психология научная — это… Что такое психология научная?
— основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания, и потому это направление получило название структурализма, а теория Вундта — теорией элементов сознания. Основной метод изучения оставался интроспективным, а эксперимент играл вспомогательную роль. Но при всей глубине и оригинальности идей Вундт не оставил большой научной школы.
Другой крупный психолог того времени, вклад коего уникален, был У. Джемс, создатель теории потока сознания. Хотя он не был экспериментатором, но на основе данных самонаблюдения самого себя и других людей, на клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Согласно Джемсу, кроме вопросов о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему служит (это направление называется функционализмом). Основное заключается в том, что душа позволяет приспособиться к миру. Душевная жизнь представляется как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир. Главное — не то, каков мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем, а это зависит от того, как человек видит мир — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане (такая позиция называется феноменализмом). Итак, главная задача души — «приспособить» человека к миру путем выстраивания из ощущений такого мира, что удобен для субъекта, пусть этот мир и не соответствует объективному.
Все же конец XIX и начало XX в. знаменательны появлением теорий, «переворачивающих» психологию. Это были очень разные направления; два из них, психоанализ и бихевиоризм, являют собой даже своеобразные научные революции. В сущности, в это время возникло много разных «психологии» со своими принципами и языком; сперва они с трудом взаимодействовали и даже противостояли, ныне же часто стремятся если не к объединению, то к заимствованиям методов, понятий и пр. Этот период часто называется периодом открытого кризиса психологии; в это время происходит трансформация предмета психологии и зарождается современная психология, и теоретическая и практическая.
По мнению составителя, ныне наблюдается подобный же период открытого кризиса психологии, знаменующий этап перехода от психологии научной к «психологии посленаучной»: этот период так же, как и прежний период кризиса, характерен появлением если не разных «психологии», то разных психологических течений и школ, и значительно различающихся, и сходных одновременно. Весьма существенная и особенная его черта — это возрастание интереса к древним психологическим, в частности эзотерическим учениям, — во многом выходящим за рамки традиционно-научных областей, методов, подходов и мировоззрений, из-за чего это и можно метафорически (пока?) назвать «психологией посленаучной».
Психология научная находит такие обобщающие понятия, кои не только экономизуют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности ее индивидуальные особенности. Особенности и отличия научных психологических знаний таковы:
1) они часто совпадают с житейскими по внешней форме, хотя внутреннее содержание обычно различается — хотя бы большей четкостью и однозначностью;
2) если житейские психологические знания чисто конкретны и интуитивны, то научные психологические знания рациональны и вполне (в идеале!) осознаны;
3) это отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности этой передачи, ибо возможности передачи житейских психологических знаний весьма ограничены, а накопление и передача научных знаний становятся возможными благодаря их кристаллизации в понятиях и законах;
4) различаются и методы получения знаний: в житейской психологии приходится ограничиваться наблюдениями и размышлениями, в научной дополнительно к этому применяется метод экспериментальный;
5) еще одно отличие — и преимущество — в том, что психология научная располагает обширным и разнообразным, подчас уникальным фактическим материалом, во всем объеме недоступном носителям житейской психологии; этот материал накапливается, в частности, и в специальных отраслях психологии.
Нигде невозможно прочитать, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как от общих принципов переходить к реальным проблемам. Но эти способности можно развить в себе. Лишь постоянное внимание к этим переходам и упражнение в них может сформировать чувство жизненности при занятиях наукой; и для этого совершенно необходимо знакомство также с житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими. В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
- НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- В основном – получение психологического знания с использованием научного метода. Этот термин включает, по существу, всю психологию. Толковый словарь по психологии. 2013.
- НАУЧЕНИЯ, ТЕОРИИ
- НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (или ПОДХОД)
Смотреть что такое «НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:
психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
психология научная — основателем ее принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. В целом Вундт придерживался ассоцианизма, и задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление законов, по коим… … Большая психологическая энциклопедия
психология науки — отрасль, изучающая психологические факторы научной деятельности с целью повышения ее эффективности. П. н. трактует эти факторы, исходя из понимания науки как социально организованной системы особого вида духовного производства, продукты которого… … Большая психологическая энциклопедия
Психология мира — (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия
Психология восприятия — Психология восприятия раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
Научная библиотека ЮУрГУ — Научная библиотека Южно Уральского государственного университета … Википедия
психология социальная — отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп.… … Большая психологическая энциклопедия
psychology_dictionary.academic.ru
Научная психология
Научная психология — это система, включающая в себя все теоретические и экспериментальные методы познания и изучения психологических явлений и собственно психики. Статьи из этого раздела будут полезны студентам и всем тем, кто интересуется строгими научными данными из области психологии.
Виктимология
Психотерапия сегодня
Расстройства личности и их причины
Что происходит с больными шизофренией?
Лечение гипнозом. Как это происходит?
Гебефреническая шизофрения (гебефрения)
Песочная терапия при работе с детьми
Агорафобия
Наука соционика: основы типологии личности
Механизмы психологической защиты
Тесты по философии
Болезнь Альцгеймера: от походки к слабоумию?
Нарушение пигментации кожи: психосоматический подход и процессуальная работа
Половое воспитание
Психотехники и секты
Пауза молчания, как инструмент психологического консультирования
Формы переживания чувств
Предпосылки возникновения субличности
Поступок и мир человека
Сказкотерапия
Формирование эмоционально-чувственной душевности семьи
Социальный статус
Формирование ЗОЖ у подростков, рекомендации для психологов и педагогов
Социально-психологическая адаптация в пожилом возрасте
Методы диагностики психологического климата в коллективе
Социальная реабилитация
Проблема суїциду серед підлідків
Манипулятор – зачем он это делает или, Основные причины манипуляции
Психологический климат
Техники поведенческой психотерапии
Методы психологического познания человека
Причины возникновения агрессии у подростков
Семья
Самооценка
Агрессия
Как происходит жизненный выбор
10 невротических потребностей
Психодиагностические методы изучения жизненных кризисов личности
Виды и формы игротерапии
Развитие малой группы
Девиантное поведение
Психическое реагирование на заболевание
Психологический аспект здоровья
Конфликты в семье
Особенности консультирования пожилых людей
Психологическое консультирование по проблемам детей и подростков
Психологическая помощь беременным женщинам
Мотивация выбора брачного партнера
Групповая психотерапия
Предупреждение внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт
Психологическая готовность к школе
Методы психологической реабилитации
Типология старости
Темперамент
Поведение и переживания умирающих
Стандартизация, надежность и валидность теста
Психологические тесты
Психодиагностика
Иппотерапия
Функции социальных конфликтов
Причины и типология социальных конфликтов
Теория социального конфликта
Нарушения памяти
Память и ее виды
Психологические особенности подросткового возраста
Социализация личности
Причины возникновения девиантного поведения
Малая группа
Причины жизненных кризисов личности
Профилактика жизненных кризисов личности как психологическая проблема
Игровая психотерапия
Феномен лидерства
Вернуться в раздел
«Вы не ведете борьбу за то, что бы ваше сердце билось или ноги двигались. Точно также, не ведется «борьба» за искание правды. Истина в Вас, она работает, она работает в вас так же, как работает ваше сердце, или ваши глаза — лучше или хуже, в зависимости от состояния вашего организма.»
Вильгельм Райх
psiradio.ru
Тема 1. Различные значения термина психология. Житейская, научная и практическая психология.
Различные значения термина психология.
Термин «психология», образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.
В первом, дословном своем значении психология – это «наука о душе», это знание о психике, наука, изучающая ее, то есть психологию можно определить как науку о психике и закономерностях ее проявления и развития.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность (психологическую). Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно.
Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.
Житейская, научная и практическая психология.
Исследователи отмечают пять отличий житейских психологических знаний от научных.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.
Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Например, подобный способ особенно отчетливо виден у детей, обладающих хорошей психологической интуицией. В ходе ежедневных и даже ежечастных испытаний (которым дети подвергаю взрослых) дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Содержание житейской психологии воплощается и передается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах, в сказках и песнях.
В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории, 1879 Вильгельм Вундт) психология оформилась в самостоятельную науку.
Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Итак, основные характеристики житейской и научной психологии можно отразить в следующей таблице (таблица 1):
Таблица 1 – Характеристики житейской и научной психологии
Житейская психология | Научная психология |
Конкретность и практичность Фрагментарность (не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека) Интуитивный характер Доступность изложения и наглядность Неточность употребляемых понятий Опора на жизненный опыт и здравый смысл | Объективность Обобщенность, направленность на поиск общих закономерностей Систематичность Рациональность и осознанность Употребление абстрактных понятий и общих научных категорий. Терминология Опора на эмпирические научные факты Эмпирическое и логическое доказательство |
Задания по теме 1.
Задание 1.Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?
Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете… Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.
Задание 2.Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие – нет и почему. Приведите несколько своих высказываний (по аналогии).
1. Сегодня он купил себе новые черные ботинки.
2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.
3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.
4. Она живет по старому адресу.
5. У него очень рано появились морщины на лбу.
6. Какие красивые у него глаза!
7. Обаянию этого человека нельзя не поддаться.
8. Он каждый день выглядит по-разному.
Задание 3. Прокомментируйте приведенные ниже распространенные мнения о психологах, определите отличия позиции консультирующего психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника. Покажите специфику собственно психологических функций.
1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а психолог должен помогать в случае психических, душевных страданий.
2. Странный современный гибрид «педагог-психолог» основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же – воспитывают и перевоспитывают других людей, оказывают формирующие воздействия на личность.
3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зрения его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед родителями. А если он работает в системе консультаций «Брак и семья», то должен «мирить» разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи.
4. Психолог – это социальный работник, ведь он представляет интересы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конфликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по лишению родительских прав и т.д.
5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиента, утешают его, ободряют, «отпускают грехи» тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.
Задание 4. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».
Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Задание 5. Проанализируйте приведенные мифы о психологии и психологах:
1. Психология – наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, – человек, «видящий людей насквозь».
2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.
3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).
4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.
5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страждущим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Психология — это наука! — Илья Латыпов — LiveJournal
В наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи:1. Истина существует, и целью науки является ее поиск;
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения:
1. Истины нет, есть множество мнений;
2. Ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного.
Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.
Когда я в очередной (и уже в который!) услышал произнесенное безапелляционным тоном, что «психология не наука», и что все психологи — шарлатаны и жулики, я поинтересовался (довольно грубо, надо сказать), на каком основании делается данный вывод. Основание оказалось потрясающим: «Да по телевизору смотришь этих психологов — такую чушь несут!».
Дальше я уточнять не стал, хотя можно было бы задать несколько простых вопросов: насколько корректно судить о психологии как науке на основании выслушивания мнений психологов по телевизору; являются ли в принципе «психологи» из ТВ реальными психологами, и если да — то не искажен ли смысл их слов монтажом; каковы критерии определения «чуши» и «не чуши» у автора приведенного мнения.
Однако мнение «психология — лженаука» довольно распространено. Эта статья рассматривается мною как краткое и достаточно популярное объяснение того, почему психология — наука. Я не претендую на исключительную точность формулировок и обобщений, главное для меня — дать ПОНИМАНИЕ, а не абсолютную точность ЗНАНИЯ.
Итак, в самом широком смысле психология — это наука о психике. Что же такое психика?
Психика — системное свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, которое возникает в процессе их взаимодействия, а также в саморегуляции (на основе отражения) поведения и деятельности. То есть мы можем сказать о живом организме, что он обладает психикой, если способен активно, а не пассивно, реагировать на воздействия внешней среды.
Существуют два вида отражения внешнего мира: механический и психический. Пнули камень — он покатился, и катится, пока достаточен импульс, переданный ударом. Своего, внутреннего импульса, у него нет. Это механическое отражение. Но вот если вы занесете ногу, чтобы пнуть камень, а он вдруг увернется от вас и помчится прочь сам, то тут или вы сошли с ума, или камень обрел способность АКТИВНО отреагировать на воздействие внешней среды, причем еще ДО того, как это воздействие состоялось. То есть оказался наделенным психикой. Поэтому мы говорим о том, что растения не обладают психикой (хотя и являются живыми существами), а насекомые — да, обладают.
Основная задача живых существ — максимальная адаптация к окружающей среде, для чего и нужна способность отражать реальный мир, реагировать на его воздействия. А эта способность зависит от уровня развития нервной системы. Чем более развита нервная система у живого существа, тем разнообразнее его способы адаптации к внешнему миру, тем быстрее и эффективнее оно находит новые и т. п. И эта закономерность очень четкая, указывающая на то, что психика и физиология взаимосвязаны, а если точнее — две стороны одного и того же процесса адаптации живых организмов к внешней среде. Повреждение нервной системы неизбежно приводит к повреждению способности отражать реальный мир (напр., травма головного мозга).
Соответственно, психология как наука может быть разделена, во-первых, на фундаментальную (академическую) и прикладную (практическую). Прикладную оставим пока в стороне. Перед ученым, изучающим психику, встает принципиальный вопрос — что именно изучать и как изучать (т. е. вопрос методологии). На вопрос «что именно изучать» можно ответить, что психическое отражение имеет по меньшей мере три составляющие:
а) Психофизиологическую составляющую — процессы в нервной системе и все, что с ними связано (а это и восприятие, и память, и мышление, и эмоции…)
б) Поведенческую составляющую — то, как непосредственно организм (человек) взаимодействует с внешним миром.
в) Феноменологическую составляющую — то, как в сознании человека переживается происходящее с ним.
Например, вы влюблены. Физиология — это мощный выброс конкретных гормонов, их сочетания и колебания, реакции организма (сердцебиение, покраснение кожных покровов и т.п.). Поведение — как вы внешне проявляете свою любовь. Феноменология — что вы непосредственно чувствуете, как описываете то, что с вами происходит (говоря сухим языком науки, как физиологические процессы ощущаются нами).
Все три составляющие на самом деле являются единством, деление это условно — для удобства изучения. Изменения в одной из составляющих влекут за собой изменения и в двух остальных.
Теперь следует вопрос: как это изучать, чтобы соблюсти один из базовых принципов науки — объективность? Практически все методы в психологии можно объединить в две группы:
а) Эмпирические (от «опыт») — основаны на сборе и интерпретации фактов. Необходима строгая и точная фиксация фактов. В обязательном порядке здесь используются методы математической статистики, позволяющие работать с большим массивом данных и находить не умозрительные, а объективные закономерности (напр., корреляции).
б) Экспериментальные — основаны на моделировании ситуаций взаимодействия организма и среды, в которых бы проявлялись те или иные закономерные психические реакции. Если в одной и той же моделируемой психологом-экспериментатором ситуации разные люди (различающиеся по полу, возрасту, образованию и т. п.) выдают одну и ту же реакцию, то мы можем говорить о проявлении некой общей психической закономерности. Если реакции разные, то нужно смотреть, чем обусловлено это различие. Пожалуй, наиболее известны эксперименты в социальной психологии, изучающей поведение человека в обществе — знаменитые исследования С.Милгрэма («электрический ток»), Ф.Зимбардо («тюремный эксперимент») и др. (можно почитать здесь). Главное требование к эксперименту — его воспроизводимость другим исследователем (в идентичных условиях, разумеется).
Наиболее объективными являются данные, полученные при исследовании физиологической составляющей — все фиксируется и измеряется (нейропсихология и другие смежные дисциплины). Достаточно объективно измерение поведения человека (экспериментальная психология и др.). Камнем преткновения является феноменологический уровень. С одной стороны, исследования эффекта плацебо показали влияние представлений и переживаний человека на состояние его организма. С другой — эксперименты в области психологии восприятия показали, что человек практически не способен к объективным описаниям своих психических процессов, всегда в них будет присутствовать изрядная доля или просто субъективности, или вовсе ложная информация. Но это при том, что немалая часть практической психологии и психотерапии идет на феноменологическом уровне. По сути, значительная (но не вся) часть современной психотерапии и практической психологии ближе к философии и искусству, чем к строго объективной научной психологии. Это, кстати, не является доводом против психотерапии. Это означает только то, что результат психотерапии чаще зависит не от теории, на которую опирается психотерапевт или психолог, а от того, как взаимодействует он с клиентом, от его личных качеств.
Ситуация усложняется отсутствием в академической психологии сколь-либо целостной и общепринятой концепции психики. Есть огромный, и с каждым годом все увеличивающийся вал эмпирических и экспериментальных данных, не нашедший пока еще своего Ньютона или Дарвина, который дал бы их стройную интерпретацию. Поэтому прикладная психология и немедикаментозная психотерапия опираются на частные теории (нередко имеющие тоже только частные подтверждения), и имеют ряд ограничений в эффективности. Еще один аспект, ограничивающий возможности психотерапии — необходимое условие личных усилий клиента/пациента (что в классической медицине желательно, но необязательно — антибиотик справится сам), т. е. активизация все того же субъективного феноменологического уровня.
Таким образом, современная психология — динамично развивающаяся молодая наука, переживающая этап борьбы разных крупных теорий психики. Ряд результатов, полученных учеными-психологами, уже имеет существенное прикладное значение, но пока, в отсутствии единой теории психики и сознания, они имеют частный, а не всеобщий характер. Что не отменяет научного статуса психологии.Не отменяет его и наличие большого числа теоретиков, придумывающих красивые теории, но при этом совершенно не заморачивающихся их эмпирической и экспериментальной проверкой. Кстати, именно такие люди любят говорить про великие открытия.
И не нужно путать психологов-ученых и психологов-практиков, и не нужно смешивать вопрос качества подготовки специалистов и «качества» науки. А о поп-психологии, представленной в тысячах книжек про то, как надо правильно думать, речи вообще не идет.
Что почитать (из популярного, но научного):
1. К.Фрит. Мозг и душа.
2. О.Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
3. О.Сакс. Антрополог на Марсе.
4. Э.Кандель. В поисках памяти.
5. Д.Лерер. Как мы принимаем решения.
6. Д.Смит. Псевдонаука и паранормальные явления.
7. Н.Дойдж. Пластичность мозга.
8. У.Диксон. 20 великих открытий в детской психологии
9. Р.Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию
10. Дж.Роллс. Классические случаи в психологии
11. А.Марков. Эволюция человека (в 2-х томах, особенно том 2.)
12. К. Прайор. Не рычите на собаку.
13. В.Аллахвердов. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.
tumbalele.livejournal.com