На сколько процентов развит мозг человека: Учёные против мифов: на сколько процентов работает мозг и зависит ли интеллект от числа извилин — 12 сентября 2017

Как устроен мозг лошади — Equilogy

Вы задумывались, что происходит в голове вашей лошади? Как устроен ее мозг и как его устройство влияет на поведение? 

Наука сегодня способна глубоко проникать в анатомию мозга, исследовать нейрохимические процессы и нервную систему. Если мы посмотрим на устройство мозга лошади и человека, то увидим, насколько похожи и насколько поразительно отличаются лошади и люди. 

Заодно мы получим еще одно подтверждение, почему антропоморфизм (перенесение человеческих свойств на животное, «очеловечивание») в содержании, тренингах и отношениях с животными ведет к заблуждениям и нежелательным последствиям.

Мозг лошади размером с большой грейпфрут и составляет примерно 1/650 от массы ее тела. Для сравнения, человеческий мозг составляет примерно 1/50 от веса нашего тела. 

До сих пор современные исследования подтверждают, что отношение мозга к массе тела отражает уровень когнитивных навыков, отвечающих за процесс мышления.  Это не означает, что лошадь глупая, а подтверждает, что думает она и действует совсем иначе, нежели люди1.

Их интеллект позволил им выживать и эволюционировать на протяжении уже более 60 миллионов лет. 

Лошади полагаются на природные и выученные инстинкты, эмоциональные состояния в моменте и групповые (табунные) решения, а не на свое индивидуальное мышление. 

Если сравнить человеческий мозг с мозгом других животных, то мы увидим, что клетки мозга, молекулы мозга, нейротрансмиттеры и синапсы практически идентичны у всех.

Также, как и у людей мозг лошади состоит условно из 3-х слоев.

Самая древняя часть – это рептильный мозг, включающий мозговой ствол и мозжечок. Его еще называют инстинктивным. 

Эта часть мозга отвечает за выживание и поддержание жизненно важных функций всего организма, пищеварение, размножение, кровообращение и дыхание. 

Интересно, что у лошадей мозжечок, отвечающий за координацию и ориентацию в пространстве, в 5 раз больше, чем у людей. Благодаря работе мозжечка, мы восхищаемся способностью лошадей быстро находить дорогу домой практически в любой ситуации.

Следом за рептильным мозгом эволюционно сформировался второй слой – лимбический мозг или лимбическая система

Лимбическая система встречается у всех млекопитающих. Она отвечает за производство эмоций, функции привязанности и родительства (заботы о детях), а также за формирование памяти и за эмоциональную память.

В этой части мозга есть очень важный элемент — амигдала (или миндалина). Она отвечает за эмоциональную реакцию страха, сигналы в рептильный мозг и запуск реакции автономной нервной системы, такой как защищаться или бежать в случае опасности.

И у лошадей, и у людей этот уровень мозга развит полностью. 

Вы сами можете убедиться в наличии развитой лимбической системы у лошадей. Они социальны, им жизненно необходимо иметь возможность контакта с другими лошадьми, они формируют привязанности на всю жизнь, долго заботятся о своих детях, и, также как мы, испытывают эмоции, в том числе и горя, когда теряют близких.

Третий уровень, самый современный – это неокортекс, или кора головного мозга.  

Эта часть составляет бóльшую часть человеческого мозга. Язык, речь и письмо – все это нам доступно благодаря развитию этого слоя. 

Благодаря этой части мозга у людей есть абстрактное мышление, мы организуем вещи логически, классифицируем идеи, планируем, рассуждаем и можем управлять сразу несколькими задачами.

Если сравнить мозг человека и лошади, то можно заметить, что большой неокортекс человека по сравнению с «недоразвитым» неокортексом лошади является одним из наиболее значимых различий. 

Это означает, что для лошади не доступны размышление и сопоставление прошлых фактов, прогнозирование и планирование будущего поведения. 

Еще очень важно знать, что лошадям также не доступны чувства стыда, вины и обиды2. Потому что они относятся к чувствам высшего порядка, и в их формировании обязательно участвует развитый неокортекс. Эти чувства свойственны именно человеку, но не лошадям. Примером служит и тот факт, что лошади не стесняются проявлять все свои базовые физические потребности в присутствии себе подобных (да и вообще всех), в отличие от человека.  

Наличие развитого неокортекса позволяет человеку обдумывать и прогнозировать будущие события, опираясь на знания о прошлом опыте, причем опыт может быть не обязательного свой. Получается мы можем заранее сформировать предпочтительное поведение. Так в своей основе построено обучение в школах.

Что еще очень важно, наш механизм регуляции реакций страха тоже работает иначе.

Для лошадей же все, что необычно и непривычно – это потенциальная угроза для жизни. Через различные сенсоры информация поступает в лимбическую систему (амигдалу), где сразу производится эмоция страха, и откуда запускается рептильный мозг с реакцией бежать или защищаться. 

Лошади невозможно заранее объяснить, как реагировать на страшный для неё стимул, она должна сама убедиться через свой опыт, что угрозы её жизни нет. У лошадей отличная эмоциональная память, которая дополнительно обуславливает их поведение, проявляясь каждый раз в моменте здесь и сейчас. 

Понимая как работает нервная система и психика лошади, мы можем помочь им (и тем самым себе) легче переживать стресс, иначе (кроме бей-беги) реагировать на неизвестные стимулы, способствуя проявлению других эмоциональных состояний (например подкрепляя любопытство).

Важно помнить, что лошадь всегда будет стремиться избегать того, что обусловлено для неё страхом и болью, и напротив, стремиться туда, где ей хорошо. Это главный секрет для создания действительно эффективной и этичной системы обучения лошадей.  

Печальными исключениями являются стереотипное поведение и выученная беспомощность. Поведение при выученной беспомощности может вводить в заблуждение даже опытных конников в их интерпретации и понимании, хочет ли лошадь работать с человеком или находится в диссоциации, а подчиняется, потому что у нее никогда не было другого выбора. 

Для нас, людей, доступны возможность объективно воспринимать поведение лошадей, способность анализировать и сопоставлять доказательные факты.

Когда вы сталкиваетесь с нежелательным поведением, напоминайте себе, что любое поведение и реакции – это единственный способ коммуникации с вами. Лошади вообще не могут делать что-то назло из-за их устройства мозга.

Благодаря этому мы можем останавливать себя в применении человеческих шаблонов по отношению к лошадям и антропоморфизме.  

Когда вы сможете услышать и понять вашу лошадь, вам откроются новые решения, а сделанные вами выборы будут способствовать их благополучию. 

Непременно вы заметите, как начнут изменяться и ваши взаимоотношения. 

Почему же нам всем так свойственен антропоморфизм, какие психологические процессы за ним скрываются, и что с ними делать?Какие эмоции могут испытывать лошади, как стресс влияет на лошадей и их обучение, как его распознать, и какой стресс может быть полезен?

Об этом и многом другом, что лежит в основе понимания лошадей, вы узнаете благодаря EQUILOGY.

Ссылки, используемые в статье:

  1. Evidence-based Horsemanship, Peters S., Black M., 2012, Wasteland Press
  2. Handbook of Emotions, 3rd Edn eds Lewis M., Haviland-Jones J., Feldman Barrett L., editors. 2008, New York, Guilford Press; (742–756)

Высокоразвитый мозг человека и мозг шимпанзе, обезьяны. Интеллект обезьяны

Станислав Владимирович Дробышевский

Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ. РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова

Достающее звено

Специально для портала «Антропогенез.РУ». 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Мозг современного человека сильно отличается от мозга человекообразных обезьян по размерам, форме, строению и функциям, однако среди ископаемых форм можно найти множество переходных вариантов. Типичные признаки мозга человека следующие.

Мозг шимпанзе (вверху) и человека (внизу)
Источник: http://uncyclopedia.wikia.com/wiki/File:Chimp-human_brain.jpeg

Большие общие размеры мозга

Большие общие размеры мозга. У австралопитеков размер мозга был как у современных шимпанзе – порядка 320-550 см3. Бурный рост размеров происходил у Homo habilis около 2,5-1,8 млн. лет назад, а у позднейших гоминид наблюдается плавное увеличение до современных значений.

Специфические поля мозга

Зоны Брока, Вернике и другие начали развиваться у Homo habilis и архантропов, но полностью современного вида достигли, видимо, только у современного человека.

Строение долей мозга

У человека значительно развиты лобная доля и нижняя теменная долька, височная и лобная доли сходятся под острым углом, височная доля широкая и округлая спереди, затылочная доля относительно небольшая, нависает над мозжечком. У австралопитеков строение и размеры мозга были такие же, как у человекообразных обезьян. Строение мозга Homo habilis было примитивным, но сам мозг имел сравнительно большие размеры. Для позднейших гоминид характерно плавное приближение к современному строению мозга.

Гоминидный тип мозга возник около 1,8 млн. лет назад или несколько раньше, причём увеличение размеров предшествовало его усложнению. В дальнейшем мозг активно эволюционировал, а полностью современный мозг сформировался лишь около 25 тысяч лет назад.

Подробней эволюция мозга человека рассмотрена в соответствующем разделе нашего портала.

Дальше: Особенности человеческого поведения

Назад: Рука, приспособленная к изготовлению и использованию орудий




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Краткая история мозга.

Дэвид Робсон. Семейный альбом вашего мозга, от гидры до человека

ЭТО 30 000 лет назад. Мужчина входит в узкую пещеру на юге Франции. В мерцающем свете сальной лампы он пробирается в самую дальнюю комнату. На одном из каменных выступов он набрасывает углем изображение головы бизона, нависшей над обнаженным телом женщины.

В 1933 году Пабло Пикассо создает поразительно похожее изображение под названием Минотавр, нападающий на девушку .

Реклама

Удивительно, что два художника, разделенные 30 тысячами лет, создали такие похожие работы. Но, возможно, нам не следует слишком удивляться. По крайней мере, анатомически наш мозг мало чем отличается от мозга людей, которые много лет назад разрисовывали стены пещеры Шове. Их искусство, часть «творческого взрыва» того времени, является еще одним свидетельством того, что у них были такие же мозги, как и у нас.

Как мы приобрели наши прекрасные мозги? Как дикая борьба за выживание породила такой необычный объект? На этот вопрос сложно ответить, не в последнюю очередь потому, что мозг не окаменевает. Однако благодаря новейшим технологиям мы теперь можем проследить эволюцию мозга с беспрецедентной точностью, начиная со времени, предшествующего появлению самых первых нервных клеток, вплоть до эпохи пещерного искусства и кубизма.

История мозга начинается в древних океанах, задолго до появления первых животных. Одноклеточные организмы, которые плавали или ползали в них, возможно, не имели мозга, но у них были сложные способы восприятия и реагирования на окружающую среду. «Эти механизмы сохраняются вплоть до эволюции млекопитающих», — говорит Сет Грант из Института Сангера Wellcome Trust в Кембридже, Великобритания. «Это очень глубокая родословная».

Эволюция многоклеточных животных зависела от способности клеток чувствовать другие клетки и реагировать на них — работать вместе. Губки, например, фильтруют пищу из воды, которую они прокачивают по каналам своего тела. Они могут медленно надувать и сужать эти каналы, чтобы удалить любой осадок и предотвратить их засорение. Эти движения запускаются, когда клетки обнаруживают химические мессенджеры, такие как глутамат или ГАМК, которые выделяются другими клетками губки. Эти химические вещества играют аналогичную роль в нашем мозгу сегодня (9).0017 Journal of Experimental Biology , том 213, стр. 2310).

Выпуск химикатов в воду — это очень медленный способ общения с удаленными клетками — демогубке может потребоваться несколько минут, чтобы надуться и закрыть свои каналы. Стеклянные губки имеют более быстрый способ: они посылают по своему телу электрический импульс, который заставляет все жгутики, перекачивающие воду через их тела, останавливаться в течение нескольких секунд ( Nature , vol 387, p 29).

Это возможно, потому что все живые клетки генерируют электрический потенциал через свои мембраны, откачивая ионы. Открытие каналов, позволяющих ионам свободно течь через мембрану, приводит к внезапным изменениям этого потенциала. Если в ответ также открываются близлежащие ионные каналы, своего рода мексиканская волна может перемещаться по поверхности клетки со скоростью несколько метров в секунду. Поскольку клетки стеклянных губок слиты вместе, эти импульсы могут распространяться по всему их телу.

Глубокие корни

Недавние исследования показали, что многие компоненты, необходимые для передачи электрических сигналов, а также для выделения и обнаружения химических сигналов, обнаружены у одноклеточных организмов, известных как хоанофлагелляты. Это важно, потому что считается, что древние хоанофлагелляты дали начало животным около 850 миллионов лет назад.

Таким образом, почти с самого начала клетки ранних животных могли общаться друг с другом с помощью электрических импульсов и химических сигналов. Оттуда для некоторых клеток не составило большого труда стать специализированными для передачи сообщений.

Эти нервные клетки развили длинные проволочные отростки — аксоны — для передачи электрических сигналов на большие расстояния. Они по-прежнему передают сигналы другим клеткам, высвобождая такие химические вещества, как глутамат, но делают это там, где встречаются, в синапсах. Это означает, что химические вещества должны рассеиваться только через крошечный зазор, что значительно ускоряет процесс. Так очень рано зародилась нервная система.

Первые нейроны, вероятно, были связаны в диффузную сеть по всему телу (см. схему). Подобную структуру, известную как нервная сеть, до сих пор можно увидеть в дрожащих телах медуз и актиний. 0003

Но у других животных стали появляться группы нейронов — центральная нервная система. Это позволяло обрабатывать информацию, а не просто передавать ее, позволяя животным двигаться и реагировать на окружающую среду еще более изощренными способами. Наиболее специализированные группы нейронов — первая мозгоподобная структура — развились около рта и примитивных глаз.

Наш взгляд на это знаменательное событие туманен. По мнению многих биологов, это произошло с червеобразным существом, известным как урбилатерий (см. схему), предком большинства живых животных, включая позвоночных, моллюсков и насекомых. Странно, однако, что некоторые из его потомков, такие как желудевый червь, лишены этого нейронного узла.0003

Вполне возможно, что у урбилатерий никогда не было мозга, и что позже они много раз развивались независимо друг от друга. Или могло случиться так, что предки желудевого червя имели примитивный мозг и потеряли его, что предполагает, что затраты на создание мозга иногда перевешивают выгоды.

Так или иначе, у предков позвоночных существовала центральная мозгоподобная структура. Эти примитивные рыбоподобные существа, вероятно, напоминали живого ланцетника, бесчелюстного фильтратора. Головной мозг ланцетника едва выделяется на фоне остального спинного мозга, но видны специализированные области: задний мозг контролирует, например, его плавательные движения, в то время как передний мозг участвует в зрении. «Для позвоночных они то же, что маленькая деревенская церковь для собора Нотр-Дам — базовая архитектура присутствует, хотя в них мало сложности», — говорит Линда Холланд из Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Некоторые из этих рыбоподобных фильтраторов стали прикрепляться к камням. У плавающих личинок асцидий простой мозг, но как только они оседают на скале, он вырождается и поглощается телом.

Конечно, нас бы здесь не было, если бы наши предки не продолжали плавать. И около 500 миллионов лет назад что-то пошло не так, когда один из них размножался, что привело к дублированию всего его генома. На самом деле, это произошло не один раз, а дважды.

Эти несчастные случаи проложили путь к эволюции более сложного мозга, предоставив множество запасных генов, которые могли развиваться в разных направлениях и играть новые роли. «Это как когда ваши родители купили вам самый большой набор Lego — с множеством разных компонентов для использования в разных комбинациях», — говорит Грант. Среди прочего, это позволило разным областям мозга экспрессировать разные типы нейротрансмиттеров, что, в свою очередь, позволило появиться более инновационному поведению.

В то время как первые рыбы изо всех сил пытались найти пищу и партнеров, а также уклоняться от хищников, многие из основных структур, все еще присутствующих в нашем мозгу, развивались: оптическая тектум, участвующая в отслеживании движущихся объектов глазами; миндалевидное тело, которое помогает нам реагировать на пугающие ситуации; части лимбической системы, которая дает нам чувство вознаграждения и помогает откладывать воспоминания; и базальные ганглии, которые контролируют модели движений (см. схему).0002 360 миллионов лет назад наши предки колонизировали землю, в конечном итоге дав начало первым млекопитающим около 200 миллионов лет назад. У этих существ уже был небольшой неокортекс — дополнительные слои нервной ткани на поверхности мозга, ответственные за сложность и гибкость поведения млекопитающих. Как и когда развивался этот важнейший регион? Это остается загадкой. Современные амфибии и рептилии не имеют прямого эквивалента, а поскольку их мозг не заполняет всю полость их черепа, окаменелости мало что говорят нам о мозге наших предков-амфибий и рептилий.

Ясно то, что размер мозга млекопитающих увеличился по сравнению с их телом, когда они изо всех сил пытались конкурировать с динозаврами. К этому моменту мозг заполнил череп, оставив отпечатки, свидетельствующие об изменениях, приведших к расширению нервной системы.

Тимоти Роу из Техасского университета в Остине недавно использовал компьютерную томографию для изучения мозговых полостей окаменелостей двух ранних млекопитающих животных, Morganucodon и Hadrocodium , оба крошечных, похожих на землеройку существ, которые питались насекомыми. . Такое исследование стало возможным только недавно. «Вы могли держать эти окаменелости в руках и знать, что у них есть ответы на вопросы об эволюции мозга, но не было никакого способа проникнуть внутрь них неразрушающим путем», — говорит он. «Только сейчас мы можем проникнуть в их головы».

Сканирование Роу показало, что первое значительное увеличение в размерах произошло в обонятельной луковице, что позволяет предположить, что млекопитающие стали в значительной степени полагаться на свой нос, чтобы вынюхивать пищу. Также наблюдалось значительное увеличение областей неокортекса, отвечающих за тактильные ощущения — вероятно, в частности, за взъерошивание волос, — что предполагает, что осязание тоже было жизненно важным ( Science , vol 332, p 955). Полученные данные прекрасно согласуются с широко распространенной идеей о том, что ранние млекопитающие вели ночной образ жизни, прятались днем ​​и суетились в подлеске ночью, когда бегало меньше голодных динозавров.

После того, как динозавры были уничтожены, около 65 миллионов лет назад, некоторые из выживших млекопитающих пересели на деревья — предки приматов. Хорошее зрение помогало им преследовать насекомых вокруг деревьев, что приводило к расширению зрительной части неокортекса. Однако самой большой умственной проблемой, возможно, было отслеживание их социальной жизни.

Если верить современным приматам, их предки, вероятно, жили группами. Овладение социальными тонкостями групповой жизни требует больших умственных способностей. Робин Данбар из Оксфордского университета считает, что это может объяснить огромное расширение лобных областей неокортекса приматов, особенно у человекообразных обезьян. «Вам нужно больше вычислительной мощности, чтобы управлять этими отношениями», — говорит он. Данбар показал, что существует тесная связь между размером групп приматов, частотой их взаимодействий друг с другом и размером лобной неокортекса у различных видов.

Помимо увеличения в размерах, эти лобные области также стали лучше связаны как внутри себя, так и с другими частями мозга, отвечающими за сенсорный ввод и управление моторикой. Такие изменения можно увидеть даже в отдельных нейронах в этих регионах, которые развили больше входных и выходных точек.

Все это снабдило приматов более поздних времен экстраординарной способностью интегрировать и обрабатывать информацию, поступающую в их тела, а затем управлять своими действиями, основываясь на такого рода совещательных рассуждениях. Помимо повышения их общего интеллекта, это в конечном итоге приводит к некоему абстрактному мышлению: чем больше мозг обрабатывает поступающую информацию, тем больше он начинает идентифицировать и искать всеобъемлющие закономерности, которые находятся в шаге от конкретных физических объектов перед глазами.

Что приводит нас к обезьяне, которая жила около 14 миллионов лет назад в Африке. Это была очень умная обезьяна, но мозг большинства ее потомков — орангутангов, горилл и шимпанзе — похоже, не сильно изменился по сравнению с той ветвью ее семейства, которая привела к нам. Что отличало нас?

Раньше считалось, что выход из леса и переход на две ноги ведут к расширению нашего мозга. Однако находки окаменелостей показывают, что спустя миллионы лет после того, как ранние гоминиды стали двуногими, у них все еще был маленький мозг.

Мы можем только догадываться о том, почему их мозг начал увеличиваться около 2,5 миллионов лет назад, но, возможно, свою роль сыграла интуиция. У других приматов «кусающая» мышца оказывает сильное воздействие на весь череп, сдерживая его рост. У наших предков эта мышца была ослаблена единственной мутацией, что, возможно, открыло путь для расширения черепа. Эта мутация произошла примерно в то же время, когда появились первые гоминиды с более слабыми челюстями, большими черепами и мозгом (9).0017 Nature , том 428, стр. 415).

Как только мы стали достаточно умными, чтобы вводить новшества и вести более разумный образ жизни, мог сработать эффект положительной обратной связи, ведущий к дальнейшему расширению мозга. «Если вам нужен большой мозг, вы должны его кормить», — отмечает Тодд Преусс из Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия.

Он считает, что разработка инструментов для убийства и разделки животных около 2 миллионов лет назад была необходима для расширения человеческого мозга, поскольку мясо является таким богатым источником питательных веществ. Более богатая диета, в свою очередь, открыла бы двери для дальнейшего роста мозга.

Приматолог Ричард Рэнгем из Гарвардского университета считает, что огонь играл аналогичную роль, позволяя нам получать больше питательных веществ из пищи. Он предполагает, что употребление в пищу приготовленной пищи привело к сокращению нашего кишечника. Поскольку выращивать и поддерживать кишечную ткань дорого, эта потеря высвободила бы драгоценные ресурсы, что опять-таки способствовало бы дальнейшему росту мозга.

Математические модели, разработанные Люком Ренделлом и его коллегами из Сент-Эндрюсского университета в Великобритании, не только поддерживают идею о том, что культурная и генетическая эволюция могут подпитывать друг друга, но и предполагают, что это может привести к чрезвычайно сильному давлению отбора, которое приведет к «неуправляемой» эволюции. определенных черт. Этот тип обратной связи мог сыграть большую роль в наших языковых навыках. Как только ранние люди начали говорить, начался сильный отбор мутаций, улучшающих эту способность, таких как знаменитая Ген FOXP2 , который позволяет базальным ганглиям и мозжечку закладывать сложные двигательные воспоминания, необходимые для сложной речи.

Культурная и генетическая эволюция могут подпитывать друг друга, приводя к «неуправляемой» эволюции

Общая картина представляет собой картину благотворного цикла, включающего нашу диету, культуру, технологии, социальные отношения и гены. Это привело к тому, что современный человеческий мозг появился в Африке около 200 000 лет назад.

Однако эволюция никогда не останавливается. Согласно одному недавнему исследованию, зрительная кора увеличилась у людей, мигрировавших из Африки в северные широты, возможно, для того, чтобы компенсировать тусклый свет там (9).0017 Письма по биологии , DOI: 10.1098/рсбл.2011.0570).

Отсюда вниз по склону

Так почему же наш мозг никогда не становился больше? Возможно, это потому, что мы достигли точки, в которой преимущества большого мозга начали перевешиваться опасностями рождения детей с большой головой. Или это мог быть случай убывающей отдачи.

Наш мозг очень голоден, он сжигает 20 процентов нашей пищи при мощности около 15 ватт, и любые дальнейшие улучшения требуют все больших усилий. Саймон Лафлин из Кембриджского университета сравнивает мозг со спортивным автомобилем, который сжигает тем больше топлива, чем быстрее он едет.

Один из способов ускорить наш мозг, например, состоит в том, чтобы развить нейроны, которые могут срабатывать больше раз в секунду. Но чтобы поддерживать 10-кратное увеличение «тактовой частоты» наших нейронов, нашему мозгу нужно было бы сжигать энергию с той же скоростью, что и ноги Усэйна Болта во время 100-метрового спринта. Диета олимпийского чемпиона по плаванию Майкла Фелпса, состоящая из 10 000 калорий в день, меркнет по сравнению с ней.

Мало того, что около 200 000 лет назад прекратился рост размера нашего мозга, за последние 10 000–15 000 лет средний размер человеческого мозга по сравнению с нашим телом уменьшился на 3–4 процента. Некоторые не видят в этом повода для беспокойства. В конце концов, размер — это еще не все, и вполне возможно, что мозг просто эволюционировал, чтобы лучше использовать меньшее количество серого и белого вещества. Казалось бы, это согласуется с некоторыми генетическими исследованиями, которые предполагают, что проводка нашего мозга сейчас более эффективна, чем в прошлом.

За последние 10 000 лет средний размер человеческого мозга уменьшился

Другие, однако, считают, что это уменьшение является признаком небольшого снижения наших общих умственных способностей. Дэвид Гири из Университета Миссури-Колумбия, например, считает, что как только разовьются сложные общества, менее умные смогут выжить за счет своих более умных сверстников, тогда как в прошлом они бы умерли или, по крайней мере, не смогли найти приятель.

Это снижение вполне может продолжаться. Многие исследования показали, что чем умнее люди, тем меньше у них детей. Более чем когда-либо интеллектуальный и экономический успех не связан с наличием большой семьи. Если бы это было так, говорит Ренделл, «у Билла Гейтса было бы 500 детей».

Этот эволюционный эффект приведет к снижению IQ примерно на 0,8 балла на каждое поколение в США, если исключить влияние иммиграции, говорится в исследовании 2010 года ( Intelligence , vol 38, p 220). Тем не менее, воспитание имеет значение так же, как и природа: даже если этот генетический эффект реален, он был более чем компенсирован улучшением здравоохранения и образования, которые привели к неуклонному росту IQ на протяжении большей части 20-го века.

Созерцание хрустального шара — всегда рискованное дело, и у нас нет никакой возможности узнать, с какими трудностями человечество столкнется в следующие тысячелетия. Но если они вообще изменятся, вполне вероятно, что наш мозг продолжит «эволюцию» — если, конечно, мы не вмешаемся и не возьмем на себя ответственность.

Пернатые обезьяны

Правили бы миром разумные динозавры, если бы метеорит не уничтожил их вид?

Мы, конечно, не можем ответить на этот вопрос, но несомненно, что у динозавров был потенциал эволюционировать в очень умных животных. Доказательство сидит на дереве рядом с вами.

Некоторые птицы, особенно представители семейства вороньих, развили сложное поведение, которое соответствует изобретательности многих приматов. Использование инструментов, обман, распознавание лиц — что угодно, они могут это сделать. Почему некоторые птицы такие умные? Стиг Уолш из Национального музея Шотландии считает, что основы были заложены их предками-динозаврами, которые, вероятно, лазили по деревьям, прежде чем в конечном итоге подняться в воздух. Такое поведение способствовало бы тем же способностям, которые развились у лазающих по деревьям приматов: отличное зрение, координация движений и равновесие, которые появились благодаря расширению областей мозга, известных как зрительная тектум и мозжечок.

Чтобы конкурировать с другими животными, эти динозавры, лазающие по деревьям, возможно, также начали развивать новые стратегии поиска пищи, которые требовали большей мощности мозга, что привело к росту переднего мозга. По его словам, существует множество окаменелостей динозавров, чей мозг уже обладает некоторыми из этих увеличенных структур.

Таким образом, у предков птиц был относительно большой мозг по сравнению с размером их тела, и их мозг стал пропорционально больше, когда они поднялись в воздух и развили еще более продвинутое поведение. Эти способности, возможно, позволили им пережить массовое вымирание, которое убило других динозавров, говорит Уолш, поскольку их изобретательность помогла бы им найти новые способы добычи пищи после катастрофы.

Мозг птиц устроен совершенно иначе, чем мозг млекопитающих. В линии млекопитающих развились новые внешние слои, известные как неокортекс, которых нет у птиц. Несмотря на это, вполне вероятно, что увеличенная лобная кора млекопитающих и увеличенный передний мозг птиц выполняют сходные функции. «Произошла конвергенция по разным маршрутам», — говорит Уолш.

Насколько умными могут быть птицы? При всех орудийных талантах ворон клюв явно не так хорош для манипулирования предметами, как руки приматов. Это может ограничивать развитие птичьего мозга, хотя некоторые предполагают, что крылья наземных птиц все же могут повторно развиться в хватательные передние конечности.

Еще по этим темам:

  • психология
  • мозги
  • эволюция

Проект развития молодежи

Установка сцены — подростковый возраст
Ограничения «мозга подростка» широко освещались в средствах массовой информации, помогая родителям, учителям и другим людям понять, почему подросткам может быть трудно соответствовать нашим ожиданиям и требованиям в отношении управления эмоциями, управления рисками, реагирования на отношения и участие в сложной школьной работе или работе.

В раннем и среднем подростковом возрасте мозг претерпевает значительный рост и сокращение, перемещаясь, как правило, из задних областей коры головного мозга в передние.

Изменения в молодости
В то время как молодые люди достигают нового уровня сложности мышления и регуляции эмоций, их мозг претерпевает изменения именно в тех областях, которые связаны с этими функциями. Хотя невозможно определить причину и следствие, мозг и поведение меняются параллельно.

  • Префронтальная кора: Наиболее широко изучаемые изменения в юношеском возрасте происходят в префронтальной коре, области за лбом, связанной с планированием, решением проблем и выполнением связанных с ними задач. Как минимум две вещи влияют на эффективность его функционирования:
    1. миелинизация: нервные волокна в большей степени покрыты миелином, веществом, которое изолирует их, чтобы сигналы могли передаваться более эффективно, и
    2. обрезание синапсов: «заплата шиповника» соединений, образующихся в результате роста нервов, обрезается, что позволяет оставшимся более эффективно передавать сигналы.
  • Связи между областями: В то же время префронтальная кора более полно и эффективно взаимодействует с другими частями мозга, включая те, которые особенно связаны с эмоциями и импульсами, так что все области мозга могут быть лучше участвовать в планировании и решении проблем.
  • «Руководительский пакет»: Кластер функций, которые сосредоточены в префронтальной коре, иногда называют «управленческим пакетом», включая калибровку риска и вознаграждения, решение проблем, расстановку приоритетов, обдумывание наперед, самооценку, долгосрочную планирование сроков и регулирование эмоций. (См. Мерлина Дональда, Дэниела Китинга и других в разделе «Справочники».) Дело не в том, что эти задачи нельзя выполнить до юношеского возраста, а в том, что это требует меньше усилий и, следовательно, с большей вероятностью будет выполнено.

20 лет и старше
Согласно последним данным, человеческий мозг не достигает полной зрелости, по крайней мере, до середины 20-летнего возраста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *