Наслаждение в философии это: Наслаждение. Что такое «Наслаждение»? Понятие и определение термина «Наслаждение» – Глоссарий

Наслаждение. Что такое «Наслаждение»? Понятие и определение термина «Наслаждение» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Наслаждение — чувство, возникающее вследствие удовлетворения интереса или потребностей. Синонимом понятия выступает «удовольствие». Наслаждение помогает организму избавиться от чувства внутреннего напряжения, активирует процесс восстановления жизненно важных функций.

О значимой роли, которую выполняет наслаждение, было известно уже античным философам (Платон, Аристотель). В этой связи зародилось гедонистическое учение, согласно которому все действия человека должны быть подчинены поиску наслаждения, которое представляет собой не только высшее благо, но и смысл жизни.  С течением времени в философии сформировалась этическая критика в отношении теории о наслаждении. К чести критиков стоит отметить, что они также не умаляли положительной роли

наслаждения для человека, но выступали за разумные ограничения в процессе поиска источников наслаждения, обусловленные принципами пользы и человеколюбия.

На современном этапе наслаждение изучают, в основном, в рамках психологии, немалая заслуга в чем принадлежит австрийскому психотерапевту Зигмунду Фрейду. Так же как и его предшественники, Фрейд указывал на несомненную пользу наслаждения для организма, однако особое внимание уделял тому наслаждению, которое связано с продолжением рода.

Психотерапевт ввел понятие «принцип наслаждения», которое обозначает естественный регулятор всех психических процессов, а также инстинкт жизни в целом. Сексуальные наслаждения, по мнению Фрейда, присущи даже маленьким детям. По мере взросления ребенок ощущает социальные ограничения на его естественную потребность в наслаждении, ему необходимо контролировать свои желания, учиться откладывать наслаждение.

Здесь можно говорить о «принципе реальности», который тоже ведет к наслаждению, но оно получается отсроченным и меньшим по силе, зато более надежным.

< Нарциссизм

Настойчивость >

Популярные термины

    Наслаждение

    Шесть способов наслаждаться жизнью

    В наших силах получать от каждого дня больше удовольствия. Эксперты предлагают шесть методов, которые помогают быть «здесь и сейчас», ощущая радость и полноту бытия. Развитие вкуса к жизни гарантировано!

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • 79-летний Роберт Де Ниро стал отцом: как это скажется на ребенке — ответ психолога
    • Новые мужские правила: 9 книг по психологии, которые стоит прочитать мужчинам
    • Лавбомбинг: как отличить любовь от манипуляции — советы психологов
    • «После переезда стала панически бояться сильного ветра и грозы»
    • «Когда все снова придет в норму?»: искусственный интеллект отвечает на 8 сложных жизненных вопросов
    • 2 совета по воспитанию счастливых детей от родителей-медуз
    • Острые психические расстройства: каковы факторы риска
    • «Полюбил другую. Как уйти от жены с двумя детьми?»

    Сегодня читают

    • «Моя мама не хочет сидеть с внучкой. Как донести до нее, что я устаю с ребенком?»
    • «Полюбил другую. Как уйти от жены с двумя детьми?»
    • «Девушка с прицепами», или как я вышла замуж с тремя детьми
    • 8 необычных мужских эрогенных зон
    • 10 тем, которые нужно обсудить в начале отношений

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    НАСЛАЖДЕНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

    НАСЛАЖДЕНИЕ – (то же, что удовольствие): чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С точки зрения жизнедеятельности человека, наслаждение знаменует различные по характеру и смыслу переживания: а) преодоления недостатка, б) освобождения от давления, в) личностно значимого самоосуществления, г) самоутверждения. Жизненное значение наслаждения определяется тем, что оно сопровождает уменьшение и угасание внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. С этой точки зрения наслаждение изучается в психологии.

    Специальные исследования позволили австрийскому ученому З.Фрейду сделать вывод о несомненно положительной роли наслаждения в жизни организма, в особенности наслаждения, связанного с продолжением рода, и дали основание говорить о «принципе наслаждения» (Lustprinzip) как главного естественного регулятора психических процессов, или душевной деятельности, а шире – инстинкта жизни. Наиболее интенсивными и яркими, а вместе с тем и относительно доступными, являются телесные наслаждения, в первую очередь, сексуальные, а также связанные с удовлетворением потребности в пище, тепле, отдыхе (расслаблении). Как показал Фрейд, для ребенка ранние сексуальные наслаждения знаменательны как интимный опыт внутренней автономии и независимости от окружающих. В процессе социализации происходит ограничение естественной установки индивида на наслаждение. Расширяющиеся контакты с окружающими требуют от человека контролировать свое стремление к наслаждению, откладывать получение наслаждение, терпеть неудовольствие и т.п. Потребности адаптации индивида в окружающем мире и эффективного социального взаимодействия приводят к замещению принципа наслаждения «принципом реальности» (Realitätsprinzip), который, по Фрейду, тоже влечет к наслаждению, но отсроченному и уменьшенному, хотя и более надежному. В наслаждении индивид принадлежит самому себе, освобожден от обязательств и в этом плане – суверенен. Ориентация на наслаждение, поиск наслаждения как деятельность, или опыт желания противоположны обыденному поведению, основанному на благоразумии и стяжании пользы; последовательность же в стремлении к наслаждению реализуется за счет ухода от ответственных отношений с другими людьми.

    Уже в античности была выдвинута теория наслаждения как восполнения недостатка (Платон, Аристотель и др. ). В той мере, в какой тело рассматривалось как микрокосм, стремящийся к внутренней упорядоченности, наслаждение может быть представлено как благо и, стало быть, добро. Из этого взгляда может вытекать определенная нормативная позиция, согласно которой внутренний баланс является идеальным состоянием организма, и человеку следует делать все то, чего желает его тело (см. также ГЕДОНИЗМ). Основной принцип такой позиции, или умонастроения, образа жизни и системы ценностей гласит: «Поступай всегда так, чтобы ты по возможности мог непосредственно удовлетворять свои желания и испытывать как можно большее наслаждение». Как показывает анализ логики и психологии гедонического, т.е. сориентированного на наслаждение, сознания, оно не допускает никаких ограничений наслаждению, не признает контроля и меры, т.к. жаждет в конечном счете наиболее насыщенных наслаждений. На это обратил внимание Сократ: жизнь, отданная наслаждению, неизбежно ведет к неистовству. Это не значит, что невозможно принятие в качестве высших именно возвышенных, разумных или умеренных наслаждений, на что ориентирует этика эвдемонизма (см. также ЭПИКУР). Однако это предполагает отказ от принципа наслаждения как приоритетного и совмещение его с другими нравственными ориентациями – на совершенство, самоограничение, благоразумие и т.п. Отвержению внешних ограничений в этике наслаждения сопутствует нигилистическое отношение к традиционным нравственным установлениям вообще. Однако мораль наслаждения не антинормативна, в ней сохраняется непременная для этики установка на самодостаточность добродетели. Но добродетелью называется способность и умение наслаждаться. Добродетели же универсальной морали рассматриваются лишь под углом зрения того, содействуют или препятствуют они истинному наслаждению. Для гедонистического сознания не существует высшего долженствования: коль нравственный идеал усматривается в исполненности всех мыслимых наслаждений, то идеальное и должное оказываются сведенными к нереализованному наличному – к желанию. Стремящийся к наслаждению как к ценности самой по себе, уповает не просто на удовлетворение потребности, но на получение наслаждения. Последнее же возможно двояким образом: либо в разнузданности разнообразных желаний, либо в их упорядоченности и утонченности. Первый путь концентрированно выражен в моральном садизме, второй – в эротизме. И садизм (напр., маркиза де Сада), и эротизм (например, Э.Арсан, автора скандально известного романа Эмануэль) содержат достаточно развитые и рационально обоснованные, хотя отличающиеся друг от друга в существенных чертах, нормативные построения. В сравнении с садизмом эротизм представляет смягченную версию морали наслаждения, что выражается главным образом в характере не исповедуемых ценностей, а той коммуникативной среды, в которой эти ценности утверждаются.

    В истории философии этическая критика морали наслаждения имела целью не отказ от принципа наслаждения как такового, но ограничение – посредством принципов пользы, совершенства и человеколюбия – эгоистического своеволия. Как показатель исполненности желания и важный фактор жизненного благополучия человека наслаждение является безусловной положительной ценностью.

    Рубен Апресян

    Проверь себя!
    Ответь на вопросы викторины «Философия»

    Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

    Пройти тест

    Стремление к удовольствию как моральный императив

     

    Когда вы думаете о чем-то приятном, о чем вы думаете? Вы думаете о том, чтобы съесть идеально приготовленный кусок говядины или, возможно, сладкое лакомство из пекарни? Слово «эпикурейский» часто ассоциируется с едой, но оно предполагает нечто более чувственное, более роскошное и более приятное. Слово происходит от древнегреческого философа Эпикура, прославившегося и печально известного как философ удовольствия. Он учил, что хорошая жизнь состоит в погоне за удовольствиями и уменьшении боли, идея, которая звучит одновременно очевидной и гедонистической. Хотя его выводы могут быть гораздо менее щекотливыми, чем вы думаете, остается вопрос: может ли стремление к удовольствию быть морально хорошим делом?

     

    «Корзина с фруктами» Бартоломео Кавароцци, 1620 г.
    , музей Метрополитен, Нью-Йорк.

     

    Ранняя жизнь Эпикура

     

    Эпикур родился в 341 г. до н.э., ближе к концу того, что сейчас известно как классическая эра в греческой истории. Он жил в относительной бедности на острове Самос, где его отец работал школьным учителем — профессия, которая плохо оплачивалась и не пользовалась уважением. Остров находится у берегов современной Турции, но семья Эпикура была колонистами из Афин. В возрасте восемнадцати лет Эпикур отправился в Афины, чтобы установить свое гражданство, примерно в то же время, когда умер Александр Македонский. Возникшие в результате потрясения в греческом мире, вероятно, послужили толчком к изгнанию афинских колонистов Самоса местным населением.

     

    Эпикур начал изучать философию примерно в возрасте четырнадцати лет, и когда он воссоединился со своей семьей, которая теперь стала беженцами в Малой Азии, он основал свою собственную философскую школу в двух местах на побережье Турции, прежде чем вернуться в Афины основали свою школу около 307 г.

    до н.э. Он жил и преподавал в Афинах до конца своей жизни и умер там примерно в 271 г. до н.э. в возрасте 70 лет как один из самых известных философов своей эпохи.

     

    Слепок Эпикура, эллинистическая эпоха, через Музей классической археологии, Кембридж

     

    Развитие философии Эпикура

    Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

     

    Мало что известно о том, как Эпикур изучал философию или какой опыт привел его к таким выводам. Считается, что через год после того, как он вернулся к своей семье, он учился у человека по имени Наусифан, который сам был учеником философа Демокрита. Хотя некоторые части философии Эпикура во многом обязаны идеям Демокрита, особенно его вере в то, что мир состоит из атомов, Эпикур пренебрежительно отзывался о своем бывшем учителе, называя его «Моллюском».

     

    Фактически, Эпикур пренебрежительно относился к работам многих других философов, включая Сократа и Платона, отчасти потому, что он рассматривал философию как практическую систему достижения счастливой жизни, а не как способ исследования абстрактных идей логики и математики. Его презрение к другим философам могло быть одной из причин, почему он подвергался столь яростным нападкам со стороны своих современников, афинских стоиков.

     

    Как это было типично для философов того времени, Эпикур начал свою школу, преподавая на площадях Афин. Однако это был конкурентный и презрительный бизнес. После ряда ожесточенных ссор Эпикур изменил свой метод обучения. Он переехал в дом далеко от оживленного центра Афин и вместо того, чтобы учить публично, начал учить в своем саду. Это позволило ему практиковать то, что он проповедовал, ведя образ жизни, который он защищал в своих учениях. Это было далеко от той развратной жизни, полной злоупотребления вином и чувственностью, какой ее представляли сплетники.

     

    Героический пейзаж с радугой Джозефа Антона Коха, 1824 год, музей Метрополитен, Нью-Йорк.

     

    Что действительно делает людей счастливыми?

     

    Многие философы до и после Эпикура пытались понять, что такое Добро или что такое Справедливость, но Эпикур был тронут страданиями и страхом окружающих его людей и вместо этого сосредоточился исключительно на том, что делает людей счастливыми. По сути, он был гуманистом, и его целью было найти решение страданиям, которые он видел. Это привело его к размышлениям о континууме удовольствия и боли. Было очевидно, что люди будут счастливее, если в их жизни будет меньше боли и больше удовольствия, но простое увеличение количества приятных переживаний не было ответом. Не в последнюю очередь потому, что предательство удовольствию в гедонистическом смысле сопровождалось менее чем приятными побочными эффектами.

     

    «Никакое удовольствие не является плохим само по себе. Но вещи, доставляющие удовольствие, в некоторых случаях влекут за собой расстройства во много раз большие, чем сами удовольствия».

     

    Употребление алкоголя доставляет удовольствие, и Эпикур, как известно, выпивал бокал вина, но злоупотребление алкоголем, как известно, имеет неприятные последствия. Утро после обычно сопровождается серьезным дискомфортом. То же самое относится и к обжорству богатой и вкусной едой. Это возбуждает чувства в то время, но затем приходит боль в животе и, возможно, в конечном счете, плохое самочувствие. Эпикур считал, что определенные удовольствия порождают последствия, которые намного хуже, чем изначальное удовольствие было хорошим. Решение сделать людей счастливее заключалось скорее в устранении источников боли, а не в потворстве чувственным удовольствиям ради сиюминутного удовлетворения.

     

    Гравюра Эпикура из коллекции Wellcome, Лондон.

     

    «Количественным пределом удовольствия является устранение всех чувств боли. Везде, где существует приятное состояние, нет ни телесной, ни душевной боли…»

     

    Удаление источника беспокойства

     

    Эпикур стремился к свободе от беспокойства ( ataraxia по-гречески) и к спокойной жизни. Его философия не была эгоцентричным оскорблением общепринятой морали, как предполагали его недоброжелатели. Скорее, он был сосредоточен на простых радостях жизни, которые делали людей счастливее в долгосрочной перспективе и, возможно, по иронии судьбы, приводили к тому, что кто-то становился нравственным и добродетельным почти как побочный эффект. Эпикур стремился выявить основные источники неблагополучия и устранить их, главным образом путем философствования и прихода к разумным выводам о том, что нам действительно нужно.

     

    Эпикур считал, что одним из основных источников беспокойства, как и для многих людей в наши дни, была работа. Работа — это то, чем вы должны были заниматься, чтобы зарабатывать деньги, даже если это было обыденно и бессмысленно, и доставляло страдание невыносимым коллегам или начальникам. Но даже при этом игнорируется дополнительный стресс, связанный с восхождением по служебной лестнице для улучшения своего социального статуса. Это не только привело к тому, что люди потеряли из виду то, что действительно ценно в жизни, и даже нашу собственную самооценку, но и удовольствие от зарплаты не стоило несчастья, приносимого самой работой.

     

    Решение Эпикура было двояким. Во-первых, мы должны перестать работать на других людей и работать на себя, в одиночку или с друзьями, над чем-то важным для нас. Во-вторых, мы должны стремиться быть как можно более самодостаточными, чтобы нам не приходилось полагаться на внешние источники для получения денег, необходимых для жизни. На практике Эпикур и его последователи работали в саду своего дома и продавали то, что выращивали, в качестве источника дохода, одновременно кормясь.

     

    «Гарднер» Жоржа Сёра, 1882–1883 ​​гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

     

    Богатство и роскошь не приносят длительного счастья

     

    Это связано с другим источником беспокойства, выявленным Эпикуром, который заключался в нехватке денег. Афины раннеэллинского мира были одним из крупных городов империи Александра Македонского и крупным торговым портом. Магазины и рынки были полны всевозможных удовольствий, от свежеприготовленных деликатесов до ароматных масел и цветных шелков. Афины были полны богатства и роскоши. Если у вас не было достаточно денег, Афины, вероятно, были довольно жалким местом.

     

    Эпикур видел, что богатство и роскошь тоже не делают людей счастливыми. Как и сейчас, люди просто преследовали больше, не задумываясь о том, что им нужно, таким образом попадая в ловушку, пытаясь не отставать от афинянина Джонса. Постоянное чувство нехватки и потребность в погоне за большим богатством были источником беспокойства. Эпикур решил эту проблему, живя бережливой жизнью и избегая потребительских крысиных бегов. Самодостаточность Эпикура и его друзей означала, что у них было все, что им нужно. У них было достаточно. Говорят, что у самого Эпикура было всего два плаща, что далеко не декадентское.

     

    «Некоторые желания естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы; а третьи не естественны и не необходимы, а порождены бессмысленными прихотями».

     

    «Японский пешеходный мост» Клода Моне, 1899 г. , Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.

     

    Дружба как источник непреходящего удовольствия

     

    Еще одной причиной беспокойства была погоня за романтической любовью и плотскими удовольствиями. Эпикур считал, что, хотя они естественны, их следует по возможности избегать, поскольку они, как правило, приносят с собой негативные чувства ревности, гнева и депрессии из-за того, что их бросили, а также изрядную долю безумия. Несмотря на слухи о том, что он жил с множеством куртизанок, Эпикур, похоже, в основном соблюдал целомудрие и не имел собственных детей. Он предпочитал компанию хороших друзей.

     

    Кажется, Эпикур считал дружбу величайшим удовольствием в жизни. Понимая, что человек — животное социальное, Эпикур считал, что развитие дружеских отношений — это ключ к счастью и неотъемлемая часть хорошей жизни. Это было удовольствие, но с немногими негативными последствиями, и отчасти поэтому Эпикур взял на вооружение идею совместной жизни.

     

    «Из всех вещей, которые мудрость обеспечивает для счастья всего человека, безусловно, самым важным является приобретение дружбы».

     

    Эпикур делил дом, в который он переехал за пределами Афин, с несколькими близкими друзьями и их семьями. Они жили, ели и работали вместе. Друзья были полезны не только потому, что они давали необходимое утешение во время жизненных испытаний, но именно благодаря дружбе и значимым отношениям мы могли быть приняты, поняты и оценены. Дружба давала и беседу, необходимую для философствования и обретения мудрости.

     

    «Пир Ахелоя» Питера Пауля Рубенса, 1615 г., через Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

     

    Моральная философия Эпикура и стремление к удовольствию

     

    Вывод, к которому пришел Эпикур, заключался в том, что через приятную жизнь, уравновешенную жизнь без излишеств, мы в конце концов становимся мудрыми и справедливыми. Для Эпикура быть счастливым означало жить без тревог. Вы не смогли бы этого сделать, если бы не жили в гармонии, свободной от притворства, эгоизма и ревности со стороны окружающих. Относясь друг к другу справедливо и с уважением, стремление к удовольствию в этом смысле привело к тому, чтобы быть нравственно хорошим.

     

    «Нельзя жить приятной жизнью, не живя также разумно, благородно и справедливо…»

     

    В философии Эпикура наслаждение происходит не от предательства роскоши или чувственности, а от устранения беспокойства и сосредоточения внимания на простых радостях жизни, таких как дружба. Таким образом, Эпикур отождествлял свой идеал наслаждения с самим Добром. Ирония, возможно, заключается в том, что, вопреки критике его недоброжелателей по поводу снисходительности и безнравственности, погоня за удовольствиями на самом деле ведет к нравственности. Согласно философии Эпикура, сосредоточение внимания на том, что действительно делает нас счастливыми, и отказ от миражей счастья, представляемых обществом в целом, приводит к тому, что мы тоже становимся хорошими людьми. В конце концов, очень трудно быть хорошим, если ты не счастлив.

     

    Библиография:

     

    Ален Де Боттон, Великие мыслители (The School of Life Press, 2016)

    Энтони Готлиб, Сон разума. (Пингвин, 2016)

    Бертран Рассел, История западной философии (Routledge Classics, 2004)

    Эпикур, Искусство счастья (Пингвин, 2012 г.)

    Удовольствие — Философская энциклопедия Рутледжа

    Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


    Поделиться

    Загрузка содержимого

    Нам не удалось загрузить контент

    Печать

    Содержание

    • Резюме статьи
    • контент заблокирован

      1

      Логически правильные объекты удовольствия

    • контент заблокирован

      2

      Теории удовольствия

    • содержимое заблокировано

      3

      Нравственные объекты удовольствия

    • содержание заблокировано

      4

      Содержание удовольствия

    • содержимое заблокировано

      Библиография

    Тематический

    • К
    • Маршалл, Грэм

    DOI

    10. 4324/9780415249126-V025-1

    DOI: 10.4324/9780415249126-V025-1
    Версия: v1, Опубликовано онлайн: 1998
    Получено 10 мая 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/pleasure/v-1.


    Начиная с Платона и далее удовольствие считалось основной, а иногда и единственной основной причиной любого действия. Поскольку существует много форм, которые может принимать удовольствие, и много индивидуальных взглядов на то, в чем состоит удовольствие, много внимания уделялось тому, как различать удовольствия, каково может быть их мотивационное и моральное значение и не может ли существовать какое-то объективное определение того, в чем состоит удовольствие. их, могут ли некоторые быть хорошими или плохими, или некоторые лучше в качестве удовольствий, чем другие.

    Но сначала возникает вопрос, что такое удовольствие. По-разному считалось, что это состояние ума, подобное дистрессу, только противоположной полярности; просто отсутствие или прекращение или свобода от боли; своего рода покой, подобный удовлетворенности; или переживание телесных ощущений, которые, в отличие от ощущений боли, не хочется прекращать. Мы также идентифицируем и классифицируем отдельные источники удовольствия и называем их удовольствиями от стола, компании, секса, беседы, одиночества, соревнования, созерцания или спортивными удовольствиями. В этом смысле могут быть некоторые удовольствия, которыми мы не наслаждаемся. Но чаще всего удовольствие — это то, что мы чувствуем и получаем, когда нам что-то нравится. Это поднимает вопросы о том, что охватывается «чем-то», что значит наслаждаться чем-либо и в какой степени теории удовольствия могут приспособить как нашу пассивность, так и нашу активность в удовольствии. Наиболее влиятельными были теории Платона, Аристотеля и эмпириков, таких как Юм и Бентам.

    Поделиться

    Загрузка содержимого

    Нам не удалось загрузить контент

    Печать

    Ссылка на эту статью:
    Маршалл, Грэм. Удовольствие, 1998, doi: 10.4324/9780415249126-V025-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *