство или отношение: «Земля — планета». «В России проводится

§ 2. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И НОРМЕ

§ 2. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И НОРМЕ Чем бы ни интересовался человек и чем бы он ни занимался, ему всегда приходится иметь дело с множеством разнообразных вещей или предметов. В небе он видит множество светил – неподвижных звезд и планет; на земле – множество растений и животных;

§ 2. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И НОРМЕ

§ 2. ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И НОРМЕ Чем бы ни интересовался человек и чем бы он ни занимался, ему всегда приходится иметь дело с множеством разнообразных вещей или предметов. В небе он видит множество светил – неподвижных звезд и планет; на земле – множество растений и животных;

10. Понятие как форма мышления

10. Понятие как форма мышления Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в

ЛЕКЦИЯ № 5 Понятие как форма мышления

ЛЕКЦИЯ № 5 Понятие как форма мышления 1. Общая характеристика понятий Понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки)

I. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ (о законе исторического развития)

I. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ (о законе исторического развития) Первый вопрос, на который должна ответить всякая философия, имеющая притязание на общий интерес, есть вопрос о цели существования. Если бы наше существование было постоянным блаженством, то такой вопрос не

§2. Категории бытия и мышления Шанкары в сопоставлении с категориями бытия и мышления Хайдеггера в интерпретации Дж. Мехты

§2. Категории бытия и мышления Шанкары в сопоставлении с категориями бытия и мышления Хайдеггера в интерпретации Дж. Мехты Современные индийские философы проявляют довольно большой интерес к творчеству Хайдеггера, и одним из наиболее ярких примеров этого интереса могут

Глава IV О божественном законе

Глава IV О божественном законе Слово закон, взятое в абсолютном смысле, означает то, что заставляет каждого индивидуума – всех или нескольких, принадлежащих к одному и тому же виду, – действовать одним и тем же известным и определенным образом; а это зависит или от

5.

 ЛЕНИН О ПРЕДЕЛЕ, ОБ ОБЩЕМ И О ЗАКОНЕ

5. ЛЕНИН О ПРЕДЕЛЕ, ОБ ОБЩЕМ И О ЗАКОНЕ 1. Задержимся еще на некоторое время на этом вопросе, чтобы больше привыкнуть к этой теории мышления с точки зрения учения о пределах. Дурные привычки неподвижной формальной логики, оперирующей с понятиями в виде каких–то инертных

Как научить свой разум критически мыслить и формировать собственное мнение

«Критическое мышление» может показаться неприятным модным словом из гуманитарных школ, но на самом деле это полезный навык. Критическое мышление просто означает поглощение важной информации и использование ее для формирования собственного решения или мнения, а не просто высказывание того, что говорят другие. Это не всегда естественно для нас, но, к счастью, вы можете научиться делать это лучше.

Приучите себя обращать внимание на нужные детали

Одна из самых важных частей критического мышления — понять, какие детали имеют значение. Каждый день мы сталкиваемся с таким количеством информации и с таким количеством разных мнений, что очень легко потеряться в деталях. Впоследствии нам нужно научиться узнавать, какие детали имеют значение, а какие нет. Начните с того, что прислушайтесь к своей интуиции. Если что-то звучит не так, это ваш первый предупреждающий знак. Оттуда вы можете начать искать другие дыры в аргументе. Вот лишь несколько способов сделать это:

  • Подумайте о том, кому выгодно заявление : Когда вы читаете новости или мнение, полезно подумать о том, кому выгодно сделанное заявление. Если кто-то приводит аргумент, есть большая вероятность, что он по какой-то причине извлекает из этого пользу. Как отмечает Business Insider, это не всегда плохо — иногда мотивы человека могут сделать его мнение более обоснованным, — но хорошо подумать о том, кто может выиграть от идеи.
  • Вопрос к источнику : В Интернете источники не всегда видны сразу, поэтому, если что-то звучит не так в утверждении, сначала отследите, откуда оно взялось, прежде чем формировать мнение о нем.
  • Ищите очевидные утверждения : Обычный трюк в дебатах, обзорах и даже личных эссе заключается в том, чтобы втиснуть критический аргумент в ряд очевидно верных утверждений. Такого рода непоследовательность легко пропустить, потому что к тому времени, когда она появится, вы уже начнете соглашаться с утверждением. Вот крайний пример: «Итак, теперь мы знаем, что небо голубое, что трава зеленая, что облака белые, и что Apple делает лучшие компьютеры».

Аргументы вводят в заблуждение по множеству причин, и такие события, как президентские дебаты или научные дебаты, — отличное место, чтобы научиться обращать внимание на конкретные детали. Чем больше вы будете обращать внимание на такие детали, тем более автоматическим станет ваше критическое мышление.

Всегда задавайте вопросы

Знание того, каких деталей следует остерегаться, является первой частью критического мышления, но оно довольно бесполезно, если вы не знаете, какие типы вопросов задавать дальше. В конце концов, критическое мышление и задавание вопросов во многом идут рука об руку.

Автор и психолог Мария Конникова предлагает несколько способов сделать это в видео выше на примере Шерлока Холмса:

После того, как он поставил перед собой цели, он начинает наблюдать и собирать данные, и спрашивает: хорошо, как дела? Я отвечаю на этот вопрос? и «Что такого в этом разговоре, в этом человеке, в этой ситуации, какой бы она ни была, что позволит мне собрать данные, которые я затем смогу использовать, чтобы проверить, верна ли моя гипотеза?» Затем он делает то, что делают все великие ученые, и я думаю, что посредственные ученые, вероятно, не делают, то есть делают шаг назад и учатся смотреть на данные, рекомбинировать их, смотреть на другие возможности, проявлять воображение, используя эти данные, чтобы увидеть, есть что-то, о чем я не подумал заранее? Мой разум все еще открыт? Я все еще знаю, что происходит? Эти данные как-то заставляют меня думать о новых идеях? Думаете о новых подходах? Подумайте о вещах, о которых я не думал в прошлом?

Писатель Скотт Беркун делится собственным набором вопросов для критического мышления:

Какой контраргумент? Любой, кто серьезно что-то обдумывал, увидит достаточно фактов, чтобы соответствовать их текущим аргументам, а также альтернативной позиции: запросите их. .. Подобные полезные вопросы включают: Кто, кроме вас, разделяет это мнение? Каковы ваши самые большие проблемы, и что вы будете делать, чтобы решить их? Что нужно изменить, чтобы у вас сложилось другое (противоположное) мнение?

Конечно, это похоже на что-то вроде метода Сократа, когда ряд вопросов помогает вам узнать, что вы думаете об аргументе или идее. Независимо от того, как вы к этому подходите, конечная цель — научиться мыслить критически и все анализировать. Как мы видели раньше, важно всегда спрашивать себя, почему что-то важно и как это связано с вещами, которые вы уже знаете. Делая это, вы тренируете свой мозг устанавливать связи между идеями и критически относиться к дополнительной информации, с которой вы сталкиваетесь.

Следите за уточняющими фразами

Критическое мышление — это не только тренировка мозга. Это также тренировка вашего слуха, чтобы вы замечали едва заметные маленькие слова и фразы, которые могут вызвать тревожные сигналы. Как мы уже упоминали, невозможно уделить внимание всему, поэтому знание горстки фраз, которые обычно идут перед слабым аргументом, действительно полезно. Вообще говоря, хорошим предупредительным сигналом о том, когда вам нужно надеть кепку критического мышления, является то, что говорящий использует уточняющее утверждение.

В The Wall Street Journal есть множество таких фраз:

  • Я хочу сказать
  • Я просто говорю
  • Честно говоря
  • Я просто хочу, чтобы вы знали
  • Честно говоря
  • Я не говорю
  • Я слышу, что вы говорите
  • Не поймите неправильно
  • Будем откровенны
  • Насколько я знаю
  • Я думаю, что
  • Конечно

    Утверждения такого типа, как правило, сигнализируют о неправде и являются хорошим показателем того, что пора обратить на них внимание. Как только вы это сделаете, вы поймете, что пришло время задавать вопросы.

    Знайте и боритесь со своими предубеждениями

    Когда мы говорим о критическом мышлении, невозможно не упомянуть тот факт, что мы довольно плохо распознаем предубеждения в собственном мышлении. Мы все предвзято относимся к информации, осознаем мы это или нет, и частью критического мышления является развитие возможности видеть за пределами этих предубеждений.

    Мы уже много говорили об этом, так что не будем здесь снова копаться в них, но основная идея довольно хорошо резюмирована автором Терри Пратчеттом в его книге «Правда: 9».0003

    «Будьте осторожны. Людям нравится, когда им говорят то, что они уже знают. Помните об этом. Им становится неудобно, когда вы рассказываете им что-то новое. Новое… ну, новое — это не то, что они ожидают. Им нравится это знать, скажем, собака укусит человека. Это то, что собаки делают. Они не хотят знать, что человек кусает собаку, потому что мир не должен происходить таким образом. Короче говоря, люди думают, что им нужны новости, но чего они действительно жаждут, так это старых… Не новостей, а старых, рассказывающих людям, что то, что, по их мнению, они уже знают, является правдой».

    Критическое мышление заключается в том, чтобы как можно чаще противостоять этим предубеждениям. Это сложно, но если вы находите время думать о противоположных взглядах в течение дня, вы тренируете свой мозг делать это чаще.

    Практикуйтесь любым доступным способом

    Как и в любом другом деле, если вы хотите научиться критическому мышлению, вам нужно практиковаться каждый день. Многое из этого, безусловно, можно проделать в своей голове, но вы можете делать упражнения, чтобы привести свой мозг в форму.

    Как правило, один из простых способов сделать это — вести дневник. Это могут быть случайные наблюдения или блокнот с мнениями, но суть в том, чтобы писать каждый божий день. Как только вы научитесь писать, ведение блога принесет вам не только пользу, но и отличный способ привлечь других людей и бросить себе вызов, чтобы увидеть альтернативные точки зрения. Точно так же участие в здоровых дебатах с друзьями — отличная практика, как и более добросовестное чтение.

    Критическое мышление не заканчивается. Чем больше знаний вы накапливаете, тем лучше вы научитесь об этом думать. Это созерцание пупка, когда вы постоянно думаете о мышлении, но конечным результатом является мозг, который автоматически формирует лучшие аргументы, целенаправленные идеи и творческие решения проблем.

    Формы ложного мышления

    В диалогах мы выявим и начнем перепрограммировать ваши старые привычки ложного мышления. Ниже приведены десять наиболее распространенных форм ложного самомышления .

    1. Все или ничего Думать.  Вы смотрите на вещи в абсолютных, черных и белых категориях; оттенков серого не существует.

    2. Чрезмерное обобщение.  Вы рассматриваете негативное событие как бесконечную череду поражений.

    3. Ментальный фильтр.  Вы зацикливаетесь на негативе и игнорируете позитив.

    4. Заявления о необходимости.  Вы ругаете себя или других людей словами «должен», «не должен», «должен», «должен» и «должен».

      • Если заявления, направленные против себя , приведут к чувству вины и депрессии:
        «Я не должен был бросать жену! Теперь я потерял ее навсегда и испортил всю свою жизнь!» Или «Я не должен быть таким подавленным. Мне уже должно стать лучше».

      • Если заявления, направленные против всего мира , приведут к разочарованию:
        «Черт возьми. Чертов автобус должен быть вовремя, когда я так спешу!

      • Если высказывание, направленное  против других людей,  вызывает гнев:
        «Вы не должны так себя чувствовать! Ты не имеешь права так говорить!»

    5. Поспешные выводы.  Вы делаете поспешные выводы, которые не подтверждаются фактами. Гадание и чтение мыслей — две распространенные формы поспешных выводов.

      • Гадание: Вы предсказываете, что все обернется плохо. Перед тем, как выступить с докладом, у вас может возникнуть беспокойство перед публичным выступлением, потому что вы говорите себе: «Мой разум станет пустым! Я выставлю себя полным дураком!»

      • Чтение мыслей: Вы предполагаете, что другие люди расстроены вами или смотрят на вас свысока.

    6. Увеличение или уменьшение. Вы раздуваете вещи до невероятных размеров (увеличение) или уменьшаете их в своем воображении (минимизация). Я также назвал это «бинокулярным трюком».

    7. Эмоциональное мышление.  Вы рассуждаете по своим ощущениям: «Я чувствую себя идиотом; поэтому я должен быть один», или «я чувствую себя безнадежным, следовательно, я должен быть безнадежным», или «я чувствую себя неполноценным, следовательно, я должен быть неполноценным». “

    8. Скидка на плюсы.  Вы настаиваете на том, что положительные результаты не учитываются.

    9. Маркировка и неправильная маркировка.

      • Навешивание ярлыков — крайняя форма чрезмерного обобщения. Вы навешиваете ярлыки на себя, основываясь на каком-то изъяне или недостатке. Вместо того, чтобы сказать: «Я сделал ошибку», вы говорите себе: «Я придурок» или «неудачник».

      • Неправильная маркировка — это когда вы используете чрезмерно красочные и эмоционально нагруженные слова, когда думаете о своих проблемах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *