Направленности личности примеры: Направленность личности: структура и виды направленности

Формирование гуманистической направленности личности

Формирование гуманистической направленности личности

Формирование гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди -отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день » развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационнопотребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационнопотребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационнопотребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей -это формирование их устойчивых учебнопознавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов -естественнонаучному, гуманитарному и т.д.).

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность «всерьез » трудиться.

Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационнопотребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационнопотребностной сферы профессиональны намерений.

Отношение к профессии -существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь -общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства -уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел «оборачивать на себя «, т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться «в согласии с самим собой «, если он занят трудом, и чувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.

Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания. Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей деятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные виды социально полезной деятельности. Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают радость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем мотивационнопотребностной сферы является ее временная ориентация. Временная перспектива -не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не «размениваться на мелочи «, и не «плыть по течению «. Отсутствие таких целей, суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым от внешних обстоятельств.

Наконец, важнейшая характеристика мотивационнопотребностной сферы -наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.

Воспитание воли -один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно -он должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их -таков путь развития воли у человека.

Сформированность указанных качеств личности растущего человека определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеется, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспитания.

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, -действенность его мировоззрения, моральнонравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своим мировоззрениям.

Такой «школой действия » служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной индивидуальнопредпринимательской деятельности. В этих деятельностях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учебную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной «школой » для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть: интересной и «честной » деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению; деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы; свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возможность реализоваться в ней, испытывать все свои способности; трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, чтобы она имела для него положительный эффект) ; деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить «по совести «, согласно своему мировоззрению, или «не по совести «, против своих взглядов. В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно вызвать и поощрение извне (от товарищей, воспитателя), а главное -вызвать внутреннее удовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когда совершение поступка облегчено, ребенку, подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое действенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Человек, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, добиться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметнопрактической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социальноодобряемой деятельности: учебной, организационнообщественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой -необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т. е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативнотворческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов) ; г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного » коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психологопедагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т. е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности. В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков — создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности -творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив. Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом -значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме -общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает «абстрагирование » от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела.

источник: azps.ru

Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности

Опросник Б.И. Додонова позволяет выявить тип эмоциональной направленности личности и включает в себя 10 типов:

  1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
  2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
  3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
  4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
  5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
  6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
  7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
  8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
  9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
  10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.

Додонов Борис Игнатьевич (1922 — 3.05.1985) — отечественный психолог. В 1950 г. окончил Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. — докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций. 

Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)

Инструкция: Вам предлагаются описания различных человеческих переживаний. Пожалуйста, внимательно прочитайте и оцените, насколько часто Вы их испытываете. Поставьте «2»  – если Вы часто испытываете данное переживание, «1»– если Вы сомневаетесь в выборе ответа,

«0» – если Вы не испытываете это переживание или испытываете его крайне редко. Пожалуйста, отвечайте неформально, искренне.

1. Жажда острых ощущений.

 

2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти отклик.

 

3. Желание приносить другим радость и счастье.

 

4. Стремление к необычайному и неизведанному.

 

5. Стремление завоевать признание и почет.

 

6. Желание добиться успеха в работе.

 

7. Чувство заботы, беспокойства за судьбу кого-либо.

 

8. Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла и солнца.

 

9. Чувство симпатии и расположения.

 

10. Стремление что-либо приобретать.

 

11. Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления.

 

12. Чувство уважения к кому-либо.

 

13. Жажда красоты.

 

14. Сопереживание удаче и радости другого человека.

 

15. Чувство безопасности, безмятежности.

 

16. Чувство удивления или недоумения.

 

17. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.

 

18. Стремление накапливать что-либо.

 

19.

Чувство напряжения.

 

20. Упоение опасностью, риском.

 

21. Увлеченность, захваченность работой.

 

22. Стремление пополнить свою коллекцию.

 

23. Ожидание светлого чуда, чего-то необыкновенного, очень хорошего.

 

24. Чувство спортивного азарта.

 

25. Нега («сладкая лень»).

 

26. Приятное щекотание самолюбия.

 

27. Чувство ясности или, наоборот, смутности мыслей.

 

28. Радость по случаю увеличения своих накоплений.

 

29. Манящее чувство дали.

 

30. Чувство гордости.

 

31. Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо.

 

32. Волнующее чувство странно преображенного восприятия

окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.

 

33. Решительность.

 

34. Чувство веселья.

 

35. Любование результатами своего труда, его продуктами.

 

36. Приятное чувство при приобретении чего-либо.

 

37. Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.

 

38. Спортивная злость.

 

39. Чувство догадки, близости к решению.

 

40. Чувство признательности, благодарности.

 

41. Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т.д.

 

42. Чувство нежности и умиления.

 

43. Чувство изящного, грациозного.

 

44. Чувство обожания кого-либо.

 

45. Чувство превосходства.

 

46. Приятная усталость.

 

47. Желание взяться за работу вновь.

 

48. Чувство особой значительности происходящего.

 

49. Чувство возвышенного или величественного.

 

50. Чувство преданности.

 

51. Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

 

52. Сладострастие, сексуальное желание с предвкушением наслаждения.

 

53. Чувство участия, жалости.

 

54. Наслаждение звуками.

 

55. Чувство сильнейшего волевого эмоционального напряжения, предельной мобилизации.

 

56. Радость открытия истины.

 

57. Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

 

58. Чувство волнующего драматизма («сладкая боль»).

 

59. Чувство зловеще-таинственного.

 

60. Чувство удовлетворения, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

 

Ключи к методике диагностике эмоциональной направленности Б.И.Додонова

Альтруистическая 3,7,14,42,50,53


Коммуникативная 2,9,12,40,44,57
Глорическая 5,17,26,30,45,60
Праксическая 6,19,21,35, 47,51
Пугническая 1,20, 24,33,38,55
Романтическая 4,23,29,32,48,59,
Гностическая 11,16,27,37,39,56
Эстетическая 13,31,43,49,54,58
Гедонистическая 8,15,25,34,46,52
Акизитивная 10,18,22,28,36,41
Обработка:
да — 2 балла нет — 0 баллов ? — 1 балл
Методические указания по обработке результатов тестирования
Испытуемый сразу кодирует свои ответы по 2-балльной системе (положительный ответ, согласие с эмоцией — цифра 2 в регистрационном бланке, неоп¬ределенный ответ («не знаю, трудно сказать» )— цифра 1, и отрицательный ответ — цифра 0 в бланке. Экспериментатору для подсчета сырого балла по каждой эмоциональной направленности остается подсчитать сумму цифр в окошках каждого ключа.
Таким образом, максимальный балл по каждой эмоцио¬нальной направленности может равняться 12 (6 вопросов максимально по 2 балла за каждый), а минимальный — 0 баллов.

Пример анализа данных по тесту эмоциональной направленности Б.И.Додонова

На рис. 4 приведены средние значения показателей эмоциональной направленности в группах врачей-стоматологов и медсестер.

Анализ данных, отраженных на рис. 4, показывает, что в группе врачей-стоматологов в наибольшей степени выражены практические, альтруистические и гедонистические эмоции, а в наименьшей – пугнические и романтические. В группе медсестер в наибольшей степени выражены коммуникативные эмоции, а в наименьшей – глорические.

Таким образом, врачи-стоматологи в большей степени ориентированы на деятельность, а медсестры – на общение.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Хорошая личность и социальное благополучие: роль ориентации на счастье

1. Ван Ленте Э., Барри М.М., Молчо М., Морган К., Уотсон Д., Харрингтон Дж. и др.. Измерение психического здоровья населения и социального благополучия существование. Int J Общественное здравоохранение. (2012) 57:421–30. doi: 10.1007/s00038-011-0317-x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Ml K. Нейронные корреляты благополучия: систематический обзор литературы по нейровизуализации и нейропсихологии человека. Cogn Affect Behav Neurosci. (2019) 19:779–96. doi: 10.3758/s13415-019-00720-4, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Любомирский С., Шелдон К.М., Шкаде Д. В поисках счастья: архитектура устойчивых изменений . Преподобный генерал психолог. (2005) 9:111–31. doi: 10.1037/1089-2680.9.2.111 [CrossRef] [Google Scholar]

4.

Ryan RM, Deci EL. О счастье и человеческих возможностях: обзор исследований гедонистического и эвдемонического благополучия. Анну Рев Психол. (2001) 52:141–66. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.141, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Динер Э., Эммонс Р.А., Ларсен Р.Дж., Гриффин С. Шкала удовлетворенности жизнью. J Pers Ass. (1985) 49:71–5. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Ryff CD. Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. J Pers Soc Psychol. (1989) 57:1069–81. doi: 10.1037/0022-3514.57.6.1069 [CrossRef] [Google Scholar]

7. Keyes CLM. Социальное благополучие. Soc Psychol Q. (1998) 61: 121–40. doi: 10.2307/2787065 [CrossRef] [Google Scholar]

8. Ли М., Ян Д., Дин С., Конг Ф. Проверка шкалы социального благополучия в китайской выборке и ее неизменность по полу. Soc Indic Res. (2015) 121:607–18. doi: 10.1007/s11205-014-0639-1 [CrossRef] [Google Scholar]

9. Hill PL, Turiano NA, Mroczek DK, Roberts BW. Изучение параллельных и лонгитюдных отношений между чертами личности и социальным благополучием во взрослой жизни. Soc Psychol Personal Sci. (2012) 3: 698–705. doi: 10.1177/1948550611433888, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Киз CLM. Психическое заболевание и/или психическое здоровье? Исследование аксиом полной модели состояния здоровья. J Consult Clin Psychol. (2005) 73:539–48. doi: 10.1037/0022-006X.73.3.539 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Shapiro A, Keyes CLM. Семейное положение и социальное самочувствие: всегда ли состоятельнее женатые? Soc Indic Res. (2008) 88:329–46. doi: 10.1007/s11205-007-9194-3 [CrossRef] [Google Scholar]

12. Джошанлу М., Растегар П., Бахши А. Большая пятерка личностных областей как предикторы социального благополучия студентов иранских университетов. J Soc Pers Relat. (2012) 29: 639–60. doi: 10.1177/0265407512443432 [CrossRef] [Google Scholar]

13. Kong F, Hu S, Xue S, Song Y, Liu J. Экстраверсия опосредует взаимосвязь между структурными вариациями в дорсолатеральной префронтальной коре и социальным благополучием. Нейро имидж. (2015) 105: 269–75. doi: 10.1016/j.neuroimage.2014.10.062, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Kong F, Yang K, Sajjad S, Yan W, Li X, Zhao J. Нейронные корреляты социальных благополучие: плотность серого вещества в орбитофронтальной коре предсказывает социальное благополучие во взрослом возрасте. Soc Cogn влияет на нейроны. (2019) 14:319–27. doi: 10.1093/scan/nsz008, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Wilt J, Cox KS, McAdams DP. Эриксоновская история жизни: сценарии развития и психосоциальная адаптация. J Взрослый Дев. (2010) 17:156–61. doi: 10.1007/s10804-010-9093-8 [CrossRef] [Google Scholar]

16. Маркус Х.Р., Китаяма С. Культурная психология личности. J Кросс-культовая психология. (1998) 29:63–87. doi: 10.1177/0022022198291004 [CrossRef] [Google Scholar]

17. Li H, Chen AT. На китайскую базовую структуру личности влияет доброжелательность. J Юго-Западный китайский нормальный университет. (2003) 29: 16–21. doi: 10.13718/j.cnki.xdsk.2003.02.003 [CrossRef] [Google Scholar]

18. Одолжил RW. На пути к объединению теоретического и практического взгляда на благополучие и психосоциальную адаптацию. Дж. Каунс, психолог. (2004) 51:482–509. doi: 10.1037/0022-0167.51.4.482 [CrossRef] [Google Scholar]

19. Garriott PO, Hudyma A, Keene C, Santiago D. Социальные когнитивные предикторы успеваемости и жизни студентов колледжей в первом и не первом поколении удовлетворение. Дж. Каунс, психолог. (2015) 62: 253–63. doi: 10.1037/cou0000066, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Шеу Х-Б, Мехия А., Ригали-Ойлер М., Приме Д.Р., Чонг С.С. Социальные когнитивные предикторы академической удовлетворенности и удовлетворенности жизнью: измерение и структурная эквивалентность трех расовых/этнических групп. Дж. Каунс, психолог. (2016) 63:460–74. doi: 10. 1037/cou0000158, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Lamers SMA, Westerhof GJ, Kovács V, Bohlmeijer ET. Дифференциальные отношения в ассоциации большой пятерки черт личности с положительным психическим здоровьем и психопатологией. J Res Перс. (2012) 46: 517–24. doi: 10.1016/j.jrp.2012.05.012 [CrossRef] [Google Scholar]

22. Стил П., Шмидт Дж., Шульц Дж. Уточнение взаимосвязи между личностью и субъективным благополучием. Психологический бык. (2008) 134:138–61. doi: 10.1037/0033-2909.134.1.138 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Ян Д., Чжоу Х. Сравнение китайского и западного благополучия. Открытая J Soc Sci. (2017) 05:181–8. doi: 10.4236/jss.2017.511013 [CrossRef] [Google Scholar]

24. Jiao L, Yang Y, Guo Z, Xu Y, Zhang H, Jiang J. Разработка и проверка шкалы хороших и плохих черт характера (GECT) . Scand J Psychol. (2021) 62: 276–87. дои: 10.1111/SJOP.12696, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Jiao L, Yang Y, Xu Y, Gao S, Zhang H. Добро и зло в китайской культуре: структура личности и коннотация. Acta Psychol Sin. (2019) 51:1128–42. doi: 10.3724/SP.J.1041.2019.01128 [CrossRef] [Google Scholar]

26. Haidt J, Graham JJSJR. Когда мораль противостоит справедливости: у консерваторов есть моральная интуиция, которую либералы могут не признавать. Soc Justice Res. (2007) 20:98–116. doi: 10.1007/s11211-007-0034-z [CrossRef] [Google Scholar]

27. Хиллсон JMC. (1999). Исследование положительного индивидуализма и положительных отношений с другими: измерения положительной личности. APA PsycInfo® (619438953; 1999-95002-010). Доступно по адресу: https://www.proquest.com/dissertations-theses/Investigation-positive-individualism-relations/docview/619438953/se-2 (по состоянию на 27 октября 2022 г.).

28. Коннор-Смит Дж. К., Флахсбарт К. Отношения между личностью и копингом: метаанализ. J Pers Soc Psychol. (2007) 93:1080–107. дои: 10.1037/0022-3514.93.6.1080 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Ficková E. Реактивное и проактивное совладание со стрессом в связи с особенностями личности подростков. Стад Психол. (2009) 51:149–60. [Google Scholar]

30. Roesch SC, Wee C, Vaughn AA. Отношения между большой пятеркой личностных черт и диспозиционным преодолением у корейских американцев: аккультурация как сдерживающий фактор. Int J Psychol. (2006) 41:85–96. doi: 10.1080/00207590544000112 [CrossRef] [Google Scholar]

31. Karademas EC. Самоэффективность, социальная поддержка и благополучие опосредующая роль оптимизма. Индивидуальные отличия. (2006) 40:1281–90. doi: 10.1016/j.paid.2005.10.019 [CrossRef] [Google Scholar]

32. Karademas EC. Положительные и отрицательные стороны благополучия: общие и специфические предикторы. Индивидуальные отличия. (2007) 43:277–87. doi: 10.1016/j.paid.2006.11.031 [CrossRef] [Google Scholar]

33. Li Y, Li C, Jiang L. Благополучие связано с локальной и удаленной кортикальной связью. Фронт Behav Neurosci. (2022) 16:737121. doi: 10. 3389/fnbeh.2022.737121, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Ng HKS, Cheung RY-H, Tam K-P. Раскрытие связи между нарциссизмом и психологическим здоровьем: новые данные, полученные в результате гибкости совладания. Индивидуальные отличия. (2014) 70:7–10. doi: 10.1016/j.paid.2014.06.006 [CrossRef] [Google Scholar]

35. Лернер Р.М., Лернер Дж.В., Левин-Бизан С., Бауэрс Э.П., Бойд М.Дж., Мюллер М.К. и др.. Позитивное развитие молодежи: процессов, программ и проблем. Джей Молодежный Дев. (2011) 6:38–62. doi: 10.5195/JYD.2011.174 [CrossRef] [Google Scholar]

36. Чжоу З., Шек Д.Т.Л., Чжу С., Линь Л. Влияние моральных качеств характера на удовлетворенность жизнью подростков: опосредующая роль ответственного поведения. Детский индийский рез. (2021) 14:1293–313. doi: 10.1007/s12187-020-09797-7 [CrossRef] [Google Scholar]

37. Yu Y, Zhao Y, Li D, Zhang J, Li J. Взаимосвязь личности большой пятерки и социального благополучия китайцев жители: опосредующий эффект социальной поддержки. Фронт Псих. (2021) 11:8. doi: 10.3389/fpsyg.2020.613659, PMID: [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Ван Т., Цзя И., Ю XQ, Хуан XT. Изучение благополучия людей с разными жизненными целями в китайском контексте. Дж. Позитивная психология. (2021) 16: 60–72. doi: 10.1080/17439760.2019.1663253 [CrossRef] [Google Scholar]

39. McCrae RR, Costa PT. Добавление Liebe Und Arbeit: Полная пятифакторная модель и благополучие. Персональный социальный психологический бюллетень. (1991) 17:227–32. doi: 10.1177/014616729101700217 [CrossRef] [Google Scholar]

40. Strobel M, Tumasjan A, SpÖRrle M. Будьте собой, верьте в себя и будьте счастливы: самоэффективность как посредник между личностными факторами и субъективным благополучием . Scand J Psychol. (2011) 52:43–8. дои: 10.1111/j.1467-9450.2010.00826.x, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Ткач С., Любомирский С. Как люди стремятся к счастью?: взаимосвязь личности, стратегии повышения счастья и благополучие. Джей Счастье Стад. (2006) 7:183–225. doi: 10.1007/s10902-005-4754-1 [CrossRef] [Google Scholar]

42. Park N, Peterson C, Ruch W. Ориентация на счастье и удовлетворенность жизнью в 27 странах. Дж. Позитивная психология. (2009) 4:273–9. doi: 10.1080/174397603690 [CrossRef] [Google Scholar]

43. Бонд М.Х. Панкультурность благополучия: но как в это уравнение вписывается культура? Азиатский J Soc Psychol. (2013) 16:158–62. doi: 10.1111/ajsp.12024 [CrossRef] [Google Scholar]

44. Лю Л. Качество жизни как социальное представление в Китае: качественное исследование. Soc Indic Res. (2006) 75:217–40. doi: 10.1007/s11205-004-3198-z [CrossRef] [Google Scholar]

45. Лу Л. Понимание счастья: взгляд на китайскую народную психологию. Джей Счастье Стад. (2001) 2:407–32. дои: 10.1023/A:1013944228205 [CrossRef] [Google Scholar]

46. Чан К., Чжан Х., Ван И. Материализм среди подростков в городах Китая. Молодой Консум. (2006) 7:64–77. doi: 10.1108/17473610610701510 [CrossRef] [Google Scholar]

47. Van Auken S, Wells LG, Borgia DJ. Оценка материализма среди будущих элит Китая. J Международный потребительский рынок. (2014) 26:88–105. doi: 10.1080/08961530.2014.878202 [CrossRef] [Google Scholar]

48. Ку Л. Развитие материализма в подростковом возрасте: продольная роль удовлетворенности жизнью среди китайской молодежи. Soc Indic Res. (2015) 124:231–47. doi: 10.1007/s11205-014-0787-3 [CrossRef] [Google Scholar]

49. Shek DTL, Ma CMS, Lin L. Китайская шкала подросткового материализма: психометрические свойства и нормативные профили В: DTL S, Ma C, Yu L, Merrick J, editors, vol. 2014. Hauppauge, Нью-Йорк: Издательство Nova Science. 239–53. [Google Scholar]

50. Линс С., Дока А., Боттекин Э., Одабашич А., Павлович С., Мерчан А. и др. Влияние наличия, чувства и мышления на импульсивные покупки у европейских подростков. J Международный потребительский рынок. (2015) 27:414–28. doi: 10.1080/08961530.2015.1027028 [CrossRef] [Google Scholar]

51. Яннопулос В.Л. , Велла-Бродрик Д. Влияние позитивных вмешательств и ориентации на счастье на субъективное благополучие. Дж. Позитивная психология. (2011) 6: 95–105. doi: 10.1080/17439760.2010.545428 [CrossRef] [Google Scholar]

52. Huta V, Ryan RM. Стремление к удовольствию или добродетели: различные и частично совпадающие преимущества гедонистических и эвдемонических мотивов для благополучия. Джей Счастье Стад. (2010) 11:735–62. doi: 10.1007/s10902-009-9171-4 [CrossRef] [Google Scholar]

53. Peterson C, Park N, Seligman MEP. Ориентации на счастье и удовлетворенность жизнью: полная жизнь против пустой жизни. Джей Счастье Стад. (2005) 6:25–41. дои: 10.1007/s10902-004-1278-z [CrossRef] [Google Scholar]

54. Buschor C, Proyer RT, Ruch W. Сильные стороны характера, оцениваемые по самооценке и по оценке коллег: как они связаны с удовлетворенностью жизнью и ориентацией на счастье? Дж. Позитивная психология. (2013) 8:116–27. doi: 10.1080/17439760.2012.758305 [CrossRef] [Google Scholar]

55. Pollock NC, Noser AE, Holden CJ, Zeigler-Hill V. Опосредует ли ориентация на счастье ассоциации между чертами личности и субъективным благополучием? Джей Счастье Стад. (2016) 17: 713–29. doi: 10.1007/s10902-015-9617-9 [CrossRef] [Google Scholar]

56. Ortner CNM, Corno D, Fung TY, Rapinda K. Роль гедонистических и эвдемонических мотивов в регуляции эмоций. Индивидуальные отличия. (2018) 120:209–12. doi: 10.1016/j.paid.2017.09.006 [CrossRef] [Google Scholar]

57. Chen G-H. Проверка шкалы ориентации на счастье в китайской выборке студентов университетов. Soc Indic Res. (2010) 99:431–42. doi: 10.1007/s11205-010-9590-y [CrossRef] [Google Scholar]

58. Рух В., Харцер С., Пройер Р.Т., Парк Н., Петерсон С. Пути к счастью в немецкоязычных странах: адаптация немецкой версии опросника об ориентации на счастье в бумажно-карандашных и интернет-образцах. Европейская ассоциация психологов. (2010) 26:227–34. doi: 10.1027/1015-5759/a000030 [CrossRef] [Google Scholar]

59. Schueller SM, Seligman MEP. Стремление к удовольствию, вовлечению и смыслу: отношение к субъективным и объективным показателям благополучия. Дж. Позитивная психология. (2010) 5: 253–63. дои: 10.1080/17439761003794130 [CrossRef] [Google Scholar]

60. Велла-Бродрик Д.А., Парк Н., Петерсон С. Три способа быть счастливым: удовольствие, вовлеченность и смысл — выводы из австралийских и американских образцов. Soc Indic Res. (2009) 90:165–79. doi: 10.1007/s11205-008-9251-6 [CrossRef] [Google Scholar]

61. Chan DW. Ориентация на счастье и субъективное благополучие среди китайских будущих и работающих учителей в Гонконге. Образовательный психолог. (2009) 29:139–51. doi: 10.1080/01443410802570907 [CrossRef] [Google Scholar]

62. Джунтоли Л., Кондини Ф., Чеккарини Ф., Хута В., Видотто Г. Различные роли гедонистических и эвдемонических мотивов деятельности в прогнозировании функционирования и благополучия. Джей Счастье Стад. (2021) 22:1657–71. doi: 10.1007/s10902-020-00290-0 [CrossRef] [Google Scholar]

63. Sirgy MJ. Психология качества жизни: гедонистическое благополучие, удовлетворенность жизнью и эвдемония. 2-е изд. Берлин: Springer Science; (2012). [Google Scholar]

64. Конг Ф., Сюэ С., Ван Х. Амплитуда низкочастотных колебаний в состоянии покоя предсказывает социальное благополучие. Биол Психол. (2016) 118:161–8. doi: 10.1016/j.biopsycho.2016.05.012, PMID: [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Цзяо Л., Ши Х., Сюй Ю., Го З. Разработка и проверка китайской шкалы добродетельной личности. Психологическое исследование. (2020) 40: 538–44. [Google Scholar]

66. Hayes AF. Введение в анализ посредничества, модерации и условного процесса: подход, основанный на регрессии, том. XVII. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; (2013). 507 стр. [Google Scholar]

67. Ge X. Восточная мудрость межличностных отношений: Конфуцианские идеальные черты личности (личность Цзюнь-цзы) предсказывают позитивные межличностные отношения. J Res Перс. (2020) 89:104034. doi: 10.1016/j.jrp.2020.104034 [CrossRef] [Google Scholar]

68. Waterman AS. Две концепции счастья: контрасты личной выразительности (эвдемония) и гедонистического наслаждения. J Pers Soc Psychol. (1993) 64:678–91. doi: 10.1037/0022-3514.64.4.678 [CrossRef] [Google Scholar]

Профориентация и психологические оценки

Опросник личной ориентации (POI)

Опросник личной ориентации (POI) измеряет установки и ценности взрослых людей с нормальным и высоким уровнем функционирования с точки зрения концепции «самореализации». При использовании в консультировании или в качестве меры до и после терапии POI дает картину уровня положительного психического здоровья человека. Помимо терапевтических применений, POI полезен в исследованиях, развитии сотрудников и изучении поведения потребителей.

ФАКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Для студентов и взрослых

  • Состоит из 150 предметов

  • Нормы доступны для студентов и взрослых

    9 0154
  • Выполнение занимает около 30–45 минут

  • Варианты подсчета очков:

  • Язык(и):английский, испанский (только бумага), французский (только бумага)

ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ POI

Time Competency (TC) : Степень, в которой человек идентифицирует себя с настоящим.

Направленный внутрь (I) : Степень независимости и самостоятельности человека.

POI RATIOS

Соотношение времени : Некомпетентность во времени/Компетентность во времени — измеряет, направлена ​​ли ориентация во времени преимущественно на настоящее или прошлое и/или будущее.

Коэффициент поддержки : Направление на других/Направление внутрь – определяет относительную автономию путем оценки баланса между направленностью на других и направленностью внутрь. Люди с высокими баллами по первому, как правило, зависимы, тогда как вторые склонны к своеволию.

POI SUB SCALES

Ценность самоактуализации (Sav) : Измеряет подтверждение первичных ценностей самоактуализирующихся людей.

Экзистенциальность (Ex) : Измеряет способность реагировать ситуативно или экзистенциально.

Реактивность чувств (Fr) : Измеряет чувствительность реакции на собственные потребности и чувства.

Спонтанность (S) : Измеряет свободу спонтанно реагировать на то, чтобы быть самим собой.

Самоуважение (Sr) : Измеряет самоутверждение из-за ценности.

Способность к интимным контактам (C) : Измеряет способность развивать контактные интимные отношения с другими людьми, не обремененные ожиданиями и обязательствами.

Самопринятие (Sa) : Измеряет самоутверждение или принятие себя, несмотря на слабости или недостатки.

Природа человека-созидательная (Nc) : Измеряет степень конструктивного взгляда на природу человека, мужественность и женственность.

Синергизм (Sy) : Измеряет способность быть синергетическим, преодолевать дихотомии.

Принятие агрессии (A) : Измеряет способность принимать свою естественную агрессивность в противоположность защите, отрицанию и подавлению агрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *