Предложения со словосочетанием НЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Неточные совпадения
Ведь никакой классовой справедливости не существует, как и пресловутого равенства, это ясно. Я ответил ему, что справедливости не просят, а добиваются. При этом социальная справедливость не должна выступать в качестве своеобразного возмещения причинённого ущерба. Заповедь справедливости не горит и не тлеет, она вспыхивает нежданно и сожигает твердыни препятствий. Необходимо понять, что справедливость не даётся в готовом виде, и не водворяется по рецешу, а творчески отыскивается, взращивается самой жизнью. Справедливость без мудрости значит много, мудрость безНЕ СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, А ОБМАН
НА УСЛОВИЯХ МВФ
НЕ СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, А ОБМАН
За рассуждениями власти о «социальной справедливости» скрывается фактический отказ от льгот для нуждающихся в них людей. Такое заявление сделал народный депутат Украины от КПУ Сергей Гордиенко, прокомментировав высказывание главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, Валерия Саратова о том, что повышение тарифов на тепловую энергию и водоснабжение до экономически обоснованных поможет решить проблему социальной справедливости.
Логика господина Саратова, как отметил коммунист, мягко говоря, ущербна. Действительно, по его мнению, повышение коммунальных тарифов должно чуть ли не осчастливить бедные слои населения: «Видимо, одинокие пенсионеры, которые и так с трудом тянут коммуналку, достигающую сегодня 600 гривен, должны мстительно радоваться очередному росту тарифов, поскольку их богатые соседи будут больше раскошеливаться. И старичкам совершенно неважно, что самим им придется отдавать не 80% пенсии, а уже всю пенсию и сидеть на воде (без хлеба), под угрозой выселения за долги».
Парламентарий подчеркнул, что это — не социальная справедливость, это — обычный, не самый изобретательный обман: «Вопрос социальной справедливости решается повышением налогов на предметы роскоши, в том числе на большие квартиры. Существующий налог — не конструктивен. Во-первых, он противоречит нормам обеспечения жилой площадью: налогом облагаются квартиры больше 120 «квадратов», хотя именно эта площадь жилья считается санитарной нормой для семьи из 5 человек. Таким образом, малообеспеченные люди, получившие большие квартиры в советское время, не защищены. Во-вторых, налог слишком мал и скорее выполняет популистскую функцию. Мол, вот, смотрите, как мы заставляем богачей платить».
Возвращаясь к росту коммунальных тарифов, депутат-коммунист заметил, что, прикрываясь «социальной справедливостью», власть тупо выполняет антисоциальные условия МВФ, чтобы выпросить у него очередной кредит: «О какой «экономической обоснованности» повышения может идти речь, если до сих пор неизвестна структура тарифов? Кстати, сам Саратов в своих интервью утверждал, что людям знать этого совершенно не нужно. Однако очевидно, что тарифы, формирующиеся в тени, насквозь коррупционные».
Парламентарий напомнил принципиальную позицию КПУ: «Необходимо национализировать все коммунальные предприятия, взять под госконтроль формирование тарифов и прекратить воровство в ЖКХ. Тогда тарифы сами упадут до действительно экономически обоснованных».
Пресс-служба ЦК КПУ
maxpark.com
Притча о справедливости. Рассуждения Сократа
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:
– Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?
– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.
– А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
– Конечно, несправедливо!
– Ну, а если полководец, отразив нападение не приятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это то же будет несправедливо?
– Нет, пожалуй что, справедливо.
– А если он будет грабить и разорять их землю?
– То же справедливо.
– А если будет обманывать их военными хитростями?
– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе не точно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.
– Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой?
– Нет, пожалуй что, справедливой.
– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?
– Нет, то же справедливым.
– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве?
– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе не точно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.
– Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему-то уже не так в этом уверен.
– Так что же это такое?
– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питьё, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.
– Очень хорошо, про пищу и питьё я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведёт ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?
– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?
– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?
– Да, вижу я, Сократ, что пример мой не удачный. Но, на верное, уж можно сказать, что ум – это благо!
– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум?
– Тогда – красота, сила, богатство, слава!
– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, по тому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные не редко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.
– Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чём мне молиться богам.
– Не печалься! Просто это значит, что ты ещё не знаешь, о чём ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ.
– Из кого же состоит народ?
– Из бедных и богатых.
– А кого ты называешь бедными и богатыми?
– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.
– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?
– Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны не законные поборы.
– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?
– Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.
– Не отчаивайся! О народе ты ещё подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?
– Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.
– А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?
– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.
– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!
– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!
И Евфидем ушёл домой, не помня себя от горя. И многие, доведённые до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела.
journalplanetaezoterika.ru
Чувство справедливости — Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ
Как вы относитесь к такому понятию, как справедливость?
Мне всегда казалось, что мир стоит на справедливости, и что если ее нет, то и ничего не нужно.
Справедливость — это внутренняя мера мира, а сигнал того, что она нарушена — наше чувство. Если справедливость порушена не в нашу пользу, то мы чувствуем обиду и негодование, если в нашу, то стыд, вину. Если справедливость соблюдена, то мы ощущаем удовлетворение.
У древних греков была богиня справедливости и не одна. Так Дике, богиня правды, понималась как единый закон мироустройства. Также в качестве богинь справедливости называют Астрею, Фемиду (здесь подчеркивается, скорее, юридический аспект).
Часто говорят, что русский народ очень чувствителен к несправедливости, и справедливость для него – большая ценность.
Но вот уже 24 года, как нам внушают, что справедливости не существует, что это – химера, что справедливость ведет к нищете, что справедливость – это уравниловка.
Недавно я даже встретила мнение, что справедливость – это самое плохое чувство, потому что это – зависть в чистом виде.
Почему-то считается, что справедливость подразумевает исключительно равномерное распределение каких-либо благ, и не касается ничего другого.
Вместе с тем, забывают, что справедливость – это чувство врожденное. Оно есть даже у обезьян, да и у собак, и у кошек. Попробуйте одной собаке дать порцию больше, чем другим.
Люди чувствуют несправедливость, если их обругали не по делу, или наказали сильнее, чем они считали нужным, если кого-то, напротив, похвалили или наградили не за что. Т.е. справедливость касается не только распределения благ, но и вопросов поощрения, наказания, признания.
И неправда, что люди хотят одинакового распределения – они хотят, чтобы при распределении учитывали трудовой вклад, полезность работы для общества и многое другое. Как раз несправедливым кажется, когда всем дают, допустим, равную зарплату. Работодатели это знают и стараются хоть как-то поощрить тех, кто лучше работает.
Чувство справедливости нацелено, не только на себя, но и все, что происходит вокруг.
Несправедливым кажется, когда преступник уходит от суда, как несправедливым кажется и чрезмерное наказание.
У разных людей разные мера справедливости, но в целом они не слишком сильно отличаются. Так, например, все считают, что убийства должны наказываться тяжелее, чем воровство, причем в этом случает значение имеет количество жертв, их возраст и другое.
Наиболее чувствительны люди к несправедливости в детстве. Вспомните, как вас когда-то обвинили в том, что вы не делали (а мы не разбивали голубой чашки!) – как обидно было.
Несправедливостью люди считают обман их ожиданий, недружесткое отношение – они этого не заслужили.
Сегодня прочла хорошую формулировку: «справедливость – религия детства». Это очень верно.
А с годами чувство справедливости притухает, как и все остальные чувства. Но совсем не затухает никогда.
Просто мы умом понимаем, что ничего не поделаешь, что плетью обуха не перешибешь, что закон, что дышло и т.д., но все равно обидно.
Может быть, русские так чувствительны к несправедливости, потому что они — еще молодая нация? А те, кто советует не ставить справедливость во главу угла, просто постарели.
Быть молодым – хорошо. Будущее – за молодыми.
uborshizzza.livejournal.com
Справедливость, несправедливость. | Афоризмы. Блоговинегрет для нескучных людей.
Справедливость, несправедливость.
Большинство голосов не может быть мерилом справедливости. (Ф.Шиллер)
Быть добрым нетрудно, трудно быть справедливым. (В. Гюго)
Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо. (Джузеппе Феррари)
Видеть несправедливость и молчать о ней — это значит самому делать такую же несправедливость. (Жан-Жак Руссо)
Всему свойственна своя справедливость. (Квинтиллиан)
Всё естественное несправедливо. (Анри Монтерлан)
Всмотрись в лицо человека — и отдай ему его долю. (Абхазская посл.)
Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну. (Томас Джефферсон)
Давать каждому своё — это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса. (Ницше)
Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно его добилось. (У. Хэзлитт)
Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше. (О. Уальд)
Задевает меня лишь обидная несправедливость и явная ложь. (Али Апшерони )
Законы придумывают с целью обойти справедливость. (Автор в розыске)
Когда будут справедливы законы, будут справедливы и люди.
(А. Франс)
Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. (Кант)
Крайняя строгость закона есть крайняя несправедливость. (Цицерон)
Кто не совершает несправедливости — почтенен, но более чем вдвое достоин почёта тот, кто не позволяет совершать несправедливость и другим. (Платон)
Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её. (Сократ)
Лучше терпеть несправедливость, чем её совершать. А совершив её лучше понести наказание, чем его избежать. (Сократ)
Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилие своих властелинов. (Фукидид)
Люди способны совершать несправедливости, потому что им выгодно их совершать. (Монтескье)
Мир несправедлив. Именно поэтому он и существует. (Теткоракс)
Миром правит произвол; справедливость же — только на сцене. (Шиллер)
Мстить за обиду — значит, лишать себя удовольствия сетовать на несправедливость. (Чезаре Павезе)
Настоящий друг всегда с тобой, даже когда ты неправ. Когда ты прав — всяк будет за тебя. (Марк Твен)
Не сотворите никому несправедливости — и несправедливость минует вас. (Пророк Мухаммед)
Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. (Монтескье)
Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. (Марк Аврелий)
Несправедливость неисчислима: исправляя одну, рискуешь совершить другую. (Р. Роллан)
Несправедливость осуществляется двумя способами: или насилием, или обманом. (Цицерон)
Несправедливость перенести сравнительно легко; что нас ранит по настоящему — это справедливость. (Генри Менкен)
Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата. (Блез Паскаль)
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. (Менандр)
Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью. (Конфуций)
Ошибка — защищать не истину и справедливость, а своих временных друзей. (Автор в розыске)
Первая награда справедливости — это сознание, что справедливо поступили. (Ж.-Ж. Руссо)
Природа несправедлива: трутни требуют союз, пчёлы — федерацию. (Теткоракс)
Самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости. (Монтескье)
Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек. (Ф.Купер)
С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают. (Альбер Камю)
Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего. (Цицерон)
Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью. (Цицерон)
Справедливость есть высшая из всех добродетелей. (Цицерон)
Справедливость — истина в действии. (Б.Дизраэли)
Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность её — несправедливость — не часть порочности, а порочность вообще. (Аристотель)
Справедливость радует, даже когда казнит. (Сидней Смит)
Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. (Людвиг Берне)
Справедливость — это то, что нравится мне, а несправедливость — это то, что нравится тебе. (Теткоракс)
Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда. (Аристотель)
Справедливый человек — не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр)
С тех пор, как изобрели право, ни один человек не может чувствовать себя защищённым от несправедливости. (Вильгельм Швебель)
Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. (Цицерон)
У большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости. (Ларошфуко)
Уж лучше терпеть несправедливость, чем её совершать. (Готхольд Лессинг)
Хочешь мира — блюди справедливость. (Надпись на «Дворце мира» в Гааге)
Справедливое соображение, однако к самому Гаагскому суду отношения не имеет.
Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости. (Аристотель)
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека (младший)
Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. (Адам Смит)
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. (Лихтенберг)
Я убеждён, что человек в самой глубине своей души наделён чувством справедливости. (Эрих Фромм)
Поделись с друзьями
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
xaroktet.wordpress.com
Беседа Сократа с Евфидемом о справедливости
Беседа Сократа с Евфидемом о справедливости
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:
– Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?
– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.
– А я вот человек к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
– Конечно, несправедливо.
– Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?
– Нет, пожалуй, что справедливо.
– А если он будет грабить и разорять их землю?
– Тоже справедливо.
– А если будет обманывать их военными хитростями?
– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.
– Прекрасно. Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, – такая ложь будет несправедливой?
– Нет, пожалуй, что справедливой.
– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?
– Нет, тоже справедливым.
– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, – что сказать о таком воровстве?
– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.
– Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознать справедливость, мне надобно научиться распознать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен.
– Так что же такое?
– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питье, которое ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.
– Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?
– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?
– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье – благом или злом?
– Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо.
– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему дворцу умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?
– Тогда – красота, сила, богатство, слава.
– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.
– Ну коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чем мне молиться богам.
– Не печалься. Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ.
– Из кого же состоит народ?
– Из бедных и богатых.
– А кого ты называешь бедными и богатыми?
– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.
– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?
– Право, бывает. Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.
– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?
– Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.
– Не отчаивайся. О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?
– Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.
– А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней?
– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.
– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана?
– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать.
И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Справедливость с точки зрения ислама
Мусульманин должен проявлять справедливость в любой ситуации, в том числе и в разного рода конфликтах
В суре «Милосердный» Аллах, Велик Он и Славен, говорит: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес». (Коран; 55, 7-9)
Только будучи честным и соблюдая справедливость в отношениях с себе подобными, человек может достичь счастья и успеха. Обман ведет к катастрофе, как отдельного человека, так и все общество.
В Коране тема справедливости поднимается неоднократно в разных сурах и аятах.
Так, в суре «Женщины» Аллах. Велик Он и Славен говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий. (Коран; 4,58)
К сожалению, в наше время обман при торговле, обвешивание и присвоение чужой собственности стали нормой и люди не видят в этом большого греха, а ведь пророки, мир им, призывали свои народы к честности и справедливости в торговых делах, как например Шуайб, мир ему:
«О мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распространяя нечестие». (Коран; 11,85)
В Коране есть целая сура, которая называется «Обвешивающие» (Аль-Мутаффифин).
В ней Аллах описывает обманщиков и стиль их поведения: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день — в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Коран; 83, 1-6).
В Коране подчеркивается значимость справедливости потому, что она является основой социальной стабильности и побуждает людей жить в мире и гармонии, а также создает благоприятные условия для существования индивидуума в обществе.
«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости…» (Коран; 57,25, приводится лишь необходимая часть аята).
Мусульманин должен проявлять справедливость в любой ситуации, в том числе и в разного рода конфликтах, к тем, кто настроен против него враждебно, к тем, к кому он питает чисто человеческую неприязнь.
Таково требование религии: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран; 4,135).
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Коран; 5, 8).
Таким образом, можно сделать вывод, что справедливость в исламе означает, что каждый должен получить то, чего он действительно заслуживает при соблюдении уважения к нему как к личности и, не нарушая его неотъемлемых прав. Причем это касается как мусульман, так и немусульман.
Мусульманин, соблюдая справедливость, делает это в полной уверенности в том, что будет спрошен за все свои действия в Судный день.
Те мусульмане, на которых лежит власть и ответственность должны служить людям с целью улучшения их положения и не использовать закон в личных целях, превращая его в средство исполнения своих желаний.
Ильдар Мухамеджанов
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru