Направленности личности: Направленность личности – что это в психологии

Изучение особенностей направленности личности подростка в сельской школе

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Николаева Любовь Владимировна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка, психолого-педагогический факультет
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, ассистент кафедры психологи развития, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В этой статье раскрывается проблема особенностей направленности личности старших подростков в сельской школе. Выявляется направленность личности в той или иной сфере жизни на основе проведенного исследования учеников 9-х, 10-х классов.

Ключевые слова: ведущая деятельность, мотивационная сфера личности., направленность личности, подростковый возраст

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Nikolaeva Lyubov Vladimirovna

2
1Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, student, psycho-pedagogical faculty
2Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, assistant Professor psychologists development, psycho-pedagogical faculty

Abstract
In this article, the problem of the peculiarities of the orientation of the individual older adolescents in a rural school. Reveals the orientation of the personality in one or another sphere of life on the basis of the study students of 9th, 10th classes.

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Николаева Л.В. Изучение особенностей направленности личности подростка в сельской школе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70481 (дата обращения: 22.02.2023).

Подростковый возраст одна из самых сложных и важных ступеней в жизни каждого человека. Конечно же, столь важный период характеризуется определенными трудностями, например, перестройка взглядов подростка на отношения со сверстниками, родителями, особое отношение к противоположному полу, возникновение определенных трудностей в обучении, «уход» в самого себя и попытка найти себя в столь сложном социальном окружении, и, конечно же, первые серьезные мысли и решения о дальнейшем определении себя в мире профессий.

Помимо перечисленных трудностей подростку приходится достаточно быстро сформировать устойчивый «образ Я», чтобы самоутвердится в новом для него обществе. Л.С. Выготский выделяет центральное новообразование – чувство взрослости, через которое многие подростки стремятся занять определенное место в обществе для достижения этого «образа Я» [1]. Именно заложение системы собственных норм в подростковом возрасте способствует формированию направленности личности, что в свою очередь выступает своеобразным новообразованием этого возраста.

Л.И. Божович считает, что личность формируется через развитие мотивационной сферы. Направленность личности в данном случае определяется общностью фундаментальных и главных мотивов. По словам Л.И. Божович на протяжении жизни у ребенка формируются мотивы имеющие главное значение, которые подчиняют себе все другие мотивы [2].

Со сменой взглядов на жизнь у подростка меняется и круг общения, сверстники становятся важным звеном в его жизни – ведущей деятельностью. Они уже не стремятся все рассказать родителям, поговорить с ними о чем-то очень личном, считают, что родители этого не поймут.

По мнению Д.И. Фельдштейна ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная деятельность. Эта деятельность способствует становлению самостоятельности подростка, общению со сверстниками и другими людьми, способности самовыражаться в обществе и занять более высокое положение в системе общественных отношений [3].

Как уже отмечалось ранее в связи с изменением мотивационной сферы личности перед подростком стоит не простая задача обозначить собственный житейский подход, отыскать собственное предназначение, установить нацеленность своей личности.

С помощью методики Сакса-Сиднея «Незаконченные предложения» мы решили изучить особенности направленности личности подростка в сельской школе [4].

Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. Нами было проведено исследование на учениках 9-х, 10-х классов в составе 15 человек.

В данной методике представлено семь  тематических блоков (в каждом блоке по 8 предложений): «Учеба», «Школа», «Семья», «Сверстники», «Я», «Люди», «Будущее». Рассмотрим каждую шкалу.

В блоке «Учеба» отображается отношение подростка к его успеваемости, его уровень притязаний в плане учебы, способность  и желание выполнения домашнего задания, уровень участия его на уроках, отношение к учебным предметам, а так же его целостное отношение к процессу обучения.

Блок «Школа» включает в себя отношение к школьному начальству, учителям, кем  чувствует себя ученик в школе и чувства, которые он испытывает думая о школе.

Блок «Семья» охватывает взаимоотношения между подростком и родителями, его отношение к семье в целом, как подросток ощущает себя в семье.

В графе «Сверстники» можно проследить как подросток относится к своим друзьям, классному коллективу, ровесникам; как окружающие относятся к его мнению; как он чувствует себя в классе; чего сторонится подросток.

Блок «Я» или «отношение к себе» охватывает ряд вопросов, касающихся способностей учащегося, его скрытных желаний, боязней, притязаний, невезению, его мыслей об отношении окружающих к нему.

Блок «отношение к людям» включает в себя восприятие подростком мира окружающих людей, его отношение к незнакомым и знакомым людям, его представление о жизни других людей, их стремлений, смысле жизни, их отношение друг к другу.

И последний блок «Будущее» наполнен вопросами о представлениях подростка о своем будущем, а именно, стоит ли вообще его планировать, думать о нем, что будет лет через пять, чем займется в будущем ученик, и какова цель жизни для него.

После обработки результатов методики «Незаконченные предложения» были выявлены следующие результаты:

Рисунок 1. Результаты исследования учеников по методике «Незаконченные предложения»: исследование особенностей направленности личности

Из рисунка 1 видно, что в блоке «Учеба» большая часть учеников – 72% – показала «весьма положительный результат». У трех учеников был выявлен «положительный результат», что составило 21%. И лишь у одной ученицы, которая, по словам учителей, проявляет старание и неплохие результаты в обучении, был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%.

По шкале «Школа» результаты оказались «весьма положительными» (93%) и «положительные» (7%), подростки писали о школе: «Школьное начальство хорошее», «Наша школа самая лучшая», «Наши учителя лучшие».

Результаты исследования блока «Семья» оказались отличными у всех исследуемых нами учеников. В бланках, исследуемых по данному блоку, были замечены только искренние и теплые отзывы о своих родителях и семьи в целом: «Считаю, что большинство матерей любящие и заботливые», «Мой отец и я не просто семья, мы еще крепко дружим», «По сравнению с большинством семей, моя семья отдает много тепла и любви детям»

После проведенного исследования и небольшой беседы с учениками и учителями было ясно, что эти классы одни самых сплоченных и дружелюбных, активно участвуют в мероприятиях и занимают призовые места, о чем и свидетельствуют результаты – в блоке «Сверстники» 100% учеников проявили «весьма положительный результат». Ученики писали о сверстниках так: «Я думаю, что мои ровесники дружелюбные», «Когда я высказываю свое мнение меня слушают (или «…ко мне прислушиваются»)», «Когда летом я вспоминаю наш класс я очень скучаю, мне грустно без них»

В блоке «Я» или «отношение к себе» 14 учеников проявили положительный результат, что составило 93%. Школьники пишут о себе: «Когда мне начинает не везти я не доволен», «Мне кажется, что я хороший друг», «Моим скрытным желанием является стать военным», «Больше всего я люблю спорт». Ученица, набравшая наименьшее количество баллов в блоке «Учеба», показав «нейтральное отношение», набрала в блоке «Я» снова наименьшее количество баллов (-1) проявив «нейтральный результат». После обработки ее бланка стало ясно, что у ученицы занижена самооценка, в общении же она проявляет скромность, стеснительность, негативное отношение к самой себе.

Анализ блока «Люди» показал, что 93% учеников хорошо относятся к окружающим. Большинство ребят дополняли предложения этого блока следующими фразами: «Большинство известных мне людей мои друзья», «Почти все люди стремятся к совершенству», «Мне кажется, что люди в основном хорошие». И только у одного ученика был выявлен «нейтральный результат», что составило 7%, это может свидетельствовать о некоторых трудностях в настоящее время у подростка во взаимоотношениях с окружающими.

И последний блок «Будущее» показал «весьма положительный результат» у 100% учеников, что говорит о четко поставленных целях учеников, их дальнейших действий, четких представлениях кем бы они хотели стать, и необходимости планировать будущее. Ответы школьников были таковы: «Мне кажется, что в будущем я стану успешным человеком», «Я думаю, что в будущем стану военным», «Целью своей жизни я считаю сделать отличную карьеру», «В будущем я займусь спортом», «Думать о будущем нужно именно сейчас».

В итоге, самыми благоприятными сферами оказались – семья, сверстники и будущее. Данные результаты говорят о том, что подростки наиболее направлены именно в эти сферы.

Общение со сверстниками является ведущем в этом возрасте, соответственно сфера «Сверстники» наиболее важен, для подростка важно как их оценивают, принимают ли его.

В данном классе дружелюбные отношения, поэтому конфликты свойственные в целом данному возрасту не возникают.

Как говорилось выше, у подростков происходят изменения в мотивационной сфере, подросток хочет занять определенную позицию в обществе, задумывается о своем будущем. Именно поэтому представление подростка о будущем, его планирование также определяют направленность личности подростка.

Семья очень важный фактор в жизни каждого ребенка. Именно в семье закладывается фундамент формирования личности ребенка. Именно семья определяет наиболее важные моменты в жизни ребенка. Многое для подростка с возрастом меняется, но семья всегда остается рядом. Для многих подростков семья стоит на первом месте. Поэтому семья является одной из самых благоприятных сфер.

Библиографический список

  1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия. – 2011.- 528 стр.
  2. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М., 1972. – 352 с.
  3. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982. – 224 с.
  4. Михайлов Б.В., Сердюк А.И., Федосеев В.А. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Под общ. ред. Б.В. Михайлова. — Харьков: Прапор. – 2002. — 128 стр.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»

Взаимосвязь уровня общительности и направленности личности старшеклассников

  • О журнале
  • Архив номеров
  • Требования к публикации
  • Оплата

[email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
INTERRELATION BETWEEN LEVEL SOCIABLE AND ORIENTATION OF THE PERCON OF SENIOR PUPILS

Авторы: Парамонова Юлия Андреевна
Степень (должность): Студент
Место учебы/работы: Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Аннотация на русском языке: В статье представлен теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния направленности личности на уровень общительности старшеклассников. Диагностический инструментарий: тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского и методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера). В результате исследования была обнаружена связь уровня общительности старшеклассников с одним из типов направленности – на себя.


The summary in English:
The article presents a theoretical and empirical analysis of the impact of the problem directivity of personality on the level of sociability of senior pupils the. Diagnostic tools: test «Assessing the level of sociability» VF Ryakhovsky and a technique diagnosing orientation of the personality B. Bassa (Questionnaire Smekal-Kucera). A result of research found an association of senior pupils the levels of sociability with the type of personality focus on themselves.

Ключевые слова: направленность, уровень общительности, старшеклассники, юношеский период.

Key words:orientation of the personality, the level of sociability, older students, adolescence.


Выходные данные: Парамонова Ю.А. Взаимосвязь уровня общительности и направленности личности старшеклассников // Синергия наук. 2017. № 8. − С. 587 − 596. − URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0239

Предыдущая статья

Регулирование риска неправомерного доступа к компьютерной информации в распределенных автоматизированных системах при разработке инновационных проектов

Следующая статья

Методика учета основных средств в соответствии с ПБУ и МСФО

Требования к публикации

Контактная информация

E-mail: info@synergy-journal. ru
Группа Вконтакте: vk.com/synergy_journal

© 2016 Электронный журнал «Синергия Наук».
Любое использование размещённых на сайте журнала статей и материалов возможно только с обязательной ссылкой на сайт журнала
«synergy-journal.ru» и автора статьи.

Переходы к телепсихотерапии, пандемия COVID-19, ориентация личности и стиль привязанности

Denna sida på svenska

Переход к телепсихотерапии, личностная ориентация и стиль привязанности: уроки пандемии COVID-19 и ее влияние на предоставление психотерапии.

Denna sida på svenska

Контактное лицо в СУ

Обзор

Больше информации

Приглашение психотерапевтов принять участие в исследовании (на шведском языке)

Онлайн-терапия — быстро развивающаяся тенденция, но для кого она подходит, а для кого нет? Пандемия COVID-19 создала своего рода естественный эксперимент, возможность изучить, как пациенты и терапевты справляются с переходом на дистанционное общение, как переход влияет на терапевтический процесс и какие пациенты — при каких обстоятельствах — получают больше пользы от личного общения. терапия лица или телепсихотерапия.

Цель состоит в том, чтобы изучить ассоциации между различными реакциями на переходы к телепсихотерапии и обратно в офис и ориентацией личности пациента (фокус на отношении/близости или автономии/производительности), стилем привязанности пациента (надежная привязанность в сравнении с тревогой привязанности или избегание привязанности), текущую фазу терапевтического процесса и насколько комфортно терапевт чувствует переходы.

Переход к телепсихотерапии, личностная ориентация и стиль привязанности: уроки пандемии COVID-19 и ее влияние на предоставление психотерапии.

Цели

Настоящая исследовательская программа предназначена для изучения в серии исследований, для каких пациентов традиционная обстановка с пациентом и терапевтом, присутствующими в одной комнате, является предпочтительным лечением, и для каких пациентов онлайн-лечение может быть более благоприятным.

Текущее состояние знаний

Американская психологическая ассоциация определила телепсихологию в 2013 году как предоставление психологических услуг с использованием телекоммуникационных технологий. Интернет-психотерапия, также известная как электронная терапия или онлайн-терапия, в настоящее время является хорошо зарекомендовавшей себя формой проведения различных форм психотерапевтического лечения. Большая часть соответствующей литературы сосредоточена на опыте терапии, которая началась и была разработана как онлайн. Все большее число недавних публикаций посвящено опыту терапевтов при переходе от очной психотерапии к дистанционной.

Однако, насколько нам известно, последствия перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении еще не были систематически изучены в отношении ориентации личности пациента или стиля привязанности.

Тем не менее, опыт клинической практики и наблюдения в начале и во время пандемии COVID-19 показывает, что разные пациенты по-разному реагировали на переход. Некоторым из них не хватало прямого контакта во время сеанса, физического присутствия в одном и том же месте и собственного времени на пути к кабинету терапевта и обратно, и им было трудно поддерживать достаточно хорошие терапевтические отношения онлайн. Некоторым другим стало легче, что им не нужно путешествовать, не сидеть в одной комнате, и они могли «раскрыться» больше, чем раньше, в обычной психотерапевтической обстановке.

Теоретическая отправная точка

Согласно эмпирически подтвержденной теоретической модели «двойной спирали» Блатта (2008), психологическое развитие представляет собой продолжающееся на протяжении всей жизни согласование между двумя фундаментальными измерениями человеческого опыта: самоопределением (все более консолидированным и реалистичным ощущением себя) и межличностные отношения (увеличение близости и межличностной взаимности). Психологическое благополучие включает в себя как значимую идентичность, так и значимые привязанности, баланс между индивидуацией и близостью.

Напротив, различные формы психопатологии отражают преувеличенную и искаженную озабоченность тем или иным аспектом развития. Анаклитическая конфигурация связана с трудностями в близких отношениях, тогда как интроективная конфигурация связана с чрезмерными требованиями к достижениям и перфекционизмом.

В теории привязанности проводится параллельное различие между надежной привязанностью и двумя основными аспектами небезопасной привязанности: тревогой привязанности и избеганием привязанности (Mikulincer & Shaver, 2007).

Эмпирические исследования показали, что пациенты с преимущественно анаклитической и преимущественно интроективной конфигурацией личности, а также пациенты с безопасным и небезопасным стилем привязанности реагируют на различные формы терапевтических вмешательств и демонстрируют различные модели изменений.

Кроме того, значительный объем знаний позволяет предположить, что гибкость и способность терапевтов приспосабливать свою работу к нуждам и уязвимостям пациентов могут иметь решающее значение для последствий временного или более длительного перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно к офис.

Метод

Исследование сосредоточено на краткосрочных и долгосрочных последствиях для пациентов и терапевтов перехода к телепсихотерапии и обратно в отношении недиагностических характеристик пациента (ориентация личности и стиль привязанности). Проект включает в себя интервью с пациентами и психотерапевтами, а также общенациональный опрос шведских психотерапевтов, проведенный на начальном этапе пандемии COVID-19 (этап 1) и повторенный через год (этап 2). На шаге 3 основное внимание уделяется опыту переходов обратно в кабинет терапевта и от смешанных гибридных моделей, а также важности пересечения во времени и пространстве между терапевтическими сеансами и повседневной жизнью.

Пациентов набирают через социальные сети, а терапевтов — через профессиональные ассоциации.

Протокол интервью предназначен для сбора рассказов о положительном и отрицательном опыте перехода к телепсихотерапии или в обратном направлении, о том, как переход влияет на отношения пациента и терапевта, на терапевтический процесс и терапевтические результаты.

Инструменты включают оценку личностной ориентации, стиля привязанности, терапевтического альянса, результатов и показателей принятия и использования технологии.

Программа исследования одобрена Управлением этической экспертизы Швеции (2020-06819; 2021-01188; 2021-03728; 2021-06358-02).

Значение

Несмотря на то, что в настоящее время существует обширная литература по психотерапии, предназначенная для различных форм синхронного дистанционного общения, настоящая исследовательская программа, насколько нам известно, является первой попыткой рассмотреть опыт и последствия перехода от традиционной психотерапевтической установки к телепсихотерапии и обратно. к офису в связи с личностной ориентацией пациентов и стилем привязанности.

Рассмотренные гипотезы имеют большое клиническое и теоретическое значение. Основным вкладом этой программы в область исследований является сосредоточение внимания на том, как ориентация личности и стиль привязанности — во взаимодействии — могут быть согласованы со способом проведения психотерапии (в естественных условиях или дистанционно). Этот вопрос особенно важен в эпоху растущего внимания к онлайн-общению в психиатрической помощи. Нынешняя пандемия COVID-19 создала своего рода «естественный эксперимент» для изучения этого вопроса.

И последнее, но не менее важное: вопрос о том, кто и от чего выигрывает в психотерапии («разные приемы для разных людей»), имеет большое клиническое и теоретическое значение. Результаты могут помочь клиницистам решить, кому предложить психотерапию онлайн или лично, когда не всех пациентов можно увидеть в клинике.

Публикации

Альстрём, К., фон Белов, К., Форсстрём, Д., и Вербарт, А. (2022). Терапевтические встречи в начале пандемии COVID-19: опыт психодинамических терапевтов при переходе к дистанционной психотерапии. Психоаналитическая психотерапия, 36 (3), 256–274. doi:10.1080/02668734.2022.2058988 (Открытый доступ)

Эрландссон, А., Форсстрём, Д., Розенталь, А., и Вербарт, А. (2022). Доступность по какой цене? Опыт терапевтов в дистанционной психотерапии с детьми и подростками во время COVID-19пандемия. Журнал детской, детской и подростковой психотерапии, 21 (4), 293–308. doi:10.1080/15289168.2022.2135935 (Открытый доступ)

Вербарт, А., Билен, Л., Янссон, Т.М., и Филипс, Б. (2022). Потеря ритуалов, границ и отношений: опыт пациентов при переходе на телепсихотерапию после начала пандемии COVID-19. Frontiers in Psychology, 13 , 835214. (Тема исследования; «Основные моменты психологии для клинических условий: восхождение цифровой психотерапии») doi: 10.3389/fpsyg.2022.835214 (Открытый доступ)

Кроме того, в рамках исследовательской программы было подготовлено 10 диссертаций по программе психологии, магистерской программе и программе психотерапии в Стокгольмском, Упсальском и Карлстадском университетах, а также проведено несколько текущих исследований.

Финансирование

Совет по гуманитарным наукам Стокгольмского университета присудил первому этапу исследовательской программы стратегический грант сроком на один год для инновационных исследовательских инициатив. Второй и третий этапы финансируются за счет грантов Американской психоаналитической ассоциации и Международной психоаналитической ассоциации.

Статус

Первый этап этой исследовательской программы проводился в 2021 году. Второй этап, продолжавшийся в 2022 году, представлял собой последующее наблюдение и повторение первоначальных исследований год спустя, а также новое исследование детской и подростковой терапии, акцентируя внимание на отдаленных последствиях перехода на телепсихотерапию. Третий шаг был инициирован на основе результатов предыдущих исследований и фокусируется на опыте перехода обратно в кабинет терапевта, опыте гибридных моделей, а также на том, как пациенты и терапевты переживают и используют переходы во времени и пространстве между терапевтическим сеансом и контекстом психотерапии. повседневная жизнь. Третий этап продлится до 31 декабря 2024 года9.0003

Denna sida på svenska

Контактное лицо в СУ

Обзор

Больше информации

Приглашение психотерапевтов принять участие в исследовании (на шведском языке)

Антикоррупционная личностная ориентация как инновационный компонент обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 70, 2019

Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях переходного общества (ICTDPP-2019)
Номер статьи 08015
Количество страниц) 6
Раздел Психология образования в условиях перемен: риски и вызовы инноваций
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008015
Опубликовано онлайн 22 ноября 2019 г.

SHS Сеть конференций 70 , 08015 (2019)

Антикоррупционная личностная ориентация как инновационный компонент обучения курсантов образовательных организаций ФСИН России

Ирина Ганишина, Лариса Федосеева, Юрий Воробьев и Виктория Сундукова *

Академия права и управления ФСИН России, Рязань, Российская Федерация

* Автор, ответственный за переписку: vika. [email protected]

Реферат

Борьба с коррупцией является одной из глобальных проблем современного общества, поэтому перед правоохранительными органами важнейшей задачей является разработка эффективных и инновационных психолого-педагогических технологий борьбы с коррупционными правонарушениями. Особенно важно сформировать неприятие коррупции со стороны потенциальных сотрудников правоохранительных органов (специалистов МВД, ФСБ, ФСИН, Следственного комитета, судебной системы, прокуратуры), т.к. жизнь и здоровье населения России зависит от правомерности их решений. Одним из способов борьбы с коррупцией в организациях высшего образования может стать формирование у студентов антикоррупционной направленности личности, которая реализуется авторами как интегративное воспитание личности, обеспечивающее соблюдение антикоррупционного законодательства в сфере профессиональной деятельности посредством структурных компонентов направленности личности (мотивационно-ценностная, эмоционально-волевая, познавательная, духовно-нравственная), которые формируются в процессе обучения в вузе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *