§71. Навыки. Психология. Учебник для средней школы.
§71. Навыки
Из сказанного в предыдущем параграфе следует, что под навыками разумеются такие компоненты сложной деятельности — т. е. отдельные системы движений, процессов, входящих в деятельность,— которые протекают автоматически, т. е. без участия сознания. Однако в отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, каковы, например, безусловные рефлексы, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому их следует называть автоматизированными, т. е. «превращёнными в автоматические», а не просто «автоматическими» компонентами деятельности.
Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения её.
Никогда не следует забывать, что при выработке навыков автоматизируется не самая деятельность в целом, а лишь отдельные её компоненты. Чтение, письмо, стрельба, игра на рояле и т. п. всегда остаются сознательной деятельностью, автоматизируются же лишь операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, лишь способы её выполнения.
1) Формирование навыков
Укажем некоторые важнейшие моменты, характеризующие формирование навыков.
1. Объединение ряда частных действий в одно целостное действие. По подсчёту некоторых специалистов лётного обучения, во время учебного полёта по прямоугольному маршруту («по кругу»), продолжающегося 5—6 минут, лётчик должен выполнить около 200 действий. Легко понять, что за такой короткий промежуток нельзя успешно выполнить 200 самостоятельных сознательных действий. Одним из важнейших моментов формирования лётных навыков и является объединение отдельных групп таких первоначально самостоятельных действий в одно целостное действие, подчинённое одной задаче. То, что было раньше отдельным сознательным действием, становится теперь автоматизированной операцией, входящей в состав нового сложного действия.
Таким образом, по мере овладения навыками человек начинает работать всё более «крупными единицами». Обучаясь читать, учащийся читает сначала по буквам, затем по слогам и, наконец, целыми словами. На первых шагах обучения письму изображение каждого элемента буквы (палочка, кружок и т. п.) стоит в сознании ученика как особая задача; следующим этапом является целостное написание отдельных букв; при полном владении навыками письма написание целого слова, а иногда и целой фразы становится единым действием, которое осуществляется плавным и непрерывным движением.
2. Устранение излишних движений и напряжённости. Характерным признаком неумелого выполнения какой-либо деятельности является большое количество излишних движений. Ребёнок, начинающий писать, в большинстве случаев не может производить движение только рукой; он «помогает» себе языком, мышцами лица, движениями корпуса, а иногда и ног. По мере овладения техникой письма эти излишние движения устраняются. Другим проявлением отсутствия навыка является напряжённость, сопутствующая первым попыткам выполнить непривычное действие.
Выпадение лишних движений представляет собой результат дифференцировки движения, не подкрепляемые успешным результатом, постепенно затормаживаются, а движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений всё более закрепляются.
3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. Неумелый человек, пытаясь работать на пишущей машинке, ищет глазами каждую букву на клавиатуре; отведя взор от клавиатуры, он не сможет напечатать ни одного слова. В отличие от этого опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а машинистки, прошедшие правильную школу, могут работать совсем вслепую. Происходит это потому, что их движения контролируются не зрительными, а двигательными ощущениями. То же имеет место в большинстве двигательных навыков; по мере того как человек овладевает навыком, глаза его всё менее и менее прикованы к движениям, потому что вырабатывается уменье тонко контролировать движения с помощью двигательных ощущений.
Один из основных признаков автоматизированности движений заключается в том, что каждое движение непосредственно вызывается двигательным ощущением от предыдущего.
4. Возможность осуществления деятельности разными способами, или приёмaми. Овладевая навыками, человек вырабатывает некоторые постоянные, устойчивые, закрепившиеся способы выполнения тех или других действий. Это составляет необходимое условие автоматизации этих способов. Выполняясь всякий раз по-иному, они, конечно, не могли бы выполняться автоматически.
Однако полная неизменность в способах выполнения данной деятельности не является желательной. Подлинное мастерство требует гибкого изменения способов выполнения деятельности при изменении задач и условий, в которых она протекает. Хороший мастер тем и отличается от человека, только умеющего выполнять данное дело, что он владеет множествам приёмов и может применять любой из них в зависимости от данных обстоятельств. А это значит, что он владеет не одним, а многими навыками данной деятельности и, кроме того, владеет уменьем гибко пользоваться ими.
Возьмём самый элементарный пример . Всякий человек владеет навыками ходьбы, но не у всякого человека эти навыки достаточно разнообразны и использование их достаточно гибко. Некоторые люди причиняют немало неприятностей окружающим тем, что не умеют сменить, когда это нужно, тяжёлую походку на лёгкую и бесшумную и в комнате больного ходят таким шагом, который уместен при прохождении церемониальным маршем. Многие люди быстро устают при длинных переходах, потому что идут такой походкой, которая целесообразна только на небольших прогулках. Овладение уменьем ходить, составляющее важную задачу физкультурной подготовки, предполагает выработку достаточной гибкости в использовании способов ходьбы.
В качестве другого примера можно взять навыки чтения. Одним из условий хорошего мастерства чтения является владение навыком быстрого чтения; нужно уметь, когда это необходимо, читать возможно более быстро. Бывают, однако, люди, которые не могут читать иначе как очень быстро. Владея навыком быстрого чтения, они не владеют навыком медленного чтения, а этот навык не менее важен. Например, чтение художественной литературы, как правило, должно быть медленным чтением; в противном случае не может развернуться та работа воссоздающего воображения, без которой как мы видели, невозможно полноценное восприятие художественного произведения. Не менее вредным оказывается это обстоятельство и при чтении научной литературы Уметь читать — значит уметь читать по-разному, в зависимости от того, что и зачем читаешь.
Возможность осуществления одной и той же деятельности разными способами, или приёмами, предполагает одно обязательное условие. Вырабатывая автоматизированные способы выполнения действий, человек не должен терять возможности в любой момент, когда это понадобится, осознавать эти способы; он должен сохранять возможность сознательного контроля над ними.
Отсюда ясно, какое огромное значение в образовании навыка имеет вторая сигнальная система в её взаимодействии с первой. Вторая сигнальная система оказывает регулирующее влияние на работу первой сигнальной системы. Применение сигналов второй сигнальной системы (словесные инструкции, указания) может вести к объединению движений, накопленных в прошлом опыте, и тем самым даёт возможность решения новой задачи в изменившихся условиях; словесными сигналами может достигаться также нужное торможение деятельности. Формирование навыка с участием второй сигнальной системы, т. е. использование работы сознания, имеет поэтому важнейшее значение. Мастерство предполагает уменье сознательно пользоваться автоматизированными операциями и, когда это нужно, сознательно контролировать их.
2) Упражнение
Навыки формируются в процессе упражнения, т. е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ её выполнения. Чтобы приобрести стрелковые навыки, надо более или менее длительно упражняться в стрельбе; чтобы приобрести навыки плавания, надо плавать.
Однако не всякое повторное выполнение той же деятельности может быть названо упражнением. Люди с плохим почерком пишут всю свою жизнь — и некоторые из них пишут очень много,— однако почерк их не улучшается от этого; здесь происходит постоянное повторение, но не имеет места упражнение.
Укажем два наиболее существенных условия, без соблюдения которых повторное выполнение деятельности не может стать подлинным упражнением.
1. Обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное знание того, что именно он должен сделать, чего он должен добиться.
Для получения такого знания в некоторых случаях большую пользу может принести теоретическое ознакомление с данной деятельностью и анализ тех приёмов, которыми она выполняется (объяснения педагога). Ещё большее значение имеет непосредственное наблюдение того, как эта деятельность выполняется хорошим мастером (показ педагога).
Но и тот и другой способ могут принести действительную пользу лишь в том случае, если обучающийся при попытках самому выполнять данное действие будет стараться возможно отчётливее держать в сознании показанный и объяснённый ему образец.
2. Обучающийся должен знать результат каждого отдельного упражнения. После каждого повторного выполнения данного действия он должен отдать себе отчёт в том, чего он достиг, каковы недостатки его выполнения, какие он допустил ошибки, и следующее повторение должно быть направлено на устранение этих недостатков и ошибок. Специальные опыты показывают, что, если обучающийся не знает своих результатов, совершенствование не наступает даже при бесконечно большом числе повторений.
В этом ярко сказывается условно-рефлекторный характер навыков: необходимость подкрепления для образования временных связей. Выше отмечалось, что выработка двигательного навыка представляет собой процесс дифференцировки, основанный на торможении неподкрепляемых движений, с одной стороны, и упрочении подкрепляемых условных связей в двигательном анализаторе,— с другой. Велика при этом роль второй сигнальной системы: словесные указания на ошибку или указания о правильности выступают в качестве тех тормозных и подкрепляющих раздражителей, которые заменяют непосредственные (безусловные) раздражители.
Важнейшее значение имеют в этом отношении указания педагога, оценивающего достигнутые результаты. Однако следует как можно раньше приучаться к тому, чтобы, исходя из оценок педагога, уметь и самому оценивать свои достижения и недостатки. Только тот может добиться высокого мастерства в какой бы то ни было деятельности, кто научится быть своим собственным критиком. Уменье видеть свои ошибки и недостатки — важнейшее условие успешного упражнения.
НАВЫКИ И ПИЛЮЛИ
НАВЫКИ И ПИЛЮЛИ Мифы о психологическом лечении
Пространственные навыки
Пространственные навыки Если женщины более сильны в языковых навыках, мужчины имеют преимущество в определенных пространственных навыках.В 1997 году ученые по результатам сканирования головного мозга подростков сделали вывод, что у девочек быстрее увеличивается объем
6.
4.1. Коммуникативные навыки6.4.1. Коммуникативные навыки Общение – как деловое, так и с близкими людьми (вне работы или в кругу семьи) – зачастую является причиной психологического стресса. Среди конкретных причин, вызывающих коммуникативный стресс, в разделе 4.1.6 мы выделили завышенные ожидания,
8. Навыки слушания
8. Навыки слушания «Никто не глух так, как тот, кто не хочет слышать».Народная пословицаЭй! Алло! Да, вы. Слушайте.Я знаю, что слушать не всегда легко, временами мы испытываем такое раздражение, что хочется воспользоваться берушами, только бы оградить себя от словесной
Полезные навыки
Полезные навыки В данном разделе собраны краткие сведения о полезных навыках для человека. Всем им есть свои области применения, однако их эффект достаточно широк, чтобы быть полезными для любого
Полезные навыки
Полезные навыки В данном разделе собраны краткие сведения о полезных навыках для человека. Всем им есть свои области применения, однако их эффект достаточно широк, чтобы быть полезными для любого
Навыки общения
Навыки общения То, как мы общаемся, влияет на то, как с нами обращаются люди, как они к нам относятся. Люди, которые ясно выражают свои мысли и чувства, обладают даром убеждения, вызывают глубокое уважение и симпатию, притягивают своей ясностью и непосредственностью.Когда
4. Навыки общения
4. Навыки общения 4.1. ВведениеИногда состояние тревоги при общении сохраняется благодаря тому, что человек не знает, как себя вести в той или иной ситуации. В данной главе вы найдете несколько рекомендаций, а также выполните упражнения, которые смогут разрушить ригидные
3. Творчество и навыки
3. Творчество и навыки Дайте своему ребёнку карандаши как можно раньшеВ восемь месяцев ребёнок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребёнка. В этом же возрасте ребёнок начинает рвать
Навыки и достоинства
Навыки и достоинства Навыки и достоинства — это не одно и то же. Смысл этого упражнения в том, чтобы использовать ваши таланты, а не в том, чтобы выставить напоказ свои регалии или запечатлеть свои достижения на бумаге, чтобы хвастаться перед другими. Хотя рассказ о своих
НАВЫКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ
НАВЫКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ Для того чтобы наладить хороший контакт с собакой, важно научиться распознавать сигналы, которые она посылает, а также знать, как помочь ей в различных ситуациях, подражая ее языку. Для этого необходимо научиться наблюдать за собакой. Если вы не
Навыки стрессоустойчивости
Навыки стрессоустойчивости Управление собственными состояниями. Самовнушение. Медитация. Саморегуляция. Как использовать процедуры активизации терпимости к любым типам оппонентов с целью повышения внутренней уверенности и хладнокровия, – техники усмирения гордыни
Навыки воина
Навыки воина К навыкам воина относятся разнообразные способы действовать, полагаясь как на чувства, так и на этику. Некоторые из этих навыков уже есть в арсенале трансформирующейся личности или приходят будто сами собой. Другие придется старательно и упорно
Боевые навыки
Боевые навыки Знание не навык. Знание и десять тысяч повторений — вот навык. Шиничи Сузуки[214] Понимать, как что-то делается, и быть способным выполнить это — далеко не одно и то же. Вы можете прочесть и даже заучить наизусть самый лучший в мире самоучитель игры на скрипке,
что это такое и как их можно развить?
О навыках мы слышим часто. Но значит ли это, что мы понимаем, о чем идет речь? Что такое навыки? Как определить, есть ли они у нас? Насколько распространено это понятие? В каких видах деятельности появляются навыки? Насколько длительным может быть этот процесс? Можно ли развивать свои навыки? Что для этого необходимо? Начнем вырабатывать навыки вместе.
Что такое навыки?
Навыки — это умения, доведенные до автоматизма путем повторений и практики. Это приспособительный механизм, помогающий адаптироваться к выполнению определенной деятельности, значимой для человека. То есть, у каждой профессии есть свои необходимые навыки, которые вырабатываются у человека спустя месяцы тренировок. У строителей – одни, у военных – другие, у спортсменов – третьи.
Они помогают увеличить скорость и качество работы, тем самым повышая ее продуктивность. Например, неопытный сенокосец за один день очистит территорию поля в несколько раз меньше, чем бывалый. Когда же его навыки возрастут, он за то же самое время проделает больше работы, быстрее справиться с поставленной задачей. Зачем это ему? Если у него «счет в рублях, а не сутках», то, чем больше сделает, тем больше заработает.
Классификация навыков.
Принято выделять четыре основные группы навыков:
- Мыслительные;
- Двигательные;
- Перцептивные;
- Поведенческие.
Мыслительные помогают в умственной работе человека. Они связаны с восприятием и воспроизведением информации, ее анализом, распределением и систематизацией. К примеру, более опытные юристы или следователи значительно быстрее находят нужную информацию.
Пройти тест на тип восприятия
Двигательные пригодятся в любом труде, связанном с взаимодействием с внешним миром. Это не только тяжелая физическая деятельность. Например, медицинские лабораторные исследования часто требуют от исполнителей умения работать с микропипеткой, которое позволяет дозировано разносить капельки жидкости в пробирки. Следует понимать сколько усилий приложить для нажатия пипетки, иначе можно добавить больше раствора, чем это необходимо, нарушив чистоту эксперимента. Еще более утонченная работа присуща ювелирам, стоматологам и т.п.
Перцептивные (сенсорные) навыки заключаются в восприятии человеком окружающего мира, в умении пользоваться своими рецепторами. Например, угадывать знакомые звуки, запахи или прикосновения. Без перцептивных навыков не обойдутся дегустаторы, сомелье, музыканты и др.
Поведенческие навыки – это дань социуму. Поскольку человек живет среди других людей, ему необходимо научиться правильно себя вести. Этот навык помогает уверенней себя чувствовать в компании, быстрее находить пару, а также работать в сфере услуг.
С классификацией навыков разобрались, теперь перейдем к возможности их определения и выявления.
Как определить навыки?
Поскольку навыки – это не врожденные таланты, а умения, которые вырабатываются только в процессе практики, то искать их следует там, где больше всего опыта. Если кто-то занимается плаваньем, значит у него развит навык передвижения в воде. Другой танцует, соответственно его навыки заключены в координации движений и чувстве ритма. Третий работает официантом, значит его навыки связаны с общением.
Сложнее определить присутствие навыков у другого человека. Не менее сложно скрыть свои, особенно, если речь идет о двигательных навыках, поскольку они доведены до автоматизма. Например, боксер, в случае конфликтной ситуации, автоматически будет принимать позицию, выгодную для нанесения удара или блокировки встречного.
По древним японским легендам известен пример, когда из-за своих навыков попалась группа диверсантов-ниндзя. Они переоделись крестьянами, легко обманув городскую стражу, но когда двигались по рыночной площади, волей судьбы, разоблачили себя. Отвязалась повозка с лошадьми, помчавшись в их сторону. Хорошо натренированные ниндзя, перепрыгнули через это препятствие, выдав себя.
Формирование навыков.
Развитие навыков – процесс длительный. Условно можно выделить четыре этапа на пути их формирования:
- Предварительный – связан с первыми попытками и соответственно переизбытком информации;
- Аналитический – во время него человек анализирует и пытается понять, как лучше выполнить то, что от него требуется;
- Синтетический – характеризуется объединением теории и практики;
- Автоматический – человек доводит свой навык до совершенства, не акцентируя на его выполнении большого внимания.
Эти этапы подсказывают, каким образом следует выстраивать развитие навыков. В первую очередь, необходимо попробовать, настраивая себя на предстоящую работу. Например, кто-то хочет научиться сильно бить. Сразу начинает молотить грушу как получится. Происходит его ознакомление с этим спортивным инвентарем. Далее, смотрит тематические видео, читает книги, возможно берет пару тренировок у опытного боксера. В процессе этого он анализирует свои действия и сопоставляет их с полученной информацией.
В голове этого человека происходит синтез теории и практических умений. Пробует бить грушу правильно, начиная движение от ноги, вкручивая таз, правильно направляя кулак в цель. Постепенно вырабатывается необходимый навык. Ему уже не составляет труда выполнять технически правильный удар, даже не задумываясь об этом. Это и есть доведенное до автоматизма умение.
Чтобы человек задумался о развитии навыка, необходима мотивация. Очень часто мотивирующим фактором становится внешний раздражитель, например старшеклассник, из-за которого наш герой решил научиться сильно бить.
Навыки – это плоды практики и многочисленных повторений одних и тех же действий. Они появляются в ответ на внешний стимул, либо внутреннее стремление человека. Не правильно думать, что развиваются навыки быстро. От начала практики до появления автоматизма может пройти не один месяц или даже год. Но оно того стоит, ведь любой навык в выбранном виде деятельности позволяет добиться лучших результатов за меньший промежуток времени. А это высокая продуктивность работы, в совокупности с существенной экономией сил и энергии.
Пройти тест на тип личности
Что такое психомоторные навыки? — Степени организационной психологии
Когда вы думаете о психомоторном развитии, вы можете подумать о детях, которые развиваются от беспомощного младенца с ограниченными когнитивными и крупными двигательными навыками до полноценного молодого человека, который может полностью постоять за себя. Дети развивают крупную моторику, двигая руками, ногами и туловищем. Они развивают мелкую моторику, задействуя небольшие группы мышц.
Тем не менее, психомоторное развитие и приобретение психомоторные навыки предназначены не только для младенцев и детей. Наоборот, эти моторные навыки можно приобрести на протяжении всей жизни.
Что такое психомоторные навыки ? По сути, это двигательные задачи, требующие как когнитивных, так и двигательных процессов. Эти процессы, в свою очередь, часто заставляют людей узнавать об окружающей их среде и иметь возможность манипулировать этой средой. Давайте посмотрим на некоторые психомоторных примеров .
Ребенок, который учится отбивать бейсбольный мяч с площадки-ти, развивает зрительно-моторную координацию, которая позволяет ему касаться мяча битой. Практикуясь, ребенок оценивает, как взаимодействуют бита и мяч — если они замахиваются и промахиваются, они оценивают траекторию замаха биты и соответствующим образом регулируют высоту своего замаха, чтобы они могли коснуться мяча. вот так имеет место психомоторное обучение .
Хотя это упрощенный пример, он иллюстрирует, как познание (оценка пути летучей мыши) и двигательные навыки (пальцы, кисти, запястья, руки и другие движения тела для размахивания битой) используются вместе для достижения определенного результата.
В организационной психологии огромное значение имеет развитие психомоторных навыков.
Например, если вы, как организационный психолог, создадите новый рабочий процесс для фабричного рабочего и измените способ его взаимодействия с оборудованием, этому работнику придется изучить новые движения тела. Хотя ситуация отличается от предыдущего примера, в конечном счете, процесс почти такой же — сотрудник должен будет практиковаться, взаимодействовать с механизмами в рамках нового рабочего процесса, оценивать свои движения и координацию и корректировать эти движения для достижения желаемого. результат.
Но как все это происходит?
Как развиваются психомоторные навыки?
Классическое исследование, проведенное Полом Фиттсом и Майклом Познером, показало, что люди проходят три стадии по мере овладения психомоторными навыками:
- Когнитивная стадия
- Ассоциативный этап
- Вегетативная стадия
Когнитивная стадия характеризуется крайне неуклюжими движениями. На этом этапе люди, изучающие новый навык, полагаются на свои существующие знания, чтобы попытаться составить «общую картину» того, что должно произойти.
Например, фабричный рабочий в нашем предыдущем примере может двигаться с остановками и стартами, изучая новый процесс взаимодействия с оборудованием на заводе. Эти прерывистые и непоследовательные движения являются результатом изучения новой задачи, и для ее выполнения требуется больше практики.
На этом этапе заводской рабочий может:
- наблюдать за коллегами, освоившими новый рабочий процесс
- получить инструкции от своих руководителей
- даже получить инструкции от организационного психолога
Вся эта информация собрана в свод знаний, который поможет им работать над правильными движениями в правильной последовательности.
Когнитивную стадию лучше всего рассматривать как период значительного улучшения психомоторных навыков, однако результаты противоречивы. Подумайте о ребенке, который учится писать свое имя — вы можете увидеть буквы, которые приобретают гораздо лучшую форму, но буквы могут быть не в правильном порядке.
Движения, необходимые для выполнения новой психомоторной задачи, не становятся автоматическими до второй стадии развития психомоторных навыков – ассоциативной стадии.
Эта стадия характеризуется осознанным выполнением задания с гораздо меньшим количеством словесных инструкций, но с небольшим приростом производительности. Движения все еще могут быть:
- неточными
- разъединенный
- неуклюжий
Последовательность движений психомоторного навыка может занять много времени. Другими словами, ассоциативная стадия посвящена обучению тому, как выполнять новый психомоторный навык. Думайте о когнитивной стадии как об обучении что делать.
Используя наш пример с почерком, на ассоциативной стадии ребенок может научиться связывать воедино точные движения мелкой и крупной моторики, необходимые для письма плавным курсивом. Результаты, которые видит ребенок, ни в коем случае не будут идеальными. Благодаря длительной практике будут небольшие улучшения, которые сформируют основу для обеспечения необходимого роста когнитивных и моторных навыков на следующем этапе — автономном этапе.
Этот заключительный этап развития психомоторных навыков посвящен совершенствованию. Мало того, что у кого-то на этой стадии развиваются автоматические двигательные процессы, но их когнитивные способности для выполнения психомоторной задачи также минимальны.
В нашем примере с почерком ребенок на автономной стадии в конечном итоге обретет способность писать плавно, без необходимости целенаправленно думать о том, какое движение ему нужно сделать дальше или как будет выглядеть буква, написанная курсивом.
Точно так же у ребенка будут красивые, плавные движения, которые позволят ему писать курсивом. Они смогут написать:
- слов
- предложений
- пункты
Напишут без долгих пауз и исправлений.
Теперь важно отметить, что эти автономные процессы не происходят в начале автономной стадии — вы не входите в эту стадию и автоматически овладеваете навыком.
Вместо этого автономный этап может занять дни, недели, месяцы или даже годы, в зависимости от навыка.
Как отмечалось ранее, эти стадии чаще всего связаны с детьми, поскольку они приобретают психомоторные навыки. Производственно-организационная психология также имеет дело с этими навыками. Они изучают, как люди в компаниях и организациях учатся делать новые вещи.
Давайте ненадолго вернемся к нашему примеру с фабричным рабочим, чтобы проиллюстрировать этот момент.
Учитывая новый рабочий процесс и процедуру взаимодействия с оборудованием в фабричном цеху, рабочий может потратить несколько дней на прохождение когнитивной, ассоциативной и автономной стадий. Им нужно будет узнать:
- что им нужно делать левой и правой рукой
- как им нужно нажимать кнопки на машине
- порядок, в котором они работают с машиной для создания продукта
Для освоения этих примеров психомоторных навыков просто потребуется время.
Вот почему людям приходится учиться, когда они начинают новую работу. Люди проходят этапы, пока не овладеют этими навыками благодаря длительной практике.
Психомоторная таксономия
Таксономия Блума восходит к публикации 1956 года Бенджамина Блума, написанной вместе с его коллегой Дэвидом Кратволем. Во «Втором принципе» Лесли Оуэн Уилсон, Эд Д., отмечает, что теории психомоторных таксономий развились из работ двух авторов по когнитивной и аффективной таксономиям, последняя из которых была разработана в 1919 г.64. В 2001 году работа подверглась серьезной переработке.
Психомоторную область иногда называют кинестетической областью. Он значительно отличается от области чисто когнитивного обучения, где впервые был описан набор психомоторных навыков. Физическая активность, используемая для поддержки когнитивных или аффективных функций, не является навыком, который можно назвать чисто психомоторным. Чтобы назвать навыки психомоторными, они должны иметь четкую образовательную цель, благодаря чему может происходить некоторый тип роста при повторении.
Психомоторная область
Таксономия психомоторной области Блума указывает, что семь основных навыков являются частью психомоторной области. Они перечислены от самых простых до самых сложных:
- Восприятие или осознание
- Комплект
- Управляемый ответ
- Механизм или базовый навык
- Сложная открытая реакция
- Адаптация
- Происхождение
Хотя все эти психомоторные навыки различаются, их объединяет потребность в развитии как когнитивных, так и моторных навыков. Каждый из них также требует практики или опыта для освоения.
Например, восприятие предполагает использование органов чувств для управления двигательной активностью. Нажав кнопку на новой рабочей консоли в первый раз, работник может обнаружить, что для полного нажатия кнопки требуется больше усилий, чем он первоначально предполагал. Итак, произошли две вещи. Сначала рабочий усваивает новую информацию о том, что «я должен сильнее нажимать на кнопку», а затем в результате проявляет адаптированную двигательную активность по более сильному нажатию на кнопку в следующий раз.
Более сложные задачи включают получение новой информации и адаптацию двигательной активности.
Например, самый сложный навык — создание — предполагает развитие новых двигательных действий для решения конкретной проблемы. Таким образом, наш фабричный рабочий может использовать свои новообретенные психомоторные навыки, чтобы еще больше улучшить рабочий процесс. Это оригинальное улучшение, основанное на их опыте, и приводит к лучшему результату. Опять же, мы видим динамику когнитивных процессов и двигательной активности.
А как насчет других навыков в области психомоторики? Вот что вы можете ожидать:
- Набор предполагает готовность действовать. Человек готов действовать, потому что у него развиты умственные и физические предрасположенности, а также эмоциональные предрасположенности, которые позволяют ему реагировать на различные ситуации.
- Управляемый ответ относится к начальным этапам изучения сложного навыка. Здесь задействовано много имитации, а также много проб и ошибок. Этот навык также требует много практики.
- Механизм или базовый навык относится к промежуточным этапам изучения нового сложного навыка. В то время как выученная реакция стала автоматической в этот момент, требуемые движения могут быть не полностью искусными.
- Сложный явный ответ включает умелое выполнение психомоторного навыка. Навык выполняется не только быстро, но и очень точно. Кроме того, выполнение навыка хорошо скоординировано — кажется, что человек, выполняющий этот навык, является экспертом.
- Адаптация включает в себя способность изменять психомоторные навыки для решения новых ситуаций.
Если мы что-то вынесем из этого обсуждения психомоторной области, так это то, что процесс приобретения этих навыков может быть очень долгим и трудоемким процессом.
Тем не менее, существует множество различных факторов, влияющих на сроки приобретения нового психомоторного навыка.
Какие факторы влияют на развитие психомоторных навыков?
Хотя мы можем обсуждать эти навыки в целом, конкретное количество времени, необходимое для освоения нового навыка, зависит от очень широкого круга факторов.
Во-первых, мы должны учитывать индивидуальные различия. Там, где один человек может освоить новый навык на рабочем месте, другому человеку с аналогичным опытом и способностями может потребоваться гораздо больше времени, чтобы овладеть тем же навыком.
Во-вторых, нужно учитывать и наш прошлый опыт. Очевидно, что работник, имеющий некоторый опыт выполнения сложных движений для выполнения задачи, с большей вероятностью усвоит новый набор сложных движений в более короткие сроки, чем работник без опыта.
Другим компонентом прошлого опыта является количество выполненной человеком практики. Майкл Джордан мог быть величайшим баскетболистом НБА всех времен, но не обязательно потому, что он был самым талантливым. Вместо этого он много практиковался, и эта практика окупилась.
Другие факторы, которые следует учитывать при изучении нового психомоторного навыка, включают:
- Психологическую обратную связь, или сенсорную, эмоциональную или когнитивную информацию, которую вы получаете в результате применения нового навыка.
- Сложность задачи или насколько когнитивно или физиологически она утомительна.
- Распределение работы или взаимосвязь между практикой и отдыхом, продолжительность тренировочных занятий и т.д.
- Мотивно-побудительные условия, или сочетание мотивации и научения, заставляющее действовать.
- Факторы окружающей среды, которые могут включать что угодно, от температуры и влажности до яркости освещения и физического пространства, в котором человек работает над новым навыком.
Как эти навыки используются в промышленно-организационной психологии
Общество промышленной и организационной психологии делает вывод, что психомоторные навыки могут использоваться для влияния на различные сферы бизнеса. Вот некоторые примеров психомоторной активности :
- При обучении и развитии новых сотрудников, принимая во внимание их способность осваивать новые психомоторные навыки, можно определить конкретные рабочие задачи, для которых они лучше всего подходят.
- Промышленно-организационные психологи могут использовать принципы психомоторного развития, чтобы помочь улучшить структуру рабочих мест сотрудников и качество их трудовой жизни.
Дополнительно с помощью психомоторных навыков можно улучшить:
- Подбор, отбор и расстановку кадров
- Измерение производительности сотрудников на рабочем месте
- Разработка систем мотивации и вознаграждения сотрудников
- Организационное развитие сверху вниз
По мере того, как мы продолжаем узнавать о том, как наш мозг и тело усваивают и сохраняют информацию, специалисты в области промышленно-организационной психологии будут продолжать исследовать, как психомоторные навыки могут улучшить память и помочь в приобретении новых деловых навыков. Более того, промышленно-организационные психологи могут использовать эту информацию для улучшения опыта работы и рабочей среды. Это повышает производительность труда сотрудников и одновременно повышает безопасность.
Шон Джексон
Б.А. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга
М.С. Консультации | Университет Вайоминга
Бакалавр наук Информационные технологии | Массачусетский университет
Связанные ресурсы:
- 10 лучших кандидатов наук. в промышленно-организационной психологии
- 5 советов по созданию эргономичного рабочего места
- 7 Настройки карьеры для специалистов по эргономике
- 7 Курсы по программе «Человеческий фактор и эргономика»
- 5 конференций для специалистов по человеческому фактору и эргономике
Талант | психология | Britannica
В гениальности
Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность же предполагает оригинальность, креативность,…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},» npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX «,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:581413}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:581413,»title»:»талант»,»url»: «https://www.britannica.com/science/talent-psychology»,»description»:»Гений: Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, предполагает оригинальность, креативность,…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»талант»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается талант: гений: Гений отличается от таланта , как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность же предполагает оригинальность, креативность,…»,»identifierHtml»:»психология»,»identifierText»:»психология»,»topicClass»:»наука»,»topicKey»:»талант-психология»,» articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/science/talent-psychology»,»assemblyLinkPrefix»:»/ media/1/581413/»},»topicLink»:{«title»:»talent»,»url»:»https://www.britannica.com/science/talent-psychology»},»tocPanel»:{ «title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:{«ВНЕШНИЕ «:[{«url»:»http://www. education.vic.gov.au/childhood/professionals/learning/Pages/understandgt.aspx»,»title»:»Правительство штата Виктория — Департамент образования и обучения — Понимание одаренности и таланта»,»noFollow»:false,»type»:»EXTERNAL»}]},»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«keywords»:»talent «,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/science/talent-psychology»,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается талант: гений: Гений отличается от таланта, как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гениальность, с другой стороны, подразумевает оригинальность, креативность,…»,»издатель»:{«имя»:»Энциклопедия Британника»,»@тип»:»Организация»,»логотип»:{«url»:»https: //corporate.britannica.com/wp-content/themes/eb-corporate/_img/logo.png»,»@type»:»ImageObject»}},»@context»:»https://schema.