самонаблюдение | это… Что такое самонаблюдение?
ТолкованиеПеревод
- самонаблюдение
— наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Игpaeт важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- самонаблюдение
(метод самонаблюдения)
— стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.
За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно — почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях — все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (см. метод экспериментальный).
Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто — значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.
Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- САМОНАБЛЮДЕНИЕ
(англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению
Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).
Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ
Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- самонаблюдение
-
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (с. 522) — метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. Самонаблюдение — субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психологическими особенностями наблюдающего, в первую очередь — его самооценкой. Это накладывает существенные ограничения на достоверность подобного наблюдения. Самонаблюдение никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе самонаблюдения человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиболее приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психологической защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благоприятному толкованию своих побуждений и поступков.
Методическая проблема, которую ставит самонаблюдение перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.
Проблема самонаблюдения имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В.Вундта и особенно его ученика Э.Титченера собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. С другой стороны, самонаблюдению, проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».
Коренному пересмотру положения «аналитической интроспекции» подверглись в гештальтпсихологии, согласно которой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.
В целом самонаблюдение нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в требующей специального истолкования форме.
Как средство самопознания самонаблюдение оказывается весьма полезным, если приняты во внимание неизбежные ограничения, которые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе самонаблюдения возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для Достижения большей объективности последнего необходимы знания о психологических закономерностях становления и функционирования личности.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:интроспекция, наблюдение, рефлексия
- самоконтроль
- самонаблюдение феноменологическое
Полезное
,,,,,, | Quizizz
Browse from millions of quizzesQUIZ
Computers, Arts, History
28%accuracy
2plays
Dina Ramazanqyzy2 years
Computers, Arts, History
Dina Ramazanqyzy
2plays
10 questions
10 questions
Show AnswersSee Preview
1. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:
когнитивной психологии
гештальтпсихологии
бихевиоризме
отечественной психологии
2. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Основной задачей психологии является: Варианты ответа:
коррекция социальных норм поведения
изучение законов психической деятельности
разработка проблем истории психологии
совершенствование методов исследования
3. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
К психическим процессам относится:
темперамент
характер
ощущение
способности
4. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
учёта возрастных особенностей человека
единства мышления и интуиции
деятельности
научения
5. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Специфической характеристикой тестирования является:
индивидуальный подход в подборе заданий
глубина полученных результатов процедуры
субъективность полученных результатов
стандартизация процедуры
6. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
интеракция
интерференция
интроспекция
интуиция
7. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:
опросными
тестовыми
проективными
эмпирическими
8. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:
увеличение количества браков
урбанизация и производственный бум
сокращение числа разводов
демографический взрыв
9. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются: Варианты ответа:
процессами
целями
методами
целями
10. Multiple-choice
45 seconds
1 pt
Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:
интегральная
интегративная
личности
дифференциальная
Expore all questions with a free account
Already have an account?
Теория социального познания
Теория социального познания (SCT) возникла как теория социального обучения (SLT) в 1960-х годах Альбертом Бандурой. Он превратился в SCT в 1986 году и постулирует, что обучение происходит в социальном контексте с динамичным и взаимным взаимодействием человека, окружающей среды и поведения. Уникальной особенностью SCT является акцент на социальном влиянии и акцент на внешнем и внутреннем социальном подкреплении. SCT рассматривает уникальный способ, которым люди приобретают и поддерживают поведение, а также учитывает социальную среду, в которой люди осуществляют это поведение. Теория принимает во внимание прошлый опыт человека, который влияет на то, произойдет ли поведенческое действие. Этот прошлый опыт влияет на подкрепление, ожидания и ожидания, все из которых определяют, будет ли человек заниматься определенным поведением, и причины, по которым человек занимается этим поведением.
Многие теории поведения, используемые в укреплении здоровья, не рассматривают поддержание поведения, а скорее сосредотачиваются на инициации поведения. Это прискорбно, поскольку поддержание поведения, а не просто инициация поведения, является истинной целью общественного здравоохранения. Цель SCT — объяснить, как люди регулируют свое поведение посредством контроля и подкрепления для достижения целенаправленного поведения, которое можно поддерживать в течение долгого времени. Первые пять конструкций были разработаны в рамках SLT; конструкция самоэффективности была добавлена, когда теория превратилась в SCT.
- Взаимный детерминизм — это центральная концепция SCT. Это относится к динамическому и взаимному взаимодействию человека (индивидуума с набором приобретенного опыта), окружающей среды (внешнего социального контекста) и поведения (реакции на стимулы для достижения целей).
- Поведенческие способности. Это относится к фактической способности человека выполнять определенное поведение с помощью основных знаний и навыков. Чтобы успешно выполнять какое-либо поведение, человек должен знать, что делать и как это делать. Люди учатся на последствиях своего поведения, что также влияет на окружающую среду, в которой они живут.
- Обучение через наблюдение. Утверждается, что люди могут быть свидетелями и наблюдать за поведением других, а затем воспроизводить эти действия. Это часто проявляется через «моделирование» поведения. Если люди видят успешную демонстрацию поведения, они также могут успешно завершить это поведение.
- Подкрепление — это относится к внутренним или внешним реакциям на поведение человека, которые влияют на вероятность продолжения или прекращения поведения. Подкрепление может быть инициировано самим собой или в окружающей среде, а подкрепление может быть положительным или отрицательным. Это конструкция SCT, которая наиболее тесно связана с взаимными отношениями между поведением и окружающей средой.
- Ожидания — это относится к ожидаемым последствиям поведения человека. Ожидаемые результаты могут быть связаны со здоровьем или не связаны со здоровьем. Люди предвидят последствия своих действий, прежде чем приступить к поведению, и эти ожидаемые последствия могут повлиять на успешное завершение поведения. Ожидания во многом зависят от предыдущего опыта. Хотя ожидания также проистекают из предыдущего опыта, ожидания сосредоточены на ценности, придаваемой результату, и являются субъективными для человека.
- Самоэффективность. Это относится к уровню уверенности человека в своей способности успешно выполнять определенное поведение. Самоэффективность уникальна для SCT, хотя другие теории добавили эту конструкцию позже, например, Теория запланированного поведения. На самоэффективность влияют специфические возможности человека и другие индивидуальные факторы, а также факторы внешней среды (барьеры и фасилитаторы).
Существует несколько ограничений SCT, которые следует учитывать при использовании этой теории в общественном здравоохранении. Ограничения модели включают следующее:
- Теория предполагает, что изменения в окружающей среде автоматически приведут к изменениям в человеке, хотя это не всегда может быть правдой.
- Теория слабо организована и основана исключительно на динамическом взаимодействии между человеком, поведением и окружающей средой. Неясно, в какой степени каждый из этих факторов влияет на фактическое поведение и является ли один из них более влиятельным, чем другой.
- Теория уделяет большое внимание процессам обучения и при этом игнорирует биологические и гормональные предрасположенности, которые могут влиять на поведение, независимо от прошлого опыта и ожиданий.
- Теория не фокусируется на эмоциях или мотивации, кроме как на прошлом опыте. Этим факторам уделяется минимальное внимание.
- Теория может иметь широкий охват, поэтому ее может быть трудно реализовать в полном объеме.
Социальная когнитивная теория рассматривает многие уровни социально-экологической модели применительно к изменению поведения людей. SCT широко используется в укреплении здоровья, учитывая упор на человека и окружающую среду, последняя из которых стала в последние годы основным направлением деятельности по укреплению здоровья. Как и в случае с другими теориями, применимость всех конструкций SCT к одной проблеме общественного здравоохранения может быть затруднена, особенно при разработке целенаправленных программ общественного здравоохранения.
вернуться наверх | предыдущая страница | следующая страница
Ида Джин Орландо: Теория процесса совещательного ухода
Ида Джин Орландо была медсестрой-теоретиком, разработавшей Теорию процесса совещательного ухода . Узнайте о биографии Иды Джин Орландо, основных концепциях ее теории сестринского дела и ее приложении к сестринскому делу из этого учебного пособия.
Биография Иды Джин ОрландоИда Джин Орландо-Пеллетье (12 августа 1926 — 28 ноября 2007) — всемирно известная медсестра-психиатр, теоретик и исследователь, разработавшая «Теорию совещательного сестринского процесса». Ее теория позволяет медсестрам составить эффективный план ухода за больными, который также можно легко адаптировать, когда у пациента возникают какие-либо осложнения.
МолодостьИда Джин Орландо была американкой ирландского происхождения в первом поколении, родилась 12 августа 1926 года. Она посвятила свою жизнь изучению медсестер и получила высшее образование в 1947 лет и получила степень бакалавра наук в области общественного здравоохранения в 1951 году. В 1954 году она получила степень магистра гуманитарных наук в области психического здоровья. Во время учебы она также работала с перерывами, а иногда и по совместительству, штатной медсестрой в акушерстве, MS, ER, заведующей больницей общего профиля, помощником директора и преподавателем нескольких курсов. А в 1961 году она вышла замуж за Роберта Пеллетье и жила в районе Бостона.
Образование Ида Джин ОрландоБудучи респектабельным и заслуживающим доверия образцом для подражания, Орландо был хорошо образован и имел множество ученых степеней медсестер.
В 1947 году она получила диплом медсестры в Школе медсестер при больнице Флауэр на Пятой авеню в Нью-Йорке. В 1951 году она получила степень бакалавра наук в области общественного здравоохранения в Университете Св. Иоанна в Бруклине, Нью-Йорк. А в 1954 году Орландо получила степень магистра гуманитарных наук в области консультирования по вопросам психического здоровья в Педагогическом колледже Колумбийского университета.
Карьера и назначенияИда Джин Орландо сделала разнообразную карьеру, работая практикующим врачом, консультантом, исследователем и преподавателем в области сестринского дела. Орландо посвятила свою жизнь психическому здоровью и психиатрическому уходу, работая клинической медсестрой и исследователем.
Орландо раньше работала в больнице исключительно для родов в короткий промежуток времени.После получения степени магистра в 1954 году Орландо поступила в Школу медсестер Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в качестве адъюнкт-профессора психического здоровья и психиатрического ухода в течение восьми лет. Она получила федеральный грант и стала научным сотрудником и главным исследователем проекта гранта Национального института психического здоровья Службы общественного здравоохранения США под названием «Интеграция концепций психического здоровья в базовую учебную программу». Проект стремился определить те факторы, которые имеют отношение к интеграции принципов психиатрического и психического здоровья в учебную программу медсестер.
Орландо (слева) уже работала медсестрой, прежде чем поступить в Университет Св. Иоанна в Бруклине, Нью-Йорк, чтобы получить степень бакалавра наук в области общественного здравоохранения.В 1958–1961 годах Орландо, будучи адъюнкт-профессором и руководителем аспирантской программы по охране психического здоровья и психиатрической помощи в Йельском университете, использовала предложенную ею концептуальную модель ухода за больными в качестве основы для учебного плана программы. С 1962 по 1972 год Орландо работала клинической медсестрой-консультантом в больнице Маклин в Белмонте, штат Массачусетс. На этой должности она изучала взаимодействие медсестер с клиентами, другими медсестрами и другими сотрудниками, а также то, как эти взаимодействия влияют на помощь медсестры клиентам. Орландо убедил администрацию в необходимости образовательной программы для медсестер, после чего больница Маклин инициировала образовательную программу, основанную на ее модели медсестер.
Степень бакалавра наук в области общественного здравоохранения в Университете Св. Иоанна в Бруклине, Нью-ЙоркС 1972 по 1984 год она также работала в совете Гарвардского плана общественного здравоохранения в Бостоне, штат Массачусетс.
В 1981 году Орландо стал преподавателем в Школе медсестер Бостонского университета и с 1984 по 1987 год занимал административные должности в Государственной больнице Метрополитен в Уолтеме, штат Массачусетс. В сентябре 1987 года она стала помощником директора по сестринскому делу по образованию и исследованиям в указанном учреждении. Она также была консультантом проекта по психическому здоровью для факультетов младшего специалиста, созданного Советом по высшему образованию Новой Англии. Наконец, в 19В 92 года Орландо вышел на пенсию и получил награду «Живая легенда медсестер» от Массачусетской ассоциации зарегистрированных медсестер.
Теория совещательного сестринского процессаИда Джин Орландо разработала свою теорию на основе исследования, проведенного в Школе медсестер Йельского университета, включив концепции психического здоровья в базовую учебную программу медсестер. Она предположила, что «у пациентов есть свои собственные значения и интерпретации ситуаций, и поэтому медсестры должны проверять свои выводы и анализы с пациентами, прежде чем делать выводы».
Фотография класса во время ее выпуска в Университете Св. Иоанна в Бруклине, Нью-ЙоркТеория была опубликована в журнале «Динамические отношения между медсестрой и пациентом: функция, процесс и принципы» (NLN Classics in Nursing Theory) в 1961 году. В ее книге предлагался вклад заботиться об отношениях между медсестрой и пациентом, профессиональной роли и личности медсестры, а также о развитии знаний, отличных от ухода за больными.
Теория медсестер Орландо подчеркивает взаимные отношения между пациентом и медсестрой. То, что медсестра и пациент говорят и делают, влияет на них обоих. Она рассматривает профессиональную функцию медсестры как выявление и удовлетворение неотложной потребности пациента в помощи.
Степень магистра гуманитарных наук в области консультирования по вопросам психического здоровья в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Она также описала свою модель как вращающуюся вокруг следующих пяти основных взаимосвязанных концепций: функция профессионального ухода, поведение, немедленная реакция, дисциплина процесса ухода и улучшение. Функция профессионального ухода – организующий принцип. Представление поведения представляет собой проблемную ситуацию пациента. Немедленная реакция — это внутренний ответ. Дисциплина сестринского процесса – это изучение потребностей пациента. И, наконец, улучшение — это разрешение ситуации пациента.
Процесс совещательного ухода состоит из пяти этапов: оценка, диагностика, планирование, реализация и оценка. Медсестры используют стандартный сестринский процесс в Теории дисциплины сестринского процесса Орландо для достижения положительных результатов или улучшения состояния пациента. Ключевым направлением деятельности Орландо было определение функции ухода за больными. Модель обеспечивает основу для сестринского дела, но ее теория не исключает использования медсестрами других сестринских теорий при уходе за пациентами.
Теория медсестер Иды Джин Орландо обсуждается ниже.
Вторая книга Орландо «Дисциплина и обучение сестринскому процессу» была опубликована в 1972 году. РаботыОтношения: функция, процесс и принципы». Ее книга была опубликована в 1961 году. Годом позже она также продолжила свои исследования, опубликовав свою вторую книгу, «Дисциплина и обучение сестринскому процессу», в 1972 году.
Награды и почестиИда Джин Орландо ушла из сестринского дела в 1992 году. Получив хорошее образование, изучив более 2000 взаимодействий между медсестрой и пациентом и выдвинув теорию, которая изменила сестринское дело, она была признана «Сестринским делом». Легенда» Массачусетской ассоциации дипломированных медсестер.
СмертьИда Джин Орландо умерла 28 ноября 2007 г. в возрасте 81 года.0045
Одна из важных вещей, которую делают медсестры, это беседует с пациентами и сообщает им, какой будет план лечения. Однако, независимо от того, насколько хорошо продуман план сестринского ухода за пациентом, в любое время могут возникнуть неожиданные проблемы для выздоровления пациента. При этом работа медсестры состоит в том, чтобы знать, как справляться с этими проблемами, чтобы пациент мог продолжать выздоравливать и восстанавливать свое благополучие. Ида Джин Орландо разработала свой Процесс совещательного ухода , который позволяет медсестрам сформулировать эффективный план ухода, который также можно легко адаптировать, когда и если возникают какие-либо сложности с пациентом.
Теория медсестер Иды Джин Орландо подчеркивает взаимные отношения между пациентом и медсестрой. Он подчеркивает исключительную важность участия пациента в сестринском процессе. Орландо также считал медсестру отдельной профессией. Он отделил ее от медицины, где медсестры определяют сестринские действия, а не руководствуются указаниями врача, организационными потребностями и прошлым личным опытом. Она считала, что приказы врача предназначены для пациентов, а не для медсестер.
Она предположила, что «пациенты имеют свои собственные значения и интерпретации ситуаций, и поэтому медсестры должны проверять свои выводы и анализы с пациентами, прежде чем делать выводы».
ЦельЦель Иды Джин Орландо — разработать теорию эффективной сестринской практики. Теория объясняет, что роль медсестры заключается в том, чтобы выяснить и удовлетворить немедленную потребность пациента в помощи. Согласно теории, любое поведение пациента может быть криком о помощи. С их помощью работа медсестры состоит в том, чтобы определить характер дистресса пациента и оказать необходимую помощь.
ПредположенияВ модели ухода Иды Джин Орландо используются следующие предположения:
- Когда пациенты не могут справиться со своими потребностями самостоятельно, их одолевает чувство беспомощности.
- По своему профессиональному характеру медсестра усугубляет страдания пациента.
- Пациенты уникальны и индивидуальны в том, как они реагируют.
- Сестринское дело предлагает материнство и уход, аналогичный взрослому, который заботится о ребенке.
- Практика медсестер связана с людьми, окружающей средой и здоровьем.
- Пациенты нуждаются в помощи, чтобы сообщить о своих потребностях; они чувствуют себя некомфортно и двойственно относятся к своим потребностям в зависимости.
- Люди могут быть скрытными или откровенными в своих потребностях, восприятии, мыслях и чувствах.
- Ситуация медсестра-пациент динамична; действия и реакции находятся под влиянием как медсестры, так и пациента.
- Люди придают значения ситуациям и действиям, которые не очевидны для других.
- Пациенты попадают в сестринскую помощь через медицину.
- Пациент не может объяснить характер и значение своего беспокойства без помощи медсестры или без того, чтобы он или она сначала установили полезные отношения с пациентом.
- Любое наблюдение, которым делятся с пациентом и наблюдают за ним, немедленно помогает установить и удовлетворить его или ее потребности или узнать, что он или она в данный момент не нуждается.
- Медсестры заботятся о потребностях, которые пациент не может удовлетворить самостоятельно.
Метапарадигма ухода состоит из четырех понятий: человек, окружающая среда, здоровье и уход за больными. Из четырех понятий Ида Джин Орландо включила в свою теорию дисциплины сестринского процесса только три: человек, здоровье и уход.
ЧеловекОрландо использует концепцию человека, подчеркивая индивидуальность и динамичный характер отношений между медсестрой и пациентом. Для нее нуждающиеся люди находятся в центре внимания сестринской практики.
ЗдоровьеВ теории Орландо здоровье заменяется чувством беспомощности как инициатора потребности в уходе. Она заявила, что медсестра занимается людьми, которым требуется помощь.
Окружающая средаОрландо полностью игнорировала окружающую среду в своей теории, сосредотачиваясь только на неотложных потребностях пациента, в основном на отношениях и действиях между медсестрой и пациентом (в ее теории только отдельный человек; семьи или группы не упоминались) . В теории Орландо никогда не упоминалось о влиянии окружающей среды на пациента.
Уход за больнымиОрландо говорит о сестринском деле как об уникальном и независимом человеке, нуждающемся в помощи в экстренной ситуации. Усилия по удовлетворению потребности человека в помощи осуществляются в интерактивной ситуации и дисциплинированным образом, что требует соответствующей подготовки.
ПодпонятияИда Джин Орландо описала свою модель как вращающуюся вокруг следующих пяти основных взаимосвязанных понятий: функция профессионального ухода, поведение, немедленная реакция, дисциплина процесса ухода и улучшение.
Функция профессионального уходаФункция профессионального ухода является организующим принципом. Это означает выявление и удовлетворение неотложных потребностей пациента в помощи. По словам Орландо, медсестринское дело помогает людям, которые страдают или предчувствуют чувство беспомощности. Он ориентирован на процесс заботы в непосредственном опыте. Он связан с оказанием непосредственной помощи пациенту в любых условиях, которых они избегают, облегчают, уменьшают или излечивают чувство беспомощности пациента. Теория дисциплины сестринского процесса определяет цель сестринского дела как оказание помощи, в которой нуждается пациент, для удовлетворения его потребностей. Если у пациента есть неотложная потребность в помощи, и медсестра обнаруживает и удовлетворяет эту потребность, цель сестринского ухода достигнута.
Демонстративное поведениеДемонстративное поведение представляет собой проблемную ситуацию пациента. Через демонстративное поведение медсестра находит неотложную потребность пациента в помощи. Для этого медсестра должна сначала признать ситуацию проблемной. Независимо от того, как проявляется поведение, оно может представлять собой крик о помощи со стороны пациента. Поведение пациента при представлении, которое считается стимулом, вызывает автоматическую внутреннюю реакцию у медсестры, которая, в свою очередь, вызывает реакцию у пациента.
Дистресс
Поведение больного отражает дистресс, когда у больного возникает потребность, которую он не может разрешить, возникает чувство беспомощности.
Немедленная реакцияНемедленная реакция — это внутренняя реакция. Больной воспринимает объекты своими пятью органами чувств. Эти восприятия стимулируют автоматическое мышление, а каждая мысль стимулирует автоматическое чувство, заставляющее пациента действовать. Эти три пункта являются немедленной реакцией пациента. Немедленная реакция отражает то, как медсестра переживает свое участие в отношениях между медсестрой и пациентом.
Реакция медсестры
Поведение пациента вызвало реакцию медсестры, что знаменует начало дисциплины сестринского процесса.
Действие медсестры
Когда медсестра действует, происходит процесс действия. Этот процесс действий медсестры при контакте медсестра-пациент называется сестринским процессом. Действие медсестры может быть автоматическим или совещательным .
Автоматические действия ухода — действия по уходу, принятые по причинам, отличным от неотложных потребностей пациента.
Совещательные сестринские действия – это действия, решение о которых принимается после установления потребности и последующего удовлетворения этой потребности.
В следующем списке указаны критерии обдуманных действий:
- Обдуманные действия являются результатом правильного определения потребностей пациента путем подтверждения реакции медсестры на поведение пациента.
- Медсестра исследует значение действия с пациентом и его отношение к удовлетворению его потребности.
- Медсестра проверяет эффективность действия сразу после его выполнения.
- Медсестра свободна от раздражителей, не связанных с потребностями пациента, когда она действует.
Дисциплина сестринского процесса – это изучение потребностей пациента. Любое наблюдение, которым делятся и исследуют с пациентом, сразу же полезно для установления и удовлетворения его или ее потребности или обнаружения того, что в данный момент потребности отсутствуют. Медсестра не может предполагать, что какой-либо аспект его или ее реакции на пациента является правильным, полезным или уместным, пока он или она не проверит ее обоснованность, исследуя ее с пациентом. Медсестра инициирует это исследование, чтобы определить, как на пациента влияют то, что он говорит и делает. Автоматические реакции малоэффективны, так как действие медсестры обусловлено иными причинами, чем смысл поведения больного или неотложная потребность больного в помощи. Когда медсестра не исследует реакцию пациента на него или нее, можно с уверенностью сказать, что эффективное общение между медсестрой и пациентом прекращается.
Медсестра совместно с пациентом принимает решение о необходимых действиях для решения проблемы. Это действие оценивается после его выполнения. Если поведение пациента улучшается, действие было успешным, и процесс завершен. Если нет никаких изменений или поведение ухудшается, процесс повторяется с новыми усилиями, чтобы прояснить поведение пациента или соответствующие сестринские действия.
Процесс действия в личном контакте, функционирующем в секрете . Восприятие, мысли и чувства каждого человека не доступны непосредственно восприятию другого человека через наблюдаемое действие.
Процесс действия в личном контакте, действующем по открытому раскрытию . Восприятие, мысли и чувства каждого человека напрямую доступны восприятию другого человека через наблюдаемое действие.
УлучшениеУлучшение — это разрешение ситуации пациента. В постановлении действия медицинской сестры не оцениваются. Вместо этого оценивается результат его или ее действий, чтобы определить, помогли ли их действия помочь пациенту сообщить о своей потребности в помощи и как она была удовлетворена. При каждом контакте медсестра повторяет, как она может помочь пациенту. Собственная индивидуальность медсестры и индивидуальность пациента требуют проходить через это каждый раз, когда медсестра призвана оказать услугу тем, кто в ней нуждается.
5 этапов процесса совещательного уходаПроцесс совещательного ухода состоит из пяти этапов: оценка, диагностика, планирование, реализация и оценка.
ОценкаНа этапе оценки медсестра проводит комплексную оценку потребностей пациента. Это делается без учета причины встречи. Медсестра использует систему ухода за больными для сбора как субъективных, так и объективных данных о пациенте.
ДиагностикаНа этапе диагностики используется клиническое суждение медсестры о проблемах со здоровьем. Затем диагноз можно подтвердить, используя ссылки на определяющие характеристики, сопутствующие факторы и факторы риска, обнаруженные при оценке пациента.
ПланированиеНа этапе планирования решаются все проблемы, выявленные при диагностике. Каждой проблеме ставится конкретная цель или результат, и каждой цели или результату дается сестринское вмешательство, помогающее достичь цели. К концу этого этапа медсестра будет иметь план сестринского ухода.
ВнедрениеНа этапе внедрения медсестра начинает использовать план сестринского ухода.
ОценкаНаконец, на стадии оценки медсестра наблюдает за продвижением пациента к целям, поставленным в плане сестринского ухода. Изменения могут быть внесены в план сестринского ухода в зависимости от того, насколько хорошо (или плохо) пациент продвигается к поставленным целям. Если на этапе оценки выявляются какие-либо новые проблемы, их можно решить, и процесс для этих конкретных проблем начинается заново.
Анализ По сравнению с другими теориями сестринского дела, ориентированными на задачу, Орландо предложил четкий подход к теории сестринского дела, ориентированной на пациента. Это повышает целостность индивидуального ухода за больными. Это усиливает роль медсестры как независимого защитника интересов пациента. Динамическая концепция взаимодействия медсестры и пациента была оправдана, поскольку требовалось участие пациента в отношениях. Весь процесс находится в постоянном пересмотре за счет постоянного подтверждения выводов медсестры и пациента. Поскольку медсестра должна постоянно изучать свои реакции с пациентом, это предотвращает неверный диагноз или неэффективные планы.
Поскольку модель применяется к непосредственной ситуации, ее применимость к плану долгосрочного ухода невозможна.
Концепция взаимодействия также ограничивает ее до индивидуумов, способных к разговору, что является общим ограничением с другими динамическими теориями «медсестра-клиент» — эта теория не распространяется на пациентов без сознания.
Сильные стороныГарантия того, что с пациентами будут обращаться как с личностями, очень часто используется в теории Орландо о совещательном сестринском процессе. Каждый пациент будет иметь активный и постоянный вклад в свое собственное лечение.
Утверждение независимости медсестры как профессии и ее убеждение в том, что эта независимость должна основываться на надежной теоретической основе.
Модель также помогает медсестре оценить свою помощь с точки зрения объективно наблюдаемых результатов лечения пациента.
Слабые стороныОтсутствие оперативных определений общества или окружающей среды было очевидным, что ограничивало развитие исследовательской гипотезы.
Работа Орландо сосредоточена на краткосрочном уходе, особенно на осознанных и сознательных людях, а также на фактическом отсутствии референтных групп или членов семьи.
ЗаключениеТеория ухода Орландо подчеркивает взаимные отношения между пациентом и медсестрой. То, что медсестра и пациент говорят и делают, влияет на них обоих. Орландо рассматривает профессиональную функцию медсестры как выявление и удовлетворение неотложной потребности пациента в помощи. Она была одним из первых руководителей медсестер, которые определили и подчеркнули элементы сестринского процесса и критическую важность участия пациента в сестринском процессе. Теория Орландо сосредоточена на том, как добиться улучшения поведения пациента. Доказательства облегчения дистресса пациента рассматриваются как положительные изменения в наблюдаемом поведении пациента. Орландо, возможно, способствовал развитию у медсестер логического мышления.
Процесс совещательного ухода помогает медсестрам добиваться более успешных результатов лечения пациентов, таких как снижение риска падений. Теория Орландо остается наиболее эффективной практической теорией, особенно полезной для новых медсестер, когда они начинают свою практику.
Рекомендуемые книги и ресурсы, чтобы узнать больше о теории сестринского дела:
Раскрытие информации: Ниже приведены партнерские ссылки от Amazon без каких-либо дополнительных затрат с вашей стороны. Мы можем получить небольшую комиссию от вашей покупки. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.
- Теоретики сестринского дела и их работа (10-е издание) Alligood
Теоретики сестринского дела и их работа, 10-е издание представляет собой четкий и глубокий взгляд на теории сестринского дела, имеющие историческое и международное значение. В каждой главе представлена ключевая теория или философия сестринского дела, демонстрирующая, как систематические теоретические данные могут улучшить принятие решений, профессионализм и качество ухода. - Развитие знаний в области сестринского дела: теория и процесс (11-е издание)
Используйте пять моделей познания, чтобы выработать здравое клиническое суждение. В этом издании отражены новейшие идеи в области развития сестринских знаний и сделан упор на практическое применение. Содержание этого выпуска соответствует новым Основам обучения медсестер AACN 2021 года. - Инновации в области сестринского дела и теории, второе издание: Развитие науки о практике (2-е издание)
Этот учебник для выпускников курсов медсестер посвящен науке и философии развития сестринских знаний. Он отличается своей направленностью на практическое применение теории научных подходов, основанных на фактических данных. Во втором издании представлены важные обновления и реорганизация информации для лучшего освещения роли теории и основных философских взглядов. - Теории сестринского дела и практика сестринского дела (5-е издание)
Единственная книга по исследованиям и теории сестринского дела, содержащая основные работы первых теоретиков. Изучите исторические и современные теории, которые сегодня лежат в основе сестринской практики. 5-е издание продолжает удовлетворять потребности сегодняшних студентов, уделяя особое внимание теориям среднего уровня и практическим моделям. - Стратегии построения теории в сестринском деле (6-е издание)
Самое ясное и полезное введение в методы разработки теории. Отражая огромные изменения в сестринской практике, он охватывает достижения как в разработке теории, так и в стратегиях разработки концепций, утверждений и теории. Он также устанавливает дальнейшие связи между теорией ухода за больными и практикой, основанной на фактических данных. - Теория среднего уровня для сестринского дела (4-е издание)
Способность этой книги по уходу за больными раскрывать сложные идеи является частью того, что сделало эту книгу трехкратной лауреатом премии AJN «Книга года». Это издание включает пять совершенно новых глав с содержанием, необходимым для книг по уходу. Новые примеры, связывающие теорию среднего диапазона с передовой практикой ухода за больными, делают ее еще более полезной и расширяют ее содержание, чтобы сделать ее лучше. - Исследования в области сестринского дела: методы и критическая оценка доказательной практики
Эта книга предлагает сбалансированное освещение как качественных, так и количественных методологий исследования. В этом выпуске представлены новые материалы по актуальным темам, включая экзамен NCLEX® нового поколения (NGN). - Исследования в области сестринского дела (11-е издание)
Авторы, отмеченные наградами AJN, Дениз Полит и Шерил Бек подробно описывают последние методологические инновации в области сестринского дела, медицины и социальных наук. В обновленное 11-е издание добавлены две новые главы, призванные помочь учащимся обеспечить точность и эффективность методов исследования. Обширно переработанный контент расширяет возможности учащихся находить и ранжировать клинические данные.
Рекомендуемые ресурсы сайта, связанные с теорией сестринского дела:
- Теории и теоретики сестринского дела: Полное руководство для медсестер ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
В этом руководстве по теориям сестринского дела мы стремимся помочь вам понять, что включает в себя теория сестринского дела и ее важность, цель, история, типы или классификации, и дать вам обзор с помощью резюме выбранных теорий сестринского дела.
Другие ресурсы, связанные с теорией ухода:
- Betty Neuman: Neuman Systems Model
- Доротея Орем: теория дефицита заботы о себе
- Дороти Джонсон: Модель поведенческой системы
- Фэй Абделла: Теория 21 проблемы сестринского дела
- Флоренс Найтингейл: теория окружающей среды
- Хильдегард Пеплау: Теория межличностных отношений
- Ида Джин Орландо: Теория процесса совещательного ухода
- Имоджен Кинг: теория достижения цели
- Джин Уотсон: теория заботы о человеке
- Лидия Холл: уход, лечение, основная теория ухода
- Мадлен Лейнингер: Транскультурная теория ухода
- Марта Роджерс: наука о единых человеческих существах
- Майра Эстрин Левин: Модель сохранения ухода за больными
- Нола Пендер: модель укрепления здоровья
- Сестра Каллиста Рой: адаптационная модель ухода
- Вирджиния Хендерсон: Теория потребности в уходе
Ссылки и источники для этого учебного пособия об Иде Джин Орландо:
- Джордж, Дж.