Надсознательные процессы: Ю.Б. Гиппенрейтер. Надсознательные психические процессы: Psychology OnLine.Net

Ю.Б. Гиппенрейтер. Надсознательные психические процессы: Psychology OnLine.Net

Ю.Б. Гиппенрейтер. Надсознательные психические процессы
Добавлено Psychology OnLine.Net
22.05.2006

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые я условно обозначила как «надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение.

Чтобы понять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день в течение длительного времени, исчисляемого неделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема. Вы думаете над каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, которое не поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительные размышления, колебания, сомнения.

Думая над вашей проблемой, вы перебираете и анализируете различные впечатления и события, высказываете предположения, проверяете их, спорите с собой и с другими. И вот в один прекрасный день все проясняется — как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовое впечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу. Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовой взгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее. Он качественно новый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни.

Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута.

Судя по феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу «надсознательных» процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, был В. Джемс. Он собрал на этот счет массу ярких описаний, которые изложены в его книге «Многообразие религиозного опыта» (В. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910). В качестве более поздних работ на эту тему (на русском языке) можно назвать небольшие статьи З.Фрейда (З. Фрейд. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984), Э. Линдемана (Линдеман Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. М., 1984), сравнительно недавно опубликованную книгу Ф.Е.Василюка (Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984) и др.

Приведу два развернутых примера, которые разбираются В. Джемсом. Первый пример Джемс заимствует у Л. Н. Толстого.

«Мне рассказывал С., — пишет Л. Н. Толстой, — умный и правдивый человек, как он перестал верить. Лет 26-ти уже, он, раз на ночлеге во время охоты, по старой, с детства принятой привычке, встал вечером на молитву. Старший брат, бывший с ним на охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться, брат его сказал ему: «А ты все еще делаешь это?» И больше ничего они не сказали друг другу.

И С. перестал с того дня становиться на молитву и ходить в церковь… И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился к ним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, что слово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готова была упасть от собственной тяжести; слово было только указанием на то, что там, где он думает, что есть вера, давно пустое место, и что потому слова, которые он говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладет во время стояния на молитве, суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не мог продолжать их» (цит. по У. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, с. 167).

Заметьте, что с человеком, от лица которого ведется рассказ, случилось как раз то, что я описала в абстрактном примере: в один прекрасный день он обнаружил, что потерял веру; что его вера — как стена, которая уже не поддерживается ничем, и ее достаточно тронуть пальцем, чтобы она упала, в роли этого «пальца» и выступил равнодушный вопрос брата. Тем самым как бы подчеркивается, что не столько вопрос брата, сколько предшествующий процесс, не осознававшийся в полном объеме героем рассказа, подготовил его к этому решающему повороту.

Другой пример из Джемса относится к кризису чувства.

«В течение двух лет, — рассказывает один человек, — я переживал очень тяжелое состояние, от которого едва не сошел с ума. Я страстно влюбился в одну девушку, которая, несмотря на свою молодость, была отчаянной кокеткой… Я пылал любовью к ней и не мог думать ни о чем другом. Когда я оставался один, я вызывал воображением все очарование ее красоты и, сидя за работой, терял большую часть времени, вспоминая наши свидания и представляя будущие беседы. Она была хороша собой, весела, бойка. Обожание мое льстило ее тщеславию. Любопытнее всего, что в то время, как я добивался ее руки, я знал в глубине души, что она не создана быть моею женою, и что никогда она на это не согласится… И такое положение дел в соединении с ревностью к одному из ее поклонников расстраивало мои нервы и отнимало сон.

Моя совесть возмущалась такой непростительной слабостью с моей стороны. И я едва не дошел до сумасшествия. Тем не менее, я не мог перестать любить ее.

Но замечательнее всего тот странный, внезапный, неожиданный и бесповоротный конец, которым все это завершилось. Я шел утром после завтрака на работу, по обыкновению полный мыслями о ней и о моей несчастной участи. Вдруг, как будто какая-то могущественная внешняя сила овладела мной, я быстро повернул назад и прибежал в мою комнату. Там я принялся немедленно уничтожать все, что хранил в память о ней: локоны, записочки, письма и фотоминиатюры на стекле. Из локонов и писем я сделал костер. Портреты раздавил каблуком с жестоким и радостным упоением мщения… И я так чувствовал себя, точно освободился от тяжкого бремени, от болезни. Это был конец. Я не говорил с ней больше, не писал ей, и ни одной мысли о любви не возбуждал во мне ее образ.

В это счастливое утро я вернул к себе мою душу и никогда больше не попадался в эту ловушку» (У. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, с. 169).

В. Джемс, комментируя этот случай, подчеркивает слова: «как будто какая-то могущественная внешняя сила овладела мной». По его мнению, эта «сила» — результат некоторого «бессознательного» процесса, который шел вместе с сознательными переживаниями молодого человека.

В. Джемс не мог предвидеть, что термин «бессознательный» приобретет в результате появления психоанализа слишком специальный смысл. Поэтому, чтобы подчеркнуть совершенно особый тип впервые описанных им процессов, я использовала другой термин — «надсознательные». Он, как мне кажется, адекватно отражает их главную особенность: эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Надсознательные процессы

Сознание- знание, которое может стать достоянием других членов общества.

Неосознаваемое — все то, что не может быть сообщено другим. По П.В. Симонову неосознаваемое состоит из подсознания и сверхсознания.

Сверхсознание или надсознание — это    Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне.    Её функция — это защита от преждевременного вмешательства сознания.    Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:    1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;    2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;    3) доминирующей потребностью.    Её свойства — это качественная новизна информации, неизвестность момента завершения процесса и перехода в сознание.   Её проявления:    1) Сверхсознание связывают с творческим процессом. В этом случае оно проявляется во внезапном появлении гипотез, идей, решений… либо в художественных произведениях.

   2) К надсознательным иногда относят процессы переживания больших жизненных событий, чувств; следствие работы сверхсознания — личностные кризисы.    3) Мифы, суеверия, верования — которые не являясь отражением действительности, тем не менее удовлетворяют потребность в упорядочивании представлений об окружающем мире.    4) П.В. Симонов относит к проявлениям сверхсознания юмор как чувство превосходства нового над громоздкостью устаревших норм.

В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря которому происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие которых действительности устанавливается вторично. Применительно процессов индивидуального научного творчества надсознательное представлено в их регуляции категориальным аппаратом познания, который не осознается самим творцом, поглощенным предметом исследования, но объективная логика развития которого отражается в его гипотезах и идеях. Поэтому для «расшифровки» надсознательного нужен анализ категориальный.

Понятие надсознательного позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: 1) бессознательное — детерминированное прошлым, зависящее от уже запечатленной в мозге информации; 2) надсознательное — детерминированное потребным будущим, устремленное на созидание того, чего еще не было в личном и коллективном опыте. Такое созидание происходит в процессе взаимодействия личности с миром культурных ценностей, который она не только усваивает, но и творит — согласно назревшим тенденциям развития этого мира. Результат этого взаимодействия — это художественные образы, научные открытия и другие продукты творчества, в коих имеется и не явленное в рефлексии породившего их субъекта, не осознаваемое им объективно значимое содержание, обусловленное работой мысли на уровне надсознательного.

«Надсознательные» процессы- это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение.

Однако вы не имели четкого представления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.

Подобные процессы следует поместить вне сознания, потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.

Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта.

Судя по феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу «надсознательных» процессов следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.

Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, был Вильям Джемс. Он собрал на этот счет массу ярких описаний, которые изложены в его книге «Многообразие религиозного опыта»

Надсознательный опыт это качественно новый взгляд на знания, которыми обладает индивид. Это интегративный процесс преобразования прежних знаний. Новые знания сопряжены с моментом озарения.

В. Джемс не мог предвидеть, что термин «бессознательный» приобретет в результате появления психоанализа слишком специальный смысл. Поэтому, чтобы подчеркнуть совершенно особый тип впервые описанных им процессов, используем другой термин – «надсознательные».

Он адекватно отражает их главную особенность: эти процессы происходят над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Если изобразить человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов, то внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). Это – технические исполнители, или «чернорабочие», сознания. Многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II). Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, только обладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

И наконец, процессы «надсознания» (III). Они развертываются в форме работы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некий интегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческой идеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшее течение сознания.

Эффекты предсознательной обработки: независимость формирования отношения и сознательного мышления | Журнал потребительских исследований

Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Журнальная статья

Получить доступ

Крис Янишевски

Крис Янишевски

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

пабмед

Google Scholar

Journal of Consumer Research , том 15, выпуск 2, сентябрь 1988 г. , страницы 199–209, https://doi.org/10.1086/209157

Опубликовано:

01 сентября 1988 г.

История статьи

Получено:

1 ноября 1987 г.

Получена редакция:

1 марта 1988 г.

    • Содержание статьи
    • Рисунки и таблицы
    • видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
  • Цитировать

    Процитируйте

    Крис Янишевски, Эффекты предсознательной обработки: независимость формирования отношения и сознательного мышления, Journal of Consumer Research , том 15, выпуск 2, 19 сентября88, страницы 199–209, https://doi. org/10.1086/209157

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

  • Разрешения

    • Электронная почта
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Подробнее
  • Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Journal of Consumer ResearchЭтот выпускПоведенческая экономика и нейроэкономикаБизнес и менеджментКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

    Advanced Search

    Abstract

    Два эксперимента исследуют формирование отношения к оставленным без внимания стимулам. В эксперименте 1 формат представления, поощряющий обработку на подсознательном уровне, демонстрирует, что формирование отношения может происходить независимо от сознательного рассмотрения. Предлагаются альтернативные теоретические объяснения предполагаемой независимости сознательного мышления и формирования предпочтений, и Эксперимент 2 является проверкой этих альтернатив. Результаты эксперимента 2 предполагают, что потребители используют дифференциальные стратегии полушарий для выполнения задач, чтобы сформировать предсознательные установки. Апостериорный анализ проводится для выдвижения более явных утверждений об операциональном характере лежащих в основе предсознательных процессов.

    Этот контент доступен только в формате PDF.

    © JOURNAL OF CONSUMER RESEARCH

    Раздел выпуска:

    Статьи

    В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

    Скачать все слайды

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Помощь с доступом

    Доступ в учреждение

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Стоимость подписки и заказ этого журнала

    Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

    Краткосрочный доступ

    Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

    У вас еще нет личного кабинета? регистр

    Эффекты предсознательной обработки: независимость формирования отношения и сознательного мышления — 24-часовой доступ

    ЕВРО €13,00

    12 фунтов стерлингов

    14 долларов США.

    Реклама

    Цитаты

    Альтметрика

    Дополнительная информация о метриках

    Оповещения по электронной почте

    Оповещение об активности статьи

    Предварительные уведомления о статьях

    Оповещение о новой проблеме

    Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

    Ссылки на статьи по телефону

    • Последний

    • Самые читаемые

    • Самые цитируемые

    Доминирующий космополитизм: динамика потребительского габитуса среди мигрантов с низкими ресурсами

    Объявление о номинациях: главный редактор

    Intel Inside: лингвистические свойства эффективных слоганов

    «Хочу» или «нужно»: как лингвистическое оформление влияет на отклики на краудфандинговые призывы

    Нетерпение между периодами: субъективные финансовые периоды объясняют выбор, несовместимый со временем

    Реклама

    Предсознательная обработка и дизайн обучения

    Маркус Винн | 9 сентября 2020 г.

     

    Из Amazon:  

    ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА Нормана Диксона объединяет данные из различных областей исследований, связанных с эффектами бессознательного восприятия и предсознательными предпосылками субъективного опыта. Обсуждается возможная природа и происхождение предсознательных процессов, доказательства бессознательного восприятия и влияние невоспринимаемых стимулов на восприятие, вербальное поведение и память. Исследует теорию о том, что когнитивные процессы развились для удовлетворения потребностей.

    Норман Диксон был другом и щедрым наставником. Он ответил на мой звонок по рекомендации доктора Пола Шиле, пионера «ускоренного обучения» в Соединенных Штатах. Эта область была переименована учеными, чтобы дистанцироваться от позиций и людей, с которыми они не согласны. Эта область теперь называется «ускоренной экспертизой».

    Я заработал отбивные в обоих лагерях. Я верю в необходимость чтить тех, кто был до нас, особенно тех, кто провел фундаментальные исследования, такие как исследование Нормана.

    Мы хорошо ладили отчасти потому, что у нас был схожий опыт, который сформировал наш интерес к познанию в условиях стресса. Норман был техником по обезвреживанию бомб во время Второй мировой войны в Лондоне. Я с трепетом и удивлением вспоминаю его рассказ о том, как я оказался вверх ногами в узкой дыре под тонной бомбой. Пока он тянулся, чтобы выкрутить предохранитель одной рукой, до которой мог дотянуться, он услышал, как внутренний предохранитель начал шипеть.

    — Ужасно хорошо фокусирует, — сказал он.

    Большое мужество, и у него был дар превращать этот опыт в поучительные истории.

    Покойся с миром, Норман. Ваша работа и ваше имя помнят и ценят

    Норман значительно помог мне сформировать модель человеческого познания и восприятия, которую я использовал при разработке обучения. Модель немного эволюционировала, как и модели, но вот основные моменты:

    • Вот мир.
    • Существуют каналы человеческого восприятия, которые передают данные, передаваемые из мира, в восприятие человеческого организма.
    • Этот огромный поток данных «уменьшается» подсознательными фильтрами.
    • Фильтры подсознания формируются генетикой, жизненным опытом и обучением (сознательно созданным опытом).
    • Поток данных, проходящий через фильтры восприятия, создает либо знакомые паттерны, фрагменты знакомых паттернов, либо новые паттерны.
    • Шаблоны распознаны или соответствуют схеме.
    • И тогда человеческий мозг составляет повествование или историю об образце.

    – Этот узор светлый.

    – Этот рисунок представляет собой грудь у губы.

    – Этот образец представляет собой скрытый гнев убийцы.

    Затем мы действуем в соответствии с нашим повествованием и полагаемся на наше восприятие, распознавание образов и развитие повествования, чтобы ПРЕДСКАЗАТЬ следующий шаг в истории и действовать соответственно.

    Итак, как мы тренируем и формируем подсознательную обработку? По определению это происходит за пределами сознания.

    Мы можем возиться с генетикой, как китайцы с Crispr, и создавать сверхбдительных людей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *