Учебный курс для учащихся 5—8 классов «Самосовершенствование личности»
Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.
Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Этому способствует курс «Самосовершенствование личности», опирающийся на следующие положения.
В содержании курса
• Ориентация на возрастные особенности школьников.
• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.
• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.
• Системный подход.
• Амбивалентный подход.
• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).
• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.
• Компетентностный подход.
• Принцип доминантности.
В методах преподавания
• Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.
• Обучение приоритетно по отношению к развитию.
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).
• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка:
самопознаншя,
самовоспитания,
самоутверждения,
самоопределения,
самообразования,
саморегуляции,
самореализации.
• Цель школы – максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности.
• На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования – мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
• Использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей – это огромный резерв повышения качества школьного образования.
• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:
– предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;
– предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;
– ознакомить учащихся с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.
• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.
• Одна из главных целей воспитания – формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.
• Технология саморазвития личности – органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.
• Педагогика сотрудничества.
1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).
2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.
3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.
4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью – пробы).
5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).
6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).
В организации педагогического процесса
• Многообразность, вариативность использования курса:
(– как учебных пособий по систематическому курсу;
– для факультативных и кружковых занятий;
– как методического пособия для классного руководителя;
– как книжки для домашнего чтения учащихся и их родителей;
– как пособия для дистантного образования).
• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).
Введение курса делает процесс воспитания системным и целенаправленным, позволяет выдвинуть в качестве реальной цели школьного образования формирование человека, способного воспитывать и развивать самого себя, человека самосовершенствующегося. Это должен быть «человек высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли» (А.А. Ухтомский), обладающий зрелым уровнем самосовершенствования.
Основные задачи курса «Самосовершенствование личности» состоят в том, чтобы:
• сформировать системообразующую и интегрирующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием,
• направить процесс самовоспитания,
• помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения,
• организовать рефлексивную деятельность ребёнка, приводящую к появлению микро- и макропрограмм работы над собой.
• ознакомить с практическими приёмами и методами своего духовного и физического роста и совершенствования.
Дерево целей и задач курса «Самосовершенствование личности» включает:
В области обучения:
• обеспечить ребенка и подростка инструментарием саморазвития;
• обучить ребенка и подростка умениям рефлексии, критического мышления;
• сформировать научную систему знаний о человеческой психике: поведении, мышлении, отношениях;
• сформировать умения учиться, работать с информацией, научно организовывать свой труд;
• формировать нравственно-эстетические представления об общечеловеческих ценностях.
В области воспитания:
• вывести личность учащегося в режим самовоспитания;
• воспитание и самовоспитание толерантности, гражданственности, патриотизма;
• воспитание и самовоспитание оптимизма, веры в себя, в свои силы и способности;
• формирование долгосрочных доминант на постоянное самосовершенствование личности, мотивации на осознание и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
В области психического развития:
• развить у детей и подростков высшие духовные потребности: самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;
• формирование устойчивой положительной Я-концепции;
• развитие самоуправляющего механизма личности;
• развитие волевых качеств личности;
• активизация психогенных факторов развития.
В области социализации:
• формирование социальной защищенности личности;
• социальное закаливание личности;
• формирование индивидуальности, самостоятельности, автономизационной компетентности личности;
• формирование здорового образа жизни. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном периоде молено выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса «Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.
– 10-11 лет – самопознание – «Познай себя», 5 класс.
– 11-13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя учиться», 7 класс.
– 13-15 лет – самоопределение – «Найди себя», 8 – 9 класс.
– 15-17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11 класс.
Методическое сопровождение курса
· Программа сквозного курса «Самосовершенствование личности»
· Методики преподавания курса ССЛ по классам
· Сборник социально-педагогических задач-проб
· Мультимедийные пособия
· Аудио-видеоматериалы
Нами выделены четыре раздела, распределенных по возрастным ступеням: самопознание – 5 класс; самовоспитание – 6 класс; самообразование – 7 класс; самоопределение – 8 класс.
Для каждого из разделов разработаны программа, учебное пособие и методологические рекомендации.
Познай себя (самопознание). V класс (10-11 лет)
Задачи раздела:
• педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания;
• ознакомить с понятиями: личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование;
• выявить интересы, склонности и способности подростка;
• сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку;
• подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования;
• учащиеся должны составить индивидуальную карту самодиагностики.
Содержание раздела «Познай себя»
I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).
II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
III. Качества личности: школа «Кто Я?».
а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.
б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.
д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.
ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.
з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.
к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».
IV. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.
V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.
Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, Мышления, способностей, направленности, характера;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;
• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.
Сделай себя сам (самовоспитание). VI класс (11-12 лет)
Задачи раздела:
• побудить ученика к самовоспитанию;
• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
• формировать мотивы самовоспитания;
• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
• создать у учащихся первый опыт самовоспитания;
• составить индивидуальную программу самовоспитания.
Развивающее повторение
Самопознание. Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Требования окружающих к ребёнку и его требования к себе. Самокритичность, правила самокритики. Уровень притязаний. Самоуважение. Рефлексия событий истёкшего года (кем вы были и каким вы стали).
Содержание раздела «Сделай себя сам»
I. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания.
Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.
Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое.
Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.
II. Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой). Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо».
III. Программа самовоспитания. Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Н. Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.
IV. Организация (методы) самовоспитания.
а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.
б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознаний себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.
в) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение.
г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек.
д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.
Примеры практических занятий:
• диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми?»;
• сочинения «Я в прошлом, настоящем и будущем»;
• закрепление адекватной самооценки;
• составление программы изживания (угасания) одной из вредных привычек для ежедневного тренинга;
• составление программы формирования актуальной положительной привычки для постоянного тренинга;
• составление индивидуальной программы самовоспитания;
• разбор социальных ситуаций-проб.
Научи себя учиться (самообразование). VII класс (12-13 лет)
Задачи раздела:
• побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию;
• ознакомить с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;
• сформировать мотивы самообразования;
• осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда;
• сформировать сознательное отношение к учению;
• ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования;
• ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы;
• составить индивидуальную программу самообразования.
Развивающее повторение
Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление.
Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование.
Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов.
Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий.
Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения.
Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания.
Содержание раздела «Научи себя учиться»
I. Понятие о процессах обучения и учения. Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни.
Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков.
II. Умения планировать свою деятельность. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности.
III. Умения самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».
IV. Умения учебно-познавательной деятельности (Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т.д.).
Работа на уроке: способы активизировать своё внимание, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.
Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память».
Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать.
Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.
V. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.
VI. Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.
Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.
Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог. Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат, записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.
Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т. п. Компьютер в самостоятельном развитии.
Заочное обучение как Вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.
Примеры практических занятий:
• диспут «Мы все учились понемногу…»;
• сочинения-анализы: «Моё учение», «Наше обучение», «Как нам ставят отметки» и др.;
• тренинг мотивации самообразования;
• составление индивидуального плана самообразования;
• упражнения на овладение рациональными приёмами самообразования;
• упражнения на выработку приёмов быстрого чтения;
• обучение конспектированию, работе с книгой;
• хронометрирование учеником своего учебного и внеучебного времени;
• планирование работы на день, на неделю, на месяц;
• упражнения на развитие логических умений;
• разбор социальных ситуаций-проб.
Найди себя (самоопределение). VIII класс (13-15 лет)
Задачи раздела:
• формировать мотивацию самоопределения;
• ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
• формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
• помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;
• помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности;
• обучить постановке целей своего развития;
• составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Развивающее повторение
Самопознание. Диагностика и самодиагностика школьника в сфере способностей, увлечений, состояния здоровья, воспитанности, духовности. Самохарактеристика как самоисследование, преодоление поверхностного знания о себе. Генеалогическое древо. Рефлексы истекшего года.
Самовоспитание. Этнокультурные нормы. Уважение к традициям разных народов. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.
Самообразование. Многогранность человеческого знания. Чтение — лучшее учение. Ваш эрудицией. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.
Самоутверждение. Развитие представлений об общении: понятие о трансактном анализе.
Содержание раздела «Найди себя»
I. Самоопределение: желание, мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу» и «надо».
II. Профессиональное самоопределение. Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.
Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.
III. Личностное самоопределение. Полоролевое поведение. Любовь: от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнёра: случайность и расчёт. Дружба. Выбор друзей.
IV. Мир духовности. Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество.
Идеологическое самоопределение: материализм и идеализм, наука и религия, партийность и непартийность; национальные и интернациональные ценности.
V. Мир досуговых занятий.
Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий, хобби.
VI. Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взросления.
Примеры практических занятий:
• тренинг внутренней мотивации самоопределения;
• сочинение «Моя будущая профессия», «Я через 10 лет» и т. п.
• обоснование выбранной профессии (реферат) и его защита;
• знакомство с профессиограммами массовых профессий региона;
• разбор социальных задач-проб;
• диспут «Наука и религия».
Пятиэтапный процесс принятия решений о карьере — Управление стратегии карьеры — Йельский университет
Процесс принятия решений о карьере продолжается на протяжении всей вашей профессиональной жизни, и по мере развития вашей карьеры вы можете снова использовать этот процесс. Бывают моменты, когда вы можете чувствовать разочарование, как будто вы не ближе к поиску направления, чем когда вы начали. Если вы проходите через этот процесс, вы делаете успехи. Каждая исследуемая область приближает вас к наиболее подходящим вариантам.
ЭТАП 1: САМООЦЕНКА
- Сначала оцените свои интересы, ценности и личность, чтобы понять свои технические и передаваемые навыки. Учитывайте факторы, которые могут повлиять на ваши поиски, такие как географические предпочтения, культура организации или баланс между работой и личной жизнью.
- Имейте в виду, что оценки не могут определить вас или сказать вам, что вы должны делать. Вместо этого они предлагают области для дальнейшего изучения и дают вам место для начала вашего исследования.
Четыре компонента самооценки:
- Навыки : многие навыки можно передавать, то есть их можно использовать в самых разных отраслях и функциональных областях. Например, коммуникативные навыки ценятся во всех ролях, что делает их легко переносимыми. Важно не торопиться, чтобы определить свои навыки и то, как они могут быть связаны с вариантами карьеры.
- Интересы : Ваши интересы могут меняться по мере знакомства с новыми областями обучения и новым опытом. Размышление о своих интересах в сочетании с вашими навыками, личностью и ценностями является важным шагом в процессе самооценки. Используйте приведенные ниже вопросы, чтобы начать свое размышление.
- К каким занятиям вы тяготеете? Что вас привлекает в этих действиях?
- Какие вопросы или причины важны для вас?
- Когда вы были счастливее всего в жизни? Что вы делали?
- Какие занятия были вашими любимыми и что вам понравилось в этих занятиях?
- Кем вы больше всего восхищаетесь и почему?
- Личность : Ваши уникальные характеристики влияют на ваши мысли, поведение, решения и то, как вы взаимодействуете с миром. Идеальная работа для одного человека может быть совершенно неподходящей для другого.
- Сколько взаимодействий с другими вам необходимо в вашей работе?
- Вы предпочитаете воображать возможности и быть изобретательным, или вам нравится решать практические вопросы, детали и работу, которая поддается измерению?
- Ценности : Принятие решений, соответствующих вашим ценностям, является ключевым компонентом удовлетворенности карьерой. Найдите время, чтобы определить, что ваши ценности значат для вас. Например, желание что-то изменить часто называют ценностью, связанной с карьерой, но это может выглядеть по-разному для каждого человека.
ЭТАП 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАНТОВ
Врачи и учителя входят в число известных нам профессий, но существуют тысячи других рабочих мест, и по мере развития отраслей создается больше. Изучите диапазон вариантов карьеры и не ограничивайте себя профессиями, с которыми вы знакомы.
Узнайте как можно больше о работодателях в сфере ваших интересов и тенденциях в отрасли. Погрузитесь в публикации, веб-сайты и ресурсы, используемые профессионалами в этой области. Это поможет вам составить список целевых работодателей и подготовить вас к установлению контактов и собеседованию.
ЭТАП 3: ОЦЕНКА И РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ
Следующим шагом является размышление. Важно пройти проверку на реальность для каждой области карьеры, которую вы изучаете, взвесить все за и против и оценить, насколько она соответствует тому, кто вы есть и чего хотите.
- Какова ваша первая реакция на сферу карьеры после вашего исследования?
- Что вам понравилось в поле? Что вас не устраивало? Перечислите плюсы и минусы.
- Какие навыки, знания или опыт вам потребуются, чтобы быть конкурентоспособными для вступления в эту область? Достаточно ли вы заинтересованы в этой области, чтобы развить эти навыки или знания?
- Насколько вам потребуется адаптироваться, чтобы быть удовлетворенным в этой области карьеры? Никакая карьера не является идеальной парой, но минимальны ли менее желательные компоненты?
Если после вашего исследования вы обнаружите, что сфера карьеры не для вас, это нормально. В конце концов, смысл этого в том, чтобы помочь вам прояснить хорошую посадку.
- Если вы не произвели сильного впечатления, проведите несколько информационных интервью, чтобы узнать больше.
Имейте в виду, что должности начального уровня, как правило, имеют менее желательные компоненты, но служат трамплином для будущего. Вам нужно думать не только о первой работе, но и смотреть на более высокие должности.
ШАГ 4: ДЕЙСТВУЙТЕ И ПОПРОБУЙТЕ ВАРИАНТЫ
Теперь пришло время опробовать эти варианты карьеры и получить некоторый опыт через стажировки, подработку в Йельском университете и опыт работы со студенческими организациями. Например, издательствам кампуса нужны писатели и персонал для управления финансами, разработки мультимедиа, создания иллюстраций и фотосъемки, надзора за дизайном и версткой, управления печатью и распространением, поддержки веб-сайтов, привлечения спонсоров и получения доходов от рекламы.
ЭТАП 5: РАЗМЫШЛЕНИЕ И ПЕРЕОЦЕНКА
Во время и после опыта уделите время оценке и размышлению.
- Что понравилось? Что не было?
- Были ли аспекты опыта, которые были сложными, и аспекты, в которых вы преуспели?
- Была ли это сама работа или, может быть, что-то связанное с людьми, которые доставляли удовольствие?
Если вы уделяете время размышлениям, вы также узнаете больше о типе работы и среде, которая вас больше всего удовлетворяет.
Йельское управление карьерной стратегии
Йельский офис карьерной стратегии
Написание сочинения на размышление – Организация ваших исследовательских заданий по общественным наукам
Не существует строгих академических правил для написания сочинения на размышление. Рефлексивное письмо может быть задано в любом классе, преподаваемом в области социальных и поведенческих наук, и, следовательно, требования к заданию могут варьироваться в зависимости от дисциплинарных моделей исследования и обучения. Организация контента также может зависеть от того, о чем ваш преподаватель хочет, чтобы вы написали, или от типа рефлексивной модели, используемой для оформления письменного задания. Несмотря на эти возможные вариации, ниже приводится базовый подход к организации и написанию хорошей рефлексивной статьи, за которой следует список проблем, которых следует избегать.
Pre-flection
В большинстве случаев полезно начать с размышлений о своем опыте обучения и обозначить, на чем вы хотите сосредоточиться, прежде чем приступить к написанию статьи. Это может помочь вам организовать свои мысли вокруг того, что было для вас наиболее важным и какой опыт [хороший или плохой] оказал наибольшее влияние на ваше обучение. Как описано в Центре письма и коммуникации Университета Ватерлоо, подготовка к написанию рефлексивной статьи включает в себя процесс самоанализа, который может помочь организовать ваши мысли вокруг важных моментов открытия знаний в классе.
- Используя тезис в качестве руководства, отметьте, какой опыт или содержание курса вам запомнились, а затем поместите их в контекст ваших наблюдений, реакций, чувств и мнений. Это поможет вам разработать примерный план ключевых моментов курса, отражающих ваш рост как учащегося. Чтобы определить эти моменты, задайте себе следующие вопросы: Что произошло? Какова была моя реакция? Каковы были мои ожидания и чем они отличались от того, что произошло? Чему я научился?
- Критически подумайте о своем опыте обучения и содержании курса . Это поможет вам развить более глубокое и тонкое понимание того, почему эти моменты были важны или актуальны для вас. Используйте идеи, которые вы сформулировали на первом этапе размышлений, чтобы помочь вам обдумать эти моменты как с академической, так и с личной точки зрения. С академической точки зрения подумайте, как этот опыт улучшил ваше понимание концепции, теории или навыка. Спросите себя, подтвердил ли этот опыт мое предыдущее понимание или как-то оспорил его. В результате это выявило сильные стороны или пробелы в ваших текущих знаниях? С личной точки зрения подумайте о том, почему эти переживания имели значение, подтвердились или опроверглись предыдущие ожидания или предположения, и не удивило ли это вас, смутило или расстроило вас каким-то образом.
- Проанализируйте, как этот опыт и ваша реакция на него повлияют на ваше будущее мышление и поведение . Рефлексия подразумевает оглядывание назад, но наиболее важным актом рефлексивного письма является рассмотрение того, как убеждения, предположения, мнения и чувства были преобразованы таким образом, чтобы лучше подготовить вас как ученика в будущем. Обратите внимание, как этот рефлексивный анализ может привести к действиям, которые вы предпримете в результате своего опыта, что вы будете делать по-другому и как вы будете применять то, чему научились на других курсах или в профессиональной практике.
Предыстория и контекст для размышлений
В первой части вашего документа для размышлений должны быть кратко изложены предыстория и контекст по отношению к содержанию или событиям, которые вам запомнились. Выделите настройки, подведите итоги основных чтений или расскажите о своем опыте в связи с целями курса. Обеспечьте фон, который подготовит почву для вашего размышления. Вам не нужно вдаваться в подробности, но вы должны предоставить достаточно информации, чтобы читатель понял, о каких источниках обучения вы пишете [например, чтение курсов, полевой опыт, гостевая лекция, обсуждения в классе] и почему они были важны. Этот раздел должен заканчиваться пояснительным тезисом, в котором излагаются основные идеи вашей статьи и то, что вы хотите, чтобы читатели знали, верили или понимали после того, как закончат читать вашу статью.
Рефлексивная интерпретация
Основываясь на своем рефлексивном анализе, здесь вы можете быть личным, критическим и творческим в выражении того, что вы думаете о содержании курса и учебном опыте, а также о том, как они повлияли или изменили ваши чувства, убеждения, предположения , или предубеждения по поводу предмета курса. В этом разделе вы также исследуете значение этих событий в контексте курса и то, как вы осознали связи между этими моментами и вашими собственными предыдущими знаниями.
Руководствуясь вашим тезисом, полезным подходом является интерпретация вашего обучения на протяжении всего курса с помощью ряда конкретных примеров, взятых из содержания курса и вашего учебного опыта. Эти примеры должны быть расположены в последовательном порядке, чтобы проиллюстрировать ваш рост как ученика. Размышление над каждым примером может быть выполнено следующим образом: 1) представляя тему или момент, которые были для вас значимы, 2) описывая свое предыдущее отношение к обучающему моменту и что вы об этом думали, 3) объясняя, как ваша точка зрения была оспорена и/или изменился и почему, и 4) интроспективно заявить о своих текущих или новых чувствах, мнениях или убеждениях об этом опыте в классе.
Важно включить конкретные примеры, взятые из курса и помещенные в контекст ваших предположений, мыслей, мнений и чувств. Рефлексивное повествование без конкретных примеров не дает читателю эффективного способа понять взаимосвязь между содержанием курса и тем, как вы росли как учащийся.
Выводы для размышлений
Заключение вашего реферата должно содержать краткое изложение ваших мыслей, чувств или мнений относительно того, что вы узнали о себе в результате прохождения курса. Вот несколько способов, которыми вы можете сформулировать свои выводы на основе примеров, которые вы интерпретировали и поразмышляли над тем, что они значили для вас. Каждый пример должен быть привязан к основной теме [тезису] вашего раздела рефлексивного фона.
- Ваши мыслительные выводы могут быть описаны в связи с любыми ожиданиями, которые у вас были до начала занятий [например, «Я ожидал, что чтение не будет иметь отношения к моему собственному опыту взросления в сельской местности, но исследование на самом деле помогло мне увидеть что проблемы развития моей идентичности как ребенка иммигрантов не были чем-то необычным…»].
- Ваши рефлексивные выводы могут объяснить, как то, что вы узнали о себе, изменит ваши действия в будущем [например, «Во время обсуждения в классе проблем помощи бездомным я понял, что многие из этих людей ненавидят жизнь на улице, но им не хватает способность видеть выход. Это заставило меня понять, что я хочу больше заниматься психологией…»].
- Ваши выводы по размышлениям могут описывать основные идеи, которые вы испытали на критических этапах курса, и то, как эти моменты улучшили ваше представление о себе как о студенте [например, «Приглашенный спикер из программы Head Start помог мне понять, почему я хотел продолжить карьера в начальном образовании…»].
- Ваши рефлексивные выводы могут перестроить или переформулировать ваш подход к профессиональной практике и ваше понимание будущих карьерных устремлений [например, «Курс изменил мое представление о поиске карьеры в области финансов бизнеса, потому что он заставил меня понять, что я хочу быть более вовлеченным» в обслуживании клиентов. ..»]
- Ваши выводы об осмыслении могут исследовать любые знания, которые вы получили в результате акта отражения самого себя [например, «Размышление над чтениями курса, в которых описывалось, как учащиеся из числа меньшинств воспринимают деятельность в кампусе, помогло мне определить мои собственные предубеждения относительно преимуществ этих занятий для адаптации к жизни в кампусе». …”].
ПРИМЕЧАНИЕ: Объем рефлексивной статьи по социальным наукам обычно меньше, чем у традиционной исследовательской работы. Однако не думайте, что написать аналитическую работу легче, чем написать исследовательскую. Хорошо продуманная статья с критическим размышлением часто требует столько же времени и усилий, сколько и исследовательская работа, потому что вы должны целенаправленно думать о своем обучении способами, которые вам могут быть неудобны или к которым вы привыкли. Это особенно верно при подготовке к написанию, потому что рефлексивные статьи не так структурированы, как традиционная исследовательская работа, и, следовательно, вы должны сознательно подумать о том, как вы хотите организовать статью и какие элементы курса вы хотите обдумать.
ДРУГОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Не ограничивайтесь использованием только текста в размышлениях о своем обучении. Если вы считаете, что это будет полезно, рассмотрите возможность использования творческих способов мышления или выражения, таких как иллюстрации, фотографии или материальные объекты, которые отражают опыт, связанный с предметом курса, который был важен для вас [например, корешок билета в известный оратор в университетском городке]. Какой бы нетекстовый элемент вы ни включили, обязательно опишите отношение объекта к вашему личному отношению к содержанию курса.
Проблемы, которых следует избегать
Светоотражающая бумага не является «свалкой разума» . Рефлексивные документы документируют ваши личные и эмоциональные переживания, и поэтому они не соответствуют жестким структурам или схемам организации информации. Однако статья не должна быть бессвязным повествованием в виде потока сознания. Рефлексивные работы по-прежнему являются академическими письменными работами, требующими организованного мышления, которые используют академический язык и тон , и которые применяют интеллектуальное критическое мышление к содержанию курса, вашему учебному опыту и его значимости.
Рефлексивная статья не является исследовательской . Если вас попросят поразмыслить над чтением курса, размышление, очевидно, будет включать описание исследования. Однако цель рефлексивного письма не в том, чтобы представить читателю посторонние идеи или «обучить» его курсу. Цель состоит в том, чтобы поделиться историей о вашем отношении к целям обучения курса. Поэтому, в отличие от исследовательских работ, вы должны писать от первого лица, что включает в себя интроспективный анализ ваших собственных мнений, чувств и личных предположений.
Бумага для размышлений не является рецензией на книгу . Описание чтений курса своими словами не является рефлексивной работой. Рефлексивное письмо должно быть сосредоточено на том, как вы поняли последствия и были ли поставлены перед курсом задачи в отношении вашего собственного жизненного опыта или личных предположений, в сочетании с объяснениями того, как вы росли как ученик, основанный на этом внутреннем диалоге. Помните, что центральным объектом статьи являетесь вы, а не материалы исследования.
Рефлексивная бумага не является всеобъемлющей медитацией. Не пытайтесь охватить все. Объем вашей работы должен быть четко определен и ограничен вашими конкретными мнениями, чувствами и убеждениями в отношении того, что вы считаете наиболее важным содержанием курса и в отношении полученного обучения. Размышления должны быть достаточно подробными, чтобы показать, что вы считаете важным, но ваши мысли должны быть изложены кратко и связно [как и в случае любого академического письменного задания].
Критическое отражение . Центр письма и коммуникации, Университет Ватерлоо; Критическое размышление: журналы, мнения и реакции . Университетский центр письма, Техасский университет A&M; Коннор-Грин, Патрисия А. «Установление связей: оценка эффективности написания журналов для улучшения обучения учащихся». Преподавание психологии 27 (2000): 44-46; Документы о хорошем и плохом отражении , Университет Франклина; Даймент, Джанет Э. и Тимоти С. О’Коннелл. «Качество отражения в студенческих журналах: обзор ограничивающих и способствующих факторов». Инновационное высшее образование 35 (2010): 233-244: Как написать реферат . Академические навыки, Трентский университет; Дом Амелии Тара Джейн. Бумага для размышлений . Центр передового опыта Кордии Харрингтон, Арканзасский университет; Рамлал, Алана и Дезире С. Огюстен. «Вовлечение студентов в рефлексивное письмо: исследовательский проект в действии». Educational Action Research 28 (2020): 518-533; Написание реферата . Центр письма, Университет Льюиса; Макгуайр, Лиза, Кэти Лэй и Джон Питерс. «Педагогика рефлексивного письма в профессиональном образовании». Журнал стипендии преподавания и обучения (2009): 93-107; Критическое отражение . Центр письма и коммуникации, Университет Ватерлоо; Как писать рефлексивно? Набор инструментов для академических навыков, Сиднейский университет Нового Южного Уэльса; Рефлексивное письмо .