3 способа борьбы с ними — Моноклер
Рубрики : Последние статьи, Психология
Жвачка, отвлечение и вовлечение: писатель и журналист Харриет Браун, которую на протяжении 30-ти лет преследует синдром навязчивой мелодии, рассказывает о природе этого явления, его механизмах и основных способах борьбы с самозваными саундтреками нашей жизни.
Если вы относитесь к тем 92-м процентам населения, которых преследует «синдром навязчивой мелодии», и вас постоянно одолевают эти неугомонные фрагменты музыки, появляющиеся без приглашения у вас в голове, возможно, вам хотелось бы узнать о способах, которые помогут остановить этот когнитивный зуд. «Синдром навязчивой мелодии» — это, как правило, мягкая форма руминации – без конца повторяющихся навязчивых мыслей, связанных с тревогой и депрессией.
Психологи уже давно пытаются найти способы выдворения этих нежелательных гостей, и теперь исследователи из Университета Рединга в Англии предлагают новый подход: жевать жвачку. Психолог Филипп Биман и его коллеги обнаружили, что студенты, которым пришлось прослушать отрывки навязчивых песен и мелодий и которые после этого жевали жвачку, сообщали о меньшем количестве непроизвольных музыкальных образов, чем те, кто не жевал. Жевание жевательной резинки, как и чтение про себя, разговор с самим собой или напевание мелодий, вовлекает в работу язык, зубы и другие анатомические области, используемые для производства речи, так называемые субвокальные артикуляторы. Эти субвокализации мешают мозгу формировать словесные или музыкальные воспоминания.
Так что для некоторых людей достаточно будет пожевать жвачку, чтобы избежать непрерывных повторений «Марии» из фильма «Звуки музыки». Однако эта техника едва ли поможет при глубоко укоренившихся навязчивых мелодиях. У меня самой есть неприятный опыт «застревания»: в течение 30-ти лет одни и те же девять нот из неизвестной мне песни появляются у меня в голове (эксперты говорят, что это редкий случай). Жевательная резинка не помогла.
Другие стратегии избавления от навязчивых мелодий основываются на том, что британский музыкальный психолог Виктория Уильямсон из университета Шеффилда описывает как «отвлечение и вовлечение». Как она объясняет, наиболее эффективное отвлечение может быть вербальным или музыкальным: повторение мантры, декламирование разных стихов, прослушивание различных песен, даже игра на музыкальных инструментах. Эти способы работают за счет активации компонентов рабочей памяти, участвующих в создании навязчивых мелодий, — некого цикла хранения и повторения, называемого «фонологическая петля».
«Если вы заполните его чем-то другим, использующим ту же схему, у него не хватит ресурсов, чтобы сформировать навязчивую мелодию», — отмечает Уильямсон.
Сосредоточение внимания на конкретной умственной задаче, например, на продумывании недельного расписания, также может прогнать повторяющуюся мелодию. Тем не менее, если задача слишком легка или слишком сложна, наш мозг предпочтет вернуться к надоевшему фрагменту. Задача должна обеспечить лишь необходимое количество когнитивной нагрузки — профессор психологии из Университета Западного Вашингтона Ира Хайман называет это «эффект Златовласки». Исследователи из Кембриджского университета разработали прекрасное, по их глубокому убеждению, упражнение: мысленную генерацию случайных чисел – по одному в секунду, никогда не повторяя.
Другой распространенный подход заключается в максимальном внимании к навязчивой мелодии. Вместо того чтобы пытаться не думать о ней, вы сознательно слушаете всю песню от начала до конца, несколько раз подряд. Большинство навязчивых мелодий представляют собой фрагменты, которые и обеспечивают упорную долговечность мелодии. Неполные воспоминания остаются в голове дольше, чем полные. Это явление известно как эффект Зейгарник. Как отмечает Уильямсон, дополняя фрагмент, вы можете управлять песней с помощью вашей сознательной памяти.
Или не можете. Ни отвлечение, ни вовлечение не сработало в моем случае. В конечном счете некоторые эксперты говорят, что лучшая стратегия может заключаться в том, чтобы просто научиться наслаждаться концертами в вашей голове. Я пыталась определить, нарушить и прервать мою навязчивую мелодию в течение трех десятилетий, и мне не повезло. Время от времени она покидает меня на день или два, и я с надеждой думаю, что ей пришел конец; затем я обнаруживаю, что я вновь напеваю те же девять нот. Я решила думать об этом, как о саундтреке к моей жизни. Ведь он мог бы быть и хуже. Я бы могла оказаться тем человеком, чье внутреннее молчание могло бы нарушаться строчками «It’s Friday, Friday, gotta get down on Friday» из песни Ребекки Блэк.
Итак, подведём итог:
- От 15 до 30 секунд: расчетная длина типичного фрагмента навязчивой мелодии;
- 92 % людей испытывают синдром навязчивой мелодии по крайней мере один раз в неделю;
- Среди 99 % населения синдром навязчивой мелодии встречается изредка;
Большинство людей описывают фрагменты навязчивых мелодий как «неопасные», однако:
- 15 % находят свою навязчивую мелодию «тревожной»
- 33 % описывают свой когнитивный зуд как «неприятный».
По материалам: How Do You Solve a Problem Like an Earworm?
Обложка: Hoffnungsschimmer/flickr.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Похожие статьи
monocler.ru
Навязчивая мелодия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Навязчивая мелодия (earworm или brainworm), — легко запоминающееся музыкальное произведение, которое постоянно повторяется в голове, как только оно перестаёт играть[1]. Обычно описывается как непроизвольное повторение музыкальных образов[2][3]. Слово earworm — это калька от немецкого Ohrwurm.[4] Самое раннее известные использование — в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные» (Flyaway)[5].
Исследователи, которые изучали этот феномен: Теодор Райк[6], Шон Беннетт[7], Оливер Сакс[8], Дэниел Левитин [9], Джеймс Келларис[10], Филипп Бимен[11] Вики Уильямсон[12], и, с более теоретической точки зрения, Питера Szendy[13]. Феномен широко распространён и не следует путать его с palinacousis — редким заболеванием, вызванным повреждением височной доли головного мозга, что приводит к слуховым галлюцинациям[14].
Исследования и противодействия
Согласно исследованиям Джеймс Келларис, 98 % людей сталкиваются с навязчивыми мелодиями, женщины и мужчины одинаково часто, но повторение этих мелодий в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше.[15] По этим данным, на песни с текстами пришлось 73,7 %, а на инструментальную музыку — лишь 7,7 % случаев.[16]
Учёные из Западного Вашингтонского университета выяснили, что привлечение рабочей памяти при решении умеренно трудных задач (например, анаграмм, судоку, а также чтение романов) эффективно останавливают повторение мелодий и уменьшают их рецидивы
Исследования 2015 года, проведенные в Школе психологии и клинических наук о языке в Университете Рединга, показали, что также может помочь жевательная резинка.[19]
В популярной культуре
Короткий рассказ Эдгара Аллана По «Бес противоречия» (1845).
Рассказ Марка Твена 1876 года «Литературный кошмар» (также известный как «Режьте, братцы, режьте!») — это про звон, от которого можно избавиться только путём передачи его другому лицу.
В коротком рассказ Генри Каттнер «Nothing but gingerbread left» (1943, в русском издании «Хотя держит нос налево»), Каттнер воображает секретные усилия союзников, направленные против фашистской Германии, используя броскую рифму для сломления оппозиции концентрации.[20] Англоговорящие были в безопасности от earworm, так как текст не скандировался на английском.
В двадцатом эпизоде 7-го сезон мультсериала Губка Боб Квадратные Штаны, под названием «Ушной червь» (2010) Губку Боба «заедает» песня под называнием «Musical Doodle».[21] Этот эпизод относит earworm как физическое существо, которое попадает в его голову при прослушивании запоминающейся песни.
В эпизоде сериала «Доктор Кто» Under the Lake, Доктор говорит, что он перенёс двухнедельный earworm, прослушав «Mysterious Girl» Питера Андре; он утверждал, что это было так невыносимо, что вскоре он «выпрашивает щетку смерти милостивой руки».
См. также
References
- ↑ «Oxford Dictionaries: „earworm“».
- ↑ Liikkanen L. A. (2012). «Inducing involuntary musical imagery: An experimental study». Musicae Scientiae 16 (2): 217–234. DOI:10.1177/1029864912440770.
- ↑ (2008) «Music in Everymind: Commonality of Involuntary Musical Imagery».
- ↑ «earworm», wordspy.com
- ↑ Desmond Bagley, Flyaway (1978), p. 41: «I fell into a blind, mindless rhythm and a chant was created in my mind what the Germans call an ‘earworm’ something that goes round and round in your head and you can’t get rid of it.
- ↑ Theodor Reik. The Haunting Melody: Psychoanalytic Experiences in Life and Music. — New York : Grove Press, 1953.
- ↑ Sean Bennett (August 30, 2002). Musical Imagery Repetition (Master). Cambridge University.
- ↑ Oliver Sacks. Musicophilia: Tales of Music and the Brain. — New York City: Doubleday, 2007 (Revised & expanded 2008). — 448 p. — ISBN 9781400033539.
- ↑ Daniel J. Levitin. This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession. — Penguin Publishing Group, 2006. — P. 111. — ISBN 978-1-101-21891-4.
- ↑ James J. Kellaris (2001). «Identifying Properties of Tunes That Get ‘Stuck in Your Head’». Proceedings of the Society for Consumer Psychology (American Psychological Society): 66—67.
- ↑ Beaman C. P., Williams T. I. (2010). «Earworms (stuck song syndrome): towards a natural history of intrusive thoughts.». Br J Psychol 101 (Pt 4): 637-53. DOI:10.1348/000712609X479636. PMID 19948084.
- ↑ Rhitu Chatterjee. Earworms: Why songs get stuck in our heads. BBC News (2012).
- ↑ Peter Szendy. Hits. Philosophy in the Jukebox. — Fordham University Press, 2012.
- ↑ David R. Moore, Paul Albert Fuchs, Adrian Rees, Alan Palmer, Christopher J. Plack. The Oxford Handbook of Auditory Science: The Auditory Brain. — OUP Oxford, 21 January 2010. — P. 535. — ISBN 978-0-19-923328-1.
- ↑ Adams, Cecil (October 16, 2009), «Why do songs get stuck in your head?»
- ↑ Hoffman, Carey (2001-04-04).
- ↑ Got a song stuck in your head? Solving an anagram can help get rid of it, Daily Mail, 24 March 2013
- ↑ Stephan M. Schwanauer, David A. Levitt. Machine Models of Music. — MIT Press, 1993. — P. 174. — ISBN 978-0-262-19319-1.
- ↑ Listen up — new research shows chewing gum could remove that stuck record in your head (англ.)
- ↑ «Nothing but Gingerbread Left» (Blog), Tenser, said the Tensor, May 23, 2004
- ↑ «Ear Worm: Musical Doodle».
Дополнительная литература
Ссылки
wikipedia.green
Как избавиться от навязчивых мелодий в голове
Когда говоришь о навязчивости мелодий в голове, на ум сразу приходит смешной фрагмент из мультфильма «Головоломка». Главная героиня — 11-летняя девочка Райли — периодически начинает напевать песенку из рекламы хлопьев «Мята плюс лайм», которую никак не может забыть. Надо признать, что такая ситуация случалась с каждым и не один раз. Некоторые мелодии привязываются на несколько дней, а то и месяцев и крутятся-крутятся в голове, не желая подчиняться приказу исчезнуть. Рассказываем, можно ли все-таки избавиться от таких «паразитов».
О термине
Несмотря на то что впервые термин «навязчивая мелодия», или «ушной червь» («earworm»), был использован в 1980-х гг., понятие это далеко не новое. Еще в 1876 г. о песнях-паразитах говорил Марк Твен, который написал рассказ «Литературный кошмар», позже переименованный в «Режьте, братья, режьте!». В нем рассказчик оказывается беспомощен, столкнувшись со «звучными виршами»:
Они мгновенно и неизгладимо врезались в мою память. Все время, пока я завтракал, они вихрем кружились в моей голове. Я ожесточенно сопротивлялся этому, но без всякой пользы. В голове у меня гудело… Поплелся в центр города, причем тут же обнаружил, что шагаю в такт этим неумолимым виршам.Отметим, что некоторые композиторы сознательно писали свою музыку так, чтобы она могла надолго врезаться в человеческую память. Один из таких музыкантов — это Николас Слонимски. В 1920-х гг. он изобретал музыкальные формы и фразы, которые с легкостью проникали в разум и становились частью сознания. К слову, сегодня таким приемом пользуются многие современные композиторы.
Почему мелодии застревают у нас в голове?
Иногда саму мелодию не надо слышать — стоит кому-то про нее просто упомянуть, как ваш «ушной червь» мгновенно оживает. Это доказывает, что песенная навязчивость — явление долговременной памяти, а не мгновенное эхо только что услышанного.
По мнению ученых, компоненты, которые могут удерживать образы и звуки, есть и в нашей кратковременной памяти.
«Внутреннее око» схватывает визуальную информацию, а «внутренним ухом» мы пользуемся, например, для запоминания телефонных номеров. Надоедливые мелодии попадают именно во «внутреннее ухо», которое, вместо того чтобы прокручивать в нашей голове планы на день или какие-то важные мысли, зацикливается на сочетании нескольких аккордов или паре строк из песни.
К счастью, психологи уже немного научились укрощать непослушное сознание. Чтобы избавиться от композиции-паразита, можно переключиться на что-нибудь совершенно другое. А лучше всего вспомнить такую песню, которая тоже легко запоминается. Как отмечают специалисты, два «ушных червя» вместе точно не уживутся.
Alice Moore / Unsplash.com
Исследование Келлариса: 99% становятся «жертвами» песен-паразитов
Психолог из Университета Цинциннати (США) Джеймс Келларис опросил 1000 респондентов, чтобы узнать, как часто они страдают от навязчивых мелодий в голове. Как выяснилось, из всех только 1% не имел «ушных червей». Остальные 99%, по его словам, были обречены. Так, бесконечно напевают строчки из песен 73,7%; повторяют бессмысленные рекламные джинглы 18,6%, а насвистывают мелодии без слов 7,7% опрошенных. Об эксперименте пишет официальный сайт университета.
«Это исследование, скорее всего, станет основой для творческого руководства рекламодателей, которые хотят увеличить запоминаемость своих джинглов. Оно также должно дать представления о работе человеческой памяти», — говорит психолог.
Позже ученый продолжил изучение мелодий-паразитов. Он опросил тех же людей, желая узнать, как они избавляются от назойливых звуков и слов.
Оказалось, что кто-то читает в эти моменты вслух, кто-то делится мелодией с другом (якобы я страдаю, и ты давай тоже), другие же поют надоедливую песню до конца. В общем, как считает Келларис, способов много, и все они могут помочь.
И все-таки как избавиться от навязчивой мелодии
«Музыка играет в моей голове снова, и снова, и снова, и нет ей конца». Американская певица, пианистка и композитор Кэрол Кинг очень точно описала всю суть навязчивых мелодий. Действительно, по одному приказу песни-паразиты не исчезнут из мыслей, однако ученые из Западного Вашингтонского университета все-таки нашли решение этой проблемы, пишет Daily Mail.
Научные сотрудники обнаружили, что привлечение рабочей памяти для работы над умеренно трудными задачами вроде анаграммы и судоку будет эффективным способом остановить earworms и уменьшить их рецидивы.
Чтобы прийти к такому выводу, исследователям пришлось провести эксперимент. Они сыграли запоминающиеся поп-песни для добровольцев, а затем дали им решить головоломки.
Обнаружилось, что навязчивые мелодии исчезают из головы уже после решения пяти простейших задач. Однако, как отмечают авторы проекта, остальные отвлеченные действия, не связанные с умственной деятельностью, например ходьба или вождение, не дают желаемого результата, а именно не отвлекают от назойливых композиций:
«Ходьба и вождение — это автоматические действия, они не используют никаких когнитивных ресурсов. Поэтому память может автоматически начать играть песни-паразиты», — сообщает музыкальный психолог, руководитель исследования Ира Хайман.
Также научные сотрудники проанализировали, что самые популярные песни в чартах, как правило, и становятся навязчивыми. Среди всех исполнителей они выделили тех, у кого самые запоминающиеся, а значит, самые надоедливые треки. И если вы не хотите завести в своей голове «ушного червя», то не слушайте «Битлз», «Аббу», Леди Гагу, Бьенсе, Рианну и Тейлор Свифт, рекомендуют эксперты.
David Streit / Unsplash.com
Еще один способ избавиться от навязчивой мелодии — жевать резинку
Специалисты из Университета Ридинга открыли необычное свойство обычной жвачки, а именно выяснили, что жевание резинки после прослушивания навязчивой мелодии поможет вспоминать песню-паразита гораздо реже, пишет BBC.
В эксперименте приняли участие 98 добровольцев. Им включили цепляющие мелодии: David Guetta «Play Hard» и Maroon 5 «Payphone».
Затем участников попросили в течение трех минут после прослушивания нажимать на кнопку каждый раз, когда они подумают о композиции, с жевательной резинкой или без нее. Выяснилось, что те испытуемые, которые в этот момент жевали, сообщали о навязчивых мелодиях куда реже тех, у кого резинки не было.
«Наложение движений десен, жующих резинку, на нашу собственную «внутреннюю речь» может работать намного шире. Однако потребуется намного больше исследований, чтобы понять, поможет ли жвачка противостоять симптомам обсессивно-компульсивных расстройств и тому подобному», — пояснил результаты исследования автор проекта, доктор Фил Бимен.
Как избавиться от навязчивой мелодии? К сожалению, четкого ответа нет. Вы, конечно, можете попробовать все способы, которые мы вам, дорогие читатели, предложили выше, но гарантии, что они вам помогут, нет. Но просим вас не отчаиваться, так как песни-паразиты, которые так и липнут к голове, — это нормальное явление. Хотя если вы слышите музыку (не прокручиваете ее в голове, а именно слышите), которая на самом деле не играет в этот момент, то вам следует непременно показаться специалисту, ведь слуховые галлюцинации могут быть признаком серьезного заболевания, например шизофрении.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru
Навязчивая мелодия — Википедия. Что такое Навязчивая мелодия
Навязчивая мелодия (earworm или brainworm), — легко запоминающееся музыкальное произведение, которое постоянно повторяется в голове, как только оно перестаёт играть[1]. Обычно описывается как непроизвольное повторение музыкальных образов[2][3]. Слово earworm — это калька от немецкого Ohrwurm.[4] Самое раннее известные использование — в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные» (Flyaway)[5].
Исследователи, которые изучали этот феномен: Теодор Райк[6], Шон Беннетт[7], Оливер Сакс[8], Дэниел Левитин[9], Джеймс Келларис[10], Филипп Бимен[11] Вики Уильямсон[12], и, с более теоретической точки зрения, Питера Szendy[13]. Феномен широко распространён и не следует путать его с palinacousis — редким заболеванием, вызванным повреждением височной доли головного мозга, что приводит к слуховым галлюцинациям[14].
Исследования и противодействия
Согласно исследованиям Джеймс Келларис, 98 % людей сталкиваются с навязчивыми мелодиями, женщины и мужчины одинаково часто, но повторение этих мелодий в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше.[15] По этим данным, на песни с текстами пришлось 73,7 %, а на инструментальную музыку — лишь 7,7 % случаев.[16]
Учёные из Западного Вашингтонского университета выяснили, что привлечение рабочей памяти при решении умеренно трудных задач (например, анаграмм, судоку, а также чтение романов) эффективно останавливают повторение мелодий и уменьшают их рецидивы[17]. Другое издание отмечает, что мелодичная музыка чаще имеет повторяющийся ритм, который может привести к бесконечным повторением, и разве что кульминация может разорвать этот порочный круг[18].
Исследования 2015 года, проведенные в Школе психологии и клинических наук о языке в Университете Рединга, показали, что также может помочь жевательная резинка.[19]
В популярной культуре
Короткий рассказ Эдгара Аллана По «Бес противоречия» (1845).
Рассказ Марка Твена 1876 года «Литературный кошмар» (также известный как «Режьте, братцы, режьте!») — это про звон, от которого можно избавиться только путём передачи его другому лицу.
В коротком рассказ Генри Каттнер «Nothing but gingerbread left» (1943, в русском издании «Хотя держит нос налево»), Каттнер воображает секретные усилия союзников, направленные против фашистской Германии, используя броскую рифму для сломления оппозиции концентрации.[20] Англоговорящие были в безопасности от earworm, так как текст не скандировался на английском.
В двадцатом эпизоде 7-го сезон мультсериала Губка Боб Квадратные Штаны, под названием «Ушной червь» (2010) Губку Боба «заедает» песня под называнием «Musical Doodle».[21] Этот эпизод относит earworm как физическое существо, которое попадает в его голову при прослушивании запоминающейся песни.
В эпизоде сериала «Доктор Кто» Under the Lake, Доктор говорит, что он перенёс двухнедельный earworm, прослушав «Mysterious Girl» Питера Андре; он утверждал, что это было так невыносимо, что вскоре он «выпрашивает щетку смерти милостивой руки».
См. также
References
- ↑ «Oxford Dictionaries: „earworm“».
- ↑ Liikkanen L. A. (2012). «Inducing involuntary musical imagery: An experimental study». Musicae Scientiae 16 (2): 217–234. DOI:10.1177/1029864912440770.
- ↑ (2008) «Music in Everymind: Commonality of Involuntary Musical Imagery». Proceedings of the 10th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC 10): 408–412. Проверено 2017-08-29.
- ↑ «earworm», wordspy.com
- ↑ Desmond Bagley, Flyaway (1978), p. 41: «I fell into a blind, mindless rhythm and a chant was created in my mind what the Germans call an ‘earworm’ something that goes round and round in your head and you can’t get rid of it.
- ↑ Theodor Reik. The Haunting Melody: Psychoanalytic Experiences in Life and Music. — New York : Grove Press, 1953.
- ↑ Sean Bennett (August 30, 2002). Musical Imagery Repetition (Master). Cambridge University.
- ↑ Oliver Sacks. Musicophilia: Tales of Music and the Brain. — New York City: Doubleday, 2007 (Revised & expanded 2008). — 448 p. — ISBN 9781400033539.
- ↑ Daniel J. Levitin. This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession. — Penguin Publishing Group, 2006. — P. 111. — ISBN 978-1-101-21891-4.
- ↑ James J. Kellaris (2001). «Identifying Properties of Tunes That Get ‘Stuck in Your Head’». Proceedings of the Society for Consumer Psychology (American Psychological Society): 66—67.
- ↑ Beaman C. P., Williams T. I. (2010). «Earworms (stuck song syndrome): towards a natural history of intrusive thoughts.». Br J Psychol 101 (Pt 4): 637-53. DOI:10.1348/000712609X479636. PMID 19948084.
- ↑ Rhitu Chatterjee. Earworms: Why songs get stuck in our heads. BBC News (2012).
- ↑ Peter Szendy. Hits. Philosophy in the Jukebox. — Fordham University Press, 2012.
- ↑ David R. Moore, Paul Albert Fuchs, Adrian Rees, Alan Palmer, Christopher J. Plack. The Oxford Handbook of Auditory Science: The Auditory Brain. — OUP Oxford, 21 January 2010. — P. 535. — ISBN 978-0-19-923328-1.
- ↑ Adams, Cecil (October 16, 2009), «Why do songs get stuck in your head?»
- ↑ Hoffman, Carey (2001-04-04).
- ↑ Got a song stuck in your head? Solving an anagram can help get rid of it, Daily Mail, 24 March 2013
- ↑ Stephan M. Schwanauer, David A. Levitt. Machine Models of Music. — MIT Press, 1993. — P. 174. — ISBN 978-0-262-19319-1.
- ↑ Listen up — new research shows chewing gum could remove that stuck record in your head (англ.)
- ↑ «Nothing but Gingerbread Left» (Blog), Tenser, said the Tensor, May 23, 2004
- ↑ «Ear Worm: Musical Doodle».
Дополнительная литература
Ссылки
wiki.sc
как это работает и как с ними бороться!
Наверное, каждому человеку в мире знакомо такое явление, как навязчивая мелодия.
Как правило, это популярная песня или ее фрагмент, который снова и снова крутится в голове, и от которого практически невозможно избавиться.
В западной психологии это забавное явление получило меткое название earworm («ушной червь»).
Несмотря на распространенность, причины эффекта навязчивых мелодий по сей день полностью не изучены. Зато сам механизм этого процесса уже поддается анализу.
Какие мелодии становятся навязчивыми
Недавно Американская Психологическая Ассоциация провела масштабное исследование «ушных червей».
Были проанализированы тысячи мелодий, имеющих потенциал для того, чтобы стать «навязчивыми».
Так ученым удалось выделить ряд общих характеристик, делающих ту или иную композицию особенно прилипчивой.
По словам Келли Якубовски, руководителя исследования, потенциальные «ушные черви», как правило, имеют быстрый темп и незамысловатую повторяющуюся мелодию.
При этом очень часто в повторяющемся фрагменте мелодии несколько финальных нот могут поочередно повышаться и понижаться.
В качестве эталонного примера такой навязчивой мелодии исследователи приводят вступление к композиции «Maroon 5 — Moves Like Jagger».
Многократное повторение в композиции одного и того же мотива также может превратить его навязчивой мелодией.
Примером этому может служить знаменитая басовая партия из композиции «The White Stripes — Seven Nation Army».
Как бороться с навязчивыми мелодиями
Каждый, кто сталкивался с феноменом «ушных червей», знает, что рано или поздно навязчивая мелодия сама покидает голову.
Но бывает и так, что надоедливый фрагмент крутится в голове не один час и даже не один день.
Навязчивая мелодия уже не кажется ни забавной, ни приятной, но выбросить ее из головы не удается.
В самых тяжелых случаях «червь» сожжет мешать вам спать. На этот случай у ученых припасено несколько советов.
Разгадывайте головоломки или читайте книги
Ученые из Западного Вашингтонского университета предлагают загружать свой мозг чем-то, что требует концентрации.
Неплохо в этом могут помочь математические головоломки, вроде судоку или японских графических кроссвордов.
Также может помочь чтение увлекательной художественной литературы.
Важно, чтобы книга поглотила вас полностью. Вы и не заметите, как навязчивая мелодия растворится в процессе чтения.
Жуйте жевательную резинку
Британские исследователи из Университета Рединга предложили более «механический» способ борьбы с навязчивыми мелодиями.
По их словам, ритмичное сокращение мышц челюстей способно разрушать ритм, засевший в голове.
Иными словами, если вас мучает какая-то навязчивая мелодия, попробуйте пожевать жвачку.
К слову, если верить ученым, аналогичным образом жевательная резинка может помочь выбросить из головы навязчивые мысли.
Проиграйте песню до конца
Если вы хорошо знаете песню, фрагмент из которой засел у вас в голове, расслабьтесь и попробуйте тщательно «прокрутить» в голове композицию от начала и до самого конца.
Есть шанс, что таким образом вы выйдете из «петли» бесконечного повторения навязчивого фрагмента и освободитесь от него.
Многократно прослушивайте композицию
Если вы не можете «прокрутить» песню в собственной голове, прослушайте ее в действительности.
И, желательно, не один раз. После нескольких повторений мозг должен выбросить надоевшую композицию из головы.
Попробуйте «вытравить» одного «червя» другим
Хуже всего, когда вы услышали навязчивый мотив случайно, но не знаете ни названия песни, ни ее исполнителя.
В этом случае вы не можете ни «прокрутить» композицию в голове, ни отыскать ее в интернете.
Если головоломки, книги и жевательные резинки не помогут, вам останется только один выход – попробовать вытравить одного «ушного червя» другим.
Вспомните прошлые случаи, когда у вас в голове крутилась какая-либо навязчивая мелодия, найдите ее и прослушайте несколько раз.
В худшем случае, один навязчивый мотив сменится другим, но уже знакомым. В лучшем – обе навязчивые мелодии взаимно аннигилируются.
Источник
zarepostim.ru
Навязчивая мелодия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Навязчивая мелодия (earworm или brainworm), — легко запоминающееся музыкальное произведение, которое постоянно повторяется в голове, как только оно перестаёт играть[1]. Обычно описывается как непроизвольное повторение музыкальных образов[2][3]. Слово earworm — это калька от немецкого Ohrwurm.[4] Самое раннее известные использование — в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные» (Flyaway)[5].
Исследователи, которые изучали этот феномен: Теодор Райк[6], Шон Беннетт[7], Оливер Сакс[8], Дэниел Левитин[9], Джеймс Келларис[10], Филипп Бимен[11] Вики Уильямсон[12], и, с более теоретической точки зрения, Питера Szendy[13]. Феномен широко распространён и не следует путать его с palinacousis — редким заболеванием, вызванным повреждением височной доли головного мозга, что приводит к слуховым галлюцинациям[14].
Исследования и противодействия
Согласно исследованиям Джеймс Келларис, 98 % людей сталкиваются с навязчивыми мелодиями, женщины и мужчины одинаково часто, но повторение этих мелодий в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше.[15] По этим данным, на песни с текстами пришлось 73,7 %, а на инструментальную музыку — лишь 7,7 % случаев.[16]
Учёные из Западного Вашингтонского университета выяснили, что привлечение рабочей памяти при решении умеренно трудных задач (например, анаграмм, судоку, а также чтение романов) эффективно останавливают повторение мелодий и уменьшают их рецидивы[17]. Другое издание отмечает, что мелодичная музыка чаще имеет повторяющийся ритм, который может привести к бесконечным повторением, и разве что кульминация может разорвать этот порочный круг[18].
Исследования 2015 года, проведенные в Школе психологии и клинических наук о языке в Университете Рединга, показали, что также может помочь жевательная резинка.[19]
Видео по теме
В популярной культуре
Короткий рассказ Эдгара Аллана По «Бес противоречия» (1845).
Рассказ Марка Твена 1876 года «Литературный кошмар» (также известный как «Режьте, братцы, режьте!») — это про звон, от которого можно избавиться только путём передачи его другому лицу.
В коротком рассказ Генри Каттнер «Nothing but gingerbread left» (1943, в русском издании «Хотя держит нос налево»), Каттнер воображает секретные усилия союзников, направленные против фашистской Германии, используя броскую рифму для сломления оппозиции концентрации.[20] Англоговорящие были в безопасности от earworm, так как текст не скандировался на английском.
В двадцатом эпизоде 7-го сезон мультсериала Губка Боб Квадратные Штаны, под названием «Ушной червь» (2010) Губку Боба «заедает» песня под называнием «Musical Doodle».[21] Этот эпизод относит earworm как физическое существо, которое попадает в его голову при прослушивании запоминающейся песни.
В эпизоде сериала «Доктор Кто» Under the Lake, Доктор говорит, что он перенёс двухнедельный earworm, прослушав «Mysterious Girl» Питера Андре; он утверждал, что это было так невыносимо, что вскоре он «выпрашивает щетку смерти милостивой руки».
См. также
References
- ↑ «Oxford Dictionaries: „earworm“».
- ↑ Liikkanen L. A. (2012). «Inducing involuntary musical imagery: An experimental study». Musicae Scientiae 16 (2): 217–234. DOI:10.1177/1029864912440770.
- ↑ (2008) «Music in Everymind: Commonality of Involuntary Musical Imagery». Proceedings of the 10th International Conference on Music Perception and Cognition (ICMPC 10): 408–412. Проверено 2017-08-29.
- ↑ «earworm», wordspy.com
- ↑ Desmond Bagley, Flyaway (1978), p. 41: «I fell into a blind, mindless rhythm and a chant was created in my mind what the Germans call an ‘earworm’ something that goes round and round in your head and you can’t get rid of it.
- ↑ Theodor Reik. The Haunting Melody: Psychoanalytic Experiences in Life and Music. — New York : Grove Press, 1953.
- ↑ Sean Bennett (August 30, 2002). Musical Imagery Repetition (Master). Cambridge University.
- ↑ Oliver Sacks. Musicophilia: Tales of Music and the Brain. — New York City: Doubleday, 2007 (Revised & expanded 2008). — 448 p. — ISBN 9781400033539.
- ↑ Daniel J. Levitin. This Is Your Brain on Music: The Science of a Human Obsession. — Penguin Publishing Group, 2006. — P. 111. — ISBN 978-1-101-21891-4.
- ↑ James J. Kellaris (2001). «Identifying Properties of Tunes That Get ‘Stuck in Your Head’». Proceedings of the Society for Consumer Psychology (American Psychological Society): 66—67.
- ↑ Beaman C. P., Williams T. I. (2010). «Earworms (stuck song syndrome): towards a natural history of intrusive thoughts.». Br J Psychol 101 (Pt 4): 637-53. DOI:10.1348/000712609X479636. PMID 19948084.
- ↑ Rhitu Chatterjee. Earworms: Why songs get stuck in our heads. BBC News (2012).
- ↑ Peter Szendy. Hits. Philosophy in the Jukebox. — Fordham University Press, 2012.
- ↑ David R. Moore, Paul Albert Fuchs, Adrian Rees, Alan Palmer, Christopher J. Plack. The Oxford Handbook of Auditory Science: The Auditory Brain. — OUP Oxford, 21 January 2010. — P. 535. — ISBN 978-0-19-923328-1.
- ↑ Adams, Cecil (October 16, 2009), «Why do songs get stuck in your head?»
- ↑ Hoffman, Carey (2001-04-04).
- ↑ Got a song stuck in your head? Solving an anagram can help get rid of it, Daily Mail, 24 March 2013
- ↑ Stephan M. Schwanauer, David A. Levitt. Machine Models of Music. — MIT Press, 1993. — P. 174. — ISBN 978-0-262-19319-1.
- ↑ Listen up — new research shows chewing gum could remove that stuck record in your head (англ.)
- ↑ «Nothing but Gingerbread Left» (Blog), Tenser, said the Tensor, May 23, 2004
- ↑ «Ear Worm: Musical Doodle».
Дополнительная литература
Ссылки
wiki2.red
Содержание статьи: Ля-ля-фа)) Изнуряющее, нервирующее состояние, когда в голове, подобно заевшей пластинке, крутятся строчки какой либо песни, знакомо девяносто девяти процентам населения земного шара. Незамысловатый мотив, повторяющийся набор слов, способны «взорвать мозг» не только самому человеку, но и окружающим его людям. Человек начинает бессознательно напевать «заевшие» строчки. А если природа не наградила его слухом и голосом, то эффект от его вокализмов будет негативно воздействовать на окружающих. Люди, страдающие синдромом навязчивой мелодии, сами испытывают дискомфорт от этого явления, ведь бессмысленное напевание мешает сосредоточиться на серьёзном действии, отвлекает от дел, а иногда и мешает нормально уснуть. Человек и рад бы «выключить» надоевшую, навязшую мелодию, но не тут то было. Она возвращается и повторяется снова и снова. В нашей статье мы расскажем о причинах возникновения данного явления, методах борьбы с ним, а также об оригинальном методе использования склонности к такому состоянию для своей пользы. Что такое «синдром навязчивой мелодии»Заевшая пластинка Синдром навязчивой мелодии (Earworm, sticky jingles) — непроизвольные музыкальные образы, возникающие в мозгу вследствие определенного вида индивидуальных причин. Продолжительность данного состояния — от нескольких минут до нескольких дней. Чаще всего этот синдром свойственен людям невротического склада, либо, в тяжелых случаях, индивидуумам, страдающим обсессивно-компульсивными расстройствами. Более подвержены этому состоянию женщины. Причины возникновения «синдрома навязчивой мелодии»Навязчивая мелодия
Методы борьбы с «синдромом навязчивой мелодии»Послушайте другую музыку
Польза «синдрома навязчивой песни»Изучаем иностранные языки при помощи песен Как ни парадоксально, синдром навязчивой песни может приносить не только вред, но и пользу. Главное, правильно подойти к этому вопросу. Информация в мозгу сохраняется дольше, если ассоциируется с узнаваемой мелодией, поскольку музыкальная и словесная память анализируется и воспринимается мозгом почти одновременно. Это можно увидеть на примере песенки для первоклашек, в которой они учат алфавит, при помощи несложной мелодии легко запоминая его. Таким образом, напевая любой текст, можно намного быстрее его запомнить. Музыка, напевание песни, помогает восстановить функции мозга после инсульта или сохранить деятельность мозга при наступлении старческой деменции. Ритм мелодии, застрявшей в голове, служит как своеобразный тренажёр для спортсмена. Левое полушарие мозга работает, чтобы вспомнить мелодию и соответственно, становится восприимчивым для восстановления и регенерации. Так что навязчивая мелодия в этом случае выполняет лечебную функцию. Если Вы захотели выучить иностранный язык, например, английский, то привязавшаяся иностранная песня-мелодия, заученная наизусть, поможет вам выучить много новых слов. А затем, узнав перевод текста, можно легко запомнить иностранные слова, еще раз прослушав нравящегося исполнителя. !!!Важно!!!Если, несмотря на все принятые меры и спустя долгое время, одна и та же мелодия продолжает звучать в Вашей голове, влияя на качество жизни, Вам следует немедленно обратиться к врачу. Это явление может быть признаком серьёзных поражений головного мозга. Как избавится от навязчивой мелодии /видео/Как забыть песню Проверенные способы избавления Песни в голове Самые навязчивые песни Избавляемся от мелодии в голове Вывод: Собственно говоря, в навязчивой мелодии, если она не причиняет никому дискомфорта, нет ничего особо страшного. Многие люди, занятые каким-то делом, часто мурлыкают себе что-то под нос. Не зацикливайтесь на проблемах, и не впадайте в тревожно-депрессивные состояния. Пусть музыка будет приятным звуковым сопровождением Вашей жизни, даря только положительные эмоции. |
www.xn--80abere2d2dza.xn--p1ai