Начните работу над проектом возрождение человека – Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм

Содержание

§ 7. Великие гуманисты Европы, ГДЗ учебник 7 кл. Юдовская

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ по истории 7 класс Юдовская◄
§ 7. Великие гуманисты Европы

Вопрос перед параграфом

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, – Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

Деятелей новой культуры называли гуманистами, потому в центре их мировоззрения, их внимания находился человек (по латыни «студиа хуманитатис» означает «познание человеческого»).

Эпоху называли Возрождением, потому что гуманисты за вдохновением и за идеалами обращались к эпохе Античности, тем самым возрождая ее после средневековья.

Античная культура служила для гуманистов образцом, а также источником знаний. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

В природе гуманисты видели божественное начало, саму природу нередко отождествляли с Богом.

Человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, как считали гуманисты, поставлен в центр мироздания самой природой Человек для гуманистов был венцом божественного творения, поэтому обладал возможностями достичь счастья уже в земной жизни.

В общественную жизнь культура Возрождения привнесла понимание достоинства человеческой жизни, новые взгляды на устройство общества, новые подходы в обучение, изменила принципы искусства.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»?

Эти слова можно понять так, что для гуманистов в центре мироздания находился не Бог, как считали средневековые схоласты, а человек, т.к. он обладает безграничными способностями, а также свободной волей.

Вопрос 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему?

В раннее Новое время гуманистами называли образованных людей, которые изучали античную литературу, пытались переосмыслить положения средневековых схоластов об устройстве мира и о роли человека. Да, Джованни Морелли можно считать гуманистом, т.к. гуманисты не были выходцами из какого то определенного социального слоя, поэтому купец Дж. Морелли которые советует читать и размышлять над поучениями древних авторов безусловно является гуманистом.

Вопрос 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле?

Эразм Роттердамский – будучи выдающимся знатоком латыни, он комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры. Главное его произведение – Похвала глупости.

Томас Мор – политик и первый министр английского короля. Пытаясь разобраться в устройстве современного ему обществе, он написал книгу, которая получала название «Утопия». В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности. Во второй части книги он описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал.

Франсуа Рабле – врач и один из самых образованных людей своего времени. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» возрождал старинные традиции народных представлений, высмеивал жестокость, тупость, уродство, ханжество власть имущих. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой – невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения.

Идеалы античной культуры были близки гуманистом, потому что античные философы также ставили человека в центр своего мировоззрения.

Вопрос 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»?

Петр I, который стремился перестроить свое царство по европейскому образцу, должен был показать несостоятельность прежних традиционных ценностей, которые во многом и высмеивались в романе Эразма Роттердамского. Это произведение должно было распространить новые ценности об устройстве общества, государства, власти монарха, высмеять противников Петра в среде бояр, духовенства, которые держались за средневековые традиции.

Вопрос 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня?

Современников могли заинтересовать идеи устройства идеального общества. В Англии XVI в. было много социальных проблем, вызванных огораживанием, ростом числа бедняков. Т. Мор в своем романе как раз пытался найти решение этих проблем. Книга интересна тем, что многие проблемы, о которых писал Т. Мор, остаются актуальными и сегодня, например проблема бедности.

Вопрос 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

Эразм Роттердамский – http://www.hrono.info/biograf/bio_e/erazm_rot.php

Томас Мор – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/mortomas.php

Франсуа Рабле http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rable.php

Мишель де Монтень – http://www.hrono.info/biograf/bio_m/montenm.php

Вопросы к документу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию.

Потому что Мишель де Монтень призывает человека к саморазвитию, к самосовершенствованию, а не к слепой покорности и не к стремлению властвовать над другими. Его идеал развитая личность

Вопрос 2. Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Характерные архитектурные детали для эпохи античности: колонна, арка, купол, строгие геометрические формы, строгость и гармоничность форм.

Вопрос 3. Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Общими чертами организации пространства являются строгие геометрические формы, четкое разделение всех архитектурных элементов, соблюдение симметрии.

Вопрос 4. Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Рим называют Вечным городом, почти тысячу лет он не был захвачен, но даже после захвата и разграбления 476 г., он сохранил свое величие и вернул политическое, религиозное и культурное значение в качестве главного города Европы в эпоху средневековья – резиденции Папы Римского.

§ 7. Великие гуманисты Европы

◄§ 6. Повседневная жизнь

§ 8—9. Мир художественной культуры Возрождения►

litemove.ru

Великие гуманисты Европы. Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских…

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536)

Под псевдонимом Эразм Роттердамский, а также Дезидерий известен Герхард Герхардс — голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель. Ему принадлежала заслуга подготовки первого издания оригинала Нового завета, снабженного комментариями. Именно с него начались попытки изучения текстов священных писаний как объекта критических исследований.

Эразм родился в 1469 г., 28 октября, в г. Гауда неподалеку от Роттердама и был незаконнорожденным сыном священника. После обучения в местной начальной школе он продолжал получать образование в Нертогенбосхе, школе, созданной общиной «Братья общей жизни». Статус незаконнорожденного и особенности характера привели его к решению связать судьбу с монастырем. В 1492 г. он действительно принял сан священника в Августинском монастыре.

Блестящие интеллектуальные способности, широкий круг познаний, превосходное владение латынью привлекли к себе внимание влиятельных людей, и благодаря этому Эразм Роттердамский смог покинуть монастырь к которому у него перестала лежать душа, работал секретарем у епископа Камбре. В 1495 г. покровитель направил его в Парижский университет для изучения богословия, и несколько лет он прожил во Франции. В 1499 г. предпринял поездку в Англию, читал в Оксфордском университете лекции.

Первым значительным сочинением Эразма Роттердамского стали «Адагии», изданные в 1500 г. Они представляли собой сборник изречений, поговорок, анекдотов, афоризмов, найденных им в сочинениях писателей античности и раннего христианства. Благодаря этой книге автор стал известен на всем континенте. Некоторое время Эразм Роттердамский не проживал на одном месте, а путешествовал, в частности, по французским городам.

В 1504 г. им была издана книга «Оружие христианского воина», в которой автор излагал главные принципы своей «философии Христа». По вероисповеданию Эразм Роттердамский оставался католиком, хотя его и считают предтечей Реформации. Он призывал к тому, чтобы священные христианские тексты были прочитаны по-новому, более углубленно, основываясь на научном подходе.

Предприняв очередную поездку в Англию, Эразм Роттердамский в 1505 г. отправился в Италию, где прожил два года. Там ему оказывали почести, ему благоволил сам Папа; в Туринском университете гуманист получил степень почетного доктора богословия. Третье путешествие в Англию ознаменовалось в творческой биографии Эразма Роттердамского написанием самого выдающегося произведения — сатиры «Похвала глупости». Публикация памфлета в 1509 г. выдвинула его в число авторитетнейших богословов своего времени. Его мнение в сфере гуманитарных наук было непререкаемым. Эразм Роттердамский состоял в переписке со многими выдающимися личностями; в течение нескольких лет преподавал греческий язык в Кембриджском университете.

В 1513 г. ученый уехал на два года в Германию, где путешествовал по разным городам, однако в 1515 г. снова направился в Англию. Благодаря тому, что Карл Испанский, император Священной Римской империи, сделал его королевским советником, не нагружая при этом какими-либо обязанностями, Эразм Роттердамский мог, не заботясь о материальном обеспечении, заниматься наукой еще более интенсивно. В то же время он еще не раз отправлялся в поездки, связав последние годы своей биографии с Базелем. В этом швейцарском городе им был опубликован целый ряд работ, среди которых — перевод на латынь Нового Завета. Начиная с 1524 г. появляются работы, в которых Эразм Роттердамский полемизирует с Мартином Лютером. Одной из сфер интересов гуманиста была педагогика, которой он также посвятил ряд работ; самыми известными из них считаются «Разговоры запросто» (работал над ними с 1519 по 1535 г.). Скончался Эразм Роттердамский в Базеле 12 июля 1536 г.

Оцени ответ

www.shkolniku.com

М. Ю. МианиеПроект «Духовное возрождение человека и общества»

© М. Ю. Миание, 2018

ISBN 978-5-4493-3868-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

О книге

В данной работе президента-основателя, научного руководителя научно-учебного Центра «Система акад. Миание М. Ю.» представлены основные положения Проекта «Духовное Возрождение Человека и Общества».

Проект разработан на основе исследований акад. Миание М. Ю. в области философии, теории сознания, теории формирования личности, трансперсональной психологии, традиций и творчества, политологии и т. д. (см. стр 72.)

Конечная Цель Проекта – внесение Духовности (высшие ценности, достойные цели, сильные личные качества, Честь, Благородство, Справедливость, др.) во все основные сферы жизни общества: образование (формирование личности, подготовка к жизни), политику и власть (новая идеология, в центре которой – человек, кодекс чести для власти), бизнес (благотворительность и меценатство, забота о людях, др.) в науку, общественное движение, СМИ, др..

Главная задача Проекта — объединение всех позитивных сил Общества на созидательную деятельность, создание условий для его перехода на новый уровень развития, следующий за демократией.

Книга рассчитана на всех, кто заинтересован в развитии позитивных процессов в обществе.

Введение

Изучение истории развития общества позволяет увидеть этапы познания, через которые оно проходило:

вначале – люди учились работать руками (первый этап познания, ему соответствует монархия и доминирование религии),

• затем – организовывать сложное производство и современный рынок (второй этап познания, ему соответствует демократия и бурное развитие науки – знания, прежде всего, о материальном).

На данный момент все основные экономические и социальные вопросы в теории – решены (реализованы на опыте развитых стран), дело только за их практическим применением. И здесь основное – способна и заинтересована ли власть действовать в интересах всего народа? Способны ли люди воспользоваться предоставленными возможностями? Bo-многом – это вопрос духовный.

Таким образом, можно сказать, что второй этап познания заканчивается. Третьим логическим этапом познания для науки и общества в целом – будут вопросы внутреннего мира человека, достижения им Силы, Счастья, Совершенства, максимального Успеха во всех сферах жизни, т. д. Этому же будут соответствовать новые приоритеты – и в самой науке и в обществе.

Цель Проекта – определить эти приоритеты по всем основным сферам жизни общества, провести максимально широкую дискуссию, разработать и реализовать соответствующие программы действий.

Основные направления :

1. Ввод в образование знаний о духовной составляющей человека, его подготовка к жизни (от 20% до 50% общей информации): постановка целей, формирование себя как личности, выстраивание взаимоотношений, карьера, творчество, полноценное физическое развитие, т. д.

2. Ввод новых социальных стандартов (взамен продажности, всеобщего потребительства и прожигания жизни): Честь, Достоинство, Служение обществу (общественная деятельность), здоровый образ жизни, взаимоотношения и образ жизни достойных, т. д. Пропаганда этих и других позитивных ценностей, т. д.

3. Создание новых традиций, облагораживающих и возвышающих человека, на всех уровнях: общегосударственном, региональном, корпоративном, семейном, др. Одна из основ (где уместно) – перевод человека из роли зрителя в роль активного участника (избавление от внутренних зажимов, раскрытие творческих способностей, т. д.).

4. Возрождение в бизнесе традиций благотворительности и меценатства, максимальной заботы о сотрудниках и выполнения долга перед обществом. Формирование образа нового бизнесмена, как опоры для общества (рабочие места, т. д.), уважения к нему, др. Введение соответствующей системы стимулирования организаций, поддерживающих эти традиции, и ограничения для сугубо эгоистические организации.

Проект включает в себя 9 основных направлений (наука, религии и духовные школы, образование, политика и власть, бизнес, общественное движение, молодежное движение, культура и традиции, СМИ) – всего 45 основных программ. Предполагает, после завершения его подготовки – выход на международный уровень (ЕС, ЮНЕСКО, др.), а для реализации по Украине – поддержку, прежде всего, со стороны НАНУ.

Основная задача науки в этом Проекте – обеспечение его соответствующими теоретическими разработками.

Основные Программы

1. Наука

Наука – приоритет №1 для реализации данного Проекта. Ее задача – обеспечение всех необходимых исследований и разработок для реализации всех остальных направлений Проекта.

Направления исследований:

1. «Практическая Философия» – Знания (необходимые для раскрытия потенциала Человека, показывающие жизнь как возможность, воодушевляющие, т. д.), Цели жизни, Задачи (что необходимо для достижения целей), Ценности, т. д. Развитие этого направления создаст основу для ввода духовности в образование, создания социальных стандартов достойного человека, т. д.

2. «Эзотерическая (энерго-информационная) психология» – энерго-информационная модель сознания и тонких тел человека (души), объяснение механизмов работы экстрасенсорных способностей и других феноменов феноменов, техник развития, взаимоотношений, оценок людей, т. д. Разработка этого направления создаст основу для вывода знаний о Человеке на следующий уровень, объединения религий, т. д.

3. Новая теория развития общества – уровни развития общества, более совершенные, чем современная демократия; постановка и решение духовных проблем для общества в целом, приоритет духовного начала в целях государства и общества. Разработка данного направления создаст основу для формирования общих для разных государств: системы ценностей, идеологии, т. д.

4. «Физика Энергии» изучение Энергии, как основы существования духовного мира. Если душа, тонкие миры, Бог – существуют, то они имеют свою структуру, носители, законы, т. д. Для изучения этих вопросов использовать все доступные методы и их сочетания: теоретическая и экспериментальная физика, древние трактаты об Энергии, экстрасенсорные данные, т. д. Создание естественно-научной основы для полномасштабного исследования духовности.

5. «Организация Жизни Человека и Общества» – исследование путей оптимального использования времени, как одной из главных ценностей; наиболее рационального распределения времени по основным целям жизни – для минимизации временных затрат, связанных с обеспечением жизни, ее условий, для наполнения жизни духовностью, достойными традициями и другими способами времяпрепровождения, возвышающего человека.

Организационные механизмы – стандартные, необходимые: организация исследований, проведение конференций, публикации в специализированных журналах и других изданиях, ввод новых дисциплин в реестр образовательных программ, т. д.

2. Образование

Образование – кроме гуманитарных и естественно-научных дисциплин должно уделять достаточное внимание формированию человека как личности, готовить нового человека для общества будущего. Это – первая основная сфера применения духовных знаний.

Этапы реализации:

1. Этап 1. Ввод знаний о Человеке в среднее образование (от 20% до 50% от общего объема учебных программ): система ценностей, постановка и достижение целей, формирование взаимоотношений, управление собой, кодекс Чести и основные качества достойного человека, т. д. Преподавание – только специально подготовленными кадрами, с соответствующим мировоззрением и личными качествами.

2. Последующие этапы – создание всех остальных условий, способствующих формированию человека как личности: А. Полное соответствие всех кадров (преподавателей) всем необходимым духовным стандартам. В. Полноценное физическое формирование каждого ученика (общая подготовка). С. Традиции, рациональная организация времени между уроками и после них. Другое.

3. Этап 2. Ввод знаний о Человеке в систему высшего образования – 15—30% от общего объема учебных программ, ключевые вопросы те же, что и в п. 1. (на аудиторию, которая не изучала эти вопросы в средней школе), с учетом особенностей данной аудитории.

4. Последующие этапы. А. Ввод в систему высшего образования программ, логически продолжающих программы п.1. (для тех, кто прошел данные программы в средней школе). В. Учет всех остальных требований, обозначенных в п.2.

5. Для людей, уже закончивших обучение – открытие школ, решающих в духовном развитии человека задачи, аналогичные п. 1—4. Создание, таким образом, системы дополнительного непрерывного обучения, при максимальной поддержке государства. Множество форм, в зависимости от социального статуса и т. д., аудитории.

Организационные механизмы – могут быть различны, в зависимости от состояния образования, выделяемых средств, готовности кадров, т. д.

3. Религии, духовные и эзотерические школы

Вера – одна из главнейших основ человека. Религия – основа нравственности и, во многом, культуры общества. Духовные и эзотерические школы – полны нового, работают со своей аудиторией, но есть ряд крайностей и различных проблем.

Основные задачи:

1. Постоянный диалог – на всех уровнях, с целью определения общих Духовных Стандартов, принимаемых также наукой и обществом: что приемлемо для всех (ведет к общей цели) и не приемлемо (проблемы, негатив). По мере развития диалога список вопросов, по которым достигнуто согласие, должен постоянно расширяться.

 

2. Проведение совместных акций – демонстрация роста единства духовных сил, желающих мира и процветания обществу, усиление их влияния на общественные процессы, уменьшение напряженности и конфликтов на религиозной и какой-либо другой почве, также необходимо проводить на всех уровнях.

3. Подход к нахождению согласия, определению ключевых положений по Добру и Злу – единство понимания сути при сохранении самобытности и многообразия форм. Введение общих понятийных стандартов по вопросам Добра и Зла, содействие общества тем организациям, которые реализуют позитивные цели, ценности и методы, и наложение запретов на деятельность организаций, чьи цели или методы, согласно этим стандартам, будут признаны негативными (с возможностью обжалования таких запретов в соответствующих инстанциях).

4. После признания наукой факта высокой значимости религии для процветания общества – создание условий для максимально комфортной деятельности различных духовных и эзотерических школ, особенно для тех, кто исследует новые возможности человека и его взаимодействие с тонким миром. Создание общего реестра таких организаций, с их всесторонней оценкой, определением рейтинга, т. д. Духовные знания должны развиваться, при этом «гиганты» (традиционные религии) должны бережно относиться новым росткам в этой сфере.

5. Выход на создание Меморандума всех позитивных сил – предполагающего общие духовные ценности, единство в представлениях о Человеке, этом Мире и Обществе, единство в оценке основных событий в мире, в отношении к истории, т. д. Положения, отражающие общую точку зрения большинства представителей различных духовных направлений – должны быть рекомендованы для изучения в системе образования, т. д.

Организационные механизмы – ближе к стандартным. Одно из важных условий успеха – изначальное исключение из переговорного процесса людей, не способных к диалогу, категоричных, не признающих право на существование других точек зрения, не стремящихся к достижению согласия.

fictionbook.ru

Trojden | Великие гуманисты Европы: Юдовская А. Я.

Почему деятелей новой культуры называли гуманистами, а время, когда возникла и развивалась новая культура, — Возрождением? Как гуманисты относились к античной культуре, природе, человеку? Что нового внесла в общественную жизнь культура Возрождения?

«Я ставлю тебя в центре мира». Вслед за ранним Возрождением (начало XIV — последняя четверть XV в.) наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» — сказано в рукописи XV в.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелл и написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не животное».

Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

Гуманист из Роттердама. Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров…» сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах. Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России.

Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящённая другу гуманисту Томасу Мору. Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.

Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью, может воистину именоваться человеком».

Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, которыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки общества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого. «Похвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.

Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478—1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.

В начале XVI в. Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Необычное произведение поразило воображение читателей.

Томас Мор. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Франсуа Рабле

Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью… хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Нанург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»? 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему? 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения. 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»? 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня? 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

«Противны мне и владычество и покорность»

Эти слова принадлежат одному из удивительных людей XVI столетия — выдающемуся французскому гуманисту Мишелю Монтеню (1533 -1592). Монтень много размышляет о жизни, странах и людях. Плодом раздумий стала книга со странным названием — «Опыты».

«Опыты» — собрание рассуждений о морали, философии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного крута родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на личном опыте. Но получилось так, что с момента своего появления книга привлекла внимание многих и многих людей, и сегодня остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересовала современников Монтеня? Чем интересна она читателям нашего времени?

В глазах гуманистов человек стал перед необходимостью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн во славу человека, его разумной и доброй природы, но и результат стремления автора познать и оценить себя.

Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостерегает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разумно вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Подлинная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.

Монтень предостерегает людей от безделья, прежде всего умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в основе которого правило: ни в чём не полагаться на авторитет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах… неприхотливость в питье и пище… умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В XVI в. перепланировка Рима продолжается. Появляются дороги, ведущие в торговый центр города, благоустраиваются площади. К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами. Самой значительной из построек того времени можно считать новую церковь в Ватикане — Сикстинскую капеллу (в названии увековечено имя заказчика — папы Сикста IV). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы поручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение четырёх лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростёртому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темпьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.

Церковь Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио. Рим. 1502 г. Архитектор Браманте

Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Собор Святого Петра в Риме. 1506-1624 гг. Вид с самолёта

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

trojden.com

исследовательская работа проект «Возрождение»

Содержание

Аннотация к проекту.

1. История и реальность экологического состояния родников

1.1. Значение колодца в жизни человека

1.2. Общее состояние колодцев на сегодняшний день

2. Проект «Возрождение»

2.1. Основа проекта

2.2. Мероприятия по очистке колодца

2.3. Малая архитектурная форма « Деревенский колодец »

Заключение

Список литературы

Приложение к проекту:

-народные пословицы о колодце

-легенды о колодце

-из истории колодцев

-макет колодца

Аннотация к экологическому проекту

Совсем недавно мне припомнились строчки из песни:

« Колодец, колодец, дай воды напиться,

Колодец, колодец, дай неба глоток»…

У меня возникло желание изучить историю и реальное экологическое состояние колодцев родного села. Я заметила, что наша семья, мои соседи и сельчане в последнее время всё чаще стали обращать внимание на колодцы, так как летом в нашем селе часто случаются отключение воды в водопроводе. Некоторые из сельчан восстановили заброшенные колодцы. Свой проект я решила назвать « Возрождение»

Проект – исследование под названием «Возрождение» состоит из двух частей:

1 часть – описание реального состояния природных источников питьевой воды (колодцев) в селе Сургодь Торбеевского района.

2 часть – разработка малой архитектурной формы « Деревенский колодец» и подробный план мероприятий по очистке источника воды с прилегающей территорией.

Архитектурно-дизайнерская разработка по благоустройству территории родника и макет колодца являются основой проекта. Исследовательская работа заключается в изучении состояния колодцев села и актуальности вопросов их возрождения.

Основной целью проекта является улучшение доступа населения к чистой питьевой воде и формирование экологической культуры, вовлечение молодежи в практическую природоохранную деятельность.

1. История и реальность экологического состояния родников

    1. Значение колодца в жизни человека

Из источников Интернет я собрала очень интересный материал по данной теме.

Я узнала, что колодец – это гидротехническое сооружение в виде вертикальной шахты или скважины.

Во все времена колодец был источником чистой питьевой воды, и его актуальность не утрачена и в наши дни. Но современные люди избалованы благами цивилизации и обычно воспринимают их как давность. Действительно, к чему нам устройство колодца, когда в каждой квартире есть кран, из которого течет вода? А ведь наши предки воспринимали воду как источник жизни, и к людям, способным вырыть колодец, отыскать под землей чистую воду, а главное поддерживать и содержать в чистоте это сооружение, относились с особым уважением.

Вода, набранная из колодца, экологически чиста, пригодна для питья и имеет свой неповторимый вкус. Ну и, конечно же, колодец, выполненный в традициях русского народа, напоминает людям об их исторических корнях, что, безусловно, важно в современном мире. Колодец – это живой источник, находясь рядом с которым, человек питается энергией воды, природы, набираясь жизненных сил.

Из рассказов односельчан я узнала, что в нашем селе есть колодец необыкновенный. Когда к нам в село приезжает мулла и его помощники они всегда приходят к этому колодцу и набирают из него кристально – чистую воду. Приезжающие гости из Татарстана в ёмкостях увозят эту воду в места жительства. Во время татарских праздников сургодцы берут из него воду на приготовление национального напитка. Оказывается, в год постройки мечети в нашем селе этот колодец был освещён и вода в нём считается священный.

Я поговорила с хозяином колодца Коноваловым Р.А. о его состоянии. Он рассказал о том, что его глубина около 18 м, вода в нём зимой не замерзает, она чиста и свежа в любое время года. Построено это сооружение очень давно, но оно и по сей день служит людям. Приезжие молодые люди в гости сделали новую крышку для колодца.

Священный колодец в селе Сургодь.

О символике колодцев, силах и целебности подземных вод слагаются легенды. Человека, любящего природу и уединение, какой-то неведомой силой тянет к родникам, он получает там ощущение спокойствия и гармонии. Многие источники освещаются церквями, вокруг них оборудуются места для паломников, проводятся таинства крещения и другие мероприятия.

1.2. Общее состояние колодцев на сегодняшний день

Устройство колодца в городе практически невозможно, сейчас они существуют только в деревнях и селах. Строить колодцы сегодня стало практично и «модно» на частной территории загородных домов. Существует множество современных технологий их создания и обеспечения. Но эти колодцы только для частного пользования. А вот для общего пользования источников чистой воды больше не становиться и, к сожалению, многие из тех, что существуют, приходят в запустение из-за халатности и безалаберности человека. У этих колодцев нет «хозяина», разрушаются конструкции, родники загрязняются, вокруг них образуются свалки мусора и уже чистота питьевой воды подвергается большому сомнению. Но вот их востребованность населением не становиться меньше, не смотря на бытующее мнение, что «за водой с коромыслом сегодня не ходят». Колодцами пользуются местные жители, у которых в домах нет водопровода, те, кто выбирают именно родниковую воду для питья, путники в дороге (как пешие, так и на автомобилях).

В нашем селе раньше почти у каждого дома стоял большой и крепкий колодец. Все они были разной формы. Но один колодец отличался от всех других своей красотой и необычностью. Он имел форму журавля. К сожалению, этот колодец остался без внимания хозяина и прекратил своё существование.

Со временем в селе построили водопровод, после чего часть колодцев стала невостребованной. Но в последнее время в селе стали возрождаться колодцы, потому что люди почувствовали нехватку питьевой воды.

Заброшенный колодец. Возрождённый колодец

1.3. Родники в селе Сургодь

В селе Сургодь Торбеевского района, как и в большинстве других сел и деревень России существуют природные источники воды для общего пользования в виде колодцев. За всю историю Сургоди существовали 23 основных родника — колодца:

По улице Центральной-13 колодцев, по улице Хади Такташа 5 колодцев, по улице Молодежной 3 колодца, по улице Новая 2 колодца.

В последнее время на территории села возродилось еще 4 колодца.

Пройдя по улице Центральная, я обратила внимание на один из колодцев. Он построен давно и требует ремонта: покосилась деревянная конструкция, требуется реконструкция шахты колодца, подходы, тропинки к нему. Им всегда активно пользовались местные жители, но несколько последних лет этот колодец находится в заброшенном состоянии, требует очистки и оборудования территории. Место расположения колодца очень удобно для жителей села и проезжающих мимо. На данный момент он представляет собой бетонное кольцо – шахту колодца, которое набирается родниковой водой. Именно этот колодец рассматривается в проекте « Возрождение»

2. Проект «Возрождение»

2.1. Основа проекта

Содержание проекта — очистка и благоустройство родника, расположенного на улице Центральная д.20. Данный колодец всегда пользовался спросом у местных жителей.

Актуальность его очистки и нормального функционирования очень высока, так как вопрос чистой питьевой воды стоит в селе достаточно остро (водопроводная вода очень жесткая с высоким содержанием металлов). Сам процесс восстановления колодца – это экологическое мероприятие.

Я поинтересовалась у новых хозяев дома как они планируют восстановление колодца. Мы составили примерный план реализации проекта восстановления.

2.2. Мероприятия по очистке колодца

Существующие проблемы:

  1. Данный родник и прилежащая территория засыпаны мусором;

  2. Бетонное кольцо колодца и труба, из которой льется родниковая вода, обросли илом и грязью;

  3. Нет благоустроенных тропинок к колодцу;

  4. Отсутствует как таковая конструкция колодца, навес, скамейки для удобства набора воды;

  5. Территория заросла сорняками (чертополох), ивовый кустарник.

  6. На территории, вблизи колодца, расположены погреба, многие из которых не пригодны для использования и являются заброшенными;

Пути решения проблем:

  1. Организация группы молодых людей для ремонтных работ.

  2. Вырубка кустарников, очистка территории от мусора и сорной травы.

  3. Очистка источника воды, устранение старых изношенных элементов конструкции колодца.

  4. Сооружение удобных ступенек и тропинок для подхода к колодцу.

В течение двух недель шла упорная и трудоёмкая работа по благоустройству колодца. Все намеченные работы были выполнены.

На уроках биологии и географии я узнала, что в природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Обладая свойствами универсального растворителя, она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений, состав и соотношение которых определяется условиями формирования воды, составом водоносных пород. Из грунта атмосферная вода поглощает углекислоту и становиться способной растворять по пути своего движения минеральные соли.

Проходя через породы, вода приобретает свойства, характерные для них. Так, при прохождении через известковые породы, вода становится известковой, через доломитовые породы — магниевой. Проходя через каменную соль и гипс, вода насыщается сернокислыми и хлористыми солями и становится минеральной.

После постройки колодца, да и любого другого источника водоснабжения, необходимо провести исследования качества и состава воды для определения пригодности ее к использованию и потреблению. Надо помнить, что хозяйственно-питьевая вода относится к пищевым продуктам и ее показатели должны отвечать согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 19.04.91года, санитарным правилам СанПиН 4630-88 и требованию ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая».

 
Качество воды характеризуется ее физическими, химическими и бактериологическими свойствами.

Я решила исследовать воду из колодца физическим способом. Данные занесла в таблицу.

температура

цветность

мутность

привкус

запах

7 С

прозрачна

незначительна

не имеет

не имеет

 
По моим небольшим исследованиям установлено, что вода пригодна для потребления. Мною был дан совет хозяевам дома отдать пробу воды для анализа в санитарно -эпидемическую службу.

2.3. Малая архитектурная форма

« Деревенский колодец »

У меня возникла идея малой архитектурной формы – создание комфортного, защищенного уединенного места в достаточно шумном месте для кратковременного отдыха и набора питьевой воды.

Форма колодца выполнена в традициях татарской деревни из бревен с барабаном для подъема троса с ведром воды. Вот что у меня получилось

Вид традиционного татарского колодца

Сам колодец размещается на территории дома. Возле него возможна постройка скамеек. Над колодцем размещена крыша, которая защитит его от дождя, солнца, которое может привести к пересыханию источника, и падающей листвы с деревьев.

Вся конструкция малой архитектурной формы выполнена из экологически чистых материалов: деревянные бревна, доски, мягкая черепица, каменное основание. На территории расположена клумба с цветами, которая радуют глаз приходящих за водой.

Хозяин возродившего колодца в знак благодарности природы за великолепный источник смастерил макет деревенского колодца.

Заключение

В проекте «Возрождение» сделан акцент на восстановление заброшенных колодцев, их охране. Это обусловлено основным направлением деятельности воспитанников школы по экологической деятельности. Этот проект может быть значительно расширен и углублен в разных направлениях исследовательской деятельности:

  • Изучение истории родников и колодцев Сургодьского сельского поселения;

  • Практические и лабораторные работы по изучению состава и качества питьевой родниковой воды данного источника;

  • Экономический расчет очистки и благоустройства колодца;

  • Исследование социальной значимости, статистических данных, мнений о проекте местных жителей и руководителей;

  • Программа экологической акции «Живи родник!» для волонтерского молодежного движения;

  • Другие мероприятия.

Воплощение данного проекта в жизнь может быть очень актуальным подарком для всех сельчан к большому юбилею Сургоди – 190 лет и этапом реализации Государственной программы по обеспечению права каждого человека на благоприятную окружающую среду в год экологии.

Список литературы

  1. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. — М.: Архитектура, 2005.

  2. Локтев Д.М., Малые архитектурные формы,  2005.

  3. Скорняков Е.Е. Крестьянское водоснабжение. — М. — Л.: Гос. изд-во. 1985.

  4. Хромов Ю.В. Внешнее благоустройство и озеленение жилых комплексов. — Л.:Стройиздат, 1969.

infourok.ru

Исследовательская работа «Храм как возрождение жизни»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 п. Восточный

Сосьвинского городского округа

Краеведческая конференция Сосьвинского городского округа

«Мир через образование»

Направление: «Живое прошлое» (историческое краеведение)

Исследовательская работа

«Храм как возрождение жизни»

Исполнители: Рудковская Елизавета Вадимовна,

ученица 7-б класса

Фомина Дарья Дмитриевна, ученица 6-а класса

Руководитель: Гарбуз Елена Григорьевна,

учитель истории

2016 г

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. История создания храма……………………………………………. 4

Глава 2. История колоколов…………………………………………………. 7

Глава 3. Чем живёт храм сегодня……………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………..13

Литература………………………………………………………………………14

Введение

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев.

В старину люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы согласны с тем, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Наша территория находится рядом с Серебряным кольцом Урала. Христианские святыни села Меркушино и Верхотурья известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Некоторые паломники, узнав о храме в нашем посёлке, не жалеют времени, чтобы совершить сюда экскурсию. Но, проведённый опрос среди обучающихся показал, что большинство респондентов плохо знакомы с историей православного храма. Поэтому мы посчитали просто необходимым познакомиться с историей храма в п. Восточный, и собранный материал предать в школьный историко-краеведческий музей. Этим и обусловлена актуальность исследования. .

Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем храма в п. Восточный, определение его роли в жизни людей.

Задачи: изучить архивные материалы, рассказывающие об истории церкви ; выявить и оценить произошедшие изменения. Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:

— изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, Интернет;

— поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных;

— установление связей с работниками библиотек, музея, настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческое исследование, мы лучше стали понимать историю своей малой родины. 

Глава 1. Из истории храма

Поселок Восточный, в буквальном смысле затерянный в лесах почти за полтысячи километров от мегаполиса, похож на первые города, которые закладывались на Руси.

В поселке Восточном не было своего Храма, потребности паствы в Храме справлялись в крошечном ветхом строении, которое не могло вместить в себя всех идущих за душевной крепостью к Богу, потому что там и в полный рост-то встать было проблематично. Безысходность царила в душах людей. Молодежь уезжала. Поселок фактически умирал… 
Взрыв единственной котельной, которая давала тепло населенному пункту, усугубил эту и без того тяжелую ситуацию.

Сначала батюшки приезжали сюда из Меркушино, Сосьвы, совершали молебны. Потом и молитвенный дом появился: его с любовью украсили и благоустроили сами местные жители. Приход в честь Новомучеников Российских расположился в перестроенном здании бывшего магазина.

И вот 2004 год…Прихожане ждали этого дня больше четырех лет: на торжественной литургии и освещении Храма в честь Новомучеников российских собралась половина жителей поселка Восточный. Просторную бревенчатую церковь строили всем миром на добровольные пожертвования.

А неподалеку начато строительство постоянного здания храма в честь Преображения Господня. Строят сельчане всем миром, строят для будущих поколений. И дело это достойно почета и уважения.

По словам настоятеля прихода священника Сергия Глинских, задача нового, строящегося храма — помочь преобразить жизнь в северном уральском поселке. И не случайно храм вскоре будет освящен в честь праздника Преображения Господня.

Сам отец Сергий вспоминает тот день, когда он появился в Восточном – 9 мая 2006 года. Родился он в г. Екатеринбурге в 1969 году. В 1988 году закончил механический техникум. Затем 2 года службы в армии. После окончания службы работал в автоколонне. С 1992 года водитель в пожарной части. А в 1996 году пришёл трудиться в церковь. В 2000 году стал трудиться в мужском монастыре во имя Всемилостивого Спаса в мир-не Елизавет г. Екатеринбурга. С 2000 года занимается миссионерской деятельностью, поступил в Московский богословский университет. Сегодня он учится в аспирантуре Свято – Тихонского гуманитарного университета в г. Москве.

А строили храм с нуля — не было ни досок, ни гвоздей. Как вспоминает староста прихода Валентина Федотова, собирали стройматериалы общими усилиями. И общими усилиями возводили Преображенский храм. Батюшка и прихожане просили добрых людей помочь церковному строительству на севере уральской земли. Дело это благое, дело важное. Не сиюминутную выгоду принесет оно, а почет и уважение грядущих поколений.

Фаянсовый иконостас, престол и жертвенник — главные в храме атрибуты специально изготовили в Сысерти. А на иконы в византийском стиле, написанные монахинями Ново-Тихвинского женского монастыря, теперь будут молиться многочисленные прихожане. Здание церкви плотники срубили из дерева, которое заготовил местный лесоперерабатывающий комбинат.

По своей форме церковь напоминает корабль – Ноев ковчег!

27 мая 2010 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил храм в п. Восточный, возводимый более семи лет, Храм Преображения Господня.  


Глава 2. История колоколов

19 августа 2012 года, в православный праздник Преображение Господня, в храме поселка Восточный впервые прозвучали установленные церковные колокола.

Воспоминание отца Сергия о колоколах:

«Отливали изделия в Каменск-Уральском, где-то 2-3 недели всего. Долго собирали деньги. Потом руководители нашего местного предприятия ООО «Аргус-СФК» откликнулись, вложили недостающую сумму, и мы смогли купить желанные колокола. Можно было купить готовые, но мы сделали наши колокола с иконами Преображения и со словами благодарности в адрес тех, кто пожертвовал сумму на их приобретение, поэтому заказ выполняли подольше. Молимся за здоровье тех, кто помог нам в этом деле». И сегодня в службу и утром и вечером звенят колокола над Восточным, и доброту и радость доставляют в людские души!

Необычно трогательно звучали они 9 мая 2015 года, когда мимо храма прошёл «Бессмертный полк»! Поминальный звон напомнил ещё раз о необходимости чтить память погибших и недоживших до Победы!

3. Храм сегодня

Храм в поселке Восточном сегодня – это не только культовое учреждение. Это место, куда люди приходят общаться. Здесь дети отмечают праздники, устраивают костюмированные утренники.

Здесь отличная, даже по меркам города, библиотека, у которой есть свои постоянные читатели – и юные, и взрослые. Наряду с постоянными богослужениями, работает детская воскресная школа, действуют катехизаторские курсы для взрослых. Открыто православное общество трезвения.

При храме есть трапезная в которой едят после службы. Также была построена детская площадка в честь Александра Невского. В праздники на ней устраивают детские игры и состязания.

Благодаря активной деятельности иерея Сергия Глинских в посёлок привозят святыни.

15 апреля 2012 года в посёлок была привезена Величайшая святыня, икона Божией Матери «Табынская». Чудотворная икона была пронесена по улицам Восточного, было очень много верующих. Эта икона находится в Омске. Сопровождали эту икону омские казаки.

В 2014 году в храм Преображения Господня поселка Восточный была доставлена для поклонения икона блаженной Матроны Московской, которая 2 мая 1999 года была канонизирована как местночтимая московская святая, а в октябре того же года состоялась ее общецерковная канонизация.

Блаженная Матрона была православным человеком в глубоком значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви были средоточием ее духовной жизни. Cотни прихожан посетили храм в поселке Восточный во время пребывания иконы. Приезжали со всей округи. Матрону знают десятки тысяч православных людей. Они просят ее о помощи, излечении от духовных и физических недугов, заступничестве и ходатайстве перед Господом. Существует версия, что перед битвой под Москвой к Матроне приезжал сам И. Сталин, который во время войны временно прекратил гонения на церковь и в его в обращениях к народу, наряду с «товарищами и гражданами» также упоминались «братья и сестры».

Иконе  Матроны Московской, прибывшей в храм  п. Восточный, пришли поклониться православные со всей округи. Фото: Евгений Костюк.

             К приему  иконы  святой в поселковом храме подготовились с душой и старанием. 

Сегодня храм занимается миссионерской деятельностью. Силами рабочих храма и активистов, спонсоров строится храм Александра Невского в селе Кордюково Верхотурского района.                                            

У храма также построили купель. В ней крестят всех желающих принять христианство.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствует – храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции.  Они и по сей день учат людей: духовный мир человека — хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира — ничто.

3) Церковь — духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. 

Весь собранный материал мы передали в школьный музей. И если наши старания принесли кому-то свет знаний, значит, мы работали не зря.

И шли к святому храму люди,
Дела оставив, суету,
Чтобы поведать тайны судеб
Животворящему кресту.
В притворе свечи покупали,
Несли, крестясь, под образа,
С молитвой Божьей зажигали,
Блестела на щеке слеза.
Там, благовония вдыхая,
Просили  только об одном:
«Живи в веках, о Русь святая,
Крепи в нас веру, сей добро!

Литература

1.Воспоминания жителей посёлка

2. Интернет – ресурсы: сайт «Про Сосьву.ру»

3. Фотоархив Костюка Е.И.

4. Фотоархив иерея Сергия Глинских

. В праздники на ней устраивают детские игры и состязания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *