Наказание и поощрение: Тема урока: «Поощрение и наказание»

Содержание

Наказание или поощрение — Психологос

​​​​​​​Одна из проблем научения — не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания — устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда — новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение — нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, — но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение.

Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Наказание бывает потому что (был проступок — получи наказание!) и для чего-то: «в данном случае, исходя из наших целей, лучше всего сработает наказание, а не поощрение, и наказание такое…» Везти ли детей летом в деревню, на дачу или куда-то за рубеж, если предыдущий раз они вели там себя часто плохо? По принципу наказания «потому что» — не везти, не заслужили, а с точки зрения перспектив развития — может быть и стоит. Это развивающая среда, будут умнеть быстрее.

Как правило, целеориентированное влияние (в том числе наказание) более эффективно.

Поощрение или наказание

Статья Филиновой Виктории, детского и семейного психолога

Курс Н. И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.

И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания. Безусловно, нет! Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своем ребенке (способность творчески мыслить, смелость, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели), в повседневной жизни мешают общению с малышом.

Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы? См. →

Конструктивное наказание

Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы. См. →

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение — В помощь родителям — Каталог статей

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение — В помощь родителям — Каталог статей — МБОУ «С(К)ОШ №11 г.Челябинска»

В помощь родителям

Семь правил для взрослых. Наказание или поощрение

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребёнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.


НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ

Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным — поощрение.

Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем — ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.
Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

Необходимо помнить, что:

• за один проступок должно следовать одно наказание;
• не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказанием;
• нельзя наказывать ребенка сразу после его пробуждения, иначе это испортит ему весь день;
• не стоит наказывать перед сном — ребенок будет плохо спать;
• нецелесообразно наказывать ребенка за едой — пища будет плохо усваиваться;
• при любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей;
• ребенок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме;
• при наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно сейчас;
• если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствие ребенка, можно выяснить свои разногласия;
• если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания.

Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Поощрение — более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.
Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок.
Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующее наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное — значит и самому испытывать радость.

Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего.

Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

Но не стоит понимать все вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей), то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребенок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить.

Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивания свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим, которое возникает только после полученного и зачастую уже ожидаемого ребёнком наказания. Важно, чтобы ребёнок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребёнок получает за нарушение правил, обсуждённых и установленных родителями и которые известны ребёнку.

Прощение — это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать ВСЕ и ВСЕГДА — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

Как просьба о прощении, так и способность прощать требуют немалых душевных сил. Простить — значит стереть из памяти то, что обидело. Но для этого необходимы время, понимание и осознание причин, которые побудили ребенка совершить проступок. Следует рассказать обидчику, что вы испытывали, когда он причинил вам боль, дать ему время на обдумывание, стоит ли просить прощения сейчас и в какой форме это лучше сделать. Ни в коем случае не торопите его.

Важно также при совершении ребенком какого-либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребенком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты совершил это, и почему ты плохой!» Но следует прежде всего донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидал(а). Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай меня больше, ладно?» Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения, но они сказываются на вашем настроении, состоянии.

Поощрять следует только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний с вашей стороны. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. И здесь уже уместно отождествление личности ребенка и его действий: «Какой же ты молодец! Умница!» Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождется похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах — поощрений и похвалы или наказаний и осуждений?

Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие.

Оперантное обусловливание (теория наказания и вознаграждения)

Что такое оперантное обусловливание?

Оперантное обусловливание — это метод обучения, который реализуется посредством вознаграждения и наказания за поведение, другими словами, это тип обучения, при котором поведение человека модифицируется его последствиями или реакцией на поведение. Поведение может меняться по форме, частоте или силе.

Этот термин был введен Б. Ф. Скиннером, который считал, что у нас есть такая вещь, как разум, но просто более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.

Оперантное и классическое обусловливание

Оперантное обусловливание пытается изменить поведение, которое обычно носит произвольный характер и может поддерживаться последствиями или реакциями, в отличие от классического обусловливания, которое имеет дело с обусловливанием автоматического или рефлекторного поведения, которое не поддерживается последствиями.

Типы оперантов/ответов на поведение:

Скиннер выделил три типа ответов или оперантов, которые могут следовать за поведением.

  1. Нейтральные операнты — это реакции окружающей среды, которые не увеличивают и не уменьшают вероятность повторения поведения.
  2. Поощрение, усиливающее поведение — это реакция или последствие, вызывающее более частое проявление поведения. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
  3. Наказание, ослабляющее поведение — это реакция или последствие, в результате которого поведение проявляется реже. Как и в случае с подкреплением, наказание может быть двух видов: положительное и отрицательное.

Основные инструменты оперантного обусловливания:

  1. Положительные подкрепления  – это благоприятные события или результаты, которые представляются после поведения. Это положительное подкрепление усиливает поведение, обеспечивая последствия, которые человек находит полезным. Например, если ваш учитель дает вам рупий. 100 (вознаграждение) каждый раз, когда вы выполняете домашнее задание (поведение), вы с большей вероятностью будете повторять это поведение в будущем, тем самым усиливая поведение, связанное с выполнением домашнего задания.
  2. Отрицательные подкрепления  как инструмент оперантного обусловливания включают удаление неблагоприятных событий или результатов после демонстрации поведения. В этих ситуациях реакция усиливается удалением того, что считается неприятным. Например, скажем, вы должны дать своему учителю рупий. 100 каждый день (неблагоприятный исход). Но в те дни, когда вы выполняете домашнее задание, вам не нужно платить учителю (удаление нежелательного результата). Вы выполните домашнее задание, чтобы сэкономить рупий. 100, тем самым усиливая поведение при выполнении домашнего задания.
  3. Положительное наказание относится к неблагоприятному последствию или ответной реакции на поведение, которое приводит к уменьшению этого поведения. Например, каждый раз, когда вы опаздываете (поведение), вы получаете пощечину (последствие). Это последствие получения пощечины демотивирует вас опаздывать, тем самым ослабляя поведение.
  4. Негативное наказание:  также известное как наказание удалением, происходит, когда благоприятное событие или результат устраняется после совершения поведения. Например, каждый раз, когда ребенок просыпается поздно (поведение) утром, у него отнимают видеоигру (последствие) на этот день. Отказ от видеоигры после нежелательного поведения приводит к уменьшению этого поведения.

Примечание об инструментах оперантного обусловливания:

Здесь термины «положительный» и «отрицательный» используются не в обычном смысле, а скорее: положительный относится к сложению, а отрицательный — к вычитанию.

То, что добавляется или вычитается, может быть как подкреплением, так и наказанием. Следовательно, положительное наказание иногда является сбивающим с толку термином, поскольку он обозначает «добавление» раздражителя или усиление интенсивности раздражителя, вызывающего отвращение (например, порка или поражение электрическим током).

Вкратце:

Оперантное обусловливание — это тип научения, при котором поведение усиливается (то есть происходит чаще), когда за ним следует подкрепление, и ослабляется (происходит реже), когда за ним следует наказание . Он основан на простой предпосылке: на поведение влияют последующие последствия. Когда вас поощряют за что-то, вы с большей вероятностью сделаете это снова. Когда вас наказывают за что-то, вы с меньшей вероятностью сделаете это снова.

Если вы являетесь практикующим специалистом в области психического здоровья и хотели бы изучить передовые методы, основанные на гипнозе, НЛП и метафорической терапии, чтобы использовать принцип оперантного обусловливания в своей терапевтической практике, ознакомьтесь с дипломом по когнитивной гипнотической психотерапии®. Если вы коуч, который хочет улучшить свои навыки и внедрить различные типы кондиционирования, чтобы помочь клиентам изменить свое поведение и привычки, то вам обязательно нужно пройти курс Когнитивного Гипнотического Коучинга®.

Клиническая гипнотерапия, НЛП и коучинговые программы

Расширение прав и возможностей Специалисты по психическому здоровью

создать эмоционально и финансово успешную карьеру

0 +

Годы эксплуатации

0 +

Практики прошли обучение

0 k+

Жизней коснулось

Популярные в СМИ

Помощь в создании изменений (не)сознательно

Дипломно-сертификационные курсы