Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного физико-математического, информационного и технологического образования» (Новокузнецк, февраль 2017)
Авторы: Конюхова Екатерина Тимофеевна , Купчинская Полина Александровна
УДК 159.942:159.923
П. А. Купчинская, Е. Т. Конюхова
Купчинская Полина Александровна, студентка 2 курса ФМиТЭФ, группы Инп-15-01 НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Автором рассмотрены вопросы о типах эмоциональной направленности личности. В работе представлено исследование типов эмоциональной направленности у студентов в условиях профессиональной подготовки к педагогической деятельности.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Со времен Платона принято считать, что вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и эмоции. Ум и воля в определенной степени подчиняются человеку, эмоции же всегда возникают и действуют помимо его желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.
Каждый человек испытывает эмоции и ощущает их влияние в своей жизни. Некоторые люди могут контролировать проявления собственной эмоциональной сферы, другие страдают из-за неподконтрольности эмоций, сталкиваются с проблемой нервных срывов, стрессов, беспочвенных переживаний.
Актуальность исследования обусловлена сложными социально- экономическими преобразованиями в современном обществе и в образовательной деятельности по подготовке будущего педагога. Очевидно, что в настоящее время обозначилась тенденция рационального отношения к жизни, а также негативной установки по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека, особенно в педагогической деятельности.
При этом современное общество не учитывает тот факт, что запрет на эмоции, их проявления в жизни человека не проходит бесследно. Как отмечают исследователи, у субъекта возникают трудности в психологической переработке эмоциональных состояний, нарушений в психосоматике в виде болей и неприятных ощущений различной локализации. В конечном итоге недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни, что в значительной степени касается труда педагога и в целом профессионально-педагогической деятельности.
Для определения общей эмоциональной направленности студентов физико-математического и технолого-экономического факультета, мы использовали методику Б. И. Додонова [1]. Мы согласны с мнением Бориса Игнатьевича Додонова, что эмоциональная направленность – это такая эмоциональная характеристика личности, которая проявляется в ценностном отношении и стремлении ее к определенным видам эмоциональных переживаний, позволяет реализоваться в разных сферах жизни, в том числе в профессионально-педагогической деятельности. Б. И. Додонов различал десять видов эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные.
Цель исследования: измерить общую эмоциональную направленность студентов и выделить ее значимые типы для будущего педагога.
Объект исследования: типы эмоциональной направленности.
Предмет исследования: студенты 2 курса физико-математического и технолого-экономического факультета НФИ КемГУ.
Испытуемых 23 человека, из них 20 % юношей и 80 % девушек. Им предлагалось ответить на опросник из 50 суждений, характеризующих типы эмоциональных переживаний субъекта, от +2 до -2 баллов. Используя эту методику, можно изучить эмоциональную направленность личности, узнать каковы ее установки и в какой сфере деятельности возможно получить положительные эмоции и самореализоваться.
Результаты проведённого нами исследования представлены на диаграмме (рис. 1).
Анализ результатов исследования показал, что доминирующим типом эмоциональной направленности у студентов является гедонистическая направленность (4.71 б.), то есть для них очень важен телесный и душевный комфорт. Так же ярко выражена романтическая направленность (4.58 б.), то есть стремление ко всему необычному, таинственному. Но данные типы эмоциональной направленности не обеспечивают в полной мере формирование будущего педагога.
55 % студентов не проявляют альтруистической направленности. Для них не значима потребность в содействии, помощи друг к другу. Выявленный результат затруднит им адаптацию, включенность в процесс учебной деятельности и педагогического коллектива, самореализацию в профессиональной деятельности. У 37 % испытуемых выявлены низкие показатели и в глорической направленности (2,23 б.), это означает, что наши респонденты не нуждаются в славе и хотят остаться незаметными для других, что может быть связано с низким уровнем социального статуса, престижности профессии педагога в настоящее время. 31 % студентов характеризуются слабой выраженностью акизитивной потребности (1,55 б.) и пугнической направленности (1,26 б.), что рассматривается как осторожность, отсутствие желания активно действовать, идти на риск (рис. 2).
Сравнение результатов исследования по гендерному признаков показало, что у юношей ярче выражена праксическая направленность личности (это стремление к достижению цели, желаемых результатов), больше, чем девушки стремятся удовлетворить эстетические потребности. Девушки больше стремятся удовлетворить свои романтические потребности, у них ярче выражена акизитивная потребность (нравится приобретать что-то новое и испытывать чувства радости по случаю обретения новых вещей).
Таким образом, большинство наших испытуемых имеют средний уровень выраженности типов эмоциональной направленности, но деятельность в системе «человек-человек» требует высокого уровня развития альтруистической, праксической, гностической направленности личности. Чтобы студентам сформировать в себе профессионально важные и личностные качества педагога, необходимо развивать типы эмоциональной направленности, посещать тренинги, заниматься саморазвитием, использовать возможности социально-образовательного пространства вуза.
Список литературы
- Методика общей эмоциональной направленности Б. И. Додонова [Электронный ресурс] : PSYTESTS.ORG : психологические тесты онлайн : интернет-портал. – Режим доступа : http://psytests.org/emotional/dodemo.html, свободный.
Направленность личности педагога | Psylist.net
Педагогика ↓
Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.
К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).
В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.
Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.
Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.
Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.
Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.
К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.
Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.
Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.
Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.
Похожие материалы в разделе Педагогика:
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Диктант 2 класс
- Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак
- Непрофессиональная педагогическая деятельность
- Закрепление умения находить проверочное слово
- Цели образования и воспитания
- Парные звонкие и глухие согласные в корне
- Правила этикета
- «Расту здоровым»
- Правописание ы и и после ц
Компас личности — Дуэт D&D
Развитие персонажа и тип личности: часть II
Одна из моих замечательных тетушек познакомила меня с этой системой пару лет назад, объяснив ее как способ осмысления того, как люди принимают решения . Это, конечно, также делает его идеальным для D&D!
Несмотря на сходство между Компасом Личности и Четырех темпераментов , Компас больше ориентирован на решение проблем и взаимодействие с другими и меньше по таким тенденциям, как интроверсия и экстраверсия. Это смещение акцентов также смешивает качества нескольких темпераментов, поэтому типы не выстраиваются в линию как аналоги из одной системы в другую.
Как это работает
Каждое из основных направлений представляет один тип личности: Север, Восток, Юг и Запад.
По большей части у всех есть доминирующий тип, хотя он, вероятно, склоняется в том или ином направлении , образуя восемь подтипов: Северо-Восток, Восток-Север, Восток-Юг, Юго-Восток, Юг -Запад, Запад-Юг, Запад-Север, Северо-Запад.
В некоторых случаях Северо-Запад может иметь больше общего с Западом-Севером, чем Северо-Восток, даже если у них один и тот же доминирующий тип.
Я еще не видел визуального представления или объяснения Север-Юг, Юг-Север, Запад-Восток, Восток-Запад. То, как устроен компас с полюсами, расположенными напротив друг друга, так не бывает, но я не хочу никого ограничивать!
Application
Представьте, что лошадь стоит посреди переполненного бара.
Норт схватит лошадь за уздечку и начнет тянуть ее оттуда, откуда она не должна быть ни в аду, ни в паводке. Сотрудничество лошади почти не имеет значения, даже если она остается неподвижной. Под давлением они могут двигаться сзади и толкаться.
Запад будет хлопать в ладоши и восклицать : «О! Конь! Что мы можем сделать с лошадью? Курс, сила… или мы могли бы перепутать буквы! Боль, роза, шланг… сэр, если мы будем говорить по-испански! Из всех четырех они, скорее всего, будут ездить на лошади ради удовольствия, особенно если это соответствует тому, как они представляли себе развитие ситуации, которая была бы наиболее интересной.
Ист, тем временем, достанет книгу правил бара , откроет страницу 33 и начнет читать, что, во-первых, четвероногие не допускаются на территорию паба без официального письменного разрешения, выданного по крайней мере за неделю . Затем, следуя примечаниям на странице 54, они начнут убеждаться, что все знают об «экстренной процедуре вторжения лошадей», и возвысят свой голос над восклицающим Уэстом, чтобы объяснить пошаговые инструкции по решению проблемы.
Юг, оценивая ситуацию , вежливо выслушает Восток и поможет ему перейти на ту же активную страницу, что и Север. Они успокоят Уэста, уважая его энтузиазм, и попытаются вовлечь его в решение проблемы. Юг, вероятно, тоже успокоит лошадь, возьмет с кухни яблоко и вместе с друзьями выведет лошадь из бара.
Дальнейшее объяснение
Существует прекрасный PDF-файл , адаптированный из Компас личности: новый способ понять людей от Дайан Тернер и Тельмы Греко, в котором есть викторина, которая поможет вам определить свою личность и взглянуть на нюансы и тенденции других. Я настоятельно рекомендую проверить !
Они подразделяют каждый тип следующим образом:
- Север — прирожденный лидер
- Восток — прирожденный планировщик
- Юг — прирожденный командный игрок
- Запад — прирожденный риск
У них также есть очень полезное объяснение каждого типа х общий подход:
- Северы называют вещи своими именами
- Востоки называют вещи своими точными научными именами
- Юги называют вещи своими именами
- Запады не хотят ограничивать вещи своими именами
Примечание: помните, что четыре основных типа распадаются еще больше, когда вы добавляете субдоминантные типы .
Компас личности и D&D
Применяя это к персонажам в D&D, можно сказать, что система мировоззрения и различные классы уже выделяют пространство для персонажей, которые могут склоняться в этих направлениях. Им не обязательно это делать, но я сомневаюсь, что нас удивит следующая разбивка партий:
Паладин: север , вероятно северо-восток — структурированный лидер
Клирик: юг , возможно юго-запад — сострадательный и заботливый целитель
Бард: запад , допустим запад- север — творческий и напористый конферансье
Волшебник: восток , для баланса мы можем сделать восток-юг — систематический, подробный и неторопливый планировщик
В этой разбивке нет ничего плохого, и я думаю, что это на самом деле будет хорошо работать в игре. Но если мы пытаемся углубиться в характер персонажа, работа вне, даже против, класса и мировоззрения может быть действительно интересной.
Развитие персонажа
При дальнейшем развитии персонажа найдите способы попросить персонажей опираться на свой подтип. Вы можете сделать это как часть их предыстории или в игре. Это также будет чрезвычайно ситуативным, поэтому у персонажей есть место для обучения и адаптации.
Наш милый бард, например, с возрастом переместился с запада-севера на северо-запад. Ему пришлось взять на себя больше ответственности, и давление мира не было к нему добрым. В результате часть его природного творчества и игривости уступила место тому, что он стал более напористым и властным лидером, а также более предприимчивым.
Внутриигровые адаптации
Возможно, ваши Запады и Северы научились быть более методичными или лучше слушать , потому что стремление идти вперед или идти на риск не сработало так, как они думали.
Возможно, Юг стал немного более напористым после того, как увидел, как другие страдают, поэтому им приходится отклоняться от своих естественных склонностей, чтобы поддерживать и защищать свою большую систему ценностей.
Восток не всегда сможет оперировать всеми фактами перед ними, или у них есть идеальный план, и, возможно, им придется двигаться вперед, прежде чем они будут готовы.
В идеале ваши персонажи могут опираться друг на друга и поддерживать друг друга как в том, что происходит наиболее естественно, так и в адаптации к различным ситуациям, возникающим на их пути.
Остальная часть серии
Надеюсь, эти сообщения были вам полезны! Если вы хотите вернуться и ознакомиться с введением, вы можете перейти по этой ссылке.
Или, если вы хотите прочитать о четырех темпераментах, вы можете сделать это здесь.
В третьем посте серии, посвященном индикатору типов Майерс-Бриггс, рассматриваются шестнадцать различных типов личности и то, как они делятся на внутренние и внешние миры, воспринимают информацию, принимают решения и управляют структурой.
Наконец, мы хотели бы, чтобы вы ознакомились с нашими идеями о создании центральной группы , принимая во внимание классы персонажей и 9.0005 выравнивание !
Если вам нравится то, что вы читаете, рассмотрите возможность поддержки блога с помощью , купив наши приключения и дополнения в нашем магазине или на DMsGuild или , спонсируя нас на Patreon . Мы также хотели бы, чтобы вы подписались на нас в Twitter и Instagram . Мы очень ценим вас! Спасибо за чтение. – Бет и Джонатан
|
|
|