Недостатки когнитивной психологии: Когнитивная психология — плюсы и недостатки

Когнитивная психология — плюсы и недостатки

Психология – наука, изучающая психические процессы, чувства, эмоции, психические состояния, и реакции человека в различных ситуациях. Эта наука имеет множество отраслей, которые базируются на различных взглядах и точках зрения. Одна из них – когнитивная психология, изучающая психику с помощью ее математического моделирования и создания алгоритмов, приближенных к реальным психическим процессам.

Немного о когнитивной психологии

Основоположниками этой отрасли была группа ученых, изначально занимающаяся информационными теориями в рамках электронной инженерии. В их числе – Дж.Миллер, Г.Саймон, Д.Грин и другие.

Когнитивисты занимаются метакогнитивными процессами, к которым относится память, мышление, язык, восприятие и другие. Целью отрасли является моделирование процессов взаимодействия психических процессов в простейшем виде. Большинство представителей науки. Занимающихся когнитивной психологией, рассматривает головной мозг человека как обусловленный биологический компьютер, который можно запрограммировать или расшифровать. При этом, они не имеют какую-либо обобщенную модель, рассматривают лишь частные функции мозга, например – только запоминание или только чтение. В отличие от ученых. Работающих с искусственным интеллектом, когнитивисты пытаются не просто создать алгоритм, но и максимально приблизить его к настоящей деятельности мозга у живых людей.

Среди отечественных ученых, занимающихся когнитивной психологией, можно выделить Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский. У них была своя линия развития когнитивной психологии, которую они рассматривали как науку о психике, закономерностях ее развития и проявлений.  Эти ученые ввели такие понятия, как зона ближайшего развития, проблемное обучение, разработали наиболее полную возрастную периодизацию психического развития, в которой подробно отражены все особенности психики на каждом возрастном этапе.

Б.Г. Ананьев

Преимущества когнитивной психологии

  • Простота восприятия. Когнитивисты создают модели мышления, чтения, запоминания, которые достаточно легко понять. Благодаря этому существует возможность наглядно увидеть, как работает тот или иной процесс, а также поэкспериментировать в различных ситуациях.
  • В основе лежит опыт и эксперимент, на основе которых и создаются модели психических процессов. Это даёт некую уверенность в том, что предоставленные когнитивистами данные – достаточно верные и точные, в отличие от отраслей, в которых выводы делаются на основе, например, простого наблюдения.
  • Отечественная периодизация возрастов выглядит очень убедительно, включает в себя описание социальной ситуации развития, ведущей деятельности и качественных новообразований на каждом возрастном этапе.
  • Модели обучения, построенные на основе когнитивной психологии, предполагают активную позицию обучающихся в процессе получения информации.
    Благодаря решению когнитивных проблем, как практических, так и теоретических, ученики всесторонне развиваются и максимально быстро и прочно усваивают материал.
  • Когнитивисты отстаивают право ребенка на индивидаульное обучение или обучение в малых группах, скомплектованных по способности к усвоению материала. В результате качество обучение повышается за счет того, что учебная программа усваивается с удобной для ребенка скоростью и темпом.
  • Знания, умения и навыки, которые получают обучающиеся в процессе учебы в рамках когнитивной психологии, возможно применять не только в конкретных данных, но и в новых для детей ситуациях.
  • Проблемное обучение, основанное на когнитивной психологии, способствует формированию высокого уровня учебной мотивации за счет того, что получение знаний, умений и навыков становится для ребенка самоцелью.
  • Когнитивная психотерапия, основанная на когнитивной психологии, является наименее травматичной, так как не предполагает задевания глубоких чувств и прошлых событий.

Недостатки когнитивной психологии

  • Слишком кропотливый процесс разработки моделей, так как они должны максимально соответствовать реальным психическим процессам. При незначительной ошибке можно получить сильно искаженные данные.
  • Данные опытов и экспериментов, лежащих в основе когнитивной психологии, могут отличаться от данных, которые могли бы быть получены в более естественных условиях. В результате, получаются лабораторные данные, не всегда объективно отражающие реальную картину.
  • Модели обучения, созданные в рамках отрасли, не позволяют сделать его стандартизированным. В результате, для процесса необходимо задействовать слишком большое количество ресурсов: времени, учителей, финансов и пр.
  • Проблемное обучение, разработанное когнитивистами, предполагает безоценочное образование, поэтому результат может быть непредсказуемым: трудно оценить реальные результаты.
  • Когнитивному психотерапевту достаточно трудно работать, так как необходимо построить беседу таким образом, чтобы клиент сам понял, в чем он ошибается. И что он может сделать для разрешения ситуации. Кроме того, метод когнитивной психотерапии считается достаточно поверхностным, так как не определяет причины и не раскрывает динамику развития сложившейся ситуации.

Вывод

Когнитивная психология – отрасль психологии, которая занимается построением моделей мыслительных операций и психических процессов. Основание на методах эксперимента и опытов позволят считать выводы достаточно достоверными, но они, возможно, отличаются от данных, которые были бы получены в более естественных условиях.  Обучение, построенное на ее основе, достаточно интересное и прочное, но требует больших ресурсных затрат. Метод психотерапии, разработанный когнитвистами, не заставляет клиента глубоко погружаться в свои переживания, но является поверхностным и сложным для работы специалиста.

Когнетивное направление в психологии личности, его достоинства и недостатки.

Начиная с 1970-х гг. когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики.

Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому как это делал Уильям Джеймс, когда создавал научную дисциплину, названную психологией. Когнитивная психология не является, строго говоря, теорией личности. Она не образует и какой-то единой, сцементированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией (mapping) структуры интеллекта, другая — с разработкой терапевтических приемов с целью видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека.

Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.

Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.

1. Основные объекты изучения — познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.

2. Методы исследования — хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.

3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:

— строгую последовательность в сборе и переработке информации;

— уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;

— избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;

— зависимость от среды — от предметов физического мира, культурной и социальной среды;

— активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.

Направления критики когнитивной психологии

1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.

2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.

3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включаете»‘! только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

Таким образом, Я – это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция может включать некий набор образов себя – родителя, супруга, студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что Я человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (Markus, Nurius, 1986).

Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент Я называется идеальное Я. По Роджерсу, идеальное Я отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерсовское понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств и функций. Для начала Роджерс постулировал, что Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, установленных в научной психологии (см. Epstein, 1973). Это означает, что структура Я действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство.

Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «себя». Так, например, хотя Я постоянно меняется в результате нового опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Неважно, насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннее чувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Далее Роджерс предположил, что Я-концепция – это не гомункул или «маленький человечек в голове», который контролирует действия человека. Я не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида. И наконец, панорама опыта и восприятия, известная как «Я», принимается и признается сознанием. Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается научному исследованию.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Когнетивное направление в психологии личности, его достоинства и недостатки.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Когнетивное направление в психологии личности, его достоинства и недостатки.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Когнетивное направление в психологии личности, его достоинства и недостатки.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Когнитивная психология — Психологический репетитор

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает то, как работает разум. Он рассматривает то, что он называет опосредованными процессами (процессы, происходящие в нашем сознании), такие как восприятие, внимание, память, забывание, обучение, язык и иногда даже интеллект. Исследования в этом разделе охватывают ряд из них. Например, Loftus и Pickrell смотрят на память. Барон-Коэн и др. рассматривают восприятие и то, как на него влияет аутизм, тогда как Held и Hein изучают развитие восприятия у животных.

Проведите свои собственные когнитивные эксперименты!

Веб-сайт Psytoolkit содержит отличное введение в когнитивную психологию и когнитивные эксперименты.

Прочтите здесь глоссарий терминов, обычно используемых в когнитивных исследованиях.

Тогда попробуйте обучающие материалы и эксперименты здесь. Попробуйте их на своей семье и друзьях!

После изучения этого раздела вы должны уметь:

• описывать и оценивать когнитивный подход в психологии
• описывать и оценивать различные методологии, используемые для изучения когнитивной психологии
• описывать и оценивать различные вопросы и дискуссии подходит для когнитивной психологии
• описывать основные когнитивные исследования в отношении методологии, подходов и точек зрения, а также проблем и дискуссий
• оценивать основные когнитивные исследования в отношении методологии, подходов и точек зрения, а также вопросов и дискуссий

Оценка подхода с использованием исследований в качестве доказательства

Общий вопрос в Документе 1 — оценить подход, используя в качестве примера исследования, которые вы рассмотрели. Например…

Обсудите сильные и слабые стороны подхода когнитивной психологии, используя в качестве примера одно из исследований, перечисленных ниже.     [10]

  • Манн, Врий и Булл (2002)
  • Хелд и Хайн (1963)
  • Лофтус и Пикрелл (1995)

Очень распространенной ошибкой здесь является то, что студенты просто оценивают само исследование (например, говорят о сильных и слабых сторонах исследования Хелда и Хайна). Это не отвечает на вопрос. Вам необходимо использовать исследования в качестве примеров, чтобы оценить ПОДХОД !

Использование структуры PEE может быть очень полезным здесь. Например:

P — Укажите сильные или слабые стороны подхода (например, см. приведенные ниже)
E — Приведите пример из одного из четырех рассмотренных вами исследований, который помогает проиллюстрировать вашу точку зрения.
E — Объясните почему это хорошо/плохо для подхода.

Задание 1 — Оценка когнитивного подхода

Ответьте на вопрос в разделе слева. Если вам нужна модель, которая поможет вам, используйте пример ответа на странице социальной психологии. Напишите четыре разработанных балла PEE, а затем отправьте свой ответ, используя форму на главной странице.

Задание 2. Важность когнитивного подхода… 

Вы экзаменатор.

Образец 1 экзаменационного вопроса по когнитивному подходу с упором на его важность (иными словами, на его сильные стороны)

Прочитайте ответ в документе ниже и отметьте его, используя схему оценок внизу документа.

Напишите оценку и краткое обоснование  почему вы поставили эту оценку. Отправьте свою оценку и комментарии к соответствующему документу на Google диске


Important_of_cognitive_approach_question_to_peer_mark. docx
Загрузить файл


Когнитивный подход изучает игру в мусорную корзину

Нажмите здесь, чтобы открыть увеличенную версию

Сильные стороны когнитивного подхода

  • Когнитивная психология очень научна и основана в основном на лабораторных экспериментах. Это означает, что его выводы, скорее всего, будут надежный , потому что будут собираться и сравниваться большие объемы данных.
  • Эксперименты также, вероятно, будут иметь высокую внутреннюю достоверность , поскольку они будут пытаться контролировать все внешние переменные так, чтобы только IV могла влиять на DV.
  • У него было много полезных применений в реальном мире, например, в терапии или при анализе свидетельских показаний в суде.
  • Компьютерные модели могут быть созданы для проверки идей, которые мы не смогли реализовать на людях. это этически намного лучше, чем использование людей или животных.

Слабые стороны когнитивного подхода

  • Поскольку он ищет причины нашего поведения только в наших мыслительных процессах, когнитивный подход является редукционистским . Он игнорирует возможные причины нашего поведения, которые могли бы исходить, например, из нашего социального окружения или нашей биологии.
  • Лабораторные эксперименты имеют низкую экологическую ценность, потому что они создают необычные ситуации для участников. Это может привести к тому, что участники будут вести себя странно, создавая поведение, которое не соответствует нормальной жизни. Это означает, что мы не можем быть полностью уверены в обобщении результатов.
  • Поскольку когнитивный подход пытается найти законы поведения, которые можно обобщить на целые группы населения, он игнорирует индивидуальные различия. Он рассматривает нас как работающих одинаково и игнорирует факторы, которые могут сделать нас всех уникальными.

Редакция

Карточки с повторениями
Файл с карточками «социальные исследования» находится ниже. Сохраните его на свой компьютер или устройство и откройте его с помощью программы Repetitions для использования.

year_12_cognitive_approach_studies.srs
Скачать файл


Расширение

«Компьютерная аналогия», идея о том, что разум работает подобно компьютеру, является ключевой идеей когнитивного подхода. Но действительно ли мозг похож на компьютер? Например, как вы думаете, может ли компьютер когда-либо быть сознательным?

Прочитайте знаменитый аргумент Джона Сирла в Китайской комнате, предполагающий, что искусственный интеллект никогда не может быть сознательным. Вы согласны?

Ниже приведено изображение сети коннекционистов , которые используются для моделирования мозга в компьютерах. Но этот особенный… Я построил его! Видео ниже показывает, как это может работать. Спросите дополнительную информацию, если вы заинтересованы.

твита от @JISPsychology

Сильные и слабые стороны когнитивного подхода (с примерами)

  • Создано: Вики
  • Создано: 13-01-13 13:13

Преимущества

  • Одной из сильных сторон когнитивного подхода является то, что он имеет множество практических применений. Например, исследование Барона-Коэна и др. продемонстрировало, что теория сознания является дефицитом при аутизме, и предоставило новый тест для теории сознания. Затем тест можно использовать снова, чтобы определить, есть ли у кого-то аутизм, в то время как знание того, что у людей с аутизмом или синдромом Аспергера отсутствует теория сознания, может помочь нам лучше понять, из чего состоит аутизм и как приспособить это к школьным или рабочим ситуациям. Такие исследования, как эксперимент Лофтуса и Палмера с наводящими вопросами, также оказали большое влияние на судебную психологию и показания очевидцев. Таким образом, это очень полезный подход, внесший большой вклад в психологию и общество в целом.
  • Когнитивный подход в значительной степени опирается на эксперименты как на основной метод исследования. Например, Лофтус и Палмер использовали лабораторный эксперимент для изучения влияния наводящих вопросов на память, Барон-Коэн и др. использовали квазиэксперимент для изучения теории сознания, а Фишер и др. использовали полевой эксперимент для изучения влияния когнитивных функций. обучение приемам допроса по работе детективов при допросе очевидцев. Эксперименты позволяют определить причину и следствие (что усиливает преимущество практического применения), но, что более важно, позволяют хорошо контролировать смешанные переменные. Это означает, что исследования, использующие когнитивный подход, являются в некоторой степени научными и имеют хорошую внутреннюю валидность, поскольку посторонние переменные контролируются.

Недостатки

  • Основным недостатком когнитивного подхода является то, что он относится к когнитивным процессам, которые мы не можем наблюдать напрямую. Он сильно зависит от умозаключений. Критики экспериментов Лофтуса и Палмера с наводящими вопросами указали на справедливость гипотезы реконструктивной памяти, поскольку мы не можем быть уверены, что память изменилась, поскольку исследователи не могли наблюдать воспоминания, а только данные ответы, которые могли быть результатом требуемые характеристики или даже неверная оценка скорости. Следовательно, когнитивный подход может не быть научным на том основании, что он субъективен в том, что делается из результатов. Предположение о том, что результаты являются результатом невидимых процессов, является в значительной степени субъективным и может привести к тому, что самосбывающееся пророчество и внутренняя достоверность будут подняты как вопросы.
  • Еще одна слабость когнитивного подхода заключается в том, что он игнорирует другие факторы поведения, которые, как было показано, влияют на поведение. Например, исследование Палмера и Холлина, посвященное моральным рассуждениям и поведению преступников при принятии решений, предполагало, что разница между тем, почему контрольная группа не была преступниками, и экспериментальная группа была из-за когнитивных различий в принятии решений. Однако различные исследования, такие как Бруннер и др., а также Джуби и Фаррингтон, продемонстрировали, что биология и воспитание соответственно могут помочь объяснить, почему люди обращаются к преступлению. поэтому этот подход является несколько редукционистским, поскольку он объясняет поведение просто как результат 5 когнитивных процессов (мышление, внимание, память, восприятие и язык) и игнорирует другие факторы. [Однако редукционизм также является потенциальной силой, поскольку он позволяет нам понимать поведение в простых терминах и применять теории к большему количеству областей, поскольку он более номотетический, чем целостный подход)

Оценка

Когнитивный подход имеет ключевое преимущество практических и полезных приложений, но ключевой недостаток заключается в невозможности наблюдать предполагаемые причины поведения. Научный характер подхода достоин обсуждения, поскольку он может быть как силой, так и слабостью, как и его редукционистский характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *