1.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации
взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.
Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива
Библиографическое описание:Гусева, Н. В. Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива / Н. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3428/ (дата обращения: 02.02.2023).
Личность руководителя школы или вуза как современного участника общественной жизни и деятельности — очень сложное целое. Но в этом целом можно выделить три основных блока, характеризующих содержание главных сторон личности. Один из них — возможности личности, то есть психологические предпосылки успешности ее профессиональной деятельности, основой которой выступают способности. Следующий — стиль или психологические особенности поведения, определяемые темпераментом и характером. И, наконец, один из главных — направленность личности, представляющая собой систему ее отношений к окружающей действительности [5].
В общепсихологическом смысле направленность понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Такое определение направленности мы находим в Кратком психологическом словаре [7]. Из вышесказанного следует, что направленность, являясь сложным личностным образованием, так же как и самооценка определяет актуальное и потенциальное поведение руководителя школы или вуза, его отношение к себе и окружающим.
А. Д. Карнышев пишет о том, что в общем плане личности направленность представляет собой результат взаимодействия объективных целей жизнедеятельности с субъективными побудителями человеческой активности. Содержание направленности трехаспектно. С одной стороны она выступает как совокупность ценностей и ориентиров, сформированных в ходе предшествующих деятельностей индивида; с другой — как актуализация и конкретизация на их основе «сиюминутных» желаний и стремлений человека, а с третьей стороны, в побуждениях прошлого и настоящего просматриваются, «просвечиваются», вырисовываются грядущие мечты и чаяния личности. В этой связи, направленность можно определить как подструктуру личности, устанавливающую смысл и ориентиры ее жизнедеятельности и определяющую актуальные мотивы поведения и деятельности человека. Содержание направленности проявляется в специфических формах: со смысловой точки зрения — это мировоззрение, менталитет, убеждения, идеалы, а с побудительной — потребности, интересы, различные влечения, желания и т. д., хотя, как полагает исследователь, непреодолимых различий между названными формами нет [2].
Первичной физиологической основой направленности у человека выступает выдвинутое И. П. Павловым и обоснованное в нейрофизиологическом плане П. Г. Анохиным понятие «рефлекс цели», представляющее собой сложный комплекс, «в котором прошлое, настоящее и будущее организма составляет единое интегративное образование». И. П. Павлов — объективный и строгий исследователь очень эмоционально обосновал роль данного образования в судьбе человека: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели…. Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель» [6].
В чисто научном плане соотношение целей и мотивов деятельности (жизнедеятельности) является определенной проблемой. В частности, А. И. Леонтьев считал, что субъективные мотивы предопределяют цели деятельности, а К. К. Платонов доказывал, что деятельность имеет истоком объективную цель, ставшую субъективной, т. е. соотнесенной с потребностями конкретной личности. Можно много дискутировать о том, что здесь первично и что вторично, однако, как и А. Д. Карнышев [2] мы считаем, что чем взрослее и зрелее личность, тем чаще она сама обосновывает и устанавливает цели деятельности (жизнедеятельности), исходя из собственных интересов и потребностей. Непосредственно сам механизм зарождения направленности человека, а так же процесс взаимоотношения внутреннего и внешнего мы находим в трудах С. Л. Рубинштейна. Считаем необходимым остановиться на этом подробнее.
Согласно трактовке данного исследователя, испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем заинтересован, что является для него потребностью, интересом порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того, как тенденции опредмечиваются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека.
С. Л. Рубинштейн пишет о том, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место, например, во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя зависимость или соотношение может устанавливаться, направляясь сначала извне во внутрь. Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом, им принимаются и становятся личностно значимыми для него.
В возможности такой обратимости зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. Поэтому проблема направленности носит двойственный характер, поскольку это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.
Исследователь подчеркивает, что мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с проявлением, зарождением и развитием новых. И направленность личности, как справедливо отмечает исследователь, выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности [10, с. 103–121].
Таким образом, направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирует ее относительно независимо от наличных ситуаций, характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение. В то же время, направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.
Как система отношений личности к действительности направленность представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как к членам коллектива; отношение к труду и его результатам, продуктам; отношение к самому себе. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность или направленность на себя (НС). Ознакомимся с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие (ВД) есть основания выделить в том случае, если поступки и поведение руководителя определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать плодотворные отношения со своими подчиненными. Такой руководитель проявляет неподдельный интерес к совместной деятельности, способствует успешному выполнению основных целей и задач управленческой деятельности.
Деловая направленность или направленность на задачу (НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью: увлечение процессом работы, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Руководитель с деловой направленностью обычно ориентируется на сотрудничество с коллективом и добивается наибольшей продуктивности труда своих подчиненных, если возникает такая необходимость, то старается обоснованно доказать свою точку зрения, которую считает полезной для выполнения задания.
Личная направленность или направленность на себя (НС) характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к личному первенству и престижу. Такой руководитель чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, свои личные интересы, ставя выше всего остального.
Размышляя о структуре личности руководителя, мы говорим об управленческой направленности, которая является главной действующей силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества менеджера: интерес и склонность к управленческой деятельности, намерение ей заниматься. Выраженным показателем управленческой направленности являются склонности и намерения, связанные с потребностью индивида в достижении поставленных целей в области избранной профессиональной деятельности, стремлении совершенствовать знания, умения, навыки, связанные с ней. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической управленческой деятельности, что особенно актуально, на наш взгляд, для руководителя педагогического коллектива [3].
Рассматривая социально-психологическую структуру личности руководителя, А. П. Устюжанин, Ю. А. Угрюмов, наряду с общими качествами, специфическими свойствами, индивидуально-психологическими особенностями, ее подготовленностью, выделяют направленность личности, определяющую мотивацию и устремленность человека к определенному виду деятельности. Далее авторами отмечается, что для руководителя направленность личности играет особую роль, так как он должен формировать коллектив, поддерживать дисциплину труда, выполнять производственную (государственную) программу, то есть обладать высокими деловыми качествами и организаторскими способностями [12]. Остановимся на этом подробнее.
А. А. Бодалев в книге: «Психология о личности» [1], а именно в главе о качествах личности, необходимых для успешного общения пишет о том, что руководитель должен знать и понимать людей, уметь найти подход к каждому. Для достижения такого понимания, овладения умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, руководителю необходимо знание психологии человека, его ценностных ориентаций, выражающихся в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Необходимо также знание имеющегося у человека представления о себе, — что нравится в себе самом, что он себе приписывает, против чего восстает.
Организация эффективных воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого сотрудника. Вместе с тем своеобразие другого человека будет улавливаться случайно, если отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей. Главное, как отмечает А. А. Бодалев, с чего начинается развитие этих качеств, — это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты», «мы» — это оказывается вовсе не безразлично для проявления умения глубоко проникать в другую личность, правильно строить с ней взаимоотношения.
Так, сформированная личностная направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, отвечающее моральным нормам: такое отношение порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, что важно для общения, так как способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. А. М. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и, если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что у него есть [по 1]. Чувствование бытия чужого «ты» так же сильно, как бытия своего «я» идет от глубокого и устойчивого интереса к людям. Поэтому для руководителя педагогического коллектива так важна направленность на других людей.
Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для полноценного общения в нашем обществе, выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» [11, с. 20]. Между тем факты показывают, что чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место далеко не у всех людей. Так, Н. В. Ревенко установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, продукцию, которую должно выпускать предприятие. У другой части их она обнаружила ярко выраженную направленность на других людей — подчиненных и вышестоящих начальников, а чаще на тех и других со всей сложностью их взаимоотношений — и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, его продукцию и экономику. Наконец, у третьей части руководителей она нашла направленность на людей и на технику, продукцию предприятия, на экономические показатели его деятельности. Руководители, отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи социальные [9].
По мнению некоторых авторов [8], в зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров ориентированных:
на решение групповых задач;
на общение и взаимоотношение в группе;
универсальных лидеров. Кроме того, таких универсальных лидеров, как показали наши собственные исследования, можно встретить на руководящих должностях в педагогических коллективах.
Наше исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 9, № 11, № 15, № 17, гимназии № 1) города Иркутска и ВУЗов (ИГУ, ИГПУ) с участием руководителей педагогических коллективов в количестве семнадцати человек по семнадцати методикам индивидуально с каждым. В диагностическом исследовании были задействованы в школах — директора и их заместители, заведующие кафедрами и деканы факультетов в вузах.
Для анализа составляющих поведенческого компонента профессиональной направленности личности использовалась методика выявления вида направленности В. Смекал, М. Кучера [4], что позволило выяснить основные тенденции поведения личности руководителя педагогического коллектива.
Результаты расчета свидетельствуют о доминировании у руководителей вузов деловой направленности при слабом развитии направленности на себя и достаточном на взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, что указывает на положительный прогноз их деятельности. У руководителей школ, так же как у руководителей вузов, направленность на задачу является преобладающей. Однако второе по значимости место занимает направленность на себя, затем следует направленность на взаимодействие. Полученные показатели могут свидетельствовать о завышенной самооценке руководителей школ, о некоторой авторитарности в управлении, что подтверждено диагностическими результатами, полученными при помощи других методик исследования.
Литература:
Бодалев А. А. Психология о личности — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
Карнышев А. Д. Социальная и экономическая психология: научно-практическое руководство для бакалавров и магистрантов. — Иркутск: Изд-во БУГЭП, 2011. — 484 с.
Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.
Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования/Е. М. Никиреев. Учебное пособие. — М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
Обозов Н. Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. — Киев: Политиздат Украины, 1990. — 205 с.
Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. — М.: Медгиз, 1951. — 505 с.
Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под общей редакцией В. Н. Дружинина. — Спб.: Питер, 2007. — 650 с. — (Учебник нового века).
Ревенко Н. В. Социально-психологический анализ стиля руководителя: Автореф. Канд. дис. М., 1980.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. Гвардия, 1979. — 335 с.
Устюжанин А. П., Угрюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. — М.: Колос, 1993. — 112 с.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций и установок молодежи
Реферат
В статье рассматриваются ценностные ориентации студентов, их профессиональные установки и предпочтения. Рассматриваются различные подходы к определению понятий ценностных ориентаций, системы личностных смыслов с позиций психологии, социологии, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности». Смыслы и ценности являются основными конструкциями в жизни каждого человека; они отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития. Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время остается стабильно высокой; в исследовании анализируется роль образования в процессе формирования системы ценностей человека. Молодые люди стремятся получить образование, с целью последующего успешного трудоустройства и получения карьерных возможностей. Социализация современного молодого человека имеет свою специфику. По системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании проведен сравнительный анализ двух возрастных и социальных групп.
Ключевые слова: образованиесмысл жизнипрофессиональные установкисамореализацияценностимолодежь
Введение
Современное развитие общества, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашей жизни опосредуют глубокие изменения в сознании общества. Социокультурная среда является мощным формообразующим элементом целостной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики сама социокультурная среда претерпевает серьезные изменения, в связи с чем социальные группы и индивиды становятся активными участниками построения ее нового качества. Именно поэтому система ценностей современной молодежи, формируемая такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания и изучения.
Ценностные ориентации играют важную роль как в регуляции поведения отдельной личности, так и в координации деятельности больших и малых групп, культуры и нации в целом. В связи с коренными преобразованиями общества становится актуальной необходимость изучения ценностных ориентаций различных социальных групп. Со сменой эпохи одни ценности становятся незначительными или вовсе исчезают, другие, сохраняя объект значения, изменяют внутреннее содержание, появляется ряд принципиально новых ценностей. Изучение трансформации мировоззрения, сознания современной молодежи имеет особое значение.
В соответствии с требованиями Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003 году, провозглашен принцип «Образование на протяжении всей жизни». Этот принцип определил содержание основных нормативных документов, определяющих развитие образования на ближайшие десятилетия (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы).
Ценность высшего образования среди молодежи в настоящее время стабильно высока. Молодежь ориентирована на уровень образования, гарантирующий высокую заработную плату и карьерный рост. Современные люди понимают, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, востребованными на рынке труда, необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, так как знания сегодня устаревают очень быстро, требования к профессионализму работников практически во всех сферах очень высоки ( Постникова, Чичерина, 2016).
Сегодня работники многих специальностей вынуждены регулярно обновлять и дополнять свои знания, чтобы правильно выполнять свою работу и оставаться востребованными на рынке труда. Сегодня очень важны способности быстро находить и осваивать необходимую информацию, часто самостоятельно (Аймаутова, Ушнев, 2004; Михайлова, 2010).
Постановка проблемы
Ценностно-смысловая сфера личности включает два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личности, поскольку тесно связаны с изучением человеческого поведения и мотивов. Как общенаучные понятия они способствуют объединению изучаемых объектов разных наук.
Тема смысловых образований личности является одним из основных направлений исследований современной психологии Асмолова, Братуса, Франкла, Леонтьева, Рубинштейна и других.
Асмолов (2002) считает, что основной характеристикой индивидуальности человека является система личностных смыслов, являющаяся продуктом жизни и жизнедеятельности субъекта. «Личностный смысл есть индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых разворачивается его деятельность и общение» (Асмолов, 2002).
Основоположник логопедии Франкл (1990) развивает идею обретения смысла жизни, который помогает человеку достойно принять сознание собственной хрупкости бытия. Смысл уникален для каждого человека, но если его принимает социальная общность, он становится универсальной ценностью, продвигающей культуру.
Братусь (2000) говорит, что смысловые образования являются базовыми формообразующими единицами сознания человека, определяющими отношение к основным сферам жизни. Личностные смыслы (часто неосознаваемые) отличаются от ценностей личности (сознательных и принятых человеком). Смысловые образования создают перспективу развития личности и помогают проводить нравственную оценку и регуляцию поведения. Развитие ценностно-смысловой сферы идет в направлении от прагматических или эгоцентрических установок к общечеловеческим ценностям и одновременно от неустойчивых отношений к осознанным, устойчивым ценностно-смысловым установкам. Высший уровень – преобразование действительности в соответствии с нравственными идеалами и ценностями.
Леонтьев (1999) отмечает тройственную природу значения, выделяя онтологический, феноменологический и деятельностный аспекты смысловой реальности. Вследствие этого он определяет значение как «отношение между субъектом и объектом, или явлением действительности, которое определяется местом предмета (явления) в жизни субъекта, отличает этот предмет ( явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к этому объекту (явлению)» (Леонтьев, 1999).
Теория психологических систем (ТПС) Клочко (2005) рассматривает человека как открытую самоорганизующуюся систему, а мир конкретного человека, или «психическое пространство» человека, как «переходный слой», пространство между объективной и субъективной реальностью. Последовательность формирования многомерного мира человека ученый рассматривает как обретение новых измерений – сначала значений, затем смыслов и, наконец, значений. Именно ценности обеспечивают стабильность, устойчивость жизненного мира во времени. Смыслы и ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека. Смыслы и ценности отражаются эмоциями и через них открывают человеку возможность дальнейшего развития; эмоции возникают спонтанно, они являются результатом проецирования в окружающую среду настоящего состояния человека, а также его потребностей и возможностей (Клочко, 2005).
Таким образом, категория «смысл» характеризует чисто человеческую способность глубоко постигать Бытие (существование), строить целостную картину мира, искать и находить в нем свое место, регулировать свое поведение в соответствии с высшими, над- ситуативные цели. Все это свидетельствует о развивающем потенциале смысловой сферы личности (Коковина, 2009).
Ценности являются базовыми конструкциями в многомерном мире взрослого человека и обеспечивают устойчивость жизненного мира во времени. Ценности определяют направленность целей и мировоззрений. Следовательно, ценности как базовые конструкты многомерного мира человека определяют и направленность поиска счастья и качественные характеристики самого состояния благополучия человека. Речь идет о благополучии, понимаемом по-разному, в зависимости от того, насколько значимы те или иные ценности для человека. Субъективное благополучие, в свою очередь, представляет собой глобальную оценку человеком (как эмоциональную, так и когнитивную) того, насколько реальная жизнь соответствует его представлению об идеале; следовательно, он также отражает то, насколько ценности и мотивы человека реализуются в реальной жизни (Муравьева, Попкова, 2010).
Ценностные ориентации определяются в литературе как:
Относительно устойчивая, социально детерминированная направленность человека на определенные цели, имеющие смысл жизни и на определенные способы их достижения, выражающиеся в форме каких-либо личностных качеств, моделей поведения и относительно не зависящие от реальных ситуаций (Яницкий , 2012; Журавлева, 2006).
Рубинштейн (2003) понимает ценности как производные отношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение безразличия человека к миру, возникающее из значимости для человека различных сторон, аспектов мира, за свою жизнь» (Рубинштейн, 2003).
Ценностные ориентации основываются не столько на представлениях о социальных нормах и требованиях общества, сколько на субъективной картине действительности, сложившейся в сознании личности. Явления и предметы действительности интересны для человека только в той мере, в какой они имеют смысл, значение для его жизни. Эти значения создаются культурой; она формирует субъективную, символическую реальность, на основе которой формируются ценностные ориентации как производные от субъективной реальности (Клименкова, 2013).
Исследовательские вопросы
Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент будет сформирован. Ценность носит социальный характер и развивается только на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом, в данном исследовании — поколений). Индивидуальные ценности, формирующиеся в процессе деятельности, являются социальными и коллективными явлениями.
Современная система образования ориентируется не только на передачу общественного опыта подрастающему поколению, но и на развитие человека и личности. Студент выступает как субъект профессиональной деятельности и жизнетворчества, на который воздействуют многие идеи и ценности различных культурных форм, стилей и направлений. Основная роль системы образования заключается в воспитании человека, способного ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, способного найти в нем свою систему ценностей, реализовать себя как личность.
Важнейшим аспектом развивающего обучения, процесса формирования личности обучающегося, опыта познания мира и его противоречий, нахождения себя в мире, формирования индивидуальной системы ценностей и жизненных ориентиров является смыслообразование. В условиях обучения процесс смыслообразования определяется тем, насколько учащийся воспринимает учебно-познавательную ситуацию как проблемную по своему смыслу, насколько усвоен, понят или доступен учебный материал, соответствует ли содержание учебных предметов изучаются уже существующие интересы, склонности, мотивы, личностные ценности (Белякова, Дегтярев, 2011).
Образование — это непрерывный процесс развития человека посредством организации собственной мыслительной деятельности, направленной на усвоение, обновление и применение знаний и обобщенных способов действия, формирование определенных общественно значимых качеств личности и ценностных отношений к действительности, раскрытие своих потенциальные возможности в специально организованном и/или спонтанном взаимодействии с внешними субъектами и объектами, являющимися носителями знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения, результатом которых является приобретение личностных качеств и свойств, которых раньше не было (Шишов, 2010) .
Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в поступках, идеалах, убеждениях, интересах с оценочным отношением и других проявлениях личности. В основе отношения человека к объектам действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы и цели человека (Шипицина, Петренко, 2006).
Цель исследования
Предметом исследования стали ценностные ориентации российской молодежи. Для достижения поставленной цели и решения выявленных проблем использовались количественные и качественные методы исследования. Исследовательская группа провела репрезентативный опрос молодежи и группы специалистов по формализованной анкете.
Методы исследования
Российская молодежь сохраняет общий со старшими поколениями ценностный стержень с профессиональным самоопределением, опытом работы и самореализацией в труде. В исследовании анализируются ценностные ориентации двух возрастных и социальных групп. Первая группа испытуемых представляет собой особое социальное сообщество, состоящее из студентов первого курса экономического института Алтайского государственного университета в возрасте 18–19 лет, находящихся в процессе формирования ценностной структуры, выбора профессионального и жизненного пути. путь, не имеющий реального положения в социальной шкале. Во вторую группу входят слушатели Президентской программы подготовки управленческих кадров для народнохозяйственных организаций Российской Федерации, руководители и специалисты ведущих организаций Алтайского края в возрасте от 40 до 50 лет. Эта группа по отношению к специфической группе молодежи имеет определенные социальные статусы в семейной и профессиональной сфере деятельности и имеет достаточно устойчивую систему ценностей.
Выводы
Изучение первой группы предметов показало, что для студентов наиболее значимыми ценностями являются семья (37 %), знания (28 %), карьера (24 %), такие ценности, как любовь, дружба, материальное благополучие составляют остальные 11 %. Основные ценности молодежи и старшего поколения (40+) совпадают – это семья (37 % и 41 %). Но затем они расходятся: у молодежи на втором месте – знания и самореализация, которые возможны при хорошем образовании, на третьем – карьера, зависящая от уровня образования и определяющая профессиональное будущее. Бизнесмены и предприниматели заняли второе место по состоянию здоровья (29%), третья – знания для поддержания высокого профессионального уровня (25 %). В отличие от студентов, бизнесмены придают большое значение своей внутренней жизни, состоянию и значимым отношениям. Идеи успеха и карьеры стали значимыми для молодежи.
В результате исследования было определено, что ценности «знание», «профессиональная самореализация», «карьера» занимают значимое место в структуре базовых ценностей современных студентов. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей.
Ценностные ориентации студента содержательно отражают его философские, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. Ценности ориентированы на реальное воплощение будущего через его представление и играют роль механизма развития личности (Кудашкина, 2009)
Мир человеческих ценностей невероятно разнообразен. Научный анализ этого многообразия обязательно предполагает его систематизацию. Классификация ценностей возможна по многим причинам. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что для него наиболее важно и имеет для него личностный смысл. Ценности личности характеризуются следующими чертами:
общее количество ценностей, принадлежащих человеку, относительно невелико;
влияние ценностей прослеживается почти во всех общественных явлениях;
истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;
все люди имеют одинаковые ценности, но в разной степени;
значения организованы в системы;
ценности — это концепции или убеждения;
значения связаны с желаемыми конечными состояниями или поведением;
значения носят надситуативный характер;
значения управляют выбором или оценкой поведения и событий;
значений упорядочены по относительной важности (Тропотяга, 2001).
Духовные потребности и ценности личности не возникают «сами по себе», а определяются социальной средой личности в медленном процессе ее воспитания и образования. При этом вначале общество непосредственно формирует в человеке только самые элементарные духовные ценности и потребности, обеспечивающие его социализацию (Хуторная, Баркалова, 2018).
С начала 90-х годов у молодежи стала резко повышаться мотивация к получению высшего образования, ценностям образованности и интеллекта, а также к комфортным условиям жизни (Долбик-Воробей, 2005).
Женщины получили возможность получать равное с мужчинами образование, экономическую независимость от мужа и обладание большинством женщин профессиональными знаниями, что ориентировало женщин на реализацию в профессиональной сфере, а не в семье. Это, в свою очередь, способствует изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование карьерной установки над детородной (Евграфова, 2012).
В процессе обучения представления о социальном статусе и содержании избранной профессии претерпевают значительные изменения под влиянием различных факторов; смысл будущей профессии может измениться в сторону отрицательной полярности. Продолжительность обучения в вузе, единый вид деятельности, единый характер труда, общая учебная цель, возрастная и психологическая однородность определяют формирование социальных аспектов личности. «Я-концепция» в данной жизненной ситуации определяется молодежью как принадлежность к отдельной социальной группе – студенчеству. Это означает, что время начала и окончания обучения для человека – это период перехода от одной смысложизненной ситуации к другой со всеми вытекающими последствиями: ломкой сложившихся стереотипов, адаптацией к другим условиям жизни, иной социокультурной среде и изменением экономический и социально-демографический статус. Период обучения в вузе можно определить как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т. е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности (Серуй, 2007).
Заключение
В целом иерархия ключевых жизненных ценностей студентов остается достаточно традиционной: приоритетной ценностью является благополучие семьи, на втором месте — получение образования, на третьем — карьера. В настоящее время социальная роль труда для современного российского студенчества утратила былое значение, труд рассматривается прежде всего как инструментальное средство самореализации, достижения индивидуальных успехов и удовлетворения личных амбиций.
В настоящее время выбор профессии молодым поколением неоднозначен. С одной стороны, она определяется индивидуальными личными интересами и способностями, а с другой — критериями престижа и высокого заработка. Современная молодежь рассматривает труд прежде всего как способ обеспечения себя и близких, как средство удовлетворения материальных потребностей независимо от видов и форм занятости.
Формирование социально-трудовой направленности студенческой молодежи, ее становление зависит не только от молодого поколения, но и от практической реализации принципов комплексной молодежной политики в стране. Требуются усилия государства для создания благоприятных условий для успешной интеграции молодежи в систему социально-экономических отношений, для принятия общественно значимых ценностей и правовых норм, формирования моделей трудового поведения и целостного мировоззрения.).
В результате анализа изучения ценностных ориентаций студентов мы пришли к выводу, что современная молодежь в большей степени ориентирована на этические ценности, в меньшей — на прагматические. Таким образом, по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.
Ссылки
- Асмолов А.Г. (2002). Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Смусл.
- Аймаутова Н.Е. и Ушнев С.В. (2004). Проблемы социально-психологической подготовки менеджеров среднего и высшего звена (на примере банковского дела). РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 6–7, 219–236.
- Белякова, Е. Г., Дегтярев, С. Н. (2011). Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса. Эд. и наук, 3(82), 3–15.
- Братусь, Б.С. (2000). Смысловая сфера личности. В сб.: Психология личности в трудах отечественных психологов. Петр, стр. 130–139.
- Долбик-Воробей, Т. А. (2005). Репродуктивные установки учащихся. В: Российская молодежь: проблемы и решения. Центр соц. Прогноз., стр. 414–423.
- Евграфова Ю.А. А. (2012). Ценности современной молодежи и отношение к семье и деторождению. Бык. педагога. институт имени В.Г. Белинского, 28(1214), 1213–1216.
- Франкл, В. (1990). В чем смысл? Общий. В. Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев (ред.), Человек в поисках смысла (стр. 284–307). Прогресс.
- Хуторная М.Л., Баркалова Е.В. (2018). Психологический анализ компонентов понятия «мировоззрение». просп. для наук. и изд., 2(32), 190, 188–191.
- Клименкова А. М. (2013). Культурные коды как факторы формирования ценностных ориентаций. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 2, 5–12.
- Клочко В. Е. (2005). Самоорганизация в психологических системах: проблемы формирования ментального пространства личности (введение в трансперсональный анализ) (с. 138, 174). ТГУ.
- Коковина Л. Н. (2009). Ценностно-смысловые ориентации личности. Бык. КГУ им. Н. А. Некрасова, 15, 139–143.
- Кудашкина О. В. (2009). Психологическая модель развития мотивационно-ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе педагогического вуза. Интегрировать. изд., 3, 106–111.
- Леонтьев Д.А. (1999). Психология значения: природа, структура и динамика смысловой реальности. Смусл.
- Михайлова В.П. (2010). Роль непрерывного образования в развитии профессионализма управленческого персонала компании. РУДН ун-т. Бюлл., Соц. Сер., 4, 99–104.
- Муравьева О. И. и Попкова Т. С. (2010). Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Сибер. Психолог. Ж., 36(99), 98–101.
- Постникова М.И., Чичерина Н.В. (2016). Воспитание в системе ценностей молодежи. Педагог. Эд. на русск., 2, 24–29.
- Ретивина В.В. (2019). Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи. Высшее изд. in Russ., 29(1), 57–63.
- Рубинштейн, С.Л. (2003). Бытие и Сознание. Человек и мир (стр. 282–405). Питер.
- Серуй А.В. (2007). Обучение в вузе как условие усвоения смысла будущей профессии. Сибер. Психол. Ж., 26(181), 181–185.
- Шипицина Н.Е., Петренко Г.М. (2006). Ценностные ориентации в личностном развитии студентов как педагогическая проблема. Бык. ЮУрГУ, 3(66), 66–68.
- Шишов С.Е. (2010). Образование как ценность: структура и смысл понятия, 54, 50–63. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. http://docs.cntd.ru/document/499091784
- Тропотяга, П. (2001). Особенности системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Сибер. Психол. Ж., 14–15, 141–143.
- Яницкий М.С. (2012). Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Бык. Кемеровского государственного ун-та. Культуры и Искусств, 19/1.
- Журавлева, Н. А. (2006). Динамика ценностных ориентаций молодежи в контексте социально-экономических изменений. Психол. Дж., 27(1), 35.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License.
Об этой статье
Речевая диагностика ориентировочных особенностей личности подростков
Статья журнала Открытый доступ
Фомина Наталья; Орлов Владимир
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена важнейшей психолингвистической проблеме определения особенностей направленности личности подростков с помощью речевой диагностики.
Авторы, опираясь на научную концепцию Н.А. Фоминой комплексного исследования личностных проявлений в речевой деятельности, обосновывают возможность речевой диагностики индивидуально-психологических особенностей языковой личности.
Обосновывают выбор в качестве предмета речевой диагностики установок личности, которые, являясь проявлениями направленности как системообразующего компонента в структуре личности и ее деятельности, отражают смыслообразующие ценностные ориентации и устремления личности. человека для достижения поставленных жизненных целей.
Сложность формирования жизненных ориентиров в современном индивидуалистическом обществе потребления, подмена подлинных человеческих смыслов и ценностей жизни эрзац-смыслами; отмечается распространение, в том числе с помощью средств массовой информации, среди современной молодежи асоциальных установок на легкую, комфортную жизнь, получение удовольствий различными способами, в том числе в процессе употребления психоактивных веществ и алкоголя.
Подчеркнута сложность осознанного выбора жизненных целей, формирования правильных ориентаций и установок в подростковом возрасте – периоде противоречивого и кризисного перехода во взрослую жизнь, существенно определяющего дальнейшее развитие и успешность социализации личности.
Приведены данные о нарастании в раннем подростковом возрасте, чаще всего групповой, пивной, алкоголизации, способной быстро привести к физической и психической зависимости от алкоголя и деструкции личности, которая, к сожалению, стала популярным символом взросления и неформального показано объединение в молодежной среде.
Также в статье представлены результаты речевой диагностики формирования у современных подростков установок на употребление алкоголя, показывающие уровень их ответственности за свои действия и поступки; знание алкогольных напитков, оценка их употребления и понимание их вреда, а также опыт употребления, стремление и готовность к этому и доказывание того, что речь может быть надежным средством диагностики черт личности.
Предварительный просмотр
Файлы (585,7 КБ)
Имя | Размер | |
---|---|---|
Фомина Н., Орлов В..pdf md5:635d867785ae243bd699d96df811bb1c | 585,7 КБ | Скачать |
Цитаты
Индексировано в
- Дата публикации:
- 27 ноября 2017 г.
- DOI:
Значок Zenodo DOI
ДОИ10.5281/зенодо.1088406
Уценка[![DOI](https://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406.svg)](https://doi.org/10.5281/zenodo.1088406)
реструктурированный текст.. изображение:: https://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406.svg : цель: https://doi.org/10.5281/zenodo.1088406
HTMLа>
URL-адрес изображенияhttps://zenodo.org/badge/DOI/10.5281/zenodo.1088406. svg
Целевой URL-адресhttps://doi.org/10.5281/zenodo.1088406
- Ключевое слово(я):
- речь языковая личность направленность личности алкогольные настройки подростки незаконченные предложения тексты-ассоциации блок ответственности блок когнитивной оценки желание и готовность к употреблению алкоголя
- Опубликовано в:
- ПСИХОЛИНГВИСТИКА: 22 с. 208-226 (1).
- Лицензия (для файлов):
- Creative Commons Attribution 4.0 International
Версии
Версия 1 10. |