Не нужно множить сущности без необходимости: fs_proliferation.html

Уильям Оккам цитата: Сущности не следует умножать без необходимости.

—  Уильям Оккам

В действительности эта формулировка высказал не сам Оккам, а философ Йоханес Клауберт в 1654 году. Но некоторые короткие фразы Оккама можно рассматривать как прототипы настоящего постулата.
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem.
Бритва Оккама

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы
необходимость, сущность

Уильям Оккам
12английский философ, францисканский монах 1285 — 1349

Похожие цитаты

„Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости.“

—  Уильям Оккам английский философ, францисканский монах 1285 — 1349

Не следует множить сущее без необходимости.

„Всякую сущность следует анализировать в категориях логики, прежде чем совать в рот.“

—  Вуди Аллен (Аллен Стюарт Кенигсберг) 1935

„Чтобы понять религию какого-либо человека, нет необходимости выслушивать, во что он верит, а следует выяснить, что он ненавидит.

—  Эрик Хоффер американский философ 1898 — 1983

„Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас.“

—  Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749 — 1832

„Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.“

—  Эпикур Древнегреческий философ -341 — -269 до н.э.

„С судьбой следует обхо­диться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует — наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильно­действующим средствам.“

—  Франсуа де Ларошфуко французский писатель 1613 — 1680

„Поэт следует собственной идее, но эта идея приводит его к необходимости вписать себя в кривую человеческого прогресса. И мало-помалу мир входит в него, мир поёт через него.“

—  Поль Элюар французский поэт 1895 — 1952

„Роскошь — это необходимость, которая начинается там, где заканчивается необходимость.

—  Коко Шанель французский модельер 1883 — 1971

„Я всегда беспокоюсь. В этом моя сущность.“

—  Сара Джессика Паркер американская актриса 1965

„Нельзя преодолеть необходимость.“

—  Эсхил древнегреческий драматург -525 — -456 до н.э.

„В сущности, говоря, это произведение натуралистического порядка, я старался, прежде всего, быть верным духу книги и не следовал рабски за интригой, всегда считая, что важнее сохранить дух оригинала, чем его внешнюю форму.“

—  Жан Ренуар французский кинорежиссёр 1894 — 1979

„(Не) энергия познается из сущности, но сущность — из энергии; впрочем, познается только бытие, а не то, что она есть. Поэтому, согласно [церковным] богословам, и бытие Бога познается не из [Его] сущности, а из Промысла [Божия].“

—  Святитель Григорий Палама

„Сущность не лежит на поверхности“

—  Василий Петрович Тугаринов советский философ 1898 — 1978

109
Соотношение категорий диалектического материализма

„Сущность закона — человеколюбие.

—  Уильям Шекспир английский драматург и поэт 1564 — 1616

„Нельзя применять многочисленности без необходимости.“

—  Уильям Оккам английский философ, францисканский монах 1285 — 1349

Quaestiones et decisiones in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (ed. Lugd., 1495), i, dist. 27, qu. 2K
Numquam ponenda est pluralitas sine necessitate.
Бритва Оккама

„Мы забываем по необходимости, а не по желанию.“

—  Мэтью Арнольд английский поэт и культуролог 1822 — 1888

„Свобода — осознанная необходимость“

—  Бенедикт Спиноза нидерландский философ-рационалист и натуралист 1632 — 1677

„Прогресс — не случайность, а необходимость.“

—  Герберт Спенсер британский философ и социолог 1820 — 1903

„Необходимость — мать всех изобретений.“

—  Платон древнегреческий философ -427 — -347 до н.э.

„Необходимость выше расчетов.“

—  Квинт Курций Руф римский историк

Связанные темы

  • Необходимость
  • Сущность

Бритва Оккама и юристы.

Часть 2. Множить сущности или допускать множественности?

Алкивиад. Но может быть я и неправильно отвечал тебе, что упомянутое знание сам открыл. Это случилось, вероятно, так: должно быть и я научился этому, как другие.

Сократ. Значит, мы возвращаемся к прежнему вопросу. Скажи мне, от кого научился.

Алкивиад.От народа.

Сократ. Не к отличным же учителям прибегаешь ты, когда ссылаешься на народ.

Алкивиад. А что? разве он не в состоянии научить?

Сократ. Даже и тому, что шашечная игра, и что нет; хотя это, думаю, гораздо ниже справедливого. Что? разве ты думаешь иначе?

Платон «Алкивиад»

 

 

Уильям Оккам (ок. 1280-1347)

 

Ситуация с бритвой Оккама становится все интересней и интересней. Часть первая тут.

Кстати, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона про Оккама знает, а вот про его бритву – нет. Интересно, почему?

***

Не, действительно. Вроде бы, каждый образованный человек должен знать ее формулировку. Однако, если задуматься, а откуда взялось это знание? В каком произведении Оккама он сформулировал свою «бритву»? А какие еще знаменитые слова сказал или написал Оккам? Вот если произведения Платона или Аристотеля – «Пир», «Федр», «Никомахова этика», «Алкивиад», «Физика» – более-менее на слуху, имеются их переводы на русский и их можно легко купить, то, когда последний раз вам на глаза попадались книги Оккама?

***

Порылся в интернете. Узнал о существовании книги под названием Оккам Уильям. Избранное: пер с лат. / под общ ред. А.В. Апполонова. Изд. 4-е. М.: ЛЕНАНД, 2021. – 272 с. (Bibliotheca Scholastica. № 3).

Количество экземпляров мне неизвестно. Но в одной московской книжной сети я сегодня купил последний экземпляр. Насколько я смог понять, первое издание книги было в 2002 году. 

Вот что издатели пишут про эту книгу (курсив мой – В.Г.):

«Во впервые переведённых на русский язык фрагментах сочинений великого английского философа Уильяма Оккама (ок. 1280-1347), основателя номиналистического направления в поздней схоластике, представлен весь спектр его философский интересов: логика (включая знаменитую теорию суппозиций), теория познания, онтология, метафизика.»

Великолепно, это что же, только в 2002 году впервые были переведены на русский язык фрагменты сочинений? Не прошло и 650 лет… 

****

Ладно. Читаю содержание. Вдруг из него сразу удастся понять, где же искать, в каком месте можно прочитать формулировку бритвы Оккама? Ага. Щаззз. Не тут-то было. 

Содержание:

1.      Логика

1.1.Пролог к «Сумме всей логики»

1.2.О терминах

1.3.О термине в собственном смысле слова

1.4.Деление терминов на категорематические и синкатегорематические

1.5.О различии между коннотативными и абсолютными именами

1.6.Имена первичной и вторичной импозиции

1.7.Унивокальные, эквивокальные, отыменные термины

1.8.О суппозиции терминов

1.9.О разделении суппозиции

1. 10.       О том, что термин может обладать персональной суппозицией в любом высказывании

1.11.       Персональная суппозиция в частном

1.12.       Общее деление высказываний<

1.13.       Что требуется для истинности единичного высказывания

1.14.       Конъюнкивные высказывания

1.15.       Дизъюнкивные высказывания

1.16.       Деление силлогизмов

1.17.       Общие правила вывода

 

2.      Эпистемология

2.1.Статус научного знания

2.2.Интуитивное и абстрагированное знание

2.3.Может ли быть интуитивное познание несуществующего объекта?

2.4.Первое познаваемое разумом по первичности происхождения есть ли единичное?

2.5.Об универсалиях

2.6.О том, что универсалия не есть вещь вне души

2.7.Мнение об универсалиях Иоанна Дунса Скотта и его опровержение

2.8.Универсалия как мысленный образ

2.9.Универсалия как акт мышления

 

3.      Метафизика и этика

3. 1.Сущее, сущность и существование

3.1.1.      О сущем

3.1.2.      Имеется ли реальное различие между бытием и сущностью вещи?

3.2.Естественная теология

3.2.1.      Может ли теологическая истина, одна и та же по виду или числу, доказываться в теологии и в естественном знании

3.2.2.      О познании Бога в общем понятии

3.2.3.      Унивокация и аналогия

3.2.4.      Доказательство существования Бога

3.2.5.      Является ли Бог производящей причиной всего, от Него отличного?

3.2.6.      Обладает ли Бог определенным и необходимым знанием всех будущих контингентных событий?

3.3.Может ли быть доказано, что разумная душа есть форма тела?

3.4.Только ли акт воли есть необходимо добродетельный или порочный?

 

Эээээээээ…… И где же искать формулировку бритвы? В «Логике», в «Эпистемологии» или в «Метафизике и этике»? Не понятно…

****

Ладно. Читаю предисловие А.В. Апполонова:

«Нельзя сказать, что имя Уильяма Оккама совершенно неизвестно отечественному читателю, интересующемуся историей философии: на русском языке имеется достаточно объемное исследование, посвященное Оккаму (А. П. Курантов, Н.И. Стяжкин. Оккам. М., 1978), статьи о нем присутствуют практически в любой философской энциклопедии, без обзора творчества Оккама невозможно представить ни один курс по истории философии. Тем не менее, вплоть до настоящего времени из колоссального литературного наследия великого английского философа (критическое издание только теологических и философских сочинений Оккама составляет семнадцать томов) на русский язык не было переведено практически ничего (отдельные фрагменты, общим объемом в полтора десятка страниц, вошли в Антологию мировой философии, М., 1969), а потому непосредственно познакомиться с творчеством Оккама могли только специалисты, владеющие латинским языком (выделено мной – В.Г.)».

Отлично. Значит, с одной стороны, Оккамом написано много, а с другой, до 2002 года на русский язык было переведено полтора десятка страниц.

****

Ладно. Может быть в разделе «Жизнь и творчество Уильяма Оккама» удастся быстро найти, где же искать формулировку бритвы Оккама? Читаю по диагонали. Дохожу до «3. Основные принципы философии Оккама». Ура!!! Вот оно:

«Среди основоположений учения Оккама следует упомянуть и его знаменитый методологический принцип, известный как «бритва Оккама». «Бритва» не следует напрямую из вышеприведённых принципов и в отличие от них не является теологической максимой. В текстах Оккама можно обнаружить несколько формулировок «бритвы». Самая известная – Pluralitas non est ponenda sine necessitate (Множественность не следует допускать без необходимости). Реже встречается следующая формулировка: Frusta fit per plura quod potest fieri per pauciora (Не существует основания для того, чтобы объяснять с помощью многих [допущений] то, что может быть объяснено с помощью меньшего числа [допущений]). «Бритва», таким образом, есть скорее методологический, нежели онтологический, принцип, который, кроме того, характерен не только для философии Оккама, но встречается уже у Дунса Скота. Что касается приписываемой Оккаму знаменитой фразы Entia non sunt multiplicanda sine necessitate (Не следует умножать сущности без необходимости), то она в безусловно подлинных сочинениях Оккама не встречается (выделено мной – В. Г.).»

Отлично. Это что же, пора забывать формулировку «Не следует умножать сущности без необходимости» и учить новую – «Множественность не следует допускать без необходимости»?

***

Ладно. Я же упрямый. Я рано или поздно прочту эту книгу, благо она короткая. Авось, смогу понять, что же писал человек 650 лет тому назад. Тем более, что задача у меня гораздо более простая – не понять, что написано Оккамом, а попробовать найти, в каком же месте его произведений встречаются слова «Pluralitas non est ponenda sine necessitate (Множественность не следует допускать без необходимости)». О каких «множественностях» идет речь? Почему их не следует допускать без необходимости? И что написано до этих слов, и что после? О чем вообще писал Оккам, когда написал эти слова?

***

ПыСы. Если картинка, нарисованная А.В. Апполоновым верна, то это же, это же… Тут явно напрашивается какой-то медицинский термин. Из всего, что написано Оккамом, знать только одну строчку, да и то только ту, которая не была им написана! Как это можно назвать?

Кто точил бритву Оккама? — Ирландская философия

К. М. Барри

Задняя этикетка на бутылке вина «Бритва Оккама»
(c) David McLeish/Flickr (CC BY-SA 2.0)

Бритва Оккама (или Оккама) является формой принципа экономии (в широком смысле, что теории должны быть как как можно проще, но не проще.) В нем говорится: «Сущности не должны умножаться без необходимости» (на латыни Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem 9).0011 .) Однако кажется, что Уильям Оккам никогда этого не говорил. Как сообщает Стэнфордская философская энциклопедия:

Хотя это мнение, безусловно, принадлежит Оккаму, в его текстах нигде не встречается этой конкретной формулировки. Более того, как обычно утверждается, это мнение приняли бы практически все философы, средневековые или нет; никому не нужна излишне раздутая онтология. Вопрос, конечно, в том, какие сущности нужны, а какие нет.

Другой вопрос, кто изначально это сказал? В 1918 августа Уильям Торберн опубликовал результаты своего исследования этого вопроса в Mind . Статья доступна в Mind 27 (1918), 345-353; и на викисайте. Это исследование показало, что его происхождение связано с ирландским ученым Джоном Панчем.

Торберн обнаружил много мест, где фраза не была найдена: произведения Оккама, Скота или Аквинского; в «двух самых популярных учебниках средневековья, Sentences Петра Ломбардского (епископа Парижского, +1164 г.) и Summulae Logicales Петруса Испанского»; или у Абеляра, Хейлза, Альберта, Бонавентуры и Дюрана. Он также искал истории средневековой философии и ничего не нашел. Фраза, связанная с Оккамом и относящаяся к бережливости, казалась

«Pluralitas non est ponenda sine necessitate» (и его варианты): «Сущности не должны постулироваться без необходимости».

Торберн находит фразу, впервые связанную с Оккамом Теннеманом в его истории Grundriss der Geschichte der Philosophie (1812), в которой говорится, что Оккам следовал правилу Entia non sunt multiplicanda prseter necessitatem , не приписывая настоящие слова Оккаму.

В поисках слова, похожего на «бритву Оккама», Торберн находит, что оно цитируется как общее правило в Inaugural Dissertation, De Stylo Philosophico Marii Nizolii Лейбница в 1670 году и аналогичная версия в Elementa Philosophice seut Ontosophia Клауберга (Гронинген, 1647). Самая ранняя цитата, похожая на Бритву, которую он находит, содержится в комментарии, содержащемся в издании Ваддинга философии Дунса Скота (1639 г.). Там Джон Понсе из Корка говорит, что существует общая аксиома, часто используемая схоластами; Сущности не должны умножаться без необходимости: «illud axioma vulgare, quo tam Freightei, utuntur Scholastici;

non sunt multiplicanda entia entia sine necessitate “. Никакой конкретной схоластики не упоминается.

Торберн заключает, что это, вероятно, корень этой фразы, что она была изобретена в 1639 году, по существу в ее нынешней формулировке, шотландским комментатором Джоном Понсе из Корка: малоизвестным человеком с большими способностями и очень независимый нрав.

Джон Паунс (также известный как Джон Панч) родился в 1603 году в семье англо-ирландцев. Мы ничего не знаем о его жизни до того, как он поступил в новициат ирландских францисканцев в колледже Святого Антония в Лувене. После послушничества он учился в Кельне, затем вернулся в Лувен, чтобы учиться у ирландских историков Джона Колгана и Хью Уорда. Отличаясь академическими способностями, он привлек внимание Люка Уоддинга, который попросил его стать одним из первых студентов, поступивших в недавно созданный ирландский францисканский колледж Святого Исидора в Риме 7 сентября 1625 года.0007

Он стал профессором философии в Сент-Исидоре после завершения учебы, сменив на этом посту своего профессора Патрика Флеминга, а затем профессора богословия. Он был сторонником учения Иоанна Дунса Скота, философа 13 века. Как и многие в то время, Панч считал Дунса Скота ирландцем. Это способствовало преданности ирландских философов Скоту и появлению святого Исидора в качестве ведущей школы скотистов.

Он работал с Люком Уоддингом над созданием первого (и пока единственного) полного издания произведений Скота, опубликованного в 1639 году.в Лионе. Он также подготовил то, что, как он утверждал, было первым полным курсом Скота,

Philosophiae ad mentem Scoti cursus integer (1642–3). Его подход был расценен его коллегами как революционный, что вызвало критику. Панч ответил, что он принимает выводы Скота, но не обязательно все доказательства, изложенные Скотом.

Он также был вовлечен в ирландскую политику, выступая в качестве агента в Риме для католиков-конфедератов в 1640-х годах. После 1648 года Punch в основном базировался в Париже. Находясь во Франции, он был вовлечен в затянувшийся в печати спор с Ричардом Беллингсом, секретарем верховного совета Конфедерации, по поводу проведения восстания в Ирландии. Он принимал участие в дебатах между Джоном Колганом и английским монахом Ангелусом Мейсоном по поводу национальности Джона Дунса Скота, опровергая Мейсона в 1660 году после смерти Колгана.

Последняя публикация Панча была в 1661 году; дата его смерти неизвестна: либо 1660-2, либо 1672-1673 годы.

Торберн приписывает первое использование принципа экономии в науке Исааку Ньютону в 1713 году, когда он процитировал слова Скота и Оккама в примечании к своему Regula Philosophandi . Первое использование на английском языке названия «бритва Оккама», обнаруженное Торберном, было в «Дискуссиях» сэра Уильяма Гамильтона (1852 г.) (archive.org). В издании 1853 года, как сообщает Торберн, фраза (в ее первом появлении на английском языке) и название «бритва Оккама» окончательно связаны Гамильтоном.

Однако Razor ранее использовался в английском языке и в дебатах с Исааком Ньютоном. В 1672 году Гук подверг критике теорию Ньютона о цветах в свете, заявив, что

существует неопределенное множество первичных или исходных цветов, среди которых желтый, зеленый, фиолетовый, пурпурный, оранжевый и т. д. и бесконечное число промежуточных градаций, я не могу с этим согласиться, так как полагаю, что это совершенно бесполезно для

умножения сущностей без необходимости

В своем ответе Ньютон повторяет фразу: «Я не вижу причины, почему те, кто придерживается какой-либо из этих гипотез, должны искать другие Причины этих Следствий, если только (используя аргумент Возражающих) они не будут умножать сущности без необходимости ».

Таким образом, кажется, что Гук был первым, кто использовал саму фразу в английском языке, и в контексте естественной философии. Было бы интересно узнать, действительно ли это было самое раннее использование и как оно переместилось (если да) из комментария Панча в издании Уоддинга Джона Дунса Скота. Пожалуйста, прокомментируйте, если у вас есть дополнительная информация.

Обновление: Фелисити Хендерсон, которая в настоящее время работает над изданием дневника Роберта Гука, очень любезно проверила список книг, которыми владел Гук. Уоддинга среди них не было. Конечно, он мог изучить схоластику в Оксфорде или получить афоризм от коллеги (Роберт Бойль изучал схоластику во время своего континентального турне и даже посетил Рим; Клауберг провел время в Англии и, возможно, передал афоризм другим). , или от корреспондента (оптические теории Ньютона подверглись критике со стороны двух французских иезуитов, поэтому католические схоласты общались с английскими естествоиспытателями).

Я также нашел более раннюю версию фразы, известной как бритва Оккама, поэтому, хотя Гук все еще может претендовать на приоритет ее использования в английском языке и в науке, Панч больше не может делать это в латыни. Роджер Арью («ПОЛЬЗОВАЛСЯ ЛИ ОККАМ СВОЕЙ БРИТВОЙ?», «Францисканские исследования», том 37, (1977), стр. 5-17) цитирует работу Г. С. Матсена (1974) об Алессандро Ахиллини. В «

De Distributionibus » Ахиллини (Venetiis, 1510) он использует критику: «…quia multipicantur entia sine necessitate». В той же статье также описывается, почему метафизический принцип не понравился бы самому Уильяму Оккаму. Оккам вырезал гипотезы, а не сущности. «Бритва Оккама в том смысле, в каком ее можно найти у самого Оккама, никогда не позволяет нам отрицать предполагаемые сущности; в лучшем случае это позволяет нам воздержаться от их постулирования при отсутствии известных убедительных причин для этого. Отчасти это происходит потому, что люди никогда не могут быть уверены, что знают, что есть, а что нет «сверх необходимости» (SEP).

Что такое бритва Оккама? Краткое объяснение

(Последнее обновление: 25 мая 2018 г.)


Бритва Оккама — это принцип, который можно отнести к логику 14-го века Уильяму Оккаму. Принцип, переведенный с латыни, гласит, что «сущности не должны умножаться без необходимости». Для аутентичности привожу его в оригинальной латинской форме:

  • «Pluralitas non est ponenda sine neccesitate»
  • «Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora»
  • «Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem»

Так что же такое бритва Оккама?

В соответствии с принципом бритвы Оккама, когда кому-то предъявляются конкурирующие гипотетические ответы на проблему, он должен выбрать ответ, который делает наименьшее количество предположений.

Если вы запутались, не волнуйтесь, это сбивает с толку. Если свести это к простейшим терминам, Бритва Оккама — это принцип, лежащий в основе идеи о том, что самое простое объяснение обычно является правильным.

Бритва Оккама состоит из двух частей:

  1. Множественность:
    Множественность не следует устанавливать без необходимости.
  2. Бережливость : Бессмысленно делать больше того, что можно сделать меньшими средствами.

Бритва Оккама может применяться в различных областях и профессиях по всему миру. При осмотре пациента с различными симптомами врачи могут использовать бритву Оккама, чтобы определить возможную болезнь. Например, представьте, что у вас озноб, кашель и лихорадка. Вместо того, чтобы думать, что у вас какое-то редкое заболевание, врач, скорее всего, решит, что у вас грипп, поскольку это наиболее вероятный и самый простой ответ.

Детективы будут использовать бритву Оккама, чтобы определить, кто является наиболее вероятным подозреваемым в уголовных делах. Хотя это и не надежная система, обычно имеет больше смысла следовать четким доказательствам, чем полагать, что речь идет о каком-то сложном сокрытии.

Уильям Оккам

Термин «Оккам» на самом деле происходит от Оккама, небольшого городка в Англии. Здесь родился Уильям Оккам. Он жил там примерно с 1285 по 1349 год.

Уильям был философом и монахом-францисканцем. Он дал обет бедности, живя только тем, что было необходимо. Считается, что именно эта форма простоты оказала значительное влияние на его мировоззрение.

Стоит отметить, что Уильям не обязательно изобретал идеи, лежащие в основе принципа, который впоследствии будет носить его имя. Основа бритвы Оккама уже была хорошо заложена ко времени Уильяма. Уильям, однако, представлял принцип таким образом, чтобы его можно было легко понять (если вы знали латынь). И он использовал этот принцип, чтобы обосновать множество выводов, в том числе одно из его наиболее известных утверждений: «Существование Бога не может быть выведено одним лишь разумом». Как вы можете себе представить, это не понравилось Папе.

Бритва Оккама и наука

Бритва Оккама, кажется, хорошо сочетается с научным методом, отчасти потому, что более простые теории предпочтительнее более сложных, особенно когда дело доходит до проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *