Наука дефектология это: Дефектология. Что такое «Дефектология»? Понятие и определение термина «Дефектология» – Глоссарий

Дефектология. Что такое «Дефектология»? Понятие и определение термина «Дефектология» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Дефектология (лат. defectus – недостаток, греч. logos — учение) – наука, которая занимается вопросами обучения и воспитания детей с психофизиологическими особенностями.

В зависимости от того, какой именно дефект необходимо скорректировать в каждом конкретном случае, выделяют подразделы дефектологии. Так, например, логопедия исследует возможность обучения детей с нарушениями речи, сурдопедагогика – слуха, тифлопедагогика – зрения. Дефектологию активно развивали в СССР – в то время специалисты полагали, что специально организованный учебно-воспитательный процесс способствует наилучшей социальной адаптации.

На современном этапе дефектология – это наука, которая все еще находится в процессе становления: появляются новые отрасли и направления научных исследований. Она имеет определяющее значение, поскольку особенные дети требуют особого подхода в воспитании. Необходимо понимать, что ребенок с дефектом всегда имеет не только отрицательные, но и положительные тенденции: например, у слепого ребенка обострен слух и тепловая чувствительность. Эти показатели помогают ему компенсировать свой недостаток, поэтому задача дефектолога – правильно угадать и развить именно эти стороны его психофизиологической активности.

Специалист в этой области должен обладать педагогическим образованием, а также иметь ряд личных качеств, которые помогут ему настроить контакт с ребенком – коммуникабельность, внимательность, отзывчивость. Работа дефектолога особенно важна, поскольку он помогает заложить в особенном ребенке те основы, которые будут определяющими в его дальнейшей жизни.

< Детерминизм

Дисграфия >

Популярные термины

    Дефектология

    Испытание детьми: от горя к радости

    Что значит быть родителем «особого» ребенка? Как это – иметь сына или дочь, которые никогда не будут «как все»? Каково постоянно примерять на себя новый образ собственного родительства, постоянно учиться заново принимать собственное дитя?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Дочка считает, что мне важны только оценки. Как показать, что я ее люблю?»
    • Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть
    • «Сделать себя»: какова цена профессионального успеха
    • «Полковнику никто не пишет»: что делать, если нет друзей — 4 простых шага
    • «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
    • «Год после свадьбы: мужа как подменили, доброго слова не слышу»
    • Психологи выяснили, как выявить ложь в браке
    • Как сохранить страсть после рождения ребенка: 3 простых шага — укрепите брак

    Сегодня читают

    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • Сохранить и улучшить отношения: ученые назвали самые эффективные стратегии
    • «Свекровь шантажирует и давит на жалость. Как помочь мужу справиться с этим?»
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Я мечтаю о шизофрении, хочу стать чокнутой, хочу быть странной»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Дефектология как область научного познания

    Автор(ы): Файзиева Мавжуда Рахматовна, Саидова Гулсара Сайдалиевна, Ахмедова Адолат Насруллаевна, Иброхимова Сурайёхон, Махамадиева Шахноза
    Рубрика: Педагогические науки
    Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2018»  (октябрь, 2018)
    Количество просмотров статьи: 1952
    Показать PDF версию Дефектология как область научного познания

    Файзиева Мавжуда Рахматовна
    Учреждения дошкольного образования № 22 Узунского района,

    Саидова Гулсара Сайдалиевна
    Учреждения дошкольного образования № 2 Узунского района,

    Ахмедова Адолат Насруллаевна
    Учреждения дошкольного образования № 4 Сариасийского района,

    Иброхимова Сурайёхон
    Учреждения дошкольного образования № Узунского района,

    Махамадиева Шахноза
    Учреждения дошкольного образования № 6 Кизирикского района

    Аннотация: Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности.

    Ключевые слова: логопед, педагогическая наука,психофизиология,дидактика

    О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.

    В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли такие ученые: французский врач-психиатр Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар. В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия.

    ДЕФЕКТОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

    Дефектология относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания. Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика — вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

    В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследовании (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами — слепо-глухо-немота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).

    Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность — основная социальная функция личности, поэтому изучение ее своеобразия и путей совершенствования у аномальных детей способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда. Используя различные методы научного исследования, ученые-дефектологи изучают объективные закономерности развития аномальных детей, обосновывают и совершенствуют систему их воспитания и обучения.

    Разрабатывая содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аномальных детей, советская дефектология исходит из возможности существенного развития их познавательной деятельности в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.

    Дефект развития, т. е. физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, не означает наличие только отрицательных признаков. Он не отрицает в развитии аномального ребенка некоторых положительных тенденций, которые зависят от соответствующих условий воспитании и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. Так, у слепого ребенка обостряются слух, обонятельная и тепловая чувствительность, помогающие его ориентировке в пространстве. Глухой ребенок улавливает движение, музыку посредством вибрационных ощущений, доводя их до совершенства.

    Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности.

    Вместе с тем аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка

    Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных в дефектологии.

    По мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов данной науки — определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например, результатом совершенствования дифференциальной диагностики было выявление детей с задержками психического развития среди неуспевающих в массовой школе.

    При подборе системы и методов обучения для аномального ребенка учитывается также возраст ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

    Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

    Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выгодскому, зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, т. е. со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. [Текст]/ Л.И. Аксенова. — М.: Академия, 2001. — 263 с.
    2. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. [Текст] / Гилленбранд К. — М.: Академия, 2005. — 323 с.
    3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. [Текст] / Н.Л.Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2001. — 458 с.
    4. Краснов В.Н. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. [Текст] / В.Н. Краснов, И.А.Гурович. — М.: Академия, 2000. — 473 с.
    5. Лубовский В. И. Специальная психология. [Текст] / В.И. Лубовский — М.: Академия, 2003. — 268 с.

    От «дефектологии» к особым потребностям: Friedrich-Ebert-Stiftung Монголия

    Задумывались ли вы когда-нибудь глубоко о том, что вы думаете об инвалидности и какой была бы ваша версия ее определения? История доктора Оджерела может многое рассказать. После того, как она посвятила 34 года своей жизни сектору специального образования и получила образование в бывшем Советском Союзе и Японии, ее противоречивые взгляды открыли мне глаза. Когда она закончила Государственный университет в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1984 со специализацией в области науки об образовании, перспектива, с которой исследование рассматривало специальное образование, было сосредоточено на инвалидности, нарушениях, и поэтому оно было названо исследованием «дефектологии».

    Послушайте наш подкаст «Нерассказанное: скрытые истории людей с ограниченными возможностями в Монголии»

    После демократизации 90-х годов она осталась в сфере образования и работала в школе № 29 , Институте повышения квалификации учителей и Министерство образования. Зная, как много еще предстоит сделать, она искала ответы в развитых странах и нашла их в Японии, где получила степень магистра и доктора наук, специализируясь на специальном образовании. Там она впервые столкнулась с понятием особых потребностей и осознала, насколько велика пропасть между Монголией и Японией. Подход к инвалидности не с точки зрения нарушений и того, как инвалиды должны адаптироваться к окружающей среде, а с точки зрения того, какая особая помощь нужна человеку для развития, впечатлило ее в японском образовании. Ключевой вопрос здесь заключается в том, получают ли нуждающиеся помощь, в которой они нуждаются, чтобы реализовать свой потенциал.

    Фото: сама доктор Одджерел (с разрешения доктора Оджерел)

    В настоящее время монгольские законы и нормативные акты рассматривают только шесть категорий инвалидности. К ним относятся нарушения зрения, слуха, умственные, речевые или языковые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата и комбинированные нарушения. Напротив, в США, Великобритании и Японии имеется тринадцать, одиннадцать и десять категорий соответственно. Монгольская классификация по-прежнему ограничивается физическими недостатками, тогда как в других странах особое внимание уделяется трудностям в развитии, дефициту внимания и поведенческим изменениям.

    Другая проблема заключается в том, что физические недостатки и умственные нарушения как бы помещаются в одну коробку. Ребенок, у которого есть физические недостатки, но нет изменений в развитии и поведении, не нуждается в специальной программе. Если школьная среда им доступна, они вполне способны конкурировать с другими учениками. Другими словами, исключая их из обычной школьной среды, мы мешаем им полностью реализовать свой потенциал.

    И наоборот, когда мы встречаем кого-то с проблемами в развитии, мы относимся к ним так, как будто их физическая или органическая система чем-то отличается, как будто у них отсутствует что-то вроде руки или зрения. Д-р Одгерел подчеркивает необходимость того, чтобы сектор образования действительно различал, кто нуждается в какой помощи, чтобы оправиться от нарушения или полностью раскрыть свой потенциал. Какие способности полностью или менее развиты? Это вопрос, который должен быть руководящим сектором образования.

    Кроме того, в разных секторах должны быть разные руководящие принципы, законы и постановления, поддерживающие их. Например, «Закон Монголии об инвалидах» имеет слишком общее определение инвалидности, и нет конкретного закона об образовании инвалидов, а закон регулирует отношения всех секторов с инвалидами. Следовательно, есть только рамки, которые регламентируют существование таких рамок, но не конкретизируют методологию, процессы и практики в реальной жизни. Как упоминалось ранее, монголы с трудностями в развитии, дефицитом внимания и изменениями в поведении не выявляются. Но как мы можем их правильно идентифицировать?

    Все мы помним кого-то из школьных лет, кто не обращал особого внимания на то, что может сказать учитель. Но были ли они сурово осуждены как сверстниками, так и учителями, а им нужна была лишь небольшая помощь, а не стигматизация и наказание? Встречая таких учеников, многие учителя справляются с ними, давая дополнительные задания и дополнительные индивидуальные занятия. Но результаты фактически неудовлетворительны. Ключевой вопрос звучит так: «Они просто недостаточно умны или им нужна особая поддержка?»

    Фото: д-р Одгерел, первый справа (с разрешения д-ра Одгерел)

    Чтобы прояснить этот вопрос в монгольском контексте, д-р Одгерел и ее коллеги из Нагойского университета разработали анкету теста интеллекта для монгольских детей. Тысяча восемнадцать детей приняли участие в анкетировании, чтобы проверить методологию и отрегулировать анкету в соответствии с монгольским контекстом, тем самым также учитывая различия между сельской местностью и городом. В настоящее время проводится обучение участников опроса, и ожидается, что он будет использоваться в будущем, чтобы можно было правильно идентифицировать детей с нарушениями развития.

    Возвращаясь к вопросу о том, кто не получает помощи, необходимой им для реализации своего человеческого потенциала, можно назвать некоторые тревожные цифры. В соответствии с нашей нынешней категоризацией только лица с физическими недостатками (подтвержденные медицинскими работниками) получают утвержденное правительством специальное образование. Напротив, другие развитые страны предоставляют специальное образование для лиц с нефизической инвалидностью примерно в 70–80% случаев. Таким образом, легко предсказать, что мы касаемся лишь верхушки айсберга, когда речь идет об оказании помощи нуждающимся.

    Однако дело не только в юридических ограничениях. Чаще всего наши соотечественники-монголы, родители других детей мешают образовательному пути инвалидов в основном двумя способами. Во-первых, родители детей со специфическими нарушениями обучаемости не хотят это признавать. Во-вторых, родители других детей не хотят, чтобы их ребенок был одноклассником детей с инвалидностью. Оба относятся к негативной коннотации в монгольском языке, связанной с не в состоянии развить и быть каким-то образом неполным . В качестве решения д-р Оджерел выступает за использование положительной терминологии для описания людей с ограниченными возможностями с точки зрения образования, например, людей с особыми образовательными потребностями . Это не только окажет положительное влияние на повседневный опыт людей с особыми потребностями, но и позволит учителям, родителям других детей, ученикам и персоналу школы позитивно работать и взаимодействовать с людьми с особыми потребностями. . Стигматизация должна закончиться в нашем сознании, а начинается она со смены терминологии.

    Автор: Идерболд Батбаяр — будущий специалист по обработке и анализу данных, окончивший Монгольско-Американский университет LETU и получивший образование в области политологии в Марбургском университете имени Филиппа, Германия. Параллельно с учебой он оказывает консультационные услуги Проекту инновационной политики ПРООН и медиа-организациям по различным проектам. Он поддерживает идеи, связанные с равенством возможностей, открытыми данными и этичным бизнесом.

    Редактор: Рия Тикку специализируется на политике гуманизма, правах человека, международной миграции и исследованиях диаспоры. Будучи аспирантом Лондонского университета (SOAS) по специальности «Политика конфликтов, прав и справедливости», она сосредоточилась на отношениях между политикой, нормами и законом. В Монголии она предоставляет редакционные и исследовательские консультации аналитическим центрам и МНПО. Она также работает преподавателем глобальных перспектив и международных отношений.

    Untold Сообщение в блоге 20: От «дефектологии» к особым потребностям

    By Iderbold Batbayar

    Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что вы думаете об инвалидности и какова будет ваша версия ее определения? История доктора Оджерела может многое рассказать. После того, как она посвятила 34 года своей жизни сектору специального образования и получила образование в бывшем Советском Союзе и Японии, ее противоречивые взгляды открыли мне глаза. Когда она закончила Государственный университет в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1984 со специализацией в области науки об образовании, перспектива, с которой исследование рассматривало специальное образование, было сосредоточено на инвалидности, нарушениях, и поэтому оно было названо исследованием «дефектологии».

    Friedrich-Ebert-Stiftung Монголия · #20 Согогзүйгээс тусгай хэрэгцээт боловсрол руу

    После демократизации 90-х годов она осталась в сфере образования и работала в школе 29 th , Институте развития и учителей Министерство образования. Зная, как много еще предстоит сделать, она искала ответы в развитых странах и нашла их в Японии, где получила степень магистра и доктора наук, специализируясь на специальном образовании. Там она впервые столкнулась с понятием особых потребностей и осознала, насколько велика пропасть между Монголией и Японией. Подход к инвалидности не с точки зрения нарушений и того, как инвалиды должны адаптироваться к окружающей среде, а с точки зрения того, какая особая помощь нужна человеку для развития, впечатлило ее в японском образовании. Ключевой вопрос здесь заключается в том, получают ли нуждающиеся помощь, в которой они нуждаются, чтобы реализовать свой потенциал.

    Фото: сама д-р Одгерел (с разрешения д-ра Одгерел)

    В настоящее время монгольские законы и правила предусматривают только шесть категорий инвалидности. К ним относятся нарушения зрения, слуха, умственные, речевые или языковые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата и комбинированные нарушения. Напротив, в США, Великобритании и Японии имеется тринадцать, одиннадцать и десять категорий соответственно. Монгольская классификация по-прежнему ограничивается физическими недостатками, тогда как в других странах особое внимание уделяется трудностям в развитии, дефициту внимания и поведенческим изменениям.

    Другая проблема заключается в том, что физические недостатки и умственные нарушения как бы помещаются в одну коробку. Ребенок, у которого есть физические недостатки, но нет изменений в развитии и поведении, не нуждается в специальной программе. Если школьная среда им доступна, они вполне способны конкурировать с другими учениками. Другими словами, исключая их из обычной школьной среды, мы мешаем им полностью реализовать свой потенциал.

    И наоборот, когда мы встречаем кого-то с проблемами в развитии, мы относимся к ним так, как будто их физическая или органическая система чем-то отличается, как будто у них отсутствует что-то вроде руки или зрения. Д-р Одгерел подчеркивает необходимость того, чтобы сектор образования действительно различал, кто нуждается в какой помощи, чтобы оправиться от нарушения или полностью раскрыть свой потенциал. Какие способности полностью или менее развиты? Это вопрос, который должен быть руководящим сектором образования.

    Кроме того, в разных секторах должны быть разные руководящие принципы, законы и постановления, поддерживающие их. Например, «Закон Монголии об инвалидах» имеет слишком общее определение инвалидности, и нет конкретного закона об образовании инвалидов, а закон регулирует отношения всех секторов с инвалидами. Следовательно, есть только рамки, которые регламентируют существование таких рамок, но не конкретизируют методологию, процессы и практики в реальной жизни. Как упоминалось ранее, монголы с трудностями в развитии, дефицитом внимания и изменениями в поведении не выявляются. Но как мы можем их правильно идентифицировать?

    Все мы помним кого-то из школьных лет, кто не обращал особого внимания на то, что может сказать учитель. Но были ли они сурово осуждены как сверстниками, так и учителями, а им нужна была лишь небольшая помощь, а не стигматизация и наказание? Встречая таких учеников, многие учителя справляются с ними, давая дополнительные задания и дополнительные индивидуальные занятия. Но результаты фактически неудовлетворительны. Ключевой вопрос звучит так: «Они просто недостаточно умны или им нужна особая поддержка?»

    Фото: д-р Одгерел, первый справа (с разрешения д-ра Одгерел)

    Чтобы прояснить этот вопрос в монгольском контексте, д-р Одгерел и ее коллеги из Нагойского университета разработали анкету теста интеллекта для монгольского языка. дети. Тысяча восемнадцать детей приняли участие в анкетировании, чтобы проверить методологию и отрегулировать анкету в соответствии с монгольским контекстом, тем самым также учитывая различия между сельской местностью и городом. В настоящее время проводится обучение участников опроса, и ожидается, что он будет использоваться в будущем, чтобы можно было правильно идентифицировать детей с нарушениями развития.

    Возвращаясь к вопросу о том, кто не получает помощи, необходимой им для реализации своего человеческого потенциала, можно назвать некоторые тревожные цифры. В соответствии с нашей нынешней категоризацией только лица с физическими недостатками (подтвержденные медицинскими работниками) получают утвержденное правительством специальное образование. Напротив, другие развитые страны предоставляют специальное образование для лиц с нефизической инвалидностью примерно в 70–80% случаев. Таким образом, легко предсказать, что мы касаемся лишь верхушки айсберга, когда речь идет об оказании помощи нуждающимся.

    Однако дело не только в юридических ограничениях. Чаще всего наши соотечественники-монголы, родители других детей мешают образовательному пути инвалидов в основном двумя способами. Во-первых, родители детей со специфическими нарушениями обучаемости не хотят это признавать. Во-вторых, родители других детей не хотят, чтобы их ребенок был одноклассником детей с инвалидностью. Оба связаны с негативной коннотацией в монгольском языке, связанной с не в состоянии развить  и быть каким-то образом неполным . В качестве решения д-р Одгерел выступает за позитивную терминологию при описании людей с ограниченными возможностями с точки зрения образования, например, человек с особыми образовательными потребностями . Это не только окажет положительное влияние на повседневный опыт людей с особыми потребностями, но и позволит учителям, родителям других детей, ученикам и персоналу школы позитивно работать и взаимодействовать с людьми с особыми потребностями. . Стигматизация должна закончиться в нашем сознании, а начинается она со смены терминологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *