Натуральный мажор ля – Три вида мажора в музыке

Натуральный мажор | Sound theory

Итак, медленно, но верно мы подошли к одной из самых интересных и основополагающих тем в музыке – Лады.

Начнём разговор с Ионийскойго или Натурального мажора, в большинстве случаев, говоря о мажоре, подразумевают именно его.

Рассмотрим гамму-считалочку известную большинству:

От первой «До» и до второй «До» — октава, 12 полутонов.

Подробнее об этом можно почитать в статье про интервалы.

Итак, рассмотрим такой вот рисунок:

Чёрные и белые.Так располагаются клавиши на клавиатуре пианино. Расстояние между каждыми двумя соседними клавишами – пол тона. Два полутона образуют тон. Освежили это в памяти, идём дальше.

Разберём гамму «До мажор».

Она состоит из нот:

То есть, белые клавиши на пианино от ноты «До» и до следующей «До» — это «До мажор».

Гамма – это проявление лада через ноты. То есть, сам по себе лад – это абстрактное понятие, которое обуславливает строение гаммы, закономерности и отношение звуков в ней.

Рассмотрим подробнее:

Из картинки мы можем понять, что строение лада «Натуральный мажор», это:

Такая вот формула.

Зная строение лада, мы можем получить любую мажорную гамму.

Давайте построим «Ми мажор» по этой формуле.

Запишем Октаву со всеми нотами от «Ми» до «Ми»:

То есть, мы всего лишь будем рассматривать другой участок клавиатуры пианино.

Теперь, применим к этому участку нашу формулу мажора:

Видим, что теперь гамма будет состоять не только из белых клавиш, но и из чёрных.

Уберём звуки, которые не будут входить в гамму и посмотрим, какие звуки там остались:

Соответственно, «Ми мажор» будет состоять из нот:

Вот такая вот система. 8)

Сперва, это может показаться немного сложным, но это только видимость, так как это наше первое знакомство с понятием лада. Дальше картина будет становиться только ярче и яснее, тем более, когда мы начнём применять эти понятия, играя на инструментах, но при этом, у нас будут возникать новые вопросы и трудности, которые обязательно разберем.

По большому счёту это как раз тот случай, когда познание может длиться бесконечно.

Если у кого-то возникает вопрос, для чего это надо, то ответ будет очевиден – для разнообразия.

Скажу лишь то, что большинство песен, написаны в «До мажоре» и «Ля миноре».

И пусть говорят, что нот всего семь – это ничего не значит.

Важно лишь то, чего мы хотим от музыки и как мы этого будем добиваться.

А лишние средства для достижения цели никогда не помешают.

Это я о музыкальной теории, которая может продемонстрировать поразительное разнообразие.

Оставайтесь с нами!

Веселье начинается! 9)

soundtheory.ru

Натуральный мажор — это… Что такое Натуральный мажор?


Натуральный мажор

Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором). Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада). Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор. Каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

  • I ступень — тоника (Т),
  • II ступень — нисходящий вводный звук,
  • III ступень — медианта (средняя),
  • IV ступень — субдоминанта (S),
  • V ступень — доминанта (D),
  • VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Это верно и для минора.

«Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями.»[1]

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «До мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п. Необращенное мажорное трезвучие включает большую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и малую терцию, построенную от третьей ступени.

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как светлая и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

Тональности

Внешние ссылки

Online учебник от 7-нот. (рус.)

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Натуральные числа
  • Натуральный логарифм

Смотреть что такое «Натуральный мажор» в других словарях:

  • Натуральный звукоряд — (от лат. natura  природа, естество), также обертоновый (звуко)ряд  звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов. Содержание 1 Характеристика …   Википедия

  • мажор — (минор) термины употребляются: 1) для обозначения качества определенных интервалов (секунд, терций, секст, септим) – напр. может быть две терции: мажорная, или большая (до – ми) и минорная, или малая (до – ми бемоль), т.е. мажорный интервал на… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • Мелодический мажор — Мелодический мажор (  мелодический До мажор) один из видов мажорного музыкального лада. Основным видом мажора является натуральный мажор, существуют также мелодический мажор (отличаетс …   Википедия

  • Гармонический мажор — Гармонический До мажор …   Википедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Диатоника — (от греч. diatonikós, буквально растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá через, вдоль и tónos тон)         семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады,… …   Большая советская энциклопедия

  • Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …   Музыкальная энциклопедия

  • Натуральные лады —         в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… …   Большая советская энциклопедия

  • Диатоника —         (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …   Музыкальная энциклопедия

  • Турецкая музыка —         Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… …   Музыкальная энциклопедия

dic.academic.ru

Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы

ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:



 Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:


Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Ля мажор

Си мажор

Ре-бемоль мажор

Ми-бемоль мажор

Фа-диез мажор

Ля-бемоль мажор

Си-бемоль мажор


Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)

didi79.livejournal.com

Натуральный мажор Википедия

Гамма «До мажор натуральный»
… гармонический
… мелодический

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор[1]. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.

Ступени лада[ | ]

Каждая ступень мажорного или минорного лада имеет самостоятельное название[2]:

  • I ступень — тоника (Т),
  • II ступень — нисходящий вводный звук,
  • III ступень — медианта (средняя),
  • IV ступень — субдоминанта (S),
  • V ступень — доминанта (D),
  • VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями[3].

Обозначение[ | ]

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «до мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п.

Звучание[ | ]

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как «светлая» и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке[4].

Тональности[ | ]

ru-wiki.ru

Натуральный мажор: гамма До-мажор, аппликатуры, советы

Возможно вы когда-то слышали такое выражение —

«мажорная гамма — мать всех гамм» и это чистая правда. Так же мажорную гамму называют мажорным ладом, который относится к 7 диатоническим ладам. Все гаммы, не важно, пентатоника ли это, минорная гамма или блюзовая пентатоника, все они будут строится с использованием натурального мажорного лада, которая будет служить для вас отправной точкой.

Например: пентатоника Ре-мажор будет строится из гаммы Ре-мажор, а блюзовая гамма C мажор будет строится из гаммы С мажор.

Гамма C (До-мажор)

ТоныТонТонПолутонТонТонТонПолутон
НотыC (До)D (Ре)E (Ми)F (Фа)G (Соль)A (Ля)B (Си)C (До)
Ступенигаммы12345678
(тоника)(октава)

Запомните! Первую ступень любой гаммы называют тоникой (с неё вы начинаете играть гамму или аккорд). Тоника определяет тональность, в которой вы будите играть гамму. Номер, который я указал под каждой нотой — это ступень (цифра 4 под нотой F (Фа) означает, что F является 4 ступенью в гамме C-мажор и так далее). Гамма C (До-мажор) — это гамма, состоящая из 7 нот, 8 нота — это октава от первой ноты (тоники). Октава — это музыкальный интервал, который означает то, что например нота C, была сыграна на 8 ступеней ниже или выше. Каждая нота в мажорной гамме находится находится друг от друга на расстоянии в целый тон или полутон (целый тон 2 лада на грифе гитары, полутон 1 лад).

Для того, чтобы построить мажорную гамму от любой ноты на грифе гитары используйте следующую формулу:

Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон

Аппликатуры натурального мажорного лада

Аппликатура мажорного лада с тоникой на 6 струне и данная аппликатура считается «правильной» для любой тональности:

  • Чёрные кружочки— это тоника. С неё и нужно начинать и заканчивать играть гамму.
  • Треугольники — это те ноты, которые предают окраску вашему ладу. Уберите их из аппликатуры и вы получите мажорную пентатонику.
  • Белые кружочки — это все остальные ноты в тональности.

Ниже представлены 5 позиций мажорного лада по всему грифу и данные аппликатуры считаются «правильными» для любой тональности.

Надеюсь вы заметили, что каждая последующая позиция — это продолжение предыдущей. Так же на одной из этих аппликатур есть аппликатура так называемого «параллельного минора» (параллельного минорного лада).

Советы

  1. Выучите все пять позиций мажорного лада и поверьте, что это вам ещё пригодится!
  2. Напевайте мелодии у себя в голове и пытайтесь воспроизвести их на гитаре .
  3. Импровизируйте под инструментальное сопровождение! Например в До-мажоре:

Это поможет вам выучить их быстрее, а так же вы будите получать удовольствие от импровизации на гитаре.

proguitarworld.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *